Большое национальное чаку

[1]

Меж­ду­на­род­ный фести­валь вику­ньи в запо­вед­нике Пампа-Галерас

Прак­тика чаку начала воз­рож­даться в Перу в 1987 г. Регу­ляр­ными чаку стали с 1995 г.[2]. Однако уже в 1993 г. в запо­вед­нике Пампа-Галерас было устро­ено I Наци­о­наль­ное чаку вику­ний (Chaccu Nacional de Vicuñas), кото­рое стало про­во­диться еже­годно. В 1994 г. к наци­о­наль­ному чаку доба­вился I Меж­ду­на­род­ный фести­валь вику­ньи (Festival Internacional de la Vicuña). 24 июня 1995 г. в запо­вед­нике на чаку и фести­вале при­сут­ство­вал тогдаш­ний пре­зи­дент Перу Аль­берто Фухи­мори, кото­рый подобно Сапе Инке про­вел цере­мо­нию брака вику­ний в серко с пой­ман­ными вику­ньями, высту­пил с речью, стоя на коро­лев­ских носил­ках, и соб­ствен­но­ручно остриг вику­нью[3]. При этом А. Фухи­мори был одет в тра­ди­ци­он­ный кечу­ан­ский костюм – пончо и чульо. (Подроб­нее о боль­шом чаку 1995 г. см. иссле­до­ва­ние «Исто­рия охраны вику­ний в Перу», пара­граф «Созда­ние наци­о­наль­ной системы управ­ле­ния вику­ньями».)

[4] Пре­зи­дент Перу Аль­берто Фухи­мори на III Наци­о­наль­ном чаку вику­ний 1995 г.

При Фухи­мори исполь­зо­ва­ние вику­ньи для борьбы с нище­той в Высо­ких Андах было делом госу­дар­ствен­ной важ­но­сти, поэтому фести­валю при­да­ва­лось боль­шое зна­че­ние. Но и после отставки Фухи­мори он на дол­гое время сохра­нил ста­тус меро­при­я­тия наци­о­наль­ного мас­штаба. Орга­ни­за­то­рами фести­валя были Наци­о­наль­ный совет по южно­аме­ри­кан­ским вер­блю­до­вым (CONACS), кре­стьян­ская община Лука­наса и муни­ци­па­ли­тет Лука­наса. Фести­валь носил офи­ци­аль­ный харак­тер. При­каз о его про­ве­де­нии еже­годно изда­вало мини­стер­ство сель­ского хозяй­ства Перу.

На фести­вале все­гда при­сут­ство­вали офи­ци­аль­ные лица высо­кого ранга, что добав­ляло ему зна­чи­мо­сти. Кроме Аль­берто Фухи­мори, Наци­о­наль­ное чаку вику­ний посе­тил и сме­нив­ший его на посту пре­зи­дента Але­хандро Толедо. (Кстати ска­зать, он – из кечу­ан­ской семьи.) Толедо побы­вал на празд­нике в Пампа-Галерасе в 2003 г. (на фото слева[5]) – в раз­гар кри­зиса системы управ­ле­ния вику­ньей Фухимори–Мартинеса.

Меж­ду­на­род­ный фести­валь вику­ньи был при­уро­чен ко Дню кре­стья­нина, кото­рый отме­ча­ется 24 июня. Фести­валь обычно зани­мал три дня – с 22 по 24 июня и соби­рал боль­шое число тури­стов, жур­на­ли­стов и сту­ден­тов. Так, в 2000 г. в чаку участ­во­вали 2000 чело­век[6], в 2007 г. в Пампа-Галерасе собра­лись 3000 чело­век, а в чаку при­няли уча­стие 1500 чело­век[7], в 2008 г. в запо­вед­нике было 2500 посе­ти­те­лей[8].

Изна­чально, когда спа­се­ние вику­ний путем их исполь­зо­ва­ния кре­стья­нами было внове, перед фести­ва­лем его устро­и­те­лями ста­ви­лись задачи «повы­сить цен­ность вику­ньи как наци­о­наль­ного ресурса и вве­сти в обы­чай кре­стьян  общин Анд­ского высо­ко­го­рья прак­тику по управ­ле­нию вику­ньями»[9]. Позд­нее задачи фести­валя стали декла­ри­ро­ваться более воз­вы­шенно, были добав­лены и вне­эко­но­ми­че­ские цели:

«Меж­ду­на­род­ный фести­валь вику­ньи явля­ется встре­чей с при­ро­дой, а не только бег­лым про­смот­ром того, как можно исполь­зо­вать вику­нью, это спо­соб вос­ста­но­вить кол­лек­тив­ную память, при­вер­жен­ную раци­о­наль­ному исполь­зо­ва­нию ресур­сов и ува­же­нию к при­роде и наро­дам, насе­ля­ю­щим Анды. <…> Чаку отве­чает анд­ской кон­цеп­ции стрем­ле­ния к гар­мо­нии между чело­ве­ком и при­ро­дой, явля­ясь момен­том покло­не­ния не только Пача­маме, Солнцу и всем сти­хиям при­роды, но и, кроме того, самой вику­нье, кото­рая счи­та­ется свя­щен­ным живот­ным»[10]. Так было напи­сано на реги­о­наль­ном аграр­ном пор­тале Аякучо, но затем, после обнов­ле­ния пор­тала в 2010 г., этот абзац был снят вме­сте со всем ста­рым мате­ри­а­лом. Теперь ни на пор­тале общины Лука­наса, ни на пор­тале Аякучо о целях и зада­чах фести­валя ничего не ска­зано. Перед фести­ва­лем ста­вятся, похоже, лишь задачи при­вле­че­ния туристов.

Чаку в Пампа-Галерасе было заду­мано, по выра­же­нию жур­на­ли­ста Мигеля Мехии (Miguel Mejía), как «неве­ро­ят­ное шоу» (imponente espectáculo)[11] наци­о­наль­ного мас­штаба. Не зря его назвали Gran Chaccu, тем более что слово «gran» можно пере­ве­сти не только как «боль­шое, круп­ное», но и как «вели­кое». Во время боль­шого чаку тысячи пред­ста­ви­те­лей из 700 общин страны, наци­о­наль­ные и ино­стран­ные тури­сты обра­зо­вы­вали гигант­скую живую цепь, чтобы загнать в ловушку тысячи вику­ний. Так, в вос­кре­се­нье 24 июня 2007 г. на XV Наци­о­наль­ном чаку 1500 чело­век обра­зо­вали кольцо на 1200 га земли, исполь­зуя 2000 м веревки с цвет­ными лен­тами, – дру­гими сло­вами, окруж­ность кольца была равна 2 км. Чаку дли­лось 3 ч. Было отлов­лено 1500 вику­ний. Из них впо­след­ствии было остри­жено 500 живот­ных, от кото­рых полу­чено 100 кг дра­го­цен­ной шер­сти[12]. Чаку завер­шала «инк­ская» цере­мо­ния в серко с вику­ньями. Чаку про­во­ди­лось в конце фести­валя – в его тре­тий день. А пер­вые два дня были запол­нены раз­лич­ными кон­кур­сами – кули­нар­ными, тан­це­валь­ными, ремес­лен­ными и пр. Было много тан­цев, песен, не обхо­ди­лось и без застолья.

Как про­хо­дит боль­шое чаку в Пампа-Галерасе пока­зано на схеме X Наци­о­наль­ного чаку, раз­ра­бо­тан­ной CONACS (2000)[13]. На схеме чаку изоб­ра­жено поэтапно. В начале чаку цепь участ­ни­ков рас­тя­нута, затем они посте­пенно смы­кают ряды и в заклю­че­ние заго­няют вику­ний в рас­труб ловушки, из кото­рого те попа­дают в серко. Видно, что зона чаку справа ого­ро­жена забо­ром, слева огра­ни­чена рекой, а снизу асфаль­ти­ро­ван­ной доро­гой Наска – Пукио, на кото­рой во время чаку стоит много машин и людей и нахо­дятся поли­цей­ские и рейн­джеры (фигурки с ружьем на схеме). Живот­ным бежать некуда, и участ­ни­кам чаку оста­ется только собрать их и потес­нить в ловушку.

Нужно ска­зать, что, хотя офи­ци­ально чаку в запо­вед­нике харак­те­ри­зу­ется как древ­ний спо­соб облавы на вику­ний, мы видим неко­то­рое изме­не­ние обыч­ной прак­тики, кото­рая суще­ство­вала при инках и кото­рую при­ме­няют в дру­гих общи­нах Перу. Как пра­вило, исполь­зуют только люд­ской кор­дон, кото­рый в финаль­ной ста­дии обра­зует кольцо. В Пампа-Галерасе люд­ская цепь пред­став­ляет собой полу­круг (условно), а вто­рую поло­вину круга создает ста­ци­о­нар­ное ограж­де­ние, что, несо­мненно, облег­чает задачу.

Замечу, что во время фести­валя в Пампа-Галерасе вику­ний гонят в ловушку под музыку, с пес­нями, энер­гич­ными дви­же­ни­ями и кри­ками «Чаку!». Пой­ман­ные вику­ньи нахо­дятся в серко, навер­ное, около суток. Они «при­сут­ствуют» на инк­ской цере­мо­нии и оста­ются в неволе до сле­ду­ю­щего дня, когда их стри­гут и отпускают.

Начало чаку 2002 г. с высоты пти­чьего полета изоб­ра­жено на снимке япон­ского уче­ного Тет­суи Ина­муры (Tetsuya Inamura). Но, срав­ни­вая схему CONACS и фото Ина­муры, сле­дует учесть, что на фото­гра­фии чаку пока­зано с про­ти­во­по­лож­ной сто­роны. На схеме дорога рас­по­ла­га­ется на перед­нем плане, а на фото – на зад­нем, т.е. пози­ция фото­графа нахо­дится не внизу схемы, а вверху.

Тет­суи Ина­мура в 2002 г. был на фести­вале чаку в Пампа-Галерасе и опи­сал его в своем иссле­до­ва­нии[14]:

«Отлов вику­ний 24 июня назы­ва­ется «Боль­шое чаку» и явля­ется одним из собы­тий фести­валя. <…>

Фести­валь начался вече­ром 23 июня нака­нуне «Боль­шого чаку» на пло­щади Лука­наса. Здесь была постро­ена вре­мен­ная сцена для пред­став­ле­ния раз­лич­ных видов народ­ного музы­каль­ного твор­че­ства Анд. Наи­бо­лее впе­чат­ля­ю­щей частью было сов­мест­ное выступ­ле­ние моло­деж­ной рок-группы и испол­ни­те­лей тра­ди­ци­он­ного акро­ба­ти­че­ского танца депар­та­мента Аякучо, кото­рый назы­ва­ется «Танец ножниц»».

Фото 1. В ожи­да­нии викуний

«24 июня к 10 часам утра люди стали подъ­ез­жать на маши­нах из Лука­нас, чтобы при­сут­ство­вать на чаку, кото­рое должно было быть про­ве­дено на высо­ком плато (4000 м над уров­нем моря). Рядом с асфаль­ти­ро­ван­ной доро­гой на Наску была постав­лена круг­лая ловушка (ограж­де­ние) для вику­ний (фото 1). Место сбора участ­ни­ков и начала чаку нахо­ди­лось в четы­рех кило­мет­рах от ограж­де­ния. Вскоре народ начал дви­гаться в сто­рону ловушки, чтобы окру­жить стада вику­ний… При­мерно через час несколько сотен вику­ний были заклю­чены внутрь ней­ло­но­вого забора (фото 2)…

Через неко­то­рое время маль­чики и девочки, оде­тые как инк­ские сол­даты или слуги Инти (бога солнца) начали тан­це­вать внутри круг­лого ограж­де­ния. Тогда появился царь Инка и под­нялся на камен­ный жерт­вен­ник, кото­рый был сде­лан в цен­тре ограждения.

Фото 2. «Пой­ман­ные вику­ньи в ней­ло­но­вом корале». Фото 3. «Инка пред­ла­гает вино и кровь вику­ньи Инти, богу солнца»

Импе­ра­трица под­ня­лась на жерт­вен­ник вслед за ним. К жерт­вен­нику при­вели викунью-самца и викунью-самку, и в их ушах был сде­лан над­рез. Затем кровь вылили в чашу. Царь взял чашу, воз­дел ее к Инти и выпил ее содер­жи­мое (фото 3). После того голыми руками были пой­маны и уло­жены на землю несколько вику­ний. Шерсть вику­ний была остри­жена (фото 4). Она была пред­ло­жена царю, а затем царем Инти. Это тор­же­ствен­ное пред­став­ле­ние про­во­ди­лось с уча­стием пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов «кол­лежа» (сред­ней школы) Лука­наса. Когда цере­мо­ния закон­чи­лась, зри­тели пошли в штаб-квартиру запо­вед­ника Пампа-Галерас. Вику­ньи, шерсть кото­рых еще не была состри­жена, оста­лись внутри ограж­де­ния до сле­ду­ю­щего дня. В штаб-квартире запо­вед­ника люди тан­це­вали под народ­ную музыку до позд­него вечера.

Фото 4. «Стрижка шер­сти викуний»

На сле­ду­ю­щее утро нача­лась стрижка вику­ний. Около стенки ограж­де­ния были под­го­тов­лены три ком­плекта элек­три­че­ских нож­ниц, рабо­та­ю­щих от дизель-электрического гене­ра­тора. Вику­ний ловили голыми руками и отно­сили к месту стрижки. Один из «инже­не­ров» про­ве­рял состо­я­ние здо­ро­вья вику­ний и изме­рял длину их шер­сти. Вику­ньи с дли­ной шер­сти менее 2,5 см были немед­ленно осво­бож­дены. Вику­ньи с шер­стью доста­точ­ной длины были уло­жены на землю и после стрижки немед­ленно освобождены».

Опи­са­ние фести­валя и боль­шого чаку, дан­ное Ина­му­рой, – пожа­луй, един­ствен­ное пол­ное и после­до­ва­тель­ное опи­са­ние этого собы­тия, кото­рым я рас­по­ла­гаю. Важно и то, что Ина­мура – ино­стра­нец и уче­ный и он лично при­сут­ство­вал на фести­вале в Пампа-Галерасе. Стре­мясь разо­браться в новом для него явле­нии и соста­вить о нем целост­ное пред­став­ле­ние, Ина­мура не упу­стил те сто­роны, детали и подроб­но­сти, кото­рые кажутся неваж­ными перу­ан­ским жур­на­ли­стам, пишу­щим для осве­дом­лен­ной пуб­лики. И тем не менее, мне уда­лось извлечь из их ста­тей, заме­ток, репор­та­жей неко­то­рую инфор­ма­цию, кото­рая допол­няет кар­тину, создан­ную Ина­му­рой, и рисует новые.

[15] Родина танца нож­ниц – Анда­марка, но и тан­цоры Лука­наса испол­няют его бли­ста­тельно[16]

Итак, фести­валь обычно про­хо­дил с раз­ма­хом и при боль­шом сте­че­нии народа. Пер­вые два дня были насы­щены кон­кур­сами и кон­цер­тами. Так, в про­грамме[17] празд­ника 2007 г.: еже­год­ный – IX фести­валь лукан­ского сыра, кон­курс тра­ди­ци­он­ных тан­цев, наци­о­наль­ный кон­курс народ­ного искус­ства и кули­на­рии, боль­шой кон­курс испол­ни­те­лей танца нож­ниц, кон­курс мета­ния уараки (huaraca) – пращи (см. рису­нок[18]), боль­шая сере­нада вику­нье и пр. При этом дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ется в городе Лука­насе. И только на тре­тий день фести­валь пере­ме­ща­ется в Пампа-Галерас. Рас­пи­са­ние тре­тьего дня было следующее:

09:30. Наци­о­наль­ное чаку.

10:30. Обра­ще­ние Инки к народу Тау­ан­т­ин­суйу.
Цере­мо­ния пло­до­ви­то­сти вику­ньи. Демон­стра­ция стрижки.

14:30: Боль­шой лукан­ский обед.

16:00: Наци­о­наль­ная фие­ста вику­ньи[19].

Инк­ской инсце­ни­ровки в 2007 г. на руи­нах Пула­пуко, похоже, не было. Пага­пус был про­ве­ден вече­ром вто­рого дня празд­ника в «земель­ном вла­де­нии общины Лука­наса»[20].

А вот собы­тия фести­валя 2008 г. Его про­грамма[21]  оста­ва­лась неиз­мен­ной в тече­ние 3 лет. Она рас­счи­тана уже не на три, а на два дня.

[22]Флаг Тау­ан­т­ин­суйу. Фести­валь 2008 г.

Пер­вый день. Начался празд­ник утром в поне­дель­ник 23 июня с подъ­ема фла­гов Перу, Тау­ан­т­ин­суйу, а также Чили, Арген­тины, Боли­вии и Эква­дора (стран – участ­ниц Согла­ше­ния по вику­нье). Затем сле­до­вала инсце­ни­ровка инк­ской цере­мо­нии силами Кол­лежа Апо­стола Сантьяго-де-Луканас на руи­нах Пула­пуко в Лука­насе и пред­став­ле­ние тра­ди­ци­он­ных тан­цев на цен­траль­ной пло­щади города.

[23]Инка и его под­дан­ные сле­дуют в Пула­пуко (2008)

В этот день был совер­шено паго Пача­маме на горе Ила­ката. Вече­ром была испол­нена сере­нада в честь викуньи.

[24]Послед­ние мгно­ве­ния чаку. Вику­ньи через узкое гор­лышко рас­труба попа­дают в ловушку (2008)

Вто­рой день. На сле­ду­ю­щий день – во втор­ник 24 июня было про­ве­дено боль­шое наци­о­наль­ное чаку. Когда живот­ных пой­мали, в серко была сде­лана инсце­ни­ровка инк­ской цере­мо­нии, в кото­рую вошел ритуал сва­дьбы вику­ний, а также была про­де­мон­стри­ро­вана стрижка живот­ных. Пред­се­да­тель общины Лука­наса Хосе Сар­мьенто Чипана (José Sarmiento Chipana) про­из­нес бла­го­дар­ствен­ную речь. Фести­валь завер­шился фиестой.

[25]Посла­ние Инки народу Тау­ан­т­ин­суйу (2008)

XVII Наци­о­наль­ное Чаку ‘2009 и 16-й Меж­ду­на­род­ный фести­валь вику­ньи про­шли с 19 по 20 июня. В суб­боту 20 июня состо­я­лось само чаку. Была сфор­ми­ро­вана чело­ве­че­ская цепь про­тя­жен­но­стью 2,5 км для того, чтобы собрать при­мерно 2500 вику­ний. В вос­кре­се­нье 21 июня вику­ньи были остри­жены. В стрижке живот­ных могли при­нять непо­сред­ствен­ное уча­стие оте­че­ствен­ные и зару­беж­ные гости[26]. Однако офи­ци­ально тре­тий день не был анон­си­ро­ван как фестивальный.

С 2009 г. в запо­вед­нике Пампа-Галерас фести­вали стали при­уро­чи­вать не ко Дню кре­стья­нина 24 июня, а к выход­ным дням[27]. Орга­ни­за­торы, видимо, посчи­тали, что таким обра­зом они смо­гут избе­жать кон­ку­рен­ции с более попу­ляр­ным празд­ни­ком Инти-Райми, кото­рый устра­и­ва­ется в Куско также 24 июня[28].

Боль­шое чаку 2009 г.[29]

Понятно жела­ние раз­ви­вать туризм и полу­чать от него доходы. Однако на фести­вале 2010 г., хотя он и про­шел в выход­ные дни, посе­ти­те­лей было гораздо меньше обыч­ного. В част­но­сти, не при­е­хали сту­денты Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Кристо­баль-де-Хуаманга (San Cristobal de Huamanga)[30].

В 2009 г. про­изо­шло еще одно изме­не­ние. Если в преды­ду­щие годы все фести­вали были орга­ни­зо­ваны CONACS, то в этом году, в связи с его упразд­не­нием, фести­валь патро­ни­ро­вало мини­стер­ство сель­ского хозяй­ства Перу[31].

17-й Меж­ду­на­род­ный фести­валь вику­ньи начался в пят­ницу 18 июня 2010 г. В запо­вед­ник при­были более 2 тыс. оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных гостей[32]. XVIII Наци­о­наль­ное Чаку было про­ве­дено в суб­боту 19 июня.

19 июня в запо­вед­ник Пампа-Галерас вла­сти при­были очень рано. Уже в 9 часов утра при­мерно в 11 км от серко участ­ники чаку стали орга­ни­зо­вы­ваться в группы[33]. Однако чаку нача­лось только после четы­рех часов ожи­да­ния мини­стра сель­ского хозяй­ства Перу Адольфо де Кор­довы (Adolfo De Córdova), кото­рый так и не при­е­хал[34]. В итоге чаку стар­то­вало лишь после полу­дня и про­дол­жа­лось почти два часа[35].

Чело­ве­че­ская цепь боль­шого чаку 2010 г. Край­ний справа – Хосе Сармьенто36

На пресс-конференции, состо­яв­шейся неза­долго до фести­валя, пред­се­да­тель кре­стьян­ской общины Лука­наса и пред­се­да­тель орг­ко­ми­тета празд­ника Хосе Сар­мьенто Чипана завил, что ожи­да­ется уча­стие в чаку около 3 тыс. чело­век – чле­нов общины и гостей[37]. «Они обра­зуют кольцо при­мерно из 2 тыс. чело­век на тер­ри­то­рии 2 тыс. га запо­вед­ника и пого­нят около 3 тыс. вику­ний в ловушку», – ска­зал Сар­мьенто[38].

XVIII Наци­о­наль­ное Чаку 2010 г.[39]

Однако сколько людей участ­во­вало в чаку неиз­вестно, как оста­лось неиз­вест­ным число участ­ни­ков наци­о­наль­ного чаку 2009 г. Сайт мини­стер­ства сель­ского хозяй­ства Перу сооб­щает, что цепь обра­зо­вали «сотни людей»[40], а сайт AyacuchoHoy пишет, что «тури­сты, сту­денты из раз­лич­ных уни­вер­си­те­тов в Перу и члены общины Лука­наса обра­зо­вали чело­ве­че­скую цепь около 2000 м для того, чтобы окру­жить около 1000 экзем­пля­ров и напра­вить в кораль»[41]. Из «сотен людей» 300 чело­век явля­лись чле­нами общины Лука­наса[42].

Цере­мо­ния сва­дьбы вику­ний (2010)[43]

В серко была сде­лана инсце­ни­ровка инк­ской цере­мо­нии, кото­рая вклю­чала в себя ритуал брака вику­ний. Затем была про­ве­дена демон­стра­ци­он­ная стрижка четы­рех живот­ных[44].

[45]Шерсть этой вику­ньи пред­на­зна­чена Инти (2010)

Цере­мо­ния завер­ши­лась выступ­ле­ни­ями пред­ста­ви­те­лей власти.

[46] Цен­траль­ные и мест­ные функ­ци­о­неры с руном вику­ньи (2010)

После меро­при­я­тий в серко дей­ствие пере­ме­сти­лось в лагерь запо­вед­ника Пампа-Га­лерас, где была орга­ни­зо­вана фие­ста в честь викуньи.

На вос­кре­се­нье 20 июня была запла­ни­ро­вана стрижка. Во время пред­фе­сти­валь­ной пресс-конференции Сар­мьенто заявил, что в вос­кре­се­нье 20 июня состо­ится стрижка около 600 вику­ньи, в кото­рой посе­ти­тели при­мут непо­сред­ствен­ное уча­стие, можно будет озна­ко­миться с ценами на шерсть, тех­но­ло­гией про­из­вод­ства и про­цес­сом сбора.

«Посе­ти­тели смо­гут зайти в серко и при­кос­нуться к шер­сти живот­ных, самой тон­кой в мире», – ска­зал Сар­мьенто[47].

Однако о том, что было в вос­кре­се­нье, не напи­сало ни одно изда­ние. Лишь Агент­ство EFE сооб­щило, что ожи­да­ется стрижка 350 вику­ний[48].

[49]

XIX Наци­о­наль­ное Чаку и 18 Меж­ду­на­род­ный фести­валь вику­ньи про­хо­дили в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Пампа-Галерас с 22 по 25 июня 2011 г. Желая, видимо, испра­вить ошибки про­шлого года, орга­ни­за­торы уве­ли­чили про­дол­жи­тель­ность фести­валя до четы­рех дней. Кстати, орга­ни­за­то­рами явля­лись Наци­о­наль­ная служба охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий (SERNANP) со сто­роны госу­дар­ства, мини­стер­ство куль­туры, реги­о­наль­ное пра­ви­тель­ство Аякучо и муни­ци­па­ли­тет Лука­наса[50]. Была про­ве­дена более актив­ная реклам­ная кам­па­ния, в рам­ках кото­рой, в част­но­сти, были выпу­щены плакаты.

На одном из пла­ка­тов напе­ча­тана про­грамма фестиваля.

[51]

«Среда 22 июня 2011 г.
07:00. Реги­стра­ция участ­ни­ков.
08:00. Про­дажа сель­ско­хо­зяй­ствен­ной, ремес­лен­ной и гастро­но­ми­че­ской     про­дук­ции.
09:00. Под­ня­тие наци­о­наль­ного флага.
09:30. Откры­тие в при­сут­ствии рай­он­ных и про­вин­ци­аль­ных вла­стей.
10:00. Дегу­ста­ция и кон­курс лукан­ского сыра.
11:00. Демон­стра­ция и кон­курс дой­ных коров.
12:00. Оце­ни­ва­ние скота (коров, овец, лоша­дей и др.).
14:00. Кон­курс народ­ного танца.

Чет­верг 23 июня 2011 г.
07:00. Встреча деле­га­ций.
08:00. Про­дол­же­ние выставки-продажи сель­ско­хо­зяй­ствен­ной, ремес­лен­ной и   гастро­но­ми­че­ской про­дук­ции.
09:30. Демон­стра­ция и кон­курс блюд мест­ной кухни.
10:00. Инк­ская инсце­ни­ровка в архео­ло­ги­че­ском ком­плексе Пула­пуко и под­ня­тие фла­гов Тау­ан­т­ин­суйу и стран – участ­ниц Согла­ше­ния по вику­нье.
12:00. Опыт управ­ле­ния вику­ньями в Перу с уча­стием вику­ньер­ских орга­ни­за­ций реги­она Аякучо.
15:00. Пре­зен­та­ция народ­ных тан­цев и тан­цо­ров нож­ниц.
17:30. Кон­курс вока­ли­стов (песня для вику­ньи).
20:00. Боль­шая сере­нада и пре­зен­та­ция арти­стов: Сосимо Сакра­менто, Пор­фи­рио Айвары, Носталь­гии Наскены и др.

Пят­ница 24 июня 2011 г.
07:00. Доставка групп людей, кото­рые хотят при­нять уча­стие в отлове.
09:30. Начало чаку (про­дол­жи­тель­но­стью около двух часов).
13:00. Инк­ская инсце­ни­ровка и сва­дьба вику­ний.
15:00. Бан­кет, устра­и­ва­е­мый от имени кре­стьян­ской общины Лука­наса в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике.
16:00. Пред­став­ле­ние артистов.

Суб­бота 25 июня 2011 г.
08:00. Стрижка вику­ний, в кото­рой могут при­нять уча­стие лица, инте­ре­су­ю­щи­еся цен­но­стью шер­сти, тех­но­ло­гией про­из­вод­ства и сбора шер­сти»[52].

В целом про­грамма фести­валя суще­ствен­ных изме­не­ний не пре­тер­пела, кроме одного: боль­шое чаку снова про­шло в День кре­стья­нина 24 июня. Однако любо­пытно, что в про­грамму фести­валя вику­ньи были вклю­чены демон­стра­ция и кон­курс коров, лоша­дей и овец.

По сооб­ще­ниям «El Peruano»[53], в запо­вед­нике в дни празд­ника побы­вали 3000 оте­че­ствен­ных и ино­стран­ных тури­стов. Во время чаку было отлов­лено около 1600 вику­ний, из кото­рых было остри­жено около 400.

Начало: с. 1

Про­дол­же­ние: с. 3, 4, 5


[1] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[2] Renaudeau d’Arc N. Manejo comunitario de la vicuña. Informe para las comunidades. Marzo 2003 (http://www.macaulay.ac.uk/macs/Publications/renaudeaudgb.pdf)

[4] http://www.alpacas.com/Gallery/PopUp.aspx?galleryID=8&photoIndex=36; http://www.alpacas.com/Gallery/PopUp.aspx?galleryID=8&photoIndex=37

[5] http://noticias.terra.com/noticias/la_vicuna_el_camelido_sagrado_sera_patrimonio_nacional_de_peru/act156982

[6] http://www.bbc.co.uk/spanish/news/news000705vicunas.shtml

[7] http://takillakta.org/rcpal/article/85/la-kon-tiki-2-ahora-bautizada-como-tangaroa-zarpo-desde-el-puerto-el-callao-como-los-antiguos-navegantes-in

[8] Informe Perú a la XXVII Reunión Ordinaria del Convenio para la Conservación de la Vicuña. Arica, 26 al 28 de Noviembre 2008. Lima – Perú (http://www.conveniovicuna.org/Informe%20Gestion%­20Peru%202008.pdf).

[9]http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[10] http://www.agroayacucho.gob.pe/conacs_ayacucho.shtml?AA_SL_Session=c0adc6463b90e73e5
3f72a831cc8e90f&amp;amp;scrl=1&amp;amp;scr_scr_Mv=1

[11] http://takillakta.org/rcpal/article/85/la-kon-tiki-2-ahora-bautizada-como-tangaroa-zarpo-desde-el-puerto-el-callao-como-los-antiguos-navegantes-in

[12] http://takillakta.org/rcpal/article/85/la-kon-tiki-2-ahora-bautizada-como-tangaroa-zarpo-desde-el-puerto-el-callao-como-los-antiguos-navegantes-in

[13] Inamura T. Chacu Collective Hunting of Camelids and Pastoralism in the Peruvian Andes (http://www.airies.or.jp/publication/ger/pdf/10–01-05.pdf).

[14] Inamura T. Chacu Collective Hunting of Camelids and Pastoralism in the Peruvian Andes (http://www.airies.or.jp/publication/ger/pdf/10–01-05.pdf).

[15] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4196327045/sizes/o/

[16] http://www.editoraperu.com.pe/Turismo/pulapuco.htm

[17] http://wiki.sumaqperu.com/es/Chaccu_de_Vicu%C3%B1as

[18] http://historic.ru/lostcivil/inca/gallery/arms05.shtml

[19] http://wiki.sumaqperu.com/es/Chaccu_de_Vicu%C3%B1as

[20] http://wiki.sumaqperu.com/es/Chaccu_de_Vicu%C3%B1as

[21] http://www.agroayacucho.gob.pe/conacs_ayacucho.shtml?AA_SL_Session=c0adc6463b90e73e53
f72a831cc8e90f&amp;amp;scrl=1&amp;amp;scr_scr_Mv=1

[22] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I000097DsvxYzFE4/4

[23] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I0000lcX_41efVn0/4

[24] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I0000CkseFcN6TIg/4

[25] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I0000lcX_41efVn0/4

[26] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[27] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[28] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[29] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[30] http://www.ayacuchohoy.com/news.php?readmore=183

[31] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[32] http://200.48.60.195/espanol/Noticia.aspx?id=MXUqE6Ad8WY=; http://radioperiodico2000.blogspot.com/2010/06/pampa-galeras-es-la-mas-visitada.html

[33] http://spanish.news.cn/entrevista/2010–06/22/c_13361920_2.htm

[34] http://www.google.com/hostednews/epa/article/ALeqM5h3WIuJvPlOLLHyYBaPyQubGhrLjw

[35] http://www.minag.gob.pe/notas-de-prensa-2010/minag-y-comuneros-de-lucanas-celebraron-el-chaccu-2010-y-revaloraron-fibra-de-vicuna.html

[36] http://www.ayacuchohoy.com/news.php?readmore=183

[37] http://www.andina.com.pe/Espanol/Noticia.aspx?id=oCs7RbqO5aU=

[38] http://www.andina.com.pe/Espanol/Noticia.aspx?id=oCs7RbqO5aU=

[39] http://www.flickr.com/photos/elcomercioperu/4751608888/in/set-72157624397768900/

[40] http://www.minag.gob.pe/notas-de-prensa-2010/minag-y-comuneros-de-lucanas-celebraron-el-chaccu-2010-y-revaloraron-fibra-de-vicuna.html

[41] http://www.ayacuchohoy.com/news.php?readmore=183

[42] http://www.google.com/hostednews/epa/article/ALeqM5h3WIuJvPlOLLHyYBaPyQubGhrLjw

[43] http://www.flickr.com/photos/elcomercioperu/4750968913/in/set-72157624397768900/

[44] http://www.expreso.com.pe/edicion/index.php?option=com_content&task=view&id=106045&Itemid=81

[45] http://www.minag.gob.pe/galeria-fotografica/chaccu-nacional-en-pampas-galeras.html

[46] http://www.minag.gob.pe/galeria-fotografica/chaccu-nacional-en-pampas-galeras.html

[47] http://www.andina.com.pe/Espanol/Noticia.aspx?id=oCs7RbqO5aU=

[48] http://www.google.com/hostednews/epa/article/ALeqM5h3WIuJvPlOLLHyYBaPyQubGhrLjw

[49] http://perubiologos.blogspot.com/2011/06/xix-chaccu-nacional-de-la-vicuna-en.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>