4.2.3. Выводы

КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

image0014.2.3. Выводы

image057Миш­тек­ская группа

image007Фото 1. Стра­ница 24. Фак­си­миле Вен­ского мек­си­кан­ского кодекса-1. Музей­ные № Am2006,Drg.226. Раз­меры: высота 22,6 см, длина 1316 см. Мате­риал: бумага. Копи­ро­ва­ние рисун­ков: Аго­стино Аглио (Agostino Aglio). Время и место созда­ния ори­ги­нала: 1500 г., Мек­сика. Время и место созда­ния фак­си­миле: 1825 – 1831 гг., Вена, Австрия, по заказу лорда Кингсборо. Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия[1]

Из всех рас­смот­рен­ных месо­аме­ри­кан­ских пик­то­гра­фи­че­ских доку­мен­тов только в Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе на стра­ни­цах 23 и 24 пока­заны насто­я­щие грибы в своем при­род­ном виде. При этом они нари­со­ваны как тон­кий про­доль­ный срез пло­до­вого тела гриба и остав­лены не окра­шен­ными, что поз­во­ляет  харак­те­ри­зо­вать их как суше­ные грибы. Их дер­жат в руках участ­ники двух гриб­ных цере­мо­ний. На стра­нице 24 (фото 1) такая цере­мо­ния про­во­дится в при­сут­ствии Кецаль­ко­атля. Пик­то­гра­фи­че­ский текст стра­ницы, согласно аме­ри­кан­скому антро­по­логу и архео­логу Питеру Фер­сту, повест­вует о том, как Кецаль­ко­атль пода­рил грибы чело­ве­че­ству и уста­но­вил риту­аль­ное потреб­ле­ние свя­щен­ных гри­бов[2].

image011На стра­нице 24 при­сут­ствует изоб­ра­же­ние Богини гри­бов, кото­рую несет на спине Кецаль­ко­атль. Судя по тек­сту стра­ницы, можно пред­по­ло­жить, что грибы, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ные боги­ней, Кецаль­ко­атль полу­чил от чело­ве­че­ского нау­аля (двой­ника) царя ньюу – самых древ­них из миш­тек­ских божеств, кото­рые живут в камне, горе, пещере, овраге, реке и пр. На цере­мо­нии Кецаль­ко­атль пере­дает грибы исто­ри­че­скому лицу – миш­тек­скому пра­ви­телю, кото­рого зовут 7 Цве­ток, Крокодил.

image015На стра­нице 24 также есть изоб­ра­же­ние гри­бов в составе ветви (вер­хушки) Древа Тамо­ан­чана (Тла­ло­кана). Ее как жезл дер­жит в руке гос­по­дин 7 Ветер, Дву­гла­вый Орел, кото­рый стоит на поверх­но­сти мира под­зем­ных вод. Туда он отправ­лялся за бла­го­сло­ве­нием его богов и в первую оче­редь Тла­лока – Бога воды, дождя и пло­до­ро­дия, покро­ви­теля миш­те­ков. Гриб­ная ветвь, видимо, была им полу­чена вме­сте с благословением.

По ито­гам иссле­до­ва­ния Вен­ского мек­си­кан­ского кодекса сле­до­вало бы заклю­чить, что в ацтек­скую эпоху только у миш­те­ков суще­ство­вал культ гри­бов и он был дей­стви­тельно развитым.

Однако дру­гие книги Миш­тек­ской группы не содер­жат реа­ли­стич­ных изоб­ра­же­ний гри­бов. Более того на их стра­ни­цах прак­ти­че­ски не встре­ча­ются даже изоб­ра­же­ния, похо­жие на грибы.

Исклю­че­ние состав­ляет Кодекс Зуш-Наттолл. В нем мы нахо­дим рисунки, кото­рые с раз­ной долей уве­рен­но­сти можно трак­то­вать как грибы или их шляпки. Однако боль­шин­ство состав­лен­ных с их помо­щью идео­грамм имеет двой­ную сим­во­лику. При этом идео­граммы, кото­рые были бы посвя­щены грибу как боже­ству и рас­кры­вали бы прак­тики покло­не­ния ему, в доку­менте отсутствуют.

image031В Кодексе Зуш-Наттолл грибы изоб­ра­жены в основ­ном в составе цере­мо­ни­аль­ных жез­лов пред­ста­ви­те­лей миш­тек­ских дина­стий, исто­рии кото­рых запи­саны на стра­ни­цах его аверса. Наряду с цве­точ­ными жез­лами они явля­ются сим­во­лами высо­кого соци­аль­ного ранга пер­со­на­жей, кото­рые дер­жат их в руках во время раз­лич­ных цере­мо­ний, таких, как шествия и сва­дьбы. Гриб­ные жезлы также гово­рят о при­над­леж­но­сти знат­ной пер­соны к той части жре­че­ства, кото­рая слу­жила покро­ви­те­лям миш­те­ков – богам дождя и, в част­но­сти, Тла­локу. Рисунки гри­бов в составе жез­лов не столь реа­ли­стичны, как в Вен­ском кодексе. Они пред­став­лены только их шляп­ками (круг­лыми, а чаще всего кону­со­вид­ными), наде­тыми на «пальцы» листьев пальмы, из кото­рых сде­ланы сами жезлы. Судя по тому, что в состав неко­то­рых жез­лов вхо­дит порт­бу­кет, можно пред­по­ло­жить, что за основу их изоб­ра­же­ния были взяты реаль­ные жезлы знати.

image040Фото 2[3].  Жрецы, совер­ша­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ние в пещере долины Апо­алы. Стра­ница 37, фраг­мент. Кодекс Зуш–Натолл (Codex Zouche-Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип доку­мента: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Мате­ри­алы: оле­нья кожа, краска. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 см. Куль­тура: миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Фак­си­миль­ное изда­ние изда­тель­ского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Бри­тан­ский музей

Гриб­ные жезлы на аверсе Кодекса Зуш-Наттолл высту­пают также атри­бу­тами про­фес­си­о­наль­ных, чер­ных жре­цов, кото­рые совер­шают риту­алы пока­я­ния и в том числе кро­во­пус­ка­ния в свя­щен­ной долине Апо­алы (фото 2). Это поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что грибы упо­треб­ля­лись в ходе риту­а­лов кро­во­пус­ка­ния. Однако более вес­кие под­твер­жде­ния подоб­ного исполь­зо­ва­ния (или не исполь­зо­ва­ния) гри­бов в кодексе отсут­ствуют, воз­можно, потому, что он посвя­щен не жре­че­ским прак­ти­кам, а исто­рии династий.

Паль­мо­вые листья, из кото­рых изго­тав­ли­ва­лась основа гриб­ных жез­лов, свя­зы­вают грибы со свя­щен­ным Дре­вом Апо­алы, кото­рое авто­рами Кодекса Зуш-Наттолл, мыс­лится как пальма. В то же время в Кодексе Бор­джиа и Кодексе Фейервари-Майера грибы свя­заны с Дре­вом Тамоанчана.

На стра­ни­цах реверса Кодекса Зуш-Наттолл, посвя­щен­ной жизни царя 8 Олень, Когтя Ягу­ара, гриб­ные жезлы не встре­ча­ются. Из этого сле­дует, что в городе Тилантонго в XIV в., где и когда была запи­сана исто­рия царя 8 Олень, Когтя Ягу­ара, гриб­ные жезлы у знати были не в ходу. Отсут­ствуют гриб­ные жезлы и в Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе, кото­рый также был, по одной из вер­сий, создан в XIV в. в Тилантонго. С уче­том пере­чис­лен­ных фак­тов можно пред­по­ло­жить, что гриб­ные жезлы у пра­ви­те­лей и знати Тилантонго в XIV в. не исполь­зо­ва­лись и вошли в моду у ноблей Тео­ца­ку­алько в начале XV в., где и когда был изго­тов­лен аверс Кодекса Зуш-Наттолл.

image011Между тем на реверсе Кодекса Зуш-Наттолл есть изоб­ра­же­ние тре­тьего вида гриба в допол­не­ние к рисун­кам гри­бов с круг­лой и кони­че­ской шляп­ками на стра­ни­цах аверса. Грибы тре­тьего вида имеют оваль­ную шляпку и отно­си­тельно длин­ную ножку. При этом важно, что они пока­заны не в составе жезла или ветви свя­щен­ного древа, а изоб­ра­жены рас­ту­щими на Белой горе рядом с древом.

image013Чет­вер­тый вид гриба, кото­рый при­сут­ствует на стра­ни­цах Вен­ского кодекса и Кодекса Зуш-Наттолл, похож на нашу вой­лоч­ную сви­нушку, у кото­рой край шляпки закру­чи­ва­ется внутрь, а в ее цен­тре име­ется углуб­ле­ние. Он нари­со­ван как пара зер­кально отра­жен­ных завит­ков. Такие завитки вхо­дят в состав глифа горы и изоб­ра­жа­ются по ее кон­туру в обоих кодек­сах. Кроме того, они окайм­ляют долину Апо­алы в Кодексе Зуш-Наттолл. Несмотря на то, что два зер­кально отра­жен­ных завитка почти нико­гда не сли­ва­ются друг с дру­гом в одно целое, они очень похожи на грибы, как будто бы рас­ту­щие на скло­нах гор и на земле долины Апо­алы. Кажется, что гри­бами покрыт и ствол нари­со­ван­ного на реверсе кодекса Зуш-Наттолл Гово­ря­щего Дерева, кото­рое воз­вы­ша­ется на вер­шине одно­имен­ной горы. Судя по голове змея в его осно­ва­нии, оно явля­ется Дре­вом Тамо­ан­чана, с кото­рым грибы свя­заны в кодек­сах Группы Бор­джиа. Вме­сте с тем в Кодексе Зуш-Наттолл и Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе есть при­меры исполь­зо­ва­ния мотива двой­ного завитка, кото­рые мешают при­знать в нем гриб. Среди них два при­мера, содер­жа­щихся в Кодексе Зуш-Наттолл, явля­ются наи­бо­лее убе­ди­тель­ными. Здесь двой­ные завитки раз­ме­щены по краю туч, кото­рые окру­жают небес­ных поло­са­тых вои­нов. Кроме того, они изоб­ра­жены на коле­нях, лок­тях и голове Людей Камня.

 image057Группа Бор­джиа

image015В Группе Бор­джиа гриб­ные изоб­ра­же­ния есть только на стра­ни­цах трех книг: Кодекса Бор­джиа, Кодекса Фейервари-Майера и Вати­кан­ского кодекса-В. При этом все они отно­сятся к кате­го­рии изоб­ра­же­ний, похо­жих на грибы. В Кодексе Фейервари-Майера встре­ча­ется наи­боль­шее коли­че­ство таких изоб­ра­же­ний. Все гриб­ные фигуры здесь имеют круг­лые шляпки и состав­ляют глиф из трех гри­бов. Он изоб­ра­жа­ется в каче­стве вер­хушки Древа Тамо­ан­чана на самом древе, а также отдельно от него – в руках пер­со­нажа или рядом с ним как сим­вол пока­я­ния и кро­во­пус­ка­ния. В свете изу­че­ния аверса Кодекса Зуш-Наттолл пучок из трех гри­бов в руках пер­со­нажа вос­при­ни­ма­ется как гриб­ной жезл. Вати­кан­ский кодекс-В содер­жит всего одно изоб­ра­же­ние гри­бов, кото­рое иден­тично глифу из трех гри­бов Кодекса Фейервари-Майера. Глиф исполь­зу­ется в составе идео­граммы поста, будучи пока­зан в виде вер­хушки Древа Тамо­ан­чана (гриб­ного жезла) в руках жреца (см. фото 3). В Кодексе Бор­джиа грибы изоб­ра­жены только как вытя­ну­тые ост­ро­ко­неч­ные листья Древа Тамо­ан­чана и его вер­хушки в руках жреца, совер­ша­ю­щего покаяние.

image017Таким обра­зом, сле­дует кон­ста­ти­ро­вать сле­ду­ю­щее. Изоб­ра­же­ния, похо­жие на грибы как с круг­лой, так и с вытя­ну­той ост­ро­ко­неч­ной шляп­кой, в кодек­сах Группы Бор­джиа в основ­ном свя­заны с Дре­вом Тамо­ан­чана. Можно было бы пред­по­ло­жить, что худож­ники согласно мифу, кото­рый они запи­сы­вали, должны были пред­ста­вить их как листья свя­щен­ного древа. Соот­вет­ственно в рисунке они сов­ме­стили образ гриба и образ листа. И сде­лали это весьма убе­ди­тельно. С одной сто­роны, мы пони­маем, что ни грибы, ни листья на дереве так не рас­тут, а с дру­гой – мы не можем трак­то­вать их как что-либо дру­гое, напри­мер, как цветы или плоды. Связь гри­бов с Дре­вом Тамо­ан­чана делает их священными.

Слож­ную сим­во­лику имеет и само Древо Тамо­ан­чана – «Дома нис­хож­де­ния, Дома рож­де­ния». Оно одно­вре­менно явля­ется змеем – вме­сти­ли­щем крови. Змей-древо обычно пока­зан как бы при­не­сен­ным в жертву – рас­се­чен­ным пол­но­стью или частично с кро­вью, исхо­дя­щей из его ран. Это дает осно­ва­ния трак­то­вать древо, рас­ту­щее в Тамо­ан­чане, как сим­вол жерт­во­при­но­ше­ния крови, кото­рое чело­век обя­зан совер­шать в ответ на жертвы богов, при­не­сен­ные ими для того, чтобы ожи­вить Солнце и людей. На стра­ни­цах Кодекса Фейервари-Майера и Бур­бон­ского кодекса древо изоб­ра­жено с воткну­тыми в его сруб уицтли, что напря­мую свя­зы­вает древо с жерт­во­при­но­ше­нием крови.

image019Между тем в Кодексе Фейервари-Майера Древо Тамо­ан­чана в изоб­ра­зи­тель­ном плане заметно отли­ча­ется от того, что пред­став­лено в Кодексе Бор­джиа. На одной из ста­ниц оно нари­со­вано в виде двух пере­пле­та­ю­щихся тел змея и весьма напо­ми­нает мотив из пере­пле­та­ю­щихся змей, выши­тый на дошед­ших до нас фраг­мен­тах тка­ней Пара­каса. Иссле­до­ва­ние пока­зало, что эти мотивы изоб­ра­жают двой­ную спи­раль ДНК и рас­ска­зы­вают о сотво­ре­нии чело­века и дру­гих существ богами Пара­каса. (Подроб­нее см.: I.2.3.3.1.3. Змее­по­доб­ные сущ­но­сти, или цепи ДНК.) Как двой­ная спи­раль, свя­щен­ное древо – источ­ник жизни – пред­став­лено также на рос­пи­сях стен Дворца Тепан­титлы в Тео­ти­уа­кане. Оно явля­ется цен­тром двух ком­по­зи­ций, посвя­щен­ных Тла­ло­кану (Тамо­ан­чану). (Подроб­нее см.: 3. Грибы настен­ных рос­пи­сей Тео­ти­уа­кана.) Кроме того, Кодекс Фейервари-Майера содер­жит изоб­ра­же­ние Древа Тамо­ан­чана, име­ю­щего черты кактуса.

image021Ветвь (вер­хушка) древа Тамо­ан­чана, изоб­ра­жен­ная рядом с пер­со­на­жем или в его руках, в кодек­сах Группы Бор­джиа явля­ется сим­во­лом пока­я­ния (поста) и жерт­во­при­но­ше­ния крови, кото­рые тот совер­шает или наме­рен совер­шить. В Кодексе Фейервари-Майера и в Вати­кан­ском кодексе-В она имеет вид гриб­ного жезла, схо­жего с тем, что пока­зан в Кодексе Зуш-Наттолл в руках пред­ста­ви­те­лей миш­тек­ских дина­стий. Неко­то­рое сход­ство с жез­лом у вер­хушки (ветви) Древа Тамо­ан­чан отме­ча­ется и в Кодексе Бор­джиа, в кото­ром осо­бенно четко выра­жена ее связь с жерт­во­при­но­ше­нием крови. Из ска­зан­ного можно было бы заклю­чить, что грибы упо­треб­ля­лись жре­цами и зна­тью в ходе этих риту­а­лов. Однако пря­мых дока­за­тельств того, что грибы или пре­па­раты из них исполь­зо­ва­лись во время риту­а­лов кро­во­пус­ка­ния или жерт­во­при­но­ше­ния жизни, пик­то­гра­фи­че­ские тек­сты кодек­сов не содер­жат. Напро­тив, в них име­ются сви­де­тель­ства обратного.

image023Так, изоб­ра­же­ние гриба, в отли­чие от изоб­ра­же­ния цветка, нико­гда не вхо­дит в два самых рас­про­стра­нен­ных глифа жерт­во­при­но­ше­ния крови, кото­рые пред­став­лены 1) парой пер­фо­ра­то­ров для кро­во­пус­ка­ния и 2) куа­у­ши­калли. В кодек­сах Группы Бор­джиа пер­фо­ра­торы для кро­во­пус­ка­ния чаще всего изоб­ра­жа­ются без каких-либо допол­не­ний. А если они и допол­ня­ются какими-либо зна­ками (сло­вами), то в первую оче­редь им ока­зы­ва­ется знак цветка, к кото­рому при­со­еди­нен чаще всего знак дра­го­цен­но­сти (кру­жок). Среди при­ме­ров, под­твер­жда­ю­щих ска­зан­ное, выде­ля­ется идео­грамма поста в Вати­кан­ском кодексе-В, кото­рый был изго­тов­лен пред­по­ло­жи­тельно в Чолуле. На ней постя­щийся жрец, изоб­ра­жен­ный, заметьте, с гриб­ным жез­лом в одной руке, в дру­гой руке дер­жит уицтли, укра­шен­ные дра­го­цен­ным цвет­ком (фото 3).

image059Фото 3[4]. Богиня огня Чан­тико – покро­ви­тель­ница 18-й тресены тона­ла­матля. Стра­ница 66. Вати­кан­ский кодекс-В (Codex Vaticanus 3773 B). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Vat.lat.3773. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Объем 49 листов. Язык: нау­атль. Мате­риал: кожа. Место про­ис­хож­де­ния: регион Чолула, штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Соче­та­ние знака цветка со зна­ком дра­го­цен­но­сти чита­ется как «дра­го­цен­ный цве­ток» и исполь­зу­ется в текстах как опре­де­ле­ние для собы­тия, дей­ствия или пред­мета. Осо­бенно отчет­ливо тема дра­го­цен­ного цветка про­сле­жи­ва­ется в Кодексе Бор­джиа. На его стра­ни­цах знак дра­го­цен­но­сти может быть окра­шен в цвета золота и неф­рита, кото­рые ассо­ци­и­ру­ются с Солн­цем. В резуль­тате цве­ток ста­но­вится не только дра­го­цен­ным, но еще и боже­ствен­ным. Соот­вет­ственно идео­граммы, в кото­рые он вклю­чен, допол­ня­ются опре­де­ле­нием «цве­точ­ный», т.е. «дра­го­цен­ный и божественный».

image027В Кодексе Бор­джиа знак дра­го­цен­ного цветка чаще всего при­сут­ствует на идео­грам­мах, свя­зан­ных с темами свя­щен­ной войны, риту­аль­ных сра­же­ний, жерт­во­при­но­ше­ния крови, как смер­тель­ного, так и не смер­тель­ного. Кроме того, он вхо­дит в состав неко­то­рых идео­грамм, посвя­щен­ных пульке (октли), кото­рые были созданы на основе глифа окте­ко­матля (сосуда с пульке). С помо­щью этих идео­грамм в кодексе рас­кры­ва­ется зна­че­ние пульке как цере­мо­ни­аль­ного напитка, упо­треб­ле­ние кото­рого сопро­вож­дает неле­таль­ное жерт­во­при­но­ше­ние крови и жерт­во­при­но­ше­ние крови вме­сте с жиз­нью, а также само­со­жже­ние и свя­щен­ную войну как ритуал. А знаки дра­го­цен­ного цветка на идео­грам­мах с пульке гово­рят не только о боже­ствен­но­сти этого напитка, но и о том, что он мог быть настоян на свя­щен­ных цве­тах и их семенах.

Таким обра­зом, кодекс Бор­джиа сви­де­тель­ствует о том, что покло­не­ние гри­бам с их исполь­зо­ва­нием в риту­аль­ных прак­ти­ках жре­цами выс­шего уровня не было харак­терно для цен­тра импе­рии. Офи­ци­аль­ной рели­гии было при­суще покло­не­ние дра­го­цен­ным цве­там, а также магею (агаве), из кото­рого делался пульке, и самому пульке.

Резуль­таты иссле­до­ва­ния кодек­сов Группы Бор­джиа под­твер­ждают пред­по­ло­же­ние о том, что месо­аме­ри­канцы в эпоху ацте­ков покло­ня­лись свя­щен­ным цве­там и исполь­зо­вали их в том или ином каче­стве в своих цере­мо­ниях. Осо­бенно выра­жен­ным это покло­не­ние было в Мек­си­кан­ской долине. В ней рас­по­ла­га­лось ядро ацтек­ской импе­рии – город Тено­чтит­лан и его союз­ники – города Тла­ко­пан и Тес­коко. В этих горо­дах пра­ви­тели и вель­можи окру­жали свои дворцы садами, где росли души­стые цветы. Они исполь­зо­вали букеты как сим­вол знат­но­сти и бла­го­род­ства сво­его рода, держа их в руках во время раз­лич­ных цере­мо­ний, и даже имели их при себе, всту­пая в цве­точ­ные сра­же­ния.

image029Покло­не­ние цве­там суще­ство­вало также среди знати горо­дов долины Пуэблы – Тлаш­калы, Уэшот­цинко и Чолулы. Об этом, в част­но­сти, сви­де­тель­ствует пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент исто­ри­че­ского харак­тера «Полотно из Тлаш­калы», нари­со­ван­ный тлаш­каль­те­ками уже после кон­ки­сты – в 1560 г. В верх­ней его части изоб­ра­жены пред­ста­ви­тели бла­го­род­ных родов Тлаш­калы. Все они дер­жат в руках цве­точ­ные букеты как знак сво­его высо­кого ранга. А на одной из мини­а­тюр кодекса в доспех знат­ного тлаш­каль­тек­ского воина вхо­дит штан­дарт, кото­рый состав­лен из цве­точ­ных моти­вов, укра­шен­ных перьями. Между тем у ацте­ков цве­точ­ных штан­дар­тов, судя по Кодексу Мен­досы, не было. (Подроб­нее см.: 1.2.9.2. Зна­че­ние тер­мина «цве­точ­ная война».) Исполь­зо­ва­ние цве­точ­ных жез­лов наряду с жез­лами гриб­ными отме­ча­ется также у пред­ста­ви­те­лей миш­тек­ских дина­стий в Кодексе Зуш-Наттолл и гово­рит о том, что миш­теки тоже покло­ня­лись цветам.

В то же время при­сут­ствие фигур, схо­жих с гри­бами, на изоб­ра­же­ниях древа Тамо­ан­чана и его ветки (вер­хушки) в руках жре­цов не поз­во­ляет пол­но­стью отри­цать того, что покло­не­ние гри­бам было чуждо соста­ви­те­лям Кодексу Бор­джиа, Кодексу Фейервари-Майера и Вати­кан­ского кодекса-В. Ведь они пред­по­ло­жи­тельно про­ис­хо­дили из городов-государств (коро­левств) долины Пуэблы, насе­лен­ной толь­те­ками и чичи­ме­ками. По дан­ным Джона Пола, они под­дер­жи­вали свое един­ство бла­го­даря пре­дан­но­сти боль­шому палом­ни­че­скому храму в городе Чолуле. Он был посвя­щен их богу-покровителю Кецаль­ко­атлю. Между коро­лев­ствами долины Пуэблы и цар­ствами миш­те­ков суще­ство­вали тор­го­вые и семей­ные связи. Послед­ние воз­ни­кали вслед­ствие дина­сти­че­ских бра­ков[5]. А зна­чит, в долину попа­дали сами носи­тели куль­туры миш­те­ков, кото­рые пере­да­вали свои тра­ди­ции потом­кам, ока­зы­вая еще более выра­жен­ное вли­я­ние на куль­туру долины Пуэблы. Соот­вет­ственно эле­менты гриб­ного культа, кото­рые мы нахо­дим в ее кодек­сах, также могут быть резуль­та­том этого влияния.

 image057Бур­бон­ский кодекс

Бур­бон­ский кодекс, как мне пред­став­ля­лось, дол­жен был выра­жать рели­ги­оз­ную идео­ло­гию Мешико-Теночтитлана. Об этом гово­рило сле­ду­ю­щее. Во-первых, кодекс фор­мально не вхо­дит в Группу Бор­джиа. Во-вторых, он содер­жит харак­тер­ное для рели­ги­оз­ной идео­ло­гии Мек­си­кан­ской долины изоб­ра­же­ние древа Тамо­ан­чана, на кото­ром рас­тут не листья-грибы, как в кодек­сах Группы Бор­джиа, а цветы. В-третьих, в Бур­бон­ском кодексе име­ется подроб­ное опи­са­ние празд­ника Нового Огня, сде­лан­ное в пол­ном соот­вет­ствии с обы­ча­ями его про­ве­де­ния в Теночтитлане.

image013Однако вни­ма­тель­ное изу­че­ние доку­мента пока­зало при­сут­ствие в нем оче­вид­ного вли­я­ния миш­тек­ских рели­ги­оз­ных и изоб­ра­зи­тель­ных тра­ди­ций. Так, напри­мер, в Бур­бон­ском кодексе пер­со­наж, совер­ша­ю­щий ритуал кро­во­пус­ка­ния в храме, дер­жит в руке жезл из листа пальмы. Жезлы такой кон­струк­ции при­сут­ствуют только в Кодексе Зуш-Наттолл, где они явля­ются сим­во­лом высо­кого ранга пред­ста­ви­те­лей миш­тек­ских династий.

image033А глав­ное – на стра­ни­цах Бур­бон­ского кодекса встре­ча­ется доволь­ного много изоб­ра­же­ний, похо­жих на грибы. На них грибы пред­став­лены двумя или, воз­можно, даже тремя видами. Для изоб­ра­же­ния одного из них при­ме­ня­ется шаб­лон двой­ного зер­кально отра­жен­ного завитка, исполь­зу­е­мый в миш­тек­ских кни­гах – Кодексе Зуш-Наттолл и Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе. При­ме­не­ние мотива двой­ного завитка в неко­то­рых кон­текстах этих кодек­сов застав­ляет сомне­ваться в том, что он сим­во­ли­зи­рует гриб, но и не дает пол­ной уве­рен­но­сти в обрат­ном. Между тем в Бур­бон­ском кодексе рисунки на основе этого шаб­лона гораздо больше похожи на грибы с закру­чи­ва­ю­щимся внутрь краем шляпки, нежели в миш­тек­ских кодек­сах. image001Фигуры в виде таких гри­бов вхо­дят даже в изоб­ра­же­ние дра­го­цен­ного цветка, в том числе и тех цве­тов, кото­рые покры­вают Древо Тамо­ан­чана. Подоб­ный прием изоб­ра­же­ния гри­бов в составе цветка исполь­зу­ется в рез­ных орна­мен­тах ста­туи Шочи­пилли из Тлаль­ма­налько. Грибы-лепестки на них также выпол­нены в миш­тек­ском стиле – с исполь­зо­ва­нием завит­ков. Между тем мотив завитка был широко рас­про­стра­нен в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве куль­тур майя и Вера­круса, где при­ме­нялся для созда­ния раз­лич­ных обра­зов сим­во­ли­че­ского характера.

image023Фото 4[6]. Круп­ный план мини­а­тюры с изоб­ра­же­нием Шолотля, Бога Закат­ного Солнца, и Тлаль­те­кутли (Пер­на­того змея), гло­та­ю­щей Солнце. Лист 16, фраг­мент. Бур­бон­ский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Ману­скрипт на листе амат­ной бумаги дли­ной 14,2 м. Язык: нау­атль и добав­лен­ные позд­нее глоссы на кастиль­ском. Автор неиз­ве­стен. Куль­тура ацте­ков. Время и место созда­ния: 10 – 20-е гг. XVI в. (неза­долго до или сразу после кон­ки­сты); Мек­сика. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Биб­лио­тека Наци­о­наль­ного собра­ния, Париж, Франция

Наи­боль­шую цен­ность в плане изу­че­ния места гриба в рели­ги­оз­ных воз­зре­ниях месо­аме­ри­кан­цев пред­став­ляет пик­то­гра­фи­че­ский текст боль­шой мини­а­тюры листа 16 Бур­бон­ского кодекса (фото 4). Он посвя­щен Шолотлю как хра­ни­телю Закат­ного Солнца во время его путе­ше­ствия по Под­зем­ному миру. Здесь раз­ре­зан­ный попо­лам гриб белого цвета нари­со­ван на голове боже­ства, а зна­чит, явля­ется его осно­во­по­ла­га­ю­щей харак­те­ри­сти­кой. Именно такие изоб­ра­зи­тель­ные сви­де­тель­ства были целью моих поис­ков в иссле­до­ва­нии месо­аме­ри­кан­ского культа гри­бов, кото­рое я про­вела для того, чтобы понять сим­во­лику туми и туми­об­раз­ных атри­бу­тов Моче и Сикана. Речь идет о пер­со­наже, кото­рый мек­си­кан­ские уче­ные Эду­ардо Матос Мок­те­сума и Лео­нардо Лопес Лухан иден­ти­фи­ци­руют с Боги­ней Земли Тлаль­те­кутли, погло­ща­ю­щей Закат­ное Солнце[7]. Однако подроб­ный раз­бор образа пер­со­нажа опре­де­ляет его, с моей точки зре­ния, как Пер­на­того змея и поз­во­ляет свя­зать его с Пер­на­тым змеем, изоб­ра­жен­ным на май­ян­ской пальме, у кото­рого на голове также поме­щен гриб, при­чем схо­жего вида (фото 5). (Подроб­нее см.: 1.3. Жерт­во­при­но­ше­ния и игра в мяч. 1.3.3.3. Сви­де­тель­ства кам­не­рез­ных изоб­ра­же­ний майя.)

image019Фото 5. Пальма, изоб­ра­жа­ю­щая сто­я­щую фигуру в глотке боль­шого змея с обра­зом лест­ницы как части верх­него нёба змея. Мате­риал: камень. Куль­тура: майя. Изоб­ра­же­ние № 3006. Доко­лум­бо­вое порт­фо­лио Архива фото­гра­фий Джа­стина Керра (Justin Kerr)[8]

 

image013image015image017



[7] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl // Arqueología Mexicana. № 83. 2007 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM083.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>