ВОИН МОЧЕ
Ритуальная дубинка
Археологические дубинки из гробниц Уаки Рахады, продолжение
Гробница Жреца[1]
Захоронение № 2, которое названо гробницей Жреца, было расположено в юго-восточном углу уровня-1 пирамиды мавзолея Уаки Рахады. Вальтер Альва считает это захоронение современным гробнице Властителя Сипана. На основе предметов, обнаруженных в захоронении, ученые пришли к выводу о том, что погребенный в нем человек выполнял строго религиозные функции и занимал второе место в общественной иерархии Моче во времена Властителя Сипана. Существует предположение, что он мог быть главным жрецом властителя.
Фото 1[2]. Реконструкционный рисунок содержимого гроба Жреца
Мужчина ростом 1,6 м был похоронен в возраст 35 – 40 лет в престижном деревянном гробу с медными скрепами. Его сопровождали две женщины, два мужчины, ребенок, собака, змея и лама. Однако погребальное приданое Жреца нельзя назвать ни большим, ни роскошным. Тем не менее, оно полностью отражает статус и функции персоны. Предметы, входившие в приданое, свидетельствуют о том, что человек был отправлен на землю предков в образе персонажа «D» и исключительно в ипостаси жреца, т.е. без оружия воина и без большой дубинки-жезла – символа власти верховного божества и правителя. Вместе с тем Жреца сопровождала чальчальча (фото 2). Такой же подбор инсигний характерен для фардо Старого властителя Сипана. Он тоже был похоронен без дубинки и щита, но с чальчальчами. При этом его голову украшала полулунная фронтальная пластина с V-образными выступами, характерная для Совиного бога.
Фото 2[3]. Биметаллическая чальчальча Жреца. Материалы: золото и серебро. Высота: 28,6 см. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу. Снимок 2007 г.
О роде занятий погребенного свидетельствует чаша, которая находилась в его правой руке и считается одним из главных атрибутов жреца. Чаша изготовлена из меди и снабжена круглой крышкой. Диаметр чаши составляет 10 см.
Осталось неясным, какой предмет был вложен в левую руку Жреца. На реконструкционном рисунке содержимого саркофага (см. фото 1) она пуста, что противоречит обычаям Сипана. Возможно, находившаяся в ней вещь дошла до нас во фрагментированном состоянии и археологи не смогли ее идентифицировать. В этой связи стоит отметить, что ни нож-жезл, ни какой либо другой в саркофаге обнаружены не были.
Фото 3. Реконструкция образа Жреца. Залы Жреца. Музей царский гробниц Сипана[4]
Головной убор Жреца представлял сову. Он был изготовлен из позолоченной меди и инкрустирован вставками из раковин и бирюзы. Однако убор плохо сохранился и, вероятно, не подлежит восстановлению, поскольку в музее демонстрируются только его копия на манекене Жреца (фото 3) и фрагменты крыльев совы в витрине.
Фото 4[5]. Наригера старого правителя. Материалы: золото и серебро, полудрагоценные камни, аналог бирюзы. Музей царских гробниц Сипана
За образец для копии был взят головной убор, который носят Человек-сова, представленный медной фигурой из гробницы Жреца-воина, и родоначальник династии Сипана, показанный на наригере Старого властителя Сипана (фото 4). Он изображает объемную фигуру совы с тремя распростертыми крыльями. Их перья выполнены из прямоугольных и круглых подвесок, которые, наверное, звенели во время движений Жреца. Однако при изготовлении копии не был учтен тот факт, что в верхней части убора, в том месте, где крылья расходятся на две стороны, сохранились остатки волокон и перьев.
Фото 5[6]. Художественное представление облика Жреца
Судя по рисунку из статьи Вальтера Альвы «Целители, шаманы и жрецы в культуре Моче» (фото 5), ученый предположил, что головной убор Жреца был дополнен большим плюмеро. Однако рисунок, видимо, был сделан до открытия гробниц Старого властителя Сипана и Жреца-воина, в которых были найдены фигуры с изображением такого убора. Поэтому он размещен не спереди, надо лбом персонажа, а на верхушке его шлема.
Фото 6[7]. Реконструкция образа Жреца
В гробнице Жреца было обнаружено множество маленьких дисков из позолоченной меди, которые изначально были прикреплены к ткани. Кроме того, были найдены конусы из позолоченной меди, из которых состояла кайма одежды. На полноразмерной реконструкции образа Жреца в Музее царских гробниц Сипана (фото 6) этот предмет одежды представлен как длинная мантия. Она покрывает спину Жреца, одетого в тунику из хлопка, подпоясанную плетеным шнуром.
Фото 7[8]. Орехера Жреца. Материалы и техники: позолоченная медь и золото со вставками из бирюзы, на деревянной подложке. Залы Жреца. Музей царских гробниц Сипана
В погребальное приданое Жреца входили две пекторали-оплечья из раковин, ручные браслеты, две овальные наригеры, пара круглых орехер из позолоченной меди, золота и бирюзы с головой Божества уллючо в центре (фото 7).
Фото 8. Головы ожерелий Старого властителя Сипана: 1 – из серебра, 2 – из золота. 3 – двуликие головы из позолоченной меди, которые были прикреплены к нижнему краю одежды[9]
Как и в захоронении Старого властителя Сипана, в гробнице Жреца были найдены два ожерелья из человеческих голов. У Старого властителя каждое ожерелье включало в себя десять голов, у которых отчетливо показана прямая челка (фото 8). Это позволяет предположить, что они символизируют головы воинов, принесенных в жертву.
Фото 9[10]. Ожерелье из голов (масок) с гримасой боли. Материалы: позолоченная медь, раковины. Залы Жреца. Музей царских гробниц Сипана
Каждое ожерелье Жреца было собрано из 9 голов с гладким, безволосым черепом и разным выражением лица, на котором изображен рот с множеством зубов в чавинском стиле. На одном ожерелье растянутый рот демонстрирует что-то вроде улыбки, а на втором – искажен болью или демонстрирует рычание. По мнению Вальтера Альвы, это – «выражение лица жизни и смерти соответственно». Примечательно, что «улыбающиеся» головы имеют большие оттопыренные уши (фото 10), а у «рычащих» – вместо ушей изображены две пары орехер (фото 11).
Фото 10[11] и 11[12]. Головы обоих ожерелий крупным планом
Вальтер Альва отмечает, что среди погребальных принадлежностей Жреца «имелся короб из растительных волокон, на котором были изображены сцены подготовки умерших, возможно, одной из его важных функций».
[1] Alva W. Curanderos, Chamanes y Sacerdotes en la cultura mochica (http://www.academia.edu/8769332/Curanderos_Shamanes_y_Sacerdotes_en_la_cultura_mochica); Sandoval Damian, Virginia Maria. Los mochicas de Lambayeque y el Señor de Sipan. Universidad de Cajamarca. Chiclayo, 2010 (http://es.slideshare.net/virsandoval/monograf-los-mochicas-de-lambayeque-y-el-seor-de-sipan).
[2] Alva W. Opus cit.
[6] Alva W. Opus cit.
[9] Sandoval Damian, Virginia Maria. Opus cit.