Чальчальча, окончание
3. Символика и происхождение чальчальчи
Фото 1[i]. Флореро, изображающее эпизоды сражений Аяпаэка. Код каталогизации: ML028662. Размеры: 29,5×41,5×41,5 см. Вес: 3887 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко, Лима, Перу[ii]
Правителей и других лиц высокого ранга в Андском мире обряжали для путешествия в мир вверху – на землю предков – так, чтобы их внешний вид (одежда, аксессуары, инсигнии) соответствовал образу божества-прародителя. Из этого следует, что чальчальча была символом принадлежности персоны к роду божества-прародителя. Его культ возник в результате контакта с представителями высокоразвитых цивилизаций, скорее всего, внеземного происхождения (богов во плоти). А значит, чальчальча имела своим прототипом какой-то предмет, связанный с внешним видом богов во плоти (их защитным снаряжением) и/или с их аппаратами.
Фото 2[iii]. Прорисовка росписи флореро
Обращает на себя внимание тот факт, что археологические чальчальчи и, в частности, те, что были найдены в фардо правителей Сипана, а также чальчальчи, изображенные на скульптурных и расписных сосудах Моче, приближаются по форме к туми, которым сражаются между собой, а иногда и с людьми, божества Моче (фото 1 и 2).
Фото 3[iv]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, изображающая борьбу Аяпаэка и дракона с человеческим телом. Код каталогизации: ML003465. Размеры: 18,5×19,2×12,4 см. Вес: 728 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[v]
Победившее в таком сражении божество отсекало этим туми голову побежденному (фото 3).
Фото 4[vi]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, изображающая дракона с человеческим телом, отрезающего голову человеку в рубашке и тапаррабо. Код каталогизации: ML003464. Размеры: 15,4×17,7×11,0 см. Вес: 572 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Долина: Чикама. Музей Ларко[vii]
Такой же туми обычно находится в руке божества-дракона, которое отсекает голову человеку (фото 4) или держит ее за волосы (фото 5). Назовем его туми божеств.
Фото 5[viii]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, изображающая сидящего Декапитадора с туми и человеческой головой. Код каталогизации: ML010854. Размеры: 25,0×17,8×14,9 см. Вес: 688 г. Материалы: керамика и перламутр (утрачен). Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[ix]
Особенно четко изображен туми божеств у Декапитадора на золотой наригере, представленной на фото 6. Мастер даже показал у туми скошенную кромку на лезвии, которая говорит о том, что оно заточено.
Фото 6. Наригера. Инвентарный № 1979.206.1247. Размеры: 7×10×1 см. Материалы: золото, серебро, камень. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: II – III вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[x]
Эта наригера вместе с множеством других изделий из меди, позолоченной и посеребренной меди, золота и серебра была похищена уакеро из гробниц культурной зоны Лома-Негра (долина Пиуры, Перу) в 1969 г. Исторически Лома-Негра (Loma Negra) находилась на севере цивилизации Моче – близко к территории современного Эквадора, земли которого входили в Промежуточный мир. Поэтому ювелирное ремесло Лома-Негры, несомненно, испытывало влияние искусства этого мира.
Большая часть из награбленного теперь хранится в Метрополитен-музее искусств. Поскольку артефакты были получены не путем археологических раскопок, а в результате грабежа, они оказались оторваны от общего погребального контекста. Поэтому ученые не могут точно датировать драгоценности Лома-Негры и затрудняются определить, отнести ли их к культуре Моче или культуре Викус (100 г. до н.э. – 400 г. н.э.), которая развивалась к северу от основной территории цивилизации Моче и в последний период своего существования находилась под ее влиянием[xi].
Фото 7. Церемониальный топор (hacha) с изображением мифического существа. Код каталогизации: ML100946. Размеры: 9,5×0,1×10,3 см. Вес: 85 г. Материал: сплав меди и серебра (60 % меди и 40 % серебра). Культура/стиль: Викус (Vicús). Хронология по Рафаэлю Ларко: Формативный период (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.), по Джону Роу: Ранний горизонт (800 – 200 гг. до н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[xii]
Замечу, что от топора культуры Викус, по некоторым предположениям, и произошел туми, который держат в руках божества Моче. Топор этой культуры есть в коллекции Музея Ларко (фото 7). Своей трапециевидной формой с отверстием вверху он очень напоминает чальчальчу. Скорее всего, топор был не боевым оружием, а церемониальным, поскольку изготовлен из сплава меди и серебра. В топоре проделано всего одно отверстие. Поэтому логично было бы предположить, что он не имел рукояти, а так же, как и туми божеств, снабжался веревочной петлей. К тому же размеры (9,5×0,1×10,3 см) и вес (85 г) предмета очень маленькие, чтобы называть его настоящим топором. Вполне вероятно, что он был украшением-эмблемой и его носили на поясе, примерно так, как это можно видеть на скульптурном изображении Декапитадора (фото 8). К сожалению, его правая рука, в которой он держит туми, утрачена.
Фото 8. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, изображающая Декапитадора и пленника. Инвентарный № MCHAP 1146. Размеры: 20,3×17,1×16,4 см. Материал: керамика. Культура: Моче IV. Время создания: 550 г. Чилийский музей доколумбового искусства, Сантьяго, Чили[xiii]
В основе формы туми божеств также лежит трапеция. На наригере из Лома-Негры, где изображен типичный туми божеств, хорошо видно, что стороны трапеции вогнуты по бокам и выгнуты снизу. В верхней части просверлено отверстие для веревочной петли. Однако таких туми, насколько мне это известно, нет в музейных коллекциях. Они содержат схожие туми, которые стали заметно ýже и как бы вытянулись в длину (фото 9). Но до нас их дошло мало. В основном музейные и частные коллекции артефактов культур Северного побережья Перу хранят туми Т-образной формы, которые имеют более четкое деление на рукоять и полулунное лезвие (фото 10).
Фото 9. Туми. Инвентарный № 64.228.197. Размеры: 16,2×7 см. Материал: медь. География: Перу. Культура: Моче. Дата: I – V вв. Метрополитен-музей искусств[xiv]. Фото 10. Туми. Высота: 20 см. Культура: Чиму. Дата: 1100 – 1550 гг. Частная коллекция[xv]
Однако в андской иконографии, включая иконографию Моче, нет ни одного изображения, на котором божества сражаются между собой Т-образным туми. Зооантропоморфные жертвоприносители, перерезающие горло человеку на скульптурных изображениях и на росписях сосудов Моче, держат в руке туми трапециевидной формы. В сценах жертвоприношений на росписях сосудов жрецы, жрицы и зооантропоморфные существа используют инструмент, форму которого трудно идентифицировать. Но очевидно, что это не туми. Инструмент более похож на маленькую, помещающуюся между большим и указательным пальцем, полукруглую или круглую обсидиановую пластину без ручки (фото[xvi] слева).
Фото 11. Жезл молодого правителя Сипана. Высота: 34,1 см. Материалы: золото и серебро. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу[xvii]
Между тем символом религиозной и политической власти жрецов-правителей Сипана и, в частности, молодого и старого правителей (культура Моче), а позже Чорнанкапской жрицы (культура Ламбайеке–Сикана), которые они держали в руке, был не трапециевидный туми божеств Моче и не Т-образный туми с полулунным лезвием, обнаруженный во множестве захоронений разного социального статуса эпохи Сикана. Им был нож с прямым узким длинным лезвием и фигурным навершием, игравший роль жезла (фото 11) и, возможно, использовавшийся для жертвоприношений. При этом ни трапециевидных, ни Т-образных туми в гробницах Сипана найдено не было.
Фото 12. Флореро с изображением ритуальных боев. Фрагмент. Размеры: 38,1×41,9 см. Материал: керамика. Происхождение: Северное побережье Перу. Культура: Моче. Дата 400 – 800 гг. Частная коллекция (США)[xviii]
На изображениях воины Моче никогда не сражаются туми и не имеют их при себе. Единственным исключением является побежденный воин с трапециевидным туми, показанный на росписи флореро из частной коллекции (фото 12).
Фото 13. Серебряная чальчальча молодого и золотая чальчальча старого правителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана[xix]
На фото 13 представлены серебряная чальчальча молодого правителя и золотая старого. Сравнивая их, можно заметить, что за те четыре поколения, которые разделяют этих властителей Сипана, обводы чальчальчи стали более искривленными и приблизились к контурам туми божеств. Однако канон орнамента с Декапитадором остался практически неизменным.
То факт, что чальчальчи правителей Сипана украшены изображением Декапитадора, а другие археологические чальчальчи – плодами уллючо (символом человеческих жертвоприношений), служит еще одним подтверждением их связи с туми божеств, которыми в ходе сражений те проливали кровь друг друга. Из этого следует, что ритуальные бои элита Моче могла отождествлять со сражениями богов. Но почему тогда туми богов превратился в чальчальчу и занял место не в руке, а в области копчика?
Фото 14[xx]. Золотая сонахера, ранее похищенная уакеро из гробницы Уаки Рахады. Музей царских гробниц Сипана
Возможно, что ключ к разгадке форм туми и чальчальчи содержит изображение Декапитадора на наригере из Лома-Негры (см. фото 6), а также на сонахерах из Уаки Рахады (фото 14). Изображение Декапитадора включает в себя косой крест. Его нельзя соотнести ни с одним из символов андской религии, которыми по большей части служили изображения созданий природы. А значит, как показывает опыт изучения андской иконографии, таких предметов не было в мире, окружавшем художников и жрецов. Поэтому его изображение в некотором роде было скопировано с предмета или объекта, принадлежавшего богам во плоти и ассоциирующегося с их божественными силами. А главным из них была способность летать без крыльев и плавать под водой и по воде «без руля и без ветрил». Следовательно, к спине Декапитадора мог быть прикреплен винт индивидуального летательного аппарата, схожего с вертолетом-ранцем, созданным в США в 1940-х гг. (фото 15).
Фото 15[xxi]. Функционирующий вертолет-ранец «Pentecost HX-1», созданный фирмой «Hoppi-Copters Inc.», основанной Горацием Т. Пентекостом (Horace T. Pentecost) в 1940-х гг. Аэрокосмический музей округа Пимы, шт. Аризона, США[xxii]
Несомненно, звездный гость, летающий с помощью такого аппарата, представлял смертельную опасность для коренных жителей, которые по неосторожности могли лишиться головы. Этим и объясняется столь свирепый и устрашающий образ божества, который всем своим видом показывает, что его нужно остерегаться. Так боги во плоти могли поступать в реальности, чтобы отпугнуть местных жителей и уберечь их от беды. А значит, Декапитадор изначально мог вовсе и не быть обезглавливателем и жертвоприносителем. Таким его стали воспринимать позднее, когда массовые человеческие жертвоприношения сделались основой религиозной практики Моче. Хотя известно, что в отличие от культуры Майя, для которой также был характерен культ крови, среди видов жертвоприношений культуры Моче не было такого, который предусматривал исключительно отсечение головы. Извлечение крови из пленных воинов Моче являлось довольно сложным процессом, для которого требовались значительно более точные инструменты, нежели туми с полулунным лезвием. (Подробнее см.: «Ритуальные бои и жертвоприношения Моче».)
Вполне возможно, что косой крест (вертолетный винт) Декапитадора был представлен среди инсигний жреца-правителя жезлом-ножом с узким лезвием, который гораздо больше подходит для процедуры получения крови пленных воинов, нежели туми. А в костюме знатного воина Моче он мог быть представлен узкой чальчальчей.
Фото 16[xxiii]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, изображающая сидящего Декапитадора с туми и человеческой головой. Вид сзади (вид спереди дан на фото 5)
Предположение о том, что трапециевидный туми божеств и чальчальча имеют отношение к винту аппарата богов во плоти, в некоторой мере подтверждает наличие у сидящего Декапитадора второго туми (по оценке каталога Музея Ларко) или, скорее, чальчальчи, которая висит у него на шее сзади (фото 16). (Ее частично закрывает «стремя» горлышка сосуда.)
Фото 17. Жрец-лис/ягуар, несущий чашу с кровью. Фрагмент фрески из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу, Лима[xxiv]
Это редкий, но не единственный пример такого ношения чальчальчи божествами Моче. Еще одно изображение персонажа с чальчальчей на шее помещено на фреске из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 17).
Фото 18. Расписная бутыль стремя-горлышко с изображением демона-рыбы и туми. Инвентарный № 63.112.8. Высота: 27,94 см. Материалы: керамика, пигмент. География: Перу. Культура: Моче. Дата: V – VII вв. Метрополитен-музей искусств[xxv]. Фото 19[xxvi]. Прорисовка росписи бутыли
Вместе с тем образ достаточно популярного персонажа росписей сосудов Моче – антропозооморфного демона-рыбы (фото 18 и 19) и в особенности его хвост, который растет из ягодиц человеческой половины божества, заставляют предположить, что прототипом чальчальчи мог быть винт плавательного аппарат. А изображение демона-рыбы на рельефе бутыли культуры Чиму (фото 20), которое очень напоминает самолет, говорит о том, что этот винт мог быть также прообразом туми Т-образной формы с полулунным лезвием.
Фото 20. Бутыль стремя-горлышко с изображением сражающихся фигур. Инвентарный № 63.226.2. Размеры: 23,81×16,51 см. Материал: керамика. География: Перу. Культура: Чиму. Дата: XII – XV вв. Метрополитен-музей искусств[xxvii]
По крайней мере, художник, который создал композицию данного рельефа, несомненно, видел связь между туми и рыбой-демоном, коли он придал этому персонажу тело типичного туми Северного побережья (фото 21).
Фото 21[xxviii]. Нож/туми. Код каталогизации: ML100771. Размеры: 26,4×0,2×14,3 см. Вес: 250 г. Материал: сплав меди и серебра (60 % меди и 40 % серебра). Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[xxix]
Таким образом, чальчальча является отображением винта летательного и/или плавательных машин богов во плоти. Но поскольку она чаще всего на изображениях ассоциируется с птичьим хвостом, то ее в первую очередь следует считать отображением лопасти винта летательного аппарата и атрибутом божества-первопредка, позволяющим ему летать. Однако касательно культуры Моче правильнее было бы говорить о том, что тот или иной тумиобразный элемент позволяет божеству двигаться в воздушной и/или водной среде в зависимости от того, где оно находится. Ведь цивилизация Моче существовала на побережье Тихого океана.
Жители океанского побережья Андского мира разных культур и временных периодов, как и носители культуры Тиауанако, которая сформировалась рядом с высокогорным озером-морем Титикакой, отмечали у бога-первопредка не только способность летать, но и способность плавать по воде и под водой. Они особо выделяли эту связь божества с водным миром, в отличие от жителей горных местностей, где отсутствовали широкие и глубокие озера. Там она могла быть не столь явной. Жители побережий океана и озера Титикаки наблюдали, как боги передвигаются по земле, летают по воздуху, двигаются по воде и погружаются в воду. В результате в образе божества человек слился с кораблем, который мы бы назвали универсальным. С точки зрения религии получилось божество, которое может существовать во всех трех мирах андского космоса (в мире сейчас – на суше, в мире внизу – в воде, в мире вверху – в воздухе) и перемещаться по ним.
Видимо, в результате таких наблюдений и сформировалось андское космовидение, представление о трех мирах мироздания и непрерывности цикла существования человека, который, умирая в мире сейчас (на суше), отправлялся в мир внизу (в водную среду), а из него перемещался в мир вверху, на землю предков, и возрождался в мире сейчас через мир внизу. Например, люди видели, как божество-корабль погружается в воду и исчезает в ней, а значит, умирает в мире внизу. Вслед за этим божество взлетает из воды и уходит ввысь, отправляясь в мир в верху, на землю предков. Они наблюдали, как божество-корабль спустя часы или дни появляется в небе из мира вверху и уходит под воду (скажем, на подводную базу), в мир внизу, а через некоторое время оно снова появляется на суше, сиречь возрождается в мире сейчас.
[xi] Yates D. Loma Negra (http://traffickingculture.org/encyclopedia/case-studies/loma-negra/); http://traffickingculture.org/encyclopedia/case-studies/loma-negra/
[xii] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=11500
[xiii] http://www.precolombino.cl/en/coleccion/botella-asa-estribo-guerrero-con-prisionero/
[xvi] Sawyer A.R. Ancient Peruvian ceramics: the Nathan Cummings collection (http://libmma.contentdm.oclc.org/cdm/compoundobject/collection/p15324coll10/id/35107).
[xxiv] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/grandes-reportajes/el-dramatico-final-de-la-civilizacion-mochica_6641/1
[xxv] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/308508?sortBy=Relevance&ft=Gift+of+Nathan+Cummings&offset=520&rpp=20&pos=537
[xxvi] Sawyer, Alan R. Opus cit.