Врата Солнца, продолжение
«Альбом с изображениями вымерших животных»
Мне показалось интересной и оценка фриза врат Г. Хэнкока. Он пишет:
«На третьей колонне справа (и на третьей слева, но не так четко) мне удалось разглядеть довольно отчетливое изображение головы слона с ушами, клыками и хоботом. Это явилось неожиданностью, поскольку в Новом Свете слоны не обитают. Однако обитали в доисторические времена, как я узнал позднее. Особенно много их было в южных Андах, до того, как они внезапно вымерли около 10000 года до н.э. Это были представители вида Cuvieronius, слоноподобные отряда хоботных с бивнями и хоботом, похожие на «слонов», изображенных на Вратах Солнца.
Я подошел поближе, чтобы лучше рассмотреть этих слонов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что каждое изображение скомпоновано из двух хохлатых голов кондора, шея к шее (хохолки образуют «уши», а верхние части шей – «бивни»). Получившихся зверей я воспринимал как слонов, тем более что я уже знал о любимом приеме скульпторов Тиауанако, которые обожали изображать одни предметы при помощи других. Так, явно человеческое ухо на явно человеческом лице могло обернуться крылом птицы. Аналогичным образом роскошная корона могла быть скомбинирована из голов рыб и кондоров, бровь – из птичьей головки и шеи, мысок обуви – оказаться головой животного и т.д. Поэтому не следует думать, что слоны, составленные из голов кондоров, это случайность, оптическая иллюзия; это вполне в духе художественной манеры фриза.
Среди сонма стилизованных фигур животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вымершие виды. Мне было известно, что исследователи уверенно идентифицировали один из них, как токсодона, трехпалое млекопитающее, жившее в воде и на суше, длиной около 2,7 метра и высотой в холке 1,5 метра. Внешне он выглядел как укороченный и коротконогий гибрид носорога и бегемота. Подобно виду Cuvieronius токсодоны были весьма распространены в Южной Америке в позднем плиоцене (1,6 миллиона лет назад) и вымерли в конце плейстоцена, около 12000 лет назад.
На мой взгляд, все это выглядело как мощный аргумент в поддержку астроархеологической датировки Тиауанако концом плейстоцена и подрывало классическое представление, согласно которому городу всего 1500 лет. Откуда в противном случае взяться изображению токсодона, которого художнику нужно было увидеть? Обращаю внимание читателя на то, что только на фризе Ворот Солнца высечено 46 голов токсодона. Кроме того, его изображения обнаружены на многочисленных обломках керамической посуды, найденных в Тиауанако. Еще более убедительно выглядят его трехмерные скульптурные изображения. Другими исчезнувшими видами, чьи изображения обнаружены, являются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia, которые несколько крупнее современной лошади, с трехпалой ногой.
В каком-то смысле Тиауанако представляет собой нечто вроде альбома с изображениями вымерших животных, увековеченных в камне»[1].
Уместно будет сказать, что в Национальном археологическом музее Боливии (Ла-Пас) есть две золотые фигурки динозавров из Тиауанако (рис. 13).
Рис. 13[2].
* * *
Несомненно, точка зрения А. Познански на Врата Солнца расценивается мною как важнейшая в определении их смысла и значения. Однако астрономия и астрология, хотя и являются неотъемлемой частью андской религии, но все же только частью. Очевидно, что на таком важном объекте церемониального комплекса, как врата с изображением верховного бога не может быть ничего случайного, как не может быть, чтобы они представляли собой лишь астрономический объект. Ведь астрономия играла лишь вспомогательную роль в религии, тогда как религия в целом была основой жизни людей. Все фигуры фриза и их элементы – это именно религиозные символы, что, конечно, не исключает наличия среди них символов комет, планет и пр.
Исходя из того, что на вратах не может быть ничего случайного, нельзя оставить без внимания и изображения доисторических животных.
Тиауанако подверглось разрушению стихиями, временем и людьми, поэтому его руины и разрозненные артефакты не дают нам полного представления о сути и истории этого города. Как результат существует такая масса точек зрения на его счет и нет ни одной стройной теории, которая была бы убедительно доказана и в итоге принята большинством ученых. Я думаю, что сохранившийся фриз Врат Солнца в этой ситуации являет собой ценнейший документ по истории Анд, так как на нем запечатлено единственное цельное послание Тиауанако – истока андских цивилизаций.
Золотой доспех Бога Врат
Рис. 14[3]
По общему мнению, центральная фигура (рис. 14) является изображением Виракочи. Это изображение встречается на вазах, тканях и других многочисленных артефактах на юге Перу и в соседних районах, свидетельствуя о границах распространения цивилизации, которую ученые называют культурой Тиауанако.
Рис. 15[4]
Принято считать, что от головы божества исходят лучи в форме солнечной короны. Поэтому его иногда называют не Виракочей, а Инти – Богом Солнца. Но, думается, в таком случае это была бы действительно солнечная корона, т.е. лучи исходили бы от круга. Но если приглядеться, головной убор вовсе не круглый. Лицо божества будто вставлено в прямоугольную рамку со скругленными углами. А внутренние углы рамки – те, которые находятся в непосредственной близости со стеклом картины (если принять аналогию полотна в раме), вовсе не скругленные, а вполне даже прямые. И само лицо, а если говорить точнее – лицевая часть не скругленная, а ее контуры повторяют контуры «рамки». И как бы мне не хотелось касаться темы палеоконтакта, лицо действительно кажется закрытым стеклом, куда бы мы ни посмотрели – хоть на черно-белый контурный рисунок (рис. 15), хоть на фото полуразрушенного рельефа божества (рис. 14). И, конечно, больше всего головной убор божества напоминает шлем космического скафандра.
Рис. 16[5]. Голова божества из Музея Пополь-Вух (Museo Popol Vuh), Гватемала
Такие же примерно мысли возникают, когда смотришь на «гватемальского космонавта» (рис. 16). Говорят, что тут ясно читается шлем и дыхательный аппарат. Но дыхательный аппарат – это, вероятнее всего, пластина, цеплявшаяся за ноздревую перегородку (распространенное украшение у мочикцев, например), плюс нагрудная пластина. Другими словами, дыхательный аппарат – это часть доспеха воина, так же, как и шлем «космонавта» – шлем воинский. Однако вполне возможно и то, что скульптура на самом деле изображает космонавта. Не стоит забывать, что она сделана древним художником, который никогда космонавтов прежде не видел. Поэтому, впечатленный чудесами, связанными с пришельцем, он изобразил его соответственно своему пониманию – в качестве бога, одетого в доспех, в котором непонятные ему технические элементы он составил из понятных ему предметов. В результате костяное кольцо, которое, возможно, вставляли себе в нос его соплеменники, превратилось в носовую пластину причудливой формы. В свою очередь властители индейцев, которые всегда позиционировали себя как боги и полубоги, стремились и одеваться, и украшать себя так, как это делали боги. Отсюда, к примеру, могла пойти мода на носовые пластины среди знати. Интересно, что в античных мифах боги и полубоги наделены человеческой внешностью и человеческими страстями. Они взаимодействуют с людьми и фактически живут среди них. Вполне возможно, что так и было на самом деле в Риме и Греции. И почему этого не могло быть в Америке?
Логично было бы предположить, что Бог Врат запечатлен на фризе в том облике, который остался в памяти народа и в котором он хотел остаться. Я думаю, что Бог Врат, скорее всего, одет в металлический воинский доспех. Его грудь и живот защищают пластина в форме прямоугольника и по обе стороны от нее две широкие ленты (из кожи?) с прикрепленными к ним металлическими рельефами. Ленты играют также роль подтяжек, к которым крепится защита воина от талии и ниже, состоящая из пояса и сцепленных с ним пластин с изображениями человеческих лиц. Эти лица символизируют отрубленные головы врагов, которые в те времена воины могли подвешивать к поясу. На «подтяжках» изображены хищные птицы и две концентрические окружности, такие же, как в центре композиции нагрудной пластины, которая повторяет композицию, находящуюся внутри пирамиды, на вершине которой стоит божество.
Голову божества защищает шлем, шею – отходящие от него подвески из подвижных элементов. Его лицо закрыто маской, примерно такой, как на рис. 17, где представлена золотая миниатюра, почти полностью повторяющая голову Бога Врат. Примером конструкции, в которой шлем соединен с маской, может служить древний шлем викинга (рис. 18).
Рис. 19[8]
В руках Виракоча держит, по разным мнениям, либо скипетры, либо оружие, либо и то и другое. Те исследователи, которые считают, что Виракоча здесь предстает в ипостаси бога грома, говорят о том, что в его руках – жезлы, которые символизирует гром и молнию, а слезы из его глаз – дождь или град.
И на самом деле отверстия (круглые углубления) на орнаменте в области глаз и щек обычно принимают за слезы Виракочи. Поэтому его еще называют плачущим богом. Однако, если посмотреть на более поздний рельеф (рис. 19), не истертый так временем и людьми и очень похожий на фриз Врат Солнца, то мы увидим, что там у божества нет «слез». К тому же еще одно отверстие у Виракочи главного фриза находится в области бровей, а там слез не бывает.
Рис. 20[9]. Абрис золотой пластины из книги З. Ситчина
Пластина, изображающая крылатое существо. Материал: золото. Размеры: 13×15,8 см. Культура: Уари. 600 – 1000 гг. н.э. Этнологический музей, Берлин[i] Спустя время после публикации этой статьи мне посчастливилось отыскать фотографию золотой пластины, показанной на рис. 20. Но, к сожалению, я не нашла ни одного подтверждения тому, что такие или подобные им доспехи существовали.
|
Как выглядит подобный шлем сбоку, можно видеть на рис. 20, изображающем, скорее всего, крылатого спутника Виракочи. Шлем спутника гораздо более скромный. Поясной ремень доспеха и исходящие от него полосы, которые сделаны из скрепленных между собой металлических чешуек и заканчиваются человеческими лицами, представляют собой хвост птицы, а полосы, изготовленные по той же технологии, но завершающиеся головами пумы, изображают крылья. На рисунке хорошо видно, что доспех крылатого спутника металлический. Это лишний раз убеждает в том, что и доспех Бога Врат также является металлическим.
Металлическое сооружение доспеха бога, похоже, надето на длинную рубаху с рукавами, что, по меньшей мере, странно, так как рукавов у традиционной андской одежды сейчас нет. А поскольку современные индейцы делают ее, применяя еще доинкский способ изготовления одежды, используя ткацкие станки древнейшей, еще доинкской конструкции, и не могло быть (см. «Андский текстиль Перу»). Хотя можно предположить, что эта технология была забыта, как и многое другое, – как письменность, например.
Рис. 21. Унку инкского периода из Музея Анкона, Северная Лима, Перу[10]
И действительно, как мне удалось выяснить, рубаха с рукавами существовала (рис. 21). Ее называние унку, унко (unco) словарь толкует как «длинная рубаха – старинная одежда индейцев».
Рис. 22[11]
Рубаха Виракочи, как у божества на золотой миниатюре (рис. 22) со сходной Богу Врат иконографией, вполне могла быть сделана из кожи. Какой другой материал может так хорошо облегать лицо и голову человека и в то же время драпироваться, будучи прихваченным на запястьях браслетами? И рубаха, и штаны, и шлем с маской на все лицо скрывают божество почти полностью. Открытыми остаются лишь руки и стопы в виде птичьих лапок. Вполне возможно, что и Бог Врат был изображен в таком же костюме. Металлическая часть доспеха божества с золотой миниатюры гораздо беднее, но все же по типу схожа с металлической конструкцией доспеха Виракочи. В нее входят «подтяжки», украшенные меандром (откуда в Новом Свете в те времена взялся греческий меандр?), пояс, браслеты, скрепляющие концы рукавов, наколенники, а также лучистый головной убор наподобие глубоко надвинутого на лоб большой и круглой головы ажурного венца. К венцу прикреплены подвески в виде круглых серег. А шею божества украшают два ряда бус. Но, может статься, то, что нам кажется бусами, служило дополнительным креплением, удерживающим венец на голове, или это пектораль – защита шеи и груди. Также металлом окаймлены отверстия в маске для глаз и рта. Вполне вероятно, что именно так выглядел Бог Врат Солнца.
Кстати сказать, увидев эту миниатюру, я поняла, почему у монолитов Тиауанако рот и глаза такой странной формы. Видимо, их прототипы также носили маску с прорезями для глаз и рта. Почему они это делали? Ладно бы они носили маску определенного персонажа, какие, например, употребляются при проведении ритуалов. Но маска здесь самая простая. Она может иметь лишь одно назначение – закрыть лицо. Вполне допустимо, что кожаный костюм божества с миниатюры должен был защищать его лицо, голову, тело, и руки, и ноги в бою. Но золотая фигурка, хотя и одета в воинские доспехи, изображает божество, и доспехи эти по логике вещей церемониальные. Божество, как и правителя, не изображают на золотых изделиях в боевом доспехе. Это не портрет маслом и не статуя, а обобщенный образ, который складывается обычно веками. Значит тут что-то не так, коли в памяти народа остался такой образ.
Божество в коже, как и Бог Врат Солнца Тиауанако на обоих фризах и его крылатые спутники, имеет всего по четыре пальца на руках и ногах. У спутников, правда, всего по три пальца на ногах. Но это на абрисе. Если смотреть на исходное изображение, хотя видно плохо, можно насчитать четыре. (Но у гигантских монолитов – по пять пальцев, а у маленького – также четыре. См. статью «Монолиты».) Может, и лица у них были не такие, как у землян, и поэтому они носили маски? А если еще вспомнить об обычае хоронить вождей в погребальных масках? То есть и после смерти нельзя было посмотреть на лицо правителя. К тому же изображение Виракочи на Вратах Солнца очень повреждено. Как будто кто-то специально постарался затереть именно центральную фигуру. Может, это тиауанаканские боги, оставляя город, прятали следы своего пребывания? И Пума-Пунку разрушен весь будто взрывом. Есть же легенда, где говориться, что его взорвали сами божественные строители. А еще вспоминается, что инкские государи, которые произошли от Бога Солнца и были опущены им на землю около озера Титикака вблизи Тиауанако, должны были жениться только на своих родных сестрах и у инкской верхушки был свой тайный язык. Все эти факты слишком многочисленны, чтобы их игнорировать.
Однако, как мне помнится, инки не носили масок. Но и таких доспехов из металла у них тоже не было. А как выглядели инки и их доспехи? Возможно, потянув за эту ниточку, я распутаю хотя бы частично историю Бога Врат? С этими мыслями я вновь отправилась в интернет. Здесь я нашла лишь одно древнее изображение, которое всеми называется инкским воином – керамическую фигурку (рис. 23), послужившую прототипом для многих современных изображений инкских воинов, выложенных в интернете, – от рисунков до мелкой пластики. На самом деле, как я узнала впоследствии, эта керамическая фигурка была сделана намного раньше – в доинкском царстве Моче, которое существовало какое-то время параллельно с царством Тиауанако. (Подробнее о фигурке читайте в сообщении «Воин Моче».) Следовательно, мне очень повезло. Передо мной человек, который гораздо ближе к интересующей меня эпохе, чем инки.
Рис. 23[12]. Мочикский воин в греческом хитоне. 100 – 700 гг. н.э. Британский музей. Рис. 24[13]. Житель царства Моче в вязанном на спицах шерстяном пуловер. Посмотрите на низ одежды – это же трикотажная резинка. Каково?
Похоже, это действительно воин, не божество. Изображение не символическое, а вполне реалистическое. Нет маски, и пальцев пять. И лицо, и конечности голые. Есть возможность убедиться в том, что они вполне человеческие. Тело прикрыто коротким… «пончо» – хотела я сказать. Но это не пончо, а короткая туника! Слово «туника» – часто употребляют, когда пишут на английском об инкской одежде. Я-то думала, что это потому, что люди не знают более точного термина – «пончо». Но на этом воине не пончо, а действительно туника, да еще и подхваченная поясом с меандром и заколотая на плечах фибулами. Фибулами? Тогда это не туника, а древнегреческий хитон. Теперь мне и лицо стало казаться греческим, не таким, как у греческих статуй, а как у современных греков. А, может, индийцев? И почему у него такое темное лицо по сравнению с руками и ногами? – сказала я себе и стала всматриваться в лицо. Да, темное. А глаза! Какие странные глаза – вытаращенные, окаймленные просто валиками какими-то, особенно снизу. Нижние валики располагаются в области скул и не похожи на мешки под глазами. Ну, все: это потомок тех существ в кожаных масках и аборигенов, – посмеялась я над своими выводами. Хотя… Шутки шутками, а ведь такие «скулы» бросаются в глаза и их не отнесешь на счет бездарности скульптора. Ведь гораздо проще сделать лицо обобщенно круглым. Это же не заказной портрет.
Нет, эта тема палеоконтактов до добра не доведет. Я же не хотела ее касаться. Но куда деваться? Странности, загадки так и притягивают. Что-то у меня воображение разыгралось. Подумаешь! Такую конструкцию пончо можно соткать и на примитивном станке. А меандр? Ну что меандр? Это всего лишь линии, поворачивающие под прямым углом. Поэтому вернусь-ка я к теме Врат Солнца.
Продолжение: Символика Врат Солнца
[1] Хэнкок Г. Следы богов (http://bookz.ru/authors/grem-henkok/hanco1_1/page-6-hanco1_1.html).
[5] http://www.maya-archaeology.org/FLAAR_Reports_on_Mayan_archaeology_Iconography_publications_books_articles/10_Teotihuacan_influence_Mayan_art_incensarios_archaeology_Tiquisate_Escuintla_Guatemala_4MB.pdf
[9] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva4.htm).