Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас. 3. Ткани:
3.1.2. Нетканое декорирование, окончание
3.1.2.2. Техника скрещенного обвивания косичкой
В 0-х гг. первого тысячелетия нашей эры мастера позднего Паракаса и ранней Наски для украшения погребальных покровов и одежды стали применять один из вариантов техники плетения, которая называется по-испански скрещенным обвиванием (anillado cruzado), а по-английски – скрещенно-плетеным петлеобразованием (cross-knit looping). Этот вариант создает полотно, которое выглядит как связанное на спицах лицевой гладью.
Фото 1. Скрещенное обвивание косичкой. Фото 2. Цилиндрическое скрещенное обвивание косичкой[1]
При скрещенном обвивании текстильная структура образуется с помощью иглы, в ушко которой вставлена нить. Она обвивает сама себя, создавая скрещенные петли, которые повторяются по горизонтали. Петли могут располагаться в шахматном порядке, а также друг под другом, выстраиваясь в виде косички (фото 1), как петли лицевого вязания на спицах. В последнем случае каждая новая петля обвивает перекрестие петли предыдущего ряда. Ряды, замкнутые в круг, делают текстиль цилиндрическим (фото 2)[2].
При использовании плоского варианта техники структура строится непосредственно на ткани. Работа ведется только слева направо, поэтому на изнанке ткани виден стежок, который образуется при переходе от одного ряда к другому (фото 3 и 4). Из-за таких стежков некоторые специалисты считают плоский вариант техники вышивкой, а соответствующий ей шов называют швом скрещенной вязальной петлей (cross knit loop stitch).
Фото 3 и 4. Шов скрещенной вязальной петлей ранней Наски: лицо и изнанка. Рисунок из книги Лилы М. О’Нил «Текстиль периода ранней Наски» (Lila M. O’Neale «Textiles of the Early Nazca Period», 1937)[3]
По сведениям Дженни Дуркин (Jennie Durkin), насканский шов присутствует на вышивках елизаветинской Англии, им пользуются и в наше время, называя его цейлонским. Этот факт она объясняет тем, что некоторые древние ткани Наски или ткани инков, вышитые в этой же технике, восхитили испанцев и были доставлены ими в Европу. Техника вышивки была перенята англичанами, вместе с которыми она во второй половине XVI в. попала на Цейлон[4].
Фото 5 и 6. Текстильный мотив (лицо и изнанка). Размеры: длина 11 см, ширина 8 см. Материалы и техники: коричневая ткань полотняного переплетения, покрытая вышивкой скрещенной вязальной петлей. Культура/период: Наска. Период: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э.(?). Британский музей[5]
Примером вышивки скрещенной вязальной петлей считается мотив, изображающий голову персонажа, который заснят на фото 5 и 6. Но я думаю, что здесь мы видим ту же текстильную технику плоского пересекающегося обвивания, выполненную на ткани. К вышивке на мотиве можно отнести только косичку из петель, которая очерчивает лицо и подвески, поскольку каждая петля является стежком, т.е. сделана с проколом ткани.
Фото 6а – 6с. Текстильная деталь. Размеры: длина 23,3 см (+1,5 см бахрома), ширина 6,5 см (+3 см бахрома). Материалы: хлопок, шерсть верблюдовых. Техники: шов скрещенной вязальной петлей, ткань полотняного переплетения. Культура: Чанкай(?). Период: 900 – 1430 гг. н.э. Британский музей[5а]
Между тем, шов скрещенной вязальной петлей действительно существовал. Но родился он из текстильной техники, видимо, уже у последующих культур. Вышивку этим швом на ткани полотняного переплетения можно видеть на текстильной детали в форме змееподобной сущности в маске (фото 6а – 6с). Артефакт относится к культуре Чанкай (Chancay). То, что перед нами на самом деле вышивка, подтверждают мелкие горизонтальные стежки на изнанке работы (фото 6с).
Фото 7[6]. Крупный план фрагмента каймы из Британского музея (речь о нем пойдет на с. 17)
Чаще и в бόльших объемах использовался цилиндрический вариант скрещенного обвивания. В этой технике производились в основном детали отделки тканых вещей. Они изготавливались отдельно, а затем скреплялись с тканью. Например, техника цилиндрического скрещенного обвивания часто применялась для создания бортика, отделяющего покров от бахромы. Для получения объема в цилиндр бортика могла вставляться нетолстая прокладка. На бортике обычно выполнялись уменьшенные копии фигур основного мотива покрова (фото 7).
Фото 8. Текстильная деталь. Размеры: длина 9 см (+48 см бахромы), ширина 7,5 см. Материал: шерсть. Техника: cross knit loop stitch. Британский музей[7]
В технике цилиндрического скрещенного обвивания изготавливали накладки, которые надевали на головку декоративных кистей. Примером может служить роскошная кисть, которая, скорее всего, украшала завязку фалдельина (фото 8 – 10). Каталог Британского музея не имеет сведений о месте и времени ее находки, но относит ее к культуре Наски.
Фото 9[8] и 10[9]. Крупный план двух мотивов накладки
Один из приемов декорирования кистей завязок дают нам фалдельин, сохранившийся почти полностью (фото 11), и остатки кисти другого фалдельина (фото 12 и 13) из коллекции Музея изящных искусств Бостона. Накладками в технике цилиндрического скрещенного обвивания здесь украшены не только головки кисти, но и тканые ленты ее бахромы.
Фото 11. Юбка (skirt). Размеры: юбки 50,8×289,8 см, завязок 8,8×101,5 см и 8,8×99 см. Материал или техника: основное поле из шерстяной ткани полотняного переплетения темно-зеленого цвета; кайма золотисто-коричневого цвета вышита стебельчатым швом шерстяными нитками зеленого, малинового, голубого, белого и коричневого цветов; косое переплетение; шов скрещенной петлей (завязки). Паракас, Ранний промежуточный период, фаза-1B(?), 50 – 100 гг. н.э. Паракас, Южное побережье Перу. Музей изящных искусств, Бостон, США[10]
В свое время, еще не имея информации о технике скрещенного обвивания, я считала ее исключительно вышивальной. Поэтому я решила, что накладка с фигурой персонажа с четырьмя жезлами в груди на остатках кисти (фото 12 и 13) – это образчик самого древнего перуанского трикотажа. О том, что орнамент связан на спицах, а не вышит на ткани швом скрещенной вязальной петлей, по моему мнению, говорили, например, открытые петли и протяжки между сохранившимися петлями, которые видны в порванных местах детали кисти (фото 13), и то, что текстиль с очевидностью наложен поверх ткани кисти.
Фото 12 и 13. Фрагмент завязки юбки (общий и крупный планы). Размеры: 31×6 см. Материал или техника: ткань из шерсти и хлопка косого переплетения с украшением в технике скрещено-связанного петлеобразования, выполненного шерстяными нитками голубого, синего, малинового, розового и коричневого цветов с фоном из ниток золотисто-коричневого цвета. Паракас или ранняя Наска. Ранний промежуточный период, 0 – 200 гг. н.э. Паракас, Южное побережье Перу. Музей изящных искусств, Бостон[11]
Я и представить себе не могла, что вязаное полотно можно получить не с помощью спиц, а с помощью игл, да еще и сделать его цилиндрическим. Специалисты Британского музея, объясняя термин «cross-knit loop stitch», отмечают сходство насканского плетеного текстиля с вязанием. Но они указывают на имеющиеся между ними структурные различия и утверждают, что «нет никаких доказательств того, что древние перуанцы когда-либо вязали крючком или спицами»[12].
Фото 14. Длинная головная лента. Размеры: ширина 4 см, длина 220 см. Материал и техника: текстиль; вышивка швом скрещенной вязальной петлей шерстяными нитками красного, синего, золотого и зеленого цветов. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Перу. Британский музей[13]. Фото 15[14]. Бахрома из четырех «пальцев». Фото 16[15]. Участок ленты крупным планом
Среди артефактов позднего Паракаса, или ранней Наски есть также сравнительно небольшие вещи, целиком сделанные в технике цилиндрического скрещенного обвивания. В основном они представлены лентами для тюрбанов, украшенными орнаментом в геометрическом стиле. Один из лучших образцов ленты с бахромой из четырех «пальцев» показан на фото 14 – 16. Для того чтобы «пальцы» стали объемными, внутрь трубчатой структуры вставлены прокладки.
Фото 17. Кайма из человеческих фигурок. Чилийский музей доколумбового искусства[16]. Фото 18. Кайма из колибри. Размеры: 940×30 мм. Материал: текстиль из шерсти верблюдовых. Культура: Наска. Период: 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[17]
Именно техника скрещенного обвивания позволила мастерам Паракаса и, главным образом, Наски создать особую линию украшений текстиля в виде вереницы отдельно стоящих фигурок людей, растений, животных и мифических существ. Как правило, из них изготавливали кайму, которая содержала в себе и плетеную бахрому (фото 17), для покровов и накидок. Кроме того, ими отделывали края различных предметов одежды. Примером может служить кайма из 87 крохотных фигурок колибри (фото 18), которая в каталоге Чилийского музея доколумбового искусства названа «объемной аппликацией, сделанной иглой в технике скрещенного обвивания». Гораздо более сложной является кайма из Британского музея, на которую сверху помещены птицы, перемежающиеся с цветами, а снизу – только цветы (фото 19).
Фото 19. Текстильный фрагмент. Размеры: длина 39 см, ширина 8 см. Размеры: длина 5 см, ширина: 27 см. Материал: шерсть. Техника: cross knit loop stitch. Культура/период: Паракас(?) Наска(?). Период: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Раскопки/место находки: Наска. Британский музей[18]
В Музее мировой культуры Гетеборга хранится накидка, целиком сделанная в технике скрещенного обвивания. Она состоит из квадратов (фото 20), в центр которых помещены антропо– и зооморфные фигуры. (Об этой накидке и мантии из Бруклинского музея, кайма которой состоит из подобных фигурок, читайте в материале «Микрокосм жизни» Южного побережья.)
Фото 20. Крупный план одного из квадратов накидки Некрополя Паракаса. Музей мировой культуры, Гетеборг[19]
Вместе с подробной расшифровкой сюжетов каждого квадрата в каталоге музея дано описание той техники, в которой выполнена накидка. Здесь она названа «вышивкой шерстью на хлопке» (bordado de lana sobre algodón) и описывается следующим образом: «Мотивы высотой 10 – 14 см вышиты плотными стежками цепочек (puntadas de cadeneta) вокруг центральной опоры, изготовленной из полос, тканых или плетеных, или отдельных нитей, в зависимости от величины готовых мотивов»[20]. Глоссарий каталога иллюстрирует эту технику рисунком (фото 21).
Фото 21[21]. Техника выполнения фигур
Однако я думаю, что техника изготовления фигурок названа вышивкой ошибочно и они сделаны в технике цилиндрического скрещенного обвивания.
Фото 22. Текстильная деталь, фрагмент длинной каймы. Размеры: длина 5 см, ширина 27 см. Материалы: шерсть (или хлопок?). Техника: cross knit loop stitch. Культура/период: Наска. Дата 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Британский музей[22]
Заглянуть внутрь техники дает нам возможность кайма из фигурок колибри, порванная в нескольких местах (фото 22 и 23). Дырка на горизонтальной ленте позволяет увидеть прокладку и то, что петли ее не прошивают, а оторванный кончик пера показывает, что он трубчатый и внутри него ничего нет, кроме двух ниток (фото 23).
Фото 23[23]. Участок каймы крупным планом
Кстати о плетении. Мало кто из широкой публики знает, что фардо включали в себя не только полотна тканого текстиля, украшенного разноцветными орнаментами, но и полотна однотонного плетеного текстиля. Такой мантией владеет Метрополитен-музей искусств (фото 24).
Фото 24. Мантия. Размер 142 см. Материал: шерсть. II – I вв. до н.э. Перу; Окукахе (Ocucaje). Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[24]
«Эта мантия, – говорится в каталоге музея, – по некоторым данным, была найдена в захоронении в Окукахе в долине Ики и, возможно, являлась внешним слоем погребального свертка. Тонкий ажурный текстиль выполнен в технике плетения, называемой «interlinked sprang», которая использовалась на данной территории до того, как было внедрено ткачество. Мантия состоит из четырех панелей, соединенных вдоль центральной, вертикальной и горизонтальной осей. Основная фигура часто появляется на цветной керамике; она известна как «Глазчатое существо», божество, идентифицируемое по широко открытым, круглым глазам»[25].
[1] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino (http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/guia-de-sala/).
[2] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[3] Durkin J. Loop-Stitch Embroidery: Peruvian and Elizabethan // The Bulletin of the Needle and Bobbin Club. Vol. 72. 1989 (http://www.handweaving.net/DAItemDetail.aspx?ItemID=4231).
[4] Durkin J. Opus cit.
[5] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1657620&partId=1&searchText=Nasca+textile&page=1
[5а] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=651249&partId=1&technique=81&page=1
[6] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=596277&objectid=477648
[7] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?searchText=Nasca%20textile&ILINK|34484,|assetId=291909&objectId=651239&partId=1
[8] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=291914&objectid=651239
[9] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=291912&objectid=651239
[12] См., например, пояснение к термину «cross-knit loop stitch» в описании артефакта на следующей странице каталога Британского музея: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=428446&objectId=477687&partId=1
[13] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=430492&objectId=477622&partId=1
[14] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=430486&objectid=477622
[15] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=430484&objectid=477622
[16] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[18] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=1394228&objectid=479119
[22] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=940595&objectid=476420