2. Станки и их аксессуары

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

 http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, про­дол­же­ние

2. Станки и их аксессуары

Ста­рей­ший из извест­ных тек­стиль, сде­лан­ный на станке, про­ис­хо­дит из при­бреж­ного архео­ло­ги­че­ского сайта Уаки При­еты (Huaca Prieta), рас­по­ло­жен­ного в долине Чикамы (Chicama), на Север­ном побе­ре­жье Перу. Он дати­ру­ется 3000 – 2200 гг. до н.э. Тек­стиль выпол­нен из воло­кон корич­не­вого хлопка, как неокра­шен­ных, так и окра­шен­ных. На нем вытканы фигуры коша­чьих, змей, кон­до­ров, а также антро­по­морф­ных существ. Эти изоб­ра­же­ния про­дол­жают при­сут­ство­вать в ико­но­гра­фии Анд в тече­ние сле­ду­ю­щих 4000 лет[1].

Такой древ­ний тек­стиль ткач изго­тав­ли­вал путем мани­пу­ли­ро­ва­ния осно­вами (вер­ти­каль­ными нитями), раз­де­ляя их с помо­щью паль­цев или инстру­мента, чтобы пере­пле­сти с утками (гори­зон­таль­ными нитями), созда­вая таким обра­зом тек­стиль­ную струк­туру, основ­ную форму кото­рой спе­ци­а­ли­сты по архео­ло­ги­че­скому тек­стилю Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства назы­вают «плос­кая или сба­лан­си­ро­ван­ная ткань» (tejido plano o balanceado). Зна­чи­тель­ный тех­ни­че­ский про­гресс в тка­че­стве про­изо­шел при­мерно в 1400 г. до н.э. с вве­де­нием ткац­кого станка с ремиз­ками, кото­рые поз­во­лили мани­пу­ли­ро­вать несколь­кими систе­мами основ одно­вре­менно. Ремизки зна­чи­тельно упро­стили, облег­чили и уско­рили про­цесс тка­че­ства. В резуль­тате стало появ­ляться больше тек­стиля, изго­тов­лен­ного на станке, – широ­кого и с плос­кой струк­ту­рой[2].

Ткац­кие мечи и ремизки оста­ются глав­ными аксес­су­а­рами анд­ского ткац­кого станка.

 

Ткац­кий меч

Ткац­кий меч (исп. espada) появился в арсе­нале ткача задолго до изоб­ре­те­ния реми­зок. На заре ткац­кого дела он раз­де­лял им нити основы для пере­пле­те­ния с нитями утка. Меч выпол­нял и дру­гие функции.

image001Фото 1[3] и 2[4]. Ткац­кие мечи куль­туры Чан­кай (1100 – 1470 гг. н.э.). Раз­меры: 1) 73,5×5 см, 2) 99×4,4 см. Мате­риал: дерево. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искусства

Ткац­кий меч – это дощечка в форме широ­кой линейки с заост­рен­ным кон­цом.  Ино­гда она дей­стви­тельно имеет вид меча (фото 1 и 2) или ножа. Совре­мен­ный ткац­кий меч станка общины Чау­ай­тире можно видеть на фото 9.

image003 image005Фото 3. Созда­ние зева. Фото 4. Про­пус­ка­ние утка[5]

Прежде всего, ткац­кий меч слу­жит для раз­де­ле­ния нитей основы и созда­ния зева. На фото 3 и 4 пока­зана работа мечом при изго­тов­ле­нии ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния. На меч наби­рают нити основы через одну (раз­де­ляя их на чет­ные и нечет­ные). Потом меч ста­вят на ребро, и он создает про­стран­ство между нитями – зев (фото 3), в кото­рое с помо­щью чел­нока про­пус­кают нить утка (фото 4), таким обра­зом пере­кре­щи­вая ее с нитями основы. Меч при­би­вает ее к опушке (краю уже соткан­ной ткани), и опе­ра­цию повто­ряют, но на меч наби­рают уже дру­гую поло­вину нитей.

image007Фото 5[6]. Схема про­хож­де­ния нити утка, направ­ля­е­мой чел­но­ком, в про­стран­стве зева

В рус­ской тра­ди­ции меч назы­ва­ется браль­ни­цей и явля­ется основ­ным инстру­мен­том при изго­тов­ле­нии ткани бра­ной тех­ни­кой. Браль­ни­цей «наби­рают рису­нок», т.е. груп­пи­руют нити основы в соот­вет­ствии с рапор­том узора, а затем по про­ло­жен­ному пути про­дер­ги­вают цвет­ной уток.

image009 image011 image013Фото 6. Инстру­менты для бра­ного тка­че­ства. Фото 7 и 8. Набор рисунка с помо­щью бральницы

 

Ремизка

image015Фото 9[7]. Ткац­кий ста­нок общины Чау­ай­тире (Chahuaytire), дис­трикт Писак, депар­та­мент Куско (2011)

Ремизка (от франц. remise — воз­вра­ще­ние в исход­ное поло­же­ние) – ткац­кое при­спо­соб­ле­ние, кото­рое пред­став­ляет собой нити с петель­ками посе­ре­дине для про­де­ва­ния нитей основы. Как пра­вило, нити нани­зы­ва­ются на длин­ную круг­лую палочку (фото 9). Как и ткац­кий меч, ремизка слу­жит для раз­де­ле­ния нитей основы и обра­зо­ва­ния зева с целью пере­пле­те­ния их с нитями утка. Пере­ме­ща­ясь в вер­ти­каль­ных плос­ко­стях (вверх и вниз), ремизки обра­зуют между нитями основы сво­бод­ное про­стран­ство, назы­ва­е­мое зевом, в кото­рое при помощи бобины или чел­нока вво­дится уточ­ная нить. Ткац­кий меч и ремизка делят между собой нити основы. Ставя на ребро ткац­кий меч, создают зев, а оття­ги­вая ремизку на себя, создают контрзев.

В Андах исполь­зо­ва­лись и исполь­зу­ются три типа стан­ков: пояс­ной, гори­зон­таль­ный и вертикальный.

| i | ii | iii | iv |v| vi | vii | 3 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>