I.2.3.3.1.3. Змееподобные сущности, или цепи ДНК

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.1.3. Змее­по­доб­ные сущ­но­сти, или цепи ДНК

image001Фото 1. Фраг­мент выши­той каймы. Раз­меры: 15,24×71,12 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IVIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[1]

image002Фото 2. Фраг­мент выши­той каймы покрова. Раз­меры: 74,5×15 см. Пара­кас, Перу. Ран­няя часть Ран­него про­ме­жу­точ­ного пери­ода (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Тек­стиль­ная кол­лек­ция, Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии, Кем­бридж­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, Вели­ко­бри­та­ния[2]

Сразу в трех музеях мира – Музее архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Кем­бридж­ского уни­вер­си­тета, Бри­тан­ском музее и Метрополитен-музее искусств – хра­нятся фраг­менты каймы с почти оди­на­ко­вым моти­вом из двух пере­пле­та­ю­щихся лент. На пер­вый взгляд кажется, что в трех музеях нахо­дятся три фраг­мента одного и того же покрова. Но если при­смот­реться, то можно отыс­кать отли­чия, в первую оче­редь, в узоре лент. Сле­до­ва­тельно, мы имеем дело с фраг­мен­тами трех раз­ных покро­вов. Это гово­рит о рас­про­стра­нен­но­сти дан­ного мотива и его важ­но­сти для Пара­каса. Метрополитен-музей искусств дати­рует кайму IVIII вв. до н.э., Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Кем­бридж­ского уни­вер­си­тета 200 г. до н.э. –  200 г. н.э., а Бри­тан­ский музей 1 – 500 гг. н.э., и лишь он ука­зы­вает на место находки – Некро­поль Паракаса.

image004Фото 3. Тек­стиль­ный фраг­мент с бахро­мой. Раз­меры: длина 12 см (+3 см бахрома), ширина: 57 см. Мате­ри­алы и тех­ники: тка­не­вая основа полот­ня­ного пере­пле­те­ния из хлопка, покры­тая вышив­кой сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками крас­ного, индиго, зеле­ного, жел­того и корич­не­вого цве­тов. Культура/период: Пара­кас(?). Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Некро­поль Пара­каса. Бри­тан­ский музей[3]

Ком­мен­ти­рует изоб­ра­жен­ное на кайме также только Бри­тан­ский музей. Он опи­сы­вает его сле­ду­ю­щим обра­зом: «Две длин­ные пере­пле­тен­ные змее­вид­ные фигуры с голо­вой в виде чет­ве­ро­но­гого суще­ства – реп­ти­лии; узор­ные тела; внутри оваль­ных полей, созда­ва­е­мых смы­ка­ю­щи­мися телами, нахо­дятся малень­кие фигуры – коша­чьего, мле­ко­пи­та­ю­щего с длин­ным клю­во­вид­ным отрост­ком и лягушки(?), вто­рая лягушка появ­ля­ется рядом с «голо­вой» змея»[4].

image006Фото 4[5]. Круп­ный план «лягушки» с каймы из Бри­тан­ского музея

На мой взгляд, «лягушка» (фото 4) больше похожа на малень­кую чере­пашку в маске чело­века, а чет­ве­ро­но­гий змей (фото 5) – на двой­ную рыбу Паракаса.

image008Фото 5[6]. Круп­ный план пра­вого края фраг­мента покрова из Бри­тан­ского музея с «чет­ве­ро­но­гим суще­ством – реп­ти­лией» и «лягушкой»

На двух дру­гих фраг­мен­тах каймы вышито зеле­ное суще­ство, похо­жее на скор­пи­она. Но оно в прин­ципе пред­став­ляет собой умень­шен­ную копию созда­ния, явля­ю­ще­гося голо­вой змея, рядом с кото­рой и рас­по­ло­жено (фото 6).

image010Фото 6. Фраг­мент выши­той каймы из Метрополитен-музея искусств[7]

Весьма схо­жие созда­ния изоб­ра­жены на тек­стиль­ных фраг­мен­тах, хра­ня­щихся в Музее архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди (фото 6а), в ката­логе кото­рого они названы яще­ри­цами. Среди них есть те, у кото­рых почти чело­ве­че­ские маски/головы, а также маски/головы, более напо­ми­на­ю­щие коша­чьи, и др. Созда­ния обла­дают телом, таким же, как пере­пле­та­ю­щи­еся змеи на кайме покро­вов. Кем они явля­ются? Может быть, это – одна из началь­ных форм на пути созда­ния чело­века и живот­ных? А поскольку под зве­рем в коша­чьей маске все­гда под­ра­зу­ме­ва­ется дино­завр, то, может статься, и дино­завры – тво­ре­ния богов во плоти?

image039Фото 6а. Тек­стиль­ные фраг­менты из корич­не­вого хлопка с бахро­мой, выши­тые сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками крас­ного, жел­того, синего, розо­вого, беже­вого цве­тов. Раз­меры: 6,5×3,5 см. Культура/период: Некро­поль Пара­каса. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Пара­кас(?). Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[7a]

Осо­бый инте­рес вызы­вают, конечно, выши­тое на всех фраг­мен­тах созда­ние «с длин­ным клю­во­вид­ным отрост­ком» – такое же, как то, что изоб­ра­жено на сосуде с фото 19, с. 16, и похо­жее на него суще­ство в коша­чьей маске, т.е., по моему мне­нию, дино­завры. Они изоб­ра­жены как с двумя, так и с четырьмя ногами. Круп­ным пла­ном заснят только дино­завр с каймы из Музея архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Кем­бридж­ского уни­вер­си­тета (фото 7).

image012Фото 7. Круп­ный план фигуры дино­завра с каймы из Музея архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Кем­бридж­ского университета

У меня не вызы­вает ника­ких сомне­ний то, что пере­пле­та­ю­щи­еся змеи – это двой­ная спи­раль ДНК, а вся ком­по­зи­ция каймы посвя­щена сотво­ре­нию чело­века (а, может, и не только) богами во плоти.

image040Фраг­мент каймы. Позд­ний Пара­кас, около 300 – 200 гг. до н.э.[7b]

Уже после пуб­ли­ка­ции дан­ного мате­ри­ала я нашла фото­гра­фию еще одного фраг­мента каймы. (Он взят из книги: Ferdinand Anton. Ancient Peruvian Textiles. New York: Thames and Hudson, 1987.) О сущ­но­сти змеев на ней гово­рится более опре­де­ленно. Голова у них изоб­ра­жена здесь не как неве­до­мое чет­ве­ро­но­гое созда­ние, а как маска, кото­рая в Пара­касе сим­во­ли­зи­рует боже­ство и имеет отно­ше­ние к богам во плоти.

 image014Фото 8[8]. Внеш­ний бор­тик каймы и бахрома фраг­мента из Бри­тан­ского музея

На круп­ном плане фото 8 видны выши­тые на бор­тике каймы кро­шеч­ные спи­рали в виде змей с круг­лой голо­вой и высу­ну­тым язы­ком и телами, покры­тыми шипами, кото­рые есть и на совре­мен­ном изоб­ра­же­нии двой­ной спи­рали ДНК (фото 10).

image041Фото 8а. Дере­вян­ная скульп­тура из кол­лек­ции Абра­хама Весь­аны Гутье­реса (Abraham Veciana Gutiérrez)[8a]

Среди дере­вян­ных скульп­тур, свя­зан­ных с кам­нями Ики, помимо тех, на кото­рых люди вза­и­мо­дей­ствуют с дино­зав­рами, суще­ствует фигура, дер­жа­щая в руках змее­по­доб­ную сущ­ность (фото 8а). Кроме того, есть камень, на кото­ром, по мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, также изоб­ра­жена спи­раль ДНК, кото­рая пока­зана тоже в виде змея (фото 9).

image016Фото 9[9]. Ком­по­зи­ция, выгра­ви­ро­ван­ная на камне Ики, с изоб­ра­же­нием спи­рали ДНК. Музей гра­ви­ро­ван­ных кам­ней Ики Хавьера Кабреры, Ика, Перу

На фото 10 можно видеть совре­мен­ное изоб­ра­же­ние дой­ной спи­рали ДНК и можно кон­ста­ти­ро­вать, что пере­пле­та­ю­щи­еся змеи на фраг­мен­тах каймы создают очень похо­жий узор.

image018Фото 10[10]. Двой­ная спи­раль ДНК

В Метрополитен-музее хра­нится кусо­чек каймы (фото 11), видимо, из той же тема­ти­че­ской серии, что и уже упо­мя­ну­тые три фраг­мента. На нем вышиты схо­жие змеи и зеле­ный «скор­пион». Змеи короче и состав­ляют они Х-образную фигуру, кото­рую в иссле­ду­е­мом кон­тек­сте, разу­ме­ется, хочется назвать хро­мо­со­мой. (Ее совре­мен­ное изоб­ра­же­ние пока­зано на фото 12.) Одна змея без головы как бы рас­се­кает надвое дру­гую с двумя головами.

 image020 image022Фото 11. Фраг­мент выши­той каймы. Раз­меры: 10,16×16,51 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IVIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[11]. Фото 12. Хро­мо­сома[12]

После того как мне стал поня­тен смысл моти­вов с пере­пле­та­ю­щи­мися лентами-змеями, я еще раз пере­смот­рела свою кол­лек­цию фото­гра­фий тек­стиля в стиле Некро­поля Пара­каса и нашла, что такие ленты есть на очень мно­гих ком­по­зи­циях, где они пока­заны как змее­по­доб­ные сущ­но­сти. При этом они могут быть изоб­ра­жены как с шипами (зуб­чи­ками, завит­ками) по всей длине (фото 13), так и без них (фото 14).

image024Фото 13. Мотив каймы покрова круп­ным пла­ном. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии, Лима, Перу[13]

Осо­бенно впе­чат­ляет мотив покрова из кол­лек­ции Думбартон-Оакса (фото 14). На нем широ­кую пря­мую ленту, иду­щую вдоль позво­ноч­ника пер­со­на­жей, обви­вает змея, весьма похо­жая на спи­раль ДНК. Среди пер­со­на­жей есть обе­зьяны, что снова застав­ляет вспом­нить о гипо­тезе док­тора Кабреры, кото­рый счи­тал, что людей боги во плоти сотво­рили, исполь­зуя обе­зьяну (подроб­нее см. I.2.3.2.3. Рас­пи­сан­ные маски лож­ных голов фардо, с. 9).

image026Фото 14. Круп­ный план участка покрова с кай­мой. Раз­меры покрова: 129×276 см. Мате­ри­алы: шерсть, хло­пок. Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, 100 – 200 гг. н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашинг­тон, США[14]

В плане иссле­до­ва­ния лент, похо­жих на цепи ДНК, боль­шой инте­рес пред­став­ляет орна­мент покрова из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (фото 15 – 19).

image028Фото 15[15]. Покров. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии, Лима, Перу

На мотиве покрова при­сут­ствует пре­иму­ще­ственно мор­ская тема­тика, глав­ным обра­зом рыбы. Даже гигант­ская голова боже­ства, вызы­ва­ю­щая ассо­ци­а­ции с искус­ственно дефор­ми­ро­ван­ными чере­пами пара­кас­цев, состав­лена из двух двой­ных рыб Паракаса.

image030Фото 16[16]. Круп­ный план основ­ного поля покрова с каймой

image032Фото 17[17]. Круп­ный план мотива каймы покрова

На мотиве покрова цепи ДНК, или змеи, исхо­дя­щие из обла­сти ушей и талии боже­ства, соеди­нены с двой­ной рыбой Пара­каса. При этом рыба не явля­ется есте­ствен­ным завер­ше­нием змеи, как это обычно бывает с головой/маской змеи. Между рыбой и лен­той про­ве­дена пря­мая линия, кото­рая гово­рит о том, что они были состав­лены вме­сте искус­ственно, срощены.

image034 image036Фото 18[18]. Круп­ный план мотива на основ­ном поле покрова. Фото 19. Этот же мотив, повер­ну­тый на 180о

Фигура боже­ства пока­зана на основ­ном поле покрова как вверх, так и вниз голо­вой. В поло­же­нии вниз голо­вой оно пред­стает в обли­чии мор­ского чудо­вища с огром­ной зуба­стой пастью (фото 19).

Про­дол­же­ние: с. 18

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 17 | 18 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>