1.2.3. Захват пленных как основная задача воина, окончание

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков

1.2.3. Захват плен­ных как основ­ная задача воина, окон­ча­ние

image001Пред­став­ле­ние о системе под­го­товки и вос­пи­та­ния вои­нов с дет­ского воз­раста, об орга­ни­за­ции армии и ее воору­же­нии дает крат­кое, но емкое эссе извест­ного про­фес­сора Д.Н. Его­рова, науч­ная дея­тель­ность кото­рого нача­лась в импе­ра­тор­ской Рос­сии. Оно вхо­дит в число ком­мен­та­риев Д.Н. Его­рова к его пере­воду «Прав­ди­вой исто­рии заво­е­ва­ния Новой Испа­нии» Бер­наля Диаса де Касти­льо, кон­ки­ста­дора, участ­ника похо­дов заво­е­ва­теля Мек­сики Эрнана Кор­теса. Тек­сты ком­мен­та­риев осно­ваны на боль­шом коли­че­стве пер­во­ис­точ­ни­ков, среди кото­рых сооб­ще­ния кон­ки­ста­до­ров, хро­ники меши­ков, «Все­об­щая исто­рии вещей Новой Испа­нии» Бер­нар­дино де Саа­гуна, «Исто­рия Индий Новой Испа­нии» Диего Дюрана и др. Д.Н. Его­ров пишет:

«Маль­чи­ков с самого дет­ства учили сра­жаться; между 6 и 9 годами (по дру­гим дан­ным – в 15 лет) они посту­пали в госу­дар­ствен­ную школу: либо в общую – тель­поч­калли (науа telpochcalliдом юно­шей), гото­вив­шую вои­нов, либо в каль­ме­как (науа calmecacряд домов; школу более высо­кого типа для более спо­соб­ных и для знат­ных), гото­вив­шую жре­цов, выс­ших госу­дар­ствен­ных чинов­ни­ков. Поступ­ле­ние в эти школы обстав­ля­лось весьма тор­же­ственно. Эти школы осу­ществ­ляли целую систему обя­за­тель­ного и мас­со­вого вос­пи­та­ния и обу­че­ния маль­чи­ков – тла­ка­у­а­па­у­а­лицли (науа tlacahuapahualitzli), через пипиль­ти­ниме (науа, мн.ч. pipiltinimeучи­теля, ед.ч. пипиль­тини (pipiltini)) в тель­поч­калли и тла­ма­ти­ниме (науа мн.ч. tlamatinime – зна­ю­щие, муд­рецы, ед.ч. тла­ма­тини (tlamatini)) в каль­ме­каке. В резуль­тате спар­тан­ского вос­пи­та­ния полу­ча­лись пре­дан­ные своим богам, силь­ные, жесто­кие, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ные и вынос­ли­вые воины. Про­сто­лю­дина могла при­ве­сти к богат­ству, поче­стям и знат­но­сти только воен­ная служба.

image059Фото 11[1]. Сцена слева: «Отец отдает сво­его сына храб­рецу, чтобы он упраж­нял его в воин­ском искус­стве и вел его на войну». Сцена справа: «Юноша, под­опеч­ный храб­реца, кото­рый идет с ним на войну, неся на своей спине его поклажу и его ору­жие, и юноши». Текиуа [tequigua], храб­рец, кото­рый идет на войну со своим ору­жием»[2]. Лист 62r, фраг­мент. Кодекс Мен­досы (Códice Mendocino). Рас­ста­но­воч­ный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объ­екта: ману­скрипт. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Объем: 85 листов. Языки: нау­атль, испан­ский. Время созда­ния: 1547 г. Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека Окс­форд­ского уни­вер­си­тета, Великобритания

В пре­стиж­но­сти воен­ной службы боль­шую роль играла рели­гия – воины добы­вали пищу и питье богам, поэты, весь народ меши­ков выра­жал любовь к вои­нам: «Наши воины, цвет нашей моло­дежи, осо­бенно любимы. Наши бла­го­род­ные храб­рецы на поле боя пре­вра­ща­ются в ягу­а­ров. Наши воины-орлы нале­тают и кру­шат, захва­ты­вая плен­ни­ков, чтобы затем накор­мить ими богов». Также поэты вос­пе­вали смерть на поле боя: «Ничто не срав­нится со смер­тью в бою, ника­кая дру­гая не явля­ется столь цен­ной для Пода­теля Жизни (Уицилопочтли)».

image027Фото 12. Воин в шлеме ягу­ара. Мате­риал: поли­хром­ная кера­мика. Куль­тура: миш­тек­ская. Цен­траль­ное мек­си­кан­ское наго­рье. Период: 1200 – 1500 гг. Кол­лек­ция Джея И. Кислака (Jay I. Kislak). Биб­лио­тека Кон­гресса США[3]

Воин – тла­коч­каль­катль (науа tlacochcalcatlчело­век из дома дро­ти­ков, воин), им был готов стать каж­дый мешик в слу­чае войны (общее число их опре­де­ля­ется источ­ни­ками 150 000 – 300 000 вои­нов), тогда их моби­ли­зо­вали в нуж­ном для каж­дого слу­чая числе. Чис­лен­ность посто­ян­ных отря­дов воинов-профессионалов опре­де­ля­ется источ­ни­ками в несколько десят­ков тысяч, они сто­яли гар­ни­зо­нами в неко­то­рых под­власт­ных меши­кам горо­дах и крепостях.

Числу вои­нов, иду­щих в поход, было при­мерно равно и число носиль­щи­ков с про­ви­ан­том, водой и др. Каж­дое круп­ное воин­ское соеди­не­ние меши­ков – шики­пиль (8 000 вои­нов) состо­яло из 20 под­раз­де­ле­ний (по 400 вои­нов), а каж­дое из них также состо­яло из 20 более мел­ких (по 20 вои­нов) – пан (науа panзнамя, флаг). В каж­дом квар­тале (каль­пулли) был свой арсе­нал тла­коч­калли (науа tlacochcalliдом дро­ти­ков), нахо­див­шийся на хра­мо­вой пло­щади, на кото­рой соби­ра­лись воины перед походом.

image027 image029Фото 13[3]. Воин-ягуар. Лист 20r, фраг­мент. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии, или Фло­рен­тий­ский кодекс. Книга II: Риту­алы. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: фран­цис­кан­ский монах Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1547 – 1577 гг. Биб­лио­тека Медичи Лау­рен­ци­ана, Фло­рен­ция, Ита­лия. Фото 14[5]. Воин-орел со штан­дар­том кеца­ль­па­цактли (quetzalpatzactli – гре­бень из перьев кецаля). Лист 34r, фраг­мент. Фло­рен­тий­ский кодекс. Книга VIII

Были у меши­ков объ­еди­не­ния – «ордена» отли­чив­шихся в бою про­фес­си­о­наль­ных вои­нов: воинов-орлов (свя­зан­ное с Уици­ло­по­чтли) и воинов-ягуаров (свя­зан­ное с Тес­кат­ли­по­кой); члены их раз­ли­ча­лись по сте­пени заслуг и назы­ва­лись: стар­ший воин-ягуар (орел), млад­ший воин-ягуар (орел); у них были спе­ци­аль­ные доспехи и шлемы в виде голов орлов и ягу­а­ров. И было еще одно объ­еди­не­ние – «Орден Стрелы», редко упо­ми­нав­ше­еся в источ­ни­ках, его осно­ва­те­лем счи­та­ется Моте­ку­сома II.

image035Фото 15[6]. Фраг­мент рекон­струк­ци­он­ного макета цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана, выстав­лен­ного в Наци­о­наль­ном музее антро­по­ло­гии: 1 – Вели­кий храм, 1а – свя­ти­лище Тла­лока, 1b – свя­ти­лище Уици­ло­по­чтли; 2 – Дом орлов; 3 – пред­по­ло­жи­тельно Храм орлов; 4 – Дом ягу­а­ров; 5 – пред­по­ло­жи­тельно Храм ягу­а­ров; 6 – Вели­кое цом­пантли; 7 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 8 – ста­дион для игры в мяч

Помимо этих объ­еди­не­ний – «орде­нов» вои­нов про­фес­си­о­на­лов сле­дует назвать еще две группы, кото­рые состав­ляли отбор­ные отряды, члены кото­рых тоже раз­ли­ча­лись по сте­пени заслуг, то были отоми (otomi или отон­тины), назван­ные так по сви­ре­пому воин­ствен­ному народу – отоми; у них были корот­кие челки, бри­тые виски, а волосы сзади под­вя­зы­ва­лись в виде косы. Вто­рые – куа­чики (куа­чик (науа cuachic – бри­тая голова)); волосы на их бри­тых голо­вах были в виде гребня ото лба к затылку, и остав­ля­лась одна прядь волос над ухом; эта прядь была повя­зана крас­ной лен­той. Бри­тую поверх­ность головы куа­чики рас­кра­ши­вали в синий и крас­ный цвет. И те и дру­гие давали клятву нико­гда не отсту­пать и сра­жа­лись парами, и если один из двух поги­бал, то вто­рой дол­жен был сра­жаться один до победы или своей гибели.

image033Фото 16. Инте­рьер ком­наты с камен­ной ска­мьей, укра­шен­ной рас­пи­сан­ными релье­фами с изоб­ра­же­нием шествия вои­нов. Дом орлов, хра­мо­вый ком­плекс Тено­чтит­лана[7].

image039Фото 17[8]. Одна из двух кера­ми­че­ских ста­туй воина-орла (сим­вол Вос­хо­дя­щего Солнца) в нату­раль­ную вели­чину. Най­дена внутри ком­наты Дома орлов, пока­зан­ной на фото 17. Рас­по­ла­га­лась на камен­ной ска­мье с релье­фами. Музей Вели­кого храма, Мехико, Мексика

Воины-мешики носили раз­лич­ного вида сте­га­ные хлоп­ча­то­бу­маж­ные доспехи ичка­уи­пилли (ichcahuipilli), тол­щина их была 2 – 3 пальца (по неко­то­рым источ­ни­кам, их выма­чи­вали в соля­ном рас­творе, такая тех­но­ло­гия изго­тов­ле­ния, но только льня­ных пан­ци­рей, была известна в Ста­ром Свете в период Древ­него мира, их не раз­ру­бал даже топор), неко­то­рые – раз­лич­ные шлемы и каски, а также допол­ни­тель­ное защит­ное воору­же­ние: поножи, латы на руках, нагруд­ные пла­стины; неко­то­рые знат­ные носили коль­чуги из серебра, золота; знат­ные и отли­чив­ши­еся воины носили за спи­ной воин­ские знаки – при­чуд­ли­вые соору­же­ния, укра­шен­ные перьями.

image037Фото 18. «Рекон­струк­ция сте­га­ного жилета из хлопка, назы­ва­е­мого ичка­уи­пилли (ichcahuipilli), самой основ­ной одежды воина. Носи­мый под плотно обле­га­ю­щим костю­мом тла­у­ицтли (tlahuiztli) или эуатль (ehuatl), жилет при­да­вал ацтек­скому воину чрез­вы­чайно креп­кий вид. Шлемы были выре­заны из лист­вен­ных пород в раз­лич­ных гераль­ди­че­ских фор­мах, вклю­чая ягу­а­ров, орлов и демона воз­духа, извест­ного как цици­митль»[9]

image039У воинов-мешиков были на воору­же­нии: луки тла­у­и­толли (tlauitolli), копье­ме­талки атль атль (atl atl), стрелы митль (mitl), дро­тики тла­ко­чтли (tlacochtli), пращи из скру­чен­ных хлоп­ча­то­бу­маж­ных нитей, кото­рыми метали округ­лые обто­чен­ные камни-пули (раз­ме­ром с кури­ное яйцо), дере­вян­ные копья тепоц­то­пилли (tepoztopilli) с обси­ди­а­но­выми лезвиями-вкладышами, дере­вян­ные «мечи» маку­а­у­итль (maquahuitl) с лезвиями-вкладышами из обси­ди­ана, дере­вян­ные палицы маканы (macana), щиты чим­алли (chimalli), мед­ные топоры и др.

image011Фото 19[10]. Ацтек­ские воору­же­ние и эки­пи­ровка: 1 – 1b – атлатли (atl atl), копье­ме­талки; 2 – мед­ный топор; 3а – лук; 3b – митль (mitl), стрелы; 4 – маку­а­у­итль (macuahuitl), плос­кая дере­вян­ная дубинка с обси­ди­а­но­выми лез­ви­ями («меч»); 4а – 4с – вари­анты рез­ных орна­мен­тов на дере­вян­ной части маку­а­у­итля; 5 – тепоц­то­пилли (tepoztopilli), копье с дере­вян­ным нако­неч­ни­ком, на кото­ром укреп­лены обси­ди­а­но­вые лез­вия («але­барда»); 6 – 6с – чим­алли (chimalli), щиты: 6 и 6с – куэшьо, 6а – шикаль­ко­ли­укви, 6 – щит импе­ра­тора Ауиц­отля; 7 – уэу­этль (huehuetl), вер­ти­каль­ный бара­бан. Лист Е из книги «Ацтек­ский воин 1325 – 1521 гг.» (Aztec Warrior AD 1325–1521. Osprey Publishing, 2001). Автор: Джон Пол (John Pohl). Иллю­стра­тор: Адам Хук (Adam Hook)[11]

Мешик­ская копье­ме­талка атль атль (atl atl) имела корот­кое дере­вян­ное древко (при­мерно 45 см) с глу­бо­ким жело­бом вдоль сере­дины, в кото­рый поме­щали мета­тель­ный сна­ряд; желоб был не сплош­ной, сзади он был закрыт, чтобы из него не выпал сна­ряд, когда отво­ди­лась рука для мета­ния; ее мета­тель­ным сна­ря­дом могли быть как стрела митль (mitl), опе­рен­ная, с обси­ди­а­но­вым нако­неч­ни­ком или обо­жжен­ным на огне, так и дро­тик тла­ко­чтли (tlacochtli).

У меши­ков на озере Тес­коко были фло­ти­лии из тысяч бое­вых лодок. В вой­нах меши­ков на их сто­роне при­ни­мали уча­стие отряды из Тес­коко, Тла­ко­пана и дру­гих под­власт­ных им городов-государств. В вой­сках меши­ков все­гда были жрецы с изоб­ра­же­ни­ями богов (чаще всего Уици­ло­по­чтли)»[12].

Ору­жия ацте­ков сохра­ни­лось крайне мало. А одежда пра­ви­те­лей и вое­на­чаль­ни­ков до нас и вовсе не дошла. Ее можно видеть только на рисун­ках кодексов.

image001Фото 20. Неса­у­аль­пилли (Nezahualpilli – «Постя­щийся Принц», 1463 – 1515 гг.) – тла­то­ани Тес­коко в 1472 – 1515 гг. Сын тла­то­ани Неса­у­аль­кой­отля. Лист 108r, фраг­мент. Кодекс Ишт­лиль­шо­читля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объ­екта: ману­скрипт. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Mexicain 65–71. Раз­меры листа: 21×31 см. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Объем: 122 листа. Язык: испан­ский. Дата созда­ния: 1550 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж[13]

На фото 20 пока­зана мини­а­тюра из Кодекса Ишт­лиль­шо­читля, на кото­рой изоб­ра­жен Неса­у­аль­пилли – тла­то­ани Тес­коко в 1472 – 1515 гг. Как и «порт­рет» Неса­у­аль­кой­отля, его отца и пред­ше­ствен­ника на посту тла­то­ани Тес­коко (фото 21), «порт­рет» Неса­у­аль­пилли отно­сится к тем ред­ким кар­тин­ным изоб­ра­же­ниям, кото­рые выпол­нены в реа­ли­сти­че­ской манере евро­пей­ской худо­же­ствен­ной школы и при этом сде­ланы с боль­шим мастер­ством и зна­нием при­двор­ного костюма ацте­ков и инсиг­ний пра­ви­теля, а также пра­вил их ноше­ния. Соот­вет­ственно, глядя на эти про­из­ве­де­ния искус­ства, нам гораздо легче понять, как в дей­стви­тель­но­сти выгля­дели ацтеки в тех костю­мах с соот­вет­ству­ю­щими им аксес­су­а­рами и ору­жием, кото­рые пред­став­лены на весьма услов­ных рисун­ках кодек­сов, и, в част­но­сти, Кодекса Мендосы.

На Неса­у­аль­пилли мы видим узор­ный ансамбль из плаща и набед­рен­ной повязки, кото­рый пред­по­ло­жи­тельно был изго­тов­лен на ткац­ком станке из опе­рен­ных нитей (подроб­нее см.: «Воин в доспехе куэ­ш­те­катля»). Его шею укра­шает пек­то­раль из неф­рита, а руки – брас­леты с этим же кам­нем. Из неф­рита сде­лано и лабре пер­со­нажа. В уши встав­лены золо­тые оре­херы. На пле­че­вую часть его рук и икры ног надеты брас­леты из бронзы. В руках он дер­жит цветы – при­над­леж­ность костюма знати. К пряди волос, рас­ту­щих на род­нич­ко­вой зоне головы тла­то­ани и хра­ня­щих тоналли, при­вя­зано укра­ше­ние из перьев – кеца­ль­лаль­пи­лон.

image003Фото 21. Неса­у­аль­кой­отль (Nezahualcoyotl – «Постя­щийся койот», 1402 – 1472 гг.) – пра­ви­тель Тес­коко. Лист 106r, фраг­мент. Кодекс Ишт­лиль­шо­читля[14]

Неса­у­аль­кой­отль (фото 21) нари­со­ван в образе вое­на­чаль­ника. Ему соот­вет­ствует поза иду­щего чело­века, харак­тер­ная для ацтек­ской изоб­ра­зи­тель­ной тра­ди­ции, и рос­кош­ный костюм из дра­го­цен­ных перьев. На спине тла­то­ани несет сиг­наль­ный бара­бан. В руках он дер­жит деко­ри­ро­ван­ный перьями щит – чим­алли (chimalli) и маку­а­у­итль (macuahuitl) – плос­кую дере­вян­ную дубинку с ост­рыми, как бритва, обси­ди­а­но­выми лез­ви­ями, кото­рую евро­пейцы назы­вали мечом. Обла­че­ние Неса­у­аль­кой­отля состав­ляют корот­кая рубашка из перьев – эуатль (ehuatl), кото­рую на войне знат­ные воины наде­вали поверх рубашки–доспеха из сте­га­ного хлопка – ичка­уи­пилли (ichcahuipilli), а также юбка из перьев. Его руки и ноги укра­шены брон­зо­выми брас­ле­тами, кото­рые, ско­рее, сле­дует счи­тать нару­чами и поно­жами. В ниж­нюю губу встав­лено золо­тое лабре в виде головы птицы, а в уши – золо­тые оре­херы.

image045Фото 22. Лабре в виде головы орла с зубами змеи. Инвен­тар­ный № PC.B.091. Раз­меры: 1,9×2,5×4,1 см. Мате­риал: золото. Куль­тура: Миштека–Пуэбла. Позд­ний пост­клас­си­че­ский период. Дата: 1500 г. Думбартон-Оакс. Иссле­до­ва­тель­ская лабо­ра­то­рия и кол­лек­ция, Вашинг­тон, США[15]

image013image015image017

 



[2] Кодекс Мен­доса / Под редак­цией и в пере­воде В.Н. Талаха, С.А. Куп­ри­енко. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (http://kuprienko.info/codice-mendoza/).

[3] http://www.loc.gov/exhibits/exploring-the-early-americas/cortes-and-the-aztecs.html#obj0

[7] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art.pdf).

[9] Pohl J. Mesoamerica. The Aztecs: Aztec Society. Warfare (http://www.famsi.org/research/pohl/pohl_aztec5.html).

[12] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).

[13] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b84701752/f33.item

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>