Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас. I.2.3.3.1.1. Божество Паракаса, продолжение
I.2.3.3.1.1.4. Божество Паракаса с помощниками
Фото 1. Вышитый покров. Размеры: 238,1×106,7 см. Материал: шерсть верблюдовых. Некрополь Паракаса, Южное побережье Перу. 100 г. до н.э. – 200 г. н.э. Институт искусств Чикаго, США[1]
Персонаж, вышитый на роскошном покрове из Института искусств Чикаго (фото 1 – 3), можно определить как Божество Паракаса, хотя канон изображения и его идеология здесь заметно отличаются от рассмотренных ранее.
Фото 2[2]. Один из вариантов основной фигуры покрова
Шлем персонажа не обозначен по бокам лентами из орехер. Они заменены лишь парой орехер в человеческих, заметьте, ушах и ожерельем. Ротовой маски нет. Вместо нее изображено нечто вроде ступенчатой пирамиды. Другими словами, набор головных украшений соответствует круглому шлему водолаза. Обезьянья составляющая выявлена лишь звериными стопами, правда, они изображены как стопы человека-дракона в соответствии с чавинской традицией. В то же время кошачья составляющая вынесена на первый план. Кошачьими головами заканчиваются змееподобные сущности персонажа, а подмышкой он держит самого кота в ротовой маске. На его лапках изображены мордашки, кажется, даже с кошачьими ушками. Какую роль играет кошачье божество на данном мотиве, я не знаю. Могу лишь предположить по аналогии с неочавинскими изображениями, что оно является божеством-помощником.
Фото 3[3]. Участок основного поля покрова крупным планом и один из вариантов мотива
Вторыми по значимости показаны символы полета: крыло на шапке персонажа и узор с птицами на кайме его туники. Драконья составляющая обозначена ступнями с драконьим пальцем. Персонаж выглядит более человеком, нежели зверем и его хочется назвать летающим человеком-котом.
В этом мотиве прослеживается влияние чавинской традиции представления божества, в соответствии с которой божество – это человек, обладающий властью во всех трех мирах андского космоса, что передается с помощью системы ассоциативных символов: кошачье – земля, птица – небо, дракон – все три мира. Их характерные черты – символы присутствуют на каждом изображении божества. То животное, в ипостаси которого находится божество на конкретном изображении, становится главным, и соответственно его символы выходят на передний план. При этом божество само имеет черты данного животного и может сопровождаться изображением его маленькой фигуры.
Фото 4. Фрагменты каймы. Текстиль. Хлопок, полотняное переплетение; вышивка хлопком и шерстью (верблюдовых) стебельчатым швом. Наска, Койунго (Coyungo), долина Наски, Южное побережье Перу. 100 г. до н.э. – 200 г. н.э. Институт искусств Чикаго[4]
По тому же канону выполнен мотив каймы несохранившегося покрова, остатки которой также хранятся в Институте искусств Чикаго (фото 4). Правда, найдены они не в Некрополе Паракаса, а в Койунго, долина Наски, и рисунок и цветовая композиция мотивов не столь искусны. Кроме того, если кошачье в руках персонажа покрова из Некрополя более всего похоже на пуму – горного льва, то кошачье персонажа каймы из Койунго имеет пятна на шкуре и, следовательно, представляет ягуара (фото 5). К тому же у персонажей каймы из Койунго на шапке нет птичьего крыла и лишь узор каймы на подоле туники немного напоминает птиц.
Фото 5. Мотив слева в нижнем ряду
Но не все персонажи мотивов каймы из Койунго, держат подмышкой ягуара. На втором варианте мотива (фото 6) его место занимает веселый человечек с распущенными волосами, который прижимает к груди веер. Такие человечки являются главными персонажами на покровах, о которых речь пойдет позже. Они представляют собой, по моему мнению, изображения обожествленных предков.
Фото 6. Средний мотив в верхнем ряду и его отражение по вертикали
Каким же могуществом должно было обладать божество, которому служили фелино и обожествленный предок-человек? При этом главное божество без всякого почтения их еще и держит подмышкой!
Ипостась божества на втором варианте мотива неясна. Его лицо уже не похоже на кошачье. Змееподобная сущность-хвост заканчивается головой, напоминающей собачью. А на кайме его туники вышит меандровый орнамент в виде волн. Может быть, это человек-дракон?
Фото 7. Покров. Размеры: длина 270,5 см, ширина 134 см. Материалы: ткань (шерсть верблюдовых, хлопок). Техники: полотняное переплетение; швы – стебельчатый и скрещенной вязальной петлей. Культура: Паракас–Наска (переходный период). Период: 200 г. до н.э. – 200 г. н.э. Место находки: Ика. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[5]
Группа композиций, где показаны божества с крыльями, не несет на себя заметного чавинского влияния. Божество Паракаса на них имеет конечности не человека-дракона, а обезьяны и окружено генетической символикой. И это неудивительно. Два вышитых артефакта из представленных здесь найдены в Ике.
Фото 8. Мотив центральной полосы покрова
На покрове из Американского музея естественной истории (фото 7 – 11) изображено Божество Паракаса с крыльями и хвостом. По направлению движения божества помещена изогнутая фигурка человечка, которая никак с ним не соединена. Рядом с висками божества можно видеть двух крохотных рыбок, которые как будто бы поклевывают его ленты из орехер. Символы птицы и рыбы позволяют говорить о том, что божество плавает под водой и летает по воздуху.
Божество одето в короткую тунику, тапаррабо и рейтузы с бахромой. На данном мотиве очень хорошо видно, что это именно бахрома рейтуз, а не ножные браслеты.
Мотивы покрова насыщены генетической символикой. Две змееподобные сущности, сиречь цепи ДНК, даже украшают его головной убор. Кроме того, одна такая сущность выходит изо рта божества, а другая из живота (пупка?). Какие-то генетические значки есть и на крыльях божества. Очень подробное послание находится на бахроме покрова.
На бахроме вышит парный мотива, занимающий два фестона. На одном из них располагается Божество Паракаса, а на другом – таинственное божество, у которого показана только голова. Рты божеств соединены между собой широкой змееподобной сущностью с масками/головами вместо зубчиков снаружи. Еще одна змееподобная сущность с привычными шипами по телу находится у первой сущности внутри. К одному боку последней прикреплено небольшое создание с двумя ногами.
Лицо второго божества читается неясно. Складывается впечатление, что вместо лица под сияющим головным убором – темнота, в которой плавают белые овалы глаз или прорезей маски. На его головном уборе изображены летучие мыши, которые будто рычат друг на друга.
На лице у Божества Паракаса показана только область глаз. Оно напоминает летчика в снаряжении для полетов в разреженной атмосфере: его голову закрывает шлем, а нижнюю часть лица – характерная маска со шлангом. Кажется, что божество сидит в кресле. Об этом говорят соответствующая поза и нечто вроде сидения под ним, которое обозначено белой кривой линией.
В состав головных уборов обоих божеств входит нечто, похожее на две раскрытые кисти рук (у Божества Паракаса) и на две звериные лапы (у второго божества).
Фото 11. Участок покрова с основным полем и фестонами бахромы
Покров следует отнести к шедеврам Паракаса. Он выделяется не только богатством декора и детально проработанными многоцветными мотивами. Его узорные композиции уникальны, а дизайн отличен от классического. Основное поле заполнено разноцветными блоками с геометрическим рисунком, которые покрывают его поверхность полностью. При этом блоки одного цвета выстроены по диагонали, а не в шахматном порядке. На блоках изображена маска сера окулядо с загнутыми на концах лучами. У покрова нет привычной каймы по периметру. Полоса с изображениями божеств, аналогичная ей, находится на его средней линии. Роль каймы с вышитыми мотивами здесь играет бахрома с фестонами.
Фото 12. Фрагмент каймы. Размеры: длина 61 см, ширина 13 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Техники: полотняное переплетение, вышивка (стебельчатый шов и шов скрещенной вязальной петлей), бахрома. Культура: Паракас. Место: Ика. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Американский музей естественной истории[6]
Судя по остаткам каймы, заснятым на фото 12, несохранившийся покров, которому она принадлежала, также мог быть одной из вершин мастерства паракасских художников и вышивальщиков. На ее мотиве способность Божества Паракаса летать передана с помощью божества-помощника в виде маленькой фигуры человека с птичьими крыльями и хвостом. Его лицо скрыто голубой маской. В руках он держит то, что принято считать налобным украшением, и змееподобную сущность. Божество-птица соединено со ртом Божества Паракаса змееподобной сущностью с генетическими символами.
Фото 13. Фрагмент каймы несохранившегося покрова. Перу, Южное побережье, Паракас, около 100 – 50 гг. до н.э. Текстильный музей, Вашингтон, США[7]
А на мотиве каймы, остатки которой показаны на фото 13, крылья и хвост из змееподобных сущностей есть не только у божества-помощника, но и у самого Божества Паракаса. У него явно человеческое лицо с человеческим носом и человеческими зубами. Кошачьих (обезьяньих) ушек нет. Вместо них изображены орехеры. Ротовая маска, будто сделанная из серебра, создает впечатление того, что мужчина носит коротко подстриженные седые усы и бородку. Остается только пожалеть, что мы не можем увидеть покров целиком, поскольку узор каймы не только отличается необыкновенной красотой и сложностью, но и показывает нам редкое изображение Божества Паракаса с человеческим лицом, переданным, я бы сказала, с портретной точностью. Возможно, на кайме вышито лицо самого властителя, в погребальное фардо которого покров входил.