4.3. Грибы на камнерезных изображениях ацтеков

КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

 image001

4.3. Грибы на кам­не­рез­ных изоб­ра­же­ниях ацтеков

Среди про­из­ве­де­ний искус­ства ацте­ков изоб­ра­же­ния, похо­жие на грибы, встре­ча­ются только на трех пред­ме­тах. И все они выпол­нены в тех­нике резьбы по камню.

image057Камен­ный блок с рез­ными поверхностями

image001Фото 1. Фраг­мен­ти­ро­ван­ный камен­ный блок с рез­ными поверх­но­стями. Инвен­тар­ный № 00.5.38. Раз­меры: 20,32×34,29×41,91 см. Гео­гра­фия: Мек­сика, Месо­аме­рика. Куль­тура: ацтек­ская(?). Дата: XVXVI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США

Пер­вый при­мер – это камен­ный блок, кото­рый хра­нится в Метрополитен-музее искусств. В онлай­но­вом ката­логе музея он сопро­вож­ден довольно боль­шим ком­мен­та­рием. В нем сооб­ща­ется, что две из шести сто­рон блока укра­шены баре­льеф­ным фри­зом, кото­рый состоит из двух основ­ных моти­вов – бабочки (слева) и ilhuitl, или знака дня (фото 1). Подоб­ный дизайн появ­ля­ется и на дру­гих памят­ни­ках Пост­клас­си­че­ского пери­ода (около 900 – 1521). Он часто рас­по­ло­жен в виде полос вдоль внеш­них поверх­но­стей ящи­ков или жерт­вен­ных сосу­дов (куа­у­ши­калли). Назван­ные «небес­ными поя­сами», эти после­до­ва­тель­но­сти сим­во­лов (гли­фов) у наро­дов науа и миш­те­ков Цен­траль­ного и Южного мек­си­кан­ских наго­рий играли важ­ную роль в астрологии.

«Образы бабо­чек, – отме­ча­ется в ком­мен­та­рии, – исполь­зо­ва­лись на про­тя­же­нии дол­гого вре­мени в искус­стве Месо­аме­рики и, веро­ятно, обла­дали мно­же­ством зна­че­ний и ассо­ци­а­ций. На ран­них клас­си­че­ских фрес­ках в Тео­ти­уа­кане и Чолуле они свя­заны с вои­нами, огнем, пло­до­ви­то­стью, смер­тью и воз­рож­де­нием. У миш­те­ков и ацте­ков Позд­него пост­клас­си­че­ского пери­ода (около 1300 – 1521) они укра­шают носо­вые серьги и яркие празд­нич­ные сосуды, а также скульп­туры как муж­ских, так и жен­ских богов. В каче­стве ком­па­ньо­нов Шочи­ке­цаль («Цве­точ­ного кецаля») и Шочи­пилли («Цве­точ­ного принца») они пред­став­ляют темы удо­воль­ствия и изоби­лия; но как атри­буты Ицпа­па­лотль («Обси­ди­а­но­вой бабочки») – неуто­ли­мый голод и двой­ствен­ность. Тем не менее, боль­шин­ство уче­ных согласны с тем, что месо­аме­ри­канцы рас­смат­ри­вали бабо­чек как нечто похо­жее на душу – убеж­де­ние, кото­рое также раз­де­ляли древ­ние греки и индусы. Они часто встре­ча­ются на кера­ми­че­ских куриль­ни­цах для бла­го­во­ний и обычно появ­ля­ются в погре­баль­ных кон­текстах – их ассо­ци­а­ции с огнем, реге­не­ра­цией и дыха­нием ясны. Кроме того, бабочки вме­сте с колибри и дру­гими кры­ла­тыми суще­ствами были тесно свя­заны с поня­ти­ями реинкарнации».

image003Фото 2. Верх­няя сто­рона блока

Мотив, кото­рый состоит из несколь­ких фигур, напо­ми­на­ю­щих гриб с круг­лой шляп­кой, покры­вает верх­нюю часть камен­ного блока (фото 2). Авторы ком­мен­та­рия допус­кают веро­ят­ность того, что узор состав­лен из гри­бов или круг­лых пла­ва­ю­щих листьев водя­ной лилии. Этот орна­мент они дати­руют коло­ни­аль­ной эпо­хой. «Повтор­ное исполь­зо­ва­ние ацтек­ской моно­лит­ной скульп­туры в колон­нах или кре­стиль­ных купе­лях, – гово­рится в ком­мен­та­рии, – не было чем-то необыч­ным в ран­ний коло­ни­аль­ный период, так как для стро­и­тель­ства новых церк­вей и адми­ни­стра­тив­ных зда­ний тре­бо­ва­лось огром­ное коли­че­ство камня. Мно­гие такие при­меры най­дены в архи­тек­тур­ном мате­ри­але Мехико даже сегодня».

image057Скульп­тур­ная голова Майяуэль

image005Фото 3. Сосуд, изоб­ра­жа­ю­щий голову богини Май­яу­эль. Инвен­тар­ный № 6069. Мате­риал: камень. Время созда­ния: около 1500 г. Гео­гра­фия: Месо­аме­рика, Мек­сика. Все­мир­ный музей Вены, Австрия[i]

image007Вто­рой арте­факт, на кото­ром есть изоб­ра­же­ния, похо­жие на грибы, – это камен­ная голова Богини магея Май­яу­эль (фото 3). Грибы можно видеть нис­па­да­ю­щими на шею богини из-под ее волос. Однако их кони­че­ские шляпки смот­рят вниз, что застав­ляет эти фигуры читать как листья или золо­тые под­вески. Более всего на гриб с тол­стой нож­кой и круг­лой шляп­кой похожа фигура, рас­по­ла­га­ю­ща­яся рядом со щекой Май­яу­эль. Но она пред­став­ляет собой фрон­таль­ную часть цилин­дри­че­ской оре­херы, кото­рая здесь выгля­дит как шляпка. Через цилиндр оре­херы про­пу­щена полоска ткани или некру­че­ных нитей, кото­рая кажется нож­кой гриба. (Подроб­нее см.: «Воин в доспехе куэ­ш­те­катля».)  Впро­чем, скульп­тура Май­яу­эль, ско­рее всего, была сде­лана масте­ром из Миш­теки или Пуэблы. Поэтому ее автор мог исполь­зо­вать прием неод­но­знач­ного (двой­ного) про­чте­ния сим­во­лики укра­ше­ний Май­яу­эль, чтобы пред­ста­вить ее не только как Богиню магея, но и как Богиню гри­бов. Напомню, что подоб­ный при­мер объ­еди­не­ния обра­зов этих богинь пред­став­лен на мини­а­тюре из Кодекса Риоса (фото 4). (Подроб­нее см.: «Вен­ский мек­си­кан­ский кодекс».)

image025Фото 4[ii]. Богиня Май­яу­эль. Лист 21v, фраг­мент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

image057Ста­туя Шочипилли

Тре­тий и наи­бо­лее убе­ди­тель­ный из всех при­мер изоб­ра­же­ния гри­бов на памят­ни­ках ацте­ков – это камен­ная ста­туя Шочи­пилли (фото 1), бога цве­тов, песен, тан­цев, кра­соты, искус­ства, пло­до­ро­дия и пло­до­ви­то­сти. Его имя Xochipilli пере­во­дится как «Принц цве­тов» или «Дитя цве­тов» – от шочитль (xochitl – цве­ток) и пилли (pilli – принц или дитя).

image053Фото 1. Ста­туя Шочи­пилли. Инвен­тар­ный № 10–0222116. Раз­меры: 115,5×53×44,5 см. Мате­риал и тех­ника: базальт, резьба. Куль­тура ацте­ков. Время созда­ния: начало XVI в. (до кон­ки­сты). Место и время находки: склон вул­кана Попо­ка­те­петля (по дру­гим дан­ным, вул­кана Истак­си­уатля), Мек­сика; XIX в. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика[iii]

image057Про­ис­хож­де­ние статуи

Ста­туя была най­дена в XIX в. Све­де­ния о месте ее находки раз­нятся. По одним дан­ным, она была обна­ру­жена на склоне вул­кана Попо­ка­те­петля (Popocatépetl), а по дру­гим – вул­кана Истак­си­уатля (Iztaccihuatl). При­ме­ча­тельно, что и в наши дни, согласно иссле­до­ва­ниям мек­си­кан­ских уче­ных (2003), грибы вида Psilocybe aztecorum Heim, назы­ва­е­мые на испан­ском niños (дети), niñitos (детки), или apipiltzin на нау­атле, исполь­зу­ются в рели­ги­оз­ных риту­а­лах жите­лями деревни Сан-Педро-Нешапа (San Pedro Nexapa), кото­рая стоит на Попо­ка­те­петле[iv].

image013Фото 2[v]. Вул­каны Истак­си­уатль и Попо­ка­те­петль на спут­ни­ко­вом снимке Мексики

Оба вул­кана рас­по­ла­га­ются рядом друг с дру­гом на тер­ри­то­ри­аль­ной гра­нице между шта­тами Мехико и Пуэбла. На снимке (фото 2) она пока­зана тон­кой пунк­тир­ной линией зеле­ного цвета, про­чер­чен­ной по сере­дине гор­ной гряды. Истак­си­уатль нахо­дится в 55 км от Мехико (сто­лицы импе­рии – Тено­чтит­лана). Попо­ка­те­петль рас­по­ла­га­ется дальше от Мехико (в 72 км от него) и ближе к горо­дам Пуэбле и Тлаш­кале – на рас­сто­я­нии 43 и 53 км соот­вет­ственно. То есть в эпоху ацте­ков Попо­ка­те­петль нахо­дился ближе к городам-государствам долины Пуэблы, кото­рые не хотели под­чи­няться Тено­чтит­лану и вели с ним цве­точ­ные войны. Между тем погра­нич­ные земли импе­рии в рай­оне вул­ка­нов Истак­си­уатля и Попо­ка­те­петля не могли не испы­ты­вать вли­я­ния рели­ги­оз­ных тра­ди­ций обеих долин – Мек­си­кан­ской долины и долины Пуэблы.

Спе­ци­а­лист по доко­лум­бо­вым циви­ли­за­циям и коло­ни­аль­ной исто­рии Мек­сики Ману­эль Агилар-Морено (Кали­фор­ний­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет Лос-Анджелеса) пола­гает, что ста­туя была най­дена на ниж­них скло­нах вул­кана Истак­си­уатля в рай­оне Тлаль­ма­налько (Tlalmanalco). Этот живо­пис­ный город, неко­гда вхо­див­ший в про­вин­цию Чалько (Chalco), рас­по­ло­жен в Мек­си­кан­ской долине у под­но­жия вул­кана. Он являлся важ­ным доко­лум­бо­вым рели­ги­оз­ным цен­тром и был изве­стен сво­ими худож­ни­ками. Согласно испан­скому исто­рику Диего Дюрану, регион Тлаль­ма­налько был подо­бием Тла­ло­кана, бога­того рая бога Тла­лока на ниж­них скло­нах вул­кана Истак­си­уатль, кото­рый счи­тался горой про­пи­та­ния. По мне­нию М. Агилара-Морено, Шочи­пилли сидит, скре­стив ноги на лодыж­ках в напря­жен­ной позе, кото­рая соот­вет­ствует позе жреца в трансе. Он совер­шает «шаман­ский полет в Тла­ло­кан, в пре­крас­ный рай пло­до­ро­дия и изоби­лия для ацте­ков». Рез­ные фигурки на коле­нях ста­туи и ее пье­де­стале – это глифы тео­на­на­катля (teonanacatl), свя­щен­ного гриба[vi].

image057Сим­во­лика фигуры Шочипилли

image015 image017Фото 3 и 4. Ста­туя Шочи­пилли, пока­зан­ная в про­филь с обеих сторон

Голова Шочи­пилли покрыта накид­кой, ото­ро­чен­ной по краю перьями. Лицо закрыто мас­кой. В уши встав­лены оре­херы с круг­лой фрон­таль­ной частью, кото­рую мно­гие при­ни­мают за шляпку гриба. Грудь укра­шает пек­то­раль в виде кожи, сня­той с головы мон­стра. На ней изоб­ра­жены тол­стые дуги бро­вей и два круг­лых пустых отвер­стия, в кото­рых, видимо, нахо­ди­лись глаза чудо­вища. Снизу пока­заны длин­ные зубы. Пек­то­раль ассо­ци­и­ру­ется с Боги­ней Земли Тлаль­те­кутли, кото­рая в ипо­стаси мон­стра каж­дый вечер гло­тает Солнце, извер­гая его на рас­свете[vii]. То есть в дан­ном слу­чае она гло­тает Шочи­пилли в ипо­стаси Бога суме­реч­ного Солнца. (Его голова еще нахо­дится над гори­зон­том, а тело уже погло­тила земля.)

image027Фото 5[viii]. Тлаль­те­кутли гло­тает погре­баль­ное фардо бога Тлаль­чи­то­на­тиу (Tlalchitonatiuh – «Закат­ное солнце»)[ix]. Лист 16, фраг­мент. Бур­бон­ский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Ману­скрипт на листе амат­ной бумаги дли­ной 14,2 м. Язык: нау­атль и добав­лен­ные позд­нее глоссы на кастиль­ском. Автор неиз­ве­стен. Куль­тура ацте­ков. Время и место созда­ния: 10 – 20-е гг. XVI в. (неза­долго до или сразу после кон­ки­сты); Мек­сика. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба, 1899 г. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Биб­лио­тека Наци­о­наль­ного собра­ния, Париж, Франция

Однако пек­то­раль ясно чита­ется как шкура уби­того чудо­вища и гово­рит о том, что Шочи­пилли побе­дил смерть. Его нож­ные брас­леты также снаб­жены зубами и/или ког­тями мон­стра. На брас­ле­тах, кото­рые Шочи­пилли носит на пле­че­вой части рук, изоб­ра­жен похо­жий на ухо зави­ток, кото­рые мно­гие счи­тают уси­ком вьюнка. Однако он иден­ти­чен крылу бабочки, кото­рая изоб­ра­жена на поста­менте в составе гриб­ного венка. Брас­леты, кото­рые Шочи­пилли носит на запя­стьях, укра­шены орна­мен­том, похо­жим на бабочку с рас­кры­тыми крыльями.

Пред­меты, кото­рые встав­ля­лись в руки Шочи­пилли, были утра­чены. По мне­нию архео­лога и этно­и­сто­рика Бер­тины Оль­медо Веры (Bertina Olmedo Vera), сотруд­ника Наци­о­наль­ного инсти­тута антро­по­ло­гии и исто­рии Мек­сики, в его руки, «несо­мненно, были поме­щены харак­тер­ные эле­менты этого бога, воз­можно, цветы или его жезл с навер­шием из сердца, назы­ва­е­мый йол­ло­то­пилли»[x] (yollotopilli, от yollo сердце, topilli – жезл) – фото 6.

image021Фото 6. Шочи­пилли, пред­став­лен­ный под име­нем Маку­иль­шо­читля (Macuilxochitl – «Пяти­цвет»). Стра­ница 265v, фраг­мент. Пер­вые записки (Primeros memoriales). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: фран­цис­кан­ский монах Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1558 – 1561 гг. Коро­лев­ская биб­лио­тека Мад­рида, Испа­ния[xi]

image013image015image017


[iv] Montoya A. et al. Traditional knowledge about mushrooms in a Nahua community in the state of Tlaxcala, Mexico // Mycologia 95 (5), 2003 (http://www.cybertruffle.org.uk/cyberliber/59350/0095/005/0793.htm).

[vi] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art.pdf).

[vii] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl // Arqueología Mexicana. № 83. 2007 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM083.pdf).

[ix] Matos Moctezuma E. y López Luján L. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>