4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.2. Грибы в доиспанских пиктографических кодексах
4.2.2. Миштекская группа
Помимо Венского мексиканского кодекса, среди книг Миштекской группы изображения, похожие на грибы, встречаются в основном только в Кодексе Зуш-Наттолл. Он был изучен Фердинандом Андерсом (Ferdinand Anders, род. в 1930 г.), австрийским историком и этнологом, специалистом по культурам Месоамерики. Результаты исследований Ф. Андерс вместе с соавторами изложил в работе «Мексиканская хроника: царь 8 Олень, Коготь Ягуара, и династия Теоцакуалько-Цаачила. Книга, объясняющая так называемый Кодекс Зуш-Наттолл», которая вышла в свет в 1992 г.[i]. В качестве иллюстраций в книге он использует, в частности, прорисовки страниц, на которых все персонажи, предметы и объекты пронумерованы в соответствии с принятым у народов Месоамерики направлением письма и чтения – справа налево. Используя эти номера, Ф. Андерс каждую страницу сопроводил подробными комментариями, фактически переводом ее пиктографического текста на испанский язык, который я цитирую в своей работе. Нумерацию Ф. Андерса я перенесла на фотографии страниц кодекса из факсимильного издания, хранящегося в Британском музее.
Фото 1[ii]. Скринфолд факсимильного издание Кодекса Зуш-Наттолл, осуществленного Музеем археологии и этнологии Пибоди Гарвардского университета в 1902 г. Британский музей, Лондон, Англия
На реверсе кодекса (страницы 42 – 84) записана жизнь миштекского царя по имени 8 Олень, Коготь Ягуара. Он правил Тилантонго (Tilantongo) и большой частью Миштеки и был заколот ножом в году 12 Тростник (1115 г.) в возрасте 52 лет. Аверс (страницы 1 – 41) содержит рассказ о династиях некоторых сеньорий, которые были частью мозаики небольших миштекских государств в постклассическую эпоху, т.е. в течение пяти столетий до испанского завоевания. Особое внимание на аверсе уделяется священному происхождению этих правящих семей[iii]. Истории династий на аверсе неразрывно связаны с мифологией миштеков и сами более напоминают мифы, нежели рассказы о реально происходивших событиях. Герои в них визуально представлены как боги. И взаимодействуют они часто с божествами, персонажами мифов. При этом события разворачиваются в священных местах, расположенных как в мире людей, так и в мире богов.
Реверс был создан предположительно в XIV в. в городе Тилантонго, аверс – в начале XV в. в Теоцакуалько (Teozacualco)[iv].
На страницах аверса встречаются изображения, подобные фигуре из трех грибов Кодекса Фейервари-Майера, в котором грибы связаны с Древом Тамоанчана. Поэтому на первом этапе исследования я предполагала, что три гриба Кодекса Зуш-Наттолл также представляют собой ветвь или верхушку священного Древа Тамоанчана с грибами-листьями цвета нефрита, золота и крови. Они обычно имеют вытянутую остроконечную форму. Круглые шляпки-листья появляются гораздо реже. Но в отличие от Кодекса Фейервари-Майера, «ветвь» в Кодексе Зуш-Наттолл изображается только в руках персонажей, которые держат ее как жезл.
Для того чтобы понять, что собой представляет этот атрибут и действительно ли он имеет отношение к грибам, я прочла несколько страниц кодекса в интерпретации Фердинанда Андерса. Как и следовало ожидать, Андерс чаще всего никак его не определяет и никогда не связывает с грибами, называя травой, листом или веткой.
Фото 2[v]. Празднование дня 1 Движение. Страница 2. Кодекс Зуш–Натолл (Codex Zouche-Nuttall). Музейный № Am1902,0308.1. Тип документа: пиктографическая рукопись. Материалы: оленья кожа, краска. Размеры страницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 см. Культура: миштекская. Дата: 1200 – 1521 гг. Факсимильное издание издательского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Место хранения оригинала: Британский музей
Обратимся вначале к странице 2 (фото 2), где показаны два вида грибных жезлов – с круглыми и вытянутыми остроконечными шляпками. Пиктографический текст этой страницы входит в рассказ о господине по имени 8 Ветер, Орел, из Сучиштлана (Suchixtlan), записанный на страницах 1 – 8. Страница 2 повествует о годе 7 Тростник, дне 1 Движение, которые были «священной датой», «поскольку растения, такие, как магей, появились и родились».
Господин 8 Ветер, Орел, восседает «на Горé дождя, на Черной горе» с изображением головы Тлалока (на фото 2 справа). Перед ним стоят нобли, которые пришли приветствовать своего правителя, признавая его в качестве суверена.
Фото 3. Господин 2 Вода, Дождь, и господин 10 Ягуар, носитель Калебасы с Табаком. Страница 2, фрагмент
Среди них – господин 2 Вода, Дождь, и господин 10 Ягуар, носитель Калебасы с Табаком (фото 3). Эти господа, по словам Ф. Андерса, отдают правителю «дань, принося листья пальмы и трáвы». То есть те атрибуты персонажей, которые я бы назвала жезлами с тремя грибами с круглой шляпкой и тремя грибами с остроконечной шляпкой, Ф. Андерс характеризует как приношение из листьев пальмы и трав. Такое утверждение показалось мне весьма спорным, поскольку ни на лист пальмы, ни на траву эти атрибуты совсем не похожи. В то же время я отметила, что господин 2 Вода, Дождь, одет как Бог дождя и плодородия Тлалок, к царству которого как раз относятся грибы. А господин 10 Ягуар, является носителем Калебасы с Табаком, которая считается атрибутом жреца.
Фото 4[vi]. Брак и потомки госпожи 9 Обезьяна, дочери господина 8 Ветер. Страница 11
На странице 11 (фото 4) показаны брак и потомки госпожи 9 Обезьяна, дочери господина 8 Ветер, Орла, из Сучиштлана. Здесь грибной жезл в правой руке держит господин 6 Собака, Орел, Ягуар, с Горы Орла (1). Что у этого господина находится в левой руке, остается неизвестным, поскольку в этом месте изображение утрачено. Второй грибной жезл держит господин 10 Собака, Орел (5), в сцене своего бракосочетания с госпожой 1 Вода, Веером Колибри (4). Грибные жезлы персонажей этой страницы Ф. Андерс никак не комментирует.
Фото 5. Бракосочетание госпожи 3 Кремень (дочери) и господина 12 Ветер, Глаза, Который Дымит. Разворот страниц 20 и 19
Страницы 14 – 22 посвящены истории госпожи 3 Кремень (дочери), Чаши из Нефрита, и господина 12 Ветер, Глáза, Который Дымит, или Курит (Ojo que Humea). Разворот страниц 20 и 19 (фото 5) рассказывает об их бракосочетании и связанных с ним событиях. Из всех страниц кодекса на этом развороте грибных жезлов показано наибольшее количество. (В цитатах из перевода текста этих страниц я пометила номера несущих их персонажей жирным шрифтом.)
Сама свадьба, состоявшаяся в год 10 Дом, день 2 Орел, изображена на зеленом поле, которое обведено желтой (золотой) каймой и представляет собой гору с плоской вершиной и уступами, на одном из которых стоит храм. Она называется Горой Насекомого, глиф которого помещен непосредственно под храмом. События, предшествовавшие свадьбе и произошедшие в год 6 Кролик, день 12 Ветер, нарисованы вне горы – на белом фоне.
Фото 6[vii]. Страница 19
Обратимся вначале к тексту на странице 19 (фото 6). Здесь записано повествование о том, как господин 12 Ветер, Глаз, Который Дымит, перед свадьбой, в год 6 Кролик, день 12 Ветер, получил от богов благословение на основание собственной сеньории вместе с храмом и инструментом для сверления Нового Огня. Инструменты, предназначенные для того, чтобы зажечь новый огонь, считались божественными у науа и миштеков. У науа они использовались в церемонии Нового Огня. У миштеков они применялись в церемониях основания и освящения поселений и владений. После церемоний миштеки сохраняли эти инструменты и помещали их внутри храмов вместе со Священным Свертком[viii]. Такой храм назывался Храмом Священного Свертка.
Храм Священного Свертка (47), построенный впоследствии господином 12 Ветер, Глазом, Который Дымит, вместе с самим Священным Свертком, огромным текпатлем и инструментами для сверления Нового Огня, водруженными поверх свертка, стоит на священной Горе Насекомого (18).
Итак, у Фердинанда Андерса читаем:
«На Небесах, в Месте Солнца и Луны, Звезд и Ночи (1), господин 12 Ветер, Глаз, Который Дымит (2), принял наставления от господина 4 Ящерица, Пернатого Змея, Койота (3), и господина 11 Ящерица, Драгоценного Пернатого Змея (4). Так он получил ношу с храмом и Новым Огнем (5), знак основания сеньории.
Затем, окруженный тьмой и мраком, господин 12 Ветер, Глаз, Который Дымит (6), спустился с Неба вместе с господином 3 Кремень, Тем, Кто Несет Жезл Венеры (7), и с Тем, Кто Несет Жезл Шипе (8). На священной веревке, которая извивалась по воздуху, господин 12 Ветер, Глаз, Который Дымит (9), сошел на землю, неся храм на спине, с сонахой в руке. За ним последовали: господин 5 Собака, Стрела (10), держащий ветку, как носитель Священного Свертка и инструмента для сверления Нового Огня; господин 7 Орел, Коралловый Аспид (11), с пальмой и инструментом для самопожертвования и господин 9 Движение, Факел Пылающего Табака (12), как носитель Раковины. Там господин 12 Ветер, Глаз, Который Дымит (9), был принят церемониально, радостно, старейшими носителями Калебасы с Табаком: господином 10 Трава (13) и господином 10 Дождь (14), которые принесли в жертву перепела; господином 12 Ящерица (15), который предложил церемониальную одежду, и господином 12 Гриф (16), который продемонстрировал свое почтение, скрестив руки на груди».
«Там же, с другой стороны, был драгоценный Храм (47) со Священной Свертком, Ножом из Кремня и инструментом для сверления Нового Огня, перед зубчатым алтарем Огненного Змея (48), во входе на Площадку для игры в мяч Сумерек (Pasajuego del Oscurecer). Там, в святилище, между метелками кукурузы (49), этой земли, возникла госпожа 1 Смерть (50) [вероятно, как дочь господина 12 Ветер и госпожи 3 Кремень]».
По вершине горы к госпоже 1 Смерть следует процессия ноблей, которые «пришли, чтобы воздать должное и приветствовать ее как принцессу-наследницу». Среди них: «господин 13 Цветок, Кецаль (51), с листьями и сумкой с копалом; господин 1 Ящерица, Ящерица (52), с Жезлом Венеры; господин 6 Смерть, Смерть (53), с листьями и сумкой с копалом; господин 6 Вода (54) с листьями и костяным перфоратором для самопожертвования; госпожа 13 Цветок, Кецаль (55), с прялкой и мачете для тканья; господин 1 Ящерица, Звездный Ягуар (56), с оружием; господин 12 Ящерица, Двуглавый Орел, из Большого Дерева (57), с листьями и сумкой с копалом и господин 10 Ящерица, Орел (58)». (Эта процессия показана на странице 20, фото 7.)
«Между тем, от Алтаря Сосуда богов Дождя (17), на Горе Насекомого (18), по горной тропе (19), господин 6 Вода (20) и господин 6 Смерть (21) доставляли невесту (22). Первый нес ее на спине, сжимая в руке посох, а другой – сопровождал ее с цветками магея. Им навстречу вышли господин 1 Цветок (23), который предложил ей церемониальное одеяние, и господин 9 Тростник, Стрела на Голове (24), с травами и сумкой с копалом».
Далее они пошли по дороге со свадебной свитой (фото 7): «господином 10 Ящерица, который несет огонь (25), господином 9 Цветок, который играет на раковине (26), господином 7 Цветок (27), старейшим носителем Калебасы с Табаком, с кадилом и сонахой и, наконец, господином 6 Движение с драгоценными цветами (28)».
Фото 7[ix]. Страница 20
Свита сопроводила невесту в пещеру (29), где находился господин 12 Ветер, Глаз, Который Дымит (30). Невеста и жених купаются в пещере, сидя на корточках на зеленой пальме (31). Их купают госпожа 10 Дом (32) и госпожа 6 Кремень (33), поливая сверху водой, с веселыми песнями. Рядом с этими госпожами сидит к ним спиной господин 9 Тростник, Стрела на Голове (24). Он держит сумку с копалом и грибной жезл, который Ф. Андерс определят как травы.
Выше нарисована заключительная сцена бракосочетания. На ней «господин 12 Ветер, Глаз, Который Дымит (37), и госпожа 3 Кремень (38) ложатся спать во дворце, под одеялом (39), которое они получили от госпожи 1 Орел».
Фото 8[x]. Госпожа 3 Кремень и господин 12 Ветер как начальная пара. Страница 21, правая половина
Брак госпожи 3 Кремень (1) и господина 12 Ветер, Глаза, Который Дымит (2), «был началом тринадцати господ растений» (страница 21, фото 8). «Они оба сеяли и размножали господина Голову Клевера (3) и господина Кактуса (4), различных господ Магеев (5 – 7), Трав Малиналли – мертвых и живых (8, 9), – Деревьев и Кустарников (10, 11) с очень разными листьями – остроконечными, тонкими, круглыми и зубчатыми – и острыми листьями, которые режут (12), а также живой пальмы (13), и умерших господ Листьев Пальмы, срезанных и привязанных (14, 15)…».
Символика рисунков, показывающих 13 «господ растений», неясна. Однако эти рисунки свидетельствуют о том, что пальма у миштеков была священным деревом, а значение ее листьев с разноцветными кружками (шляпками грибов) и без них, было разным. Кстати, жезлы из листьев пальмы без грибов также присутствуют на страницах кодекса. Например, его держит господин 7 Орел, Коралловый Аспид (11), вместе с «инструментом для самопожертвования» – перфоратором из кости (см. фото 6). Кроме того, изображение дерева (10) подтверждает предположение о том, что в состав жезлов входят именно грибы, а не листья. Их сравнение показывает, что в отличие от шляпок грибов, художники кодекса рисовали листья с жилкой, которая доходит примерно до середины листовой пластины.
Фото 9[xi]. Вторая династия Теоцакуалько. Страница 30
Страница 30 (фото 9) говорит о том, что грибной жезл мог состоять не только из трех грибов, как у господина 2 Цветок, Дождя с Громом (7), но и из четырех, как у господина 8 Змея, Орла Венеры (8), и даже из пяти, как у господина 9 Ветер, Огненного Змея, Орла (1). Все эти персонажи являются представителями второй династии Теоцакуалько. Важно отметить, что господа в костюме орла (1 и 8), держащие грибной жезл, в другой руке несут ритуальную сумку с копалом, которая считается атрибутом жреца. А господин в костюме Бога дождя и плодородия Тлалока (7) в другой руке сжимает костяной перфоратор для кровопускания, который также относится к атрибутам жреца.
Фото 10[xii]. Третья династия Теоцакуалько. Страница 33
Еще одни жезл с пятью грибами несет представитель третьей династии Теоцакуалько, которая показана на странице 33 (фото 10). Это – Господин 2 Вода, Огненный Змей, родившийся в 1357 г. (фото 11). В число его прозвищ входит также имя Нога с Огнем, которое обозначено на миниатюре глифом горения, исходящим из щиколотки его правой войны. Этот знак определяет персонаж как господина, который «ходит на войну». Возможно, поэтому его жезл окрашен в желто-серые цвета, как и сам глиф горения. Однако кожа персонажа имеет телесный цвет, а вторая его рука пуста. То есть признаки того, что он является жрецом, в его образе отсутствуют.
Фото 11. Господин 2 Вода, Огненный Змей, Нога с Огнем, который ходит на войну
Между тем основа пятиконечных жезлов весьма напоминает веерообразный лист пальмы, особенно у господина 9 Ветер, Огненного Змея, Орла, у которого она имеет зеленый цвет. Это наводит на мысль о том, что и другие грибные жезлы связаны с этим деревом.
[i] Anders F., Jansen M. y Pérez Jiménez G.A. Crónica Mixteca: El rey 8 Venado, Garra de Jaguar, y la dinastía de Teozacualco-Zaachila. Libro explicativo del llamado Códice Zouche-Nuttall. Fondo de Cultura Económica, 1992 (https://openaccess.leidenuniv.nl/handle/1887/17936).
[iii] Anders F., Jansen M. y Pérez Jiménez G.A. Opus cit.
[v] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50760001&objectid=662517
[vi] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50791001&objectid=662517
[vii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50799001&objectid=662517
[viii] Lejarazu M.A.H. Religiosidad y bultos sagrados en la Mixteca prehispánica / Centro de Investigaciones y Estudios Superiores en Antropología Social. Mexico, 2008 (http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1607-050X2008000200004).
[x] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50801001&objectid=662517