1.3.3. Символизм игры

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.3. Жерт­во­при­но­ше­ния и игра в мяч
, про­дол­же­ние

image0011.3.3. Сим­во­лизм игры

Оче­видно, что игра в мяч не была про­сто спор­тив­ным состя­за­нием. Она пред­став­ляла собой риту­аль­ное дей­ство с опре­де­лен­ным сце­на­рием, в кото­ром бук­вально все имело сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Однако сюжет дей­ства и сим­во­лика его субъ­ек­тов, объ­ек­тов и пред­ме­тов до сих пор оста­ются неяс­ными. В попытке понять смысл игры уче­ные обра­ща­ются к ико­но­гра­фии, а также к мифам наро­дов Месоамерики.

 image0571.3.3.1. Кодексы ацтеков

Рисунки на тему игры вхо­дят в состав несколь­ких пост­кон­кист­ских книг, осве­ща­ю­щих обы­чаи ацте­ков с пози­ции испан­ских мона­хов. Наи­бо­лее инфор­ма­тив­ными из них явля­ются мини­а­тюры кодек­сов Малья­бекки и Тудела. Счи­та­ется, что они были ско­пи­ро­ваны с рисунка индей­ского худож­ника, кото­рый был масте­ром по состав­ле­нию кодек­сов до конкисты.

image007Фото 1[i]. Игра в мяч. Лист 80r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип доку­мента: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миль­ное изда­ние, пред­при­ня­тое Жозефом-Флоримоном гер­цо­гом де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921) в 1904 г. в Париже. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

В Кодексе Малья­бекки игре в мяч посвя­щена мини­а­тюра на листе 80r (фото 1), ком­мен­та­рий к кото­рой, к сожа­ле­нию, отсут­ствует. Сама пло­щадка здесь нари­со­вана схе­ма­ти­че­ски в виде кон­тура. Кольца пока­заны за пре­де­лами пло­щадки. На самом деле они высту­пают внутрь под пря­мым углом к сте­нам. В игре участ­вуют всего два чело­века, кото­рые не имеют защит­ного сна­ря­же­ния. Один из них дер­жит мяч рукой. Вто­рой, видимо, гото­вится его ловить. Каж­дый из игро­ков нахо­дится на своей поло­вине поля в его тор­це­вых зонах. Гра­ница цен­траль­ной части поля обо­зна­чена четырьмя чере­пами, при­креп­лен­ными по краям стен. Раз­де­ли­тель­ная линия пока­зана тремя голо­вами, кото­рые, воз­можно, при­над­ле­жат богам Под­зем­ного мира (Микт­лана). Эта сим­во­лика поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что сред­няя часть поля пред­став­ляла собой Миктлан.

image009Фото 2. Игра в мяч. Лист 67r, фраг­мент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Инвен­тар­ный № 70400. Тип доку­мента: ману­скрипт. Раз­меры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Мате­ри­алы: бумага, нату­раль­ные пиг­менты. Дати­ровка: 1530 – 1554 гг. Место про­ис­хож­де­ния и изго­тов­ле­ния: Мек­сика. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[ii]

В ком­мен­та­рии к ана­ло­гич­ному рисунку Кодекса Тудела (фото 2) гово­рится, что каж­дый игрок играл «на своем месте, и тот, кто побеж­дал дру­гого в этой игре, и застав­лял его про­пу­стить пры­жок мяча [le hazia perder el salto a la pelota] на месте дру­гого, выиг­ры­вал ставку». Играть можно было только лок­тями. И если кто-нибудь касался мяча какой-нибудь частью тела, кроме лок­тей, про­иг­ры­вал. «…А тот, кому уда­ва­лось забить мяч в тлаш­ма­ла­каль, явля­ю­щийся коль­цом, кото­рое нахо­дится по сто­ро­нам, – сооб­ща­ется в ком­мен­та­рии, – выиг­ры­вал и полу­чал сво­боду заби­рать плащи и все, что бы ни уви­дел игрок, и все, кто могли, убе­гали от него. Играли в эту игру на рабов, на плащи и перья»[iii]. Исходя из тек­ста ком­мен­та­рия, можно заклю­чить, что в коло­ни­аль­ный период игра не сопро­вож­да­лась чело­ве­че­скими жерт­во­при­но­ше­ни­ями, кото­рые испанцы пыта­лись запретить.

Пик­то­гра­фи­че­ские тек­сты ацтек­ских мифов, содер­жа­щихся в Кодексе Бор­джиа, вклю­чают в себя тему игры в мяч, в кото­рой состя­за­лись боги. Кодекс был изго­тов­лен до кон­ки­сты, веро­ятно, в одном из горо­дов долины Пуэблы и дати­ру­ется вто­рой поло­ви­ной XV – пер­выми двумя деся­ти­ле­ти­ями XVI в. Он был создан жре­цами выс­шего уровня и пред­на­зна­чен только для посвя­щен­ных. Поэтому понять тек­сты, изло­жен­ные в нем в виде рисун­ков, очень трудно. Оче­видно только то, что они свя­заны с жерт­во­при­но­ше­нием жизни.

image003Фото 3[iv]. Стра­ница 21 «Шесть обла­стей мира», фраг­мент «4. Тео­т­лачко – Север­ное небо» (по Э.-Г. Зей­леру). Кодекс Бор­джиа (Códice Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­риал: оле­нья кожа. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, пред­по­ло­жи­тельно до кон­ки­сты. Место созда­ния: пред­по­ло­жи­тельно штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

На стра­нице 21 пред­став­лена мини­а­тюра, на кото­рой игра в мяч свя­зана с жерт­во­при­но­ше­нием чело­века (фото 3). Согласно постра­нич­ным ком­мен­та­риям к кодексу немец­кого этно­и­сто­рика и антро­по­лога Эдуарда-Георга Зей­лера (1849 – 1922)[v], в каче­стве игро­ков здесь высту­пают Крас­ный и Чер­ный Тес­кат­ли­поки. Боги стоят друг напро­тив друга за пре­де­лами пло­щадки. Она окра­шена в жел­тый цвет и имеет квад­рат­ную форму с пря­мо­уголь­ными выре­зами, где рас­по­ла­га­ются кольца, пред­став­лен­ные в виде свер­нув­шихся кро­вя­ных змей. В ниж­нем левом углу пло­щадки изоб­ра­жена шкура оленя, а по диа­го­нали от нее нахо­дится череп. На кон­цах вто­рой диа­го­нали раз­ме­щены сердца.

Чер­ный Тес­кат­ли­пока посы­лает боль­шой чер­ный мяч на сто­рону про­тив­ника. Тем самым он совер­шает чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние, идео­грам­мой кото­рого явля­ется фигура с гру­дью, раз­вер­стой тек­пат­лем, из кото­рой хле­щет поток чаль­чи­уатль, «дра­го­цен­ной воды» – крови. (Подроб­нее см.: Поло­са­тый плен­ник.) О свер­шив­шемся акте жерт­во­при­но­ше­ния гово­рит также то, что кро­вя­ная змея – сим­вол жерт­во­при­но­ше­ния крови – рас­се­чена дви­же­нием ука­за­тель­ного пальца Чер­ного Тес­кат­ли­поки и разо­рвана мячом, с кото­рого сте­кает поток чаль­чи­уатль. Кау­чу­ко­вый мяч – олли явля­ется млад­шим боже­ством, о чем гово­рят нари­со­ван­ные на нем глаз и ротик. Оче­видно, что в Кодексе Бор­джиа он пред­став­ляет собой важ­ный сим­вол, поскольку часто появ­ля­ется на его стра­ни­цах вне кон­тек­ста игры.

image007Фото 4[vi]. Стра­ница 42. «Время неви­ди­мо­сти пла­неты Венера после того, как она была Утрен­ней звез­дой 12 дней. Север Ниж­него мира, где рас­по­ло­жен источ­ник чаль­чи­уатль, «дра­го­цен­ной воды» – крови жертв. Смерть Кецаль­ко­атля и его вос­кре­ше­ние» (по Э.-Г. Зейлеру)

На стра­нице 42 Кодекса Бор­джиа (фото 4) игра в мяч свя­зана с жерт­во­при­но­ше­нием Кецалькоатля.

image009Фото 5. «Тла­чтли, пло­щадка для игры в мяч. Победа над Кецаль­ко­ат­лем цвета кости, под­го­тов­лен­ным для жерт­во­при­но­ше­ния» (по Э.-Г. Зейлеру)

Дей­ствие мифа, запи­сан­ного на этой стра­нице, раз­во­ра­чи­ва­ется в Ниж­нем мире. Пло­щадка для игры в мяч и ее кольца здесь окра­шены в цвета крови (фото 5). В каче­стве игро­ков высту­пают пер­со­нажи с чер­ным цве­том кожи, воз­можно, жрецы. Каж­дый из них в руках дер­жит биту и мяч. В сере­дине поля лежит Кецаль­ко­атль цвета кости, кото­рый, по сло­вам Э.-Г. Зей­лера, побеж­ден и под­го­тов­лен для жертвоприношения.

image013Фото 6. «При­не­се­ние в жертву Кецаль­ко­атля цвета кости» (по Э.-Г. Зейлеру)

В верху стра­ницы пока­зано жерт­во­при­но­ше­ние Кецаль­ко­атля на теч­катле (фото 6). Он уста­нов­лен на невы­со­кой плат­форме с двумя лест­ни­цами, в ее цен­тре – непо­сред­ственно над зна­ком чаль­чи­уитль (дра­го­цен­ность) крас­ного цвет. По Э.-Г. Зей­леру, жерт­во­при­но­ше­ние совер­шает также Кецаль­ко­атль. Это, видимо, гово­рит о само­по­жерт­во­ва­нии бога. Пре­об­ла­да­ю­щим цве­том вто­рого Кецаль­ко­атля явля­ется чер­ный. Левой рукой с помо­щью тек­патля он вскрыл грудь сво­его двой­ника, а пра­вой – вырвал из нее сердце и теперь дер­жит его на ладони, под­няв вверх. Из раны жертвы исхо­дят три потока крови, кото­рые изоб­ра­жены с помо­щью идео­граммы чаль­чи­уатль («дра­го­цен­ная вода»). Один поток дви­жется вверх вме­сте с вырван­ным серд­цем. Вто­рой поток падает к ногам Чер­ного Кецаль­ко­атля. Его струи закан­чи­ва­ются зна­ком цветка, шочитль, кото­рый, по всей веро­ят­но­сти, здесь явля­ется сим­во­лом цве­точ­ной (бла­жен­ной) смерти. Тре­тий поток крови льется прямо в рот ухо­дя­щего Чер­ного Тес­кат­ли­поки, кото­рый дер­жит в пра­вой руке щит с дро­ти­ками (сим­вол войны), а в левой – копьеметалку.

image013image015image017



[iii] Цит. по: Кодекс Малья­бекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куп­ри­енко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).

[v] Постра­нич­ные ком­мен­та­рии Э.-Г. Зей­лера цити­ру­ются в пере­воде Д.В. Ива­нова, 2014 г. (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia1-2.shtml).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>