Ювелирные техники древней Колумбии, окончание
Попоро. Инвентарный № 17453. Размеры: высота 27,6 см, ширина 16,4 см. Вес: 1011 г. Материал и техники: тумбага; метод потерянного воска, полирование, чеканка. Культурный контекст/стиль: Кимбая I. Датировка: 250 г. до н.э. – 430 г. н.э. Место происхождения: Ла-Соледад (La Soledad), муниципий Филандия (Filandia), департамент Киндио (Quindío), Колумбия. Музей Америки, Мадрид, Испания[i]
Изделиям, отлитым из тумбаги, древние ювелиры Колумбии придавали вид предметов из чистого золота. Для этого они применяли технику золочения, при которой медь из поверхностного слоя удалялась с помощью органических кислот. О ней рассказывается в книге колумбийского ученого Луиса Дуке Гомеса «Золото Колумбии: Ювелирное искусство индейцев»[ii].
Автор пишет, что испанцы часто бывали обмануты, получая подать от племен золотыми изделиями, которые они считали высокопробными и которые, к их удивлению, при плавлении оказывались крайне низкого качества. Эти факты отмечают хронисты времен испанского завоевания. Они также указывают, что индейцы для золочения используют сок травы, которая растет в их землях.
Техника золочения была достаточно широко распространена в Америке. Она была развита, а может быть, и изобретена в средней части континента, т.е. где-то в Колумбии, Венесуэле или Эквадоре. Хронист Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес пишет:
«Индейцы очень хорошо умеют золотить предметы, которые они делают из низкопробного золота и меди. Они достигли в этом такого мастерства и совершенства и придавали такой блеск позолоченным изделиям, что те кажутся, если судить по цвету, сделанными из золота очень высокой пробы (23 карата и выше). Они делают это с помощью определенных трав… Применяется этот способ только в континентальной части, и здесь много позолоченного низкопробного золота… Я видел траву, индейцы мне ее показывали, но я никогда не мог ни лестью, ни другим способом узнать у них их секрет. Они утверждали, что делали это не они, а те, кто живет в далеких землях, и указывали на юг».
Существует предположение, что коренные жители Колумбии употребляли для золочения своих изделий то же растение, что применяют для золочения своих украшений жители Эквадора, – oxalis pubes. Кечуаны его называют чулько. Сок этого растения благодаря содержащейся в нем щавелевой кислоте растворяет окись меди.
Данные хронистов, как указывает Луис Дуке Гомес, полностью подтверждаются анализом доиспанских предметов, найденных на территории Эквадора и Колумбии. При этом он ссылается на исследования своего соотечественника Барриги Вильяльбы, который проанализировал позолоченные изделия, хранящиеся в Музее золота Колумбии. В своей книге «Ювелирные изделия чибча и их научное определение» Баррига Вильяльба так объясняет индейский способ золочения с научной точки зрения:
«Если изделие из золота какой-либо пробы, например из тумбаги, в течение многих часов подвергается обработке при температуре ниже температуры плавления в хорошо приготовленной смеси из глины и соли, происходят те же процессы, что и при очистке золота. С поверхности изделия удаляются окислы металлов и часть серебра, и остается слой золота тем большей толщины, чем дольше идет процесс. С помощью золочения и последующей полировки изделие приобретает вид чистого золота».
[i] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=17453&txt_id_imagen=1&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[ii] Луис Дуке Гомес. Золото Колумбии: Ювелирное искусство индейцев / Предисловие Б.Б. Пиотровского. М.: Искусство, 1982 (http://www.indiansworld.org/vvedenie.html-11#.WG9WBX1fs-l).