Врата Солнца, про­дол­же­ние

«Аль­бом с изоб­ра­же­ни­ями вымер­ших животных»

Мне пока­за­лось инте­рес­ной и оценка фриза врат Г. Хэн­кока. Он пишет:

«На тре­тьей колонне справа (и на тре­тьей слева, но не так четко) мне уда­лось раз­гля­деть довольно отчет­ли­вое изоб­ра­же­ние головы слона с ушами, клы­ками и хобо­том. Это яви­лось неожи­дан­но­стью, поскольку в Новом Свете слоны не оби­тают. Однако оби­тали в дои­сто­ри­че­ские вре­мена, как я узнал позд­нее. Осо­бенно много их было в южных Андах, до того, как они вне­запно вымерли около 10000 года до н.э. Это были пред­ста­ви­тели вида Cuvieronius, сло­но­по­доб­ные отряда хобот­ных с бив­нями и хобо­том, похо­жие на «сло­нов», изоб­ра­жен­ных на Вра­тах Солнца.

Я подо­шел поближе, чтобы лучше рас­смот­реть этих сло­нов. При бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­за­лось, что каж­дое изоб­ра­же­ние ском­по­но­вано из двух хох­ла­тых голов кон­дора, шея к шее (хохолки обра­зуют «уши», а верх­ние части шей – «бивни»). Полу­чив­шихся зве­рей я вос­при­ни­мал как сло­нов, тем более что я уже знал о люби­мом при­еме скуль­пто­ров Тиа­у­а­нако, кото­рые обо­жали изоб­ра­жать одни пред­меты при помощи дру­гих. Так, явно чело­ве­че­ское ухо на явно чело­ве­че­ском лице могло обер­нуться кры­лом птицы. Ана­ло­гич­ным обра­зом рос­кош­ная корона могла быть ском­би­ни­ро­вана из голов рыб и кон­до­ров, бровь – из пти­чьей головки и шеи, мысок обуви – ока­заться голо­вой живот­ного и т.д. Поэтому не сле­дует думать, что слоны, состав­лен­ные из голов кон­до­ров, это слу­чай­ность, опти­че­ская иллю­зия; это вполне в духе худо­же­ствен­ной манеры фриза.

Среди сонма сти­ли­зо­ван­ных фигур живот­ных, высе­чен­ных на Вра­тах Солнца, можно обна­ру­жить и дру­гие вымер­шие виды. Мне было известно, что иссле­до­ва­тели уве­ренно иден­ти­фи­ци­ро­вали один из них, как ток­со­дона, трех­па­лое мле­ко­пи­та­ю­щее, жив­шее в воде и на суше, дли­ной около 2,7 метра и высо­той в холке 1,5 метра. Внешне он выгля­дел как уко­ро­чен­ный и корот­ко­но­гий гибрид носо­рога и беге­мота. Подобно виду Cuvieronius ток­со­доны были весьма рас­про­стра­нены в Южной Аме­рике в позд­нем плио­цене (1,6 мил­ли­она лет назад) и вымерли в конце плей­сто­цена, около 12000 лет назад.

На мой взгляд, все это выгля­дело как мощ­ный аргу­мент в под­держку аст­ро­ар­хео­ло­ги­че­ской дати­ровки Тиа­у­а­нако кон­цом плей­сто­цена и под­ры­вало клас­си­че­ское пред­став­ле­ние, согласно кото­рому городу всего 1500 лет. Откуда в про­тив­ном слу­чае взяться изоб­ра­же­нию ток­со­дона, кото­рого худож­нику нужно было уви­деть? Обра­щаю вни­ма­ние чита­теля на то, что только на фризе Ворот Солнца высе­чено 46 голов ток­со­дона. Кроме того, его изоб­ра­же­ния обна­ру­жены на мно­го­чис­лен­ных облом­ках кера­ми­че­ской посуды, най­ден­ных в Тиа­у­а­нако. Еще более убе­ди­тельно выгля­дят его трех­мер­ные скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния. Дру­гими исчез­нув­шими видами, чьи изоб­ра­же­ния обна­ру­жены, явля­ются чет­ве­ро­но­гие живот­ные Shelidoterium и Macrauchenia, кото­рые несколько круп­нее совре­мен­ной лошади, с трех­па­лой ногой.

В каком-то смысле Тиа­у­а­нако пред­став­ляет собой нечто вроде аль­бома с изоб­ра­же­ни­ями вымер­ших живот­ных, уве­ко­ве­чен­ных в камне»[1].

Уместно будет ска­зать, что в Наци­о­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Боли­вии (Ла-Пас) есть две золо­тые фигурки дино­зав­ров из Тиа­у­а­нако (рис. 13).

Рис. 13[2].

*   * *

Несо­мненно, точка зре­ния А. Познан­ски на Врата Солнца рас­це­ни­ва­ется мною как важ­ней­шая в опре­де­ле­нии их смысла и зна­че­ния. Однако аст­ро­но­мия и аст­ро­ло­гия, хотя и явля­ются неотъ­ем­ле­мой частью анд­ской рели­гии, но все же только частью. Оче­видно, что на таком важ­ном объ­екте цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса, как врата с изоб­ра­же­нием вер­хов­ного бога не может быть ничего слу­чай­ного, как не может быть, чтобы они пред­став­ляли собой лишь аст­ро­но­ми­че­ский объ­ект. Ведь аст­ро­но­мия играла лишь вспо­мо­га­тель­ную роль в рели­гии, тогда как рели­гия в целом была осно­вой жизни людей. Все фигуры фриза и их эле­менты – это именно рели­ги­оз­ные сим­волы, что, конечно, не исклю­чает нали­чия среди них сим­во­лов комет, пла­нет и пр.

Исходя из того, что на вра­тах не может быть ничего слу­чай­ного, нельзя оста­вить без вни­ма­ния и изоб­ра­же­ния дои­сто­ри­че­ских животных.

Тиа­у­а­нако под­верг­лось раз­ру­ше­нию сти­хи­ями, вре­ме­нем и людьми, поэтому его руины и раз­роз­нен­ные арте­факты не дают нам пол­ного пред­став­ле­ния о сути и исто­рии этого города. Как резуль­тат суще­ствует такая масса точек зре­ния на его счет и нет ни одной строй­ной тео­рии, кото­рая была бы убе­ди­тельно дока­зана и в итоге при­нята боль­шин­ством уче­ных. Я думаю, что сохра­нив­шийся фриз Врат Солнца в этой ситу­а­ции являет собой цен­ней­ший доку­мент по исто­рии Анд, так как на нем запе­чат­лено един­ствен­ное цель­ное посла­ние Тиа­у­а­нако – истока анд­ских цивилизаций.

 

Золо­той доспех Бога Врат

Рис. 14[3]

По общему мне­нию, цен­траль­ная фигура (рис. 14) явля­ется изоб­ра­же­нием Вира­кочи. Это изоб­ра­же­ние встре­ча­ется на вазах, тка­нях и дру­гих мно­го­чис­лен­ных арте­фак­тах на юге Перу и в сосед­них рай­о­нах, сви­де­тель­ствуя о гра­ни­цах рас­про­стра­не­ния циви­ли­за­ции, кото­рую уче­ные назы­вают куль­ту­рой Тиауанако.

Рис. 15[4]

При­нято счи­тать, что от головы боже­ства исхо­дят лучи в форме сол­неч­ной короны. Поэтому его ино­гда назы­вают не Вира­ко­чей, а Инти – Богом Солнца. Но, дума­ется, в таком слу­чае это была бы дей­стви­тельно сол­неч­ная корона, т.е. лучи исхо­дили бы от круга. Но если при­гля­деться, голов­ной убор вовсе не круг­лый. Лицо боже­ства будто встав­лено в пря­мо­уголь­ную рамку со скруг­лен­ными углами. А внут­рен­ние углы рамки – те, кото­рые нахо­дятся в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти со стек­лом кар­тины (если при­нять ана­ло­гию полотна в раме), вовсе не скруг­лен­ные, а вполне даже пря­мые. И само лицо, а если гово­рить точ­нее – лице­вая часть не скруг­лен­ная, а ее кон­туры повто­ряют кон­туры «рамки». И как бы мне не хоте­лось касаться темы палео­кон­такта, лицо дей­стви­тельно кажется закры­тым стек­лом, куда бы мы ни посмот­рели – хоть на черно-белый кон­тур­ный рису­нок (рис. 15), хоть на фото полу­раз­ру­шен­ного рельефа боже­ства (рис. 14). И, конечно, больше всего голов­ной убор боже­ства напо­ми­нает шлем кос­ми­че­ского скафандра.

Рис. 16[5]. Голова боже­ства из Музея Пополь-Вух (Museo Popol Vuh), Гватемала

Такие же при­мерно мысли воз­ни­кают, когда смот­ришь на «гва­те­маль­ского кос­мо­навта» (рис. 16). Гово­рят, что тут ясно чита­ется шлем и дыха­тель­ный аппа­рат. Но дыха­тель­ный аппа­рат – это, веро­ят­нее всего, пла­стина, цеп­ляв­ша­яся за нозд­ре­вую пере­го­родку (рас­про­стра­нен­ное укра­ше­ние у мочик­цев, напри­мер), плюс нагруд­ная пла­стина. Дру­гими сло­вами, дыха­тель­ный аппа­рат – это часть доспеха воина, так же, как и шлем «кос­мо­навта» – шлем воин­ский. Однако вполне воз­можно и то, что скульп­тура на самом деле изоб­ра­жает кос­мо­навта. Не стоит забы­вать, что она сде­лана древним худож­ни­ком, кото­рый нико­гда кос­мо­нав­тов прежде не видел. Поэтому, впе­чат­лен­ный чуде­сами, свя­зан­ными с при­шель­цем, он изоб­ра­зил его соот­вет­ственно сво­ему пони­ма­нию – в каче­стве бога, оде­того в доспех, в кото­ром непо­нят­ные ему тех­ни­че­ские эле­менты он соста­вил из понят­ных ему пред­ме­тов. В резуль­тате костя­ное кольцо, кото­рое, воз­можно, встав­ляли себе в нос его сопле­мен­ники, пре­вра­ти­лось в носо­вую пла­стину при­чуд­ли­вой формы. В свою оче­редь вла­сти­тели индей­цев, кото­рые все­гда пози­ци­о­ни­ро­вали себя как боги и полу­боги, стре­ми­лись и оде­ваться, и укра­шать себя так, как это делали боги. Отсюда, к при­меру, могла пойти мода на носо­вые пла­стины среди знати. Инте­ресно, что в антич­ных мифах боги и полу­боги наде­лены чело­ве­че­ской внеш­но­стью и чело­ве­че­скими стра­стями. Они вза­и­мо­дей­ствуют с людьми и фак­ти­че­ски живут среди них. Вполне воз­можно, что так и было на самом деле в Риме и Гре­ции. И почему этого не могло быть в Америке?

Логично было бы пред­по­ло­жить, что Бог Врат запе­чат­лен на фризе в том облике, кото­рый остался в памяти народа и в кото­ром он хотел остаться. Я думаю, что Бог Врат, ско­рее всего, одет в метал­ли­че­ский воин­ский доспех. Его грудь и живот защи­щают пла­стина в форме пря­мо­уголь­ника и по обе сто­роны от нее две широ­кие ленты (из кожи?) с при­креп­лен­ными к ним метал­ли­че­скими релье­фами. Ленты играют также роль под­тя­жек, к кото­рым кре­пится защита воина от талии и ниже, состо­я­щая из пояса и сцеп­лен­ных с ним пла­стин с изоб­ра­же­ни­ями чело­ве­че­ских лиц. Эти лица сим­во­ли­зи­руют отруб­лен­ные головы вра­гов, кото­рые в те вре­мена воины могли под­ве­ши­вать к поясу. На «под­тяж­ках» изоб­ра­жены хищ­ные птицы и две кон­цен­три­че­ские окруж­но­сти, такие же, как в цен­тре ком­по­зи­ции нагруд­ной пла­стины, кото­рая повто­ряет ком­по­зи­цию, нахо­дя­щу­юся внутри пира­миды, на вер­шине кото­рой стоит божество.

Рис. 17[6] и 18[7]

Голову боже­ства защи­щает шлем, шею – отхо­дя­щие от него под­вески из подвиж­ных эле­мен­тов. Его лицо закрыто мас­кой, при­мерно такой, как на рис. 17, где пред­став­лена золо­тая мини­а­тюра, почти пол­но­стью повто­ря­ю­щая голову Бога Врат. При­ме­ром кон­струк­ции, в кото­рой шлем соеди­нен с мас­кой, может слу­жить древ­ний шлем викинга (рис. 18).

Рис. 19[8]

В руках Вира­коча дер­жит, по раз­ным мне­ниям, либо ски­петры, либо ору­жие, либо и то и дру­гое. Те иссле­до­ва­тели, кото­рые счи­тают, что Вира­коча здесь пред­стает в ипо­стаси бога грома, гово­рят о том, что в его руках – жезлы, кото­рые сим­во­ли­зи­рует гром и мол­нию, а слезы из его глаз – дождь или град.

И на самом деле отвер­стия (круг­лые углуб­ле­ния) на орна­менте в обла­сти глаз и щек обычно при­ни­мают за слезы Вира­кочи. Поэтому его еще назы­вают пла­чу­щим богом. Однако, если посмот­реть на более позд­ний рельеф (рис. 19), не истер­тый так вре­ме­нем и людьми и очень похо­жий на фриз Врат Солнца, то мы уви­дим, что там у боже­ства нет «слез». К тому же еще одно отвер­стие у Вира­кочи глав­ного фриза нахо­дится в обла­сти бро­вей, а там слез не бывает.

Рис. 20[9]. Абрис золо­той пла­стины из книги З. Ситчина

Пла­стина, изоб­ра­жа­ю­щая кры­ла­тое суще­ство. Мате­риал: золото. Раз­меры: 13×15,8 см. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. н.э. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин[i]

Спу­стя время после пуб­ли­ка­ции этой ста­тьи мне посчаст­ли­ви­лось отыс­кать фото­гра­фию золо­той пла­стины, пока­зан­ной на рис. 20. Но, к сожа­ле­нию, я не нашла ни одного под­твер­жде­ния тому, что такие или подоб­ные им доспехи существовали.

Как выгля­дит подоб­ный шлем сбоку, можно видеть на рис. 20, изоб­ра­жа­ю­щем, ско­рее всего, кры­ла­того спут­ника Вира­кочи. Шлем спут­ника гораздо более скром­ный. Пояс­ной ремень доспеха и исхо­дя­щие от него полосы, кото­рые сде­ланы из скреп­лен­ных между собой метал­ли­че­ских чешуек и закан­чи­ва­ются чело­ве­че­скими лицами, пред­став­ляют собой хвост птицы, а полосы, изго­тов­лен­ные по той же тех­но­ло­гии, но завер­ша­ю­щи­еся голо­вами пумы, изоб­ра­жают кры­лья. На рисунке хорошо видно, что доспех кры­ла­того спут­ника метал­ли­че­ский. Это лиш­ний раз убеж­дает в том, что и доспех Бога Врат также явля­ется металлическим.

Метал­ли­че­ское соору­же­ние доспеха бога, похоже, надето на длин­ную рубаху с рука­вами, что, по мень­шей мере, странно, так как рука­вов у тра­ди­ци­он­ной анд­ской одежды сей­час нет. А поскольку совре­мен­ные индейцы делают ее, при­ме­няя еще доинк­ский спо­соб изго­тов­ле­ния одежды, исполь­зуя ткац­кие станки древ­ней­шей, еще доинк­ской кон­струк­ции, и не могло быть (см. «Анд­ский тек­стиль Перу»). Хотя можно пред­по­ло­жить, что эта тех­но­ло­гия была забыта, как и мно­гое дру­гое, – как пись­мен­ность, например.

Рис. 21. Унку инк­ского пери­ода из Музея Анкона, Север­ная Лима, Перу[10]

И дей­стви­тельно, как мне уда­лось выяс­нить, рубаха с рука­вами суще­ство­вала (рис. 21). Ее назы­ва­ние унку, унко (unco) сло­варь тол­кует как «длин­ная рубаха – ста­рин­ная одежда индей­цев».

Рис. 22[11]

Рубаха Вира­кочи, как у боже­ства на золо­той мини­а­тюре (рис. 22) со сход­ной Богу Врат ико­но­гра­фией, вполне могла быть сде­лана из кожи. Какой дру­гой мате­риал может так хорошо обле­гать лицо и голову чело­века и в то же время дра­пи­ро­ваться, будучи при­хва­чен­ным на запя­стьях брас­ле­тами? И рубаха, и штаны, и шлем с мас­кой на все лицо скры­вают боже­ство почти пол­но­стью. Откры­тыми оста­ются лишь руки и стопы в виде пти­чьих лапок. Вполне воз­можно, что и Бог Врат был изоб­ра­жен в таком же костюме. Метал­ли­че­ская часть доспеха боже­ства с золо­той мини­а­тюры гораздо бед­нее, но все же по типу схожа с метал­ли­че­ской кон­струк­цией доспеха Вира­кочи. В нее вхо­дят «под­тяжки», укра­шен­ные меанд­ром (откуда в Новом Свете в те вре­мена взялся гре­че­ский меандр?), пояс, брас­леты, скреп­ля­ю­щие концы рука­вов, нако­лен­ники, а также лучи­стый голов­ной убор напо­до­бие глу­боко надви­ну­того на лоб боль­шой и круг­лой головы ажур­ного венца. К венцу при­креп­лены под­вески в виде круг­лых серег. А шею боже­ства укра­шают два ряда бус. Но, может статься, то, что нам кажется бусами, слу­жило допол­ни­тель­ным креп­ле­нием, удер­жи­ва­ю­щим венец на голове, или это пек­то­раль – защита шеи и груди. Также метал­лом окайм­лены отвер­стия в маске для глаз и рта. Вполне веро­ятно, что именно так выгля­дел Бог Врат Солнца.

Кстати ска­зать, уви­дев эту мини­а­тюру, я поняла, почему у моно­ли­тов Тиа­у­а­нако рот и глаза такой стран­ной формы. Видимо, их про­то­типы также носили маску с про­ре­зями для глаз и рта. Почему они это делали? Ладно бы они носили маску опре­де­лен­ного пер­со­нажа, какие, напри­мер, упо­треб­ля­ются при про­ве­де­нии риту­а­лов. Но маска здесь самая про­стая. Она может иметь лишь одно назна­че­ние – закрыть лицо. Вполне допу­стимо, что кожа­ный костюм боже­ства с мини­а­тюры дол­жен был защи­щать его лицо, голову, тело, и руки, и ноги в бою. Но золо­тая фигурка, хотя и одета в воин­ские доспехи, изоб­ра­жает боже­ство, и доспехи эти по логике вещей цере­мо­ни­аль­ные. Боже­ство, как и пра­ви­теля, не изоб­ра­жают на золо­тых изде­лиях в бое­вом доспехе. Это не порт­рет мас­лом и не ста­туя, а обоб­щен­ный образ, кото­рый скла­ды­ва­ется обычно веками. Зна­чит тут что-то не так, коли в памяти народа остался такой образ.

Боже­ство в коже, как и Бог Врат Солнца Тиа­у­а­нако на обоих фри­зах и его кры­ла­тые спут­ники, имеет всего по четыре пальца на руках и ногах. У спут­ни­ков, правда, всего по три пальца на ногах. Но это на абрисе. Если смот­реть на исход­ное изоб­ра­же­ние, хотя видно плохо, можно насчи­тать четыре. (Но у гигант­ских моно­ли­тов – по пять паль­цев, а у малень­кого – также четыре. См. ста­тью «Моно­литы».) Может, и лица у них были не такие, как у зем­лян, и поэтому они носили маски? А если еще вспом­нить об обы­чае хоро­нить вождей в погре­баль­ных мас­ках? То есть и после смерти нельзя было посмот­реть на лицо пра­ви­теля. К тому же изоб­ра­же­ние Вира­кочи на Вра­тах Солнца очень повре­ждено. Как будто кто-то спе­ци­ально поста­рался зате­реть именно цен­траль­ную фигуру. Может, это тиа­у­а­на­кан­ские боги, остав­ляя город, пря­тали следы сво­его пре­бы­ва­ния? И Пума-Пунку раз­ру­шен весь будто взры­вом. Есть же легенда, где гово­риться, что его взо­рвали сами боже­ствен­ные стро­и­тели. А еще вспо­ми­на­ется, что инк­ские госу­дари, кото­рые про­изо­шли от Бога Солнца и были опу­щены им на землю около озера Тити­кака вблизи Тиа­у­а­нако, должны были жениться только на своих род­ных сест­рах и у инк­ской вер­хушки был свой тай­ный язык. Все эти факты слиш­ком мно­го­чис­ленны, чтобы их игнорировать.

Однако, как мне пом­нится, инки не носили масок. Но и таких доспе­хов из металла у них тоже не было. А как выгля­дели инки и их доспехи? Воз­можно, потя­нув за эту ниточку, я рас­пу­таю хотя бы частично исто­рию Бога Врат? С этими мыс­лями я вновь отпра­ви­лась в интер­нет. Здесь я нашла лишь одно древ­нее изоб­ра­же­ние, кото­рое всеми назы­ва­ется инк­ским вои­ном – кера­ми­че­скую фигурку (рис. 23), послу­жив­шую про­то­ти­пом для мно­гих совре­мен­ных изоб­ра­же­ний инк­ских вои­нов, выло­жен­ных в интер­нете, – от рисун­ков до мел­кой пла­стики. На самом деле, как я узнала впо­след­ствии, эта кера­ми­че­ская фигурка была сде­лана намного раньше – в доинк­ском цар­стве Моче, кото­рое суще­ство­вало какое-то время парал­лельно с цар­ством Тиа­у­а­нако. (Подроб­нее о фигурке читайте в сооб­ще­нии «Воин Моче».) Сле­до­ва­тельно, мне очень повезло. Передо мной чело­век, кото­рый гораздо ближе к инте­ре­су­ю­щей меня эпохе, чем инки.

Рис. 23[12]. Мочик­ский воин в гре­че­ском хитоне. 100 – 700 гг. н.э. Бри­тан­ский музей. Рис. 24[13]. Житель цар­ства Моче в вязан­ном на спи­цах шер­стя­ном пуло­вер. Посмот­рите на низ одежды – это же три­ко­таж­ная резинка. Каково?

Похоже, это дей­стви­тельно воин, не боже­ство. Изоб­ра­же­ние не сим­во­ли­че­ское, а вполне реа­ли­сти­че­ское. Нет маски, и паль­цев пять. И лицо, и конеч­но­сти голые. Есть воз­мож­ность убе­диться в том, что они вполне чело­ве­че­ские. Тело при­крыто корот­ким… «пончо» – хотела я ска­зать. Но это не пончо, а корот­кая туника! Слово «туника» – часто упо­треб­ляют, когда пишут на англий­ском об инк­ской одежде. Я-то думала, что это потому, что люди не знают более точ­ного тер­мина – «пончо». Но на этом воине не пончо, а дей­стви­тельно туника, да еще и под­хва­чен­ная поя­сом с меанд­ром и зако­ло­тая на пле­чах фибу­лами. Фибу­лами? Тогда это не туника, а древ­не­гре­че­ский хитон. Теперь мне и лицо стало казаться гре­че­ским, не таким, как у гре­че­ских ста­туй, а как у совре­мен­ных гре­ков. А, может, индий­цев? И почему у него такое тем­ное лицо по срав­не­нию с руками и ногами? – ска­зала я себе и стала всмат­ри­ваться в лицо. Да, тем­ное. А глаза! Какие стран­ные глаза – выта­ра­щен­ные, окайм­лен­ные про­сто вали­ками какими-то, осо­бенно снизу. Ниж­ние валики рас­по­ла­га­ются в обла­сти скул и не похожи на мешки под гла­зами. Ну, все: это пото­мок тех существ в кожа­ных мас­ках и або­ри­ге­нов, – посме­я­лась я над сво­ими выво­дами. Хотя… Шутки шут­ками, а ведь такие «скулы» бро­са­ются в глаза и их не отне­сешь на счет без­дар­но­сти скуль­птора. Ведь гораздо проще сде­лать лицо обоб­щенно круг­лым. Это же не заказ­ной портрет.

Нет, эта тема палео­кон­так­тов до добра не дове­дет. Я же не хотела ее касаться. Но куда деваться? Стран­но­сти, загадки так и при­тя­ги­вают. Что-то у меня вооб­ра­же­ние разыг­ра­лось. Поду­ма­ешь! Такую кон­струк­цию пончо можно соткать и на при­ми­тив­ном станке. А меандр? Ну что меандр? Это всего лишь линии, пово­ра­чи­ва­ю­щие под пря­мым углом. Поэтому вернусь-ка я к теме Врат Солнца.

Про­дол­же­ние: Сим­во­лика Врат Солнца


[1] Хэн­кок Г. Следы богов (http://bookz.ru/authors/grem-henkok/hanco1_1/page-6-hanco1_1.html).

[9] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva4.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>