Монолиты Конко-Ванкане

Конко-Ванкане, окон­ча­ние

МОНОЛИТЫ КОНКО-ВАНКАНЕ[1]

Три моно­лита – Вила­кала (Wilakala, Wila Kala), Хин­чун­кала (Jinchunkala, Jinchun Kala) и Тата­кала (Tatakala, Tata Kala) еще до архео­ло­гов были най­дены чле­нами общины Кунку-Ликилики и явля­лись для них объ­ек­тами почи­та­ния. Чет­вер­тый, раз­би­тый на несколько частей, был обна­ру­жен под слоем почвы тол­щи­ной 10 – 20 см во время рас­ко­пок в 1937 или 1941 г. Мак­сом Пор­ту­га­лом Самор­рой. Поэтому моно­лит при­нято назы­вать его име­нем. Все моно­литы Конко-Ванкане сде­ланы из крас­ного пес­ча­ника. Каж­дый из них выпол­нен в невы­со­ком рельефе.

Рис. 1. План цен­траль­ной части Конко-Ванкане, пока­зы­ва­ю­щий основ­ные архи­тек­тур­ные объ­екты, среди них: А – глав­ный полу­под­зем­ный храм, B – жилой ком­плекс, C – глав­ная пло­щадь, D – двой­ной полу­под­зем­ный храм. Рас­по­ло­же­ние моно­ли­тов отме­чено жел­тым цве­том[2]

 

Моно­лит Вилакала

Рис. 2[3]

Моно­лит Вила­кала (в пере­воде – «крас­ный камень») был раз­бит на две части по гори­зон­тали сразу после того, как его обна­ру­жили. Теперь он нахо­дится в вер­ти­каль­ном поло­же­нии и его ниж­няя часть, кото­рая, судя по ста­рым фото­гра­фиям, не имела резьбы, врыта в землю. Однако голова ста­туи так и оста­лась лежать рядом на земле (рис. 2). Вила­кала явля­ется самым высо­ким из моно­ли­тов Конко. По дан­ным Макса Пор­ту­гала,  его раз­меры  состав­ляют  538×60×38 см. Рез­ной орна­мент сохра­нили только три его стороны.

Рис. 3

Вила­кала – един­ствен­ный моно­лит, у кото­рого сохра­ни­лось лицо. Оно имеет Т-образный нос, рот в форме пря­мо­уголь­ника со скруг­лен­ными углами и глаза в виде колец. По выра­же­нию А.Т. Онст­эда (Ohnstad) – автора цити­ру­е­мой мной главы о моно­ли­тах из отчета про­екта «Боль­шая Мачака», из глаз Вила­калы исхо­дят «потоки» (слез­ные эле­менты) в форме зиг­зага со стрел­кой на кон­цах – в форме мол­нии. На голове моно­лита, похоже, был изоб­ра­жен голов­ной убор, однако от него оста­лись только фраг­менты на боко­вых сто­ро­нах. По сло­вам А.Т. Онст­эда, на них выре­заны лучи солнца. Такие же сол­неч­ные лучи, как счи­тают, мно­гие иссле­до­ва­тели, состав­ляют голов­ной убор Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако. По моему мне­нию, на голове моно­лита могло быть выре­зано голов­ное укра­ше­ние, пока­зан­ное на рис. 4.

Рис. 4[4]. Тиа­у­а­нак­ское голов­ное укра­ше­ние из золота. Музей доко­лум­бо­вых дра­го­цен­ных метал­лов Ла-Паса, Боливия

Ниже рта Вила­калы рас­по­ло­жен щиток в виде неболь­шого пря­мо­уголь­ника, воз­можно, пред­став­ля­ю­щий собой под­бо­ро­док или укра­ше­ние под­бо­родка. Его руки сло­жены на груди типич­ным для мно­гих памят­ни­ков стиля Yayamama/Pajano образом.

Широ­кий уча­сток пояса Вила­калы немного при­под­нят отно­си­тельно всей стелы. На нем изоб­ра­жена дву­гла­вая змея, головы кото­рой схо­дятся у моно­лита спе­реди. Эта же дву­гла­вая змея выре­зана на боко­вых сто­ро­нах, однако она раз­ры­ва­ется посе­ре­дине поя­сом моно­лита. В цен­тре груди скульп­туры рас­по­ла­га­ется голова змеи без тела.

Вверху каж­дой боко­вой грани моно­лита нахо­дится чело­ве­че­ская фигура в про­филь. Фигуры обеих гра­ней оди­на­ко­вые, но при этом явля­ются зер­каль­ным отра­же­нием друг друга. На них – пери­стые голов­ные уборы (при­чески), набед­рен­ные повязки с меанд­ро­вым узо­ром, полу­круг­лые укра­ше­ния шеи. У чело­века на левой грани моно­лита из глаз исхо­дят зиг­заги пото­ков. У чело­века на пра­вой грани слез­ного эле­мента нет. Видимо, он был утра­чен, потому что эти люди явля­ются зер­каль­ными копи­ями друг друга и, по логике вещей, слез­ный эле­мент, на мой взгляд, дол­жен быть. Зубы близ­не­цов оска­лены, ребра обо­зна­чены, пупки широ­кие в форме кольца, одна рука нахо­дится спе­реди, а вто­рая – сзади. По мне­нию А.Т. Онст­эда, эти фигуры имеют спе­ци­фи­че­скую ико­но­гра­фию, вза­и­мо­свя­зан­ную с моти­вами «Пада­ю­щий чело­век» и «Скло­ня­ю­ща­яся фигура» тка­ней и кера­мики Пукары (Pukara), а также со сти­лем ста­туй Пукары и Поко­тии (Pokotía). Фран­цуз­ский нату­ра­лист Жан Велар (Jean Vellard), кото­рый зани­мал пост дирек­тора Музея архео­ло­гии в 1941 – 1942 гг., после Макс Пор­ту­гала, рас­це­ни­вал эти фигуры как воен­ные тро­феи, под­ве­шен­ные за ноги.

Однако я счи­таю, что поза людей гово­рит о том, что они не под­ве­шены и не падают, а ныряют в воду или, ско­рее, уже будучи в воде, устрем­ля­ются в ее глу­бины. А изоб­ра­же­ние ребер ука­зы­вает на то, что это – умер­шие люди или мумии. То есть близ­нецы пред­став­ляют собой обо­жеств­лен­ных пред­ков, устрем­ля­ю­щихся в место их рож­де­ния, в соот­вет­ствии с анд­ской рели­гией, – в вод­ную сти­хию. Ведь, согласно рели­ги­оз­ным пред­став­ле­ниям анд­цев, жизнь не имеет ни начала, ни конца. Она непре­рывна. Чело­век лишь меняет место сво­его нахож­де­ния в миро­зда­нии, кото­рое состоит из мира сей­час, мира внизу и мира наверху.

Пада­ю­щие люди сба­лан­си­ро­ваны ком­по­зи­ци­онно с двумя коша­чьими внизу перед­ней части стелы, кото­рые, по сло­вам А.Т. Онст­эда, могли слу­жить визу­аль­ными мета­фо­рами. Их фигуры почти оди­на­ковы, хотя нос и глаза той, что справа, почти на 40 % больше, чем у той, что слева. Они имеют ноги коша­чьих, но с чело­ве­че­скими ступ­нями, на осно­ва­нии чего С. Рай­ден пред­по­ло­жил, что это – люди в костю­мах живот­ных. От затылка каж­дой головы исхо­дит цепь из шари­ков. По све­де­ниям А.Т. Онст­эда, подоб­ный мотив исполь­зо­вался в изоб­ра­же­нии вер­блю­до­вого на кера­мике Пукары и коша­чьих на кера­мике сти­лей Рекуай (Recuay).

Рис. 5[5]. Погре­баль­ная ткань куль­туры Пара­каса. Наци­о­наль­ный музей Перу в Сан-Борхе (Peru’s National Museum in San Borja)

Я же вижу подоб­ные нити «бус», но из пузырь­ков воз­духа на тка­нях Пара­каса, как пра­вило, пока­зы­ва­ю­щих под­вод­ных божеств. «Бусы», видимо, явля­ются шлан­гами, через кото­рые посту­пает воз­дух к обо­жеств­лен­ным аква­лан­ги­стам (рис. 5), выши­тым на ткани. Их голов­ной убор, весьма харак­тер­ный для божеств Пара­каса, стал, как я счи­таю, про­то­ти­пом для голов­ного убора, пока­зан­ного на рис. 4.

 

Моно­лит Хинчункала

Рис. 6[6]

Хин­чун­кала («высо­кий камень») очень схож по форме и ико­но­гра­фи­че­скому кон­тек­сту с Вила­ка­лой. Это – такая же длин­ная пря­мо­уголь­ная плита из крас­ного пес­ча­ника с пони­жен­ными и при­под­ня­тыми зонами, под­чер­ки­ва­ю­щими неко­то­рые осо­бен­но­сти костюма и стро­е­ния тела. По дан­ным М. Пор­ту­гала, моно­лит имеет 4,54 м в высоту и до 70 см в ширину.

Рис. 7

Моно­лит был постав­лен в вер­ти­каль­ное поло­же­ние, и зна­чи­тель­ная часть его осно­ва­ния поме­щена в бетон, поэтому ее не видно пол­но­стью. Резьба, пока­зы­ва­ю­щая лицо и перед­нюю часть моно­лита, не сохра­ни­лась. На обрат­ной сто­роне выре­заны волосы (или часть голов­ного убора?) – восемь длин­ных пря­мых полос с голо­вами рыб на кон­цах, как у моно­лита Понсе Тиа­у­а­нако.  Но у Хин­чун­калы четыре рыбы смот­рят влево, а осталь­ные четыре – вправо, т.е. в раз­ные сто­роны. А у моно­лита Понсе рыбы одной группы смот­рят на рыб дру­гой, дру­гими сло­вами, их головы обра­щены к сере­дине спины ста­туи. Фото­гра­фия моно­лита Понсе (рис. 8) пока­зы­вает, что, конечно, это ника­кие не волосы, не косицы, а длин­ные сочле­не­ния из метал­ли­че­ских пла­стин для защиты шеи. Что озна­чают такие полосы, мне неиз­вестно. Рыбы же, кроме того, что они сим­во­ли­зи­руют вод­ную сти­хию, сим­во­ли­зи­руют мир усопших.

Рис. 8[7]

По А.Т. Онст­эду, поток волос Хин­чун­калы начи­на­ется от ниж­ней части голов­ного убора типа тюр­бана. На гори­зон­таль­ной части «тюр­бана» пока­зана сцена с гума­но­и­дом, изоб­ра­жен­ным с пред­ме­том в форме ложки во рту. Над гума­но­и­дом выре­зано суще­ство с почти квад­рат­ной боль­шой голо­вой и откры­тым ртом. Чуть выше пер­со­нажа с «лож­кой» нахо­дятся линии завит­ков, как опре­де­ляет их А.Т. Онстэд. Дума­ется, что это – волны. Шесть неболь­ших кру­гов (семена или овощи?) выстро­ены в два ряда между квад­рат­ной голо­вой и пер­со­на­жем с «ложкой».

Рис. 9. Пончо из перьев. IX – X вв. н.э. Стиль Чиму (Перу)[8]

На боко­вых сто­ро­нах гори­зон­таль­ной части «тюр­бана» пока­заны в про­филь тела коша­чьих с хво­стами, закру­чен­ными в спи­раль (как у хаме­леона). А.Т. Онстэд пред­по­ла­гает, что их головы были изоб­ра­жены на перед­ней эро­ди­ро­ван­ной сто­роне моно­лита таким же обра­зом, как головы коша­чьих в ниж­ней части Боро­да­того моно­лита Тиа­у­а­нако. Однако эти коша­чьи, судя  по спи­рали хво­ста, на мой взгляд, ско­рее ближе к стилю побе­ре­жья (рис. 9).

На верх­ней части шапки (тюр­бана) моно­лита есть неясно чита­ю­ща­яся фигура с голо­вой гума­но­ида и рядом допол­не­ний или лучей, закан­чи­ва­ю­щихся коша­чьими голо­вами. По бокам верх­ней части шапки нахо­дится эро­ди­ро­ван­ная фигура с пото­ками, кото­рые завер­ша­ются  коша­чьими и рыбьими голо­вами, в паре с тремя пери­стыми моти­вами, ассо­ци­и­ру­ю­щи­мися с голов­ными уборами.

Рис. 10[9]. Идол Пача­ка­мака (посе­ре­дине) и абрисы изоб­ра­же­ний на его столбе

Я счи­таю, что герои сюжета, изоб­ра­жен­ного на гори­зон­таль­ной части «тюр­бана» и, воз­можно, на эро­ди­ро­ван­ных поверх­но­стях его макушки, несо­мненно, отсы­лают нас к обра­зам, выре­зан­ным на столбе ора­кула Пача­ка­мака (рис. 10). Ико­но­гра­фи­че­ское и сюжет­ное сход­ство здесь бесспорно.

Пача­ка­мак – один из глав­ных богов анд­ского мира. Ему посвя­щен хра­мо­вый ком­плекс на перу­ан­ском побе­ре­жье Тихого оке­ана, кото­рый ведет свое суще­ство­ва­ние, по мне­нию уче­ных, с пер­вого года нашей эры. Пача­ка­мак – неви­ди­мый бог и его изоб­ра­же­ния отсут­ствуют. Зато есть идол, или ора­кул Пача­ка­мака.  Он пред­став­ляет собой рез­ной столб с дву­ли­кой чело­ве­че­ской фигу­рой наверху. Столб покрыт резь­бой, смысл кото­рой для меня до конца неясен, но оче­видно, что на ней пока­заны раз­лич­ные боже­ства, живу­щие на суше и в воде. Среди послед­них – те, кото­рые могут взле­тать из воды и летать по воздуху.

В верх­нем левом углу про­ри­совки резьбы (см. рис. 10) «запи­сан» один из мифов о Пача­ка­маке, т.е. там изоб­ра­жена фигура сына Солнца. В мифе гово­рится о том, как Пача­ка­мак создал пару – муж­чину и жен­щину, но не создал пищи, и муж­чина умер от голода. Жен­щина в отча­я­нии обра­ти­лась за помо­щью к Солнцу, отцу Пача­ка­мака. В ответ Солнце обе­щало жен­щине пищу и опло­до­тво­рило ее. Родился сын. Пача­ка­мака вме­ша­тель­ство отца очень рас­сер­дило. Он убил ребенка и рас­чле­нил его на мно­же­ство частей. Несчаст­ная жен­щина похо­ро­нила сына, и про­изо­шло уди­ви­тель­ное: из зубов ребенка выросла куку­руза, из костей – маниока и дру­гие кор­не­плоды, из мяса – огурцы и про­чие плоды. С тех пор там не голо­дали и жили в изобилии.

Мно­гие боже­ства, пока­зан­ные на идоле Пача­ка­мака, были боже­ствами и для царств побе­ре­жья – Моче, Сикана, Пара­каса, Чиму, Наски. Их даже изоб­ра­жали похо­жим образом.

На боко­вых поверх­но­стях Хин­чун­калы, как и у Вила­калы, выре­заны дву­гла­вые змеи и пада­ю­щие близ­нецы. Но если змеи пред­став­ляют собой почти пол­ные копии этих же существ моно­лита Вила­калы, то люди в неко­то­рых дета­лях отли­ча­ются. Так, у них отсут­ствует (или не сохра­нился) пери­стый голов­ной убор, зато есть нечто подоб­ное ему на под­бо­родке (похоже на бороду). На поясе моно­лита изоб­ра­жены те же змеи.

На спине моно­лита выре­зана пара людей, явля­ю­щихся зер­каль­ным отра­же­нием друг друга и похо­жих на пада­ю­щих людей, рас­по­ло­жен­ных на боко­вых сто­ро­нах. Однако эти пер­со­нажи устрем­лены вверх, слез­ный эле­мент у них отсут­ствует, а голов­ной убор, на мой взгляд, пред­став­ляет собой дву­гла­вую змею с голо­вами пумы (ягу­ара), а по вер­сии А.Т. Онст­эда, – дву­гла­вого коша­чьего, кото­рый часто встре­ча­ется на кера­мике в стиле Пукары и Тиа­у­а­нако. Есть и еще одно суще­ствен­ное, по моему мне­нию, отли­чие: на телах людей не обо­зна­чены ребра и пупки. Ком­по­зи­ция дан­ного сюжета схожа с тако­вой пары коша­чьих на перед­ней части Вилакалы.

А.Т. Онстэд счи­тает, что здесь мы видим те же фигуры пада­ю­щих людей, но в про­ти­во­по­лож­ном поло­же­ние. Он отме­чает, что вер­сия сто­я­щего чело­века также имеет одну под­ня­тую и одну опу­щен­ную руку. Но я обра­тила вни­ма­ние, что вто­рой руки на про­ри­совке и на фото моно­лита у близ­не­цов нет, да и, судя по отсут­ствию доста­точ­ного места, и не было, хотя все же там про­смат­ри­ва­ется некая V-образная кри­вая. А.Т. Онстэд ука­зы­вает на то, что пальцы от ступни и ступня от осталь­ной части ноги отде­лены чет­кими лини­ями, как на кера­мике Пукары. Как я могла заме­тить, такой тип изоб­ра­же­ния ступ­ней харак­те­рен для обра­зов неко­то­рых божеств Моче, Сипана, Сикана, Чиму, в част­но­сти, Айа­па­эка–Най­лампа.

Рис. 11[10]. Рекон­струк­ция рос­писи ткани одной из гроб­ниц Сикана, поме­щен­ная на стене в инте­рьере Наци­о­наль­ного музея Сикана

Ярким при­ме­ром может слу­жить рос­пись ткани Сикана (рис. 11), где изоб­ра­жено божество-корабль (подроб­нее см. «Легенда о Най­лампе», окон­ча­ние). Здесь ступни вспо­мо­га­тель­ных божеств и некие тре­уголь­ные в плане устрой­ства, выхо­дя­щие из ушей глав­ного боже­ства (нечто вроде пти­чьих лап), кото­рые явно отно­сятся к ракет­ному дви­га­телю и его соп­лам, имеют оди­на­ко­вую форму и оди­на­ко­вую функ­цию. То есть ноги вспо­мо­га­тель­ных божеств, у кото­рых тоже по четыре пальца-сопла, – это также часть дви­га­тель­ной уста­новки. Об этом гово­рит и голова пумы рядом со ступ­нями, все­гда сим­во­ли­зи­ру­ю­щая силу и опас­ность дви­га­теля на ком­по­зи­циях с божеством-кораблем. При этом ноги вспо­мо­га­тель­ных божеств также имеют сход­ство с пти­чьими лап­ками. На дру­гих арте­фак­тах гроб­ниц Сикана и храма Най­лампа в Укупе это сход­ство более оче­видно. Ино­гда ступни божества-корабля изоб­ра­жа­ются даже с ког­тями. Такой спо­соб ска­зать, что изоб­ра­жен­ное боже­ство – лета­тель­ный корабль, поня­тен. Птицы все­гда и у всех наро­дов сим­во­ли­зи­руют полет.

Учи­ты­вая поло­же­ние ступ­ней и позу фигур близ­не­цов (божеств-кораблей) на спине Вила­калы в целом, можно сде­лать вывод, что близ­нецы не стоят, как пишет А.Т. Онстэд, а всплы­вают или взле­тают из глу­бины вод. К тому же, у них отсут­ствует изоб­ра­же­ние ребер. Сле­до­ва­тельно, на этой ком­по­зи­ции пока­заны обо­жеств­лен­ные предки, выре­зан­ные на боко­вых гра­нях с атри­бу­тами умер­ших людей, или мумий, но воз­ро­див­ши­еся и став­шие богами с атри­бу­тами боже­ствен­ной вла­сти на голове –  амару, у кото­рой к тому же головы пум.

Инте­ресно также, что слез­ный эле­мент есть только у близнецов-мумий и у божеств, нахо­дя­щихся в мире усоп­ших, – под амару, обви­ва­ю­щей талию моно­лита, ну и, конечно, у самого моно­лита. Это может гово­рить в пользу того, что слез­ный эле­мент явля­ется атри­бу­том только мира усопших.

Важ­ным, но неяс­ным с точки зре­ния рели­ги­оз­ной сим­во­лики пред­став­ля­ется изоб­ра­же­ние корот­кой амару с голо­вами всплы­ва­ю­щих близ­не­цов, и в то же время очень напо­ми­на­ю­щей их голов­ной убор. Амару рас­по­ло­жена над близ­не­цами, и к ней, видимо, они и стре­мятся. И поскольку амару – судь­бо­нос­ная сущ­ность, обла­да­ю­щая ката­стро­фи­че­ской раз­ру­ши­тель­ной силой, – имеет головы всплы­ва­ю­щих близ­не­цов, можно пред­по­ло­жить, что она – их сле­ду­ю­щее, более могу­ще­ствен­ное воплощение.

Рис. 12[11]

Ниже при­под­ня­той зоны пояса моно­лита есть изоб­ра­же­ние ламы или аль­паки с оска­лен­ными зубами. Как ука­зы­вает А.Т. Онстэд, основ­ные ико­но­гра­фи­че­ские эле­менты ламы свя­заны с кера­ми­кой и камен­ной скульп­ту­рой Пукары: копыта, цвет­ной плащ (здесь – сет­ча­тый), круг­лый нос, грива на макушке головы и ромб на шее. Кроме того, «эта ламо­ид­ная фигура также пока­зы­вает зубы – общая осо­бен­ность про­фи­лей голов любого вида в Конко, а также потоки из глаз на голо­вах в про­филь». Нако­нец, лама имеет пятую конеч­ность – «руку с чело­ве­че­скими паль­цами и лок­те­вым суста­вом, кото­рая пока­зана сжи­ма­ю­щей жезл, почти иден­тич­ный тем, кото­рые дер­жали неко­то­рые изоб­ра­же­ния Матери Вер­блю­до­вых на кера­мике Пукары». На рисун­ках пуб­ли­ка­ций Рай­дена, Бра­у­мена и Португала-сына жезл завер­ша­ется коша­чьей голо­вой, но на ран­них фото­гра­фиях Португала-отца и ран­них рисун­ках Бака (Buck) такой эле­мент ни разу не был запе­чат­лен. Ниж­няя часть жезла, видимо, резко расширяется.

Я счи­таю, что здесь изоб­ра­жена не лама, а вику­нья. Об этом гово­рит хвост живот­ного. Ламы все­гда дер­жат хво­сты в вер­ти­каль­ном поло­же­нии. В отли­чие от них у вику­ний обычно хвост опу­щен, как и у суще­ства, кото­рое мы видим на моно­лите. Корот­кий хвост, раз­дво­ен­ные копытца и длин­ная шея, несо­мненно, гово­рят в пользу того, что здесь выре­зан вер­блю­до­вый. Но голова суще­ства, без­условно, при­над­ле­жит коша­чьему, ско­рее всего, пуме, о чем сви­де­тель­ствуют скруг­лен­ные малень­кие ушки и круг­лый нос, по при­сут­ствию кото­рого на под­час полу­стер­тых изоб­ра­же­ниях можно отли­чить пум от дру­гих животных.

Для меня стало откры­тием то, что вику­нья явля­лась столь почи­та­е­мым и при этом таким зна­чи­тель­ным боже­ством в Конко-Ванкане, а, исходя из ком­мен­та­риев А.Т. Онст­эда, и в Пукаре.

О высо­ком ста­тусе вику­ньи гово­рит не только то, что она изоб­ра­жена с кры­льями и с голо­вой пумы на моно­лите Хин­чун­кале, но и то, что амару и Хин­чун­калы, и Вила­калы имеют головы вику­ньи. (В этом я снова рас­хо­жусь с А.Т. Онст­э­дом, кото­рый счи­тает, что у них головы с коша­чьими ушами и усами “suche”. У этого испан­ского слова много зна­че­ний, но ни одно не под­хо­дит в каче­стве харак­те­ри­стики усов.) Ушки у голов амару – ост­рые и корот­кие. Именно эти при­знаки поз­во­ляют назвать их вику­ньи­ными, поскольку у ламы ушки намного длин­нее и шире, а у пумы они малень­кие и круг­лые. Но лица у вику­ньи­ных голов амару – чело­ве­че­ские, вер­нее они имеют своим про­об­ра­зом защит­ную маску при­шель­цев, такую, как у лиц камен­ных голов Полу­под­зем­ного храма Тиа­у­а­нако. Снизу лица голов амару огра­ни­чены некоей ско­бо­об­раз­ной кон­струк­цией, кото­рая, веро­ятно, может вос­при­ни­маться как под­бо­ро­доч­ное укра­ше­ние. Но ясно, что она имеет отно­ше­ние к шлему  пришельцев.

Вер­ти­кально сто­я­щая амару, кото­рая в этом состо­я­нии прон­зает все три мира анд­ского миро­зда­ния, озна­чает эпоху гло­баль­ных пере­мен – пача­кути. В этом ли зна­че­нии она изоб­ра­жена на боко­вых гра­нях моно­ли­тов, неясно, тем более что она пре­ры­ва­ется амару, рас­по­ло­жен­ной на поясе моно­ли­тов, т.е. амару в гори­зон­таль­ном поло­же­нии, как бы отде­ля­ю­щей ниж­ний мир от мира сей­час и верх­него мира. Но тогда почему боже­ствен­ная вику­нья с голо­вой пумы, кры­льями и жез­лом нахо­дится ниже лежа­щей амару, раз­де­ля­ю­щей миры? Ответ один: моно­лит свя­зан с куль­том поми­но­ве­ния усоп­ших и поэтому вер­хов­ное боже­ство на нем при­сут­ствует в ниж­нем мире. Об этом гово­рят и слезы, теку­щие из глаз викуньи-пумы. Ну, а поскольку в анд­ских ком­по­зи­циях все рели­ги­оз­ные сюжеты имеют тай­ный под­текст, то сле­дует ска­зать, что поме­ще­ние гроз­ной вику­ньи с голо­вой пумы и жез­лом, кото­рый можно трак­то­вать, кстати, как ору­жие, в район ступ­ней стелы явля­ется отго­лос­ком изоб­ра­же­ния пум в ниж­ней части чело­ве­че­ской фигуры боже­ства в каче­стве пере­осмыс­лен­ного образа изры­га­ю­щего огонь и пред­став­ля­ю­щего страш­ную угрозу дви­га­теля лета­тель­ного аппа­рата. Кроме того, и сама кры­ла­тая вику­нья – это образ лета­тель­ного аппа­рата, т.е. еще один из вари­ан­тов божества-корабля.

Замечу, что все головы амару и даже та, кото­рая нахо­дится в цен­тре груди моно­лита Вила­калы, имеют слез­ный эле­мент. Вер­ти­кально сто­я­щие амару Хин­чун­калы также пла­чут. И только амару на поясе этого моно­лита изоб­ра­жены без слез­ного элемента.

 

Моно­лит Португала

Рис. 13[12]

Моно­лит раз­бит по вер­ти­каль­ным и гори­зон­таль­ным осям. Неко­то­рые его части так и не были най­дены. Два боль­ших фраг­мента моно­лита имеют длину при­мерно 1,8 м и мак­си­маль­ную ширину 53 см, дру­гие – около 1,44 м и 32 см.

Рис. 14

Хотя голова моно­лита не обна­ру­жена, он, ско­рее всего, пред­став­ляет собой антро­по­морф­ное суще­ство. Его руки сло­жены на туло­вище так, что пра­вая рука нахо­дится чуть выше левой (фраг­мент I на рис. 14), тогда как у моно­лита Вила­калы руки сло­жены в обрат­ном порядке. Чуть выше фраг­мен­ти­ро­ван­ной пра­вой руки нахо­дится утра­чен­ный мотив, кото­рый может пред­став­лять собой часть неболь­шой головы, такой же, по мне­нию А.Т. Онст­эда, как на груди моно­лита Вила­калы. Моно­лит Пор­ту­гала схож с моно­ли­тами Хин­чун­ка­лой и Вила­ка­лой. Тем не менее, у него есть отличия.

Так, углы стелы заметно скруг­лены, поэтому она выгля­дит более яйце­вид­ной в про­филь, чем моно­литы Вила­кала и Хин­чун­кала. Нет ника­ких при­зна­ков того, что у нее были зоны, раз­лич­ные по высоте, как у дру­гих моно­ли­тов. К тому же, моно­лит Пор­ту­гала веро­ят­нее любого из моно­ли­тов Конко может пред­став­лять собой скульп­туру «двой­ного лица» (стиль Pajano). Все эти факты в сово­куп­но­сти, по сло­вам А.Т. Онст­эда, поз­во­ляют пред­по­ло­жить, что моно­лит Пор­ту­гала может быть отне­сен к немного более ран­нему вре­мени, нежели Вила­кала и Хинчункала.

Ниже сло­жен­ных рук моно­лита Пор­ту­гала, веро­ятно, нахо­ди­лась фигура кон­дора, от кото­рой оста­лись лишь голова и часть крыла (фраг­менты I и I-1). Есть и еще одно изоб­ра­же­ние кон­дора, вер­нее головы этой птицы. Она видна ниже локтя моно­лита (фраг­мент I). Изоб­ра­же­ния птиц-хищников на моно­лите Пор­ту­гала явля­ются уни­каль­ными среди моно­ли­тов Конко и вообще моно­ли­тов стиля Mama/Pajano. Изоб­ра­же­ние мень­шей головы кон­дора может быть завер­ше­нием одного из пото­ков, состав­ля­ю­щих «голов­ной убор» или нечто в этом роде, часть кото­рого видна под голо­вой змеи на фраг­менте I-1 (рис. 14) и пред­став­ляет собой головы кошачьих.

По обе сто­роны от кон­дора рас­по­ла­га­ются изоб­ра­же­ния двух змей (фраг­менты I и I-1), схо­жие с изоб­ра­же­ни­ями змей дру­гих моно­ли­тов Конко-Ванкане. Но одно из них уни­кально тем, что виден конец хво­ста змеи, в то время как пред­став­лен­ные на дру­гих мону­мен­тах бас­сейна Тити­каки изоб­ра­же­ния змей, как пра­вило, не вклю­чают хвост. Фраг­менты I и I-1 архео­логи отно­сят к зад­ней части монолита.

Боко­вые грани моно­лита Пор­ту­гала, воз­можно, так же, как и эти грани двух дру­гих моно­ли­тов, были деко­ри­ро­ваны изоб­ра­же­ни­ями боль­ших змей с голо­вами человека-викуньи (фраг­мент II). Сохра­нив­ша­яся часть змеи поз­во­лят сде­лать вывод о то, что она была самой длин­ной из змей моно­ли­тов Конко. К тому же, она не пре­ры­ва­ется при­под­ня­той зоной пояса, как у дру­гих монолитов.

На фраг­менте III рас­по­ла­га­ется малень­кая антро­по­морф­ная фигура, одежду кото­рой М. Пор­ту­гал опре­де­лил как длин­ную тунику, обле­га­ю­щую талию, схо­жую с одеж­дой «жите­лей стран Востока, кото­рую индейцы уру назы­вали ira». Он отож­деств­лял этого пер­со­нажа с цен­траль­ной фигу­рой Врат Солнца, утвер­ждая, что фигура Конко пред­став­ляет собой при­ми­тив­ную вер­сию Древ­него Бога (Dios Cana). Но это оде­я­ние, по мне­нию А.Т. Онст­эда, явля­ется недо­ста­точ­ным сви­де­тель­ством для того, чтобы согла­ситься с М. Португалом.

Рис. 15[13]

Малень­кая фигура чело­века в тунике стоит над голо­вой без тела, кото­рую А.Т. Онстэд рас­це­ни­вает пред­по­ло­жи­тельно как отруб­лен­ную голову-трофей. Дума­ется, что это вовсе не голова, а маска. Ниже нее рас­по­ла­га­ется несколько колец, выре­зан­ных вокруг антро­по­морф­ного коша­чьего с чело­ве­че­скими руками, кото­рый, на мой взгляд, весьма схож с изоб­ра­же­ни­ями коша­чьих на орна­менте столба идола Пача­ка­мака (см. рис. 10).

 

Моно­лит Татакала

Рис. 16[14]

Тата­кала («отец-камень») – самый круп­ный из извест­ных моно­ли­тов Конко-Ванкане, его раз­меры, по М. Пор­ту­галу: 5,1 м в длину и 95 см в ширину в самом широ­ком месте. М. Пор­ту­гал назы­вал его «камен­ный монах». В насто­я­щее время он явля­ется наи­бо­лее почи­та­е­мым моно­ли­том и цен­траль­ной риту­аль­ной фигу­рой общины. Тата­кала лежит на глав­ной пло­щади Конко-Ванкане. Эта стела сильно эро­ди­ро­вана, и резьба ее поверх­но­стей утра­чена. Однако, по сооб­ще­ниям М. Пор­ту­гала, в 1937 г. суще­ства типа змей, такие, как у моно­ли­тов Вила­калы и Хин­чун­калы, еще были едва видны на стеле там, где моно­лит сопри­ка­сался с зем­лей, осо­бенно в обла­сти пояса. Кроме того раз­ли­ча­лись «следы релье­фов круг­лой формы, рас­по­ло­жен­ные таким же обра­зом, как у моно­лита Бен­нетта, т.е. на юбке».

Рис. 17[15]. Моно­литы Конко-Ванкане

 

Дати­ровка и трак­товка моно­ли­тов учеными

Одной из пер­вых пуб­ли­ка­ций о моно­ли­тах Конко-Ванкане счи­та­ется «Кален­дарь майя в куль­туре Тиа­у­а­наку» (1937) Фрица Бака. Ф. Бак рас­це­ни­вал эти мону­менты как «наи­бо­лее чет­кие и неопро­вер­жи­мые дока­за­тель­ства пря­мого вли­я­ния… Цен­траль­ной Аме­рики на куль­тур­ную группу древ­него Перу». Исходя из нали­чия отда­лен­ной связи между ико­но­гра­фией Конко-Ванкане и иеро­гли­фи­че­ской пись­мен­но­стью индей­цев майя, Бак дати­ро­вал сайт при­бли­зи­тельно 500 г. н.э. и рас­смат­ри­вал его как пред­ше­ству­ю­щий скульп­тур­ному стилю клас­си­че­ского Тиауанако.

Макс Пор­ту­гал Саморра[16] харак­те­ри­зо­вал ряд моти­вов на моно­ли­тах Конко как вер­сию «при­ми­тив­ных» моти­вов, наблю­да­е­мых на скульп­туре клас­си­че­ского Тиа­у­а­нако (1941). К их числу он отно­сил зиг­за­го­об­раз­ные потоки из глаз Вила­калы, кон­до­ров моно­лита Пор­ту­гала, дву­гла­вых змеев всех трех моно­ли­тов и фигуру вер­блю­до­вого Хин­чун­калы. Пор­ту­гал пола­гал, что фигура вер­блю­до­вого – это ран­няя вер­сия этно­гра­фи­че­ски извест­ных «полу­бо­гов», кото­рые были при­знаны совре­мен­ными айма­рами неким созвез­дием вблизи Млеч­ного Пути (1941). Макс Пор­ту­гал Саморра при­чис­лял моно­литы Конко-Ванкане к стилю камен­ных скульп­тур Pa-Ajanu, кото­рый он дати­ро­вал 250 – 500 гг. н.э.

Стиг Рай­ден[17] при­шел к дру­гому выводу о воз­расте моно­ли­тов, отлич­ному от сде­лан­ного М. Пор­ту­га­лом. В резуль­тате деталь­ного срав­не­ния моно­ли­тов Конко с Боро­да­тым моно­ли­том Полу­под­зем­ного храма Тиа­у­а­нако Рай­ден ука­зал на гру­бую совре­мен­ность стел мону­мен­тов Конко. С. Рай­ден отнес моно­литы Конко к пери­оду дека­дент­ского Тиа­у­а­нако (Тиа­у­а­нако V). Неко­то­рые из моти­вов, исполь­зо­ван­ных Пор­ту­га­лом, чтобы обос­но­вать пре­ти­а­у­а­нак­ское время, были рас­це­нены Рай­де­ном как под­твер­жде­ние позд­него про­ис­хож­де­ния моно­ли­тов, напри­мер, зиг­за­го­об­раз­ные потоки из глаз и кры­ла­тая фигура верблюдового.

Дэвид Бра­у­мен[18] (David Browman) отнес моно­литы Конко-Ванкане к стилю Pajano (1972). Ука­зав на при­сут­ствие эле­мен­тов, при­су­щих тек­стилю Пара­каса и кера­мике Пукары, он дати­ро­вал моно­литы Конко и памят­ники стиля Pajano в целом Позд­ним пери­о­дом ста­нов­ле­ния, а также утвер­ждал, что стиль Pajano был про­дук­том ран­них сти­лей индей­цев бас­сейна Тити­каки, таких, как Asiruni. Эти стили, по мне­нию Д. Бра­у­мена, имели устой­чи­вое вза­и­мо­дей­ствие с иде­ями Пара­каса в перу­ан­ской гор­ной местности.

Макс Пор­ту­гал Ортис[19] (Ortiz), сын Макса Пор­ту­гала Саморры, также исполь­зо­вал тер­мин «Pa-Ajanu» при­ме­ни­тельно к Конко-Ванкане, чтобы гово­рить о том, что он опре­де­ляет как очень дли­тель­ные, но после­до­ва­тель­ные тра­ди­ции рели­ги­оз­ного искус­ства, гео­гра­фи­че­ски сосре­до­то­чен­ного на озере Тити­кака (1981). Согласно Ортису, эти тра­ди­ции нача­лись в период Тиа­у­а­нако III и про­дол­жа­лись вплоть до XVI в. Ортис рас­це­ни­вал стиль моно­ли­тов Конко-Ванкане как пере­ход­ный от Тиа­у­а­нако III к клас­си­че­скому Тиа­у­а­нако (Тиа­у­а­нако IV).

Участ­ники про­екта «Боль­шая Мачака» счи­тают, бази­ру­ясь на соб­ствен­ных иссле­до­ва­ниях, сти­ли­сти­че­ское раз­ме­ще­ние моно­ли­тов Ортиса пра­виль­ным[20].

На основе ико­но­гра­фи­че­ских кон­так­тов с кера­ми­кой Пукары и тек­сти­лем Паракас/Наска и дру­гих сти­ли­сти­че­ских атри­бу­тов А.Т. Онстэд пред­ла­гает наи­бо­лее веро­ят­ную дати­ровку моно­ли­тов Конко-Ванкане – при­бли­зи­тельно 1 – 300 гг. н.э. «Мы склонны отно­сить моно­литы Конко-Ванкане к стилю Pajano или Yayamama. Хотя мало осно­ва­ний пола­гать, что моно­литы 1 и 2 (Вила­кала и Хин­чун­кала – Ф.Ó.) пер­во­на­чально имели два лица», – пишет он от имени участ­ни­ков про­екта. Исполь­зо­ва­ние моно­ли­тов охва­ты­вают период от 200 г. н.э. (или, воз­можно, раньше) до 450 г. н.э.

 

Наступ­ле­ние богов побережья

Поскольку уче­ные про­екта «Боль­шая Мачака» счи­тают, что «все моно­литы имеют явно пре­ти­а­у­а­нак­ский стиль, кото­рый отно­сится к позд­нему пери­оду ста­нов­ле­ния», они рас­смат­ри­вают именно их как обра­зец, кото­рому под­ра­жали в Тиа­у­а­нако при созда­нии моно­ли­тов, а не наобо­рот. Глава про­екта – Д.В. Яну­сек пишет: «На Хин­чун­кале изоб­ра­жены сти­ли­сти­че­ские эле­менты, кото­рые создали позже ико­но­гра­фию моно­ли­тов Тиауанако-стиля»[21]. С таким утвер­жде­нием, конечно, никак нельзя согласиться.

Обычно моно­литы Конко-Ванкане срав­ни­вают с Боро­да­тым моно­ли­том (рис. 18), с кото­рым у них есть неко­то­рое сход­ство. Но оно вовсе не полное.

Рис. 18[22]. Боро­да­тый моно­лит и два моно­лита поменьше Храма камен­ных голов Тиауанако

Род­нит моно­литы Конко-Ванкане и Боро­да­тый моно­лит то, что они сде­ланы из одного мате­ри­ала – крас­ного пес­ча­ника, к тому же в форме столба, т.е. руки, ноги, голова и шея не про­ра­бо­таны скуль­пто­ром, а лишь наме­чены. Они схожи прин­ци­пом орна­мен­ти­ро­ва­ния поверх­но­стей, в част­но­сти зони­ро­ва­ния, неко­то­рыми моти­вами узо­ров (змеи, пумы) и голов­ным убо­ром. Руки моно­ли­тов сло­жены на груди. Но на моно­ли­тах Конко-Ванкане появ­ля­ется слез­ный эле­мент и «косицы», пада­ю­щие на спину из-под шапки. И это уже при­бли­жает их к более позд­ним скульп­ту­рам Тиа­у­а­нако – моно­литу Монаху и моно­литу Понсе, моно­литу Бен­нетта в его «рету­ши­ро­ван­ном» виде, а также Богу Врат Солнца. Сразу бро­са­ется в глаза гораздо более силь­ная изно­шен­ность камня Боро­да­того моно­лита и соот­вет­ственно пло­хая сохран­ность его рез­ного орна­мента, что гово­рит о том, что он намного старше моно­ли­тов Конко-Ванкане.

Вни­ма­тельно изу­чив рисунки и фото, каса­ю­щи­еся моно­ли­тов Конко-Ванкане, я не нашла на них пря­мых цитат из про­из­ве­де­ний искусств Цен­траль­ной Аме­рики. Не вижу я на моно­ли­тах и пря­мых цитат с арте­фак­тов Пукары-де-Пуно, Пара­каса и Наски. В то же время отчет­ли­вая связь с боже­ствами Моче, Сикана, Пара­каса (напри­мер, Айа­па­эком и Най­лам­пом) и их худо­же­ствен­ным вопло­ще­нием несомненна.

Хотя пря­мых цитат нет, ощу­ща­ется силь­ное при­сут­ствие вод­ной сти­хии, оке­ана. Это и плы­ву­щие огром­ные амару и, осо­бенно, ныря­ю­щие и всплы­ва­ю­щие на поверх­ность голые близ­нецы, тела кото­рых изоб­ра­жены очень реа­ли­стично для весьма услов­ной манеры резьбы по камню высо­ко­гор­ной части древ­них Перу и Боли­вии. И в этом плане близ­нецы ближе к худо­же­ствен­ным про­из­ве­де­ниям Месо­аме­рики. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что боги, сто­яв­шие за скуль­пто­ром моно­ли­тов, не утра­тили связи с Месо­аме­ри­кой и, воз­можно даже, рез­чика, кото­рый мог рабо­тать в таком стиле, при­везли с собой. Кроме того, рез­чик выпол­нил ступни близ­не­цов в тра­ди­циях побе­ре­жья Анд и отдал дань ува­же­ния мест­ному идолу – вику­нье, изоб­ра­зив ее как могу­ще­ствен­ное боже­ство с кры­льями, голо­вой пумы и жез­лом вла­сти. Отдана была дань ува­же­ния и Тиа­у­а­нако и его сим­во­лике – лучи­стым голов­ным убо­рам, сле­зам и пумам. Однако на головы одной из пар близ­не­цов была все же надета амару, как это было при­нято в цар­ствах Моче и Сипана (рис. 19),  но с голо­вами пум.

Рис. 19[23]. Экс­по­нат Музея цар­ских гроб­ниц Сипана.

Дру­гими сло­вами, в резьбе моно­ли­тов Конко-Ванкане виден син­тез искус­ства Месо­аме­рики, побе­ре­жья Анд и Тиа­у­а­нако пери­ода созда­ния Врат Солнца, когда в искус­стве Тиа­у­а­нако был уси­лен образ и зна­че­ние пумы, сим­вола Уари, и она стала изоб­ра­жаться осо­бен­ным обра­зом – с шари­ком вме­сто носа, а также уси­лена тема веера «пото­ков», или лучей, в част­но­сти, на голове, на кры­льях и т.д.

Но как же быть с пря­мыми цита­тами из рез­ных поверх­но­стей столба ора­кула Пача­ка­мака на моно­лите Хин­чун­кале и моно­лите Пор­ту­гала при отсут­ствии сход­ства с самóй дву­ли­кой ста­туей оракула?

Рис. 20[24]. Ора­кул Пачакамака

Пер­во­на­чально скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние наме­рен­ного сме­ше­ния сти­лей раз­ных дер­жав и раз­ных направ­ле­ний анд­ской рели­гии – Тиа­у­а­нако и побе­ре­жья с уче­том мест­ных веро­ва­ний Конко-Ванкане. А поскольку боже­ства Пача­ка­мака нахо­дятся над всеми осталь­ными – на шапке Хин­чун­калы, это может гово­рить об их гла­вен­стве и гла­вен­стве вла­сти Пача­ка­мака над побе­ре­жьем Анд и Тиа­у­а­нако на момент созда­ния орна­мен­таль­ной ком­по­зи­ции или точ­нее появ­ле­ния этих пря­мых цитат из ора­кула Пача­ка­мака. Но поскольку на орна­менте, изоб­ра­жа­ю­щем близ­не­цов, оче­видны син­тез школ Тиа­у­а­нако, Месо­аме­рики и побе­ре­жья Анд и ком­по­зи­ци­он­ное, сти­ли­сти­че­ское и идей­ное един­ство с осталь­ными фигу­рами (зме­ями, пумами-близнецами, кры­ла­той викуньей-пумой и др.), то цитаты из Пача­ка­мака все же выгля­дят как заплаты или вставки, хотя они и рас­по­ло­жены на голове ста­туи. В мень­шей мере ощу­ще­ние запла­ток воз­ни­кает при взгляде на моно­лит Пор­ту­гала, кото­рый покрыт этими цита­тами в боль­шей степени.

В этой связи вполне воз­можно пред­по­ло­жить, что с моно­ли­тами Конко-Ванкане про­изо­шла такая же исто­рия, что и с моно­ли­том Бен­нетта, кото­рый, по А. Познан­ски, был сде­лан в пер­вом пери­оде Тиа­у­а­нако и «рету­ши­ро­ван» во вто­ром или, ско­рее, в тре­тьем. То есть их покрыли новой резь­бой в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями новой рели­ги­оз­ной вла­сти, но, воз­можно, не пол­но­стью, а частично, и, может быть, это было сде­лано не один раз за их исто­рию. А изна­чально они могли иметь внеш­ний вид и содер­жать ту же сим­во­лику, что и Боро­да­тый моно­лит, поскольку я все же счи­тают пер­вич­ным стиль Тиа­у­а­нако в моно­ли­тах Конко-Ванкане, а не наоборот.

Вполне веро­ятно, что поскольку моно­лит Пор­ту­гала был раз­ру­шен, работа над его обнов­ле­нием ока­за­лась неза­кон­чен­ной. Также допу­стимо, что моно­лит Тата­кала лишился своей резьбы вовсе не из-за губи­тель­ного воз­дей­ствия вре­мени, а в резуль­тате очистки его поверх­но­сти и под­го­товки ее к нане­се­нию дру­гих орна­мен­тов. Не зря же он зна­чи­тельно шире, объ­ем­ней дру­гих моно­ли­тов, кото­рые в резуль­тате повтор­ного нане­се­ния резьбы утра­тили часть сво­его объема.

Но в отли­чие от моно­лита Бен­нетта моно­литы Конко-Ванкане были покрыты резь­бой, кото­рую при­ка­зали сде­лать не жрецы Тиа­у­а­нако, а слу­жи­тели дру­гих богов. Новая резьба моно­ли­тов, несо­мненно, сви­де­тель­ствует об утрате Тиа­у­а­нако рели­ги­оз­ной, а сле­до­ва­тельно, и свет­ской вла­сти над цере­мо­ни­аль­ным ком­плек­сом Конко-Ванкане в опре­де­лен­ный период и пере­ходе его в пря­мое под­чи­не­ние богам побе­ре­жья. То есть резьба на моно­ли­тах Конко-Ванкане гово­рит об упадке Тиа­у­а­нако, вер­нее о смене там вла­сти, кото­рая про­ис­хо­дила, дума­ется, неод­но­кратно. Однако имя Тиа­у­а­нако все­гда исполь­зо­ва­лось оче­ред­ным режи­мом, и пре­ем­ствен­ность с богами, осно­вав­шими Тиа­у­а­нако и пра­вив­шими в нем, все­гда под­чер­ки­ва­лась новыми властителями.

Когда это было, трудно ска­зать. На мой взгляд, силь­ное дав­ле­ние побе­ре­жья уже ощу­ща­ется в обра­зах фриза Врат Солнца и в прин­ци­пах ком­по­зи­ци­он­ного реше­ния, при­ме­нен­ного для вопло­ще­ния сути боже­ства как бога-корабля, хотя рису­нок пер­со­на­жей Врат Солнца и их худо­же­ствен­ное испол­не­ние вполне само­бытны и не явля­ются копи­ями каких либо обра­зов побе­ре­жья. Худо­же­ствен­ный стиль Врат Солнца также далек от стиля моно­ли­тов Конко-Ванкане. Нет сов­па­де­ния и с идео­ло­гией фриза. Если на Вра­тах Солнца изоб­ра­жен циви­ли­зо­ван­ный вари­ант бога-декапитатора, т.е. обез­глав­ли­ва­теля, напри­мер, Айа­па­эка цар­ства Моче, то на моно­ли­тах Ван­кане нет и намека на чело­ве­че­ские жертвоприношения.

По дан­ным У. Сал­ли­вана, Врата Солнца были постро­ены в 650 г. н.э. И исходя из ана­лиза изоб­ра­же­ний на арте­фак­тах и собы­тий того вре­мени, я согла­шусь с ним, а не со столь почи­та­е­мым мной А. Познан­ски, кото­рый отно­сил Врата Солнца к тре­тьему пери­оду Тиа­у­а­нако. Про­ве­ден­ное мной иссле­до­ва­ние (мате­ри­алы его пока не опуб­ли­ко­ваны) пока­зы­вает, что воз­ве­де­ние Врат Солнца свя­зано с воз­вы­ше­нием цар­ства Уари, под­дер­жан­ным богами побе­ре­жья, о чем сви­де­тель­ствуют мифы Уаро­чири, вли­я­ние стиля арте­фак­тов Уари и появ­ле­ние его глав­ного боже­ства – Бога с жез­лами на Вра­тах Солнца.

Моно­литы Конко-Ванкане свя­зы­вают с Вра­тами Солнца, с пери­о­дом их появ­ле­ния, а сле­до­ва­тельно, и с боже­ствами, воца­рив­ши­мися тогда в Андах, харак­тер­ные эле­менты Врат Солнца. Это – «потоки», или лучи, фор­ми­ру­ю­щие голов­ные уборы и кры­лья, закан­чи­ва­ю­щи­еся голо­вами живот­ных и кру­жоч­ками. Дан­ные эле­менты выпол­нены в стиле именно Врат Солнца, а не моно­лита Понсе, на кото­ром они тоже есть, как есть и сами пер­со­нажи Врат Солнца. Кроме того, общим моти­вом явля­ется слез­ный эле­мент, не свой­ствен­ный скульп­тур­ным голо­вам Полу­под­зем­ного храма Тиа­у­а­нако и Боро­да­тому моно­литу. Правда, форма слез­ного эле­мента раз­ли­ча­ется. У моно­ли­тов Конко-Ванкане он имеет вид молнии.

Рис. 21[25]

Если осно­вы­ваться на осо­бен­но­стях изоб­ра­же­ния ступ­ней божеств-кораблей в связи с обра­зами всплы­ва­ю­щих близ­не­цов моно­ли­тов (у ныря­ю­щих близ­не­цов на абрисе ноги плохо про­ри­со­ваны), то можно даже попы­таться обо­зна­чить более узкий круг новых вла­сти­те­лей Конко-Ванкане и Тиа­у­а­нако. Харак­тер­ные ступни есть и у двух существ на резьбе столба ора­кула Пача­ка­мака (сред­ний ряд про­ри­совки на левой сто­роне, рис. 10), но их осо­бен­ность едва уга­ды­ва­ется. Такие ступни при­сущи всем изоб­ра­же­ниям побе­ре­жья, кото­рые вопло­щают Айа­па­эка и Най­лампа. Но на моно­ли­тах Конко-Ванкане они, как я уже гово­рила, выпол­нены в стиле Моче и Сикана – пти­чьи лапки.

Най­ламп – рай­ская птица, так напо­ми­на­ю­щая Кецаль­ко­атля, кото­рая появи­лась «из-за моря». У Най­лампа хорошо про­смат­ри­ва­ются месо­аме­ри­кан­ские корни в ико­но­гра­фии и мифо­ло­ги­че­ской трак­товке его образа. Но я не думаю, что он на самом деле явился из Месо­аме­рики, поскольку, несмотря на явные отсылки и намеки на те замор­ские края в легенде, он ведет свое про­ис­хож­де­ние из цар­ства Моче от Айа­па­эка, с кото­рым даже внешне очень похож, но имеет дру­гой харак­тер. Иными сло­вами Най­ламп – дитя богов, давно обос­но­вав­шихся на побе­ре­жье Перу, но нового поко­ле­ния, новой волны, кото­рое при­вело страну к миру и про­цве­та­нию, без войн и чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, свой­ствен­ных эпохе Айапаэка.

Видимо, одна дина­стия богов, обос­но­вав­ша­яся север­нее древ­него Перу, когда-то раз­де­ли­лась на две ветви, кото­рые постро­или раз­ные цар­ства с раз­ными поряд­ками и раз­ной куль­ту­рой – цар­ства в Месо­аме­рике и цар­ства на побе­ре­жье Анд. Ско­рее всего, они не были род­ственны богам Тиа­у­а­нако, может быть, даже при­были из раз­ных мест кос­моса. И в какой-то период вре­мени, когда, как гово­рят мифы Уаро­чири, власть Вира­кочи осла­бела, решили поме­риться силами с Тиа­у­а­нако. Кстати говоря, власть Вира­кочи осла­бела вме­сте с вла­стью Айа­па­эка. Дру­гими сло­вами к 600 г. н.э. цар­ство Моче пало. К этому вре­мени отно­сится и упа­док Тиа­у­а­нако. Паде­ние царств Моче и Тиа­у­а­нако свя­зы­вают с про­цес­сами, про­ис­хо­див­шими в резуль­тате воз­дей­ствия Эль-Ниньо, вызвав­шего вна­чале ката­стро­фи­че­ские навод­не­ния, а затем дли­тель­ную жесто­кую засуху. Такие ката­клизмы слу­ча­лись в Андах не один раз и все­гда при­во­дили к серьез­ным послед­ствиям, кото­рые ста­но­ви­лись при­чи­ной паде­ния царств. Насе­ле­ние побе­ре­жья в такие вре­мена пере­би­ра­лось в горы. Воз­можно, экс­пан­сия побе­ре­жья в рас­смат­ри­ва­е­мый период была также свя­зана с этими про­цес­сами, как и паде­ние Тиауанако.

Появ­ле­ние Най­лампа отно­сят к более позд­нему пери­оду – к VIII в. н.э., когда был построен дворец-храм Най­лампа в Укупе. Най­ламп – боже­ство мир­ной поры. Понятно, что он – это уже оформ­лен­ный мифо­ло­ги­че­ски резуль­тат победы в войне богов, кото­рая по логике вещей должна была про­хо­дить в более ран­нее время, вер­нее в без­вре­ме­нье, раз­де­ля­ю­щее конец цар­ства Моче и рож­де­ние цар­ства Най­лампа. Однако у близ­не­цов моно­ли­тов Конко-Ванкане оска­лены зубы. А изоб­ра­же­ние Най­лампа с оска­лен­ными зубами харак­терно больше для гроб­ниц Сикана, где он был пред­став­лен как нечто сред­нее между Айа­па­эком и Най­лам­пом дворца в Укупе. Таким обра­зом, опре­де­лить при­над­леж­ность резьбы на моно­ли­тах Вила­кале и Хин­чун­кале к кон­крет­ному цар­ству затруд­ни­тельно, как и точно дати­ро­вать время ее появления.

Кстати, иссле­до­ва­ния по про­екту «Боль­шая Мачака» ука­зы­вают на пере­рыв в окку­па­ции сайта Конко-Ванкане с 550 по 675 г. н.э. – как раз в период начала воз­вы­ше­ния здесь Уари – став­лен­ника богов север­ного побе­ре­жья – и воз­ве­де­ния Врат Солнца. Отсут­ствие жите­лей на кур­гане может быть свя­зано с вой­ной богов и уста­нов­ле­нием новой власти.

Но какое все-таки место зани­мают в скла­ды­ва­ю­щейся кар­тине цитаты из ора­кула Пача­ка­мака на моно­ли­тах Конко-Ванкане и с какими собы­ти­ями они свя­заны? Мне известно, что Пача­ка­мак и его древ­няя свя­тыня были, воз­можно, гораздо более силь­ной вла­стью в Андах, чем Вира­коча и Тиа­у­а­нако, хотя она, судя по всему, не афи­ши­ро­вала это. Я, к сожа­ле­нию, не имею дан­ных о вре­мени созда­ния ора­кула Пача­ка­мака, кото­рые могли бы зна­чи­тельно облег­чить пони­ма­ние роли Пача­ка­мака в исто­рии моно­ли­тов Конко-Ванкане и Тиауанако.

Между тем, сле­дует при­нять во вни­ма­ние еще один факт. Резьба моно­ли­тов Вила­калы и Хин­чун­калы пре­красно сохра­ни­лась. Это гово­рит о том, что она была нане­сена недавно по исто­ри­че­ским мер­кам. Высо­кое каче­ство выпол­не­ния резьбы сви­де­тель­ствует о том, что она явно сде­лана не при­ми­тив­ными инстру­мен­тами людей, а рез­цами, пере­дан­ными им богами. Резьба в духе Пача­ка­мака сохра­ни­лась хуже, и здесь уже ино­пла­нет­ные тех­но­ло­гии не про­смат­ри­ва­ются даже на тех участ­ках, кото­рые не были повре­ждены. Или затерты? Это может сви­де­тель­ство­вать в пользу того, что резьба север­ного побе­ре­жья древ­него Перу была сде­лана позд­нее, нежели резьба слу­жи­те­лей свя­тыни Пача­ка­мака, кото­рый (вспом­нила!) был заво­е­ван импе­рией Уари к 600 г. н.э. Ну вот, вся кар­тина и сложилась.

Полу­ча­ется, что вна­чале Тиа­у­а­нако попало под вли­я­ние Пача­ка­мака. Впо­след­ствии Пача­ка­мак под­чи­нился богам север­ного побе­ре­жья в лице импе­рии Уари. А затем в резуль­тате пока неяс­ных мне собы­тий импе­рия Уари как будто бы рас­па­лась, но обра­зо­ва­лась импе­рия Тиауанако–Уари, зани­мав­шая огром­ную тер­ри­то­рию, кото­рая после 1100 г. н.э. – вре­мени ее паде­ния – стала при­би­раться к рукам инками. Это изло­же­ние исто­рии Анд после окон­ча­ния эпохи Вира­кочи весьма схе­ма­тично. Но эра архео­ло­ги­че­ских откры­тий в Перу только нача­лась. На его тер­ри­то­рии в послед­нее время сде­ланы круп­ные находки, нося­щие харак­тер сен­са­ции, и, я уве­рена, что они не послед­ние. Несо­мненно, что те боль­шие цере­мо­ни­аль­ные ком­плексы, руины кото­рых были недавно обна­ру­жены, имели свои роли – спе­ци­фи­че­ские, реша­ю­щие, опре­де­ля­ю­щие и пр. в какой-то период вре­мени. Их место в исто­рии Анд еще пред­стоит изу­чить и опре­де­лить. В резуль­тате общая кар­тина ста­нет яснее.

 

Мне вол­нует в исто­рии Конко-Ванкане еще одно важ­ное обсто­я­тель­ство – рас­по­ло­же­ние непо­да­леку общины Иру­иту, члены кото­рой счи­тают себя уру.

Индей­цев уру назы­вают озер­ным айма­рами. Они живут на отдель­ных ост­ро­вах Тити­каки, гово­рят на аймар­ском языке, но айма­рами не явля­ются. З. Сит­чин, в част­но­сти, пола­гает, что они могут быть потом­ками древ­них шуме­ров, при­ве­зен­ных на озеро Тити­кака, кото­рые дожили до наших дней. Он пишет:

«Сего­дня их оста­лось лишь несколько сотен: они живут на неко­то­рых ост­ро­вах озера Тити­кака, бороздя его воды на трост­ни­ко­вых лод­ках. Индейцы аймара и колла, кото­рые состав­ляют боль­шин­ство насе­ле­ния реги­она, счи­тают их потом­ками пер­вых жите­лей, при­шель­цев с дале­кой земли, и назы­вают их Уру. Счи­та­ется, что это имя пере­во­дится как «древ­ние люди», но, воз­можно, его про­ис­хож­де­ние свя­зано с древ­ней сто­ли­цей шуме­ров, горо­дом Ур? <…>

…В своих мифах уру назы­вают себя древ­ней­шими оби­та­те­лями этой земли. Они утвер­ждают, что жили здесь «задолго до того, как спря­та­лось солнце». «А потом при­шли колла… Они исполь­зо­вали наши тела для жерт­во­при­но­ше­ний, когда закла­ды­вали свои храмы… Тиа­у­а­нако был построен до того, как на землю спу­сти­лась тьма».
<…>
Индейцы пле­мени аймара и сего­дня пла­вают по озеру на трост­ни­ко­вых лод­ках, стро­ить кото­рые их научили уру. Уди­ви­тель­ное сход­ство этих лодок с трост­ни­ко­выми судами шуме­ров побу­дило Тура Хей­ер­дала вос­со­здать такую лодку и пред­при­нять путе­ше­ствие через Атлан­тику, чтобы дока­зать, что древ­ние шумеры были спо­собны пере­се­кать оке­аны»[26].

Оче­видно, что это древ­нее племя тесно свя­зано с Тити­ка­кой и теми таин­ствен­ными про­цес­сами и собы­ти­ями, кото­рые имеют отно­ше­ние к созда­нию чело­века, ино­пла­не­тя­нам и появ­ле­нию Тиа­у­а­нако. А тут ока­зы­ва­ется, что оно живет рядом с Конко-Ванкане. Дума­ется, это неспро­ста. Видимо, уру посе­ли­лись здесь, когда холмы Конко были ост­ро­вами, т.е. когда Тити­кака, пере­пол­нен­ная водой таяв­ших лед­ни­ков, покры­вала Аль­ти­плано. Навер­ное, именно тогда при­шельцы постро­или на них свою рези­ден­цию, и она впо­след­ствии стала местом покло­не­ния и цере­мо­ни­аль­ным комплексом.

Вполне воз­можно, что сущ­но­сти, кото­рые обос­но­ва­лись в водах оке­ана рядом с Пача­ка­ма­ком, Пара­ка­сом и дру­гими исто­ри­че­скими цен­трами, жили и в водах Тити­каки и пред­ста­вали перед индей­цами в том же обли­чии. Веро­ятно, на дне этого озера также была их под­вод­ная база, как и у оке­ан­ского побережья.

Рис. 22

«Фраг­менты гобе­ле­нов. Тиа­у­а­нак­ская куль­тура»[27], – так под­пи­сана иллю­стра­ция (рис. 22) к рас­сказу об индей­цах уру в книге М. Стингла. Но фраг­мент справа я отнесла сна­чала к куль­туре Моче и Сипана из-за харак­тер­ных голов­ных убо­ров в форме туми. А после зна­ком­ства с исто­рией Конко-Ванкане мое мне­ние изме­ни­лось, и теперь я счи­таю, что эти ткани вполне могут быть при­чис­лены и к куль­туре Тиауанако.

Рис. 23[28] и 24[29]. Урос, Титикака

Порою громче исто­ри­че­ских арте­фак­тов о таких вещах гово­рят изде­лия совре­мен­ных ремес­лен­ни­ков, живу­щих рядом с Тити­ка­кой (рис. 23 и 24). На них, в част­но­сти на тка­ных и выши­тых узо­рах, отчет­ливо видны харак­тер­ные образы богов побе­ре­жья – цар­ства Моче, Пара­каса и др., а в скульп­тур­ках – стран­ных полулюдей-получудищ мор­ских (фото слева). Понятно, что ремес­лен­ники стре­мятся уго­дить тури­стам, хотят, чтобы их товар поку­пали и поэтому укра­шают его необыч­ными, мисти­че­скими суще­ствами. Но почему именно этими? Ответ прост: тра­ди­ция сохра­ни­лась. Гораздо легче изоб­ра­зить то, что уже не раз видел, потому что это изоб­ра­жали твои предки. Ведь ремесло тка­чей у индей­цев явля­ется семей­ным и пере­да­ется по наследству.

 

*     * *

Заклю­чая свое иссле­до­ва­ние моно­ли­тов Конко-Ванкане, хочу ска­зать сле­ду­ю­щее. Я думаю, что рели­ги­оз­ный центр Конко-Ванкане и его моно­литы могут быть такими же древними, как Тиа­у­а­нако. Конко-Ванкане было тесно свя­зано с Тиа­у­а­нако и поэтому раз­де­лило его судьбу. Ана­лиз моно­ли­тов пока­зы­вает, что они, не пере­стали исполь­зо­ваться после 450 г. н.э., как утвер­жда­ется в отчете про­екта «Боль­шая Мачака» на основе радио­угле­род­ных ана­ли­зов. Дума­ется, что около 650 г. нача­лась их вто­рая жизнь. Моно­литы были транс­фор­ми­ро­ваны в соот­вет­ствии со вку­сами и идео­ло­гией богов побе­ре­жья, кото­рые при­шли к вла­сти в Андах на смену богам преж­него Тиауанако.

Кстати об радио­угле­род­ных ана­ли­зах. Очень странно, что для опре­де­ле­ния воз­раста сайта Конко-Ванкане и выво­дов о его исполь­зо­ва­нии и окку­па­ции был взят навоз вер­блю­до­вых. Конечно, все живот­ные, осо­бенно дикие, в Андах счи­та­лись и еще счи­та­ются у неко­то­рых общин свя­щен­ными. Но вряд ли ламам было раз­ре­шено пастись на тер­ри­то­рии цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса, или их стали бы содер­жать там – рядом с хра­мами и домами жрецов-властителей. А вику­ньи и сами бы не стали жить около людей. Ско­рее нали­чие навоза вер­блю­до­вых гово­рит о том, что в это время ком­плекс не исполь­зо­вался по назначению.

На осно­ва­нии ана­лиза моно­ли­тов Конко-Ванкане я при­шла к заклю­че­нию о том, что слез­ный эле­мент на арте­фак­тах явля­ется атри­бу­том мира усоп­ших. Если дан­ный вывод верен, то на Вра­тах Солнца Тиа­у­а­нако, как я и пред­по­ла­гала, изоб­ра­жен Бог Врат в мире умер­ших и Врата Солнца – врата декабрь­ского солн­це­сто­я­ния, т.е. врата в мир умер­ших. А поскольку слез­ный эле­мент есть у всех круп­ных моно­ли­тов Тиа­у­а­нако, то и весь цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс можно счи­тать посвя­щен­ным культу поми­но­ве­ния усоп­ших. Слез­ный эле­мент отсут­ствует у скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний, поме­щен­ных в Храме камен­ных голов. Но поскольку его отно­ше­ние к этому культу не вызы­вает сомне­ний, то можно пред­по­ло­жить, что слез­ный эле­мент – атри­бут более позд­них эпох.

Однако пока нет све­де­ний о том, что цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс Тиа­у­а­нако и в, част­но­сти, Ака­пана, явля­ется уакой (гроб­ни­цей) какого-либо вла­сти­теля. Иссле­до­ва­ния тон­неля в холме Ака­паны, хотя оно еще не закон­чено, уже поз­во­ляет сде­лать выводы о том, что в пира­миде нет погре­баль­ной камеры. На восточ­ной плат­форме кур­гана Ван­кане Макс Пор­ту­гал Саморра рас­ко­пал два захо­ро­не­ния лиц высо­кого ранга. Но они нахо­дятся в сто­роне от цен­траль­ной части ком­плекса и мало веро­ятно, что он был воз­ве­ден в каче­стве уаки этих вла­сти­те­лей, как было при­нято на побе­ре­жье, т.е. соче­тал в себе функ­ции места погре­бе­ния вла­сти­теля и рели­ги­оз­ного храма, а также  сто­лицы государства.

Ни Конко-Ванкане, ни Тиа­у­а­нако не пред­став­ляют собой клад­бище в нашем пони­ма­нии, а культ поми­но­ве­ния усоп­ших в древ­них Андах – это не поминки покой­ных. И поэтому, дума­ется, сле­дует отка­заться от упо­треб­ле­ния дан­ного тер­мина при­ме­ни­тельно к анд­ской рели­гии и исполь­зо­вать только тер­мин «культ почи­та­ния пред­ков». Но необ­хо­димо под­черк­нуть, что в слу­чае таких рели­ги­оз­ных ком­плек­сов, как Конко-Ванкане и Тиа­у­а­нако, речь идет о пер­во­перд­ках – т.е. обо­жеств­лен­ных при­шель­цах. Таким обра­зом, Конко-Ванкане  и Тиа­у­а­нако – рели­ги­оз­ные цен­тры почи­та­ния звезд­ных пред­ков.

 

| 1 | 2 | 3 |


[1] Ohnstad A.T. La Escultura de Piedra de Khonkho Wankane http://www.khonkhowankane.org/janusek_2005_informe_1.pdf.

[2] Janusek J.W., Ohnstad A.T. and Roddick A.P. Khonkho Wankane and the Rise of Tiwanaku (http://antiquity.ac.uk/ProjGall/janusek/janusek.html).

[9] Lizardo Tavera. Pachacamac (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/pch.htm).

[21] Janusek J.W., Ohnstad A.T. and Roddick A.P. Opus cit. (http://antiquity.ac.uk/ProjGall/janusek/janusek.html).

[26] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva4.htm).

[27] Стингл М. Индейцы без тома­гав­ков (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000132/st010.shtml).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>