3.1.2.2. Техника скрещенного обвивания

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Пара­кас. 3. Ткани:

3.1.2. Нетка­ное деко­ри­ро­ва­ние, окон­ча­ние

image001

3.1.2.2. Тех­ника скре­щен­ного обви­ва­ния косич­кой

В 0-х гг. пер­вого тыся­че­ле­тия нашей эры мастера позд­него Пара­каса и ран­ней Наски для укра­ше­ния погре­баль­ных покро­вов и одежды стали при­ме­нять один из вари­ан­тов тех­ники пле­те­ния, кото­рая назы­ва­ется по-испански скре­щен­ным обви­ва­нием (anillado cruzado), а по-английски – скрещенно-плетеным пет­ле­об­ра­зо­ва­нием (cross-knit looping). Этот вари­ант создает полотно, кото­рое выгля­дит как свя­зан­ное на спи­цах лице­вой гладью.

 image001 image003Фото 1. Скре­щен­ное обви­ва­ние косич­кой. Фото 2. Цилин­дри­че­ское скре­щен­ное обви­ва­ние косич­кой[1]

При скре­щен­ном обви­ва­нии тек­стиль­ная струк­тура обра­зу­ется с помо­щью иглы, в ушко кото­рой встав­лена нить. Она обви­вает сама себя, созда­вая скре­щен­ные петли, кото­рые повто­ря­ются по гори­зон­тали. Петли могут рас­по­ла­гаться в шах­мат­ном порядке, а также друг под дру­гом, выстра­и­ва­ясь в виде косички (фото 1), как петли лице­вого вяза­ния на спи­цах. В послед­нем слу­чае каж­дая новая петля обви­вает пере­кре­стие петли преды­ду­щего ряда. Ряды, замкну­тые в круг, делают тек­стиль цилин­дри­че­ским (фото 2)[2].

При исполь­зо­ва­нии плос­кого вари­анта тех­ники струк­тура стро­ится непо­сред­ственно на ткани. Работа ведется только слева направо, поэтому на изнанке ткани виден сте­жок, кото­рый обра­зу­ется при пере­ходе от одного ряда к дру­гому (фото 3 и 4). Из-за таких стеж­ков неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты счи­тают плос­кий вари­ант тех­ники вышив­кой, а соот­вет­ству­ю­щий ей шов назы­вают швом скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей (cross knit loop stitch).

image005 image007Фото 3 и 4. Шов скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей ран­ней Наски: лицо и изнанка. Рису­нок из книги Лилы М. О’Нил «Тек­стиль пери­ода ран­ней Наски» (Lila M. O’Neale «Textiles of the Early Nazca Period», 1937)[3]

По све­де­ниям Дженни Дур­кин (Jennie Durkin), наскан­ский шов при­сут­ствует на вышив­ках ели­за­ве­тин­ской Англии, им поль­зу­ются и в наше время, назы­вая его цей­лон­ским. Этот факт она объ­яс­няет тем, что неко­то­рые древ­ние ткани Наски или ткани инков, выши­тые в этой же тех­нике, вос­хи­тили испан­цев и были достав­лены ими в Европу. Тех­ника вышивки была пере­нята англи­ча­нами, вме­сте с кото­рыми она во вто­рой поло­вине XVI в. попала на Цей­лон[4].

image009 image011Фото 5 и 6. Тек­стиль­ный мотив (лицо и изнанка). Раз­меры: длина 11 см, ширина 8 см. Мате­ри­алы и тех­ники: корич­не­вая ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния, покры­тая вышив­кой скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей. Культура/период: Наска. Период: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э.(?). Бри­тан­ский музей[5]

При­ме­ром вышивки скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей счи­та­ется мотив, изоб­ра­жа­ю­щий голову пер­со­нажа, кото­рый заснят на фото 5 и 6. Но я думаю, что здесь мы видим ту же тек­стиль­ную тех­нику плос­кого пере­се­ка­ю­ще­гося обви­ва­ния, выпол­нен­ную на ткани. К вышивке на мотиве можно отне­сти только косичку из петель, кото­рая очер­чи­вает лицо и под­вески, поскольку каж­дая петля явля­ется стеж­ком, т.е. сде­лана с про­ко­лом ткани.

image050 image052 image054Фото 6а – 6с. Тек­стиль­ная деталь. Раз­меры: длина 23,3 см (+1,5 см бахрома), ширина 6,5 см (+3 см бахрома). Мате­ри­алы: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Тех­ники: шов скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей, ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Куль­тура: Чан­кай(?). Период: 900 – 1430 гг. н.э. Бри­тан­ский музей[5а]

Между тем, шов скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей дей­стви­тельно суще­ство­вал. Но родился он из тек­стиль­ной тех­ники, видимо, уже у после­ду­ю­щих куль­тур. Вышивку этим швом на ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния можно видеть на тек­стиль­ной детали в форме змее­по­доб­ной сущ­но­сти в маске (фото 6а – 6с). Арте­факт отно­сится к куль­туре Чан­кай (Chancay). То, что перед нами на самом деле вышивка, под­твер­ждают мел­кие гори­зон­таль­ные стежки на изнанке работы (фото 6с).

image013Фото 7[6]. Круп­ный план фраг­мента каймы из Бри­тан­ского музея (речь о нем пой­дет на с. 17)

Чаще и в бόль­ших объ­е­мах исполь­зо­вался цилин­дри­че­ский вари­ант скре­щен­ного обви­ва­ния. В этой тех­нике про­из­во­ди­лись в основ­ном детали отделки тка­ных вещей. Они изго­тав­ли­ва­лись отдельно, а затем скреп­ля­лись с тка­нью. Напри­мер, тех­ника цилин­дри­че­ского скре­щен­ного обви­ва­ния часто при­ме­ня­лась для созда­ния бор­тика, отде­ля­ю­щего покров от бахромы. Для полу­че­ния объ­ема в цилиндр бор­тика могла встав­ляться нетол­стая про­кладка. На бор­тике обычно выпол­ня­лись умень­шен­ные копии фигур основ­ного мотива покрова (фото 7).

image015Фото 8. Тек­стиль­ная деталь. Раз­меры: длина 9 см (+48 см бахромы), ширина 7,5 см. Мате­риал: шерсть. Тех­ника: cross knit loop stitch. Бри­тан­ский музей[7]

В тех­нике цилин­дри­че­ского скре­щен­ного обви­ва­ния изго­тав­ли­вали накладки, кото­рые наде­вали на головку деко­ра­тив­ных кистей. При­ме­ром может слу­жить рос­кош­ная кисть, кото­рая, ско­рее всего, укра­шала завязку фал­де­льина (фото 8 – 10). Ката­лог Бри­тан­ского музея не имеет све­де­ний о месте и вре­мени ее находки, но отно­сит ее к куль­туре Наски.

 image017 image019Фото 9[8] и 10[9]. Круп­ный план двух моти­вов накладки

Один из при­е­мов деко­ри­ро­ва­ния кистей завя­зок дают нам фал­де­льин, сохра­нив­шийся почти пол­но­стью (фото 11), и остатки кисти дру­гого фал­де­льина (фото 12 и 13) из кол­лек­ции Музея изящ­ных искусств Бостона. Наклад­ками в тех­нике цилин­дри­че­ского скре­щен­ного обви­ва­ния здесь укра­шены не только головки кисти, но и тка­ные ленты ее бахромы.

image021Фото 11. Юбка (skirt). Раз­меры: юбки 50,8×289,8 см, завя­зок 8,8×101,5 см и 8,8×99 см. Мате­риал или тех­ника: основ­ное поле из шер­стя­ной ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния темно-зеленого цвета; кайма золотисто-коричневого цвета вышита сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками зеле­ного, мали­но­вого, голу­бого, белого и корич­не­вого цве­тов; косое пере­пле­те­ние; шов скре­щен­ной пет­лей (завязки). Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1B(?), 50 – 100 гг. н.э. Пара­кас, Южное побе­ре­жье Перу. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[10]

В свое время, еще не имея инфор­ма­ции о тех­нике скре­щен­ного обви­ва­ния, я счи­тала ее исклю­чи­тельно выши­валь­ной. Поэтому я решила, что накладка с фигу­рой пер­со­нажа с четырьмя жез­лами в груди на остат­ках кисти (фото 12 и 13) – это образ­чик самого древ­него перу­ан­ского три­ко­тажа. О том, что орна­мент свя­зан на спи­цах, а не вышит на ткани швом скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей, по моему мне­нию, гово­рили, напри­мер, откры­тые петли и про­тяжки между сохра­нив­ши­мися пет­лями, кото­рые видны в порван­ных местах детали кисти (фото 13), и то, что тек­стиль с оче­вид­но­стью нало­жен поверх ткани кисти.

image023 image025Фото 12 и 13. Фраг­мент завязки юбки (общий и круп­ный планы). Раз­меры: 31×6 см. Мате­риал или тех­ника: ткань из шер­сти и хлопка косого пере­пле­те­ния с укра­ше­нием в тех­нике скрещено-связанного пет­ле­об­ра­зо­ва­ния, выпол­нен­ного шер­стя­ными нит­ками голу­бого, синего, мали­но­вого, розо­вого и корич­не­вого цве­тов с фоном из ниток золотисто-коричневого цвета. Пара­кас или ран­няя Наска. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, 0 – 200 гг. н.э. Пара­кас, Южное побе­ре­жье Перу. Музей изящ­ных искусств, Бостон[11]

Я и пред­ста­вить себе не могла, что вяза­ное полотно можно полу­чить не с помо­щью спиц, а с помо­щью игл, да еще и сде­лать его цилин­дри­че­ским. Спе­ци­а­ли­сты Бри­тан­ского музея, объ­яс­няя тер­мин «cross-knit loop stitch», отме­чают сход­ство наскан­ского пле­те­ного тек­стиля с вяза­нием. Но они ука­зы­вают на име­ю­щи­еся между ними струк­тур­ные раз­ли­чия и утвер­ждают, что «нет ника­ких дока­за­тельств того, что древ­ние перу­анцы когда-либо вязали крюч­ком или спи­цами»[12].

image027   image029 image031Фото 14. Длин­ная голов­ная лента. Раз­меры: ширина 4 см, длина 220 см. Мате­риал и тех­ника: тек­стиль; вышивка швом скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей шер­стя­ными нит­ками крас­ного, синего, золо­того и зеле­ного цве­тов. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Перу. Бри­тан­ский музей[13]. Фото 15[14]. Бахрома из четы­рех «паль­цев». Фото 16[15]. Уча­сток ленты круп­ным планом

Среди арте­фак­тов позд­него Пара­каса, или ран­ней Наски есть также срав­ни­тельно неболь­шие вещи, цели­ком сде­лан­ные в тех­нике цилин­дри­че­ского скре­щен­ного обви­ва­ния. В основ­ном они пред­став­лены лен­тами для тюр­ба­нов, укра­шен­ными орна­мен­том в гео­мет­ри­че­ском стиле. Один из луч­ших образ­цов ленты с бахро­мой из четы­рех «паль­цев» пока­зан на фото 14 – 16. Для того чтобы «пальцы» стали объ­ем­ными, внутрь труб­ча­той струк­туры встав­лены прокладки.

image033 image035Фото 17. Кайма из чело­ве­че­ских фигу­рок. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[16]. Фото 18. Кайма из колибри. Раз­меры: 940×30 мм. Мате­риал: тек­стиль из шер­сти вер­блю­до­вых. Куль­тура: Наска. Период: 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[17]

Именно тех­ника скре­щен­ного обви­ва­ния поз­во­лила масте­рам Пара­каса и, глав­ным обра­зом, Наски создать осо­бую линию укра­ше­ний тек­стиля в виде вере­ницы отдельно сто­я­щих фигу­рок людей, рас­те­ний, живот­ных и мифи­че­ских существ. Как пра­вило, из них изго­тав­ли­вали кайму, кото­рая содер­жала в себе и пле­те­ную бахрому (фото 17), для покро­вов и наки­док. Кроме того, ими отде­лы­вали края раз­лич­ных пред­ме­тов одежды. При­ме­ром может слу­жить кайма из 87 кро­хот­ных фигу­рок колибри (фото 18), кото­рая в ката­логе Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства названа «объ­ем­ной аппли­ка­цией, сде­лан­ной иглой в тех­нике скре­щен­ного обви­ва­ния». Гораздо более слож­ной явля­ется кайма из Бри­тан­ского музея, на кото­рую сверху поме­щены птицы, пере­ме­жа­ю­щи­еся с цве­тами, а снизу – только цветы (фото 19).

image037Фото 19. Тек­стиль­ный фраг­мент. Раз­меры: длина 39 см, ширина 8 см. Раз­меры: длина 5 см, ширина: 27 см. Мате­риал: шерсть. Тех­ника: cross knit loop stitch. Культура/период: Пара­кас(?) Наска(?). Период: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Раскопки/место находки: Наска. Бри­тан­ский музей[18]

В Музее миро­вой куль­туры Гете­борга хра­нится накидка, цели­ком сде­лан­ная в тех­нике скре­щен­ного обви­ва­ния. Она состоит из квад­ра­тов (фото 20), в центр кото­рых поме­щены антропо– и зооморф­ные фигуры. (Об этой накидке и ман­тии из Бруклин­ского музея, кайма кото­рой состоит из подоб­ных фигу­рок, читайте в мате­ри­але «Мик­ро­косм жизни» Южного побе­ре­жья.)

image039Фото 20. Круп­ный план одного из квад­ра­тов накидки Некро­поля Пара­каса. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[19]

Вме­сте с подроб­ной рас­шиф­ров­кой сюже­тов каж­дого квад­рата в ката­логе музея дано опи­са­ние той тех­ники, в кото­рой выпол­нена накидка. Здесь она названа «вышив­кой шер­стью на хлопке» (bordado de lana sobre algodón) и опи­сы­ва­ется сле­ду­ю­щим обра­зом: «Мотивы высо­той 10 – 14 см вышиты плот­ными стеж­ками цепо­чек (puntadas de cadeneta) вокруг цен­траль­ной опоры, изго­тов­лен­ной из полос, тка­ных или пле­те­ных, или отдель­ных нитей, в зави­си­мо­сти от вели­чины гото­вых моти­вов»[20]. Глос­са­рий ката­лога иллю­стри­рует эту тех­нику рисун­ком (фото 21).

image040Фото 21[21]. Тех­ника выпол­не­ния фигур

Однако я думаю, что тех­ника изго­тов­ле­ния фигу­рок названа вышив­кой оши­бочно и они сде­ланы в тех­нике цилин­дри­че­ского скре­щен­ного обвивания.

image042Фото 22. Тек­стиль­ная деталь, фраг­мент длин­ной каймы. Раз­меры: длина 5 см, ширина 27 см. Мате­ри­алы: шерсть (или хло­пок?). Тех­ника: cross knit loop stitch. Культура/период: Наска. Дата 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Бри­тан­ский музей[22]

Загля­нуть внутрь тех­ники дает нам воз­мож­ность кайма из фигу­рок колибри, порван­ная в несколь­ких местах (фото 22 и 23). Дырка на гори­зон­таль­ной ленте поз­во­ляет уви­деть про­кладку и то, что петли ее не про­ши­вают, а ото­рван­ный кон­чик пера пока­зы­вает, что он труб­ча­тый и внутри него ничего нет, кроме двух ниток (фото 23).

image044Фото 23[23]. Уча­сток каймы круп­ным планом

Кстати о пле­те­нии. Мало кто из широ­кой пуб­лики знает, что фардо вклю­чали в себя не только полотна тка­ного тек­стиля, укра­шен­ного раз­но­цвет­ными орна­мен­тами, но и полотна одно­тон­ного пле­те­ного тек­стиля. Такой ман­тией вла­деет Метрополитен-музей искусств (фото 24).

image046Фото 24. Ман­тия. Раз­мер 142 см. Мате­риал: шерсть. II – I вв. до н.э. Перу; Оку­кахе (Ocucaje). Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[24]

«Эта ман­тия, – гово­рится в ката­логе музея, – по неко­то­рым дан­ным, была най­дена в захо­ро­не­нии в Оку­кахе в долине Ики и, воз­можно, явля­лась внеш­ним слоем погре­баль­ного свертка. Тон­кий ажур­ный тек­стиль выпол­нен в тех­нике пле­те­ния, назы­ва­е­мой «interlinked sprang», кото­рая исполь­зо­ва­лась на дан­ной тер­ри­то­рии до того, как было внед­рено тка­че­ство. Ман­тия состоит из четы­рех пане­лей, соеди­нен­ных вдоль цен­траль­ной, вер­ти­каль­ной и гори­зон­таль­ной осей. Основ­ная фигура часто появ­ля­ется на цвет­ной кера­мике; она известна как «Глаз­ча­тое суще­ство», боже­ство, иден­ти­фи­ци­ру­е­мое по широко откры­тым, круг­лым гла­зам»[25].

 

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5b | |


[2] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.

[3] Durkin J. Loop-Stitch Embroidery: Peruvian and Elizabethan // The Bulletin of the Needle and Bobbin Club. Vol. 72. 1989 (http://www.handweaving.net/DAItemDetail.aspx?ItemID=4231).

[4] Durkin J. Opus cit.

[12] См., напри­мер, пояс­не­ние к тер­мину «cross-knit loop stitch» в опи­са­нии арте­факта на сле­ду­ю­щей стра­нице ката­лога Бри­тан­ского музея: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=428446&objectId=477687&partId=1

[16] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>