ВОИН МОЧЕ
Ритуальная дубинка
Археологические дубинки из гробниц Уаки Рахады
Гробница Жреца-воина, окончание
В фардо Жреца-воина были найдены три фронтальных головных украшения из листовой меди и большой фрагмент четвертого украшения. Они крепились к коронам простой цилиндрической формы, также изготовленным из листов меди.
Фото 1[i]. Фигура Жреца-воина в копии первого фронтального украшения головного убора
Первая фронтальная пластина (фото 1 – 3) была размещена в непосредственной близости от погребенной персоны (в первом слое фардо). Она имеет типичную для династии Сипана полукруглую форму с объемной головой Божества уллючо в центре и двумя V-образными выступами сверху. Божество уллючо на ней изображено согласно канону, единому для головных уборов Сипана, который практически не претерпел изменений на протяжении всего периода существования династии. Божество обычно представлено только своей человеческой головой, украшенной полулунной фронтальной пластиной, круглыми орехерами, наригерой и ожерельем из маленьких совиных голов.
Фото 2[ii]. Первая фронтальная пластина головного убора Жреца-воина. Ширина 65 см. Материал: медь. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Снимок 2013 г. Фото 3[iii]. Реконструкционный рисунок первой фронтальной пластины
На первой фронтальной пластине по обе стороны от головы Божества уллючо выгравировано зеркально отраженное изображение дракона, которого перуанские ученые называют Лунным существом, или Лунным кошачьим. Корона этого комплекта представляет собой медный лист в форме удлиненного прямоугольника длиной 68 см.
Фото 4[iv]. Вторая фронтальная головная пластина. Ширина: 34 см. Материал: медь. Фото 5[v]. Реконструкционный рисунок второй фронтальной пластины
Вторая фронтальная пластина (фото 4 и 5) не имеет характерных V-образных выступов. Она тоже украшена объемной головой Божества уллючо и выгравированными фигурами драконов, которые здесь держат в руке человеческую голову за волосы.
Обе фронтальные пластины были представлены в погребальном фардо Жреца-воина также в виде миниатюр, вырезанных из листа меди.
Фото 6[vi]. Третье фронтальное украшение головного убора. Ширина: 45 см. Материал: медь. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Снимок 2014 г. Фото 7[vii]. Пектораль Старого властителя Сипана и маска в виде головы Божества уллючо. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
В седьмом слое фардо, непосредственно под головой персоны находилась третья фронтальная пластина (фото 6), которая имеет необычный для головных уборов Сипана дизайн и очень напоминает пектораль Старого властителя Сипана (фото 7).
Пластина вырезана из медного листа в форме восьми закручивающихся на концах щупалец осьминога. Присоски на щупальцах очень похоже изображены с помощью маленьких круглых подвесок. В центре пластины на фоне некой ажурной конструкции помещена фигура божества с головой кошачьего. Оно стоит в позе Божества уллючо. Главной особенностью этой позы являются поднятые вверх полусогнутые в локтях и слегка разведенные в стороны руки, которые держат незримый предмет. В ее основе лежит образ божества во плоти, держащегося за скобы летательного или плавательного аппарата рамной конструкции. Этот аппарат, по всей видимости, представлен завитками, которые вместе с фигурой божества образуют силуэт, напоминающий букву «Ж».
В этом же седьмом слое содержалось типичное для Моче украшение головы в форме полураскрытого веера на тонкой ручке, которое называется плюмеро (исп. plumero – пучок перьев, укрепленный на ручке; плюмаж). Основа такого «веера», как правило, была сплетена из растительных волокон. В ней и закреплялись птичьи перья. «Веер» фиксировался с помощью ниток на медной ручке, которая имела вверху расширение с отверстиями. Плюмеро обычно помещался на головном уборе сзади, над затылком и, вероятно, символизировал птичий хвост.
Фото 8[viii]. Реконструкционный рисунок содержимого саркофага Жреца-воина: 1 – линзовидные головы кошачьих: 2 – пектораль; 3 и 4 – два набора из барбикехо и круглых дисков; 5 и 6 – фронтальные головные пластины; 7 – головы дубинок; 8 – первая металлическая рубашка; 9 – квадратная наригера; 10 – маленькие пластины в форме туми; 11 – пьедестальная чаша; 12 – круглы щиты; 13 – миниатюрные изображения дубинки и фронтальной головной пластины; 14 – фронтальная головная пластина со щупальцами осьминога; 15 – плюмеро; 16 – идол Человека-совы; 17 – маска Человека-совы; 18 – голова с подвесками от церемониальной дубинки
На черепе Жреца-воина были найдены фрагментированные металлические предметы, которые после очистки и предварительной сборки оказались двумя маленькими пластинами в форме туми. Пластина, находившаяся на правой стороне, была сделана из позолоченной меди, а пластина, расположенная на левой стороне, – из серебра (фото 8, № 10).
Фото 9[ix]. Наригера серповидной формы. Материал: золото
В погребальное приданое Жреца-воина входили круглые орехеры, украшенные круглыми и треугольными подвесками, наригеры прямоугольной, трапециевидной и серповидной формы (фото 9), а также пектораль, которая сделана из бусин, выточенных из раковин спондилуса и бирюзы, и медных спиц-разделителей.
Фото 10[x]. Снимок голов–сонахер в раскопе
Вокруг шеи и грудной клетки Жреца-воина были расположены семь линзовидных голов–сонахер диаметром 16 см (фото 10 – 12). Они образовывали большое ожерелье – одно из самых впечатляющих среди тех, которые были найдены в гробнице.
Фото 11[xi]. Антропозооморфная голова-сонахера. Диаметр: 16 см. Основные материалы: позолоченная медь, бирюза, раковина спондилуса. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Снимок 2013 г.
Считается, что головы имеют черты кошачьего. Они сделаны из позолоченной меди с глазами из бирюзы и зубами из раковины спондилуса.
Фото 12[xii]. Реконструкция образа Жреца-воина. Снимок 2013 г.
Атрибуты жреца
В гробнице были обнаружены артефакты, которые четко указывают на жреческий сан погребенной персоны. Одним из них является идол Совиного бога, о котором речь шла в начале данного материала.
Кроме того, с каждой стороны груди и на левой голени Жреца-воина находились три небольших металлических калеро высотой 7 см. А рядом с предплечьями были установлены две так называемые пьедестальные чаши (на ножке в форме усеченного конуса). Они изготовлены из позолоченной меди. Их диаметр составляет 13 см, а высота 11 см. Чаша возле левой руки содержала скудные остатки неидентифицируемого осадка. А чаша рядом с правой рукой была наполнена на треть порошком из раковин спондилуса.
«Важно отметить, – пишут В. Альва и Л. Черо, – что эти металлические сосуды, связанные с наиболее важными ритуалами мира Моче, имели при себе жрецы, жрицы и жертвоприносители. Также в рассказах северного побережья Перу, собранных испанскими хронистами, отмечено большое значение, которое придавалось порошку из раковин во всех церемониях приношений и на официальных мероприятиях правителей, как в случае мифического основателя Найлампа (Кабельо де Бальбоа, 1951)».
Фото 1[xiii]. Жезл-нож с рукоятью в форме рыбы-кота (pez gato). Материал: твердая медь. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана
Рядом с правой рукой Жреца-воина был размещен жезл-нож со скульптурным изображением рыбы-кота (фото 1). В. Альва и Л. Черо назвали его эмблемой власти и «артефактом для ритуального использования». Но не уточнили, что они понимают под ритуальным использованием. Наверное, перуанские ученые считают, что нож мог использоваться в ритуале жертвоприношения пленных воинов, которое предусматривало сбор их крови в чашу. Одна из таких чаши, содержавшихся в фардо Жреца-воина, видимо, служила этим целям. И действительно, в отличие от парадных жезлов-ножей с объемными сонахерами старого и молодого правителей Сипана, нож Жреца-воина, выполненный целиком из «твердой меди», с удобной рукоятью, выглядит как рабочий инструмент.
Фото 2[xiv]. Керамические антары (слева и справа от керамических голов) из гробницы Жреца-воина. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Фото 3. Расписная бутыль стремя-горлышко с изображением музыкантов. Идентификационный № V A 62192. Размеры: 28,8×15,6×15,2 см. Материал: керамика. Культура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Этнологический музей, Берлин, Германия[xv]
В гробнице Жреца-воина археологи нашли в общей сложности 20 звуковых артефактов, среди которых – керамические трубы и антары (разновидность флейты Пана), которые неизменно звучали на церемониях Андского мира[xvi].
Фото 4[xvii]. Церемониальное шествие представителей элиты Моче. Прорисовка развертки росписи сосуда
На фото 4 дана прорисовка росписи сосуда, показывающей одно из роскошных шествий Моче, в которых участвовали правители, жрецы и военачальники. Персонажи высшего ранга играют на антарах. Их сопровождают персонажи более низкого статуса, играющие на керамических трубах. Костюм и аксессуары Жреца-воина более всего соответствуют тем, в которых нарисован персонаж, крайний справа.
Фото 5[xviii]. Облачение Жреца воина и его составные части. Реконструкционный рисунок
В десятом слое фардо были обнаружены две створки раковины спондилуса, содержавшие уникальные миниатюрные объекты из металла. Они представляют дубинки, конусы, круги и очень маленькие пластинки, из которых выделяется диадема со стилизованным силуэтом совы с распростертыми крыльями. В центре находилось небольшое изображение головы кошачьего. Эти и другие металлические миниатюры расцениваются перуанскими учеными как «крошечные копии или модели объектов, украшений и царских одежд».
Фото 6[xix]. Створка раковины спондилуса с миниатюрными изображениями элементов церемониального облачения Жреца-воина
[xv] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=58374&viewType=detailView
[xvi] Sánchez Huaringa C.D. La flauta de pan del Sacerdote Guerrero de Sipan en (de) la alta jerarquia Mochica. Avances de investigación / Universidad Nacional Mayor de San Marcos // Arqueología y Sociedad. Nº 30. 2015 (http://revistasinvestigacion.unmsm.edu.pe/index.php/Arqueo/article/view/12271).
[xvii] Sánchez Huaringa C.D. Opus cit.