Ицпапалотль

1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

Воин Утрен­ней звезды, окон­ча­ние

 image001Ицпа­па­лотль

image001Фото 1[1]. Ицпа­па­лотль. Лист 18v, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Mexicain 385. Тип доку­мента: ману­скрипт. Объем: 50 листов. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 21×30 см. Время и место созда­ния: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж

Ицпа­па­лотль, имя кото­рой обычно пере­во­дится как «Обси­ди­а­но­вая бабочка» (Itzpapalotl: itztli – обси­диан, камень, нож, papalotl – бабочка), при­нято счи­тать жен­ским боже­ством. Однако в испан­ских ком­мен­та­риях Кодекса Теллериано-Ременсис, сопро­вож­да­ю­щих изоб­ра­же­ние этого боже­ства в тона­ла­матле (фото 1), о нем гово­рится то в муж­ском, то в жен­ском роде. При­чем муж­скому роду отда­ется пред­по­чте­ние, как, напри­мер, в основ­ной харак­те­ри­стике пер­со­нажа, в кото­рой ска­зано: «Испа­па­лотль. Озна­чает «Нож Бабо­чек», и поэтому он закрыт ножами и кры­льями бабочки. Его рисуют с ногами орла, потому что гово­рят, что ино­гда он явля­ется им, но они видят только ноги, как у орла»[2].

Дума­ется, что трак­товка изоб­ра­же­ния Ицпа­па­лотль в Кодексе Теллериано-Ременсис как муж­ского боже­ства вполне оправ­дана, поскольку жен­ские боже­ства в этом доку­менте обычно носят длин­ные юбки, закры­ва­ю­щие ноги до сере­дины икры или до щико­лотки. Здесь же ноги пер­со­нажа ого­лены до сере­дины ляжки. Обра­щает на себя вни­ма­ние и дру­гой пере­вод его имени – «Нож Бабо­чек», кото­рый, на пер­вый взгляд, пра­виль­нее пере­дает суть боже­ства, нежели «Обси­ди­а­но­вая бабочка».

image003Фото 2[3]. Ицпа­па­лотль, Обси­ди­а­но­вая бабочка, гос­пожа 15-й тресены свя­щен­ного кален­даря. Лист 15, фраг­мент. Бур­бон­ский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Ману­скрипт на листе амат­ной бумаги дли­ной 14,2 м. Язык: нау­атль и добав­лен­ные позд­нее глоссы на кастиль­ском. Автор неиз­ве­стен. Куль­тура ацте­ков. Время и место созда­ния: 10 – 20-е гг. XVI в. (неза­долго до или сразу после кон­ки­сты); Мек­сика. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921). Место хра­не­ния ори­ги­нала: Биб­лио­тека Наци­о­наль­ного собра­ния, Париж, Франция

При­ме­ча­тельно, что в Бур­бон­ском кодексе (фото 2) Ицпа­па­лотль пред­став­лена в образе божества-птицы, а не бабочки, но тоже с ого­лен­ными ногами, что застав­ляет сомне­ваться в том, что это – пер­со­наж жен­ского пола.

Воз­можно, пута­ница с полом пер­со­нажа про­изо­шла в Кодексе Теллериано-Ременсис из-за того, что он изоб­ра­жен с ког­тями на руках и ногах, а ниж­няя часть его лица напо­ми­нает челю­сти черепа ске­лета. По мне­нию Уорвика Брэя, именно так выгля­дели демоны сиуа­те­тео (cihuateteo), или сиуа­пи­пиль­тин (cihuapipiltin). В них пре­вра­ща­лись жен­щины, воз­вра­щен­ные на землю после их четы­рех­лет­него пре­бы­ва­ния в Запад­ном раю (Доме зерна), где они слу­жили Богу Солнца. Такой награды удо­ста­и­ва­лись только жен­щины, умер­шие при родах, кото­рые при­рав­ни­ва­лись к вои­нам, пав­шим в бою. «Неко­то­рые из них ста­но­ви­лись мотыль­ками, но дру­гие сиуа­пи­пиль­тин явля­лись в образе демо­нов или фан­то­мов, при­но­ся­щих бед­ствия всем, кто их видел, – пишет Уорвик Брэй. – В ману­скрип­тах они изоб­ра­жены с чере­пом вме­сто головы и с ког­тями на руках и ногах»[4].

К тому же в свя­щен­ном кален­даре ацте­ков тональ­по­уалли Ицпа­па­лотль явля­ется покро­ви­те­лем пят­на­дца­той три­на­дца­ти­днев­ной недели (тресены). Ее пер­вый пять дней были посвя­щены сиуа­те­тео. Поэтому неко­то­рые авторы отно­сят к ним и саму богиню.

image005Фото 3[5]. Две из пяти сиуа­те­тео (демо­нов Запада) – мерт­вых жен­щин, кото­рые стали боги­нями. Стра­ница 47, фраг­мент. Кодекс Борджиа

Такая оценка Ицпа­па­лотль пред­став­ля­ется сомни­тель­ной, поскольку она умерла от руки Миш­ко­атля, а не от родов. К тому же сиуа­те­тео в Кодексе Бор­джиа имеют вид жен­щин, а не чудо­вищ (фото 3). С челю­стью ске­лета и ког­тями на руках и ногах обычно изоб­ра­жа­ются не сиуа­те­тео, а цици­миме – звезд­ные демоны, кото­рые, по пред­став­ле­ниям ацте­ков, в конце Пятого Солнца – эры, когда их мир будет раз­ру­шен зем­ле­тря­се­нием, должны пожрать уце­лев­ших людей. Жак Сустель назы­вает цици­миме «чудо­ви­щами суме­реч­ного мира, кото­рые ожи­дают этого роко­вого часа за запад­ным краем неба»[6]. По све­де­ниям бель­гий­ского историка-месоамериканиста Мишеля Гро­лиша, цици­миме могли пожи­рать людей во время сол­неч­ных затмений.

«16 марта 1509 года сол­неч­ное затме­ние (согласно Анна­лам Куа­у­тит­лана – в 13-й день Смерти), – пишет он, – посе­яло панику среди про­стых людей, кото­рые при­ня­лись вопить от страха, уда­ряя себя рукой по губам. Смя­те­ние и крики были повсюду. Люди опа­са­лись, что в слу­чае пол­ного исчез­но­ве­ния солнца оно может опу­ститься раз и навсе­гда, а зата­ив­ши­еся в небес­ном своде ноч­ные чудо­вища, цици­мимы, спу­стятся на землю. Цици­мимы стали бы тогда пожи­рать людей, а еще не родив­ши­еся мла­денцы в мате­рин­ском чреве тоже пре­вра­ти­лись бы в цици­ми­мов. Чтобы избе­жать этого ужаса, бере­мен­ные жен­щины клали себе кусок обси­ди­ана на живот или в рот. В хра­мах рас­пе­ва­лись гимны соот­вет­ству­ю­щего содер­жа­ния и при­но­си­лись в жертву воен­но­плен­ные и аль­би­носы, содер­жав­ши­еся до той поры во дворце импе­ра­тора. Все пус­кали себе кровь в пока­ян­ных целях. Обод­рен­ное этими пока­я­ни­ями и само­би­че­ва­ни­ями све­тило смогло-таки одер­жать верх над чудо­ви­щем, кото­рое соби­ра­лось его съесть»[7].

Цици­миме, цици­мимы или цици­митли обычно ассо­ци­и­ру­ются с жен­скими боже­ствами. Но в число этих демо­нов, кото­рые были звез­дами до паде­ния с небес, ком­мен­та­тор Кодекса Теллериано-Ременсис вклю­чает богов-мужчин, среди кото­рых – Тес­кат­ли­пока и Миш­ко­атль. Он отме­чает, что сей­час эти демоны назы­ва­ются «Цици­митли, что зна­чит «вещь чудо­вищ­ная или вну­ша­ю­щая страх» [cosa mostrosa о temerosa]»[8].

image007Фото 4[9]. «Ицпа­па­лотль, Обси­ди­а­но­вая бабочка, чичи­мек­ская Богиня Земли, сиуа­те­тео». Стра­ница 11 «Два­дцать зна­ков дней и их боже­ства». Фраг­мент «16. Коска­ку­а­утли, гриф»

Э.-Г. Зей­лер отно­сит Ицпа­па­лотль и к цици­миме, и к сиуа­те­тео, между кото­рыми он, похоже, не видит боль­шой раз­ницы. Так, на стра­нице из тона­ла­матля, оза­глав­лен­ной им «Два­дцать зна­ков дней и их боже­ства», уче­ный назы­вает ее «Ицпа­па­лотль, Обси­ди­а­но­вая бабочка, чичи­мек­ская Богиня Земли, сиуа­те­тео». Она изоб­ра­жена здесь в каче­стве покро­ви­тель­ницы 16-го дня (фото 4) вме­сте с соот­вет­ству­ю­щим ему зна­ком – голо­вой грифа, или стер­вят­ника (коска­ку­а­утли). Ицпа­па­лотль рас­по­ла­га­ется на крас­ном с жел­той кай­мой троне, укра­шен­ном дра­го­цен­ными кам­нями. Его сиде­ние засте­лено шку­рой ягу­ара. Над боги­ней нари­со­ваны сим­волы Тамо­ан­чана, кото­рый Э.-Г. Зей­лер харак­те­ри­зует как «Дом нис­хож­де­ния, Дом рож­де­ния, пра­ро­дину, мифи­че­ский Запад». Испан­скими мона­хами Тамо­ан­чан опи­сы­ва­ется как рай для умер­ших детей и место, опре­де­ля­е­мое как «там, где люди были созданы». Пра­вит Тамо­ан­ча­ном Ицпапалотль.

Голова Ицпа­па­лотль на мини­а­тюре похожа на череп ске­лета, осо­бенно в обла­сти челю­стей, где она имеет темно-серый цвет. Верх­няя часть лица рас­чер­чена, как у Миш­ко­атля, в тон­кую красно-белую полоску. Так же рас­чер­чены и пред­пле­чья. Ниж­няя часть рук и ног рас­кра­шена как шкура ягу­ара. Однако когти у них птичьи.

О том, что пред­став­лен­ный пер­со­наж – это Ицпа­па­лотль, гово­рит ее пек­то­раль, кото­рая выпол­нена в форме бабочки. Ее кры­лья окра­шены в чер­ный цвет обси­ди­ана и окру­жены кай­мой зеленовато-серого, крас­ного и жел­того цве­тов. Тельце бабочки нари­со­вано в виде красно-белого тек­патля. Тек­патли поменьше укреп­лены на жел­тых уси­ках бабочки, на укра­ше­нии спины Ицпа­па­лотль, кото­рое сде­лано в форме пти­чьего хво­ста, на носу богини, а также состав­ляют оборку ее юбки. Самый боль­шой красно-белый тек­патль с гла­зами и зубами изоб­ра­жен на ее чер­ной сумке.

image009Фото 5[10]. «15. Ицпа­па­лотль, Обси­ди­а­но­вая бабочка, чичи­мек­ская богиня, цици­митль». Стра­ница 66, фрагмент

В каче­стве покро­ви­тель­ницы пят­на­дца­той тресены свя­щен­ного кален­даря тональ­по­уалли Ицпа­па­лотль пред­став­лена схо­жим обра­зом (фото 5 и 6). Но здесь Э.-Г. Зей­лер назы­вает Ицпа­па­лотль цици­мит­лью. У тек­пат­лей на этой мини­а­тюре появи­лись крас­ные полоски, а боль­шой тек­патль на сумке пер­со­нажа заме­нило сердце. Укра­ше­ние в виде хво­ста пре­вра­ти­лось в грифа с рас­кры­тыми кры­льями, к перьям кото­рых при­креп­лены тек­патли.

В сере­дине верх­ней части ком­по­зи­ции нахо­дится стро­е­ние с красно-бело-полосатой рас­крас­кой фасада. Его Э.-Г. Зей­лер назвал Домом тьмы. Под ним рас­по­ло­жен чело­век, летя­щий вниз вме­сте с облом­ком трона. Его изоб­ра­же­ние уче­ный сопро­во­дил над­пи­сью «паде­ние». Рядом сидит чело­век с завя­зан­ным гла­зами, кото­рый по Э.-Г. Зей­леру пред­став­ляет «греш­ника». Урав­но­ве­ши­вает фигуру Ицпа­па­лотль с пра­вого края ком­по­зи­ции идео­грамма Тамо­ан­чана. Он пока­зан в виде дерева, ствол кото­рого у кор­ней имеет форму головы змея. Из раз­вер­стой раны на стволе бьют потоки дра­го­цен­ной воды (жерт­вен­ной крови).

image011Фото 6[11]. Про­ри­совка фраг­мента стра­ницы 66 с ком­мен­та­ри­ями Э.-Г. Зей­лера и их переводом

Изоб­ра­же­ние бабочки-пекторали Ицпа­па­лотль на этой мини­а­тюре объ­яс­няет, почему она назы­ва­ется Обси­ди­а­но­вой бабоч­кой. Ее кры­лья выпол­нена из пла­сти­нок обси­ди­ана (камен­ного стекла), наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ными цве­тами кото­рого счи­та­ются чер­ный и темно-серый. Пла­стин­ками обси­ди­ана, имев­шими очень ост­рые края, были уты­каны дубинки ацтек­ских вои­нов. Кроме того, они исполь­зо­ва­лись жре­цами для кро­во­пус­ка­ний. Из обси­ди­ана также делали жерт­вен­ные ножи. Однако они не были так широко рас­про­стра­нены, как тек­патли – ножи из крем­ния, кото­рый окра­шен в оттенки беже­вой гаммы.

image013 image009Фото 7[12]. Ицпа­па­лотль. Стра­ница 66, фраг­мент. Фото 8[13]. Миш­ко­атль. Стра­ница 25, фрагмент

При­ческа Ицпа­па­лотль с шари­ками орли­ного пуха, белый цвет ее волос, а также голов­ные укра­ше­ния очень напо­ми­нают те, кото­рые явля­ются атри­бу­тами Миш­ко­атля, когда он пред­стает в чело­ве­че­ском обли­чье – в образе воина (напри­мер, на фото 8). А зна­чит, Ицпа­па­лотль – это женщина-воин, при­чем, как и Миш­ко­атль, – воин Утрен­ней звезды. Обра­щает на себя вни­ма­ние тот факт, что обоим богам на изоб­ра­же­ниях сопут­ствует гриф, птица, кото­рая ассо­ци­и­ру­ется с миром мертвых.

Таким обра­зом, сим­во­лика образа Ицпа­па­лотль в Кодексе Бор­джиа вполне соот­вет­ствует совре­мен­ным пред­став­ле­ниям о ней, раз­де­ля­е­мым мек­си­кан­скими уче­ными. Она счи­та­ется мате­рью войны, чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, покро­ви­тель­ни­цей смерти и пра­ви­тель­ни­цей Тамо­ан­чана[14]. Однако как пра­ви­тель­ница Тамо­ан­чана она должна счи­таться не только покро­ви­тель­ни­цей смерти, но и покро­ви­тель­ни­цей жизни, поскольку Тамо­ан­чан – это не только место нис­хож­де­ния, но и место рож­де­ния и воз­рож­де­ния. Согласно рели­ги­оз­ной идео­ло­гии ацте­ков, без смерти не может быть рож­де­ния и воз­рож­де­ния. Так, боги и воины при­но­сят себя в жертву, чтобы воз­ро­диться на небе и под­дер­жать миро­вой поря­док. А без жерт­во­при­но­ше­ния крови и жизни невоз­можно весен­нее воз­рож­де­ние при­роды, обиль­ный уро­жай рас­те­ний и бога­тый при­плод живот­ных. Неслу­чайно бог жерт­вен­ного ножа Ицтли, или Ицта­пальто­тек явля­ется ипо­ста­сью бога пло­до­ро­дия Шипе-Тотека (фото 9).

image017Фото 9[15]. Шипе-Тотек в ипо­стаси Ицта­пальто­тека (Ицтли) – Бога камен­ного ножа. Стра­ница 68, фраг­мент. Вати­кан­ский кодекс Б (Codex Vaticanus 3773 B). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Vat.lat.3773. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Объем: 49 листов. Язык: нау­атль. Мате­риал: кожа. Место про­ис­хож­де­ния: регион Чолула, штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Жерт­вен­ный нож, кото­рый во мно­же­стве пред­став­лен на изоб­ра­же­ниях Ицпа­па­лотль, в ацтек­ских мифах играет роль муж­ского дето­род­ного органа и его семени. Согласно одному из мифов, луну и звезды земля в образе Коат­ли­куэ зачи­нает от камен­ного ножа, упав­шего с неба. Дру­гой миф рас­ска­зы­вает о том, что камен­ный нож, сбро­шен­ный на землю, раз­бился вдре­безги и поро­дил 1600 богов. Эту идею под­дер­жи­вает, на мой взгляд, и текст, запи­сан­ный на стра­нице 32 Кодекса Бор­джиа, кото­рую Э.-Г. Зей­лер оза­гла­вил «13. Путе­ше­ствие Венеры. А. Время неви­ди­мо­сти пла­неты Венера после того, как она была Утрен­ней звез­дой – 77 дней. 4. Ицкалли (itzcalli) – Дом камен­ных ножей. Юг Ниж­него мира с изоб­ра­же­нием Ицтли, богов камен­ного ножа» (фото 10).

image019Фото 10[16]. Стра­ница 32 «13. Путе­ше­ствие Венеры. А. Время неви­ди­мо­сти пла­неты Венера после того, как она была Утрен­ней звез­дой – 77 дней. 4. Ицкалли – Дом камен­ных ножей. Юг Ниж­него мира с изоб­ра­же­нием Ицтли, богов камен­ного ножа»

Ицкалли – Дом камен­ных ножей – пред­став­лен в виде пря­мо­уголь­ника, кото­рый ого­ро­жен и раз­де­лен на части (поме­ще­ния) часто­ко­лом из тек­пат­лей. В неболь­ших поме­ще­ниях, рас­по­ло­жен­ных по пери­метру пря­мо­уголь­ника, на черно-сером узор­ном фоне изоб­ра­жены фигуры богов, совер­ша­ю­щих жерт­во­при­но­ше­ние путем отсе­че­ния головы. В угло­вых поме­ще­ниях раз­ме­щены четыре Тес­кат­ли­поки – крас­ный, чер­ный, синий и белый. Они, как известно, были созда­те­лями осталь­ных богов, мира и насе­ля­ю­щих его людей. Тес­кат­ли­поки пока­заны без зна­ков отли­чия. Их одежду состав­ляют только сан­да­лии и набед­рен­ная повязка. Иден­ти­фи­ци­ро­вать богов помо­гает атри­бут Чер­ного Тес­кат­ли­поки – круг­лое обси­ди­а­но­вое зер­кало на месте стопы его пра­вой ноги. (Здесь оно обве­дено крас­ной кай­мой.) Этой сто­пой, согласно мифу, он вос­поль­зо­вался как при­ман­кой, чтобы побе­дить чудо­вищ­ного кро­ко­дила (сипактли) и сде­лать из него землю. В зубах кро­ко­дила она и осталась.

image021Фото 11. Синий и Крас­ный Тес­кат­ли­поки, а также Жел­тый бог камен­ного ножа в маске орла между ними (левая сто­рона стра­ницы 32, повер­ну­тая по часо­вой стрелке)

Между поме­ще­ни­ями с Тес­кат­ли­по­ками рас­по­ло­жены поме­ще­ния, где нахо­дятся Белый бог камен­ного ножа (вверху), Крас­ный бог камен­ного ножа (внизу), Жел­тый бог камен­ного ножа в маске орла (слева), Синий бог камен­ного ножа в маске орла (справа). Тес­кат­ли­поки дер­жат за волосы крас­ные и жел­тые черепа, истор­га­ю­щие потоки дра­го­цен­ной воды (крови) жел­того цвета, что может озна­чать огнен­ную воду-кровь. А боги ножей дер­жат за волосы отсе­чен­ные чело­ве­че­ские головы.

image023Фото 12. Ицтли–Ицпапалотль

В цен­траль­ном поме­ще­нии, запол­нен­ном кро­вью, изоб­ра­жен Ицтли (фото 12), фигуру кото­рого Э.-Г. Зей­лер под­пи­сал сло­вами «Ицтли, Бог камен­ного ножа» («Itztli, Steinmessergotte»). Его тело обна­жено и покрыто красно-белыми полос­ками. Рас­ки­нув в сто­роны ког­ти­стые руки и ноги, он сидит в боль­шой чаше белого цвета с жел­тыми пят­нами и крас­ными кра­пин­ками. Такая рас­краска в Кодексе Бор­джиа харак­терна для знака чело­ве­че­ского черепа, кото­рый озна­чает смерть. По ободу чаша уты­кана тек­пат­лями. У чаши есть глаза и зубы, что пре­вра­щает этот, как и дру­гие неоду­шев­лен­ные пред­меты, и в том числе камен­ные ножи, в боже­ства – дей­ству­ю­щие лица сюжета.

Из чаши выпол­зают две змее­по­доб­ные сущ­но­сти, кото­рые Ицтли дер­жит ког­тями своих ног. Судя по шипам на теле, это – ицко­атли – змеи, покры­тые обси­ди­а­но­выми лез­ви­ями. Внутри их пастей нахо­дятся головы Жел­того и Синего Тес­кат­ли­пок. Рядом с ког­тями рук Ицтли поме­щены два голых чело­вечка, у кото­рых отсут­ствует одна стопа. На месте головы у левого чело­вечка изоб­ра­жен, по Э.-Г. Зей­леру, знак мол­нии, а у пра­вого – знак вязанки дров.

На месте головы Ицтли нари­со­ваны два огром­ных зеркально-отраженных ножа с откры­тыми гла­зами и сжа­тыми ртами. Туло­вище пер­со­нажа очень широ­кое. Это наво­дит на мысль о том, что он пред­став­ляет собой двух Ицтли, срос­шихся спи­нами. Ножи исхо­дят из горла пер­со­нажа, вер­нее из рас­по­ло­жен­ного там подо­бия белой чаши, кото­рая укра­шена пятью аста­шелли. Между ножами как бы тан­цует малень­кая фигурка Чер­ного Тес­кат­ли­поки, сто­я­щая на пра­вой ноге с обси­ди­а­но­вым зер­ка­лом вме­сто стопы.

Из ножей поменьше на руках и ногах Ицтли рож­да­ются – выбе­гают в левую и в пра­вую сто­роны – четыре голых чело­вечка. Однако ступня их пра­вой ноги оста­ется у ножей в зубах. Э.-Г. Зей­лер счи­тает этих пер­со­на­жей Крас­ным, Белым, Синим и Жел­тым Тескатлипоками.

Боль­шой нож на груди Ицтли дер­жит зубами за ногу пада­ю­щую вниз крас­ную фигурку, кото­рая в ком­мен­та­риях к рисунку никак не обо­зна­чена. Можно пред­по­ло­жить, что это – Крас­ный Кецаль­ко­атль, поскольку такую же фигурку, но чер­ного цвета сопро­вож­дает над­пись «Кецаль­ко­атль Се Акатль поки­дает Ниж­ний мир и появ­ля­ется в вечер­нем небе». Она изоб­ра­жена между двух гигант­ских ножей в самом низу стра­ницы и вне Дома камен­ных ножей, за его забо­ром, и поме­щена внутрь гро­мад­ной пере­вер­ну­той чаши.

Ком­по­зи­ция из двух ножей и фигуры Чер­ного Кецаль­ко­атля (фото 13) явля­ется зер­каль­ным отра­же­нием той, кото­рая раз­ме­щена вме­сто головы Ицтли и вклю­чает в себя фигуру Чер­ного Тес­кат­ли­поки. Ножи в пере­вер­ну­той чаше пред­став­ля­ются жен­ским поло­вым орга­ном, из кото­рого рож­да­ется Чер­ный Кецаль­ко­атль. Уже не удер­жи­ва­е­мый зубами ножа, он бежит, одно­вре­менно падая вниз.

image025Фото 13. Богиня, покры­ва­ю­щая Ниж­ний мир, и Кецаль­ко­атль, поки­да­ю­щий Ниж­ний мир и появ­ля­ю­щийся в вечер­нем небе

Пере­вер­ну­тая чаша состав­ляет часть тела «богини, покры­ва­ю­щей Ниж­ний мир», и в то же время раз­де­ляет его надвое. Тело сильно вытя­нуто в длину и снаб­жено греб­нем из ножей, к кото­рому вниз голо­вой при­креп­лены ножи боль­шего раз­мера с зубами и гла­зами. Голова богини нари­со­вана в виде черепа ске­лета, а конеч­но­сти снаб­жены ког­тями, что харак­те­ри­зует ее как цици­миме. Края чаши обра­зо­ваны двумя поло­сами крас­ного и жел­того цве­тов, кото­рые могут озна­чать кровь и огонь и сим­во­ли­зи­ро­вать огнен­ную кровь, а зна­чит, войну, кото­рая спо­соб­ствует рож­де­нию Кецалькоатля.

Нельзя не обра­тить вни­ма­ния на то, что Ицтли пока­зан в позе роже­ницы. У куль­тур Про­ме­жу­точ­ного мира она име­ну­ется позой лягушки. В ней обычно изоб­ра­жа­ется Все­об­щая мать. Здесь же эту позу пра­виль­нее было бы назвать позой бабочки. Она воз­никла в резуль­тате удво­е­ния и зер­каль­ного отра­же­ния фигуры Ицтли. Вме­сте с тем руки и ноги пер­со­нажа имеют когти, а зна­чит, он отно­сится к цици­миме – демо­нам, упав­шим с небес, что вполне согла­су­ется с тем, что камен­ный нож также был сбро­шен с неба. Таким обра­зом, можно пред­по­ло­жить, что Ицтли, имя кото­рого Itztli дословно пере­во­дится как «обси­диан», в этом посла­нии одно­вре­менно явля­ется Ицпа­па­лот­лью, Обси­ди­а­но­вой бабоч­кой, т.е. муж­ским и жен­ским (дву­по­лым) боже­ством, поро­див­шим богов.

image013image015

 



[2] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[3] http://www.famsi.org/research/loubat/Borbonicus/thumbs0.html

[4] Брэй У. Ацтеки. Быт, рели­гия, куль­тура. М.: Центр­по­ли­граф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).

[6] Сустель Ж. Ацтеки: воин­ствен­ные под­дан­ные Мон­те­сумы. Пер. с англ. Л.А. Кар­пова. М.: Центр­по­ли­граф, 2003 (https://books.google.ru/).

[7] Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=35).

[8] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>