2.4. Декапитадор в иконографии Моче

 ЛЕГЕНДА О НАЙЛАМПЕ,
при­ло­же­ние

Образ Йам­пай­ека в ико­но­гра­фии Моче

image001

2.4. Дека­пи­та­дор в ико­но­гра­фии Моче

 Метал­ли­че­ские укра­ше­ния Лома-Негры

Образ Дека­пи­та­дора с косым кре­стом на спине, появив­шийся впер­вые в ико­но­гра­фии Моче на сона­хе­рах ста­рого пра­ви­теля Сипана, в даль­ней­шей исто­рии искус­ства Моче встре­ча­ется не часто. Исклю­че­ние состав­ляет ико­но­гра­фия куль­тур­ной зоны Лома-Негры (Loma Negra), регион Серро-Викус (Cerro Vicus), Долина Пиуры. Исто­ри­че­ски Лома-Негра нахо­ди­лась на севере циви­ли­за­ции Моче – близко к тер­ри­то­рии совре­мен­ного Эква­дора, земли кото­рого вхо­дили в Про­ме­жу­точ­ный мир. Поэтому на арте­фак­тах из Лома-Негры заметно вли­я­ние искус­ства этого мира.

image001Фото 1[i]. Лома-Негра и основ­ная тер­ри­то­рии куль­туры Моче на карте Перу

В 1969 г. из гроб­ниц Лома-Негры уакеро похи­тили мно­же­ство пред­ме­тов из меди, позо­ло­чен­ной и посе­реб­рен­ной меди, золота и серебра. Боль­шая часть из награб­лен­ного теперь хра­нится в Метрополитен-музее искусств. Поскольку арте­факты были полу­чены не путем архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, а в резуль­тате гра­бежа, они ока­за­лись ото­рваны от общего погре­баль­ного кон­тек­ста. Поэтому уче­ные не могут точно дати­ро­вать дра­го­цен­но­сти Лома-Негры и затруд­ня­ются опре­де­лить, отне­сти ли их к куль­туре Моче или куль­туре Викус[ii] (100 г. до н.э. – 400 г. н.э.), кото­рая раз­ви­ва­лась к северу от основ­ной тер­ри­то­рии циви­ли­за­ции Моче и в послед­ний период сво­его суще­ство­ва­ния нахо­ди­лась под ее вли­я­нием[iii]. Ката­лог Метрополитен-музея дати­рует находки либо IIIII вв., либо 390 – 450 гг., т.е. кон­цом IV – сере­ди­ной V в., и отно­сит их куль­туре Моче с помет­кой в скоб­ках «Лома-Негра».

Счи­та­ется, что регион Викус являлся пере­крест­ком тор­го­вых путей между севе­ром древ­него Перу, и южными частями древ­них Эква­дора и Колум­бии. Резуль­та­том столь выгод­ного тер­ри­то­ри­аль­ного поло­же­ния могло стать заим­ство­ва­ние пере­до­вых спо­со­бов обра­ботки металла у колум­бий­ских юве­ли­ров, а также исполь­зо­ва­ние и адап­та­ция худо­же­ствен­ных сти­лей куль­тур, суще­ство­вав­ших как к северу, так и к югу от реги­она Викус.

В целом образы божеств Лома-Негры близки обра­зам Сипана, хотя имеют свои осо­бен­но­сти и отли­чия. Среди арте­фак­тов Лома-Негры встре­ча­ются шедевры юве­лир­ного искус­ства. Но их не так много. Из этого сле­дует, что они, ско­рее всего, были при­об­ре­тены зна­тью Лома-Негры в резуль­тате тор­го­вого обмена.

Что каса­ется укра­ше­ний с фигу­рой Дека­пи­та­дора, то их тех­ни­че­ский и худо­же­ствен­ный уро­вень зна­чи­тельно ниже, чем у сона­хер Уаки Рахады, а ком­по­зи­ция суще­ственно упро­щена. При этом образ Дека­пи­та­дора стал более при­ми­тив­ным, а его сход­ство с Боже­ством уллючо уси­ли­лось. На этом осно­ва­нии можно пред­по­ло­жить сле­ду­ю­щее. Юве­лир­ные изде­лия Лома-Негры с изоб­ра­же­нием Дека­пи­та­дора отно­сятся к более позд­нему пери­оду вре­мени. Они пред­став­ляют собой про­из­ве­де­ния, адап­ти­ро­ван­ные, во-первых, к тех­ни­че­ским воз­мож­но­стям и уме­ниям юве­ли­ров и худож­ни­ков Моче, а во-вторых – к более тра­ди­ци­он­ному для ико­но­гра­фии Моче образу этого же боже­ства, а именно, к образу Боже­ства уллючо.

Наи­бо­лее репре­зен­та­тив­ным укра­ше­нием с Дека­пи­та­до­ром из всех, хра­ня­щихся в Метрополитен-музее, явля­ется золо­тая нари­гера (фото 2). Она имеет наи­луч­шую сохран­ность и, по всей види­мо­сти, была отре­ста­ври­ро­вана. Осталь­ные укра­ше­ния, посвя­щен­ные Дека­пи­та­дору и смеж­ным темам, на фото­гра­фиях запе­чат­лены в доста­точно пла­чев­ном состо­я­нии. Они были изго­тов­лены в основ­ном из меди и посе­реб­рен­ной меди. Поэтому их верх­ний слой окис­лился и позе­ле­нел. В резуль­тате кон­туры изоб­ра­же­ний частично или пол­но­стью утра­тили свою чет­кость, что затруд­няет их изучение.

image055Фото 2. Нари­гера. Инвен­тар­ный № 1979.206.1247. Раз­меры: 7×10×1 см. Мате­ри­алы: золото, серебро, камень. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: IIIII вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]

Золо­тая нари­гера (фото 2), дати­ру­е­мая IIIII вв., пред­став­ляет фигуру Дека­пи­та­дора, у кото­рой в целом выдер­жан изна­чаль­ный канон, исполь­зо­вав­шийся для изго­тов­ле­ния сона­хер из Уаки Рахады. Однако худож­ник, созда­вав­ший нари­геру, утра­тил пони­ма­ние сути ком­по­зи­ции и лишил боже­ство глав­ной части его сил и свойств. Боже­ство лиши­лось сво­его корабля, кото­рый был пред­став­лен полу­кру­гом с полу­сфе­рами. При этом отсе­чен­ная голова и туми с вере­воч­ной пет­лей пере­стали изоб­ра­жать скобы (петли) лета­тель­ного и/или пла­ва­тель­ного аппа­рата. В резуль­тате боже­ство стало про­сто Обез­глав­ли­ва­те­лем, что хорошо согла­со­вы­ва­лось с рели­ги­оз­ной идео­ло­гией Моче, кото­рая осно­вы­ва­лась на чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ниях. (Подроб­нее см.: «Риту­аль­ные бои и жерт­во­при­но­ше­ния Моче».)

Между тем, у пер­со­нажа на нари­гере появи­лись эле­менты, кото­рые более отчет­ливо свя­зы­вают Дека­пи­та­дора с Боже­ством уллючо, нежели его изоб­ра­же­ния на сона­хе­рах. Это: круг­лая каска с узо­ром из волн и круг­лые под­вески (чешуя дра­кона), кото­рые покры­вают не только грудь пер­со­нажа, но и поверх­но­сти косого кре­ста поверх узора из прямоугольников.

image005Фото 3. Бляшка, изоб­ра­жа­ю­щая Обез­глав­ли­ва­теля. Инвен­тар­ный № 1987.394.69. Раз­меры: 23×28 см. Мате­ри­алы: посе­реб­рен­ная медь, рако­вина. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств[v]

Канон золо­той нари­геры прак­ти­че­ски пол­но­стью повто­ряют пять укра­ше­ний (бля­шек), три из кото­рых пока­заны на фото 3 – 5. Правда, у фигур отсут­ствует узор из волн на каске, а у одной из них отсут­ствует и сама каска. Но, ско­рее всего, эти детали были про­сто утра­чены. Бляшки сде­ланы из посе­реб­рен­ной меди и, судя по изде­лию, дан­ному на фото 3, были инкру­сти­ро­ваны кусоч­ками мор­ской раковины.

 image007 image009Фото 4[vi] и 5[vii]. Фигур­ные укра­ше­ния с изоб­ра­же­нием Обез­глав­ли­ва­теля. Инвен­тар­ные № 1981.459.34 и 1987.394.49. Раз­меры: 1) 24,1×28,3 см и 2) 24×28,5 см. Мате­риал: посе­реб­рен­ная медь. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств

Бляшки суще­ственно больше нари­геры. Их раз­меры состав­ляют в сред­нем 24×28 см про­тив 7×10 см у нари­геры. Кроме того, в бляш­ках нет отвер­стий или дру­гих креп­ле­ний. Поэтому их назна­че­ние трудно определить.

image011Фото 6. Диск (фрон­таль­ная часть оре­херы). Инвен­тар­ный № 1982.392.8. Диа­метр: 15,5 см. Мате­ри­алы: позо­ло­чен­ная медь, посе­реб­рен­ная медь, рако­вина. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств[viii]

На диске, кото­рый пред­по­ло­жи­тельно был фрон­таль­ной частью оре­херы (фото 6), каска пер­со­нажа уже пре­вра­ти­лась в более харак­тер­ное для ико­но­гра­фии Моче полу­лун­ное фрон­таль­ное укра­ше­ние голов­ного убора с узо­ром из волн и голо­вой совы в цен­тре. Пер­со­наж оре­херы, хотя и дер­жит в руках туми и отсе­чен­ную голову, не имеет устра­ша­ю­щего вида, свой­ствен­ного Дека­пи­та­дору. Напро­тив, он про­из­во­дит впе­чат­ле­ние бла­го­душ­ного чело­века с улыб­кой на лице.

image013 image015Фото 7[ix] и 8[x]. Полу­лун­ные укра­ше­ния. Инвен­тар­ные № 1980.563.10 и 1987.394.80. Раз­меры: 1) 10,5×10,5 см и 2) 9,8×10,5 см. Мате­риал: медь. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: III в. Метрополитен-музей искусств

Среди арте­фак­тов Лома-Негры выде­ля­ется серия так назы­ва­е­мых полу­лун­ных укра­ше­ний, назна­че­ние кото­рых также неясно. Их ком­по­зи­ция постро­ена на пла­стине, сво­ими обво­дами напо­ми­на­ю­щей полу­лун­ную часть туми. Пла­стина рас­по­ло­жена снизу, что уси­ли­вает ассо­ци­а­ции с этим ножом, как и изоб­ра­жен­ные на укра­ше­ниях сцены. Они пока­зы­вают дра­ко­нов (часто со спи­ра­ле­вид­ными носами), кон­до­ров, а также чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. В этих сце­нах, как пред­став­ля­ется, дра­коны выры­вают у чело­века сердце лапой (фото 7), а антро­по­морф­ные чудо­вища достают его с помо­щью туми (фото 8). Такой вид жерт­во­при­но­ше­ний, как известно, суще­ство­вал у куль­туры Майя. К сожа­ле­нию, укра­ше­ния, как уже было ска­зано, покрыты слоем окис­лов и поэтому изоб­ра­жен­ные на них сцены плохо про­смат­ри­ва­ются, а на неко­то­рых из них не чита­ются совсем. Укра­ше­ния дати­ру­ются IIIII вв. или только III в.

image017Фото 9. Полу­лун­ное укра­ше­ние. Инвен­тар­ный № 1987.394.81. Раз­меры: 9×9,5 см. Мате­риал: медь. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: III в. Метрополитен-музей искусств[xi]

На одном из полу­лун­ных укра­ше­ний можно видеть фигуру Дека­пи­та­дора с косым кре­стом (фото 9), кото­рая изоб­ра­жена в соот­вет­ствии с исход­ным кано­ном и дати­ру­ется III в.

image019Фото 10. Полу­лун­ное укра­ше­ние. Инвен­тар­ный № 1979.206.1291. Раз­меры: 9×10,5 см. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: IIIII вв. Метрополитен-музей искусств[xii]

Еще одно укра­ше­ние (фото 10) изоб­ра­жает человека-дракона, кото­рый в одной руке дер­жит за волосы отруб­лен­ную голову. А вто­рой рукой, покры­той зуб­цами, как хвост дра­кона, отправ­ляет в свою пасть пред­мет, кото­рый трудно иден­ти­фи­ци­ро­вать. Воз­можно, это – сердце.

image021Фото 11. Полу­лун­ное укра­ше­ние. Инвен­тар­ный № 1982.392.12. Раз­меры: 16×17,2 см. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств[xiii]

Наи­боль­ший инте­рес вызы­вает полу­лун­ное укра­ше­ние, пока­зан­ное на фото 11. Оно отне­сено ката­ло­гом музея к более позд­нему пери­оду и дати­ру­ется 390 – 450 гг., как и бляшки с Дека­пи­та­до­ром, о кото­рых речь шла в начале ста­тьи. Укра­ше­ние изго­тов­лено из позо­ло­чен­ной меди, имеет хоро­шую сохран­ность и выпол­нено с тща­тель­ной про­ра­бот­кой дета­лей на высо­ком худо­же­ствен­ном и тех­ни­че­ском уровнях.

Туло­вище пер­со­нажа вос­при­ни­ма­ется как руко­ять туми, на фоне полу­лун­ного лез­вия кото­рого он стоит. Вме­сте с тем само лез­вие чита­ется как сим­вол вра­ща­ю­ще­гося винта. Пер­со­наж пока­зан с «улыб­кой» Дека­пи­та­дора на лице и стоит в харак­тер­ной для него позе боже­ства с двумя жез­лами. Все это застав­ляет при­знать в пер­со­наже Дека­пи­та­дора. Однако, что уди­ви­тельно, он дер­жит в руках не туми и отсе­чен­ную голову, а двух злоб­ных антро­по­морф­ных дра­кон­чи­ков с конеч­но­стями и хво­стом в виде амару. При этом Дека­пи­та­дор дер­жит их, как и чело­ве­че­скую голову, за волосы, пряди кото­рых также имеют форму амару. Хво­сты дра­кон­чи­ков укра­шены узо­ром из круж­ков, что делает их хво­стами ягу­ара (сим­вола суши). Тела дра­кон­чи­ков покрыты круп­ной чешуей, харак­тер­ной для живота ана­конды (мор­ского удава) – сим­вола воды. Так что дра­кон­чики эти, хотя и малы ростом, обла­дают боль­шими и раз­но­сто­рон­ними силами.

При­ме­ча­тельно, что у Дека­пи­та­дора отсут­ствуют под­вески (чешуя дра­кона), харак­тер­ные для его изоб­ра­же­ний на нари­гере, бляш­ках и оре­хере (см. фото 2 – 6), кото­рые идут от образа Боже­ства уллючо. Зато, как пер­со­нажи скульп­тур и рос­пи­сей сосу­дов в стиле тон­кой линии, он одет в рубашку со спи­ра­ле­вид­ным узо­ром и тапар­рабо. Вме­сте с тем Дека­пи­та­дор носит пояс с тре­уголь­ным узо­ром, кото­рый ими­ти­рует пояс Боже­ства уллючо. Допол­няют его образ собран­ные из пря­мо­уголь­ных зве­ньев пек­то­раль–опле­чье и руч­ные брас­леты – укра­ше­ния, харак­тер­ные для обла­че­ния пер­сон, погре­бен­ных в Уаке Рахаде, уаках Батан-Гранде и Чор­нан­кап. Голову Дека­пи­та­дора укра­шает фрон­таль­ная полу­лун­ная пла­стина с голо­вой совы в цен­тре. Она также вхо­дит в набор инсиг­ний Боже­ства уллючо в его более позд­нем вопло­ще­нии, кото­рое было при­нято ста­рым пра­ви­те­лем Сипана за основу образа божества-первопредка. Именно в таком образе ста­рый пра­ви­тель был отправ­лен в мир вверху. Этот же образ часто при­ни­мает Аяпаэк на скульп­тур­ных и живо­пис­ных изображениях.

Дека­пи­та­дор с двумя дра­ко­нами в руках на дру­гих изоб­ра­же­ниях не встре­ча­ется. Поэтому понять сим­во­лику дан­ной ком­по­зи­ции трудно. Можно про­честь только то, что лежит на поверх­но­сти ее посла­ния, и ска­зать, что ком­по­зи­ция изоб­ра­жает побе­ди­теля дра­ко­нов – оли­це­тво­ре­ния тех мощ­ных и опас­ных сил, кото­рые были при­сущи кораб­лям богов во плоти.

image060   image062

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>