Гробница Жреца

 ВОИН МОЧЕ
Риту­аль­ная дубинка
Архео­ло­ги­че­ские дубинки из гроб­ниц Уаки Рахады
, про­дол­же­ние

image001Гроб­ница Жреца[1]

Захо­ро­не­ние № 2, кото­рое названо гроб­ни­цей Жреца, было рас­по­ло­жено в юго-восточном углу уровня-1 пира­миды мав­зо­лея Уаки Рахады. Валь­тер Альва счи­тает это захо­ро­не­ние совре­мен­ным гроб­нице Вла­сти­теля Сипана. На основе пред­ме­тов, обна­ру­жен­ных в захо­ро­не­нии, уче­ные при­шли к выводу о том, что погре­бен­ный в нем чело­век выпол­нял строго рели­ги­оз­ные функ­ции и зани­мал вто­рое место в обще­ствен­ной иерар­хии Моче во вре­мена Вла­сти­теля Сипана. Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что он мог быть глав­ным жре­цом властителя.

image001Фото 1[2]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок содер­жи­мого гроба Жреца

Муж­чина ростом 1,6 м был похо­ро­нен в воз­раст 35 – 40 лет в пре­стиж­ном дере­вян­ном гробу с мед­ными скре­пами. Его сопро­вож­дали две жен­щины, два муж­чины, ребе­нок, собака, змея и лама. Однако погре­баль­ное при­да­ное Жреца нельзя назвать ни боль­шим, ни рос­кош­ным. Тем не менее, оно пол­но­стью отра­жает ста­тус и функ­ции пер­соны. Пред­меты, вхо­див­шие в при­да­ное, сви­де­тель­ствуют о том, что чело­век был отправ­лен на землю пред­ков в образе пер­со­нажа «D» и исклю­чи­тельно в ипо­стаси жреца, т.е. без ору­жия воина и без боль­шой дубинки-жезла – сим­вола вла­сти вер­хов­ного боже­ства и пра­ви­теля. Вме­сте с тем Жреца сопро­вож­дала чаль­чальча (фото 2). Такой же под­бор инсиг­ний харак­те­рен для фардо Ста­рого вла­сти­теля Сипана. Он тоже был похо­ро­нен без дубинки и щита, но с чаль­чаль­чами. При этом его голову укра­шала полу­лун­ная фрон­таль­ная пла­стина с V-образными высту­пами, харак­тер­ная для Сови­ного бога.

image041Фото 2[3]. Биме­тал­ли­че­ская чаль­чальча Жреца. Мате­ри­алы: золото и серебро. Высота: 28,6 см. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу. Сни­мок 2007 г.

О роде заня­тий погре­бен­ного сви­де­тель­ствует чаша, кото­рая нахо­ди­лась в его пра­вой руке и счи­та­ется одним из глав­ных атри­бу­тов жреца. Чаша изго­тов­лена из меди и снаб­жена круг­лой крыш­кой. Диа­метр чаши состав­ляет 10 см.

Оста­лось неяс­ным, какой пред­мет был вло­жен в левую руку Жреца. На рекон­струк­ци­он­ном рисунке содер­жи­мого сар­ко­фага (см. фото 1) она пуста, что про­ти­во­ре­чит обы­чаям Сипана. Воз­можно, нахо­див­ша­яся в ней вещь дошла до нас во фраг­мен­ти­ро­ван­ном состо­я­нии и архео­логи не смогли ее иден­ти­фи­ци­ро­вать. В этой связи стоит отме­тить, что ни нож-жезл, ни какой либо дру­гой в сар­ко­фаге обна­ру­жены не были.

image023Фото 3. Рекон­струк­ция образа Жреца. Залы Жреца. Музей цар­ский гроб­ниц Сипана[4]

Голов­ной убор Жреца пред­став­лял сову. Он был изго­тов­лен из позо­ло­чен­ной меди и инкру­сти­ро­ван встав­ками из рако­вин и бирюзы. Однако убор плохо сохра­нился и, веро­ятно, не под­ле­жит вос­ста­нов­ле­нию, поскольку в музее демон­стри­ру­ются только его копия на мане­кене Жреца (фото 3) и фраг­менты кры­льев совы в витрине.

image031Фото 4[5]. Нари­гера ста­рого пра­ви­теля. Мате­ри­алы: золото и серебро, полу­дра­го­цен­ные камни, ана­лог бирюзы. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

За обра­зец для копии был взят голов­ной убор, кото­рый носят Человек-сова, пред­став­лен­ный мед­ной фигу­рой из гроб­ницы Жреца-воина, и родо­на­чаль­ник дина­стии Сипана, пока­зан­ный на нари­гере Ста­рого вла­сти­теля Сипана (фото 4). Он изоб­ра­жает объ­ем­ную фигуру совы с тремя рас­про­стер­тыми кры­льями. Их перья выпол­нены из пря­мо­уголь­ных и круг­лых под­ве­сок, кото­рые, навер­ное, зве­нели во время дви­же­ний Жреца. Однако при изго­тов­ле­нии копии не был учтен тот факт, что в верх­ней части убора, в том месте, где кры­лья рас­хо­дятся на две сто­роны, сохра­ни­лись остатки воло­кон и перьев.

image009Фото 5[6]. Худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние облика Жреца

Судя по рисунку из ста­тьи Валь­тера Альвы «Цели­тели, шаманы и жрецы в куль­туре Моче» (фото 5), уче­ный пред­по­ло­жил, что голов­ной убор Жреца был допол­нен боль­шим плю­меро. Однако рису­нок, видимо, был сде­лан до откры­тия гроб­ниц Ста­рого вла­сти­теля Сипана и Жреца-воина, в кото­рых были най­дены фигуры с изоб­ра­же­нием такого убора. Поэтому он раз­ме­щен не спе­реди, надо лбом пер­со­нажа, а на вер­хушке его шлема.

image011Фото 6[7]. Рекон­струк­ция образа Жреца

В гроб­нице Жреца было обна­ру­жено мно­же­ство малень­ких дис­ков из позо­ло­чен­ной меди, кото­рые изна­чально были при­креп­лены к ткани. Кроме того, были най­дены конусы из позо­ло­чен­ной меди, из кото­рых состо­яла кайма одежды. На пол­но­раз­мер­ной рекон­струк­ции образа Жреца в Музее цар­ских гроб­ниц Сипана (фото 6) этот пред­мет одежды пред­став­лен как длин­ная ман­тия. Она покры­вает спину Жреца, оде­того в тунику из хлопка, под­по­я­сан­ную пле­те­ным шнуром.

image013Фото 7[8]. Оре­хера Жреца. Мате­ри­алы и тех­ники: позо­ло­чен­ная медь и золото со встав­ками из бирюзы, на дере­вян­ной под­ложке. Залы Жреца. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

В погре­баль­ное при­да­ное Жреца вхо­дили две пекторали-оплечья из рако­вин, руч­ные брас­леты, две оваль­ные нари­геры, пара круг­лых оре­хер из позо­ло­чен­ной меди, золота и бирюзы с голо­вой Боже­ства уллючо в цен­тре (фото 7).

image015Фото 8. Головы оже­ре­лий Ста­рого вла­сти­теля Сипана: 1 – из серебра, 2 – из золота. 3 – дву­ли­кие головы из позо­ло­чен­ной меди, кото­рые были при­креп­лены к ниж­нему краю одежды[9]

Как и в захо­ро­не­нии Ста­рого вла­сти­теля Сипана, в гроб­нице Жреца были най­дены два оже­ре­лья из чело­ве­че­ских голов. У Ста­рого вла­сти­теля каж­дое оже­ре­лье вклю­чало в себя десять голов, у кото­рых отчет­ливо пока­зана пря­мая челка (фото 8). Это поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что они сим­во­ли­зи­руют головы вои­нов, при­не­сен­ных в жертву.

image017Фото 9[10]. Оже­ре­лье из голов (масок) с гри­ма­сой боли. Мате­ри­алы: позо­ло­чен­ная медь, рако­вины. Залы Жреца. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Каж­дое оже­ре­лье Жреца было собрано из 9 голов с глад­ким, без­во­ло­сым чере­пом и раз­ным выра­же­нием лица, на кото­ром изоб­ра­жен рот с мно­же­ством зубов в чавин­ском стиле. На одном оже­ре­лье рас­тя­ну­тый рот демон­стри­рует что-то вроде улыбки, а на вто­ром – иска­жен болью или демон­стри­рует рыча­ние. По мне­нию Валь­тера Альвы, это – «выра­же­ние лица жизни и смерти соот­вет­ственно». При­ме­ча­тельно, что «улы­ба­ю­щи­еся» головы имеют боль­шие отто­пы­рен­ные уши (фото 10), а у «рыча­щих» – вме­сто ушей изоб­ра­жены две пары оре­хер (фото 11).

image019 image021Фото 10[11] и 11[12]. Головы обоих оже­ре­лий круп­ным планом

Валь­тер Альва отме­чает, что среди погре­баль­ных при­над­леж­но­стей Жреца «имелся короб из рас­ти­тель­ных воло­кон, на кото­ром были изоб­ра­жены сцены под­го­товки умер­ших, воз­можно, одной из его важ­ных функций».

image062               image064

 



[1] Alva W. Curanderos, Chamanes y Sacerdotes en la cultura mochica (http://www.academia.edu/8769332/Curanderos_Shamanes_y_Sacerdotes_en_la_cultura_mochica); Sandoval Damian, Virginia Maria. Los mochicas de Lambayeque y el Señor de Sipan. Universidad de Cajamarca. Chiclayo, 2010 (http://es.slideshare.net/virsandoval/monograf-los-mochicas-de-lambayeque-y-el-seor-de-sipan).

[2] Alva W. Opus cit.

[6] Alva W. Opus cit.

[9] Sandoval Damian, Virginia Maria. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>