Международный фестиваль викуньи в заповеднике Пампа-Галерас
Практика чаку начала возрождаться в Перу в 1987 г. Регулярными чаку стали с 1995 г.[2]. Однако уже в 1993 г. в заповеднике Пампа-Галерас было устроено I Национальное чаку викуний (Chaccu Nacional de Vicuñas), которое стало проводиться ежегодно. В 1994 г. к национальному чаку добавился I Международный фестиваль викуньи (Festival Internacional de la Vicuña). 24 июня 1995 г. в заповеднике на чаку и фестивале присутствовал тогдашний президент Перу Альберто Фухимори, который подобно Сапе Инке провел церемонию брака викуний в серко с пойманными викуньями, выступил с речью, стоя на королевских носилках, и собственноручно остриг викунью[3]. При этом А. Фухимори был одет в традиционный кечуанский костюм – пончо и чульо. (Подробнее о большом чаку 1995 г. см. исследование «История охраны викуний в Перу», параграф «Создание национальной системы управления викуньями».)
[4] Президент Перу Альберто Фухимори на III Национальном чаку викуний 1995 г.
При Фухимори использование викуньи для борьбы с нищетой в Высоких Андах было делом государственной важности, поэтому фестивалю придавалось большое значение. Но и после отставки Фухимори он на долгое время сохранил статус мероприятия национального масштаба. Организаторами фестиваля были Национальный совет по южноамериканским верблюдовым (CONACS), крестьянская община Луканаса и муниципалитет Луканаса. Фестиваль носил официальный характер. Приказ о его проведении ежегодно издавало министерство сельского хозяйства Перу.
На фестивале всегда присутствовали официальные лица высокого ранга, что добавляло ему значимости. Кроме Альберто Фухимори, Национальное чаку викуний посетил и сменивший его на посту президента Алехандро Толедо. (Кстати сказать, он – из кечуанской семьи.) Толедо побывал на празднике в Пампа-Галерасе в 2003 г. (на фото слева[5]) – в разгар кризиса системы управления викуньей Фухимори–Мартинеса.
Международный фестиваль викуньи был приурочен ко Дню крестьянина, который отмечается 24 июня. Фестиваль обычно занимал три дня – с 22 по 24 июня и собирал большое число туристов, журналистов и студентов. Так, в 2000 г. в чаку участвовали 2000 человек[6], в 2007 г. в Пампа-Галерасе собрались 3000 человек, а в чаку приняли участие 1500 человек[7], в 2008 г. в заповеднике было 2500 посетителей[8].
Изначально, когда спасение викуний путем их использования крестьянами было внове, перед фестивалем его устроителями ставились задачи «повысить ценность викуньи как национального ресурса и ввести в обычай крестьян общин Андского высокогорья практику по управлению викуньями»[9]. Позднее задачи фестиваля стали декларироваться более возвышенно, были добавлены и внеэкономические цели:
«Международный фестиваль викуньи является встречей с природой, а не только беглым просмотром того, как можно использовать викунью, это способ восстановить коллективную память, приверженную рациональному использованию ресурсов и уважению к природе и народам, населяющим Анды. <…> Чаку отвечает андской концепции стремления к гармонии между человеком и природой, являясь моментом поклонения не только Пачамаме, Солнцу и всем стихиям природы, но и, кроме того, самой викунье, которая считается священным животным»[10]. Так было написано на региональном аграрном портале Аякучо, но затем, после обновления портала в 2010 г., этот абзац был снят вместе со всем старым материалом. Теперь ни на портале общины Луканаса, ни на портале Аякучо о целях и задачах фестиваля ничего не сказано. Перед фестивалем ставятся, похоже, лишь задачи привлечения туристов.
Чаку в Пампа-Галерасе было задумано, по выражению журналиста Мигеля Мехии (Miguel Mejía), как «невероятное шоу» (imponente espectáculo)[11] национального масштаба. Не зря его назвали Gran Chaccu, тем более что слово «gran» можно перевести не только как «большое, крупное», но и как «великое». Во время большого чаку тысячи представителей из 700 общин страны, национальные и иностранные туристы образовывали гигантскую живую цепь, чтобы загнать в ловушку тысячи викуний. Так, в воскресенье 24 июня 2007 г. на XV Национальном чаку 1500 человек образовали кольцо на 1200 га земли, используя 2000 м веревки с цветными лентами, – другими словами, окружность кольца была равна 2 км. Чаку длилось 3 ч. Было отловлено 1500 викуний. Из них впоследствии было острижено 500 животных, от которых получено 100 кг драгоценной шерсти[12]. Чаку завершала «инкская» церемония в серко с викуньями. Чаку проводилось в конце фестиваля – в его третий день. А первые два дня были заполнены различными конкурсами – кулинарными, танцевальными, ремесленными и пр. Было много танцев, песен, не обходилось и без застолья.
Как проходит большое чаку в Пампа-Галерасе показано на схеме X Национального чаку, разработанной CONACS (2000)[13]. На схеме чаку изображено поэтапно. В начале чаку цепь участников растянута, затем они постепенно смыкают ряды и в заключение загоняют викуний в раструб ловушки, из которого те попадают в серко. Видно, что зона чаку справа огорожена забором, слева ограничена рекой, а снизу асфальтированной дорогой Наска – Пукио, на которой во время чаку стоит много машин и людей и находятся полицейские и рейнджеры (фигурки с ружьем на схеме). Животным бежать некуда, и участникам чаку остается только собрать их и потеснить в ловушку.
Нужно сказать, что, хотя официально чаку в заповеднике характеризуется как древний способ облавы на викуний, мы видим некоторое изменение обычной практики, которая существовала при инках и которую применяют в других общинах Перу. Как правило, используют только людской кордон, который в финальной стадии образует кольцо. В Пампа-Галерасе людская цепь представляет собой полукруг (условно), а вторую половину круга создает стационарное ограждение, что, несомненно, облегчает задачу.
Замечу, что во время фестиваля в Пампа-Галерасе викуний гонят в ловушку под музыку, с песнями, энергичными движениями и криками «Чаку!». Пойманные викуньи находятся в серко, наверное, около суток. Они «присутствуют» на инкской церемонии и остаются в неволе до следующего дня, когда их стригут и отпускают.
Начало чаку 2002 г. с высоты птичьего полета изображено на снимке японского ученого Тетсуи Инамуры (Tetsuya Inamura). Но, сравнивая схему CONACS и фото Инамуры, следует учесть, что на фотографии чаку показано с противоположной стороны. На схеме дорога располагается на переднем плане, а на фото – на заднем, т.е. позиция фотографа находится не внизу схемы, а вверху.
Тетсуи Инамура в 2002 г. был на фестивале чаку в Пампа-Галерасе и описал его в своем исследовании[14]:
«Отлов викуний 24 июня называется «Большое чаку» и является одним из событий фестиваля. <…>
Фестиваль начался вечером 23 июня накануне «Большого чаку» на площади Луканаса. Здесь была построена временная сцена для представления различных видов народного музыкального творчества Анд. Наиболее впечатляющей частью было совместное выступление молодежной рок-группы и исполнителей традиционного акробатического танца департамента Аякучо, который называется «Танец ножниц»».
«24 июня к 10 часам утра люди стали подъезжать на машинах из Луканас, чтобы присутствовать на чаку, которое должно было быть проведено на высоком плато (4000 м над уровнем моря). Рядом с асфальтированной дорогой на Наску была поставлена круглая ловушка (ограждение) для викуний (фото 1). Место сбора участников и начала чаку находилось в четырех километрах от ограждения. Вскоре народ начал двигаться в сторону ловушки, чтобы окружить стада викуний… Примерно через час несколько сотен викуний были заключены внутрь нейлонового забора (фото 2)…
Через некоторое время мальчики и девочки, одетые как инкские солдаты или слуги Инти (бога солнца) начали танцевать внутри круглого ограждения. Тогда появился царь Инка и поднялся на каменный жертвенник, который был сделан в центре ограждения.
Фото 2. «Пойманные викуньи в нейлоновом корале». Фото 3. «Инка предлагает вино и кровь викуньи Инти, богу солнца»
Императрица поднялась на жертвенник вслед за ним. К жертвеннику привели викунью-самца и викунью-самку, и в их ушах был сделан надрез. Затем кровь вылили в чашу. Царь взял чашу, воздел ее к Инти и выпил ее содержимое (фото 3). После того голыми руками были пойманы и уложены на землю несколько викуний. Шерсть викуний была острижена (фото 4). Она была предложена царю, а затем царем Инти. Это торжественное представление проводилось с участием преподавателей и студентов «коллежа» (средней школы) Луканаса. Когда церемония закончилась, зрители пошли в штаб-квартиру заповедника Пампа-Галерас. Викуньи, шерсть которых еще не была сострижена, остались внутри ограждения до следующего дня. В штаб-квартире заповедника люди танцевали под народную музыку до позднего вечера.
Фото 4. «Стрижка шерсти викуний»
На следующее утро началась стрижка викуний. Около стенки ограждения были подготовлены три комплекта электрических ножниц, работающих от дизель-электрического генератора. Викуний ловили голыми руками и относили к месту стрижки. Один из «инженеров» проверял состояние здоровья викуний и измерял длину их шерсти. Викуньи с длиной шерсти менее 2,5 см были немедленно освобождены. Викуньи с шерстью достаточной длины были уложены на землю и после стрижки немедленно освобождены».
Описание фестиваля и большого чаку, данное Инамурой, – пожалуй, единственное полное и последовательное описание этого события, которым я располагаю. Важно и то, что Инамура – иностранец и ученый и он лично присутствовал на фестивале в Пампа-Галерасе. Стремясь разобраться в новом для него явлении и составить о нем целостное представление, Инамура не упустил те стороны, детали и подробности, которые кажутся неважными перуанским журналистам, пишущим для осведомленной публики. И тем не менее, мне удалось извлечь из их статей, заметок, репортажей некоторую информацию, которая дополняет картину, созданную Инамурой, и рисует новые.
[15] Родина танца ножниц – Андамарка, но и танцоры Луканаса исполняют его блистательно[16]
Итак, фестиваль обычно проходил с размахом и при большом стечении народа. Первые два дня были насыщены конкурсами и концертами. Так, в программе[17] праздника 2007 г.: ежегодный – IX фестиваль луканского сыра, конкурс традиционных танцев, национальный конкурс народного искусства и кулинарии, большой конкурс исполнителей танца ножниц, конкурс метания уараки (huaraca) – пращи (см. рисунок[18]), большая серенада викунье и пр. При этом действие разворачивается в городе Луканасе. И только на третий день фестиваль перемещается в Пампа-Галерас. Расписание третьего дня было следующее:
09:30. Национальное чаку.
10:30. Обращение Инки к народу Тауантинсуйу.
Церемония плодовитости викуньи. Демонстрация стрижки.
14:30: Большой луканский обед.
16:00: Национальная фиеста викуньи[19].
Инкской инсценировки в 2007 г. на руинах Пулапуко, похоже, не было. Пагапус был проведен вечером второго дня праздника в «земельном владении общины Луканаса»[20].
А вот события фестиваля 2008 г. Его программа[21] оставалась неизменной в течение 3 лет. Она рассчитана уже не на три, а на два дня.
[22]Флаг Тауантинсуйу. Фестиваль 2008 г.
Первый день. Начался праздник утром в понедельник 23 июня с подъема флагов Перу, Тауантинсуйу, а также Чили, Аргентины, Боливии и Эквадора (стран – участниц Соглашения по викунье). Затем следовала инсценировка инкской церемонии силами Коллежа Апостола Сантьяго-де-Луканас на руинах Пулапуко в Луканасе и представление традиционных танцев на центральной площади города.
[23]Инка и его подданные следуют в Пулапуко (2008)
В этот день был совершено паго Пачамаме на горе Илаката. Вечером была исполнена серенада в честь викуньи.
[24]Последние мгновения чаку. Викуньи через узкое горлышко раструба попадают в ловушку (2008)
Второй день. На следующий день – во вторник 24 июня было проведено большое национальное чаку. Когда животных поймали, в серко была сделана инсценировка инкской церемонии, в которую вошел ритуал свадьбы викуний, а также была продемонстрирована стрижка животных. Председатель общины Луканаса Хосе Сармьенто Чипана (José Sarmiento Chipana) произнес благодарственную речь. Фестиваль завершился фиестой.
[25]Послание Инки народу Тауантинсуйу (2008)
XVII Национальное Чаку ‘2009 и 16-й Международный фестиваль викуньи прошли с 19 по 20 июня. В субботу 20 июня состоялось само чаку. Была сформирована человеческая цепь протяженностью 2,5 км для того, чтобы собрать примерно 2500 викуний. В воскресенье 21 июня викуньи были острижены. В стрижке животных могли принять непосредственное участие отечественные и зарубежные гости[26]. Однако официально третий день не был анонсирован как фестивальный.
С 2009 г. в заповеднике Пампа-Галерас фестивали стали приурочивать не ко Дню крестьянина 24 июня, а к выходным дням[27]. Организаторы, видимо, посчитали, что таким образом они смогут избежать конкуренции с более популярным праздником Инти-Райми, который устраивается в Куско также 24 июня[28].
Большое чаку 2009 г.[29]
Понятно желание развивать туризм и получать от него доходы. Однако на фестивале 2010 г., хотя он и прошел в выходные дни, посетителей было гораздо меньше обычного. В частности, не приехали студенты Национального университета Сан-Кристобаль-де-Хуаманга (San Cristobal de Huamanga)[30].
В 2009 г. произошло еще одно изменение. Если в предыдущие годы все фестивали были организованы CONACS, то в этом году, в связи с его упразднением, фестиваль патронировало министерство сельского хозяйства Перу[31].
17-й Международный фестиваль викуньи начался в пятницу 18 июня 2010 г. В заповедник прибыли более 2 тыс. отечественных и зарубежных гостей[32]. XVIII Национальное Чаку было проведено в субботу 19 июня.
19 июня в заповедник Пампа-Галерас власти прибыли очень рано. Уже в 9 часов утра примерно в 11 км от серко участники чаку стали организовываться в группы[33]. Однако чаку началось только после четырех часов ожидания министра сельского хозяйства Перу Адольфо де Кордовы (Adolfo De Córdova), который так и не приехал[34]. В итоге чаку стартовало лишь после полудня и продолжалось почти два часа[35].
На пресс-конференции, состоявшейся незадолго до фестиваля, председатель крестьянской общины Луканаса и председатель оргкомитета праздника Хосе Сармьенто Чипана завил, что ожидается участие в чаку около 3 тыс. человек – членов общины и гостей[37]. «Они образуют кольцо примерно из 2 тыс. человек на территории 2 тыс. га заповедника и погонят около 3 тыс. викуний в ловушку», – сказал Сармьенто[38].
XVIII Национальное Чаку 2010 г.[39]
Однако сколько людей участвовало в чаку неизвестно, как осталось неизвестным число участников национального чаку 2009 г. Сайт министерства сельского хозяйства Перу сообщает, что цепь образовали «сотни людей»[40], а сайт AyacuchoHoy пишет, что «туристы, студенты из различных университетов в Перу и члены общины Луканаса образовали человеческую цепь около 2000 м для того, чтобы окружить около 1000 экземпляров и направить в кораль»[41]. Из «сотен людей» 300 человек являлись членами общины Луканаса[42].
Церемония свадьбы викуний (2010)[43]
В серко была сделана инсценировка инкской церемонии, которая включала в себя ритуал брака викуний. Затем была проведена демонстрационная стрижка четырех животных[44].
[45]Шерсть этой викуньи предназначена Инти (2010)
Церемония завершилась выступлениями представителей власти.
[46] Центральные и местные функционеры с руном викуньи (2010)
После мероприятий в серко действие переместилось в лагерь заповедника Пампа-Галерас, где была организована фиеста в честь викуньи.
На воскресенье 20 июня была запланирована стрижка. Во время предфестивальной пресс-конференции Сармьенто заявил, что в воскресенье 20 июня состоится стрижка около 600 викуньи, в которой посетители примут непосредственное участие, можно будет ознакомиться с ценами на шерсть, технологией производства и процессом сбора.
«Посетители смогут зайти в серко и прикоснуться к шерсти животных, самой тонкой в мире», – сказал Сармьенто[47].
Однако о том, что было в воскресенье, не написало ни одно издание. Лишь Агентство EFE сообщило, что ожидается стрижка 350 викуний[48].
XIX Национальное Чаку и 18 Международный фестиваль викуньи проходили в Национальном заповеднике Пампа-Галерас с 22 по 25 июня 2011 г. Желая, видимо, исправить ошибки прошлого года, организаторы увеличили продолжительность фестиваля до четырех дней. Кстати, организаторами являлись Национальная служба охраняемых природных территорий (SERNANP) со стороны государства, министерство культуры, региональное правительство Аякучо и муниципалитет Луканаса[50]. Была проведена более активная рекламная кампания, в рамках которой, в частности, были выпущены плакаты.
На одном из плакатов напечатана программа фестиваля.
«Среда 22 июня 2011 г.
07:00. Регистрация участников.
08:00. Продажа сельскохозяйственной, ремесленной и гастрономической продукции.
09:00. Поднятие национального флага.
09:30. Открытие в присутствии районных и провинциальных властей.
10:00. Дегустация и конкурс луканского сыра.
11:00. Демонстрация и конкурс дойных коров.
12:00. Оценивание скота (коров, овец, лошадей и др.).
14:00. Конкурс народного танца.
Четверг 23 июня 2011 г.
07:00. Встреча делегаций.
08:00. Продолжение выставки-продажи сельскохозяйственной, ремесленной и гастрономической продукции.
09:30. Демонстрация и конкурс блюд местной кухни.
10:00. Инкская инсценировка в археологическом комплексе Пулапуко и поднятие флагов Тауантинсуйу и стран – участниц Соглашения по викунье.
12:00. Опыт управления викуньями в Перу с участием викуньерских организаций региона Аякучо.
15:00. Презентация народных танцев и танцоров ножниц.
17:30. Конкурс вокалистов (песня для викуньи).
20:00. Большая серенада и презентация артистов: Сосимо Сакраменто, Порфирио Айвары, Ностальгии Наскены и др.
Пятница 24 июня 2011 г.
07:00. Доставка групп людей, которые хотят принять участие в отлове.
09:30. Начало чаку (продолжительностью около двух часов).
13:00. Инкская инсценировка и свадьба викуний.
15:00. Банкет, устраиваемый от имени крестьянской общины Луканаса в Национальном заповеднике.
16:00. Представление артистов.
Суббота 25 июня 2011 г.
08:00. Стрижка викуний, в которой могут принять участие лица, интересующиеся ценностью шерсти, технологией производства и сбора шерсти»[52].
В целом программа фестиваля существенных изменений не претерпела, кроме одного: большое чаку снова прошло в День крестьянина 24 июня. Однако любопытно, что в программу фестиваля викуньи были включены демонстрация и конкурс коров, лошадей и овец.
По сообщениям «El Peruano»[53], в заповеднике в дни праздника побывали 3000 отечественных и иностранных туристов. Во время чаку было отловлено около 1600 викуний, из которых было острижено около 400.
Начало: с. 1
[1] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[2] Renaudeau d’Arc N. Manejo comunitario de la vicuña. Informe para las comunidades. Marzo 2003 (http://www.macaulay.ac.uk/macs/Publications/renaudeaudgb.pdf)
[3] Safley M. Chacu! (http://www.alpacas.com/%5Calpacalibrary%5Cchacu.aspx).
[4] http://www.alpacas.com/Gallery/PopUp.aspx?galleryID=8&photoIndex=36; http://www.alpacas.com/Gallery/PopUp.aspx?galleryID=8&photoIndex=37
[5] http://noticias.terra.com/noticias/la_vicuna_el_camelido_sagrado_sera_patrimonio_nacional_de_peru/act156982
[6] http://www.bbc.co.uk/spanish/news/news000705vicunas.shtml
[7] http://takillakta.org/rcpal/article/85/la-kon-tiki-2-ahora-bautizada-como-tangaroa-zarpo-desde-el-puerto-el-callao-como-los-antiguos-navegantes-in
[8] Informe Perú a la XXVII Reunión Ordinaria del Convenio para la Conservación de la Vicuña. Arica, 26 al 28 de Noviembre 2008. Lima – Perú (http://www.conveniovicuna.org/Informe%20Gestion%20Peru%202008.pdf).
[9]http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[10] http://www.agroayacucho.gob.pe/conacs_ayacucho.shtml?AA_SL_Session=c0adc6463b90e73e5
3f72a831cc8e90f&amp;scrl=1&amp;scr_scr_Mv=1
[11] http://takillakta.org/rcpal/article/85/la-kon-tiki-2-ahora-bautizada-como-tangaroa-zarpo-desde-el-puerto-el-callao-como-los-antiguos-navegantes-in
[12] http://takillakta.org/rcpal/article/85/la-kon-tiki-2-ahora-bautizada-como-tangaroa-zarpo-desde-el-puerto-el-callao-como-los-antiguos-navegantes-in
[13] Inamura T. Chacu Collective Hunting of Camelids and Pastoralism in the Peruvian Andes (http://www.airies.or.jp/publication/ger/pdf/10–01-05.pdf).
[14] Inamura T. Chacu Collective Hunting of Camelids and Pastoralism in the Peruvian Andes (http://www.airies.or.jp/publication/ger/pdf/10–01-05.pdf).
[15] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4196327045/sizes/o/
[16] http://www.editoraperu.com.pe/Turismo/pulapuco.htm
[17] http://wiki.sumaqperu.com/es/Chaccu_de_Vicu%C3%B1as
[18] http://historic.ru/lostcivil/inca/gallery/arms05.shtml
[19] http://wiki.sumaqperu.com/es/Chaccu_de_Vicu%C3%B1as
[20] http://wiki.sumaqperu.com/es/Chaccu_de_Vicu%C3%B1as
[21] http://www.agroayacucho.gob.pe/conacs_ayacucho.shtml?AA_SL_Session=c0adc6463b90e73e53
f72a831cc8e90f&amp;scrl=1&amp;scr_scr_Mv=1
[22] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I000097DsvxYzFE4/4
[23] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I0000lcX_41efVn0/4
[24] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I0000CkseFcN6TIg/4
[25] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I0000lcX_41efVn0/4
[26] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[27] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[28] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[29] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[30] http://www.ayacuchohoy.com/news.php?readmore=183
[31] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[32] http://200.48.60.195/espanol/Noticia.aspx?id=MXUqE6Ad8WY=; http://radioperiodico2000.blogspot.com/2010/06/pampa-galeras-es-la-mas-visitada.html
[33] http://spanish.news.cn/entrevista/2010–06/22/c_13361920_2.htm
[34] http://www.google.com/hostednews/epa/article/ALeqM5h3WIuJvPlOLLHyYBaPyQubGhrLjw
[35] http://www.minag.gob.pe/notas-de-prensa-2010/minag-y-comuneros-de-lucanas-celebraron-el-chaccu-2010-y-revaloraron-fibra-de-vicuna.html
[36] http://www.ayacuchohoy.com/news.php?readmore=183
[37] http://www.andina.com.pe/Espanol/Noticia.aspx?id=oCs7RbqO5aU=
[38] http://www.andina.com.pe/Espanol/Noticia.aspx?id=oCs7RbqO5aU=
[39] http://www.flickr.com/photos/elcomercioperu/4751608888/in/set-72157624397768900/
[40] http://www.minag.gob.pe/notas-de-prensa-2010/minag-y-comuneros-de-lucanas-celebraron-el-chaccu-2010-y-revaloraron-fibra-de-vicuna.html
[41] http://www.ayacuchohoy.com/news.php?readmore=183
[42] http://www.google.com/hostednews/epa/article/ALeqM5h3WIuJvPlOLLHyYBaPyQubGhrLjw
[43] http://www.flickr.com/photos/elcomercioperu/4750968913/in/set-72157624397768900/
[44] http://www.expreso.com.pe/edicion/index.php?option=com_content&task=view&id=106045&Itemid=81
[45] http://www.minag.gob.pe/galeria-fotografica/chaccu-nacional-en-pampas-galeras.html
[46] http://www.minag.gob.pe/galeria-fotografica/chaccu-nacional-en-pampas-galeras.html
[47] http://www.andina.com.pe/Espanol/Noticia.aspx?id=oCs7RbqO5aU=
[48] http://www.google.com/hostednews/epa/article/ALeqM5h3WIuJvPlOLLHyYBaPyQubGhrLjw
[49] http://perubiologos.blogspot.com/2011/06/xix-chaccu-nacional-de-la-vicuna-en.html