I.2.3.3.1.1.4. Божество Паракаса с помощниками

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас. I.2.3.3.1.1. Боже­ство Пара­каса, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.1.1.4. Боже­ство Пара­каса с помощниками

image001Фото 1. Выши­тый покров. Раз­меры: 238,1×106,7 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Некро­поль Пара­каса, Южное побе­ре­жье Перу. 100 г. до н.э. – 200 г. н.э. Инсти­тут искусств Чикаго, США[1]

Пер­со­наж, выши­тый на рос­кош­ном покрове из Инсти­тута искусств Чикаго (фото 1 – 3), можно опре­де­лить как Боже­ство Пара­каса, хотя канон изоб­ра­же­ния и его идео­ло­гия здесь заметно отли­ча­ются от рас­смот­рен­ных ранее.

image003Фото 2[2]. Один из вари­ан­тов основ­ной фигуры покрова

Шлем пер­со­нажа не обо­зна­чен по бокам лен­тами из оре­хер. Они заме­нены лишь парой оре­хер в чело­ве­че­ских, заметьте, ушах и оже­ре­льем. Рото­вой маски нет. Вме­сто нее изоб­ра­жено нечто вроде сту­пен­ча­той пира­миды. Дру­гими сло­вами, набор голов­ных укра­ше­ний соот­вет­ствует круг­лому шлему водо­лаза. Обе­зья­нья состав­ля­ю­щая выяв­лена лишь зве­ри­ными сто­пами, правда, они изоб­ра­жены как стопы человека-дракона в соот­вет­ствии с чавин­ской тра­ди­цией. В то же время коша­чья состав­ля­ю­щая выне­сена на пер­вый план. Коша­чьими голо­вами закан­чи­ва­ются змее­по­доб­ные сущ­но­сти пер­со­нажа, а под­мыш­кой он дер­жит самого кота в рото­вой маске. На его лап­ках изоб­ра­жены мор­дашки, кажется, даже с коша­чьими ушками. Какую роль играет коша­чье боже­ство на дан­ном мотиве, я не знаю. Могу лишь пред­по­ло­жить по ана­ло­гии с неоча­вин­скими изоб­ра­же­ни­ями, что оно явля­ется божеством-помощником.

image026 image028Фото 3[3]. Уча­сток основ­ного поля покрова круп­ным пла­ном и один из вари­ан­тов мотива

Вто­рыми по зна­чи­мо­сти пока­заны сим­волы полета: крыло на шапке пер­со­нажа и узор с пти­цами на кайме его туники. Дра­ко­нья состав­ля­ю­щая обо­зна­чена ступ­нями с дра­ко­ньим паль­цем. Пер­со­наж выгля­дит более чело­ве­ком, нежели зве­рем и его хочется назвать лета­ю­щим человеком-котом.

В этом мотиве про­сле­жи­ва­ется вли­я­ние чавин­ской тра­ди­ции пред­став­ле­ния боже­ства, в соот­вет­ствии с кото­рой боже­ство – это чело­век, обла­да­ю­щий вла­стью во всех трех мирах анд­ского кос­моса, что пере­да­ется с помо­щью системы ассо­ци­а­тив­ных сим­во­лов: коша­чье – земля, птица – небо, дра­кон – все три мира. Их харак­тер­ные черты – сим­волы при­сут­ствуют на каж­дом изоб­ра­же­нии боже­ства. То живот­ное, в ипо­стаси кото­рого нахо­дится боже­ство на кон­крет­ном изоб­ра­же­нии, ста­но­вится глав­ным, и соот­вет­ственно его сим­волы выхо­дят на перед­ний план. При этом боже­ство само имеет черты дан­ного живот­ного и может сопро­вож­даться изоб­ра­же­нием его малень­кой фигуры.

image006Фото 4. Фраг­менты каймы. Тек­стиль. Хло­пок, полот­ня­ное пере­пле­те­ние; вышивка хлоп­ком и шер­стью (вер­блю­до­вых) сте­бель­ча­тым швом. Наска, Кой­унго (Coyungo), долина Наски, Южное побе­ре­жье Перу. 100 г. до н.э. – 200 г. н.э. Инсти­тут искусств Чикаго[4]

По тому же канону выпол­нен мотив каймы несо­хра­нив­ше­гося покрова, остатки кото­рой также хра­нятся в Инсти­туте искусств Чикаго (фото 4). Правда, най­дены они не в Некро­поле Пара­каса, а в Кой­унго, долина Наски, и рису­нок и цве­то­вая ком­по­зи­ция моти­вов не столь искусны. Кроме того, если коша­чье в руках пер­со­нажа покрова из Некро­поля более всего похоже на пуму – гор­ного льва, то коша­чье пер­со­нажа каймы из Кой­унго имеет пятна на шкуре и, сле­до­ва­тельно, пред­став­ляет ягу­ара (фото 5). К тому же у пер­со­на­жей каймы из Кой­унго на шапке нет пти­чьего крыла и лишь узор каймы на подоле туники немного напо­ми­нает птиц.

image008Фото 5. Мотив слева в ниж­нем ряду

Но не все пер­со­нажи моти­вов каймы из Кой­унго, дер­жат под­мыш­кой ягу­ара. На вто­ром вари­анте мотива (фото 6) его место зани­мает весе­лый чело­ве­чек с рас­пу­щен­ными воло­сами, кото­рый при­жи­мает к груди веер. Такие чело­вечки явля­ются глав­ными пер­со­на­жами на покро­вах, о кото­рых речь пой­дет позже. Они пред­став­ляют собой, по моему мне­нию, изоб­ра­же­ния обо­жеств­лен­ных предков.

image010Фото 6. Сред­ний мотив в верх­нем ряду и его отра­же­ние по вертикали

Каким же могу­ще­ством должно было обла­дать боже­ство, кото­рому слу­жили фелино и обо­жеств­лен­ный предок-человек? При этом глав­ное боже­ство без вся­кого почте­ния их еще и дер­жит подмышкой!

Ипо­стась боже­ства на вто­ром вари­анте мотива неясна. Его лицо уже не похоже на коша­чье. Змее­по­доб­ная сущность-хвост закан­чи­ва­ется голо­вой, напо­ми­на­ю­щей соба­чью. А на кайме его туники вышит меанд­ро­вый орна­мент в виде волн. Может быть, это человек-дракон?

image012Фото 7. Покров. Раз­меры: длина 270,5 см, ширина 134 см. Мате­ри­алы: ткань (шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние; швы – сте­бель­ча­тый и скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей. Куль­тура: Паракас–Наска (пере­ход­ный период). Период: 200 г. до н.э. – 200 г. н.э. Место находки: Ика. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[5]

Группа ком­по­зи­ций, где пока­заны боже­ства с кры­льями, не несет на себя замет­ного чавин­ского вли­я­ния. Боже­ство Пара­каса на них имеет конеч­но­сти не человека-дракона, а обе­зьяны и окру­жено гене­ти­че­ской сим­во­ли­кой. И это неуди­ви­тельно. Два выши­тых арте­факта из пред­став­лен­ных здесь най­дены в Ике.

image014Фото 8. Мотив цен­траль­ной полосы покрова

На покрове из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии (фото 7 – 11) изоб­ра­жено Боже­ство Пара­каса с кры­льями и хво­стом. По направ­ле­нию дви­же­ния боже­ства поме­щена изо­гну­тая фигурка чело­вечка, кото­рая никак с ним не соеди­нена. Рядом с вис­ками боже­ства можно видеть двух кро­хот­ных рыбок, кото­рые как будто бы покле­вы­вают его ленты из оре­хер. Сим­волы птицы и рыбы поз­во­ляют гово­рить о том, что боже­ство пла­вает под водой и летает по воздуху.

Боже­ство одето в корот­кую тунику, тапар­рабо и рей­тузы с бахро­мой. На дан­ном мотиве очень хорошо видно, что это именно бахрома рей­туз, а не нож­ные браслеты.

Мотивы покрова насы­щены гене­ти­че­ской сим­во­ли­кой. Две змее­по­доб­ные сущ­но­сти, сиречь цепи ДНК, даже укра­шают его голов­ной убор. Кроме того, одна такая сущ­ность выхо­дит изо рта боже­ства, а дру­гая из живота (пупка?). Какие-то гене­ти­че­ские значки есть и на кры­льях боже­ства. Очень подроб­ное посла­ние нахо­дится на бахроме покрова.

image016Фото 9. Бахрома из фестонов

На бахроме вышит пар­ный мотива, зани­ма­ю­щий два фестона. На одном из них рас­по­ла­га­ется Боже­ство Пара­каса, а на дру­гом – таин­ствен­ное боже­ство, у кото­рого пока­зана только голова. Рты божеств соеди­нены между собой широ­кой змее­по­доб­ной сущ­но­стью с масками/головами вме­сто зуб­чи­ков сна­ружи. Еще одна змее­по­доб­ная сущ­ность с при­выч­ными шипами по телу нахо­дится у пер­вой сущ­но­сти внутри. К одному боку послед­ней при­креп­лено неболь­шое созда­ние с двумя ногами.

image018Фото 10. Мотив бахромы

Лицо вто­рого боже­ства чита­ется неясно. Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что вме­сто лица под сия­ю­щим голов­ным убо­ром – тем­нота, в кото­рой пла­вают белые овалы глаз или про­ре­зей маски. На его голов­ном уборе изоб­ра­жены лету­чие мыши, кото­рые будто рычат друг на друга.

На лице у Боже­ства Пара­каса пока­зана только область глаз. Оно напо­ми­нает лет­чика в сна­ря­же­нии для поле­тов в раз­ре­жен­ной атмо­сфере: его голову закры­вает шлем, а ниж­нюю часть лица – харак­тер­ная маска со шлан­гом. Кажется, что боже­ство сидит в кресле. Об этом гово­рят соот­вет­ству­ю­щая поза и нечто вроде сиде­ния под ним, кото­рое обо­зна­чено белой кри­вой линией.

В состав голов­ных убо­ров обоих божеств вхо­дит нечто, похо­жее на две рас­кры­тые кисти рук (у Боже­ства Пара­каса) и на две зве­ри­ные лапы (у вто­рого божества).

image020Фото 11. Уча­сток покрова с основ­ным полем и фесто­нами бахромы

Покров сле­дует отне­сти к шедев­рам Пара­каса. Он выде­ля­ется не только богат­ством декора и детально про­ра­бо­тан­ными мно­го­цвет­ными моти­вами. Его узор­ные ком­по­зи­ции уни­кальны, а дизайн отли­чен от клас­си­че­ского. Основ­ное поле запол­нено раз­но­цвет­ными бло­ками с гео­мет­ри­че­ским рисун­ком, кото­рые покры­вают его поверх­ность пол­но­стью. При этом блоки одного цвета выстро­ены по диа­го­нали, а не в шах­мат­ном порядке. На бло­ках изоб­ра­жена маска сера окулядо с загну­тыми на кон­цах лучами. У покрова нет при­выч­ной каймы по пери­метру. Полоса с изоб­ра­же­ни­ями божеств, ана­ло­гич­ная ей, нахо­дится на его сред­ней линии. Роль каймы с выши­тыми моти­вами здесь играет бахрома с фестонами.

image022Фото 12. Фраг­мент каймы. Раз­меры: длина 61 см, ширина 13 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние, вышивка (сте­бель­ча­тый шов и шов скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей), бахрома. Куль­тура: Пара­кас. Место: Ика. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[6]

Судя по остат­кам каймы, засня­тым на фото 12, несо­хра­нив­шийся покров, кото­рому она при­над­ле­жала, также мог быть одной из вер­шин мастер­ства пара­кас­ских худож­ни­ков и выши­валь­щи­ков. На ее мотиве спо­соб­ность Боже­ства Пара­каса летать пере­дана с помо­щью божества-помощника в виде малень­кой фигуры чело­века с пти­чьими кры­льями и хво­стом. Его лицо скрыто голу­бой мас­кой. В руках он дер­жит то, что при­нято счи­тать налоб­ным укра­ше­нием, и змее­по­доб­ную сущ­ность. Божество-птица соеди­нено со ртом Боже­ства Пара­каса змее­по­доб­ной сущ­но­стью с гене­ти­че­скими символами.

image024Фото 13. Фраг­мент каймы несо­хра­нив­ше­гося покрова. Перу, Южное побе­ре­жье, Пара­кас, около 100 – 50 гг. до н.э. Тек­стиль­ный музей, Вашинг­тон, США[7]

А на мотиве каймы, остатки кото­рой пока­заны на фото 13, кры­лья и хвост из змее­по­доб­ных сущ­но­стей есть не только у божества-помощника, но и у самого Боже­ства Пара­каса. У него явно чело­ве­че­ское лицо с чело­ве­че­ским носом и чело­ве­че­скими зубами. Коша­чьих (обе­зья­ньих) ушек нет. Вме­сто них изоб­ра­жены оре­херы. Рото­вая маска, будто сде­лан­ная из серебра, создает впе­чат­ле­ние того, что муж­чина носит коротко под­стри­жен­ные седые усы и бородку. Оста­ется только пожа­леть, что мы не можем уви­деть покров цели­ком, поскольку узор каймы не только отли­ча­ется необык­но­вен­ной кра­со­той и слож­но­стью, но и пока­зы­вает нам ред­кое изоб­ра­же­ние Боже­ства Пара­каса с чело­ве­че­ским лицом, пере­дан­ным, я бы ска­зала, с порт­рет­ной точ­но­стью. Воз­можно, на кайме вышито лицо самого вла­сти­теля, в погре­баль­ное фардо кото­рого покров входил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>