1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
Фото 1[1]. Примерный рисунок цомпантли, объясняющий его конструкцию. Лист 57r, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана
Под цомпантли обычно понимают стойку с горизонтальными параллельными рейками, на которые насажены головы или черепа пленных офицеров, принесенных в жертву в ходе религиозной церемонии в храме, рядом с которым она и помещалась. Наиболее реалистичный рисунок цомпантли, объясняющий его конструкцию, содержится в Кодексе Риоса (фото 1). При этом он сопровождается кратким определением цомпантли, которое вместе с тем является одним из самых емких: «Это было место, где складывали все головы и черепа владык, павших на войне. Было два бруса, как здесь нарисовано; и эта |вещь| была столь почитаема, что они называли ее на своем языке тлатцолли тцон пантле, что означает «смерть драгоценная и желанная»[2].
Фото 2. Фрагменты стоек цомпантли, найденные в ходе раскопок Великого цомпантли на территории церемониального комплекса Теночтитлана. Музей Великого храма Теночтитлана, Мехико, Мексика[3]
Диего Дюран в «Истории Индий Новой Испании» (1579) называет цомпантли «местом черепов», «палисадом из черепов» и «рядом из голов», а Фернандо де Альварадо Тесосомок в «Хронике мешиков» (1598) – «деревянной стойкой, на которую помещались головы мертвых в храмах». Существуют и другие определения цомпантли: подставка для черепов, стена из черепов[4]. Однако в целом все перечисленные дефиниции цомпантли характеризуют только его основной элемент – деревянную стойку с черепами (головами). Возможно, в бедных деревнях Ацтекской империи были в ходу именно такие примитивные цомпантли. Тем не менее, они были неотъемлемой частью священного пространства, окружавшего храм, в котором осуществлялись человеческие жертвоприношения. При городских храмах подобная стойка, причем не одна, обычно помещалась на каменный пьедестал – платформу с лестницей. Все это сооружение и называлось цомпантли. В крупных храмовых комплексах цомпантли могло быть несколько. Например, на территории церемониального центра столицы империи – Мешико-Теночтитлана, по некоторым оценкам, их было не менее шести[5]. Правда, не все цомпантли были большие. Одно из главных цомпантли описывает испанский священнослужитель, историк, писатель и драматург Антонио де Солис-и-Рибаденейра (Antonio de Solís y Rivadeneyra, 1610 – 1686) в «Истории завоевания Мешико» (1684):
«Недалеко от входа в главнейшие ворота было не менее страшное место, которое предназначено было для моления и благоговения. Оно было построено из камней и имело каменную лестницу из 30 ступеней, по которой поднимались на площадку, уставленную множеством высоких и прямых столбов. Эти столбы стояли рядами и были просверлены так, что в их отверстия от одного столба до другого пропущены были тонкие шесты или цепи. А на все эти шесты или цепи нанизаны были мертвые головы так, что между двумя столбами всегда находились мертвые головы. Число этих мертвых голов всегда должно было оставаться одинаковым…»[6].
Таким образом, цомпантли, которое демонстрировало головы и черепа пленных воинов, несомненно, было призвано внушать ужас врагам, смешенный с восторгом и уважением к правителям ацтеков, а также вызывать священный трепет у прихожан. Однако, в первую очередь, оно «предназначено было для моления и благоговения». Другими словами, цомпантли являлось культовым сооружением, и связанные с ним действия жрецов были обращены к богам.
О назначении цомпантли говорит разбор этого термина на науатле. «Tzompantli» происходит от двух слов: «tzontli» – «волосы, шевелюра (волосы на голове)» и «pantli» – «флаг, ряды»[7]. То есть дословно «цомпантли» переводится как «ряды/флаги из шевелюр», что свидетельствует о первостепенной важности в религиозной идеологии и практике ацтеков головы и растущих на ней волос как сосуда для тоналли – божественной жизненной энергии, света дневного солнца. (Подробнее см.: «Три «души» ацтека».) А значит, чем больше голов (флагов, знаков жертвоприношений) было накоплено на цомпантли, тем многочисленней, весомей были жертвоприношения богам в данном храме, с одной стороны, и тем больше в этом храме было сосредоточено божественной энергии – с другой.
Фото 3. Крупный план участка башни из черепов Великого цомпантли храмового комплекса Теночтитлана. Снимок опубликован 30 июня 2017 г.[8]
Конкистадор Андрес де Тапиа, служивший под началом завоевателя Мексики Эрнана Кортеса, и его товарищ – некий Гонсало де Умбриа определили, сколько черепов было на деревянных стойках цомпантли, расположенного рядом с Великим храмом Теночтитлана. Они «подсчитали количество черепов в ряду и, произведя несложные подсчеты, обнаружили, что всего там было 136 тысяч голов, не считая тех, что были сложены в башни»[9].
Фото 4[10]. Святилища Тлалока (слева) и Уицилопочтли (справа) на вершине главной пирамиды церемониального комплекса Теночтитлана и цомпантли (справа), подписанное Д. Дюраном «палисад из черепов». Лист 232v, фрагмент. История Индий Новой Испании (Кодекс Дюрана). Тип объекта: манускрипт. Автор: монах-доминиканец Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587 гг.). Дата: 1579 г. Национальная библиотека Испании, Мадрид
Думается, что Андрес де Тапиа пишет о Великом цомпантли, которое изображено в Кодексе Дюрана (фото 4). Оно было посвящено Уицилопочтли и находилось рядом с его частью пирамиды Великого храма, как это и показано на миниатюре.
Фото 5[11]. Руины малого цомпантли. Снимок 2017 г.
На территории храмового комплекса Теночтитлана в историческом центре Мехико частично сохранился постамент одного из малых цомпантли (фото 5). Оно представляло собой небольшое сооружение с одной лестницей, обращенной на запад, и было украшено более чем 240 каменными черепами.
Фото 6[12]. Новейший макет храмового комплекса Теночтитлана (фрагмент): 1 – Великий храм, 2 – Дом орлов; 3 – малое цомпантли. Снимок 2017 г.
Малое цомпантли (3) расположено между северным фасадом пирамиды Великого храма (1) и Домом орлов (2) – фото 6.
В 2015 г. были начаты раскопки еще одного цомпантли[13]. Как можно видеть на макете (фото 7), территория церемониального комплекса Теночтитлана была застроена после конкисты зданиями, которые сейчас представляют историческую ценность. Это в значительной степени затрудняет работу археологов.
Фото 7[14]. Макет исторического центра Мехико в Музее Великого храма. Снимок 2015 г. 1 – столичный кафедральный собор и его атриум (зона № 2 раскопок Великого цомпантли) на площади Мануэля Гамио – 1а; 2 – улица Республики Гватемалы; 3 – дом № 24 по улице Республики Гватемалы (зона № 1 раскопок Великого цомпантли); 4 – Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (место находки монолита Тлальтекутли); 5 – руины Великого храма; 6 – место находки монолита Койольшауки; 7 – западный (главный) фасад Великого храма; 8 – Дом орлов; 9 – малое цомпантли
Раскопки проводятся под зданием колониальной постройки на улице Республики Гватемалы (2), дом 24 (3), и под атриумом кафедрального собора (1). В 2017 г. работы в здании продолжались (фото 8 и 9), и основание цомпантли еще не было обнаружено. Чтобы полностью раскрыть цомпантли, потребуется раскопать большую часть улицы Республики Гватемала и часть атриума собора.
Фото 8[15]. Здание на улице Республики Гватемала, под которым ведутся раскопки Великого цомпантли
Археологи раскопали участок прямоугольной формы 13 м в длину, 6 м в ширину и 2 м в глубину. Они предполагают, что длина цомпантли составляет не менее 34 м. На 17 июля 2017 г., по сообщению агентства «Рейтер», ими было обнаружено уже более 650 черепов. Ученые считают, что они открыли часть Великого цомпантли – Уэй цомпантли (Huey Tzompantli), которое было посвящено Богу войны и Солнца Уицилопочтли, покровителю ацтеков-мешиков.
Фото 9[16]. Лорена Васкес (Lorena Vazquez), археолог из Национального института антропологии, работает на раскопках цомпантли под зданием на улице Республики Гватемалы. Снимок опубликован 3 июля 2017 г.
Цомпантли относится к фазе VI строительства Великого храма (1486 – 1502). Следовательно, оно было сооружено при императоре Ауицотле, на период правления которого приходится пик ацтекских завоеваний и массовых жертвоприношений военнопленных.
Фото 10. Реконструкционный рисунок части Великого цомпантли, обнаруженной археологами. Инфографика Хайро Рамиреса (Jairo Ramírez). 2017 г.[17]
Цомпантли представляет собой прямоугольную платформу, в центре которой находится сооружение в форме полого цилиндра 4,70 м в диаметре (фото 10). Его стены сложены из черепов, соединенных между собой раствором из песка, извести и гравия. Отверстия на горизонтальной поверхности прямоугольной платформы свидетельствуют о том, что на ней были установлены деревянные стойки с черепами пленных воинов, которых приносили в жертву в честь Уицилопочтли. Через некоторое время их снимали с реек, чтобы освободить место для новых голов, и использовали для строительства цилиндрической структуры. Через некоторое время их снимали с реек, чтобы освободить место для новых черепов, и использовали для строительства цилиндрической структуры. (Подробнее см.: «Человеческие жертвоприношения с позиции физической антропологии».)
Фото 11[18]. Реконструкционный рисунок цилиндрического сооружения (башни из черепов). 2017 г. Фото 12. Участок башни, раскопанный в 2015 г.[19]
Археолог Рауль Баррера Родригес (Raul Barrera Rodríguez), руководитель Программы городской археологии Национального института антропологии и истории, уверен в том, что башня была одним из сооружений с черепами, упомянутых конкистадором Андресом де Тапиа. По словам Р. Барреры, уже найдено 676 черепов, и их число будет расти по мере продолжения раскопок[20].
Фото 13. Вид на башню изнутри. Снимок 2015 г. [21]
Физические антропологи Национального института антропологии и истории Мексики провели исследования черепов и выяснили, что они принадлежали людям из разных частей Месоамерики. Кроме того, ученые сделали неожиданное открытие, которое идет вразрез с общепринятым представлением о том, что на цомпантли отправляли только черепа пленных воинов-мужчин, принесенных в жертву. В стенах башни были найдены также черепа женщин и детей.
Фото 14. Физические антропологи Национального института антропологии и истории изучают черепа, составлявшие башню цомпантли. На них хорошо видна пара больших отверстий, в которые вставлялись рейки. Снимок 2015 г.[22]
По данным археологов, Великое цомпантли расположено не по центру Великого храма, как было принято считать, а ориентировано на святилище Уицилопочтли и соответственно находится напротив правой части пирамиды.
Фото 15[23] и 16[24]. Старый и новый варианты реконструкционного макета храмового комплекса Теночтитлана: 1 – Великий храм, 1a – святилище Тлалока, 1b – святилище Уицилопочтли; 2 – Дом орлов; 3 – предположительно Храм орлов; 4 – малое цомпантли; 5 – Дом ягуаров; 6 – предположительно Храм ягуаров; 7 – Коатеокалли (Coateocalli – «Храм всех богов»); 8 – Храм Сиуакоатль, Богини земли, деторождения и войны; 9 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 10 – Храм Шикомекоатль (Chicomecóatl), Богини кукурузы; 11 – Храм Шоцикецаль (Xochiquétzal), Богини цветов, юности и любви; 12 – Великое цомпантли; 13 – Храм Тонатиу, Бога Солнца; 14 – Кальмекак (Calmécac) – школа для молодых ноблей с храмом бога-покровителя Кецалькоатля; 15 – стадион для игры в мяч; 16 – Тоцпалатль (Tozpálatl – «Глаз воды или весны»), бассейн, где жрецы совершали омовение до и после важных церемоний[25]
На старом варианте макета церемониального комплекса Теночтитлана, который выставлен в Национальном музее антропологии (фото 15), Великое цомпантли (12) находилось между храмами Кецалькоатля (9) и Тонатиу (13) и стадионом для игры в мяч (15), недалеко от главных ворот. По результатам раскопок недавнего времени макет комплекса был изменен (фото 16). Теперь стадион для игры в мяч (15) стоит справа от Храма Кецалькоатля (9) на некотором расстоянии от него. (На самом деле стадион располагается почти вплотную к храму.) Вытянутый прямоугольник Великого цомпантли (12) повернут на 90о, перемещен к Великому храму (1) и поставлен параллельно его западному (главному) фасаду на центральной оси пирамиды. Однако в соответствии с новыми данными, цомпантли на макете придется сдвинуть вправо, поместив его перед святилищем Уицилопочтли (1b).
Фото 17[26]. Новейший макет храмового комплекса Теночтитлана на фоне его археологической зоны. Снимок 2017 г. 1 – Великий храм; 2 – Дом орлов; 3 – Храм орлов; 4 – малое цомпантли; 5 – Храм Кецалькоатля; 6 – стадион для игры в мяч; 7 – Великое цомпантли; 8 – Храм Тонатиу, Бога Солнца; 9 – главный (западный) вход в комплекс (главные ворота)
Правильное положение Великого цомпантли (7), а также Храма Кецалькоатля (5) и стадиона для игры в мяч (6) показано на новейшем макете церемониального комплекса Теночтитлана (фото 17), недавно построенном рядом с археологической зоной комплекса, открытой для туристов.
Фото 18. Реконструкция Великого цомпантли[27]
В конце февраля 2018 г. Национальный институт антропологии и истории представил трехмерную реконструкцию открытой археологами части Великого цомпантли (фото 18). Она выполнена археологом Раулем Баррерой и архитектором Луисом Роси (Luis Rosey).
[2] Одежда, обряды и одеяния индейцев Мексики (согласно «Кодекса Риос») // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[4] Gran Diccionario Náhuatl [en línea]. Universidad Nacional Autónoma de México (http://www.gdn.unam.mx).
[5] Tzompantli (https://en.wikipedia.org/wiki/Tzompantli).
[6] Цит. по: Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[7] Gran Diccionario Náhuatl [en línea]. Universidad Nacional Autónoma de México (http://www.gdn.unam.mx).
[8] Graham D. Tower of human skulls in Mexico casts new light on Aztecs // Reuters. 1.07.2017 (https://www.reuters.com/article/us-mexico-archaeology-skulls/tower-of-human-skulls-in-mexico-casts-new-light-on-aztecs-idUSKBN19M3Q6).
[9] Цит. по: Брэй У. Ацтеки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).
[13] Источники: Descubren el gran tzompantli de Tenochtitlán // National Geographic: España. 25 de agosto de 2015 (http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/descubren-el-gran-tzompantli-de-tenochtitlan_9609/5); Hallan cráneos de niños y mujeres en el Gran Tzompantli // Heraldo de México. Julio 27, 2017 (https://heraldodemexico.com.mx/artes/hallan-craneos-de-ninos-y-mujeres-en-el-gran-tzompantli/); Forssmann A. Graham D. Tower of human skulls in Mexico casts new light on Aztecs // Reuters. 1.07.2017 (https://www.reuters.com/article/us-mexico-archaeology-skulls/tower-of-human-skulls-in-mexico-casts-new-light-on-aztecs-idUSKBN19M3Q6).
[14] https://plus.google.com/photos/photo/101271451530067823435/6304981190650747858
[15] Galería: Un vistazo al interior de Tzompantli, el muro de los cráneos // Heraldo de México. Julio 27, 2017 (https://heraldodemexico.com.mx/artes/galeria-un-vistazo-al-interior-de-tzompantli-el-muro-de-los-craneos/).
[17] Hallan cráneos de niños y mujeres en el Gran Tzompantli // Heraldo de México. Julio 27, 2017 (https://heraldodemexico.com.mx/artes/hallan-craneos-de-ninos-y-mujeres-en-el-gran-tzompantli/).
[18] Hallan cráneos de niños y mujeres en el Gran Tzompantli // Heraldo de México. Julio 27, 2017.
[19] Forssmann A. Opus cit.
[20] Graham D. Opus cit.
[21] Forssmann A. Opus cit.
[22] Forssmann A. Opus cit.
[24] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Model_of_City_of_Tenochtitlan_with_Mural_Backdrop_-_Museum_of_Anthropology_-_Mexico_City_-_Mexico_(15323120417).jpg
[25] Recinto Ceremonial. Templo Mayor (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/recinto_ceremonial.pdf).
[26] https://plus.google.com/photos/photo/117177083243361780539/6499227072352193570
[27] Reconstruyen en 3D estructuras del Recinto Sagrado de Tenochtitlan // Boletín № 60. 25 de Febrero de 2018 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/6955-reconstruyen-en-3d-estructuras-del-recinto-sagrado-de-tenochtitlan).