Сидящие статуи храма

«Храм камен­ных голов», про­дол­же­ние

image001[i]

Сидя­щие ста­туи храма

Уче­ные пред­по­ла­гают, что в Храме камен­ных голов (Полу­под­зем­ном храме) про­хо­дили рели­ги­оз­ные цере­мо­нии покло­не­ния пред­кам. У. Сал­ли­ван пишет:

«Полу­под­зем­ный храм, как под­ска­зы­вает его назва­ние, был построен при­бли­зи­тельно на шесть футов (1,8 м) в глубь земли, откры­тым для доступа воз­духа. Сле­до­ва­тельно, пол Полу­под­зем­ного храма, опять же строго говоря, дол­жен сим­во­ли­зи­ро­вать южный тро­пик и доступ на землю усоп­ших. <…> Не про­ти­во­ре­чит такой интер­пре­та­ции и тот факт, что родо­вые уаки (идолы – Ф.Ó.) зем­ле­дель­че­ских пле­мен, нахо­див­шихся в сфере вли­я­ния Тиа­у­а­нако, сажа­лись на пол в Полу­под­зем­ном храме»[ii].

Видимо, осно­вы­ва­ясь на схо­жем пред­став­ле­нии о функ­ции и устрой­стве храма, А. Познанс­ки и построил его копию в Ла-Пасе, кото­рая после рекон­струк­ции в начале XXI в. оста­лась в рам­ках той же кон­цеп­ции (см.: «Исто­рия моно­лита Бен­нетта и храма в Мирафло­рес»).

image056Фото 19[iii]. Инте­рьер вто­рой реплики Храма камен­ных голов в Мирафло­рес, Ла-Пас

В Храме камен­ных голов стоят лишь Боро­да­тый моно­лит и его спут­ники, тогда как в его копии в Мирафло­рес нахо­дится мно­же­ство скульп­тур (фото 19), кото­рые во вре­мена А. Познан­ски, надо думать, явля­лись под­лин­ни­ками, а после рекон­струк­ции реплики были заме­нены копи­ями. К сожа­ле­нию, мне неиз­вестно, были ли они най­дены в самом храме или взяты А. Познан­ски из раз­ных мест Тиа­у­а­нако и окрест­но­стей, чтобы спа­сти их от уни­что­же­ния. Поэтому при­вязка сидя­щих ста­туй к Храму камен­ных голов в неко­то­ром роде условна. Но в любом слу­чае глав­ным куль­том доинк­ского Анд­ского мира сле­дует счи­тать покло­не­ние пред­кам. Сле­до­ва­тельно, тиа­у­а­накцы пред­став­ляли своих обо­жеств­лен­ных пра­щу­ров именно такими, какими мы видим их вопло­ще­ния в скульп­туре, собран­ной А. Познан­ски в Храме камен­ных голов.

image003Фото 20. Экс­по­нат музея Тиауанако

Одна из ста­туй, кото­рая хра­нится теперь в музее архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Тиа­у­а­нако,  изоб­ра­жает чело­века, сидя­щего, ска­жем, на троне (фото 20). Ее голова в высо­ком почти куби­че­ском голов­ном уборе схожа с камен­ными голо­вами стен и, ско­рее всего, отно­сится к тому же пери­оду – самому ран­нему. Несмотря на силь­ную эро­зию, можно заме­тить на теле ста­туи три шарика, один из кото­рых рас­по­ло­жен в зоне пупка, а два дру­гих – в обла­сти клю­чиц. Эти шарики сде­ланы и на копии скульп­туры, кото­рая нахо­дится сей­час в реплике храма (см. фото 21 ста­тьи «Исто­рия моно­лита Бен­нетта»).

Осталь­ные ста­туи изоб­ра­жены в круг­лых голов­ных убо­рах. Они сидят в коле­но­пре­кло­нен­ной позе, т.е. по-японски, имеют боль­шое сход­ство между собой и сильно отли­ча­ются от осталь­ных ста­туй Храма камен­ных голов.

image009 image011Фото 21[iv]. Ста­туи у церкви, общий вид и круп­ный план

Наи­бо­лее древними из сидя­щих ста­туй в круг­лых голов­ных убо­рах будем вслед за А. Познан­ски счи­тать две скульп­туры из крас­ного пес­ча­ника (фото 21), кото­рые, воз­можно, тоже нахо­ди­лись в Храме камен­ных голов.

image005

Фото 22[v]

Ста­туи рас­по­ла­га­ются сей­час у стен церкви совре­мен­ного города Тиа­у­а­нако (фото 22), воз­ве­ден­ной из кам­ней цере­мо­ни­аль­ного цен­тра. Здесь они ока­за­лись, видимо, в XVII в., когда она стро­и­лась. Пора­зи­тельно, что ее антич­ные колонны также были частью зда­ний Тиауанако!

image007[vi]

Как пор­тал церкви со скульп­ту­рами выгля­дел в XIX в., можно видеть на гра­вюре из книги Э. Ску­ай­ера «Перу. Эпи­зоды путе­ше­ствия и иссле­до­ва­ние в стране инков» (1877).

Э. Ску­айер писал: «Их высота состав­ляет от четы­рех до пяти футов (от 1,2 до 1,5 м), они выре­заны грубо, сильно повре­ждены и больше похожи на идо­лов, кото­рых я нашел в Ника­ра­гуа и опи­сал в своей работе об этой стране, чем любые дру­гие, кото­рых я видел в иных местах»[vii]. Э. Ску­айер счи­тал, что одна скульп­тура изоб­ра­жает муж­чину, а вто­рая – жен­щину. Артур Познан­ски и члены Фран­цуз­ской науч­ной мис­сии при­дер­жи­ва­лись такого же мнения.

image063 image065Фото 23. «Цер­ковь Тиа­у­а­нако. Вид на Ста­тую в серых тонах – Tatito» (под­пись к фото­гра­фии). Черно-белая фото­гра­фия (ори­ги­наль­ный принт), раз­мер 23×17 см. Аль­бом фото­гра­фий «Фран­цуз­ская науч­ная мис­сия в Южной Аме­рике: работа и рас­копки Тиа­у­а­нако, 1903 г.». Автор Син­тич Хер­ма­нос. Бруклин­ский музей, США[viii]. Фото 24. «Цер­ковь Тиа­у­а­нако. Вид на Ста­тую в серых тонах – Mamita»[ix]

Воз­можно, такое заклю­че­ние иссле­до­ва­те­лей осно­вы­ва­ется на вос­при­я­тии скульп­тур жите­лями деревни Тиа­у­а­нако. Судя по под­пи­сям к сним­кам (фото 23 – 25), сде­лан­ным во время работы Фран­цуз­ской мис­сии в 1903 – 1904 гг., они назы­вали их Tatito и Mamita – Папочка и Мамочка на испан­ском, а язык под­пи­сей – фран­цуз­ский. То есть в под­пи­сях был сохра­нен мест­ный коло­рит. На самом деле у ста­туй нет ника­ких поло­вых раз­ли­чий, и они, на мой взгляд, обе пред­став­ляют мужчин.

image067Фото 25. «Ста­туя, Mamita, вид сзади»[x]

image069Фото­гра­фии начала века дают допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию о фигу­рах, поскольку тогда они еще не были защи­щены решет­ками, кото­рые мешают сде­лать хоро­ший сни­мок. Ста­туи сильно постра­дали от вре­мени. Тем не менее, можно пред­по­ло­жить, что они пока­зы­вают обна­жен­ных людей, сидя­щих по-японски, а их головы покрыты убо­рами с изоб­ра­же­ни­ями изви­ва­ю­щихся змей. Осо­бенно цен­ным явля­ется сни­мок Tatito со спины. По нему можно сде­лать заклю­че­ние, что голов­ные уборы пред­став­ляют собой нечто вроде тюр­ба­нов. Но глав­ное – сни­мок дает воз­мож­ность уви­деть хорошо сохра­нив­шу­юся резьбу на тюр­бане сзади. Здесь между двух зме­и­ных хво­стов нахо­дится нигде более не встре­ча­ю­ще­еся лицо чело­века с коша­чьими ушами и оска­лен­ным ртом. Тем не менее, у изоб­ра­же­ния на тюр­бане все же про­сле­жи­ва­ется сход­ство с фигу­рами, выре­зан­ными на Боро­да­том моно­лите. На его боко­вые поверх­но­сти поме­щены такие же тол­стые змеи с такими же завит­ками хво­ста, а на ниж­нюю часть туники – коша­чьи с лицами людей. (Правда, их лица имеют несколько дру­гие черты.) Сле­до­ва­тельно, Боро­да­того моно­лита и две сидя­щие фигуры объ­еди­няет одна система сим­во­лов, что отно­сит их к одной и той же рели­ги­оз­ной идео­ло­гии и эпохе.

image002Фото 25а. Черно-белая фото­гра­фия, под­пи­сан­ная «Жен­щина, сидя­щая рядом со ста­туей, Тиа­у­а­нако». Дата: 1910 г. Раз­мер: 10,16×12,7 см. Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[xa]

Еще один черно-белый сни­мок (фото 25а) пока­зы­вает скульп­туру Tatito спе­реди рядом с жен­щи­ной. По срав­не­нию с ней Tatito кажется огром­ным. Дума­ется, Э. Ску­айер ошибся, оце­ни­вая его высоту в 1,2 – 1,5 м и она больше. На фото­гра­фии хорошо видно, что в пра­вой руке у камен­ной фигуры нахо­дится некий шаро­об­раз­ный пред­мет. К сожа­ле­нию, из-за силь­ного износа мате­ри­ала иден­ти­фи­ци­ро­вать его не пред­став­ля­ется возможным.

image013Фото 26[xi]. Ста­туя, выстав­лен­ная в музее Тиа­у­а­нако, вид сбоку и спереди

Две дру­гие ста­туи (фото 26 – 28), кото­рые нахо­дятся сей­час в музее Тиа­у­а­нако, сохра­ни­лись несрав­ненно лучше. Скульп­туры рази­тельно отли­ча­ются от сто­я­щих моно­ли­тов Тиа­у­а­нако, кото­рые похожи на кос­мо­нав­тов в тяже­лых ска­фанд­рах или робо­тов и все покрыты сим­во­ли­че­скими узо­рами. Сидя­щие ста­туи сде­ланы в реа­ли­стич­ной манере с мини­му­мом сим­во­лики. Они изоб­ра­жают прак­ти­че­ски голых людей с глад­кими, без узо­ров телами. Среди камен­ной скульп­туры Анд­ского мира я не могу при­пом­нить ни одной, выпол­нен­ной в таком же духе.

image016Фото. 27[xii]. Вто­рая ста­туя из музея Тиауанако

Лицо ста­туи, пока­зан­ной на фото 26, почти пол­но­стью стерто и явно не вре­ме­нем, а людьми. Зато лицо вто­рой (фото 27 и 28) хорошо сохра­ни­лось и пора­жает вооб­ра­же­ние своей необыч­но­стью. Поскольку лицо выпол­нено в реа­ли­стич­ной манере, очень стран­ными кажутся на нем огром­ные выпук­лые оваль­ные глаза, окру­жен­ные сильно и рав­но­мерно высту­па­ю­щими над­бров­ными дугами и ску­лами. Все это без труда чита­ется как защит­ные очки.

По пер­вому впе­чат­ле­нию хочется сде­лать вывод о том, что про­то­типы ста­туй уже гораздо лучше при­спо­со­би­лись к зем­ным усло­виям, могли ходить голыми и защи­щали лишь глаза от и без того яркого сол­неч­ного света в про­зрач­ном гор­ном воз­духе, кото­рый вдо­ба­вок отра­жен вод­ной гла­дью Тити­каки, что делает его опас­ным для зрения.

image054Фото 28[xiii]. Вто­рая ста­туя, вид сбоку

Оче­видно, что ста­туи из музея Тиа­у­а­нако изоб­ра­жают тех же божеств, что и ста­туи у церкви. Об это гово­рят их позы и голов­ные убора. Но если пер­вые выпол­нены из пес­ча­ника, что отно­сит их к самому ран­нему, пер­вому пери­оду, то вто­рые высе­чены из анде­зита и сде­ланы с бόль­шим искус­ством, что гово­рит об их более позд­нем про­ис­хож­де­нии. Но при всей схо­же­сти голов­ные уборы ста­туй раз­ли­ча­ются. Змеи на тюр­ба­нах ста­туй музея при­об­рели вид ленты меанд­ро­вого орна­мента с пря­мыми углами. Кроме того, в обла­сти лба к тюр­бану у них при­шита «тесьма», кото­рая под пря­мым углом оги­бает снизу уши, как бы цеп­ля­ясь за них для того, чтобы удер­жи­вать убор на голове. У пер­вой ста­туи линии «тесьмы» схо­дятся у осно­ва­ния шеи сзади и укла­ды­ва­ются по спине осо­бым обра­зом (фото 29), больше напо­ми­ная про­вода (кабели).

image015Фото 29[xiv]. Пер­вая реплика Храма камен­ных голов

И тут уже начи­нают при­хо­дить в голову мысли о том, что уши – это не уши, а ради­о­на­уш­ники, шапка скры­вает шлем, а пря­мые и ост­рые плечи – это пере­осмыс­ле­ние жест­кого пле­че­вого пояса защит­ного костюма и т.д. А если при­смот­реться к фото 28, где вто­рая ста­туя снята с низ­кой точки, то видно, что ребра – это не ребра, поскольку они закан­чи­ва­ются у скруг­лен­ного выреза одежды, ну, и то, что можно при­нять за пупок, нахо­дится гораздо выше, чем ему пола­га­ется. Но, конечно, более веро­ятно, что скуль­птор все же изоб­ра­зил обна­жен­ных людей, а то, что кажется гор­ло­ви­ной одежды, явля­ется оже­ре­льем из пла­сти­нок, выре­зан­ных из рако­вин. И тесьма – это вовсе не про­вода, а тон­кие косицы. К такому выводу можно придти, если обра­тить вни­ма­ние на жело­бок, раз­де­ля­ю­щий их надо лбом, т.е. на пробор.

Боже­ства изоб­ра­жены с четко про­чер­чен­ными реб­рами груд­ной клетки и к тому же сидя­щими, поэтому сразу воз­ни­кает ассо­ци­а­ция с муми­ями. Вполне может быть, что изна­чально здесь и нахо­ди­лись мумии (защит­ные костюмы, ска­фандры) при­шель­цев, кото­рые были впо­след­ствии заме­нены скульптурой.

Сидя­щие ста­туи имеют явное сход­ство с хорошо сохра­нив­шейся ста­ту­эт­кой сто­я­щего чело­века, кото­рая была най­дена в зоне Кала­са­сайи (фото 30). На ее лице оста­лись лишь еле уло­ви­мые следы защит­ных при­спо­соб­ле­ний: рот боль­шой, губы пух­лые и глаза слиш­ком выпук­лые. Это гово­рит о том, что истин­ный облик при­шель­цев уже почти стерся из памяти скуль­птора, но сло­жи­лась тра­ди­ция изоб­ра­жать богов или обо­жеств­лен­ных пред­ков с такими чер­тами лица. Инте­ресно, что глаза у ста­ту­этки ярко выра­жен­ного мон­го­ло­ид­ного типа с сильно под­ня­тыми внеш­ними угол­ками. Воз­можно, на тра­ди­ци­он­ный образ боже­ства в дан­ном слу­чае нало­жился облик совре­мен­ных скуль­птору владык.

Фото 30. Экс­по­нат Музея антро­по­ло­гии, Лима, Перу[xv]

Мне, конечно, может только казаться, но я вижу в цен­тре набед­рен­ной повязки ста­ту­этки фигуру, напо­ми­на­ю­щую лягушку (ср. с фото 38).

 

Ора­кул Путаки

 

Оче­вид­ное сход­ство ста­туй Храма камен­ных голов обна­ру­жи­ва­ется и с полу­мет­ро­вой ста­туей, кото­рая была най­дена неда­леко от архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Тиа­у­а­нако и полу­чила назва­ние моно­лита Поко­тии (фото 31 и 32). Сей­час она явля­ется экс­по­на­том Музея дра­го­цен­ных метал­лов Ла-Паса.

К сожа­ле­нию, голова моно­лита отбита, и лицо сильно постра­дало, как и лица всех, кроме одной, сидя­щих ста­туй. Так же, как ста­ту­этка, най­ден­ная на тер­ри­то­рии Кала­са­сайи, моно­лит Поко­тии выпол­нен сто­я­щим. На нем мы видим нечто, что при­нято счи­тать набед­рен­ной повяз­кой. Она закры­вает ноги. На руках ста­туи – пер­чатки. Все эти аксес­су­ары вме­сте с ост­рыми пря­мыми пле­чами уси­ли­вают впе­чат­ле­ние того, что чело­век, кото­рого изоб­ра­зил скуль­птор, был одет в защит­ный костюм, пол­но­стью закры­ва­ю­щий его тело, руки и ноги, кото­рые, кстати ска­зать, обуты в сапоги. Но самая инте­рес­ная осо­бен­ность дан­ного арте­факта – это то, что он покрыт над­пи­сями на шумер­ском языке. Они нахо­дятся на перед­ней части ног, на спине и под его левой рукой, что застав­ляет заду­маться о связи богов дан­ного пери­ода Тиа­у­а­нако с шумерами.

Фото 31[xvi]

Моно­лит был обна­ру­жен 4 января 2002 г. Бер­нардо Биа­до­сом (Bernardo Biados) и девя­тью его кол­ле­гами[xvii]. Нашли его в мест­но­сти под назва­нием Поко­тия (Pokotia), кото­рая рас­по­ла­га­ется, по раз­ным дан­ным, в 2 км или 10 км от Тиа­у­а­нако. Здесь в глу­бо­кой древ­но­сти суще­ство­вал круп­ный рели­ги­оз­ный центр, имев­ший ора­кула, давав­шего пред­ска­за­ния посред­ством про­ри­ца­теля. Этим ора­ку­лом и был моно­лит, и звали его Путаки (Putaki)[xviii]. Об этом гово­рит пере­вод шумер­ских тек­стов моно­лита на англий­ский язык, сде­лан­ный эпи­гра­фи­стом Клай­дом Ахме­дом Уин­тер­сом (Clyde Ahmed Winters) из США.

Фото 32[xix]

Шумер­ские пись­мена есть и на дру­гом зна­ме­ни­том арте­факте, кото­рый носит имя Вели­кого Блюда (Fuente Magna) и имеет несо­мнен­ную связь с моно­ли­том Поко­тии и Тиауанако.

Фото 33. Над­пись на спине моно­лита Поко­тии[xx]

 

Вели­кое Блюдо

Фото 34[xxi]. Кре­стья­нин Мак­си­ми­льяно (98 лет), нашед­ший блюдо

В 1960 г. кре­стья­нин по имени Мак­си­ми­льяно (фото 34) в окрест­но­стях села Чуа (Chúa), рас­по­ла­га­ю­ще­гося в рай­оне озера Тити­кака (к северу от него), нашел боль­шое камен­ное блюдо (около 1 м в диа­метре). По сло­вам Мак­си­ми­льяно, он кор­мил из блюда сви­ней, пока не при­е­хали люди и не забрали его, чтобы пере­дать в муни­ци­па­ли­тет Ла-Паса. Находку теперь назы­вают Вели­кое Блюдо.

Фото 35[xxii]

На внеш­ней сто­роне блюда выре­заны зооморф­ные рельефы (рыбы и змеи), сход­ные, по мне­нию иссле­до­ва­те­лей, с тиа­у­а­нак­скими (фото 35).

Фото 36[xxiii]

Внутри нахо­дится зооморф­ная или антро­по­морф­ная фигура (в зави­си­мо­сти от интер­пре­та­ции), и два вида над­пи­сей на про­то­шу­мер­ском языке и на языке келлка (quellca) – языке древ­ней циви­ли­за­ции Пукара – пред­ше­ствен­нице Тиауанако.

Фото 37[xxiv]

В 1960 г. боли­вий­ский архео­лог Макс Пор­ту­гал Самора (Max Portugal Zamora), кото­рый, кстати, забрал у кре­стья­нина находку и дал ей имя «Вели­кое Блюдо», про­вел мел­кие рестав­ра­ци­он­ные работы и пытался рас­шиф­ро­вать таин­ствен­ные пись­мена, но без­успешно. Объ­ект остался в под­вале Музея дра­го­цен­ных метал­лов «Музее золота» на 40 лет. В 2000 г.  Бер­нардо Биа­дос и Фредди Арсе (Freddy Arce) сфо­то­гра­фи­ро­вали над­писи и отпра­вили снимки Клайду Ахмеду Уин­терсу, кото­рый опре­де­лил резьбу как про­то­шу­мер­скую кли­но­пись и рас­шиф­ро­вал ее[xxv]. Теперь Вели­кое Блюдо хра­нится в Музее дра­го­цен­ных метал­лов в отдель­ном, хотя и неболь­шом, зале «под при­це­лом» несколь­ких видеокамер.

Фото 38[xxvi]

Из древ­него тек­ста блюда ста­но­вится понятно, что оно отно­сится к культу почи­та­ния шумер­ской богини Ни-аш (Намму или Ниа), родив­шей Небо и Землю. Баре­льеф внутри сосуда (фото 38), кото­рый можно счи­тать лягуш­кой (сим­вол пло­до­ро­дия), по мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, как раз изоб­ра­жает Ниа[xxvii]. Бер­нардо Биа­дос и Фредди Арсе счи­тают, что «мы имеем дело с объ­ек­том, кото­рый был сде­лан в соот­вет­ствии с тра­ди­цией Месо­по­та­мии»[xxviii].

Намму – это пер­во­быт­ная шумер­ская богиня-мать, кото­рая пона­чалу озна­чала пер­вич­ное море. Именно она выдви­нула идею созда­ния чело­века, чтобы он мог слу­жить богам. Намму счи­та­лась боги­ней, кото­рая «дала жизнь вели­ким богам». Она была мате­рью Ану, Нин­х­ур­саг и Энки, отож­деств­ля­лась с вави­лон­ской Тиа­мат. Её имя явля­ется частью имени шумер­ского пра­ви­теля и зако­но­да­теля Ур-Намму[xxix].

Фото 39[xxx]. Экс­по­нат музея Тиауанако

Изоб­ра­же­ние лягушки, кстати, есть на цен­траль­ной части высо­кой шапки моно­лита (фото 39), кото­рый судя по слез­ному эле­менту, отно­сится к более позд­нему, тре­тьему периоду.

Фото 40[xxxi]

При­вожу свой пере­вод с англий­ского рас­шиф­ровки кли­но­писи (фото 40) на Вели­ком Блюде д-ра К.А. Уинтерса:

«Под­ход в буду­щем (один) наде­лен вели­кой защи­той Вели­кой Ниа».

«[Боже­ствен­ная Ниа(ш)] уста­нав­ли­вает чистоту, уста­нав­ли­вает радость, уста­нав­ли­вает героя». («Это бла­го­при­ят­ству­ю­щий ора­кул народа для того, чтобы уста­но­вить чистоту и уста­но­вить героя [для всех, кто ищет его]».)»

«[Исполь­зуйте этот талис­ман (Вели­кую чашу)], чтобы вырас­тить [ох] про­ри­ца­теля, только чтобы обра­щаться за сове­том [в] храме».

«Пра­вед­ный храм, свя­щен­ный (этот) храм, свя­щен­ный (этот) храм; вождь при­ни­мает при­сягу [на] с уста­нов­ле­нием чистоты, бла­го­при­ят­ный ора­кул (и) уста­нав­ли­вает героя [О, вождь веры] Откройте уни­каль­ный свет [для всех], [кто] желает бла­го­род­ной жизни»[xxxii].

Дру­гие сим­волы были интер­пре­ти­ро­ваны К.А. Уин­тер­сом как келлка и не были рас­шиф­ро­ваны[xxxiii].

Насколько я поняла из пере­вода, эта чаша явля­лась ора­ку­лом Вели­кой Ниа для опре­де­ле­ния духов­ного лидера, кото­рый будет про­ри­ца­те­лем в храме.

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели счи­тают, что откры­тие Вели­кого Блюда и моно­лита Поко­тии, содер­жа­щих шумер­ские тек­сты, а также нали­чие шумер­ских слов в аймар­ском языке сви­де­тель­ствуют о дли­тель­ном при­сут­ствии  шуме­ров в древ­но­сти на тер­ри­то­рии нынеш­них Боли­вии и Перу. Сюда они при­шли в поис­ках метал­лов и именно эти земли назы­вали Стра­ной заката[xxxiv]. Суще­ствует мне­ние, что шумеры при­плыли в Южную Аме­рику по морю в тре­тьем тыся­че­ле­тии до нашей эры[xxxv]. Однако учи­ты­вая воз­раст ста­туй – более 10000 лет в соот­вет­ствии с точ­кой зре­ния А. Познан­ски, можно пред­по­ло­жить, что шумеры могли придти в Южную Аме­рику и посуху – через Берин­гию, кото­рая обна­жи­лась 11,5 – 12 тыс. лет назад (см. ста­тью «Про­ис­хож­де­ние корен­ных наро­дов Аме­рик»). Но поскольку дли­тель­ное при­сут­ствие в Андах и в Тиа­у­а­нако, в част­но­сти, высо­ко­раз­ви­той циви­ли­за­ции, обла­да­ю­щей лета­тель­ной тех­ни­кой, не вызы­вает сомне­ний, то и пере­ме­ще­ние шуме­ров в район озера Тити­кака также, веро­ят­нее всего, про­ис­хо­дило по воздуху.

| 1 | 2 | 3 |


[ii] Сал­ли­ван У. Тайны инков: Мифо­ло­гия, Аст­ро­но­мия и Война со Вре­ме­нем. М.: Вече, 2000. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).

[vii] Squier E.G. Opus cit.

[xiv] http://antiqu.narod.ru/17.htm

[xv] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4445640113/in/photostream/

[xvi] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/potokia01.htm

[xvii] Скля­ров А. Перу и Боли­вия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov8.htm).

[xviii] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/potokia01.htm

[xix] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/potokia01.htm

[xx] http://www.world-mysteries.com/sar_8.htm

[xxi] http://www.world-mysteries.com/sar_8.htm

[xxii] http://hermosabolivia.blogspot.com/2010_09_01_archive.html

[xxiii] http://hermosabolivia.blogspot.com/2010_09_01_archive.html

[xxiv] http://hermosabolivia.blogspot.com/2010_09_01_archive.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>