«Храм каменных голов», продолжение
Сидящие статуи храма
Ученые предполагают, что в Храме каменных голов (Полуподземном храме) проходили религиозные церемонии поклонения предкам. У. Салливан пишет:
«Полуподземный храм, как подсказывает его название, был построен приблизительно на шесть футов (1,8 м) в глубь земли, открытым для доступа воздуха. Следовательно, пол Полуподземного храма, опять же строго говоря, должен символизировать южный тропик и доступ на землю усопших. <…> Не противоречит такой интерпретации и тот факт, что родовые уаки (идолы – Ф.Ó.) земледельческих племен, находившихся в сфере влияния Тиауанако, сажались на пол в Полуподземном храме»[ii].
Видимо, основываясь на схожем представлении о функции и устройстве храма, А. Познански и построил его копию в Ла-Пасе, которая после реконструкции в начале XXI в. осталась в рамках той же концепции (см.: «История монолита Беннетта и храма в Мирафлорес»).
Фото 19[iii]. Интерьер второй реплики Храма каменных голов в Мирафлорес, Ла-Пас
В Храме каменных голов стоят лишь Бородатый монолит и его спутники, тогда как в его копии в Мирафлорес находится множество скульптур (фото 19), которые во времена А. Познански, надо думать, являлись подлинниками, а после реконструкции реплики были заменены копиями. К сожалению, мне неизвестно, были ли они найдены в самом храме или взяты А. Познански из разных мест Тиауанако и окрестностей, чтобы спасти их от уничтожения. Поэтому привязка сидящих статуй к Храму каменных голов в некотором роде условна. Но в любом случае главным культом доинкского Андского мира следует считать поклонение предкам. Следовательно, тиауанакцы представляли своих обожествленных пращуров именно такими, какими мы видим их воплощения в скульптуре, собранной А. Познански в Храме каменных голов.
Фото 20. Экспонат музея Тиауанако
Одна из статуй, которая хранится теперь в музее археологического комплекса Тиауанако, изображает человека, сидящего, скажем, на троне (фото 20). Ее голова в высоком почти кубическом головном уборе схожа с каменными головами стен и, скорее всего, относится к тому же периоду – самому раннему. Несмотря на сильную эрозию, можно заметить на теле статуи три шарика, один из которых расположен в зоне пупка, а два других – в области ключиц. Эти шарики сделаны и на копии скульптуры, которая находится сейчас в реплике храма (см. фото 21 статьи «История монолита Беннетта»).
Остальные статуи изображены в круглых головных уборах. Они сидят в коленопреклоненной позе, т.е. по-японски, имеют большое сходство между собой и сильно отличаются от остальных статуй Храма каменных голов.
Фото 21[iv]. Статуи у церкви, общий вид и крупный план
Наиболее древними из сидящих статуй в круглых головных уборах будем вслед за А. Познански считать две скульптуры из красного песчаника (фото 21), которые, возможно, тоже находились в Храме каменных голов.
Фото 22[v]
Статуи располагаются сейчас у стен церкви современного города Тиауанако (фото 22), возведенной из камней церемониального центра. Здесь они оказались, видимо, в XVII в., когда она строилась. Поразительно, что ее античные колонны также были частью зданий Тиауанако!
Как портал церкви со скульптурами выглядел в XIX в., можно видеть на гравюре из книги Э. Скуайера «Перу. Эпизоды путешествия и исследование в стране инков» (1877).
Э. Скуайер писал: «Их высота составляет от четырех до пяти футов (от 1,2 до 1,5 м), они вырезаны грубо, сильно повреждены и больше похожи на идолов, которых я нашел в Никарагуа и описал в своей работе об этой стране, чем любые другие, которых я видел в иных местах»[vii]. Э. Скуайер считал, что одна скульптура изображает мужчину, а вторая – женщину. Артур Познански и члены Французской научной миссии придерживались такого же мнения.
Фото 23. «Церковь Тиауанако. Вид на Статую в серых тонах – Tatito» (подпись к фотографии). Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Синтич Херманос. Бруклинский музей, США[viii]. Фото 24. «Церковь Тиауанако. Вид на Статую в серых тонах – Mamita»[ix]
Возможно, такое заключение исследователей основывается на восприятии скульптур жителями деревни Тиауанако. Судя по подписям к снимкам (фото 23 – 25), сделанным во время работы Французской миссии в 1903 – 1904 гг., они называли их Tatito и Mamita – Папочка и Мамочка на испанском, а язык подписей – французский. То есть в подписях был сохранен местный колорит. На самом деле у статуй нет никаких половых различий, и они, на мой взгляд, обе представляют мужчин.
Фото 25. «Статуя, Mamita, вид сзади»[x]
Фотографии начала века дают дополнительную информацию о фигурах, поскольку тогда они еще не были защищены решетками, которые мешают сделать хороший снимок. Статуи сильно пострадали от времени. Тем не менее, можно предположить, что они показывают обнаженных людей, сидящих по-японски, а их головы покрыты уборами с изображениями извивающихся змей. Особенно ценным является снимок Tatito со спины. По нему можно сделать заключение, что головные уборы представляют собой нечто вроде тюрбанов. Но главное – снимок дает возможность увидеть хорошо сохранившуюся резьбу на тюрбане сзади. Здесь между двух змеиных хвостов находится нигде более не встречающееся лицо человека с кошачьими ушами и оскаленным ртом. Тем не менее, у изображения на тюрбане все же прослеживается сходство с фигурами, вырезанными на Бородатом монолите. На его боковые поверхности помещены такие же толстые змеи с такими же завитками хвоста, а на нижнюю часть туники – кошачьи с лицами людей. (Правда, их лица имеют несколько другие черты.) Следовательно, Бородатого монолита и две сидящие фигуры объединяет одна система символов, что относит их к одной и той же религиозной идеологии и эпохе.
Фото 25а. Черно-белая фотография, подписанная «Женщина, сидящая рядом со статуей, Тиауанако». Дата: 1910 г. Размер: 10,16×12,7 см. Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[xa]
Еще один черно-белый снимок (фото 25а) показывает скульптуру Tatito спереди рядом с женщиной. По сравнению с ней Tatito кажется огромным. Думается, Э. Скуайер ошибся, оценивая его высоту в 1,2 – 1,5 м и она больше. На фотографии хорошо видно, что в правой руке у каменной фигуры находится некий шарообразный предмет. К сожалению, из-за сильного износа материала идентифицировать его не представляется возможным.
Фото 26[xi]. Статуя, выставленная в музее Тиауанако, вид сбоку и спереди
Две другие статуи (фото 26 – 28), которые находятся сейчас в музее Тиауанако, сохранились несравненно лучше. Скульптуры разительно отличаются от стоящих монолитов Тиауанако, которые похожи на космонавтов в тяжелых скафандрах или роботов и все покрыты символическими узорами. Сидящие статуи сделаны в реалистичной манере с минимумом символики. Они изображают практически голых людей с гладкими, без узоров телами. Среди каменной скульптуры Андского мира я не могу припомнить ни одной, выполненной в таком же духе.
Фото. 27[xii]. Вторая статуя из музея Тиауанако
Лицо статуи, показанной на фото 26, почти полностью стерто и явно не временем, а людьми. Зато лицо второй (фото 27 и 28) хорошо сохранилось и поражает воображение своей необычностью. Поскольку лицо выполнено в реалистичной манере, очень странными кажутся на нем огромные выпуклые овальные глаза, окруженные сильно и равномерно выступающими надбровными дугами и скулами. Все это без труда читается как защитные очки.
По первому впечатлению хочется сделать вывод о том, что прототипы статуй уже гораздо лучше приспособились к земным условиям, могли ходить голыми и защищали лишь глаза от и без того яркого солнечного света в прозрачном горном воздухе, который вдобавок отражен водной гладью Титикаки, что делает его опасным для зрения.
Фото 28[xiii]. Вторая статуя, вид сбоку
Очевидно, что статуи из музея Тиауанако изображают тех же божеств, что и статуи у церкви. Об это говорят их позы и головные убора. Но если первые выполнены из песчаника, что относит их к самому раннему, первому периоду, то вторые высечены из андезита и сделаны с бόльшим искусством, что говорит об их более позднем происхождении. Но при всей схожести головные уборы статуй различаются. Змеи на тюрбанах статуй музея приобрели вид ленты меандрового орнамента с прямыми углами. Кроме того, в области лба к тюрбану у них пришита «тесьма», которая под прямым углом огибает снизу уши, как бы цепляясь за них для того, чтобы удерживать убор на голове. У первой статуи линии «тесьмы» сходятся у основания шеи сзади и укладываются по спине особым образом (фото 29), больше напоминая провода (кабели).
Фото 29[xiv]. Первая реплика Храма каменных голов
И тут уже начинают приходить в голову мысли о том, что уши – это не уши, а радионаушники, шапка скрывает шлем, а прямые и острые плечи – это переосмысление жесткого плечевого пояса защитного костюма и т.д. А если присмотреться к фото 28, где вторая статуя снята с низкой точки, то видно, что ребра – это не ребра, поскольку они заканчиваются у скругленного выреза одежды, ну, и то, что можно принять за пупок, находится гораздо выше, чем ему полагается. Но, конечно, более вероятно, что скульптор все же изобразил обнаженных людей, а то, что кажется горловиной одежды, является ожерельем из пластинок, вырезанных из раковин. И тесьма – это вовсе не провода, а тонкие косицы. К такому выводу можно придти, если обратить внимание на желобок, разделяющий их надо лбом, т.е. на пробор.
Божества изображены с четко прочерченными ребрами грудной клетки и к тому же сидящими, поэтому сразу возникает ассоциация с мумиями. Вполне может быть, что изначально здесь и находились мумии (защитные костюмы, скафандры) пришельцев, которые были впоследствии заменены скульптурой.
Сидящие статуи имеют явное сходство с хорошо сохранившейся статуэткой стоящего человека, которая была найдена в зоне Каласасайи (фото 30). На ее лице остались лишь еле уловимые следы защитных приспособлений: рот большой, губы пухлые и глаза слишком выпуклые. Это говорит о том, что истинный облик пришельцев уже почти стерся из памяти скульптора, но сложилась традиция изображать богов или обожествленных предков с такими чертами лица. Интересно, что глаза у статуэтки ярко выраженного монголоидного типа с сильно поднятыми внешними уголками. Возможно, на традиционный образ божества в данном случае наложился облик современных скульптору владык.
Фото 30. Экспонат Музея антропологии, Лима, Перу[xv]
Мне, конечно, может только казаться, но я вижу в центре набедренной повязки статуэтки фигуру, напоминающую лягушку (ср. с фото 38).
Оракул Путаки
Очевидное сходство статуй Храма каменных голов обнаруживается и с полуметровой статуей, которая была найдена недалеко от археологического комплекса Тиауанако и получила название монолита Покотии (фото 31 и 32). Сейчас она является экспонатом Музея драгоценных металлов Ла-Паса.
К сожалению, голова монолита отбита, и лицо сильно пострадало, как и лица всех, кроме одной, сидящих статуй. Так же, как статуэтка, найденная на территории Каласасайи, монолит Покотии выполнен стоящим. На нем мы видим нечто, что принято считать набедренной повязкой. Она закрывает ноги. На руках статуи – перчатки. Все эти аксессуары вместе с острыми прямыми плечами усиливают впечатление того, что человек, которого изобразил скульптор, был одет в защитный костюм, полностью закрывающий его тело, руки и ноги, которые, кстати сказать, обуты в сапоги. Но самая интересная особенность данного артефакта – это то, что он покрыт надписями на шумерском языке. Они находятся на передней части ног, на спине и под его левой рукой, что заставляет задуматься о связи богов данного периода Тиауанако с шумерами.
Фото 31[xvi]
Монолит был обнаружен 4 января 2002 г. Бернардо Биадосом (Bernardo Biados) и девятью его коллегами[xvii]. Нашли его в местности под названием Покотия (Pokotia), которая располагается, по разным данным, в 2 км или 10 км от Тиауанако. Здесь в глубокой древности существовал крупный религиозный центр, имевший оракула, дававшего предсказания посредством прорицателя. Этим оракулом и был монолит, и звали его Путаки (Putaki)[xviii]. Об этом говорит перевод шумерских текстов монолита на английский язык, сделанный эпиграфистом Клайдом Ахмедом Уинтерсом (Clyde Ahmed Winters) из США.
Фото 32[xix]
Шумерские письмена есть и на другом знаменитом артефакте, который носит имя Великого Блюда (Fuente Magna) и имеет несомненную связь с монолитом Покотии и Тиауанако.
Фото 33. Надпись на спине монолита Покотии[xx]
Великое Блюдо
Фото 34[xxi]. Крестьянин Максимильяно (98 лет), нашедший блюдо
В 1960 г. крестьянин по имени Максимильяно (фото 34) в окрестностях села Чуа (Chúa), располагающегося в районе озера Титикака (к северу от него), нашел большое каменное блюдо (около 1 м в диаметре). По словам Максимильяно, он кормил из блюда свиней, пока не приехали люди и не забрали его, чтобы передать в муниципалитет Ла-Паса. Находку теперь называют Великое Блюдо.
Фото 35[xxii]
На внешней стороне блюда вырезаны зооморфные рельефы (рыбы и змеи), сходные, по мнению исследователей, с тиауанакскими (фото 35).
Фото 36[xxiii]
Внутри находится зооморфная или антропоморфная фигура (в зависимости от интерпретации), и два вида надписей на протошумерском языке и на языке келлка (quellca) – языке древней цивилизации Пукара – предшественнице Тиауанако.
Фото 37[xxiv]
В 1960 г. боливийский археолог Макс Португал Самора (Max Portugal Zamora), который, кстати, забрал у крестьянина находку и дал ей имя «Великое Блюдо», провел мелкие реставрационные работы и пытался расшифровать таинственные письмена, но безуспешно. Объект остался в подвале Музея драгоценных металлов «Музее золота» на 40 лет. В 2000 г. Бернардо Биадос и Фредди Арсе (Freddy Arce) сфотографировали надписи и отправили снимки Клайду Ахмеду Уинтерсу, который определил резьбу как протошумерскую клинопись и расшифровал ее[xxv]. Теперь Великое Блюдо хранится в Музее драгоценных металлов в отдельном, хотя и небольшом, зале «под прицелом» нескольких видеокамер.
Фото 38[xxvi]
Из древнего текста блюда становится понятно, что оно относится к культу почитания шумерской богини Ни-аш (Намму или Ниа), родившей Небо и Землю. Барельеф внутри сосуда (фото 38), который можно считать лягушкой (символ плодородия), по мнению некоторых исследователей, как раз изображает Ниа[xxvii]. Бернардо Биадос и Фредди Арсе считают, что «мы имеем дело с объектом, который был сделан в соответствии с традицией Месопотамии»[xxviii].
Намму – это первобытная шумерская богиня-мать, которая поначалу означала первичное море. Именно она выдвинула идею создания человека, чтобы он мог служить богам. Намму считалась богиней, которая «дала жизнь великим богам». Она была матерью Ану, Нинхурсаг и Энки, отождествлялась с вавилонской Тиамат. Её имя является частью имени шумерского правителя и законодателя Ур-Намму[xxix].
Фото 39[xxx]. Экспонат музея Тиауанако
Изображение лягушки, кстати, есть на центральной части высокой шапки монолита (фото 39), который судя по слезному элементу, относится к более позднему, третьему периоду.
Фото 40[xxxi]
Привожу свой перевод с английского расшифровки клинописи (фото 40) на Великом Блюде д-ра К.А. Уинтерса:
«Подход в будущем (один) наделен великой защитой Великой Ниа».
«[Божественная Ниа(ш)] устанавливает чистоту, устанавливает радость, устанавливает героя». («Это благоприятствующий оракул народа для того, чтобы установить чистоту и установить героя [для всех, кто ищет его]».)»
«[Используйте этот талисман (Великую чашу)], чтобы вырастить [ох] прорицателя, только чтобы обращаться за советом [в] храме».
«Праведный храм, священный (этот) храм, священный (этот) храм; вождь принимает присягу [на] с установлением чистоты, благоприятный оракул (и) устанавливает героя [О, вождь веры] Откройте уникальный свет [для всех], [кто] желает благородной жизни»[xxxii].
Другие символы были интерпретированы К.А. Уинтерсом как келлка и не были расшифрованы[xxxiii].
Насколько я поняла из перевода, эта чаша являлась оракулом Великой Ниа для определения духовного лидера, который будет прорицателем в храме.
Некоторые исследователи считают, что открытие Великого Блюда и монолита Покотии, содержащих шумерские тексты, а также наличие шумерских слов в аймарском языке свидетельствуют о длительном присутствии шумеров в древности на территории нынешних Боливии и Перу. Сюда они пришли в поисках металлов и именно эти земли называли Страной заката[xxxiv]. Существует мнение, что шумеры приплыли в Южную Америку по морю в третьем тысячелетии до нашей эры[xxxv]. Однако учитывая возраст статуй – более 10000 лет в соответствии с точкой зрения А. Познански, можно предположить, что шумеры могли придти в Южную Америку и посуху – через Берингию, которая обнажилась 11,5 – 12 тыс. лет назад (см. статью «Происхождение коренных народов Америк»). Но поскольку длительное присутствие в Андах и в Тиауанако, в частности, высокоразвитой цивилизации, обладающей летательной техникой, не вызывает сомнений, то и перемещение шумеров в район озера Титикака также, вероятнее всего, происходило по воздуху.
[ii] Салливан У. Тайны инков: Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.: Вече, 2000. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[iv] http://jutta-bernd-auf-reisen.blogspot.com/2009/11/von-tiwanaku-zum-schwindelerregenden-la.html; http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=886390&page=2; http://jutta-bernd-auf-reisen.blogspot.com/2009/11/von-tiwanaku-zum-schwindelerregenden-la.html; http://www.atlantisbolivia.org/tiwanaku.htm
[v] http://www.atlantisbolivia.org/tiwanaku.htm
[vi] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[vii] Squier E.G. Opus cit.
[x] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/archives/image/4100/image#
[xa] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/media/view/Objects/516130/285908?t:state:flow=3cf9877a-c029-4405-a027-345d277837c8
[xi] http://www.flickr.com/photos/george-lessard/74204104/in/set-1510957/; http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tiwanaku04.jpg?uselang=ru
[xii] http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tiwanaku7.jpg; http://www.flickr.com/photos/george-lessard/74204595/in/set-1510957/
[xiv] http://antiqu.narod.ru/17.htm
[xv] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4445640113/in/photostream/
[xvi] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/potokia01.htm
[xvii] Скляров А. Перу и Боливия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov8.htm).
[xviii] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/potokia01.htm
[xix] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/potokia01.htm
[xx] http://www.world-mysteries.com/sar_8.htm
[xxi] http://www.world-mysteries.com/sar_8.htm
[xxii] http://hermosabolivia.blogspot.com/2010_09_01_archive.html
[xxiii] http://hermosabolivia.blogspot.com/2010_09_01_archive.html
[xxiv] http://hermosabolivia.blogspot.com/2010_09_01_archive.html