Бурбонский кодекс

КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

4.2. Грибы в доис­пан­ских пик­то­гра­фи­че­ских кодексах

 image001

Бур­бон­ский кодекс

image001Бур­бон­ский кодекс, по сло­вам аме­ри­кан­ского спе­ци­а­ли­ста по доко­лум­бо­вым куль­ту­рам Месо­аме­рики Карла Таубе, явля­ется «самой глав­ной руко­пис­ной кни­гой ацте­ков»[1]. Где он был изго­тов­лен, к сожа­ле­нию, неиз­вестно. Пред­по­ла­га­ется, что его создали ацтек­ские жрецы в 10 – 20-е гг. XVI в. (неза­долго до или сразу после кон­ки­сты). Позд­нее к пик­то­гра­фи­че­скому тек­сту были добав­лены под­писи на кастиль­ском (испан­ском) языке. Кодекс содер­жит тона­ла­матль, опи­са­ние 52-летнего цикла и цере­мо­ний, кото­рые сопро­вож­дали конец 52-летнего цикла и начало нового. Фор­мально Бур­бон­скийimage003 кодекс не вхо­дит в Группу Бор­джиа. Однако на его стра­ни­цах также встре­ча­ются изоб­ра­же­ния, похо­жие на грибы. И даже цветы древа Тамо­ан­чана (на фото слева) как будто бы вклю­чают в себя абрис гриба, в отли­чие от глифа цветка в Кодексе Бор­джиа (на фото справа).

image031Фото 1[2]. Чаль­чи­ут­ли­куэ – покро­ви­тель­ница 5-й тресены тональ­по­уалли. Лист 5, фраг­мент. Бур­бон­ский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Ману­скрипт на листе амат­ной бумаги дли­ной 14,2 м. Язык: нау­атль и добав­лен­ные позд­нее глоссы на кастиль­ском. Автор неиз­ве­стен. Куль­тура ацте­ков. Время и место созда­ния: 10 – 20-е гг. XVI в. (неза­долго до или сразу после кон­ки­сты); Мек­сика. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Биб­лио­тека Наци­о­наль­ного собра­ния, Париж, Франция

В Бур­бон­ском кодексе неболь­шие фигуры, кото­рые похожи на грибы, есть на мини­а­тюре листа 5 (фото 1). Она посвя­щена покро­ви­тель­нице 5-й тресены тональ­по­уалли (свя­щен­ного кален­даря) – Чаль­чи­ут­ли­куэ (Chalchiuhtlicue – «Она в одежде из неф­рита»), Богине прес­ной воды, озер, морей и рек, жене Бога дождя и воды Тла­лока. Глифы, напо­ми­на­ю­щие жел­тые грибы с кони­че­ской шляп­кой, поме­щены вме­сте с гли­фами дра­го­цен­ных цве­тов в жаровню и куа­у­ши­калли, кото­рые рас­по­ло­жены перед богиней.

image033Фото 2[3]. Чан­тико – покро­ви­тель­ница 18-й тресены тональ­по­уалли. Лист 18, фрагмент

Фигуры, похо­жие на гриб, также можно найти на мини­а­тюре листа 18 (фото 2). Она посвя­щена покро­ви­тель­нице 18-й тресены тональ­по­уалли – Чан­тико (Chantico – «Та, кто пре­бы­вает в доме»), Богине огня домаш­него очага и огня вул­ка­нов, супруге Бога огня Шиуте­кутли. На мини­а­тюре пред­став­лена тема жерт­во­при­но­ше­ния крови. Она обо­зна­чена, в част­но­сти, гли­фами куа­у­ши­калли, пары окро­вав­лен­ных уицтли, изоб­ра­жен­ных в верх­ней части, а также цака­та­пай­олли, поме­щен­ного в цен­тре ком­по­зи­ции. Слева от цака­та­пай­олли изоб­ра­жен пер­со­наж, совер­ша­ю­щий ритуал кро­во­пус­ка­ния в храме, о чем сви­де­тель­ствуют атри­буты этого риту­ала – сумка с копа­лом и уицтли.

image009Фигура, воз­можно, пред­став­ля­ю­щая собой гриб, вхо­дит в составе голов­ного убора Чан­тико. По сво­ему виду гриб отли­ча­ется от того, что изоб­ра­жен на мини­а­тюре, посвя­щен­ной Чаль­чи­ут­ли­куэ. Он жел­тый, имеет ножку и шляпку, у кото­рой край закру­чи­ва­ется внутрь, а в цен­тре есть углуб­ле­ние. (Напо­ми­нает нашу вой­лоч­ную сви­нушку.) Рису­нок гриба состав­лен из двух слив­шихся зер­кально отра­жен­ных завит­ков. Такая же фигура нари­со­вана среди гли­фов горе­ния, исхо­дя­щих из жаровни в левом ниж­нем углу ком­по­зи­ции (на фото слева). При­ме­ча­тельно, что орна­менты из похо­жих гри­бов укра­шают скульп­туру Шочи­пилли, кото­рая была най­дена на склоне вул­кана. (Подроб­нее см.: 4.3. Грибы на кам­не­рез­ных изоб­ра­же­ниях ацте­ков: Ста­туя Шочи­пилли.) Чан­тико же явля­ется Боги­ней огня вул­ка­нов, что поз­во­лят свя­зать свя­щен­ные грибы этого вида с вул­ка­нами, кото­рые, несо­мненно, были обо­жеств­лены в рели­гии наро­дов Месоамерики.

image021Фото 3[4]. На Горе Дра­го­цен­но­сти и на Горе Плаща из Перьев Кецаля Гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Рот Ягу­ара, при­нес в жертву Чело­века Камня, вырвав у него сердце. Стра­ница 7, фраг­мент. Кодекс Зуш-Наттолл (Codex Zouche-Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­ри­алы: оле­нья кожа, краска. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 см. Куль­тура: миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Фак­си­миль­ное изда­ние изда­тель­ского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия

Но дей­стви­тельно ли на мини­а­тюре, посвя­щен­ной Чан­тико, фигура в форме двух слив­шихся зер­кально отра­жен­ных завит­ков сим­во­ли­зи­рует гриб? Такие же фигуры раз­ме­щены по абрису почти всех гор, изоб­ра­жен­ных в Кодексе Зуш-Наттолл и Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе. Они создают иллю­зию гри­бов, кото­рые рас­тут на скло­нах миш­тек­ских гор. Однако в обоих кодек­сах завитки раз­де­лены между собой, не имеют ножки и пока­заны как часть горы, будучи рас­кра­шены одним с ней цве­том (фото 3). То есть «грибы» не явля­ются само­сто­я­тель­ной фигу­рой, поскольку изоб­ра­жены как эле­мент тон­кой кон­тур­ной линии, очер­чи­ва­ю­щей гору. Исполь­зо­ва­ние двой­ного завитка в неко­то­рых дру­гих кон­текстах обоих миш­тек­ских кодек­сов также застав­ляет сомне­ваться в том, что он сим­во­ли­зи­рует гриб, но не дает пол­ной уве­рен­но­сти в обрат­ном. Между тем в Бур­бон­ском кодексе фигура в форме двух слив­шихся зер­кально отра­жен­ных завит­ков гораздо более соот­вет­ствует виду гриба, а зна­чит, имеет больше осно­ва­ний назы­ваться грибом.

image013Гриб­ная фигура в Бур­бон­ском кодексе изоб­ра­жена как само­сто­я­тель­ная в составе голов­ного укра­ше­ния богини, среди сим­во­лов горе­ния, исхо­дя­щих из жаровни-вулкана, а глав­ное – как состав­ная часть цве­тов древа Тамо­ан­чана. По ана­ло­гии с кодек­сами Группы Бор­джиа сле­до­вало бы ожи­дать, что  зла­то­вла­сый пер­со­наж, совер­ша­ю­щий ритуал кро­во­пус­ка­ния в при­сут­ствии богини Чан­тико, будет дер­жать в руке ветку (вер­хушку) древа Тамо­ан­чана с цветами-грибами как сим­вол жерт­во­при­но­ше­ния крови. Однако в Бур­бон­ском кодексе ветку (вер­хушку) древа Тамо­ан­чана заме­няет лист пальмы с нако­ло­тыми на его «пальцы» голов­ками цве­тов (на фото слева).

Лист пальмы – это сим­вол Древа Рож­де­ния миш­тек­ских дина­стий в Кодексе Зуш-Наттолл. Жезлы, изго­тов­лен­ные из листа пальмы, с цве­точ­ными голов­ками или гриб­ными шляп­ками на его «паль­цах» в этом кодексе явля­ются атри­бу­тами миш­тек­ской знати и жре­цов во время собы­тий цере­мо­ни­аль­ного харак­тера. Соот­вет­ственно не только шаб­лон рисунка гриба – двой­ного завитка, но и паль­мо­вый жезл в руке пер­со­нажа, совер­ша­ю­щего ритуал кро­во­пус­ка­ния, обна­ру­жи­вают в Бур­бон­ском кодексе выра­жен­ное вли­я­ние миш­тек­ских рели­ги­оз­ных и изоб­ра­зи­тель­ных тра­ди­ций. Помимо паль­мо­вого листа в состав жезла пер­со­нажа вхо­дит некий руко­твор­ный пред­мет удли­нен­ной изо­гну­той формы, кото­рый высту­пает как порт­бу­кет. Он покрыт белыми колюч­ками по краям и золо­тыми шари­ками по сере­дине. Его навер­шие похоже и на цве­точ­ный бутон, и на красно-белый тек­патль.

image015На стра­нице, посвя­щен­ной богине Чан­тико, вни­ма­ния заслу­жи­вает также изоб­ра­же­ние цака­та­пай­олли, в кото­рый воткнуты два уицтли, укра­шен­ные гриб­ными цве­тами (на фото слева). Над цака­та­пай­олли поме­щен глиф ноч­ного солнца. По тра­ди­ции цака­та­пай­олли – оли­це­тво­ре­ние риту­ала кро­во­пус­ка­ния – пока­зан в раз­резе. Его верх­ний слой изоб­ра­жен как кра­си­вое пле­те­ние из травы. В сере­дине цака­та­пай­олли нари­со­вана красно-желтая арка. Под ней нахо­дится чаль­чи­уатль, сте­ка­ю­щая с воткну­тых в цака­та­пай­олли окро­вав­лен­ных уицтли. В центр арки поме­щена фигура, более всего напо­ми­на­ю­щая гриб. У него крас­ная круг­лая шляпка и белая цилин­дри­че­ская ножка. (Похож на наш подосиновик-красноголовик.) Однако и в дан­ном слу­чае с уве­рен­ность ни утвер­ждать, ни отри­цать того, что это – гриб, нельзя. Подоб­ная фигура нередко встре­ча­ется в пик­то­гра­фи­че­ских кодек­сах. Так, напри­мер, в Кодексе Бор­джиа она изоб­ра­жена на белом пря­мо­уголь­ном окте­ко­матле и пред­став­ляет собой глиф чаль­чи­уатль (фото 4).

image027Фото 4[5]. «Тла­ма­налли, при­не­се­ние жертвы, изоби­лие про­дук­тов». Фраг­мент стра­ницы 8 «Чет­вер­тая часть тона­ла­матля». Кодекс Бор­джиа (Codex Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­риал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, веро­ятно, до кон­ки­сты. Место созда­ния: пред­по­ло­жи­тельно штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

image031Вме­сте с тем глиф чаль­чи­уатль (на фото слева) по рисунку соот­вет­ствует изоб­ра­же­нию оре­хер, кото­рые носят мно­гие пер­со­нажи Кодекса Бор­джиа. В Бур­бон­ском кодексе оре­херы несколь­ких божеств также напо­ми­нают сим­вол чаль­чи­уатль, а неко­то­рые из них очень похожи на гриб внутри цака­та­пай­олли Чан­тико. В этом можно убе­диться, посмот­рев на изоб­ра­же­ния божеств в ячей­ках сетки тона­ла­матля листа 16 (фото 5). Они раз­ме­щены рядом с боль­шой мини­а­тю­рой, посвя­щен­ной Шолотлю, покро­ви­телю 16-тресены тональ­по­уалли. Схо­жие с оре­хе­рами фигуры чаль­чи­уатль вхо­дят также в состав ком­по­зи­ции, вре­зан­ной сверху в голу­бую раму мини­а­тюры, кото­рая, видимо, сим­во­ли­зи­рует воду.

image021Фото 5[6]. Шолотль – покро­ви­тель 16-тресены тональ­по­уалли. Лист 16

Шолотль (Xolotl) – в ацтек­ской и толь­тек­ской мифо­ло­гии бог грозы и смерти, «тем­ный» брат-близнец Кецаль­ко­атля, оли­це­тво­ре­ние Венеры в каче­стве Вечер­ней звезды, бог, свя­зан­ный с небес­ным огнем. Обычно он изоб­ра­жа­ется как чело­ве­ко­по­доб­ное чудо­вище с соба­чьей голо­вой. Счи­та­лось, что Шолотль и собака ведут душу по Цар­ству мерт­вых. Кроме того, он охра­няет Закат­ное Солнце, когда то путе­ше­ствует по Под­зем­ному миру каж­дую ночь[7]. Согласно пред­став­ле­ниям месо­аме­ри­кан­цев, для того чтобы Солнце снова вер­ну­лось на небо и про­дол­жило свое дви­же­ние, его необ­хо­димо «кор­мить» кро­вью людей и живот­ных. В соот­вет­ствии с этим на дан­ной мини­а­тюре Бур­бон­ского кодекса при­сут­ствуют сим­волы жерт­во­при­но­ше­ния крови и крови вме­сте с жизнью.

Так, Шолотль сжи­мает в своей ког­ти­стой лапе красно-белый тек­патль – сим­вол чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния. В пасти он дер­жит вто­рой тек­патль и дра­го­цен­ный цве­ток, кото­рые вкупе обо­зна­чают цве­точ­ную (бла­жен­ную) смерть на жерт­вен­ном камне.

В цен­тре мини­а­тюры изоб­ра­жен глиф Закат­ного Солнца на фоне двух скре­щен­ных уицтли, между кото­рыми сверху нахо­дится дра­го­цен­ный цве­ток. Снизу между ними нари­со­ван бутон вьюнка с лепест­ками крас­ного цвета, кото­рый ука­зы­вает на то, какие именно свя­щен­ные рас­те­ния соот­вет­ствуют акту жерт­во­при­но­ше­ния крови. О том, что оно будет смер­тель­ным гово­рит изоб­ра­же­ние вто­рого атри­бута риту­ала кро­во­пус­ка­ния – сумки с бла­го­во­ни­ями, кото­рую обычно назы­вают сум­кой с копа­лом. Но судя по тому, что из нее высу­ну­лась голова змеи, можно пред­по­ло­жить, что на сей раз дым бла­го­во­ний будет содер­жать ядо­ви­тые вещества.

Ниже поме­щено куа­у­ши­калько со связ­кой дров, как сим­вол смерти Бога Закат­ного Солнца и сожже­ния его фардо на погре­баль­ном костре. Фардо Бога Закат­ного Солнца нари­со­вано напро­тив Шолотля. Оно сов­ме­щено с боль­шим сти­ли­зо­ван­ным изоб­ра­же­нием самого све­тила, кото­рое гло­тает чудо­вище. По мне­нию мек­си­кан­ских уче­ных Эду­ардо Матоса Мок­те­сумы и Лео­нардо Лопеса Лухана, изоб­ра­жен­ное здесь чудо­вище – это Богиня Земли Тлаль­те­кутли. Они харак­те­ри­зуют ее как «роди­теля и пожи­ра­теля жизни»: «Подобно богам смерти, Тлаль­те­кутли при­ни­мает на себя двой­ную роль в кос­мосе. С одной сто­роны, она имеет гене­ра­тив­ные функ­ции как в рас­ти­тель­ном цикле, так и в зача­тии и рож­де­нии людей, с дру­гой – она нена­сыт­ная пожи­ра­тель­ница крови и тру­пов. Фак­ти­че­ски, она не только съе­дает мир­ские суще­ства, оби­та­ю­щие на поверх­но­сти земли, но каж­дый вечер погло­щает Солнце, извер­гая его на рас­свете»[8].

image023Фото 6. Круп­ный план мини­а­тюры с изоб­ра­же­нием Шолотля, Бога Закат­ного Солнца, и Тлаль­те­кутли, гло­та­ю­щей Солнце

Обычно в ипо­стаси мон­стра Тлаль­те­кутли изоб­ра­жа­ется как голова чудо­вищ­ного кро­ко­дила. Однако на мини­а­тюре Бур­бон­ского кодекса пока­зана голова Пер­на­того змея. Об этом гово­рят: 1) длин­ные ядо­ви­тые зубы в пасти чудо­вища, кото­рую только змея спо­собна так широко рас­крыть, 2) харак­тер­ные зме­и­ные завитки бро­вей и 3) перья-волосы. На лбу Пер­на­того змея изоб­ра­жен раз­ре­зан­ный попо­лам гриб белого цвета, кото­рый отсы­лает нас к сим­во­ли­че­ской ком­по­зи­ции, выре­зан­ной на май­ян­ской камен­ной пальме (фото 7), изоб­ра­жа­ю­щей чело­века в пасти Пер­на­того змея с таким же гри­бом на голове. (Подроб­нее см.: 1.3. Жерт­во­при­но­ше­ния и игра в мяч. 1.3.3.3. Сви­де­тель­ства кам­не­рез­ных изоб­ра­же­ний майя.)

image019Фото 7. Пальма, изоб­ра­жа­ю­щая сто­я­щую фигуру в глотке боль­шого змея с обра­зом лест­ницы как части верх­него нёба змея. Мате­риал: камень. Куль­тура: майя. Изоб­ра­же­ние № 3006. Доко­лум­бо­вое порт­фо­лио Архива фото­гра­фий Джа­стина Керра (Justin Kerr)[9]

image013image015image017

 


[1] Таубе К. Мифы ацте­ков и майя / Пер. с англ. К. Тка­ченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005 (https://www.indiansworld.org/myth_taube1.html#.WdxyWjtx11A).

[2] http://www.famsi.org/research/loubat/Borbonicus/images/Borbonicus_05.jpg

[8] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl // Arqueología Mexicana. № 83. 2007 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM083.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>