Исторический костюм Андского мира
Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, продолжение
1.2. Тканый текстиль: текстиль из двух систем нитей
Обвивание
Фото 1[1]. Обвивание
Одна из самых древних ткацких техник называется обвиванием (исп. torzal, англ. twining). Она использует нити пары утков, которые переплетаются вокруг нитей основы при каждой прокидке.
Фото 2 и 3. Техника простого обвивания и обвивания чередующимися парами, использованная в тканях Караля[2]
Техника обвивания была основной у ткачей священного города Караля – самого древнего города Перу. К сожалению, до нас дошли лишь небольшие фрагменты тканей этой культуры. Один из них можно видеть на фото 4.
Фото 4. Текстиль, найденный при раскопках Караля[3]
Трудно поверить, но инкунья, которая была соткана на 2,5 тыс. лет позже (фото 5 и 6), также сделана в технике простого обвивания.
Фото 5 и 6. Панно: инкунья (inkuña). Материалы: растительное волокно (основа), шерсть (уток). Размеры: 56×53 см. Культура: Арика. Север Чили. Период: 500 г. до н.э. – 100 г. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[4]
Гобеленовая техника
К одной из наиболее распространенных относится гобеленовая техника (tapicería). Она заключается в использовании уточных нитей разного цвета, которые прокидываются не по всей ширине ткани, а лишь в определенных местах – там, где должен быть расположен узор.
Фото 7. Щелевая гобеленовая техника[5]
Щелевая гобеленовая техника (tapicería ranurada) – один из наиболее часто применяемых вариантов гобеленовой техники, при котором уточные нити не соединяются между собой на протяжении нескольких прокидок. Поэтому в точке, где уток поворачивает назад, в ткани остается едва заметная вертикальная щелка. Такой прием был известен с древнейших времен в Египте, Индии и Китае, им пользовались в Средней Азии, на Кавказе, его знали финны Поволжья, болгары, славяне и другие народы[6]. Примером может служить настенная ткань с орнаментом из золотых и белых фигур божества на красном фоне (фото 8). Лицо женской объемной фигуры (фото 15) также выполнено в этой технике.
Фото 8. Стенной текстиль. Размеры: 55×88 см. Техника: щелевой гобелен. Культура: Чанкай (Chancay) или Чиму. Период: 1000 – 1430 гг. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[7]
Полотняное переплетение
Фото 9. Полотняное переплетение[8]
Самое простое и распространенное переплетение нитей – полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.
Двух– и трехслойные переплетения
Используя полотняное переплетение в сочетании с техникой двух– или трехслойных переплетений, андские мастера вырабатывали ткани с цветными узорами.
Фото 10. Двухслойное переплетение[9]. Фото 11[10]. Фрагмент настенной ткани культуры Паракаса, Чилийский музей доколумбового искусства
Техника изготовления двух– и трехслойных тканей заключается в том, что одновременно ткутся две (или три) системы основы и одна или более систем утка. Они генерируют две или три независимых ткани, которые могут быть связаны между собой. Обе стороны получившегося полотна могут быть одинаковыми или разными по структуре или цветам.
Брокадо
Фото 12. Брокадо[11]. Фото 13. Фрагмент текстиля культуры Чиму. Чилийский музей доколумбового искусства[12]
Для тканья узоров применялась также техника брокадо (brocado). В ней фигуры создаются путем использования дополнительных утков, которые вставляются при выполнении основной ткани.
Саржевое переплетение
Андские ткачи работали и в технике саржевого переплетения (sarga). В саржевом переплетении каждая нитка утка проходит под одной ниткой основы и затем перекрывает две или несколько ниток основы. При создании каждого следующего горизонтального ряда рисунок смещается на одну нить, из-за чего образуется характерный рубчик, идущий по диагонали ткани. В технике саржевого переплетения, к примеру, выполнено платье женской фигуры, показанной на фото 15.
Фото 14[13]. Саржевое переплетение. Фото 15. Женская фигура. Размеры: 28×17 см. Материалы и техники: волокна тростника и древесина, обернутые текстилем из хлопка и шерсти: ткань лица – щелевой гобелен, платье – саржа. Культура: Чанкай. Период: 1000 – 1430 гг. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[14]
Сетчатое тканье
В Андах владели такой сложной техникой, как газ (gasa) или сетчатое тканье (tejido reticular). Газовые ткани использовались под вышивку.
Фото 16. Сетчатое тканье[15]. Фото 17. Газ (gasa) с зооморфными фигурами: кошачье. Размеры: 80,5×26,3 см. Техника: сетчатое тканье, вышивка. Культура: Чанкай. Период: 1100 – 1470 гг. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[16]
[2] Shady Solís R. Sociedad de Caral – Supe durante el Arcaico Tardío. Boletín 3 – Museo de Arqueología y Antropología: 2000 (http://sisbib.unmsm.edu.pe/bibvirtual/publicaciones/antropologia/2000_n03/mortuoria_figs6.htm).
[5] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino (http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/guia-de-sala/).
[6] Семенова М.В. Мы – славяне. Популярная энциклопедия. СПб, 2009 (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=59).
[7] http://www.precolombino.cl/coleccion/chancay/; Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino (http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/guia-de-sala/).
[8] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[9] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[10] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).
[11] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[12] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.
[15] Guía de Sala textile. Museo Chileno de Arte Precolombino.