1.2. Тканый текстиль

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

 http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, про­дол­же­ние

1.2. Тка­ный тек­стиль: тек­стиль из двух систем нитей

Обви­ва­ние

image001Фото 1[1]. Обви­ва­ние

Одна из самых древ­них ткац­ких тех­ник назы­ва­ется обви­ва­нием (исп. torzal, англ. twining). Она исполь­зует нити пары утков, кото­рые пере­пле­та­ются вокруг нитей основы при каж­дой прокидке.

image003            image005Фото 2 и 3. Тех­ника про­стого обви­ва­ния и обви­ва­ния чере­ду­ю­щи­мися парами, исполь­зо­ван­ная в тка­нях Караля[2]

Тех­ника обви­ва­ния была основ­ной у тка­чей свя­щен­ного города Караля – самого древ­него города Перу. К сожа­ле­нию, до нас дошли лишь неболь­шие фраг­менты тка­ней этой куль­туры. Один из них можно видеть на фото 4.

image007Фото 4. Тек­стиль, най­ден­ный при рас­коп­ках Караля[3]

Трудно пове­рить, но инку­нья, кото­рая была соткана на 2,5 тыс. лет позже (фото 5 и 6), также сде­лана в тех­нике про­стого обвивания.

image009 image011Фото 5 и 6. Панно: инку­нья (inkuña). Мате­ри­алы: рас­ти­тель­ное волокно (основа), шерсть (уток). Раз­меры: 56×53 см. Куль­тура: Арика. Север Чили. Период: 500 г. до н.э. – 100 г. н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[4]

 

Гобе­ле­но­вая техника

К одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных отно­сится гобе­ле­но­вая тех­ника (tapicería). Она заклю­ча­ется в исполь­зо­ва­нии уточ­ных нитей раз­ного цвета, кото­рые про­ки­ды­ва­ются не по всей ширине ткани, а лишь в опре­де­лен­ных местах – там, где дол­жен быть рас­по­ло­жен узор.

image013Фото 7. Щеле­вая гобе­ле­но­вая тех­ника[5]

Щеле­вая гобе­ле­но­вая тех­ника (tapicería ranurada) – один из наи­бо­лее часто при­ме­ня­е­мых вари­ан­тов гобе­ле­но­вой тех­ники, при кото­ром уточ­ные нити не соеди­ня­ются между собой на про­тя­же­нии несколь­ких про­ки­док. Поэтому в точке, где уток пово­ра­чи­вает назад, в ткани оста­ется едва замет­ная вер­ти­каль­ная щелка. Такой прием был изве­стен с древ­ней­ших вре­мен в Египте, Индии и Китае, им поль­зо­ва­лись в Сред­ней Азии, на Кав­казе, его знали финны Повол­жья, бол­гары, сла­вяне и дру­гие народы[6]. При­ме­ром может слу­жить настен­ная ткань с орна­мен­том из золо­тых и белых фигур боже­ства на крас­ном фоне (фото 8). Лицо жен­ской объ­ем­ной фигуры (фото 15) также выпол­нено в этой технике.

image015Фото 8. Стен­ной тек­стиль. Раз­меры: 55×88 см. Тех­ника: щеле­вой гобе­лен. Куль­тура: Чан­кай (Chancay) или Чиму. Период: 1000 – 1430 гг. н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[7]

 

Полот­ня­ное переплетение

image017Фото 9. Полот­ня­ное пере­пле­те­ние[8]

Самое про­стое и рас­про­стра­нен­ное пере­пле­те­ние нитей – полот­ня­ное. В нем каж­дая нить основы пере­пле­та­ется с уточ­ной через одну.

 

Двух– и трех­слой­ные переплетения

Исполь­зуя полот­ня­ное пере­пле­те­ние в соче­та­нии с тех­ни­кой двух– или трех­слой­ных пере­пле­те­ний, анд­ские мастера выра­ба­ты­вали ткани с цвет­ными узорами.

image019    image021Фото 10. Двух­слой­ное пере­пле­те­ние[9]. Фото 11[10]. Фраг­мент настен­ной ткани куль­туры Пара­каса, Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искусства

Тех­ника изго­тов­ле­ния двух– и трех­слой­ных тка­ней заклю­ча­ется в том, что одно­вре­менно ткутся две (или три) системы основы и одна или более систем утка. Они гене­ри­руют две или три неза­ви­си­мых ткани, кото­рые могут быть свя­заны между собой. Обе сто­роны полу­чив­ше­гося полотна могут быть оди­на­ко­выми или раз­ными по струк­туре или цветам.

 

Бро­кадо

image023              image025Фото 12. Бро­кадо[11]. Фото 13. Фраг­мент тек­стиля куль­туры Чиму. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[12]

Для тка­нья узо­ров при­ме­ня­лась также тех­ника бро­кадо (brocado). В ней фигуры созда­ются путем исполь­зо­ва­ния допол­ни­тель­ных утков, кото­рые встав­ля­ются при выпол­не­нии основ­ной ткани.

 

Сар­же­вое переплетение

Анд­ские ткачи рабо­тали и в тех­нике сар­же­вого пере­пле­те­ния (sarga). В сар­же­вом пере­пле­те­нии каж­дая нитка утка про­хо­дит под одной нит­кой основы и затем пере­кры­вает две или несколько ниток основы. При созда­нии каж­дого сле­ду­ю­щего гори­зон­таль­ного ряда рису­нок сме­ща­ется на одну нить, из-за чего обра­зу­ется харак­тер­ный руб­чик, иду­щий по диа­го­нали ткани. В тех­нике сар­же­вого пере­пле­те­ния, к при­меру, выпол­нено пла­тье жен­ской фигуры, пока­зан­ной на фото 15.

image027           image029Фото 14[13]. Сар­же­вое пере­пле­те­ние. Фото 15. Жен­ская фигура. Раз­меры: 28×17 см. Мате­ри­алы и тех­ники: волокна трост­ника и дре­ве­сина, обер­ну­тые тек­сти­лем из хлопка и шер­сти: ткань лица – щеле­вой гобе­лен, пла­тье – саржа. Куль­тура: Чан­кай. Период: 1000 – 1430 гг. н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[14]

 

Сет­ча­тое тканье

В Андах вла­дели такой слож­ной тех­ни­кой, как газ (gasa) или сет­ча­тое тка­нье (tejido reticular). Газо­вые ткани исполь­зо­ва­лись под вышивку.

image031 image033Фото 16. Сет­ча­тое тка­нье[15]. Фото 17. Газ (gasa) с зооморф­ными фигу­рами: коша­чье. Раз­меры: 80,5×26,3 см. Тех­ника: сет­ча­тое тка­нье, вышивка. Куль­тура: Чан­кай. Период: 1100 – 1470 гг. н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[16]

 

 | i | ii | iii | iv | v | 3 |


[2] Shady Solís R. Sociedad de Caral – Supe durante el Arcaico Tardío. Boletín 3 – Museo de Arqueología y Antropología: 2000 (http://sisbib.unmsm.edu.pe/bibvirtual/publicaciones/antropologia/2000_n03/mortuoria_figs6.htm).

[6] Семе­нова М.В. Мы – сла­вяне. Попу­ляр­ная энцик­ло­пе­дия. СПб, 2009 (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=59).

[8] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.

[9] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.

[10] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).

[11] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.

[12] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.

[15] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>