Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3. Ткани, продолжение
I.2.3.1.3. Стили
Фото 1. Крупный план узорных полос основного поля покрова из Музея Рафаэля Ларко[1]
Текстиль Паракаса заметно различается по стилю. Стиль тканей периода Пещер специалисты называют линейным или геометрическим, а тканей периода Некрополя – блочным или криволинейным. Ни один из этих терминов не отражает полностью характер стилей. Действительно, стилю Пещер присущи узоры, выстроенные в линию (фото 1). Такой тип узора имеет вид полосы (ленты), как бы сплетенной из многократно повторенного одного или нескольких разных мотивов, которые выглядят связанными друг с другом.
Фото 2. Прорисовка изображений мифологических существ, представленных на текстиле коричневой гаммы[2]
В то же время на тканях коричневой гаммы внешние контуры рисунка мотива приближаются по форме к прямоугольнику, часто квадрату (фото 2). Они поставлены тесно друг к другу, но не связаны между собой, не перетекают друг в друга, т.е. не являются ленточным узором.
Фото 3. Покров. Размеры: длина 260,5 см, ширина 106 см. Материал: ткань (шерсть верблюдовых, хлопок). Техники: полотняное переплетение, вышивка стебельчатым швом. Культура: Паракас. Место находки: Южное побережье, Ика. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Американский музей естественной истории[3]
Фото 4. Крупный план основного поля покрова
Для большой части текстиля Некрополя характерны так называемые цветовые блоки – прямоугольники мотивов, цвет которых контрастирует с цветом основного поля. Цветовые блоки композиций в стиле Некрополя на основном поле покровов расположены в шахматном порядке, поэтому оно выглядит как шахматная доска (фото 3 и 4).
Фото 5[4]. Вышитый покров. Размеры: около 2,5×1,6 м. Культура: Паракас. Дата или период: 800 – 100 гг. до н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории, Лима, Перу[5]
Фото 6[6]. Крупный план основного поля покрова
В то же время существует группа тканей в стиле Некрополя, где мотивы лишь с большой натяжкой можно назвать цветовыми блоками (фото 5 и 6). При этом на покровах позднего геометрического стиля, созданных в период Некрополя, основное поле может быть решено в блочном стиле и походить на шахматную доску, но сам рисунок остается геометрическим.
Более значимое различие у стилей Пещер и Некрополя существует в способе изображения персонажей, который является концептуальным в передаче образа божеств и посему должен расцениваться как определяющий при идентификации стиля.
Фото 7. Крупный план каймы покрова. Полуостров Паракас – Ика – Перу. «Украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.»[7]
Изображения персонажей стиля Пещер компонуются с помощью геометрических фигур (фото 2 и 7). Часто в один персонаж бывает вложен такой же или другой меньшего размера – по принципу матрешки. Геометричностью линий подчеркивается механическая составляющая божества, которое предстает как единый организм, включающий в себя металлическую машину и живое существо, т.е. божество-корабль. Несомненно, узор является не только и не столько украшением, сколько записью послания, которое включает в себя характеристику божества, выраженную понятными традиционными символами. В их число входят символы динозавра (дракона), кошачьего и птицы. Язык посланий Пещер Паракаса благодаря своей геометрической простоте гораздо понятнее, нежели язык Некрополя, когда значения слов послания стали выражаться с помощью фигур реальных созданий – человека и животных, очертания тел которых приближены к натуральным. Ведь весьма затруднительно передать составляющие аппаратов, приспособлений и снаряжения пришельцев с помощью творений природы. Рисунок мотива становится перенасыщенным деталями-словами и в нем уже никак нельзя обойтись без цвета (фото 8). С течением времени божество перестает мыслиться и передаваться на изображениях как существо, объединяющее в себе живое и неживое (машину), а превращается в сложную конструкцию из человека и животных, которые являются символами его возможностей в качестве божества-корабля.
Фото 8[8]. Божество Паракаса, вышитое на покрове из Некрополя. Рисунки из книги: Tello, Julio C. Paracas. Primera Parte. Lima, 1959
Думается, кардинальному изменению стиля и способа передачи божеств на изображении способствовали они сами. Если на тканях и керамике периода Пещер показаны в основном машины, а также боги в тяжелом снаряжении, таком, например, как скафандр, то на изображениях периода Некрополя мы чаще уже видим богов в легком снаряжении для подводного плавания и даже только в гидрокостюме с очками и маской. То есть нужно думать, что тяжелые техника и костюмы в этот период были скрыты от глаз людей, а боги получили возможность и посчитали допустимым показываться им почти без маскировки. Поэтому смена стиля изображения с геометрического на натуральный естественна.
Перед тем как перейти к рассказу о конкретных артефактах, необходимо подчеркнуть следующее. При изучении наследия Паракаса важно учитывать, что не только покровы, но и одежда, составлявшие фардо, не предназначались для обычного, повседневного ношения, даже если усопший (жрец, властитель) надевал их при жизни. Одежда и покровы, которые могли использоваться как мантии, были церемониальными, т.е. связанными с богами, с общением с ними. Поэтому, те узоры, которые на них были изображены, проходили строгий отбор и утверждались на самом высоком уровне. Они становились канонами изображений на долгие годы, и при их исполнении возможны были лишь незначительные отклонения. В результате достаточно много текстиля было сделано по определенной схеме и с однотипными мотивами. Особенно это касается покровов в стиле Пещер. Судя по тому, что существуют покровы, пончо, ленты, тюрбаны, украшенные абсолютно идентичными узорами, было принято приданое мумии составлять из текстиля с одним и тем же декором. Посему так странно видеть, что вещи из одного фардо находятся в разных музеях.