I.2.3.3.3.2.3. Персонаж с четырьмя жезлами в груди

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

I.2.3.3.3.2. Люди на суше, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.3.2.3. Пер­со­наж с четырьмя жез­лами в груди

image001Фото 1. Пер­со­нажа мотива каймы Метрополитен-музея искусств

Четыре жезла в груди – это одна из глав­ных осо­бен­но­стей пер­со­нажа мотива, кото­рый встре­ча­ется на несколь­ких тка­ных арте­фак­тах. Кроме того, его голова покрыта длин­ной и узкой накид­кой. Ее полот­нище изоб­ра­жено не сви­са­ю­щим с головы, а как бы отне­сен­ным вет­ром в сто­рону. Перед собой обе­ими руками пер­со­наж дер­жит змее­по­доб­ную сущ­ность с круг­лой головой/маской. Такие же сущ­но­сти вышиты на его тунике. В допол­не­ние к глав­ным у мотива суще­ствуют и дру­гие осо­бен­но­сти. Поэтому пер­со­наж легко узнаваем.

image003Фото 2. Фраг­мент каймы. Раз­меры: 17,15×110,49 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Период: I в. до н.э. – II в. н.э. Куль­тура: Пара­кас. Метрополитен-музей искусств[1]

Фраг­мент каймы, на кото­ром вышиты четыре пер­со­нажа с жез­лами в груди, хра­нится в Метрополитен-музее искусств (фото 1, 2, 5 – 7). Они сво­ими костю­мами вызы­вают ассо­ци­а­ции с евро­пей­ским сред­не­ве­ко­вьем, рыцар­скими зам­ками и пр. Спе­ци­а­ли­сты при­вычно назы­вают их воинами.

image005Фото 3[2]. Пра­вая часть сдво­ен­ного кера­ми­че­ского сосуда (све­де­ния отсутствуют)

На лицо пер­со­нажа надета маска со зна­ком пира­миды в обла­сти рта. Знак лест­ницы и близ­кий ему знак пира­миды – весьма важ­ные сим­волы в анд­ском изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве. Но, по-моему, никто не знает точно, что они озна­чают. Маски с пира­ми­дой срав­ни­тельно часто встре­ча­ются на моти­вах в стиле Некро­поля Пара­каса. Но уже на сдво­ен­ном сосуде в стиле Пещер можно видеть пер­со­наж с сим­во­лом пира­миды на лице (фото 3).

image007Фото 4[3]. Левая часть сосуда

У вто­рого пер­со­нажа с более моло­дым или, воз­можно, жен­ским лицом (фото 4) знака пира­миды нет. Инте­ресно, что край голов­ного убора стар­шего пер­со­нажа сосуда своим изги­бом повто­ряет линию бро­вей. Точ­ной такой же вол­ни­стой линией закан­чи­ва­ется и маска пер­со­нажа с четырьмя жезлами.

image009 image011 image013Фото 5 – 7. Пер­со­нажи каймы Метрополитен-музея искусств

Под обе клю­чицы пер­со­нажа как бы воткнуты по две палки. Две такие же «палки» вхо­дят в при­да­ное мумии, выстав­лен­ной в вит­рине Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (фото 8 и 9).

IMG_6933t image017Фото 8[4] и 9[5]. Снимки мумии из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, сде­лан­ные в 2004 и 2006 гг. соответственно

Этот пред­мет при­нято назы­вать по-английски «staff», а по-испански – «bastón», что пере­во­дится как «жезл, посох». В Наци­о­наль­ном музее архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу есть довольно боль­шая кол­лек­ция жез­лов из Некро­поля Вари-Кайана и группы клад­бищ Арены-Бланки. Они имеют раз­лич­ные длину и тол­щину (фото 10 и 11). Неко­то­рые из них ров­ные и отшли­фо­ван­ные, а дру­гие более похожи на гру­бую дубинку. Часть из жез­лов с одного конца обмо­тана сухо­жи­ли­ями (фото 10). На фото 8 видно, что со сто­роны левой руки у мумии нахо­дится более тол­стый и корот­кий жезл, обмо­тан­ный, похоже, нит­ками трех цветов.

image019            image021Фото 10 и 11. В хра­ни­лище пара­кас­ских жез­лов Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (2005)[6]

На мотиве пока­заны, ско­рее всего, только вер­хушки жез­лов, а осталь­ная их часть, как и у мумии музея, нахо­дится внутри того, что нам пред­став­ля­ется рос­кош­ной туни­кой, а на самом деле, навер­ное, явля­ется фардо. Руки у пер­со­нажа очень тон­кие, иссох­шие. Его глаза не круг­лые, как у боль­шин­ства пер­со­на­жей пара­кас­ских выши­вок, а полу­за­кры­тые, что гово­рит о том, что изоб­ра­жен умер­ший чело­век. Воз­можно, этот мотив отно­сится к тем вре­ме­нам, когда тунику (пончо) уже не вкла­ды­вали в фардо, а наде­вали на него сверху и исполь­зо­вали лож­ные головы с чело­ве­че­ским лицом. Эту мысль под­твер­ждает и то, что кор­пус пер­со­нажа выгля­дит как тюк мумии, а под­бо­ро­док нахо­дится ниже уровня плеч.

image023Фото 12. Тек­стиль­ный фраг­мент. Раз­меры: длина 22,5 см, ширина 6,4 см. Тех­ника: чер­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния, вышивка сте­бель­ча­тым швом нит­ками крас­ного (фон), чер­ного, зеле­ного, жел­того, белого и синего цве­тов. Культура/период: Пара­кас(?). Бри­тан­ский музей[7]

Фраг­мент крас­ной каймы с двумя такими же моти­вами нахо­дится в кол­лек­ции Бри­тан­ского музея (фото 12 – 14).

image025 image027Фото 13[8] и 14[9]. Пер­со­нажи каймы круп­ным планом

По мне­нию спе­ци­а­ли­стов музея, оба пер­со­нажа «носят туники, укра­шен­ные двумя рядами тро­фей­ных голов или бобов(?); каж­дый дер­жит …тро­фей­ную голову с длин­ными воло­сами, сжи­мая ее обе­ими руками». Я же счи­таю, что в руках у пер­со­нажа нахо­дится такая же сущ­ность, как у паря­щего Боже­ства Пара­каса, кото­рой пере­да­ва­лась часть дыха­тель­ного устрой­ства богов во плоти (см.: фото 1, с. 27). Боже­ство Пара­каса дер­жит ее у рта, что гово­рит о том, что зна­че­ние дан­ного атри­бута еще не было в то время окон­ча­тельно забыто. Здесь же пер­со­наж дер­жит сущ­ность на уровне пупка. Это сви­де­тель­ствует о том, что зна­ние о змее­по­доб­ной сущ­но­сти утра­чено и ее сим­вол исполь­зу­ется только как знак род­ства с боже­ствен­ными первопредками.

image029                                           image031Фото 15 и 16. Кайма покрова с пят­на­дца­тью антро­по­морф­ными фигу­рами. Раз­меры: 280×14 см. Мате­ри­алы и тех­ника: хлоп­ко­вая ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния; вышивка шер­стя­ными нит­ками сте­бель­ча­тым швом. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1А (100 г. до н.э.– 100 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[10]

Оче­видно, что длин­ная узкая накидка явля­ется пере­осмыс­ле­нием атри­бу­тов более ран­них изоб­ра­же­ний. Они пере­да­вали эле­менты системы жиз­не­обес­пе­че­ния богов во плоти, рас­по­ла­гав­ши­еся в обла­сти головы. И если на мотиве с фото 6 и 7 (с. 30) худож­ник пока­зы­вает их как раз­но­цвет­ный поток, т.е. не заме­няет каким-либо из при­выч­ных ему объ­ек­тов, то на мотиве, видимо, того же пери­ода (фото 15 и 16) эта часть сна­ря­же­ния пред­став­лена уже как поток длин­ных рас­пу­щенны волос. Он идет от головы вверх, потом, изги­ба­ясь почти под пря­мым углом, вбок, а затем падает вер­ти­кально. Конечно, волосы так вести себя не могут.

Очер­та­ния голов­ной накидки пер­со­нажа с четырьмя жез­лами в груди соот­вет­ствуют абрису пото­ков, пред­став­лен­ных на моти­вах с фото 6 и 7 (с. 30) и с фото 15 и 16. И если счи­тать, что пер­со­наж с четырьмя жез­лами изоб­ра­жает мумию в погре­баль­ном при­да­ном, то ста­но­вится яснее сим­во­ли­че­ское зна­че­ние голов­ных наки­док, кото­рые вхо­дили в реаль­ные фардо, най­ден­ные в захоронениях.

image033Фото 17[11]. Выши­тый покров. Раз­меры: около 2,5×1,6 м. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[12]

Фраг­менты крас­ной каймы, на кото­рых изоб­ра­жены пер­со­нажи с четырьмя жез­лами, отли­чает высо­кий уро­вень мастер­ства худож­ни­ков и выши­валь­щи­ков. То, как хороши были ткани, частью кото­рых они явля­лись, легко можно себе пред­ста­вить. Тем более что в Наци­о­наль­ном музее архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу выстав­лен доста­точно хорошо сохра­нив­шийся и не так давно отре­ста­ври­ро­ван­ный целый покров со схо­жим моти­вом (фото 17 – 24). Он про­сто пора­жает своим великолепием.

image035Фото 18[13]. Покров на музей­ном столе

image037Фото 19. Обложка книги Ребеки Карион Кашо «Пара­кас: куль­тур­ные эле­менты», 1949 г.[14]

Живо­пис­ное изоб­ра­же­ние фардо с этим покро­вом кисти Педро Рохаса Понсе укра­шает обложку книги уче­ницы Хулио Тельо Ребеки Карион Кашо «Пара­кас: куль­тур­ные эле­менты» (фото 19).

image039Фото 20[15]. Уча­сток основ­ного поля покрова

image041Фото 21[16]. Вари­ант мотива основ­ного поля

Голова пер­со­нажа на покрове еще глубже ушла в туло­вище (фото 21). Поэтому оно еще более стало напо­ми­нать фардо.

image043Фото 22[17]. Уча­сток покрова с каймой

Маска пер­со­на­жей каймы из Метрополитен-музея искусств и Бри­тан­ского музея была одно­тон­ной со зна­ком пира­миды в обла­сти рта. Среди пер­со­на­жей покрова также встре­ча­ются фигуры в такой маске (фото 23). Но бόль­шая часть масок рас­пи­сана иначе. Вари­ан­тов масок несколько. В основ­ном все они чело­ве­че­ские, кроме двух. Одна из них (фото 22) изоб­ра­жает вытя­ну­тую морду живот­ного (дра­кона, дино­завра, кро­ко­дила?). Вто­рая вызы­вает в памяти маску робота на тка­нях корич­не­вой гаммы, потому что она имеет пря­мо­уголь­ную ниж­нюю челюсть с ртом-щелью (фото 24). Иначе как меха­ни­че­ской эту челюсть назвать нельзя.

image045 image047Фото 23[18]и 24[19]. Вари­анты мотива на кайме

В связи с ико­но­гра­фией пер­со­на­жей с четырьмя жез­лами воз­ни­кает вопрос: может ли быть, что не только дан­ный пер­со­наж, но и все пер­со­нажи темы «Люди на суше» пред­став­ляют собой изоб­ра­же­ния мумий в фардо?

 

Про­дол­же­ние: с. 32

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 2728 | 293031 | 32 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>