Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.1.1. Божество Паракаса
I.2.3.3.1.1.1. Сотворенный предок
Кот, кот-динозавр являются наиболее распространенными образами тканей геометрического стиля. И маленькие изображения обезьяны-динозавра можно найти уже на самом раннем текстиле Паракаса – тканях коричневой гаммы. На тканях с красной каймой обезьяна прочно занимает свое место среди наиболее распространенных образов узорных композиций в качестве божества-первопредка, хотя и уступает по популярности коту. Изображение божеств-первопредков, к которым паракасцы относили кота и обезьяну, является одной из главных тем росписей масок ложных голов погребальных фардо. На мотивах горизонтальной композиции тканей в стиле Некрополя Паракаса эта тема получила дальнейшее развитие. Существует группа покровов, украшенных одним мотивом, два варианта которого с помощью едва заметных изменений представляют два образа – обезьяну и обезьяну с кошачьей головой.
Фото 1[1]. Кайма покрова периода Некрополя Паракаса (сведений нет)
Примером может служить узор каймы несохранившегося покрова (фото 1 и 2). На одном из вариантов ее мотива у божества тело обезьяны и голова кота, о чем свидетельствуют кошачьи ушки и ротовая маска с прямыми – кошачьими усами – и усами более длинными, закрученными на конце. Голова соединена с широкой лентой, которая проходит по его спине и заканчивается хвостом, на конце которого помещена голова обезьяны. При этом лента имеет вид цепи ДНК (подробнее см.: «Змееподобные сущности, или цепи ДНК»).
Фото 2. Изображение каймы покрова, отраженное по вертикали
На втором варианте мотива (крайний справа на фото 2) божество обладает и телом, и головой обезьяны. Абрис головного убора остается прежним, но на его верхних треугольных выступах уже не изображены ушки кота, а на ротовой маске сделан цветовой акцент на вторую пару усов – с закрученными концами. На хвосте обезьяны находится голова кошачьего. Таким образом, очевидна попытка древнего художника представить божество как одно в дух лицах.
Интересно, что в Южной Америке, и в частности, в восточном Перу и на севере Боливии обитает маленькая обезьянка, называющаяся императорским тамарином (фото 3 и 4)[2].
Императорский тамарин, как это показывает фото 3, очень напоминает длинношерстного кота. На этом же снимке можно видеть его отставленный большой палец на ноге. А на фото 4 обезьянка демонстрирует нам точную копию ротовой маски с острыми клыками и высунутым языком, который как нельзя лучше подошел для обозначения шланга дыхательного аппарат.
Фото 5. Покров с вышитыми фигурами. Размеры: 129×276 см. Материалы: шерсть, хлопок. Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, 100 – 200 гг. н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[5]
Сыграл ли императорский тамарин какую-то роль в создании визуального образа обезьяны-кота Паракаса, неизвестно. Но мордочкой он мало похож на типичную обезьяну, и лицо божества, очевидно, было взято у другого вида обезьян, как это показывает большинство вышивок, и в частности, мотив покрова из коллекции Думбартон-Оакса (фото 5 – 9).
Фото 6. Крупный план участка покрова с каймой
Вот, как описывается мотив покрова в каталоге Института «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса»: «Обезьяноподобная фигура размахивает маленькой трофейной головой, пока она летит по этому покрову. Она одета в тунику, набедренную повязку и леггинсы (leggings) и носит браслеты на руках и ногах, а также сложную лицевую маску»[6].
Фото 7. Мотив с обезьяной на кайме покрова
«Для члена общества Паракаса, – говорится в каталоге, – эта летающая обезьяна с сопровождающей ее атрибутикой была, вероятно, узнаваемым персонажем в его краю. Это один из нескольких видов фантастических существ, представленных на вышитых цветовых блоках, которые украшают текстиль, найденный в некрополе на полуострове Паракас в Перу. Возможно, божество – мифический предок, своего рода тотемная фигура, или животное – двойник человека, трансформировавшегося в процессе духовного путешествия, оно, видимо, должно было охранять и защищать умершего владельца покрова, пока он или она совершали переход в загробную жизнь»[7].
Персонаж на покрове скорее плывет, чем летит. Но эти возможности божества в данном сюжете отошли на второй план и ни одним из известных мне символов не обозначены. В то же время на мотиве в большом количестве представлена символика, касающаяся происхождения человека, главными элементами которой являются цепи ДНК, показанные в виде змееподобных сущностей. Одна из них даже изображена в виде спирали, которая обвивает широкую и прямую сущность на спине божества.
Фото 8. Мотив с человеком каймы покрова
Изображения змееподобных сущностей как цепей ДНК часто встречаются на мотивах Некрополя Паракаса в качестве атрибутов божеств, но нет уверенности, что все художники понимали хотя бы отчасти, что они этим передают, а не просто повторяли установки канона. Я же вижу на мотиве покрова из коллекции Думбартон-Оакса, кроме спирали ДНК, прямые ленты с шипами и без, а также две переплетающиеся ленты, которые имеют отношение к младшему божеству, находящемуся в левом верхнем углу на мотиве с фото 8. Каждая из них покрыта своими значками. Мотивы данного покрова, как и мотивы каймы покровов, о которых говорилось в подразделе «Змееподобные сущности, или цепи ДНК», очевидно несут на себе послание, в котором осознанно записана информация о происхождении андцев. Хотелось бы, конечно, чтобы мотивы оценил генетик.
Фото 9. Второй вариант мотива с человеком каймы покрова
В лице персонажа второго варианта мотива (фото 8 и 9) я тщетно искала черты кота. Их отсутствие подтверждают мою версию о том, что послание покрова составляли осведомленные жрецы. Очевидно, им было известно, что кот в действительности не был использован при создании андца. И на обезьяну персонаж мало похож. Может быть, второй персонаж – человек? Это было бы логично.
Фото 10. Серповидное украшение из листового золота со змееголовыми ответвлениями. Культура/период: Наска. Дата: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Раскопки/место находки: Наска. Британский музей[8]
Интересно, что персонаж второго варианта мотива – допустим, человек – изображен в ротовой маске, по конструкции близкой к тем, которые были найдены в гробницах Наски (фото 10). Но на вышивке (как и на нескольких росписях керамики) у маски есть еще пара дужек на длинной ножке, которые огибают глаза и передают очки для подводного плавания. Сплошной маски, которая закрывает все лицо, характерной для большинства мотивов, на ней нет. На лице обезьяны ротовая маска выполнена в черном цвете и практически не видна, однако ее черные дужки удачно очерчивают характерную для обезьяны область вокруг глаз, т.е. фактически именно они делают лицо божества обезьяньим.
Фото 11. Покров. Размеры: длина 276,7 см, ширина 144 см. Материал: ткань (шерсть верблюдовых, хлопок). Техники: полотняное переплетение, стебельчатый шов. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побережье Перу, Ика. Американский музей естественной истории Нью-Йорк, США[9]
На мотиве покрова Американского музея естественной истории (фото 11 – 15) также вышита обезьяна, правда, со ступнями человека (фото 12 и 13).
Фото 12. Мотив с божеством-обезьяной на основном поле покрова
Змееподобные сущности мотива тоже изображены как цепи ДНК. Однако они представлены здесь в более простом виде, который характерен для большинства подобных мотивов, не несут подробной информации, как в предыдущем случае, и служат, скорее всего, лишь символом того, что божество является прародителем паракасцев.
Фото 13. Мотив с божеством-обезьяной на кайме покрова
На основном поле покрова и на кайме обезьяны немного различаются. Персонаж, вышитый на кайме (фото 13) меньше похож на обезьяну. Чуть-чуть другие уши, другая ротовая маска и впечатление меняется.
Фото 14. Мотив с драконом на основном поле покрова. Фото 15. Мотив с драконом на кайме покрова
На втором варианте мотива, у обезьяны голова, судя по вытянутой морде, вполне может быть головой динозавра, а скорее, дракона (фото 14 и 15), который характерен для чавинской и неочавинской системы символов. У него даже ноздри спиралевидной формы, как в чавинской традиции.
Фото 16. Кайма покрова. Размеры: 225×13 см. Материалы и техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками на ткани из хлопка. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-2 (100 – 200 гг. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[10]
Мотив, вышитый на кайме несохранившегося покрова из Музея мировой культуры в Гетеборге (фото 16), специалисты музея считают редким потому, что он состоит не из одной, а из двух фигур, которые взаимодействуют друг с другом. Они почти касаются головами и держатся за концы предмета, похожего на налобное украшение. Судя по шапке в форме головы кота, персонаж в желтой тунике представляет кошачье божество. Второй персонаж, по логике вещей, должен представлять обезьяну.
Вот какое описание персонажей мотива дает каталог музея: «Одна фигура одета в короткую тунику и кошачью шапку, носит украшения на лбу и в волосах, на шее – ожерелье. В руке держит веер. Вторая фигура одета в накидку и длинную юбку, носит украшения в волосах и ожерелье из раковин, в руке держит клубень. Из обеих фигур появляются ленты в форме змеи»[11].
У божества в кошачьем головном уборе туника сзади образует нечто вроде рукава, из которого выходит покрытая шиповидными отростками змееподобная сущность с оскаленными зубами, которая, помимо всего прочего, означает хвост. У второго персонажа также есть хвост из змееподобной сущности с завитками по телу вместо шипов, заканчивающийся круглой головой с кроткими глазами, розовыми усами и маленьким ротиком, не демонстрирующим зубы. Второй персонаж на этом мотиве может быть женским. Он держит в руке клубень – обычно атрибут женского божества. В его костюм входит короткая накидка – женская одежда в Андском мире и, по словам шведских ученых, «длинная юбка». Но юбка – это предмет мужского гардероба в Андском мире. Думается, женское божество одето в длинную тунику.
Таким образом, вполне возможно, что на мотиве представлены прародители паракасцев в виде двух существ разного пола – мужчины (кота) и женщины (обезьяны), что делает его действительно редким не только благодаря композиции из двух фигур, но и благодаря не встречающейся более ни на одном мотиве Паракаса трактовке прародителей как «семейной» пары.
Фото 17. Кайма покрова. Размеры: 285×14 см. Материалы и техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками на ткани из хлопка. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза 1B – 2. Музей мировой культуры, Гетеборг[12]. Фото 18. Второй варианта мотива каймы
Однако четкое разделение ипостасей персонажей мотивов на божество-обезьяну и божество-кота/дракона встречается редко. Так, у персонажа каймы покрова из Музея мировой культуры (фото 17) нет явных отличительных знаков того или иного животного. У него голова скорее обезьяны, нежели кошачьего, и ротовая маска снабжена лишь одной парой усов – с завитыми концами. Прямых кошачьих усов нет. Но на втором варианте мотива этой же каймы (фото 18) ее идущие вертикально отростки становятся кошачьими ушками. В результате и лицо – вроде бы обезьянье – делается похожим на кошачье.
Складывается впечатление, что канон требовал одновременно различать божество-обезьяну и божество-кота/дракона и объединять их в одно божество. На тех покровах, где представлены два почти одинаковых божества, но с разными лицами и атрибутами, разделение более очевидно, чем там, где божество не имеет пары, а, скорее всего, объединяет в себе обе ипостаси и при этом еще и обладает ногами человека. Конечно, называть божество котом-драконом-обезьяной-человеком нелепо. Наверное, следует именовать его Божеством Паракаса.
Фото 19[13]. Желтая кайма в витрине Музея мировой культуры Гетеборга
Божество Паракаса на мотиве с одной из самых детализированных композиций представлено на кайме из Мировой культуры Гетеборга. Выполнена она нитками 23 цветов. Такое количество цветов считается наибольшим из известных среди вышивок Паракаса. По спине божества проходит лента, внутри которой переплетаются змееподобные сущности с двумя телами, которые также имеют отношение к генетической символике, как показывают мотивы каймы покровов, специально посвященных теме происхождения человека (см.: «Змееподобные сущности, или цепи ДНК»).
Фото 20. Желтая кайма покрова. Размеры: 342×20 см. Материалы и техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками 23 различных цветов на ткани из хлопка полотняного переплетения. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период-2 (100 – 200 гг. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[14]
В композицию мотива входит необычно большое количество человеческих и почти человеческих лиц. Есть даже две человеческие фигурки с раскрашенными в желтые и синие клетки лицами, которые составляют головной убор божества (фото 20, 21).
Фото 21. Крупный план головы божества
В одной руке оно держит голову/маску и две сущности, которые обычно помещаются на голову божества в качестве налобного украшения, а в другой – предмет, похожий на обсидиановый нож, у которого вместо лезвия треугольная голова/маска. Как головы/маски выглядят и ступни божества. Ленты, исходящие из его собственной головы более всего походят на змей, а две другие заканчиваются толстыми лапами и головой зверя, у которого больше сходства с большой собакой, чем с кошачьим.
Фото 22. Крупный план каймы с фестонами
На фестонах каймы вышиты такие же звери (фото 22).
Фото 23. Фрагменты основного поля покрова. Размеры: 14×11 см. Материалы и техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками 18 различных цветов на ткани из хлопка полотняного переплетения. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-2 (100 – 200 гг. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[15]
Специалисты Музея мировой культуры Гетеборга предполагают, что кайма могла быть частью покрова, основное поле которого было вышито мотивом, составленным из 18 цветов, варианты которого засняты на фото 23.
Мотив каймы может быть отнесен к горизонтальному канону (позе пловца), но положение головы у персонажа на нем иное и соответствует канону третьей ипостаси сера окулядо на тканях коричневой гаммы. Так, наверное, выглядит голова дракона сверху.
Конфигурация мотива основного поля покрова вроде бы осталась прежней. Тем не менее художник исказил фигуру божества, как искажает ее толща воды, создав впечатление того, что божество зависло, погружаясь в глубину, чтобы посмотреть вперед. При этом его голова стала еще более похожа на голову дракона.
Фото 24. Вышитые фрагменты покрова. Размеры: 10,8×12,7 см и 11,43×13,97 см. Материалы: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Дата: V – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[16]
В Метрополитен-музее искусств хранится несколько мотивов (фото 24 и 25), очень схожих с мотивами Музея мирового искусства. Сходство вышивок настолько велико, что я отнесла бы их к одному и тому же покрову.
Фото 25. Варианты мотива основного поля покрова из Метрополитен-музея искусств
Продолжение: с. 21
[1] http://capsuladetiempoperiodismoperu1.blogspot.ru/2013/02/sistemas-ideograficos-de-comunicacion.html
[3] http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=195026961&journalid=3222837&categ=0&go=prev
[4] http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=195026961&journalid=3222837&categ=0&go=prev