I.2.3.1.3. Стили

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

I.2.3. Ткани, про­дол­же­ние

image001

I.2.3.1.3. Стили

image001Фото 1. Круп­ный план узор­ных полос основ­ного поля покрова из Музея Рафа­эля Ларко[1]

Тек­стиль Пара­каса заметно раз­ли­ча­ется по стилю. Стиль тка­ней пери­ода Пещер спе­ци­а­ли­сты назы­вают линей­ным или гео­мет­ри­че­ским, а тка­ней пери­ода Некро­поля – блоч­ным или кри­во­ли­ней­ным. Ни один из этих тер­ми­нов не отра­жает пол­но­стью харак­тер сти­лей. Дей­стви­тельно, стилю Пещер при­сущи узоры, выстро­ен­ные в линию (фото 1). Такой тип узора имеет вид полосы (ленты), как бы спле­тен­ной из мно­го­кратно повто­рен­ного одного или несколь­ких раз­ных моти­вов, кото­рые выгля­дят свя­зан­ными друг с другом.

image003Фото 2. Про­ри­совка изоб­ра­же­ний мифо­ло­ги­че­ских существ, пред­став­лен­ных на тек­стиле корич­не­вой гаммы[2]

В то же время на тка­нях корич­не­вой гаммы внеш­ние кон­туры рисунка мотива при­бли­жа­ются по форме к пря­мо­уголь­нику, часто квад­рату (фото 2). Они постав­лены тесно друг к другу, но не свя­заны между собой, не пере­те­кают друг в друга, т.е. не явля­ются лен­точ­ным узором.

image004Фото 3. Покров. Раз­меры: длина 260,5 см, ширина 106 см. Мате­риал: ткань (шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние, вышивка сте­бель­ча­тым швом. Куль­тура: Пара­кас. Место находки: Южное побе­ре­жье, Ика. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[3]

image006Фото 4. Круп­ный план основ­ного поля покрова

Для боль­шой части тек­стиля Некро­поля харак­терны так назы­ва­е­мые цве­то­вые блоки – пря­мо­уголь­ники моти­вов, цвет кото­рых кон­тра­сти­рует с цве­том основ­ного поля. Цве­то­вые блоки ком­по­зи­ций в стиле Некро­поля на основ­ном поле покро­вов рас­по­ло­жены в шах­мат­ном порядке, поэтому оно выгля­дит как шах­мат­ная доска (фото 3 и 4).

image008Фото 5[4]. Выши­тый покров. Раз­меры: около 2,5×1,6 м. Куль­тура: Пара­кас. Дата или период: 800 – 100 гг. до н.э. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии, Лима, Перу[5]

image010Фото 6[6]. Круп­ный план основ­ного поля покрова

В то же время суще­ствует группа тка­ней в стиле Некро­поля, где мотивы лишь с боль­шой натяж­кой можно назвать цве­то­выми бло­ками (фото 5 и 6). При этом на покро­вах позд­него гео­мет­ри­че­ского стиля, создан­ных в период Некро­поля, основ­ное поле может быть решено в блоч­ном стиле и похо­дить на шах­мат­ную доску, но сам рису­нок оста­ется геометрическим.

Более зна­чи­мое раз­ли­чие у сти­лей Пещер и Некро­поля суще­ствует в спо­собе изоб­ра­же­ния пер­со­на­жей, кото­рый явля­ется кон­цеп­ту­аль­ным в пере­даче образа божеств и посему дол­жен рас­це­ни­ваться как опре­де­ля­ю­щий при иден­ти­фи­ка­ции стиля.

image012Фото 7. Круп­ный план каймы покрова. Полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. «Укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.»[7]

Изоб­ра­же­ния пер­со­на­жей стиля Пещер ком­по­ну­ются с помо­щью гео­мет­ри­че­ских фигур (фото 2 и 7). Часто в один пер­со­наж бывает вло­жен такой же или дру­гой мень­шего раз­мера – по прин­ципу мат­решки. Гео­мет­рич­но­стью линий под­чер­ки­ва­ется меха­ни­че­ская состав­ля­ю­щая боже­ства, кото­рое пред­стает как еди­ный орга­низм, вклю­ча­ю­щий в себя метал­ли­че­скую машину и живое суще­ство, т.е. божество-корабль. Несо­мненно, узор явля­ется не только и не столько укра­ше­нием, сколько запи­сью посла­ния, кото­рое вклю­чает в себя харак­те­ри­стику боже­ства, выра­жен­ную понят­ными тра­ди­ци­он­ными сим­во­лами. В их число вхо­дят сим­волы дино­завра (дра­кона), коша­чьего и птицы. Язык посла­ний Пещер Пара­каса бла­го­даря своей гео­мет­ри­че­ской про­стоте гораздо понят­нее, нежели язык Некро­поля, когда зна­че­ния слов посла­ния стали выра­жаться с помо­щью фигур реаль­ных созда­ний – чело­века и живот­ных, очер­та­ния тел кото­рых при­бли­жены к нату­раль­ным. Ведь весьма затруд­ни­тельно пере­дать состав­ля­ю­щие аппа­ра­тов, при­спо­соб­ле­ний и сна­ря­же­ния при­шель­цев с помо­щью тво­ре­ний при­роды. Рису­нок мотива ста­но­вится пере­на­сы­щен­ным деталями-словами и в нем уже никак нельзя обой­тись без цвета (фото 8). С тече­нием вре­мени боже­ство пере­стает мыс­литься и пере­да­ваться на изоб­ра­же­ниях как суще­ство, объ­еди­ня­ю­щее в себе живое и нежи­вое (машину), а пре­вра­ща­ется в слож­ную кон­струк­цию из чело­века и живот­ных, кото­рые явля­ются сим­во­лами его воз­мож­но­стей в каче­стве божества-корабля.

image014Фото 8[8]. Боже­ство Пара­каса, выши­тое на покрове из Некро­поля. Рисунки из книги: Tello, Julio C. Paracas. Primera Parte. Lima, 1959

Дума­ется, кар­ди­наль­ному изме­не­нию стиля и спо­соба пере­дачи божеств на изоб­ра­же­нии спо­соб­ство­вали они сами. Если на тка­нях и кера­мике пери­ода Пещер пока­заны в основ­ном машины, а также боги в тяже­лом сна­ря­же­нии, таком, напри­мер, как ска­фандр, то на изоб­ра­же­ниях пери­ода Некро­поля мы чаще уже видим богов в лег­ком сна­ря­же­нии для под­вод­ного пла­ва­ния и даже только в гид­ро­ко­стюме с очками и мас­кой. То есть нужно думать, что тяже­лые тех­ника и костюмы в этот период были скрыты от глаз людей, а боги полу­чили воз­мож­ность и посчи­тали допу­сти­мым пока­зы­ваться им почти без мас­ки­ровки. Поэтому смена стиля изоб­ра­же­ния с гео­мет­ри­че­ского на нату­раль­ный естественна.

image001

Перед тем как перейти к рас­сказу о кон­крет­ных арте­фак­тах, необ­хо­димо под­черк­нуть сле­ду­ю­щее. При изу­че­нии насле­дия Пара­каса важно учи­ты­вать, что не только покровы, но и одежда, состав­ляв­шие фардо, не пред­на­зна­ча­лись для обыч­ного, повсе­днев­ного ноше­ния, даже если усоп­ший (жрец, вла­сти­тель) наде­вал их при жизни. Одежда и покровы, кото­рые могли исполь­зо­ваться как ман­тии, были цере­мо­ни­аль­ными, т.е. свя­зан­ными с богами, с обще­нием с ними. Поэтому, те узоры, кото­рые на них были изоб­ра­жены, про­хо­дили стро­гий отбор и утвер­жда­лись на самом высо­ком уровне. Они ста­но­ви­лись кано­нами изоб­ра­же­ний на дол­гие годы, и при их испол­не­нии воз­можны были лишь незна­чи­тель­ные откло­не­ния. В резуль­тате доста­точно много тек­стиля было сде­лано по опре­де­лен­ной схеме и с одно­тип­ными моти­вами. Осо­бенно это каса­ется покро­вов в стиле Пещер. Судя по тому, что суще­ствуют покровы, пончо, ленты, тюр­баны, укра­шен­ные абсо­лютно иден­тич­ными узо­рами, было при­нято при­да­ное мумии состав­лять из тек­стиля с одним и тем же деко­ром. Посему так странно видеть, что вещи из одного фардо нахо­дятся в раз­ных музеях.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>