КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.3. Жертвоприношения и игра в мяч, продолжение
Очевидно, что игра в мяч не была просто спортивным состязанием. Она представляла собой ритуальное действо с определенным сценарием, в котором буквально все имело символическое значение. Однако сюжет действа и символика его субъектов, объектов и предметов до сих пор остаются неясными. В попытке понять смысл игры ученые обращаются к иконографии, а также к мифам народов Месоамерики.
Рисунки на тему игры входят в состав нескольких постконкистских книг, освещающих обычаи ацтеков с позиции испанских монахов. Наиболее информативными из них являются миниатюры кодексов Мальябекки и Тудела. Считается, что они были скопированы с рисунка индейского художника, который был мастером по составлению кодексов до конкисты.
Фото 1[i]. Игра в мяч. Лист 80r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Идентификационный № Magl. XIII. 3. Тип документа: манускрипт. Время создания: XVI в. Факсимильное издание, предпринятое Жозефом-Флоримоном герцогом де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921) в 1904 г. в Париже. Место хранения оригинала: Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия
В Кодексе Мальябекки игре в мяч посвящена миниатюра на листе 80r (фото 1), комментарий к которой, к сожалению, отсутствует. Сама площадка здесь нарисована схематически в виде контура. Кольца показаны за пределами площадки. На самом деле они выступают внутрь под прямым углом к стенам. В игре участвуют всего два человека, которые не имеют защитного снаряжения. Один из них держит мяч рукой. Второй, видимо, готовится его ловить. Каждый из игроков находится на своей половине поля в его торцевых зонах. Граница центральной части поля обозначена четырьмя черепами, прикрепленными по краям стен. Разделительная линия показана тремя головами, которые, возможно, принадлежат богам Подземного мира (Миктлана). Эта символика позволяет предположить, что средняя часть поля представляла собой Миктлан.
Фото 2. Игра в мяч. Лист 67r, фрагмент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Инвентарный № 70400. Тип документа: манускрипт. Размеры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Материалы: бумага, натуральные пигменты. Датировка: 1530 – 1554 гг. Место происхождения и изготовления: Мексика. Музей Америки, Мадрид, Испания[ii]
В комментарии к аналогичному рисунку Кодекса Тудела (фото 2) говорится, что каждый игрок играл «на своем месте, и тот, кто побеждал другого в этой игре, и заставлял его пропустить прыжок мяча [le hazia perder el salto a la pelota] на месте другого, выигрывал ставку». Играть можно было только локтями. И если кто-нибудь касался мяча какой-нибудь частью тела, кроме локтей, проигрывал. «…А тот, кому удавалось забить мяч в тлашмалакаль, являющийся кольцом, которое находится по сторонам, – сообщается в комментарии, – выигрывал и получал свободу забирать плащи и все, что бы ни увидел игрок, и все, кто могли, убегали от него. Играли в эту игру на рабов, на плащи и перья»[iii]. Исходя из текста комментария, можно заключить, что в колониальный период игра не сопровождалась человеческими жертвоприношениями, которые испанцы пытались запретить.
Пиктографические тексты ацтекских мифов, содержащихся в Кодексе Борджиа, включают в себя тему игры в мяч, в которой состязались боги. Кодекс был изготовлен до конкисты, вероятно, в одном из городов долины Пуэблы и датируется второй половиной XV – первыми двумя десятилетиями XVI в. Он был создан жрецами высшего уровня и предназначен только для посвященных. Поэтому понять тексты, изложенные в нем в виде рисунков, очень трудно. Очевидно только то, что они связаны с жертвоприношением жизни.
Фото 3[iv]. Страница 21 «Шесть областей мира», фрагмент «4. Теотлачко – Северное небо» (по Э.-Г. Зейлеру). Кодекс Борджиа (Códice Borgia). Тип объекта: пиктографический документ. Материал: оленья кожа. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, предположительно до конкисты. Место создания: предположительно штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
На странице 21 представлена миниатюра, на которой игра в мяч связана с жертвоприношением человека (фото 3). Согласно постраничным комментариям к кодексу немецкого этноисторика и антрополога Эдуарда-Георга Зейлера (1849 – 1922)[v], в качестве игроков здесь выступают Красный и Черный Тескатлипоки. Боги стоят друг напротив друга за пределами площадки. Она окрашена в желтый цвет и имеет квадратную форму с прямоугольными вырезами, где располагаются кольца, представленные в виде свернувшихся кровяных змей. В нижнем левом углу площадки изображена шкура оленя, а по диагонали от нее находится череп. На концах второй диагонали размещены сердца.
Черный Тескатлипока посылает большой черный мяч на сторону противника. Тем самым он совершает человеческое жертвоприношение, идеограммой которого является фигура с грудью, разверстой текпатлем, из которой хлещет поток чальчиуатль, «драгоценной воды» – крови. (Подробнее см.: Полосатый пленник.) О свершившемся акте жертвоприношения говорит также то, что кровяная змея – символ жертвоприношения крови – рассечена движением указательного пальца Черного Тескатлипоки и разорвана мячом, с которого стекает поток чальчиуатль. Каучуковый мяч – олли является младшим божеством, о чем говорят нарисованные на нем глаз и ротик. Очевидно, что в Кодексе Борджиа он представляет собой важный символ, поскольку часто появляется на его страницах вне контекста игры.
Фото 4[vi]. Страница 42. «Время невидимости планеты Венера после того, как она была Утренней звездой 12 дней. Север Нижнего мира, где расположен источник чальчиуатль, «драгоценной воды» – крови жертв. Смерть Кецалькоатля и его воскрешение» (по Э.-Г. Зейлеру)
На странице 42 Кодекса Борджиа (фото 4) игра в мяч связана с жертвоприношением Кецалькоатля.
Фото 5. «Тлачтли, площадка для игры в мяч. Победа над Кецалькоатлем цвета кости, подготовленным для жертвоприношения» (по Э.-Г. Зейлеру)
Действие мифа, записанного на этой странице, разворачивается в Нижнем мире. Площадка для игры в мяч и ее кольца здесь окрашены в цвета крови (фото 5). В качестве игроков выступают персонажи с черным цветом кожи, возможно, жрецы. Каждый из них в руках держит биту и мяч. В середине поля лежит Кецалькоатль цвета кости, который, по словам Э.-Г. Зейлера, побежден и подготовлен для жертвоприношения.
Фото 6. «Принесение в жертву Кецалькоатля цвета кости» (по Э.-Г. Зейлеру)
В верху страницы показано жертвоприношение Кецалькоатля на течкатле (фото 6). Он установлен на невысокой платформе с двумя лестницами, в ее центре – непосредственно над знаком чальчиуитль (драгоценность) красного цвет. По Э.-Г. Зейлеру, жертвоприношение совершает также Кецалькоатль. Это, видимо, говорит о самопожертвовании бога. Преобладающим цветом второго Кецалькоатля является черный. Левой рукой с помощью текпатля он вскрыл грудь своего двойника, а правой – вырвал из нее сердце и теперь держит его на ладони, подняв вверх. Из раны жертвы исходят три потока крови, которые изображены с помощью идеограммы чальчиуатль («драгоценная вода»). Один поток движется вверх вместе с вырванным сердцем. Второй поток падает к ногам Черного Кецалькоатля. Его струи заканчиваются знаком цветка, шочитль, который, по всей вероятности, здесь является символом цветочной (блаженной) смерти. Третий поток крови льется прямо в рот уходящего Черного Тескатлипоки, который держит в правой руке щит с дротиками (символ войны), а в левой – копьеметалку.
[iii] Цит. по: Кодекс Мальябекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куприенко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).
[v] Постраничные комментарии Э.-Г. Зейлера цитируются в переводе Д.В. Иванова, 2014 г. (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia1-2.shtml).