I.2.3.3.1.1. Божество Паракаса

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.1.1. Боже­ство Паракаса

I.2.3.3.1.1.1. Сотво­рен­ный предок

Кот, кот-динозавр явля­ются наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ными обра­зами тка­ней гео­мет­ри­че­ского стиля. И малень­кие изоб­ра­же­ния обезьяны-динозавра можно найти уже на самом ран­нем тек­стиле Пара­каса – тка­нях корич­не­вой гаммы. На тка­нях с крас­ной кай­мой обе­зьяна прочно зани­мает свое место среди наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных обра­зов узор­ных ком­по­зи­ций в каче­стве божества-первопредка, хотя и усту­пает по попу­ляр­но­сти коту. Изоб­ра­же­ние божеств-первопредков, к кото­рым пара­касцы отно­сили кота и обе­зьяну, явля­ется одной из глав­ных тем рос­пи­сей масок лож­ных голов погре­баль­ных фардо. На моти­вах гори­зон­таль­ной ком­по­зи­ции тка­ней в стиле Некро­поля Пара­каса эта тема полу­чила даль­ней­шее раз­ви­тие. Суще­ствует группа покро­вов, укра­шен­ных одним моти­вом, два вари­анта кото­рого с помо­щью едва замет­ных изме­не­ний пред­став­ляют два образа – обе­зьяну и обе­зьяну с коша­чьей головой.

image001Фото 1[1]. Кайма покрова пери­ода Некро­поля Пара­каса (све­де­ний нет)

При­ме­ром может слу­жить узор каймы несо­хра­нив­ше­гося покрова (фото 1 и 2). На одном из вари­ан­тов ее мотива у боже­ства тело обе­зьяны и голова кота, о чем сви­де­тель­ствуют коша­чьи ушки и рото­вая маска с пря­мыми – коша­чьими усами – и усами более длин­ными, закру­чен­ными на конце. Голова соеди­нена с широ­кой лен­той, кото­рая про­хо­дит по его спине и закан­чи­ва­ется хво­стом, на конце кото­рого поме­щена голова обе­зьяны. При этом лента имеет вид цепи ДНК (подроб­нее см.: «Змее­по­доб­ные сущ­но­сти, или цепи ДНК»).

image003Фото 2. Изоб­ра­же­ние каймы покрова, отра­жен­ное по вертикали

На вто­ром вари­анте мотива (край­ний справа на фото 2) боже­ство обла­дает и телом, и голо­вой обе­зьяны. Абрис голов­ного убора оста­ется преж­ним, но на его верх­них тре­уголь­ных высту­пах уже не изоб­ра­жены ушки кота, а на рото­вой маске сде­лан цве­то­вой акцент на вто­рую пару усов – с закру­чен­ными кон­цами. На хво­сте обе­зьяны нахо­дится голова коша­чьего. Таким обра­зом, оче­видна попытка древ­него худож­ника пред­ста­вить боже­ство как одно в дух лицах.

Инте­ресно, что в Южной Аме­рике, и в част­но­сти, в восточ­ном Перу и на севере Боли­вии оби­тает малень­кая обе­зьянка, назы­ва­ю­ща­яся  импе­ра­тор­ским тама­ри­ном (фото 3 и 4)[2].

image004 image006Фото 3[3] и 4[4]

Импе­ра­тор­ский тама­рин, как это пока­зы­вает фото 3, очень напо­ми­нает длин­но­шерст­ного кота. На этом же снимке можно видеть его отстав­лен­ный боль­шой палец на ноге. А на фото 4 обе­зьянка демон­стри­рует нам точ­ную копию рото­вой маски с ост­рыми клы­ками и высу­ну­тым язы­ком, кото­рый как нельзя лучше подо­шел для обо­зна­че­ния шланга дыха­тель­ного аппарат.

image008Фото 5. Покров с выши­тыми фигу­рами. Раз­меры: 129×276 см. Мате­ри­алы: шерсть, хло­пок. Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, 100 – 200 гг. н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашинг­тон, США[5]

Сыг­рал ли импе­ра­тор­ский тама­рин какую-то роль в созда­нии визу­аль­ного образа обезьяны-кота Пара­каса, неиз­вестно. Но мор­доч­кой он мало похож на типич­ную обе­зьяну, и лицо боже­ства, оче­видно, было взято у дру­гого вида обе­зьян, как это пока­зы­вает боль­шин­ство выши­вок, и в част­но­сти, мотив покрова из кол­лек­ции Думбартон-Оакса (фото 5 – 9).

image010Фото 6. Круп­ный план участка покрова с каймой

Вот, как опи­сы­ва­ется мотив покрова в ката­логе Инсти­тута «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса»: «Обе­зья­но­по­доб­ная фигура раз­ма­хи­вает малень­кой тро­фей­ной голо­вой, пока она летит по этому покрову. Она одета в тунику, набед­рен­ную повязку и лег­гинсы (leggings) и носит брас­леты на руках и ногах, а также слож­ную лице­вую маску»[6].

image012Фото 7. Мотив с обе­зья­ной на кайме покрова

«Для члена обще­ства Пара­каса, – гово­рится в ката­логе, – эта лета­ю­щая обе­зьяна с сопро­вож­да­ю­щей ее атри­бу­ти­кой была, веро­ятно, узна­ва­е­мым пер­со­на­жем в его краю. Это один из несколь­ких видов фан­та­сти­че­ских существ, пред­став­лен­ных на выши­тых цве­то­вых бло­ках, кото­рые укра­шают тек­стиль, най­ден­ный в некро­поле на полу­ост­рове Пара­кас в Перу. Воз­можно, боже­ство – мифи­че­ский пре­док, сво­его рода тотем­ная фигура, или живот­ное – двой­ник чело­века, транс­фор­ми­ро­вав­ше­гося в про­цессе духов­ного путе­ше­ствия, оно, видимо, должно было охра­нять и защи­щать умер­шего вла­дельца покрова, пока он или она совер­шали пере­ход в загроб­ную жизнь»[7].

Пер­со­наж на покрове ско­рее плы­вет, чем летит. Но эти воз­мож­но­сти боже­ства в дан­ном сюжете ото­шли на вто­рой план и ни одним из извест­ных мне сим­во­лов не обо­зна­чены. В то же время на мотиве в боль­шом коли­че­стве пред­став­лена сим­во­лика, каса­ю­ща­яся про­ис­хож­де­ния чело­века, глав­ными эле­мен­тами кото­рой явля­ются цепи ДНК, пока­зан­ные в виде змее­по­доб­ных сущ­но­стей. Одна из них даже изоб­ра­жена в виде спи­рали, кото­рая обви­вает широ­кую и пря­мую сущ­ность на спине божества.

image013Фото 8. Мотив с чело­ве­ком каймы покрова

Изоб­ра­же­ния змее­по­доб­ных сущ­но­стей как цепей ДНК часто встре­ча­ются на моти­вах Некро­поля Пара­каса в каче­стве атри­бу­тов божеств, но нет уве­рен­но­сти, что все худож­ники пони­мали хотя бы отча­сти, что они этим пере­дают, а не про­сто повто­ряли уста­новки канона. Я же вижу на мотиве покрова из кол­лек­ции Думбартон-Оакса, кроме спи­рали ДНК, пря­мые ленты с шипами и без, а также две пере­пле­та­ю­щи­еся ленты, кото­рые имеют отно­ше­ние к млад­шему боже­ству, нахо­дя­ще­муся в левом верх­нем углу на мотиве с фото 8. Каж­дая из них покрыта сво­ими знач­ками. Мотивы дан­ного покрова, как и мотивы каймы покро­вов, о кото­рых гово­ри­лось в под­раз­деле «Змее­по­доб­ные сущ­но­сти, или цепи ДНК», оче­видно несут на себе посла­ние, в кото­ром осо­знанно запи­сана инфор­ма­ция о про­ис­хож­де­нии анд­цев. Хоте­лось бы, конечно, чтобы мотивы оце­нил генетик.

image014Фото 9. Вто­рой вари­ант мотива с чело­ве­ком каймы покрова

В лице пер­со­нажа вто­рого вари­анта мотива (фото 8 и 9) я тщетно искала черты кота. Их отсут­ствие под­твер­ждают мою вер­сию о том, что посла­ние покрова состав­ляли осве­дом­лен­ные жрецы. Оче­видно, им было известно, что кот в дей­стви­тель­но­сти не был исполь­зо­ван при созда­нии андца. И на обе­зьяну пер­со­наж мало похож. Может быть, вто­рой пер­со­наж – чело­век? Это было бы логично.

image015Фото 10. Сер­по­вид­ное укра­ше­ние из листо­вого золота со змее­го­ло­выми ответв­ле­ни­ями. Культура/период: Наска. Дата: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Раскопки/место находки: Наска. Бри­тан­ский музей[8]

Инте­ресно, что пер­со­наж вто­рого вари­анта мотива – допу­стим, чело­век – изоб­ра­жен в рото­вой маске, по кон­струк­ции близ­кой к тем, кото­рые были най­дены в гроб­ни­цах Наски (фото 10). Но на вышивке (как и на несколь­ких рос­пи­сях кера­мики) у маски есть еще пара дужек на длин­ной ножке, кото­рые оги­бают глаза и пере­дают очки для под­вод­ного пла­ва­ния. Сплош­ной маски, кото­рая закры­вает все лицо, харак­тер­ной для боль­шин­ства моти­вов, на ней нет. На лице обе­зьяны рото­вая маска выпол­нена в чер­ном цвете и прак­ти­че­ски не видна, однако ее чер­ные дужки удачно очер­чи­вают харак­тер­ную для обе­зьяны область вокруг глаз, т.е. фак­ти­че­ски именно они делают лицо боже­ства обезьяньим.

image017Фото 11. Покров. Раз­меры: длина 276,7 см, ширина 144 см. Мате­риал: ткань (шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние, сте­бель­ча­тый шов. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу, Ика. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии Нью-Йорк, США[9]

На мотиве покрова Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии (фото 11 – 15) также вышита обе­зьяна, правда, со ступ­нями чело­века (фото 12 и 13).

image019Фото 12. Мотив с божеством-обезьяной на основ­ном поле покрова

Змее­по­доб­ные сущ­но­сти мотива тоже изоб­ра­жены как цепи ДНК. Однако они пред­став­лены здесь в более про­стом виде, кото­рый харак­те­рен для боль­шин­ства подоб­ных моти­вов, не несут подроб­ной инфор­ма­ции, как в преды­ду­щем слу­чае, и слу­жат, ско­рее всего, лишь сим­во­лом того, что боже­ство явля­ется пра­ро­ди­те­лем паракасцев.

image021Фото 13. Мотив с божеством-обезьяной на кайме покрова

На основ­ном поле покрова и на кайме обе­зьяны немного раз­ли­ча­ются. Пер­со­наж, выши­тый на кайме (фото 13) меньше похож на обе­зьяну. Чуть-чуть дру­гие уши, дру­гая рото­вая маска и впе­чат­ле­ние меняется.

image023 image025Фото 14. Мотив с дра­ко­ном на основ­ном поле покрова. Фото 15. Мотив с дра­ко­ном на кайме покрова

На вто­ром вари­анте мотива, у обе­зьяны голова, судя по вытя­ну­той морде, вполне может быть голо­вой дино­завра, а ско­рее, дра­кона (фото 14 и 15), кото­рый харак­те­рен для чавин­ской и неоча­вин­ской системы сим­во­лов. У него даже ноздри спи­ра­ле­вид­ной формы, как в чавин­ской традиции.

image027Фото 16. Кайма покрова. Раз­меры: 225×13 см. Мате­ри­алы и тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками на ткани из хлопка. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2 (100 – 200 гг. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[10]

Мотив, выши­тый на кайме несо­хра­нив­ше­гося покрова из Музея миро­вой куль­туры в Гете­борге (фото 16), спе­ци­а­ли­сты музея счи­тают ред­ким потому, что он состоит не из одной, а из двух фигур, кото­рые вза­и­мо­дей­ствуют друг с дру­гом. Они почти каса­ются голо­вами и дер­жатся за концы пред­мета, похо­жего на налоб­ное укра­ше­ние. Судя по шапке в форме головы кота, пер­со­наж в жел­той тунике пред­став­ляет коша­чье боже­ство. Вто­рой пер­со­наж, по логике вещей, дол­жен пред­став­лять обезьяну.

Вот какое опи­са­ние пер­со­на­жей мотива дает ката­лог музея: «Одна фигура одета в корот­кую тунику и коша­чью шапку, носит укра­ше­ния на лбу и в воло­сах, на шее – оже­ре­лье. В руке дер­жит веер. Вто­рая фигура одета в накидку и длин­ную юбку, носит укра­ше­ния в воло­сах и оже­ре­лье из рако­вин, в руке дер­жит клу­бень. Из обеих фигур появ­ля­ются ленты в форме змеи»[11].

У боже­ства в коша­чьем голов­ном уборе туника сзади обра­зует нечто вроде рукава, из кото­рого выхо­дит покры­тая шипо­вид­ными отрост­ками змее­по­доб­ная сущ­ность с оска­лен­ными зубами, кото­рая, помимо всего про­чего, озна­чает хвост. У вто­рого пер­со­нажа также есть хвост из змее­по­доб­ной сущ­но­сти с завит­ками по телу вме­сто шипов, закан­чи­ва­ю­щийся круг­лой голо­вой с крот­кими гла­зами, розо­выми усами и малень­ким роти­ком, не демон­стри­ру­ю­щим зубы. Вто­рой пер­со­наж на этом мотиве может быть жен­ским. Он дер­жит в руке клу­бень – обычно атри­бут жен­ского боже­ства. В его костюм вхо­дит корот­кая накидка – жен­ская одежда в Анд­ском мире и, по сло­вам швед­ских уче­ных, «длин­ная юбка». Но юбка – это пред­мет муж­ского гар­де­роба в Анд­ском мире. Дума­ется, жен­ское боже­ство одето в длин­ную тунику.

Таким обра­зом, вполне воз­можно, что на мотиве пред­став­лены пра­ро­ди­тели пара­кас­цев в виде двух существ раз­ного пола – муж­чины (кота) и жен­щины (обе­зьяны), что делает его дей­стви­тельно ред­ким не только бла­го­даря ком­по­зи­ции из двух фигур, но и бла­го­даря не встре­ча­ю­щейся более ни на одном мотиве Пара­каса трак­товке пра­ро­ди­те­лей как «семей­ной» пары.

image029 image031Фото 17. Кайма покрова. Раз­меры: 285×14 см. Мате­ри­алы и тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками на ткани из хлопка. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза 1B – 2. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[12]. Фото 18.  Вто­рой вари­анта мотива каймы

Однако чет­кое раз­де­ле­ние ипо­ста­сей пер­со­на­жей моти­вов на божество-обезьяну и божество-кота/дракона встре­ча­ется редко. Так, у пер­со­нажа каймы покрова из Музея миро­вой куль­туры (фото 17) нет явных отли­чи­тель­ных зна­ков того или иного живот­ного. У него голова ско­рее обе­зьяны, нежели коша­чьего, и рото­вая маска снаб­жена лишь одной парой усов – с зави­тыми кон­цами. Пря­мых коша­чьих усов нет. Но на вто­ром вари­анте мотива этой же каймы (фото 18) ее иду­щие вер­ти­кально отростки ста­но­вятся коша­чьими ушками. В резуль­тате и лицо – вроде бы обе­зья­нье – дела­ется похо­жим на кошачье.

Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что канон тре­бо­вал одно­вре­менно раз­ли­чать божество-обезьяну и божество-кота/дракона и объ­еди­нять их в одно боже­ство. На тех покро­вах, где пред­став­лены два почти оди­на­ко­вых боже­ства, но с раз­ными лицами и атри­бу­тами, раз­де­ле­ние более оче­видно, чем там, где боже­ство не имеет пары, а, ско­рее всего, объ­еди­няет в себе обе ипо­стаси и при этом еще и обла­дает ногами чело­века. Конечно, назы­вать боже­ство котом-драконом-обезьяной-человеком нелепо. Навер­ное, сле­дует име­но­вать его Боже­ством Паракаса.

image033Фото 19[13]. Жел­тая кайма в вит­рине Музея миро­вой куль­туры Гетеборга

Боже­ство Пара­каса на мотиве с одной из самых дета­ли­зи­ро­ван­ных ком­по­зи­ций пред­став­лено на кайме из Миро­вой куль­туры Гете­борга. Выпол­нена она нит­ками 23 цве­тов. Такое коли­че­ство цве­тов счи­та­ется наи­боль­шим из извест­ных среди выши­вок Пара­каса. По спине боже­ства про­хо­дит лента, внутри кото­рой пере­пле­та­ются змее­по­доб­ные сущ­но­сти с двумя телами, кото­рые также имеют отно­ше­ние к гене­ти­че­ской сим­во­лике, как пока­зы­вают мотивы каймы покро­вов, спе­ци­ально посвя­щен­ных теме про­ис­хож­де­ния чело­века (см.: «Змее­по­доб­ные сущ­но­сти, или цепи ДНК»).

image034Фото 20. Жел­тая кайма покрова. Раз­меры: 342×20 см. Мате­ри­алы и тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками 23 раз­лич­ных цве­тов на ткани из хлопка полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период-2 (100 – 200 гг. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[14]

В ком­по­зи­цию мотива вхо­дит необычно боль­шое коли­че­ство чело­ве­че­ских и почти чело­ве­че­ских лиц. Есть даже две чело­ве­че­ские фигурки с рас­кра­шен­ными в жел­тые и синие клетки лицами, кото­рые состав­ляют голов­ной убор боже­ства (фото 20, 21).

image036Фото 21. Круп­ный план головы божества

В одной руке оно дер­жит голову/маску и две сущ­но­сти, кото­рые обычно поме­ща­ются на голову боже­ства в каче­стве налоб­ного укра­ше­ния, а в дру­гой – пред­мет, похо­жий на обси­ди­а­но­вый нож, у кото­рого вме­сто лез­вия тре­уголь­ная голова/маска. Как головы/маски выгля­дят и ступни боже­ства. Ленты, исхо­дя­щие из его соб­ствен­ной головы более всего похо­дят на змей, а две дру­гие закан­чи­ва­ются тол­стыми лапами и голо­вой зверя, у кото­рого больше сход­ства с боль­шой соба­кой, чем с кошачьим.

image038Фото 22. Круп­ный план каймы с фестонами

На фесто­нах каймы вышиты такие же звери (фото 22).

image039 image041Фото 23. Фраг­менты  основ­ного поля покрова. Раз­меры: 14×11 см. Мате­ри­алы и тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками 18 раз­лич­ных цве­тов на ткани из хлопка полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2 (100 – 200 гг. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[15]

Спе­ци­а­ли­сты Музея миро­вой куль­туры Гете­борга пред­по­ла­гают, что кайма могла быть частью покрова, основ­ное поле кото­рого было вышито моти­вом, состав­лен­ным из 18 цве­тов, вари­анты кото­рого засняты на фото 23.

image054Мотив каймы может быть отне­сен к гори­зон­таль­ному канону (позе пловца), но поло­же­ние головы у пер­со­нажа на нем иное и соот­вет­ствует канону тре­тьей ипо­стаси сера окулядо на тка­нях корич­не­вой гаммы. Так, навер­ное, выгля­дит голова дра­кона сверху.

Кон­фи­гу­ра­ция мотива основ­ного поля покрова вроде бы оста­лась преж­ней. Тем не менее худож­ник иска­зил фигуру боже­ства, как иска­жает ее толща воды, создав впе­чат­ле­ние того, что боже­ство зависло, погру­жа­ясь в глу­бину, чтобы посмот­реть впе­ред. При этом его голова стала еще более похожа на голову дракона.

image045 image047Фото 24. Выши­тые фраг­менты покрова. Раз­меры: 10,8×12,7 см и 11,43×13,97 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. Дата: V – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[16]

В Метрополитен-музее искусств хра­нится несколько моти­вов (фото 24 и 25), очень схо­жих с моти­вами Музея миро­вого искус­ства. Сход­ство выши­вок настолько велико, что я отнесла бы их к одному и тому же покрову.

image049 image051Фото 25. Вари­анты мотива основ­ного поля покрова из Метрополитен-музея искусств

Про­дол­же­ние: с. 21

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920 | 21 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>