1.2.4. Динамика жертвоприношений в историческом контексте

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
, продолжение

image0011.2.4. Дина­мика жерт­во­при­но­ше­ний в исто­ри­че­ском контексте

1.2.4.1. Крат­кая исто­рия ацтеков

Счи­та­ется, что ни у одного народа Месо­аме­рики чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния не дости­гали такого раз­маха, как у ацте­ков. Однако было бы боль­шим заблуж­де­нием пола­гать, что они тыся­чами умерщ­вляли людей уже в те вре­мена, когда их племя только появи­лось на исто­ри­че­ской арене. Регу­ляр­ные и часто чудо­вищ­ные по своим мас­шта­бам жерт­во­при­но­ше­ния стали прак­ти­ко­ваться ацтек­скими пра­ви­те­лями лишь с сере­дины XV в., когда войны за рас­ши­ре­ние импе­рии начали при­но­сить много пленных.

Исто­рия ацте­ков[1] состоит из трех частей: 1) пери­ода стран­ствий, окон­чив­ше­гося осно­ва­нием Тено­чтит­лана, 2) пери­ода упро­че­ния поло­же­ния ацте­ков в Мек­си­кан­ской долине и 2) пери­ода рас­ши­ре­ния и заво­е­ва­ний, кото­рый закон­чился, когда ацтеки сами были заво­е­ваны испан­цами в 1521 г.

image001Фото 1[2]. Мек­си­кан­ская долина в 1519 г.

image0571. Период стран­ствий, 1168 – 1325 гг.

Ацтеки впер­вые появи­лись на исто­ри­че­ской сцене в XIII в., когда про­никли в Мек­си­кан­скую долину (Долину Мехико). Окру­жен­ная горами и вул­ка­нами, она была цен­тром несколь­ких доко­лум­бо­вых циви­ли­за­ций, вклю­чая тео­ти­уа­кан­скую, толь­тек­скую и соб­ственно ацтек­скую. Откуда при­шли ацтеки, неиз­вестно, но, согласно ацтек­ской пик­то­гра­фи­че­ской руко­писи, име­ну­е­мой Кодек­сом Боту­рини, они поки­нули родину в 1168 г. и ски­та­лись почти целое сто­ле­тие, прежде чем осесть на бере­гах соле­ного озера Тес­коко. Между тем 1168 г. – это одна из пред­по­ла­га­е­мых дат кру­ше­ния импе­рии толь­те­ков, сто­ли­цей кото­рой был город Тула. С северо-запада, со сто­роны Тулы, мешики-ацтеки и при­шли в долину. В Кодексе Боту­рини гово­рится о том, что какое-то время они оста­нав­ли­ва­лись там.

image003Фото 2[3]. Мешики поки­дают свой род­ной ост­ров, на каноэ пере­се­кают озеро в 1-й год Кремня (1168 г.) и при­бы­вают в пещеру на склоне холма, где обна­ру­жи­вают идола Уици­ло­по­чтли[4]. Лист 1. Полоса стран­ствий (Tira de la Peregrinación), или Кодекс Боту­рини (Codex Boturini). Тип доку­мента: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Создана неиз­вест­ным ацтек­ским авто­ром. Мате­ри­алы: полоса амат­ной бумаги, сло­жен­ная гар­мош­кой; чер­ная и крас­ная краски. Раз­меры полосы: 19,8×549 см. Время и место созда­ния: 1520 – 1540 гг., Тено­чтит­лан. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мексика

Легенды гово­рят, что предки ацте­ков жили в мифи­че­ской стране Ацт­лан («Земле белизны или месте цапель»), от назва­ния кото­рой и пошло назва­ние их народа. Эта страна нахо­ди­лась на ост­рове в сере­дине озера. Собрав­шись в путь, ацтеки сели в каноэ и, пере­плыв озеро, при­стали к берегу, где в пещере на склоне холма нашли гово­ря­щего идола Уици­ло­по­чтли, кото­рый повел их в стран­ствиях (фото 2). Он велел ацте­кам осесть там, где они узрят орла, сидя­щего на как­тусе со змеей в когтях.

Ацтеки отпра­ви­лись в поход, сопро­вож­да­е­мые неко­то­рыми дру­гими пле­ме­нами. Посте­пенно группа рас­па­лась, и ацтеки про­дол­жили свое путе­ше­ствие в оди­но­че­стве, при­слу­ши­ва­ясь к сове­там сво­его бога и воз­да­вая ему поче­сти при каж­дой оста­новке. В конце стран­ствий, когда ацтеки появи­лись в Мек­си­кан­ской долине, они обна­ру­жили, что земли здесь уже заняты дру­гими племенами.

image003Фото 3[5]. Место, где был осно­ван город меши­ков Тено­чтит­лан. Лист 71v. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­мер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Мек­си­кан­ская долина была поде­лена между кро­шеч­ными городами-государствами, кото­рые вое­вали друг с дру­гом за тер­ри­то­рию и ради дани. Неко­то­рое время ацтеки само­вольно сели­лись на чужих тер­ри­то­риях, откуда их посто­янно выго­няли. При­мерно с 1250 по 1298 г. ацтеки были вас­са­лами Аска­по­цалько, сто­лицы цар­ства тепа­не­ков. Затем они жили под покро­ви­тель­ством пра­ви­теля города Колу­а­кана (Кулу­а­кана) и сра­жа­лись за него на войне. В 1323 г. за воен­ные успехи пра­ви­тель Колу­а­кана отдал в жены ацтек­скому вождю свою дочь – прин­цессу Колуа. Но ацтеки совер­шили ужас­ную ошибку – при­несли ее в жертву Уици­ло­по­чтли и вынуж­дены были бежать. Они нашли при­ста­нище в боло­тах озера Тес­коко, посе­лив­шись на несколь­ких необи­та­е­мых прежде ост­ро­вах, окру­жен­ных топями. Эта тер­ри­то­рия была ничей­ной зем­лей, не пред­став­ляв­шей инте­реса для дру­гих пле­мен. Поэтому ацте­ков оста­вили в покое. В 1325 г. они осно­вали свой город. В легенде ска­зано, что после дол­гих ски­та­ний, ацтеки нако­нец уви­дели то, о чем гово­рил Уици­ло­по­чтли, – орла, сидя­щего на как­тусе со змеей в ког­тях, – и осно­вали город, назвав его Тено­чтит­ла­ном («Местом свя­щен­ной опун­ции»). (В испан­ских текстах его часто име­нуют Мешико, или Мешико-Теночтитланом.)

image003Фото 4[6]. Лист 14v, фраг­мент. Исто­рия Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии и ост­ро­вов мате­рика (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

 image0572. Закреп­ле­ние в Мек­си­кан­ской долине, 1325 –1440 гг.

Тено­чтит­лан начался с группки трост­ни­ко­вых хижин, окру­жав­ших храм Уици­ло­по­чтли на одном из топ­ких ост­ров­ков. Легенды гово­рят, что вто­рой город – Тла­те­лолько («Место хол­мов») был осно­ван при­мерно в это же время непо­да­леку на таком же ост­ровке. Вскоре оба города вошли в зави­си­мость от Аска­по­цалько – города-государства тепа­не­ков, кото­рый в это время как раз начал рас­ши­ряться под руко­вод­ством Тесо­со­мока. Мешики-ацтеки вынуж­дены были пла­тить дань и при­ни­мать уча­стие в вой­нах на сто­роне сво­его сюзерена.

Группы хижин посте­пенно сме­ни­лись камен­ными горо­дами, и к сере­дине XIV в. и Тено­чтит­лан, и Тла­те­лолько стали горо­дами доста­точно круп­ными, чтобы обра­титься к дру­гим пле­ме­нам с прось­бой обес­пе­чить их пра­ви­те­лями. Пер­вым монар­хом Тено­чтит­лана стал Ака­ма­пи­чтли (1367 – 1387), принц дина­стии Колу­а­кан, а Тла­те­лолько достался в удел сыну Тесосомока.

Во время цар­ство­ва­ния Уици­ли­уитля, вто­рого вла­сти­теля Тено­чтит­лана, пра­вив­шего с 1397 по 1415 г., ацтеки оста­ва­лись под вла­стью Аска­по­цалько, кото­рый к тому вре­мени уже одо­лел сво­его един­ствен­ного серьез­ного про­тив­ника, госу­дар­ство Тес­коко на восточ­ном берегу озера, и обра­зо­вал самое могу­ще­ствен­ное госу­дар­ство в долине. Однако могу­ще­ство тепа­не­ков было недол­гим. В 1426 г. пре­ста­ре­лый Тесо­со­мок умер, и трон Аска­по­цалько пере­шел к Маштле, злей­шему врагу Тено­чтит­лана. Пер­вым же делом Маштла орга­ни­зо­вал убий­ство пра­ви­теля Тла­те­лолько, а затем и тре­тьего пра­ви­теля Тено­чтит­лана – Чималь­по­поки. Наслед­ни­ком Чималь­по­поки стал Ицко­атль (пра­вил с 1427 по 1440 г.), создав­ший гран­ди­оз­ный союз с целью осво­бо­диться из-под вла­сти Аска­по­цалько. В этот союз вошли при­озер­ные города Тла­те­лолько и Тла­ко­пан, а также от побеж­ден­ных тес­ко­кан­цев Неца­у­аль­кой­отль, их пра­ви­тель в изгна­нии. Союз попро­сил помощи у Тлаш­калы и Уэшот­цинко – двух госу­дарств, рас­по­ло­жен­ных за пре­де­лами долины, и объ­еди­нен­ные силы под­го­то­вили опе­ра­цию, кото­рая вер­нула Тес­коко закон­ному наслед­нику и захва­тила глав­ные города тепа­не­ков. К 1428 г. власть Аска­по­цалько рухнула.

Эта победа стала пово­рот­ным пунк­том в исто­рии ацте­ков. Союз­ники ока­за­лись наслед­ни­ками импе­рии тепа­не­ков и поде­лили добы­тое между собой. Ацтеки же нашли свою первую проч­ную опору на берегу озера, где они захва­тили неко­то­рые обла­сти к северу и югу, в кото­рых гово­рили на языке нау­атль. Теперь побе­ди­тели могли дик­то­вать свои усло­вия дру­гим госу­дар­ствам долины. Сло­жив­ше­еся поло­же­ние было офи­ци­ально оформ­лено как Трой­ствен­ный союз между Тено­чтит­ла­ном, Тес­коко и Тла­ко­па­ном, кото­рые дого­во­ри­лись о воен­ной вза­и­мо­по­мощи и дележе буду­щих воен­ных тро­феев. Этот Трой­ствен­ный союз доми­ни­ро­вал в Мек­сике на про­тя­же­нии сле­ду­ю­щего столетия.

Победа пре­вра­тила Тено­чтит­лан из вас­саль­ного ост­ров­ного госу­дар­ства в мощ­ную силу, кото­рая теперь могла сама тре­бо­вать дань с дру­гих и имела свои инте­ресы на мате­рике. Ацтеки ощу­тили боль­шую уве­рен­ность и чув­ство пре­вос­ход­ства над про­чими народами.

Подоб­ное отно­ше­ние наме­ренно куль­ти­ви­ро­ва­лось Ицко­ат­лем и его глав­ным жре­цом и совет­ни­ком Тла­ка­еле­лем (1397 – 1487). В это время были сожжены ста­рые исто­ри­че­ские ману­скрипты, поскольку они делали слиш­ком силь­ный акцент на вар­вар­ское про­ис­хож­де­ние ацте­ков. Ицко­атль также пред­при­нял попытку уни­что­жить записи древ­них царств, потому что в них либо вообще не было упо­ми­на­ния об ацте­ках, либо они довольно откро­венно повест­во­вали об их преж­нем поло­же­нии. А они уже чув­ство­вали себя избран­ным наро­дом, чьей мис­сией было осу­ществ­лять заво­е­ва­ния во имя Уицилопочтли.

Именно при Ицко­атле и Тла­ка­елеле Бога войны Уици­ло­по­чтли ацтеки стали почи­тать как Бога Солнца, поста­вив его на один уро­вень с Кецаль­ко­ат­лем, Тес­кат­ли­по­кой и Тла­ло­ком, утвер­ждая, что именно Уици­ло­по­чтли оли­це­тво­ряет Пятое Солнце[7]. Одно­вре­менно были уста­нов­лены посто­ян­ные чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния для того, чтобы Солнце про­дол­жало дви­гаться по небу. Они моти­ви­ро­ва­лись тем, что Уици­ло­по­чтли непре­рывно сра­жа­ется с тьмой и тре­бует непре­рыв­ного попол­не­ния сил через жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рые поз­во­лят ему про­дер­жаться еще один 52-летний цикл. Таким обра­зом будет задер­жан конец света[8]. При этом на ацте­ков, как народ, избран­ный Уици­ло­по­чтли, была воз­ло­жена свя­щен­ная обя­зан­ность обес­пе­чи­вать пищей Солнце. Вме­сте с тем уча­стив­ши­еся воен­ные опе­ра­ции при­но­сили Тено­чтит­лану все больше и больше пленных.

Скоро было покон­чено с кро­шеч­ными госу­дар­ствами долины, и с капи­ту­ля­цией Чалько и Шочи­милько гла­вен­ство Трой­ствен­ного союза еще более упро­чи­лось. Теперь вся Мек­си­кан­ская долина нахо­ди­лась под вла­стью союз­ни­ков. Даль­ней­шие заво­е­ва­ния могли иметь место только за пре­де­лами долины.

image009Фото 5[9]. Карта Ацтек­ской импе­рии в 1427 – 1520 гг. с ука­за­нием тер­ри­то­ри­аль­ных заво­е­ва­ний отдель­ных правителей

image0573. Рас­ши­ре­ние и заво­е­ва­ния, 1440 – 1521 гг.

После смерти Ицко­атля Мон­те­сума I (пра­вил с 1440 по 1468⁄1469 г.) про­дол­жил агрес­сив­ную поли­тику сво­его пред­ше­ствен­ника. Он захва­тил тер­ри­то­рию миш­те­ков на юго-западе, и его армии про­рва­лись через восточ­ные земли до самого побе­ре­жья залива в Уастеку и Вера-Крус. Впер­вые гор­ное госу­дар­ство полу­чило воз­мож­ность тре­бо­вать дань с этих обла­стей. «Плен­ни­ков, захва­чен­ных во время битв, при­но­сили в жертву Уици­ло­по­чтли, и эти жертвы стали осно­вой мек­си­кан­ской рели­гии, подобно тому как новое сырье легло в основу эко­но­мики», – пишет аме­ри­кан­ский архео­лог Уорвик Брэй в своей книге «Ацтеки. Быт, рели­гия, культура».

image011Фото 6. Импе­ра­тор Ашай­я­катль (Axayacatl, «Маска из воды») и его заво­е­ва­ния. Лист 25. Исто­рия меши­ков, или Кодекс Ацка­тит­лана (Codex Azcatítlan). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Mexicain 59–64. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Объем: 25 листов. Раз­меры листа: 21×28 см. Языки: клас­си­че­ский нау­атль, испан­ский. Дата пуб­ли­ка­ции: 1501 – 1600 гг., по дру­гим дан­ным – 1530 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции[10]

Тено­чтит­лан вырос из сто­лицы в импер­ский город. В то же время его глав­ный союз­ник, Тес­коко, вхо­дил в свой золо­той век под вла­ды­че­ством Неца­у­аль­кой­отля. При Ашай­я­катле (1469 – 1481) ацтеки совер­шили даль­ней­шие заво­е­ва­ния, и во время его прав­ле­ния Тла­те­лолько поте­рял свою неза­ви­си­мость. В 1473 г. тено­чтит­ланцы напали на город. Тла­те­лолько был побеж­ден, его пра­ви­тель убит и заме­нен тено­чтит­лан­ским воен­ным намест­ни­ком, а город­ской совет лишился сво­его голоса в поли­ти­че­ском союзе ацтеков.

image005Фото 7[11]. Рекон­струк­ци­он­ный план Тено­чтит­лана и вхо­дя­щего в него Тла­те­лолько (1519)

После поко­ре­ния Тла­те­лолько болота, что раз­де­ляли два города, осу­шили и города стали еди­ной агло­ме­ра­цией, хотя каж­дый из них сохра­нил свой ком­мер­че­ский и рели­ги­оз­ный центр. Ацтек­скую сто­лицу насе­ляли более 350 тыс. чело­век. Она была самым круп­ным горо­дом в Мек­сике и гораздо круп­нее, чем любой евро­пей­ский город того времени.

image011Фото 8[12]. Тено­чтит­лан. Фраг­мент фрески «Рынок в Тла­те­лолько» в Наци­о­наль­ном дворце Мехико. Автор: мек­си­кан­ский живописец-муралист Диего Ривера (1886 – 1957)

Опи­са­ние Тено­чтит­лана, отно­ся­ще­еся к ноябрю 1519 г., содер­жится в книге «Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии» Бер­наля Диаса де Касти­льо (1492⁄1496 – 1584), сорат­ника заво­е­ва­теля Мек­сики Эрнана Кор­теса. Он сопро­вож­дал Кор­теса, когда тот вме­сте с импе­ра­то­ром Мон­те­су­мой II и по его при­гла­ше­нию осмат­ри­вал цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс Тено­чтит­лана. Когда Кор­тес и его спут­ники под­ня­лись на вер­шину Вели­кого храма, Мон­те­сума вышел из свя­ти­лища, «взял Кор­теса за руку и пред­ло­жил обо­зреть свой огром­ный город и все боль­шие города, рас­по­ло­жен­ные на воде, и дру­гие мно­го­чис­лен­ные посе­ле­ния вокруг этого же озера  на земле».

«И так мы сто­яли, все осмат­ри­вая, поскольку этот гро­мад­ный про­кля­тый храм был столь высок, – пишет Диас, – что гос­под­ство­вал надо всем; и оттуда мы видели все три дороги [на дам­бах], веду­щие в Мешико… И мы видели акве­дук с прес­ной водой, про­ве­ден­ный из Чапуль­те­пека, снаб­жав­ший город, а на тех трех доро­гах [на дам­бах] про­ме­жутки с мостами, сде­лан­ные то тут, то там, чтобы таким путем въез­жать и выез­жать по озеру от одного места к дру­гому; и мы видели на этом боль­шом озере столь вели­кое мно­же­ство лодок, одни при­бы­вали с про­до­воль­ствием, дру­гие воз­вра­ща­лись нагру­жен­ные това­рами; и мы видели каж­дый дом этого вели­кого города и все дома боль­шин­ства горо­дов, что были рас­по­ло­жены на воде; от дома к дому было не пройти иначе как только по подъ­ем­ным мостам, сде­лан­ным из дерева, или на лод­ках. И мы видели в этих горо­дах cues [(пира­миды хра­мов)] и свя­ти­лища в виде башен и кре­по­стей, и все сия­ю­щей белизны, это было изу­ми­тельно, а при доро­гах [на дам­бах] – дру­гие башенки и свя­ти­лища, кото­рые были как замки. И потом, осно­ва­тельно осмот­рев все, что мы могли уви­деть, вновь стали обо­зре­вать глав­ную тор­го­вую пло­щадь со мно­же­ством людей, тол­пив­шихся на ней, – одни поку­пали, дру­гие про­да­вали, и только гомон и гул от кри­ков и раз­го­во­ров оттуда был слы­шен более чем за одну легуа (1 легуа = 5,572 км – Ф.Ó.), и среди нас были сол­даты, кото­рые побы­вали во мно­гих местах мира: и в Кон­стан­ти­но­поле, и по всей Ита­лии, и в Риме – и они гово­рили, что такой тор­го­вой пло­щади, настолько бла­го­устро­ен­ной и таких боль­ших раз­ме­ров, запол­нен­ной таким мно­же­ством людей, они нико­гда не видели»[13].

image013Фото 9[14]. Рынок в Тла­те­лолько – глав­ная тор­го­вая пло­щадь Мешико. Фреска в Наци­о­наль­ном дворце Мехико. Автор: Диего Ривера. Время созда­ния: 1945 г.

Тисок, брат Ашай­я­катля, был сла­бым пра­ви­те­лем. Он про­вел на троне всего шесть лет (с 1481 по 1486 г.) и умер, будучи, как гово­рят, отрав­лен­ным вое­на­чаль­ни­ками, кото­рые желали заме­нить его более воин­ствен­ным лиде­ром. Таким чело­ве­ком ока­зался Ауиц­отль, пра­вив­ший с 1486 по 1502 г. Под его руко­вод­ством армии Трой­ствен­ного союза захва­тили еще больше тер­ри­то­рий миш­те­ков и уасте­ков и про­би­лись к Тихо­оке­ан­скому побе­ре­жью, где они утвер­дили ацтек­ское гос­под­ство до сего­дняш­ней гра­ницы с Гватемалой.

image015Фото 10. Мон­те­сума II. Лист 117v. Кодекс Товара. Тип доку­мента: ману­скрипт. Мате­ри­алы: бумага, аква­рель. Языки: испан­ский, нау­атль. Автор: монах-иезуит Хуан де Товар (Juan de Tovar, около 1546 г. – около 1626 г.). Время и место созда­ния: 1585 г., Мек­сика. Биб­лио­тека Джона Кар­тера Бра­уна, Про­ви­денс, США[15]

Послед­ним из пра­ви­те­лей перед испан­ским втор­же­нием был Мон­те­сума II, или Моте­ку­сома II (нахо­дился у вла­сти с 1502 по 1520 г.), сын Ашай­я­катля. Он при­со­еди­нил к импе­рии земли вокруг гра­ницы страны миш­те­ков. В 1519 г. импе­рия, все еще рас­ши­ря­ю­щая свою тер­ри­то­рию и нахо­дя­ща­яся в самом зените своей славы, когда Кор­тес всту­пил на землю Мек­сики, была низвергнута.

По сви­де­тель­ству Бер­наля Диаса де Касти­льо[16], Мон­те­сума вскоре ока­зался в плену у Кор­теса, кото­рый им ловко мани­пу­ли­ро­вал. Давая лож­ные обе­ща­ния и угро­жая жизни род­ных и близ­ких, Кор­тес застав­лял импе­ра­тора быть послуш­ным его воле и отда­вать под­дан­ным вну­шен­ные им при­казы. Ему уда­лось заста­вить Мон­те­суму при­знать себя вас­са­лом импе­ра­тора Свя­щен­ной рим­ской импе­рии Карла V и выпла­тить ему огром­ную дань. Она вклю­чала в себя не только золото, серебро и дра­го­цен­ные камни, но и изде­лия из перьев, кото­рые ацтеки также счи­тали драгоценными.

image019Фото 11. Цере­мо­ни­аль­ный голов­ной убор из перьев (корона Мон­те­сумы II). Инвен­тар­ный № 10402. Раз­меры: высота 116 см, диа­метр 175 см. Мате­ри­алы: перья, золо­тые пла­стинки, кожа­ный ремень, бумага, хло­пок, дерево. Время созда­ния: около 1515 г. Гео­гра­фия: Месо­аме­рика, Мек­сика. Все­мир­ный музей Вены, Австрия[17]

Среди тех даров Карлу V, кото­рые оста­лись после дележа дани между кон­ки­ста­до­рами и при­были в Гер­ман­скую импе­рию, ока­за­лась так назы­ва­е­мая корона Мон­те­сумы (фото 11). Ныне она хра­нится во Все­мир­ном музее Вены. Этот голов­ной убор высо­той 116 см и диа­мет­ром 175 см, сде­лан­ный из перьев свя­щен­ных птиц, не похож на неболь­шую тре­уголь­ную диа­дему шиуу­и­цолли (xiuhuitzolli), укра­шав­шу­юся дра­го­цен­ными кам­нями и в первую оче­редь бирю­зой шиуитль (xihuitl). Ее носили только очень знат­ные мешики[18] и именно в ней обычно изоб­ра­жа­ется Мон­те­сума (см. фото 10). Поэтому дол­гое время «корону» счи­тали накид­кой. Между тем Уици­ло­по­чтли в Кодексе Малья­бекки нари­со­ван в очень похо­жем голов­ном уборе (фото 12). Это поз­во­ляет, на мой взгляд, отне­сти «корону» к пред­ме­там культа Уици­ло­по­чтли и счи­тать ее голов­ным убо­ром, кото­рый Мон­те­сума в каче­стве вер­хов­ного жреца Уици­ло­по­чтли мог наде­вать на соот­вет­ству­ю­щих цере­мо­ниях. Известно, что он стал импе­ра­то­ром в воз­расте около 40 лет, уже будучи жре­цом самого высо­кого ранга[19].

image007Фото 12. Бог войны и Солнца Уици­ло­по­чтли. Лист 89r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип доку­мента: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Ита­лия[20]

 

image013image015image017

 


[1] Осно­вано на: Брэй У. Ацтеки. Быт, рели­гия, куль­тура. М.: Центр­по­ли­граф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).

[4] Брэй У. Указ. соч.

[7] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).

[13] Бер­наль Диас де Касти­льо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext3.htm).

[16] Бер­наль Диас де Касти­льо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext4.htm).

[18] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).

[19] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/zhrechestvo.html#.WhrE1Xlx11A).

[20] Кодекс Малья­бекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куп­ри­енко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>