Мишкоатль

1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

Воин Утрен­ней звезды, про­дол­же­ние

image001Миш­ко­атль

image001image003Фото 1[i]. «Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли, Бог пла­неты Венера, изоб­ра­жен­ный как дро­во­сек». Стра­ница 19. «Шесть обла­стей мира». Фраг­мент «7. Тео­ку­а­утла, лес­ной регион, запад­ная страна». Фото 2[ii]. Про­ри­совка фраг­мента с ком­мен­та­ри­ями Э.-Г. Зей­лера и их переводом

Рядом с одной из идео­грамм чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рая нари­со­вана на стра­нице 19 Кодекса Бор­джиа (фото 1), Эдуард-Георг Зей­лер напи­сал «миш­ко­атль, чело­век, при­не­сен­ный в жертву» (фото 2). Видимо, в своем опре­де­ле­нии он осно­вы­вался на том, что пер­со­наж идео­граммы пред­став­лен в кодексе как копия Мишкоатля.

image005Фото 3[iii]. Стра­ница 15 «Четы­ре­жды пять хра­ни­те­лей пла­неты Венера: вто­рой ряд (ряд утрен­них звезд)». Фраг­мент «5. Север. Миш­ко­атль, бог чичи­ме­ков и охоты»

Миш­ко­атль, по Э.-Г. Зей­леру, явля­ется богом чичи­ме­ков и охоты, а также гос­по­ди­ном чет­вер­того пери­ода Венеры и ипо­ста­сью Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли. Сход­ство Миш­ко­атля и поло­са­того пер­со­нажа осо­бенно хорошо видно на стра­ни­цах 15 и 16 (фото 3 и 4). На обеих мини­а­тю­рах умень­шен­ная голая копия Миш­ко­атля сидит на ладони его пра­вой вытя­ну­той впе­ред руки. Левой рукой Миш­ко­атль как бы оттал­ки­вает двой­ника от себя, при­дает ему дви­же­ние. Этим жестом Миш­ко­атль пока­зы­вает, что отдает сво­его двой­ника, а зна­чит, самого себя, в жертву. На стра­нице 15 (фото 3) у двой­ника руки не свя­заны, и на его голове отсут­ствует аста­шелли. В левой руке он дер­жит копье­ме­талку с дро­ти­ком, похо­жим на пер­фо­ра­тор для кро­во­пус­ка­ния из листа магея. Идео­грамма войны (дро­тики и щит) вме­сте с белым флаж­ком жерт­во­при­но­ше­ния лежит рядом с ногами Миш­ко­атля. Веро­ятно, на этой мини­а­тюре речь идет о неле­таль­ном жерт­во­при­но­ше­нии крови путем кровопускания.

image007Фото 4[iv]. Стра­ница 16 «Четы­ре­жды пять хра­ни­те­лей пери­о­дов Венеры». Фраг­мент «Вто­рой ряд (ряд утрен­них звезд). 4. Восток: Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли, Бог пла­неты Венера»

На фраг­менте стра­ницы 16, где Миш­ко­атль пред­став­лен как Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли – Бог пла­неты Венера (фото 4), мини­а­тюра посвя­щена смер­тель­ному жерт­во­при­но­ше­нию. На голове его двой­ника появ­ля­ется аста­шелли. Его руки обви­вает белая жерт­вен­ная веревка, завя­зан­ная узлом на спине и укра­шен­ная аста­шелли на кон­цах. В левой руке он дер­жит двой­ной дро­тик, направ­лен­ный нако­неч­ни­ками вниз – к идео­грамме смер­тель­ного жерт­во­при­но­ше­ния – двум вер­ти­кально сто­я­щим белым флаж­кам, воткну­тым в сере­дину петли белой веревки.

Обе мини­а­тюры гово­рят о том, что Миш­ко­атль доб­ро­вольно жерт­вует собой. Идея этого посла­ния, лежа­щего в основе кон­цеп­ции чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния и, в част­но­сти, само­по­жерт­во­ва­ния вои­нов, отра­жа­ется сим­во­ли­кой идео­граммы. Ведь на ней в каче­стве воина, иду­щего на жертву, пред­став­лен сам бог Миш­ко­атль, рав­ным кото­рому ста­но­вится воин, погиб­ший на войне или на жерт­вен­ном камне.

Дру­гие боже­ства, изоб­ра­жен­ные на этих двух стра­ни­цах, также дер­жат на ладони своих голых двой­ни­ков, кото­рых они при­но­сят в жертву тем или иным спо­со­бом. Но в каче­стве идео­граммы чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния путем выры­ва­ния сердца в Кодексе Бор­джиа исполь­зу­ется только поло­са­тый двой­ник Миш­ко­атля. Что же нам известно об этом боге?

Миш­ко­атль (исп. Mixcoatl) – «Облач­ный змей», или Истак Миш­ко­атль – «Белый облач­ный змей» у наро­дов Месо­аме­рики счи­тался богом Млеч­ного пути, звезд, осо­бенно Поляр­ной звезды, пер­со­ни­фи­ка­цией кото­рой он являлся, а также богом туч. Пер­во­на­чально он был божеством-хранителем пле­мен отоми, чичи­ме­ков и неко­то­рых групп, веду­щих свое про­ис­хож­де­ние от послед­них. У чичи­ме­ков Миш­ко­атль был богом охоты и почи­тался в виде оленя, либо кро­лика. Позд­нее у ацте­ков его свя­зы­вают с куль­тами Уици­ло­по­чтли и Кецаль­ко­атля и рас­смат­ри­вают как пра­ро­ди­теля пле­мен науа. Однако зна­че­ние Миш­ко­атля было заметно мень­шим по срав­не­нию с Уици­ло­по­чтли. Он также отож­деств­лялся с богом Кама­штли, кото­рого почи­тали в Тлаш­кале и Уэхо­цинго[v]. Ино­гда Миш­ко­атля пола­гали отцом Кецаль­ко­атля или отцом стар­шего потом­ства богини Коат­ли­куэ – 400 сыно­вей Сен­цон Уиц­науа и дочери Кой­оль­ша­уки, т.е. звезд и Луны, кото­рых он зачи­нает в форме камен­ного ножа, упав­шего с неба на землю, т.е. на богиню Коат­ли­куэ. Как и Кецаль­ко­атль, Миш­ко­атль имел свое зем­ное вопло­ще­ние. Он был вождем тольтека-чичимеков вре­мен вла­ды­че­ства толь­те­ков и носил имя Се Тек­патль Миш­ко­атль[vi].

image009Фото 5[vii]. Стра­ница 25 «Пять пери­о­дов Венеры и их хра­ни­тели». Фраг­мент «Миш­ко­атль, бог охоты, гос­по­дин чет­вер­того пери­ода Венеры»

Таким обра­зом, в офи­ци­аль­ном пан­теоне Ацтек­ской импе­рии Миш­ко­атль стоял намного ниже вер­хов­ного бога – Бога войны и Солнца Уици­ло­по­чтли. Между тем мек­си­кан­скими уче­ными Миш­ко­атль счи­та­ется одним из самых важ­ных богов войны в древ­ней Мек­сике[viii]. А в Кодексе Бор­джиа Миш­ко­атль вхо­дит в чет­верку глав­ных богов месо­аме­ри­кан­ского пан­теона, среди кото­рых Кецаль­ко­атль, Чер­ный Тес­кат­ли­пока и Шипе-Тотек. В ней он, видимо, зани­мает место Уици­ло­по­чтли как Бога войны. В то же время Уици­ло­по­чтли прак­ти­че­ски отсут­ствует в Кодексе Бор­джиа. (Только на одной из его стра­ниц Уици­ло­по­чтли был иден­ти­фи­ци­ро­ван Э.-Г. Зей­ле­ром, где уче­ный назы­вает его богом огня. Однако мно­гим эта иден­ти­фи­ка­ция пред­став­ля­ется сомни­тель­ной.) Поэтому рису­нок Миш­ко­атля в образе воина со щитом и дро­ти­ками в пра­вой руке, а также с копье­ме­тал­кой и ски­пет­ром xiuatloli – в пра­вой на стра­нице 25 (фото 5), сле­до­вало бы назвать не богом охоты, как это делает Э.-Г. Зей­лер, а богом войны. На этой стра­нице, кото­рая носит назва­ние «Пять пери­о­дов Венеры и их хра­ни­тели», Миш­ко­атль высту­пает как «гос­по­дин чет­вер­того пери­ода Венеры».

О пер­во­сте­пен­ном зна­че­нии Миш­ко­атля для жре­цов, созда­вав­ших Кодекс Бор­джиа, сви­де­тель­ствует и то, что здесь он явля­ется ипо­ста­сью Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли – Бога Утрен­ней звезды. Ведь Венеру, видимо, они счи­тали важ­нее Солнца. Именно о ее дви­же­нии по небу и под­зем­ному миру гово­рится в пик­то­гра­фи­че­ских текстах этой свя­щен­ной книги.

image011Фото 6[ix]. Стра­ница 49 «Четыре опоры Неба и четыре столба Земли. 3. Сиуат­лампа. Запад». Фраг­мент «Шипе-Тотек, наш обо­дран­ный гос­по­дин, бог весны и рас­ти­тель­но­сти» (слева), «Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли, Бог пла­неты Венера» (справа)

В Кодексе Бор­джиа на четы­рех стра­ни­цах (с. 49 – 52), кото­рые имеют общий заго­ло­вок «Четыре опоры Неба и четыре столба Земли», Мишкоталь-Тлауицкальпантекутли вхо­дит в число четы­рех опор Неба. На фраг­менте стра­ницы 49 (фото 6) он пока­зан в паре с Шипе-Тотеком, богом весны и рас­ти­тель­но­сти (в каче­стве столба Земли), что, оче­видно, не явля­ется слу­чай­ным. Здесь Миш­ко­атль дер­жит на своих руках Сиуат­лампу – запад­ную часть неба. На нем нари­со­ваны два тек­патля, кото­рые, видимо, должны упасть на землю. Между ними, прямо над голо­вой Миш­ко­атля, увен­чан­ной аста­шелли, поме­щен знак травы мали­налли, кото­рая свя­зана с Миктланом.

Напро­тив Миш­ко­атля изоб­ра­жена ком­по­зи­ция, состав­лен­ная из сим­вола войны (щита с окро­вав­лен­ными дро­ти­ками) и жерт­во­при­но­ше­ний, среди кото­рых – белый жерт­вен­ный фла­жок и два пер­фо­ра­тора для кро­во­пус­ка­ния. Один сде­лан из позво­ноч­ника ската, а дру­гой – из листа магея. Пере­чис­лен­ные инсиг­нии в дру­гих обсто­я­тель­ства, оче­видно, должны были нахо­диться у Миш­ко­атля в руках. Однако его руки в дан­ный момент заняты – они дер­жат суме­реч­ное небо. Поэтому эти инсиг­нии поко­ятся на жерт­вен­ном камне (теч­катле) с изоб­ра­же­нием сосуда, напол­нен­ного дра­го­цен­ной водой (кро­вью), кото­рый окру­жен орли­ным пухом. В цен­тре сосуда пла­вает тек­патль. Дан­ная ком­по­зи­ция харак­те­ри­зует пер­со­наж как воина и жертвоприносителя.

image033Фото 7. «Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли, Бог пла­неты Венера», опора Сиуат­лампы – запад­ной части неба. Стра­ница 49, фрагмент

Образ Миш­ко­атль на стра­нице 49 насы­щен сим­во­лами, харак­те­ри­зу­ю­щими его высо­кий ста­тус и боже­ствен­ные функ­ции. Чтобы опи­сать его сло­вами, потре­бо­ва­лось бы несколько абза­цев и пони­ма­ние смысла каж­дого сим­вола в отдель­но­сти и в сово­куп­но­сти с дру­гими. Между тем в своей основе этот образ сов­па­дает изоб­ра­же­нием воина из Дома орла Запада, пред­став­лен­ным на стра­нице 45 «Восхож­де­ние пла­неты Венера как Утрен­ней звезды. Верх­ний регион, восточ­ное небо, небо вои­нов, на кото­ром появ­ля­ется Венера».

image015 image017Фото 8[x]. Стра­ница 54 «Трид­цать раз по пять пери­о­дов пла­неты Венера». Фраг­мент «Пятый период Венеры. Центр. Верх»: «Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли (как Бог смерти) мечет копье в воин­ство (куа­уй­отль), кото­рое живет здесь на Земле»[xi]. Фото 9[xii]. Про­ри­совка фраг­мента с ком­мен­та­ри­ями Э.-Г. Зей­лера и их переводом

image027Стоит отме­тить также, что на стра­нице 54 Мишкоатль-Тлауицкальпантекутли пред­став­лен как Бог смерти, кото­рый мечет копье в зем­ное воин­ство, добы­вая дра­го­цен­ную воду – кровь (фото 8 и 9).

Таким обра­зом, сле­дует заклю­чить, что идео­грамма жерт­во­при­но­ше­ния с поло­са­тым плен­ни­ком постро­ена на образе Миш­ко­атля как Бога войны, воина Утрен­ней звезды, кото­рый жерт­вует собой в сра­же­ниях за нее и при­но­сит в жертву дру­гих воинов.

image057В Кодексе Бор­джиа Миш­ко­атль выде­ля­ется среди дру­гих богов не только своей красно-бело-полосатой рас­крас­кой кожи, но и чер­ной «полу­мас­кой», кото­рую он носит, когда не высту­пает в ипо­стаси Бога Утрен­ней звезды. Этот же атри­бут харак­те­рен и для его двой­ника на идео­грамме жерт­во­при­но­ше­ния. Счи­та­ется, что чер­ная «полу­маска» Миш­ко­атля сим­во­ли­зи­рует пепел сожжен­ной им богини Ицпа­па­лотль[xiii], кото­рая также изна­чально была чичи­мек­ской боги­ней охоты и в Кодексе Бор­джиа имеет такую же красно-бело-полосатую рас­краску кожи. Ицпа­па­лотль, по одной из легенд, содер­жа­щихся в Лето­писи Куа­у­тит­лана (пер­вой части Кодекса Чималь­по­поки), пле­нила и пожрала 400 бра­тьев миш­коа («400 север­ных звезд»), кото­рые шли во главе чичи­ме­ков. Спа­стись уда­лось лишь Миш­ко­атлю. Он при­звал своих погиб­ших бра­тьев. Вме­сте они убили и сожгли Ицпа­па­лотль. «Затем они натерли себя ее пеп­лом, отчего почер­нели их глаз­ные впа­дины»[xiv].

image013image015image017



[v] При­ме­ча­ния // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[xiv] Лето­пись Куа­у­тит­лана. Отры­вок // Ска­за­ния о Солн­цах. Мифы и исто­ри­че­ские легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талах. Киев: Изда­тель Куп­ри­енко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>