«Восточное небо, небо воинов, на котором появляется Венера»

1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

Воин Утрен­ней звезды, про­дол­же­ние

image001«Восточ­ное небо, небо вои­нов, на кото­ром появ­ля­ется Венера»

image041Фото 1[1]. Стра­ница 45 «Вос­хож­де­ние пла­неты Венера как Утрен­ней звезды. Верх­ний регион, восточ­ное небо, небо вои­нов, на кото­ром появ­ля­ется Венера». Кодекс Борджиа

Пред­по­ло­же­ние о том, что поло­са­тый пер­со­наж имеет боже­ствен­ный ста­тус, под­твер­жда­ется ком­по­зи­цией, пред­став­лен­ной на стра­нице 45 Кодекса Бор­джиа (фото 1). В своих постра­нич­ных ком­мен­та­риях к кодексу немец­кий этно­и­сто­рик и антро­по­лог Эдуард-Георг Зей­лер (Eduard Georg Seler, 1849 – 1922) оза­гла­вил ее «Вос­хож­де­ние пла­неты Венера как Утрен­ней звезды. Верх­ний регион, восточ­ное небо, небо вои­нов, на кото­ром появ­ля­ется Венера». Сверху ком­по­зи­цию стра­ницы закры­вает «изоб­ра­же­ние богини, явля­ю­щейся сим­во­лом Ниж­него мира», что гово­рит о том, что дей­ствие про­ис­хо­дит именно там.

Длин­ное тело богини, покры­тое тек­пат­лями и серд­цами, разо­рвано посе­ре­дине изоб­ра­же­нием Кецаль­ко­атля с крас­ной мас­кой Бога ветра на лице. В ипо­стаси змея он обви­вает белый жерт­вен­ный флаг (ама­па­митль). В цен­тре стра­ницы нари­со­ван Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли (Tlahuizcalpantecuhtli – «Вла­дыка Дома зари») – Бог пла­неты Венера как Утрен­ней звезды. В Кодексе Бор­джиа он явля­ется ипо­ста­сью Миш­ко­атля. В четы­рех углах стра­ницы пока­заны дома вои­нов, соот­вет­ству­ю­щие четы­рем сто­ро­нам света. Это: три куа­у­калли – три Дома орла (Запада, Юга и Севера) и куа­у­и­уи­калли – Дом пуха орла (дом вои­нов) Востока. В каж­дом из домов на троне сидит чело­век, кото­рый также явля­ется Кецаль­ко­ат­лем. Об этом можно судить по рас­краске лица – чер­ного с вер­ти­каль­ной жел­той поло­сой и крас­ной обвод­кой рта – и по чер­ной рас­краске тела (см. изоб­ра­же­ние Кецаль­ко­атля на фото 10 в Пре­ди­сло­вии).

image043Фото 2. Пещера с Кецаль­ко­ат­лем и четыре воина-орла

В ниж­ней части стра­ницы (фото 2) пока­заны четыре пред­ста­ви­теля этих домов, кото­рые, жерт­вуя собой, помо­гают Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли воз­ро­диться, а зна­чит, спо­соб­ствуют появ­ле­нию Утрен­ней звезды на небе после ее пре­бы­ва­ния в Ниж­нем мире. Воины-орлы окру­жили пере­вер­ну­тую белую чашу или, ско­рее, пещеру, обло­жен­ную поверху отсе­чен­ными голо­вами своих това­ри­щей и, судя по жестам, при­дают ей дви­же­ние вверх.

В пещере на узор­ном воз­вы­ше­нии сидит Кецаль­ко­атль, кото­рый, запро­ки­нув голову, смот­рит на Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли и делает дви­же­ния руками, гово­ря­щие о том, что он руко­во­дит про­цес­сом воз­рож­де­ния Утрен­ней звезды. Из аналь­ного отвер­стия Кецаль­ко­атля, пока­зан­ного как рана на груди от тек­патля, выры­ва­ется мощ­ный поток крови, струи кото­рого завер­ша­ются зна­ком цветка (шочитль), ском­по­но­ван­ным со зна­ком дра­го­цен­но­сти (чаль­чи­уитль), что озна­чает здесь бла­жен­ную дра­го­цен­ную воду (чаль­чи­уатль). (Сим­во­лика ком­по­зи­ции с Кецаль­ко­ат­лем в пещере до конца не понятна. Не про­яс­няет ее и ком­мен­та­рий Э.-Г. Зей­лера. В под­писи к ком­по­зи­ции он огра­ни­чился двумя сло­вами на нау­атле, не дав к ним пере­вода. Пер­вое слово – это itzcouatlapechtli, в кото­ром мне зна­кома только его началь­ная часть – itzcouatl – «обси­ди­а­но­вый змей». Вто­рое слово – tlaeltlaçaliztli, в кото­ром мне известна только его послед­няя часть – iztli, кото­рая пере­во­дится как «нож». Ей обычно закан­чи­ва­ются слова, озна­ча­ю­щее жерт­во­при­но­ше­ние, напри­мер, несо­лицтли – «умерщ­вле­ние», а также само слово «смерть» – микицтли.)

image045Фото 3. Тлауицкальпантекутли

Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли изоб­ра­жен с чере­пом ске­лета вме­сто головы (фото 3). Он пред­став­лен как воин со щитом и дро­ти­ками (зна­ком войны – йаой­отль) в пра­вой руке и ком­пье­ме­тал­кой – в левой. Ноги его имеют красно-бело-полосатую рас­краску. Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли бежит по чере­пам вои­нов, уста­нов­лен­ным на поста­менте, кото­рый, видимо, пред­став­ляет собой алтарь этого бога. Над чере­пами слева и справа раз­ве­ва­ются концы белой жерт­вен­ной веревки, укра­шен­ной аста­шелли. Поста­мент под­дер­жи­вает цици­миме, тело кото­рой состоит из пере­пле­тен­ных зна­ков дви­же­ния (оллин) крас­ного (кровь) и жел­того (огонь) цвета, что озна­чает «боже­ствен­ная вода (кровь) + огонь» (Teuatl-Tlachinolli) и сим­во­ли­зи­рует войну. Этот пик­то­гра­фи­че­ский текст гово­рит о том, что именно война поз­во­ляет Утрен­ней звезде воз­ро­диться и заси­ять на небе.

Чер­ный Тес­кат­ли­пока, ухо­дя­щий вправо от алтаря Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли (см. фото 3 и 4), также пока­зан как воин. Но в пра­вой руке помимо щита и дро­ти­ков, кото­рые состав­ляют знак войны, он дер­жит белый бумаж­ный фла­жок жерт­во­при­но­ше­ния, а его голову укра­шает чисто белый аста­шелли. Белый цвет аста­шелли, а также кон­текст его исполь­зо­ва­ния под­твер­ждают пред­по­ло­же­ние о том, что он тоже явля­ется сим­во­лом смер­тель­ного жертвоприношения.

image047Фото 4. Сосуд с пульке и Ауи­а­те­отль – Бог насла­жде­ния и звезд, а также Чер­ный и Крас­ный Тес­кат­ли­поки (вверху)

При­ме­ча­тельно, что справа от алтаря Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли, под фигу­рой Чер­ного Тес­кат­ли­поки, изоб­ра­жен огром­ный ани­ми­ро­ван­ный (с ушами, носом, гла­зами и зубами) сосуд с пульке (окте­ко­матль), снаб­жен­ный двумя белыми флаж­ками жерт­во­при­но­ше­ния (фото 4). Из сосуда хле­щут два потока этого риту­аль­ного напитка из пере­бро­див­шего сока магея (агавы), кото­рый пра­виль­нее было бы назы­вать октли. Его струи закан­чи­ва­ются зна­ком цветка (шочитль). Он сим­во­ли­зи­рует бла­жен­ство, видимо, наме­кая на цве­точ­ную, бла­жен­ную смерть вои­нов в сра­же­нии и на жерт­вен­ном камне, а также на то, что октли был неиз­мен­ным спут­ни­ком риту­аль­ных сра­же­ний и жерт­во­при­но­ше­ний. Сосуд поко­ится на коле­нях лежа­щего Ауи­а­те­отля (Бога насла­жде­ния и звезд) с кроваво-красным телом.

image019Фото 5. «Йао­ми­кицтли, смерть на войне»

Слева от алтаря Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли поме­щена ком­по­зи­ция, кото­рая под­пи­сана Э.-Г. Зей­ле­ром «йао­ми­кицтли, смерть на войне» и кото­рую можно назвать оли­це­тво­ре­нием войны (фото 5). На ней изоб­ра­жен пада­ю­щий с неба орел с тек­пат­лями на опе­ре­нии. Из его рас­кры­того клюва выхо­дит голова Кецаль­ко­атля. Зубами он выры­вает сердце из груди жертвы, из кото­рой двумя пото­ками хле­щет дра­го­цен­ная вода – кровь.

image051Фото 6. Фраг­мент стра­ницы 45, пока­зы­ва­ю­щий 1) жерт­во­при­но­ше­ние воина, 2)  Дом орла (дом вои­нов) Юга, 3) воина из Дома орла Запада и под ним воина из Дома орла Юга

При взгляде на рас­по­ло­жен­ных внизу стра­ницы воинов-орлов (фото 6) ста­но­вится понятно, что при­но­си­мый в жертву поло­са­тый чело­век явля­ется одним из них. Об этом, прежде всего, сви­де­тель­ствует сход­ство между голо­вами пер­со­на­жей. Они носят то же носо­вое укра­ше­ние в форме стержня и такую же при­ческу с аста­шелли в воло­сах. Все эти эле­менты не рас­кра­шены, т.е. они имеют белый цвет. Правда, у воинов-орлов аста­шелли снаб­жен крас­ной «юбочкой».

Фигуры вои­нов нари­со­ваны прак­ти­че­ски оди­на­ко­выми и отли­ча­ются только рас­крас­кой кожи. У троих для нее исполь­зо­ваны крас­ный, неф­ри­то­вый и жел­тый цвета. У чет­вер­того воина, кото­рый, видимо, при­над­ле­жит Дому орла Запада, кожа имеет красно-бело-полосатую рас­краску на теле и ногах и темно-серую рас­краску на лице. То есть он рас­кра­шен почти так же, как и тот воин, кото­рому орел выры­вает сердце. Исклю­че­ние состав­ляет рас­краска рук. Они чер­ные с шари­ками пуха орла поверху, как и у дру­гих воинов-орлов. Точно такую же рас­краску тела, рук, ног и лица, как у воина Дома орла Запада, имеет Миш­ко­атль в ипо­стаси Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли и в каче­стве опоры Сиуат­лампы – запад­ной части неба (см. фото 4 на преды­ду­щей стра­нице).

Таким обра­зом, текст посла­ния, поме­щен­ного на стра­нице 45, сви­де­тель­ствует о том, что жрецы, под руко­вод­ством кото­рых созда­вался Кодекс Бор­джиа, при­рав­ни­вают смерть воина на жерт­вен­ном камне к смерти на войне, и даже делают ее сим­во­лом смерти на войне и оли­це­тво­ре­нием самой войны.

Важно отме­тить, что худож­ник для созда­ния ком­по­зи­ции, оли­це­тво­ря­ю­щей войну, исполь­зо­вал уни­фи­ци­ро­ван­ную идео­грамму чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния, но внес в нее суще­ствен­ные изме­не­ния. В этом вари­анте у поло­са­того воина нет атри­бу­тов плен­ника. Во-первых, он здесь носит набед­рен­ную повязку, а зна­чит, по ацтек­ским поня­тиям, одет, т.е. не явля­ется голым. Во-вторых, руки его не свя­заны за спи­ной. Но почему же тогда в уни­фи­ци­ро­ван­ном вари­анте идео­граммы элит­ный ацтек­ский воин изоб­ра­жен как пленник?

По ана­ло­гии с прак­ти­кой и идео­ло­гией жерт­во­при­но­ше­ний Моче можно было бы пред­по­ло­жить, что поло­са­тый пер­со­наж – это про­иг­рав­ший участ­ник риту­аль­ной дуэли между элит­ными ацтек­скими вои­нами, кото­рые явля­ются сорат­ни­ками. Оче­видно, что кровь и жизнь элиты воин­ства были осо­бенно цен­ной жерт­вой богам. Однако све­де­ния о суще­ство­ва­нии у ацте­ков прак­тики таких дуэлей, в резуль­тате кото­рых про­иг­рав­ший боец ста­но­вился плен­ни­ком побе­ди­теля и отправ­лялся на жерт­вен­ный камень, отсутствуют.

Правда, из «Исто­рии Индий» доми­ни­кан­ского монаха Диего Дюрана (1538 – 1588) известно, что два раза в год, в марте и декабре, когда насту­пал день Nahui-Ollin – 4-Движение (Nahui – 4 и Ollin – дви­же­ние, или зем­ле­тря­се­ние), воины орде­нов Орла и Ягу­ара отме­чали осо­бенно тор­же­ствен­ные празд­ники в честь Солнца. Они устра­и­вали наряду с про­чим риту­аль­ные бои друг с дру­гом, сим­во­ли­зи­ро­вав­шие борьбу Солнца и света (орлы) с мра­ком и тем­но­той (ягу­ары)[2]. Логично было бы пред­по­ло­жить, что про­иг­рав­ший в таком бою при­но­сился в жертву. В пользу этого пред­по­ло­же­ния гово­рит и сим­во­лика рез­ной ком­по­зи­ции воен­ного бара­бана из Мали­налько (подроб­нее см.: «Цере­мо­ни­аль­ные бара­баны»).

Однако более веро­ятно, что под поло­са­тым пер­со­на­жем под­ра­зу­ме­ва­ются плен­ники, захва­чен­ные в ходе риту­аль­ных войн. У ацте­ков, как известно, они назы­ва­лись цве­точ­ными. У майя они име­но­ва­лись «звезд­ным вой­нами» Венеры, поскольку, согласно май­ян­ским над­пи­сям, дви­же­ние пла­неты Венера и ее поло­же­ние в небе были опре­де­ля­ю­щим фак­то­ром для их начала[3]. По всей веро­ят­но­сти, в Кодексе Бор­джиа также име­ются в виду «звезд­ные войны» Венеры. Однако в дан­ном слу­чае их пра­виль­нее было бы назвать цве­точ­ными вой­нами.

Такое умо­за­клю­че­ние можно сде­лать, исходя из тек­ста стра­ницы 45, кото­рый, напомню, посвя­щен теме «Вос­хож­де­ние пла­неты Венера как Утрен­ней звезды», а место дей­ствия в нем опре­де­ля­ется как «восточ­ное небо, небо вои­нов, на кото­ром появ­ля­ется Венера». Именно Утрен­ней звезде слу­жат здесь Дома воинов-орлов, жерт­вуя собой ради ее воз­рож­де­ния и вос­хож­де­ния на восточ­ное небо. В то же время в испан­ских доку­мен­тах, кото­рые осно­вы­ва­ются на рели­ги­оз­ной идео­ло­гии цен­тра импе­рии – Тено­чтит­лана, война и жерт­во­при­но­ше­ния пред­на­зна­чены Богу войны и Солнца – Уици­ло­по­чтли. Дви­же­нию Солнца, а не Венеры по восточ­ному небу до зенита спо­соб­ствуют воины, попав­шие после смерти в то место, кото­рое испан­ские монахи назы­вают Восточ­ным раем. (Подроб­нее см.: 1.2.2. Сакра­ли­за­ция войны.)

Рас­хож­де­ния с офи­ци­аль­ной рели­ги­оз­ной идео­ло­гией ацте­ков объ­яс­ня­ется тем, что Кодекс Бор­джиа был создан на зем­лях, кото­рые пред­по­ло­жи­тельно рас­по­ла­га­лись на тер­ри­то­рии совре­мен­ного мек­си­кан­ского штата Пуэбла (Puebla). Люди долины Пуэблы не хотели под­чи­няться меши­кам и при­зна­вать их богов и в осо­бен­но­сти Уици­ло­по­чтли. Глав­ными богами городов-государств этой долины – Тлаш­калы, Уэшот­цинко и Чолулы были Миш­ко­атль и Кецаль­ко­атль. Поэтому между городами-государствами Трой­ствен­ного союза (Мешико-Теночтитланом, Тла­ко­па­ном и Тес­коко), рас­по­ла­гав­ши­мися в Мек­си­кан­ской долине, с одной сто­роны, и сопер­ни­чав­шими с сою­зом городами-государствами долины Пуэблы – с дру­гой, велись так назы­ва­е­мые цве­точ­ные войны.

Винов­ник звезд­ных, или цве­точ­ных войн – Бог Утрен­ней звезды и сам пока­зан на стра­нице 45 как воин. Также в образе воина Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли пред­стает и на стра­нице 19 кодекса, оза­глав­лен­ной Э.-Г. Зей­ле­ром «Шесть обла­стей мира». Он изоб­ра­жен в ячейке, под­пи­сан­ной им «2. Тона­тиу инчан, восточ­ное небо». Здесь Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли нари­со­ван вме­сте с Кецаль­ко­ат­лем и идео­грам­мой жерт­во­при­но­ше­ния – поло­са­тым плен­ни­ком – между ними (фото 7).

image053Фото 7[4]. Стра­ница 19 «Шесть обла­стей мира». Фраг­мент «2. Тона­тиу инчан, восточ­ное небо»

Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли с копье­ме­тал­кой в пра­вой руке, зна­ком войны (круг­лым щитом и дро­ти­ками) – в левой и белыми жерт­вен­ными флаж­ками над голо­вой рас­по­ла­га­ется на алтаре, раз­ме­щен­ном на бело-красной плат­форме, кото­рая поко­ится на сим­воле земли (талли). На алтаре уста­нов­лено цом­пантли с двумя чере­пами, нани­зан­ными на его рейку. Справа с алтаря сте­кает поток воды (атль), а слева – поток огня (тла­чи­нолли), что чита­ется как атльт­ла­чи­нолли – жид­кий огонь, кровь – напи­ток, пита­ю­щий богов. Одно­вре­менно дан­ное соче­та­ние, как уже было отме­чено, обо­зна­чает войну.

Кецаль­ко­атль в этой сцене пока­зан как глав­ное дей­ству­ю­щее лицо. Его фигура имеет гораздо бόль­шие раз­меры по срав­не­нию с фигу­рой Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли. Кроме того, Кецаль­ко­атль пред­став­лен с пол­ным набо­ром инсиг­ний, кото­рые отра­жают, видимо, все его ипо­стаси. Так, на лице Кецаль­ко­атля – крас­ная маска Бога ветра (Эекатля), на затылке – крас­ный круг с отхо­дя­щими от него лучами, кото­рый отно­сится к атри­бу­там Тона­тиу, Бога Солнца. Он нари­со­ван на тем­ном пред­рас­свет­ном небе. В левой руке Кецаль­ко­атль дер­жит сим­волы жреца, кото­рым он явля­ется среди богов. Это: пер­фо­ра­торы для кро­во­пус­ка­ния – заост­рен­ная чело­ве­че­ская кость, лист магея, а также риту­аль­ная сумка с копа­лом.

Здесь Кецаль­ко­атль высту­пает в роли жреца, про­во­дя­щего жерт­во­при­но­ше­ние. Длин­ным ост­рым ног­тем ука­за­тель­ного пальца пра­вой руки он рас­се­кает кро­ва­вую змею с белой жерт­вен­ной верев­кой в зубах. Это сим­во­ли­зи­рует совер­ша­ю­щийся в дан­ный момент акт жерт­во­при­но­ше­ния. Одно­вре­менно жерт­вен­ный нож вон­за­ется в грудь поло­са­того плен­ника – звезд­ного воина. Дру­гие ору­дия жерт­во­при­но­ше­ния также ока­зы­ва­ются рас­се­чен­ными, что, как и в слу­чае с кро­ва­вой змеей, гово­рит о совер­ше­нии жерт­во­при­но­ше­ния. Среди них: ицтли – чер­ный обси­ди­а­но­вый нож, лежа­щий у ног Кецаль­ко­атля, а также кость и лист магея в его руках. Рас­се­чен­ные пер­фо­ра­торы сви­де­тель­ствует о том, что в это же время про­ис­хо­дит ритуал кровопускания.

image013image015image017



[1] https://digi.vatlib.it/view/MSS_Borg.mess.1/0047

[2] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/znat-svetskaya-i-voennaya.html#.WhuSD3lx11A).

[3] Borhegyi C. Hidden in Plain Sight. Mushrooms Encoded in Pre-Columbian Art. 2010 (http://www.mushroomstone.com/partibreaking.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>