Кодекс Зуш-Наттолл, окончание

КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

4.2. Грибы в доис­пан­ских пик­то­гра­фи­че­ских кодек­сах
4.2.2. Миш­тек­ская группа
Кодекс Зуш-Наттолл, окон­ча­ние

image001

image057Реверс

На реверсе Кодекса Зуш-Наттолл, кото­рый был создан на сто лет раньше аверса, я не обна­ру­жила ни одного изоб­ра­же­ния гриб­ных жез­лов. Напомню, что на реверсе запи­сана жизнь миш­тек­ского царя по имени 8 Олень, Коготь Ягу­ара, кото­рый пра­вил Тилантонго и боль­шой частью Миштеки.

image009Фото 1. Бра­ко­со­че­та­ние гос­пожи 3 Кре­мень (дочери) и гос­по­дина 12 Ветер, Глаза, Кото­рый Дымит. Раз­во­рот стра­ниц 20 и 19 аверса

Для пик­то­гра­фи­че­ского тек­ста реверса в срав­не­нии с тек­стом аверса харак­те­рен гораздо более про­стой язык. Его авторы в основ­ном сосре­до­то­чи­лись на изло­же­нии собы­тий жизни гос­по­дина 8 Олень, Когтя Ягу­ара, и, видимо, не сочли нуж­ным обос­но­вы­вать поступки этого успеш­ного заво­е­ва­теля и его право на цар­ство­ва­ние с помо­щью мифов и их сим­во­лики. Они исполь­зуют для каж­дого эпи­зода неболь­шие идео­граммы, раз­де­лен­ные между собой вер­ти­каль­ными лини­ями. В отли­чие от масте­ров, создав­ших реверс, худож­ники аверса не создают мно­го­слож­ных тек­стов, как, напри­мер, кар­тина бра­ко­со­че­та­ния гос­пожи 3 Кре­мень (дочери) и гос­по­дина 12 Ветер, Глаза, Кото­рый Дымит (фото 1), кото­рая напол­нена глу­бо­ким сим­во­ли­че­ским смыс­лом. В руках пер­со­на­жей реверса, как пра­вило, мы не уви­дим не только гриб­ных, но и каких-либо дру­гих жез­лов, только ору­жие. А чаще всего они изоб­ра­жа­ются с пустыми руками, кото­рыми жести­ку­ли­руют или дер­жат скре­щен­ными на груди. Исклю­че­ние состав­ляют стра­ницы 55 – 57 (у Ф. Андерса – 50 – 52), кото­рые посвя­щены палом­ни­че­ству гос­по­дина 8 Олень, Когтя Ягу­ара, по свя­щен­ным местам.

image049Фото 2[1]. Стра­ница 55

На стра­нице 55 (фото 2) изоб­ра­жено начало этого палом­ни­че­ства, когда в год 7 Дом (1097 г.) «гос­по­дин 8 Олень, Коготь Ягу­ара, в каче­стве Огнен­ного Змея и Носи­теля Рако­вины [огнен­ного шара и жреца–нау­аля, как назы­вал его народ] (9), пошел совер­шать рели­ги­оз­ное покло­не­ние с паль­мо­выми листьями и при­но­ше­нием из бусин неф­рита». В Храме Неба (4) на Скале Птицы (5), гос­по­дин 8 Олень, Коготь Ягу­ара (6), «посвя­тил стрелы своих заво­е­ва­ний богам и пожерт­во­вал оле­ней». Затем он посе­тил Гору Царя (7) и Гору Ягу­ара (8). «Его при­няли и при­несли ему клятву вер­но­сти гос­по­дин Ягуар, Кото­рый Пьет Кровь (1), и гос­по­дин Стрела (2), оде­тые как жрецы, кото­рые под­несли ему пере­пелку на розетке и пред­ло­жили ему огонь с факе­лом, в день 1 Яще­рица, в пер­вый день кален­даря, перед Хра­мом Смерти (3), кото­рый сим­во­ли­зи­рует юг миш­тек­ского реги­она». Гос­по­дин 8 Олень (9) и гос­по­дин Ягуар (1), испол­ня­ю­щий функ­ции жреца, дер­жат паль­мо­вый лист. Он напо­ми­нает паль­мо­вый жезл, кото­рый при­сут­ствует на стра­ни­цах аверса, а на стра­ни­цах реверса больше нигде не появляется.

Пред­мет, кото­рый нахо­дится в руке у гос­по­дина 8 Олень, Когтя Ягу­ара (6), в сцене жерт­во­при­но­ше­ния оленя, пред­став­ляет собой не гриб­ной жезл с круг­лыми шляп­ками, как может пока­заться, а пучок стрел. Между тем по кон­туру свя­щен­ных гор (5, 7, 8) на стра­нице 55, как и на стра­ни­цах аверса, изоб­ра­жены пары зер­кально отра­жен­ных завит­ков, кото­рые ассо­ци­и­ру­ются с рас­ту­щими на скло­нах этих гор грибами.

image051Фото 3[2]. Стра­ница 56

Стра­ница 56 (фото 3) про­дол­жает рас­сказ о палом­ни­че­стве гос­по­дина 8 Олень, Когтя Ягу­ара (4). В сопро­вож­де­нии сво­его стар­шего брата – гос­по­дина 12 Дви­же­ние, Кро­ва­вого Ягу­ара (5), он посе­тил богиню – гос­пожу 9 Трост­ник, Ту у Кото­рой Волосы Спле­тены со Зме­ями, Ту, у Кото­рой Юбка из Крем­не­вых Ножей (1), вос­се­да­ю­щую на Горе Крови (2). Затем бра­тья отпра­ви­лись к Реке Негла­зу­ро­ван­ного Гор­шочка (6), Горе Рыбы (7), Горе Гово­ря­щего Дерева (8) и Горе Мно­го­цвет­ного Кольца (9). На сле­ду­ю­щий день гос­по­дин 8 Олень, Коготь Ягу­ара (10), вос­сел на камне на Тем­ной Скале (11).

На стра­нице 56, как и на преды­ду­щей стра­нице, склоны почти всех свя­щен­ных гор (а Миш­тека – это гор­ная страна) покрыты золо­тыми гри­бами. И только на верх­ней части Тем­ной Скалы (11) рас­тут грибы белого цвета. Исклю­че­ние состав­ляет Гора Крови (2), на скло­нах кото­рой грибы не рас­тут. По ним сте­кают потоки дра­го­цен­ной крови. Изу­че­ние дру­гих стра­ниц аверса пока­зы­вает, что почти все глифы гор вклю­чают в себя двой­ной зер­кально отра­жен­ный зави­ток, кото­рый пред­став­ля­ется нам свя­щен­ным грибом.

При­ме­ча­тельно, что Гово­ря­щее Дерево (8) на стра­нице 56 изоб­ра­жено как древо Тамо­ан­чана – с голо­вой в виде Змея в осно­ва­нии, и на его стволе тоже рас­тут золо­тые грибы. Однако гриб­ные жезлы с круг­лыми шляп­ками в руках гос­по­дина 8 Олень (4) и его брата (5) здесь, как и на стра­нице 55, ока­зы­ва­ются пуч­ками стрел.

image053Фото 4[3]. Стра­ница 54

Осо­бый инте­рес пред­став­ляет гора (6), изоб­ра­жен­ная на стра­нице 54 (стра­ница 49 – у Ф. Андерса) – фото 4. К сожа­ле­нию, ком­мен­та­рий к этой стра­нице в книге Ф. Андерса отсут­ствует. Видимо, так про­изо­шло по тех­ни­че­ским при­чи­нам, поскольку ее про­ри­совка с номе­рами изоб­ра­же­ний дана.

Из общего ком­мен­та­рия к стра­ни­цам 47 – 49 сле­дует, что на них пред­став­лены 18 мест, заво­е­ван­ных гос­по­ди­ном 8 Олень, Ког­тем Ягу­ара (10), в ходе воен­ной кам­па­нии. Зна­ком, пока­зы­ва­ю­щим, что то или иное место (город, сеньо­рия) заво­е­вано, слу­жит воткну­тая в его изоб­ра­же­ние стрела. Но глиф под № 6 не содер­жит знака заво­е­ва­ния, что поз­во­ляет отне­сти его к изоб­ра­же­нию свя­щен­ного места, рядом с кото­рым нахо­дится сеньо­рия, пока­зан­ная под № 5. Глифы под № 5 – 7 оста­лись белыми, не рас­кра­шен­ными и, может быть, не слу­чайно. Веро­ятно, они отно­сятся к местам, кото­рые нахо­дятся в Ниж­нем мире. На скло­нах Белой горы (назо­вем ее так) рас­тут грибы-завитки, харак­тер­ные для гор в целом, а на ее вер­шине – три гриба дру­гого вида – с оваль­ной шляп­кой на срав­ни­тельно длин­ной ножке. По форме они напо­ми­нают листья дерева, рас­ту­щего ниже, почти у осно­ва­ния Белой горы. Однако у листьев кон­чик заост­рен. А на что-либо еще то, что рас­тет на вер­шине горы, не похоже. Сле­до­ва­тельно, это – именно грибы. Четыре таких гриба, пла­вают в свя­щен­ном источ­нике под № 4. Здесь они, как и сам источ­ник, рас­кра­шены и имеют жел­тый (золо­той) цвет.

 

image057Таким обра­зом, из всех рас­смот­рен­ных месо­аме­ри­кан­ских пик­то­гра­фи­че­ских доку­мен­тов только в Вен­ском кодексе миш­те­ков на стра­ни­цах 23 и 24 пока­заны насто­я­щие грибы в своем при­род­ном виде. При этом они нари­со­ваны как тон­кий про­доль­ный срез пло­до­вого тела гриба и остав­лены не окра­шен­ными. На стра­нице 24 при­сут­ствует изоб­ра­же­ние Богини гри­бов, кото­рую несет на спине Кецаль­ко­атль. Пик­то­гра­фи­че­ский текст стра­ницы, согласно аме­ри­кан­скому антро­по­логу и архео­логу Питеру Фер­сту (Peter T. Furst), повест­вует о том, как Кецаль­ко­атль пода­рил грибы чело­ве­че­ству и уста­но­вил риту­аль­ное потреб­ле­ние свя­щен­ных гри­бов. В итоге сле­дует заклю­чить, что в эпоху ацте­ков лишь у миш­те­ков суще­ство­вал дей­стви­тельно раз­ви­тый культ гри­бов. Правда, дру­гие книги Миш­тек­ской группы, кроме Кодекса Зуш-Наттолл, изоб­ра­же­ний гри­бов не содер­жат. Исклю­че­ние состав­ляют крайне редко встре­ча­ю­щи­еся рисунки, кото­рые напо­ми­нают гриб­ные ветви (ветви древа Тамо­ан­чана с листьями-грибами), кото­рые нахо­дятся в руках персонажей.

Кодекс Зуш-Наттолл, также сви­де­тель­ствует о суще­ство­ва­нии у миш­те­ков культа гри­бов. Грибы в этой книге изоб­ра­жены в основ­ном в составе цере­мо­ни­аль­ных жез­лов пред­ста­ви­те­лей миш­тек­ских дина­стий, исто­рии кото­рых запи­саны на стра­ни­цах ее аверса. Они явля­ются сим­во­лами высо­кого соци­аль­ного ранга пер­со­на­жей и их при­над­леж­но­сти к той части жре­че­ства, кото­рая слу­жила покро­ви­те­лям миш­те­ков – богам дождя и, в част­но­сти, Тла­локу. Рисунки гри­бов в составе жез­лов не столь реа­ли­стичны, как в Вен­ском кодексе, и пред­став­лены только их шляп­ками, наде­тыми на «пальцы» листьев пальмы, из кото­рых сде­ланы сами жезлы. Однако срав­ни­тель­ный ана­лиз гли­фов свя­щен­ных рас­те­ний и дере­вьев, пред­став­лен­ных в кодексе, пока­зы­вает, что худож­ники на жез­лах изоб­ра­зили именно шляпки гри­бов, а не схо­жие по форме листья. В состав гриб­ных жез­лов вхо­дят обычно кону­со­вид­ные шляпки. Жез­лов с круг­лыми шляп­ками заметно меньше.

Гриб­ные жезлы на аверсе Кодекса Зуш-Наттолл высту­пают также атри­бу­тами про­фес­си­о­наль­ных, чер­ных жре­цов, кото­рые, согласно Ф. Андерсу, «совер­шают само­по­жерт­во­ва­ние, пока­я­ние» в долине Апо­алы. Это поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что грибы упо­треб­ля­лись в ходе риту­а­лов кро­во­пус­ка­ния. Однако более вес­кие под­твер­жде­ния подоб­ного исполь­зо­ва­ния (или не исполь­зо­ва­ния) гри­бов в кодексе отсут­ствуют, поскольку он посвя­щен не жре­че­ским прак­ти­кам, а исто­рии дина­стий. Вме­сте с тем листья пальмы, из кото­рых изго­тав­ли­ва­лась основа гриб­ных жез­лов, свя­зы­вают грибы со свя­щен­ным Дре­вом Апо­алы, кото­рое мыс­лится паль­мой, а не с Дре­вом Тамо­ан­чана, как в Кодексе Бор­джиа и Кодексе Фейервари-Майера.

image055Фото 5[4]. Стра­ница 21. Фак­си­миле Вен­ского мек­си­кан­ского кодекса-1. Музей­ные № Am2006,Drg.226. Раз­меры: высота 22,6 см, длина 1316 см. Мате­риал: бумага. Рисунки: Аго­стино Аглио (Agostino Aglio). Время и место созда­ния ори­ги­нала: 1500 г., Мек­сика. Время и место созда­ния фак­си­миле: 1825 – 1831 гг., Вена, Австрия, по заказу лорда Кингсборо. Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия

image057На стра­ни­цах реверса Кодекса Зуш-Наттолл, посвя­щен­ной жизни царя 8 Олень, гриб­ные жезлы, как и жезлы из рас­те­ний, не встре­ча­ются. Таким обра­зом, можно кон­ста­ти­ро­вать, что в городе Тилантонго в XIV в., где и когда была запи­сана исто­рия царя 8 Олень, Когтя Ягу­ара, гриб­ные жезлы у знати были не в ходу. Отсут­ствуют гриб­ные жезлы и в Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе, кото­рый также был, по одной из вер­сий, создан в XIV в. в Тилантонго. Правда, жезл с тремя паль­цами листа пальмы, такой же, как на аверсе Кодекса Зуш-Наттолл, на его стра­ни­цах изредка появ­ля­ется. Его можно видеть, напри­мер, в руках у трех пер­со­на­жей, пока­зан­ных иду­щими в ниж­нем пра­вом углу стра­ницы 21 (фото 5). А в руке у гос­по­дина 2 Собака (край­ний справа во вто­ром ряду сверху) изоб­ра­жен жезл, состо­я­щий из веток (стеб­лей) трех раз­ных рас­те­ний и снаб­жен­ный белым флаж­ком, воз­можно, флаж­ком жерт­во­при­но­ше­ния. На стра­нице 12 такой жезл несет гос­по­дин 4 Дождь (фото слева). Судя по сумке с копа­лом и окро­вав­лен­ным ногам, он совер­шил жерт­во­при­но­ше­ние крови перед важ­ной рели­ги­оз­ной цере­мо­нией, на кото­рую он и отправ­ля­ется. Вер­хушка цен­траль­ного эле­мента этого жезла напо­ми­нает кони­че­скую шляпку гриба. Однако то, что она нахо­дится на крас­ном ство­лике с колюч­ками, ста­вит под сомне­ние ее при­над­леж­ность к гри­бам. С уче­том пере­чис­лен­ных фак­тов можно гово­рить о том, что, что гриб­ные жезлы у пра­ви­те­лей и знати Тилантонго в XIV в. не исполь­зо­ва­лись и вошли в моду у ноблей Тео­ца­ку­алько в начале XV в., где и когда был изго­тов­лен аверс Кодекса Зуш-Наттолл.

Между тем на реверсе Кодекса Зуш-Наттолл есть изоб­ра­же­ние тре­тьего вида гри­бов в допол­не­ние к изоб­ра­же­нию гри­бов с круг­лой и кони­че­ской шляп­ками на стра­ни­цах аверса. Грибы тре­тьего вида имеют оваль­ную шляпку и отно­си­тельно длин­ную ножку. При этом важно, что они пока­заны не в составе жезла или ветви свя­щен­ного древа, а изоб­ра­жены рас­ту­щими на Белой горе рядом с древом.

Гипо­тезу о суще­ство­ва­нии чет­вер­того вида гри­бов, пред­став­лен­ных как двой­ные зер­кально отра­жен­ные завитки, нельзя счи­тать дока­зан­ной. Завитки вхо­дят в состав глифа горы и изоб­ра­жа­ются по ее кон­туру в Кодексе Зуш-Наттолл и в Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе. Кроме того, двой­ные завитки окайм­ляют долину Апо­алы в Кодексе Зуш-Наттолл. Несмотря на то, что два зер­кально отра­жен­ных завитка почти нико­гда не сли­ва­ются друг с дру­гом в одно целое, они очень похожи на грибы, рас­ту­щие на скло­нах гор и на земле долины Апо­алы. Кажется, что гри­бами покрыт и ствол изоб­ра­жен­ного на реверсе кодекса Зуш-Наттолл Гово­ря­щего Дерева, кото­рое воз­вы­ша­ется на вер­шине одно­имен­ной горы. Судя по голове змея в его осно­ва­нии, оно явля­ется Дре­вом Тамо­ан­чана, с кото­рым грибы свя­заны в кодек­сах Группы Бор­джиа. Более всего двой­ные завитки мешает при­знать гри­бами их раз­ме­ще­ние по краю туч, кото­рые окру­жают небес­ных поло­са­тых вои­нов в Кодексе Зуш-Наттолл, а глав­ное – их изоб­ра­же­ние на коле­нях, лок­тях и голове Людей Камня в этом же кодексе.

 

image013image015image017

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>