ШЕРСТЬ ВИКУНЬИ, продолжение
Текстиль ручной работы из Аргентины
Катамарка – столица пончо
В Аргентине так же, как и в других странах Андского региона, изготавливают пончо. Они имеют свой национальный колорит, который несколько отличает их от пончо Перу и Боливии. Более других в Аргентине славится своими пончо провинция Катамарка, располагающаяся на северо-западе страны. Чтобы «оценить высокое качество изготовления традиционной одежды провинции и ткацкую культуру, в которую оно входит», 11 июля 2012 г. в Аргентине был принят Закон 26.757, которым Национальный конгресс объявил провинцию Катамарка «национальной столицей пончо»[i].
Фото 1[ii]. Плакат с символикой Национальной фиесты пончо 2009 г.
В столице Катамарки городе Сан-Фернандо-дель-Валье-де-Катамарка ежегодно в июле в течение 10 дней проходит Национальная фиеста пончо. Она ведет свое начало от Фестиваля катамаркенских тканей, учрежденного на законодательном уровне в 1954 г. В 1967 г. фестиваль получил свое нынешнее название. Он проводится под эгидой правительства Катамарки[iii].
Фото 2[iv]. Плакат с символикой Национальной фиесты пончо 2010 г.
Местом проведения праздника является Ярмарочный комплекс Катамарки. Фольклорный фестиваль посещает множество гостей из других провинций Аргентины, а также из-за рубежа. Он сопровождается ярмаркой ремесленной продукции.
Фото 3 и 4. Павильон пончо 43-й Национальной фиесты пончо 2013 г.[v]
На время проведения фестиваля в павильоне туризма Ярмарочного комплекса устанавливается образ Девы Долины, покровительницы Катамарки (фото 5 и 6). Он переносится сюда из местного Кафедрального собора Богоматери Долины и помещается в специальный стеклянный футляр.
Фото 5[vi]. На Национальной фиесте пончо 2014 г.
Появление почитаемого образа Богоматери Долины произошло между 1618 и 1620 г. в гроте недалеко от селения Чойя (Choya) столичного департамента провинции Катамарка. Однажды житель селения дон Мануэль Салазар услышал голоса. Индейские девушки шли осторожно, опасаясь, что кто-то их увидит. Они несли светильники и горные цветы. Так как это было ночью, дон Салазар вернулся на свое ранчо в Чойю. На следующее утро он отправился на то место и по следам ног прошел 5 км, поднимаясь по ущелью. Там на высоте около 7 м он обнаружил хорошо спрятанную каменный нишу. В ней были грубые сиденья, остатки костра и даже следы танцев. Он влез в нишу и нашел образ Девы Марии. Образ был маленький со смуглым лицом и сложенными руками. Спустя несколько месяцев дон Салазар рассказал все своему хозяину. По его словам, Дева Мария, которая находилась там, среди скал, была черноволосой, как индейцы, и именно поэтому они ее полюбили. Специально для этого образа в Сан-Фернандо-дель-Валье-де-Катамарка в 1869 – 1875 гг. был сооружен Кафедральный собор Богоматери Долины[vii].
Фото 6[viii]. Образ Девы Долины в пончо из шерсти викуньи, которое надевается во время Национальной фиесты пончо
Праздник Девы Долины проводится 8 декабря каждого года и через 15 дней после Пасхи. Оба праздника собирают тысячи верующих, которые совершают паломничество в столицу Катамарки из других городов и провинций, часто на лошадях или пешком. Шествия в ее честь являются самыми массовыми на Севере Аргентины, поэтому во время президентства Хуана-Доминго Перона Дева Долины была объявлена Национальной Покровительницей туризма[ix].
Фото 7[x]. Постоянная экспозиция Музея фиесты пончо
В Ярмарочном комплексе Катамарки на постоянной основе действует Музей фиесты пончо. Этот первый музей в стране в честь народной фиесты был создан правительством провинции Катамарка при поддержке министерства культуры Аргентины. В 2012 г. в музее прошла выставка «Аргентинские пончо, которые укрывают». На ней в рамках 42-й Национальной фиесты пончо Национальным фондом искусств была представлена коллекция пончо, сделанных мастерами разных провинций (фото 8 и 9).
Фото 8[xi] и 9[xii]. Часть коллекции пончо выставки «Аргентинские пончо, которые укрывают»
Катамаркенское пончо
7 ноября 2012 г. в ходе 23-й сессии Сената был предварительно одобрен проект Закона «Институциализировать в качестве культурного наследия провинции Катамарка одежду ремесленную и текстильную пончо как символ нашей катамаркенской идентичности»:
«Статья 1. Установить в качестве катамаркенского пончо одежду, характеристики которой приведены ниже:
а) Форма прямоугольная с продольным отверстием в центре и бахромой по краям.
b) Ткань сделана из шерсти викуньи и/или ламы, аутентичных животных пуны Катамарки и других провинций северо-западной Аргентины.
c) Цвет – в оттенках коричневого или бежевого, в зависимости от тонов места происхождения животного.
Статья 2. Будет учрежден День катамаркенского пончо 20 июля каждого года <…>
Статья 3. Копия катамаркенского пончо будет выставлена в Историческом музее провинции Катамарка, а подлинник станет частью наследия Законодательного собрания и должен быть расположен в месте, предназначенном для этой цели, для того чтобы посетители этого учреждения могли его оценить»[xiii].
Сенатор Рикардо Кастелланос, представлявший этот законопроект, сказал: «Пончо – это элемент, который составляет идентичность народа, оно является законной гордостью всех катамаркенцев». Сенатор охарактеризовал катамаркенское пончо как «символ предков, которые сохранили его на протяжении всей истории», часть наследия аргентинцев[xiv].
Фото 10. Пончо из шерсти викуньи, сделанное ткачами Белена[xv]
На снимках из музея (фото 7 – 9) видно, какими разными по дизайну и, в частности, по цветовой композиции бывают аргентинские пончо. Однако в соответствии с законом, катамаркенским пончо как культурным наследием провинции Катамарка считается пончо в коричневых тонах из некрашеной шерсти ламы или викуньи с бахромой по краям – такое, как показано на фото 10. Пончо изготовлено из шерсти викуньи. При размерах 2 м в длину и 1,3 м в ширину оно весит всего 320 г. (Кстати сказать, аргентинские пончо из шерсти викуньи является самым легким из известных[xvi].) Это пончо было представлено на Встрече ткачей Америк в Центре традиционного текстиля Куско (Перу) в 2012 г.[xvii]. А изготовлено оно в городе Белене, который в Аргентине называют «колыбелью пончо».
Родина пончо – Белен
Фото 11. Панорама Белена (2010)[xviii]
Белен (Belén) – столица департамента Белен провинции Катамарка. Это небольшой город на одноименной реке, расположенный среди гор на высоте 1255 м над уровнем моря на краю огромной засушливой области Белен. Его население в 2010 г. составляли 12 256 человек.
Белен считается колыбелью нативных тканей Катамарки, которые и прославили эту провинцию. Ткани изготавливаются из шерсти местных животных – викуньи, ламы и овцы на старинных ручных станках. Беленские ткачи являются настоящими звездами этого древнего искусства, которые сумели сохранить его живым до настоящего времени как культурное наследие[xix].
Фото 12[xx]. Викуньи в Заповеднике Лагуна-Бланка, провинция Катамарка
Среди ремесленной продукции Белена выделяются очень тонкие и легкие ткани из шерсти местной викуньи. В Аргентине зоной обитания этого животного являются именно высокогорные пуны (степи) Катамарки.
Кроме пончо, беленские ткачи изготавливают из шерсти викуньи накидки, покрывала, шарфы и др. Традиционно их не выкраивают из ткани, а придают им соответствующую конфигурацию непосредственно во время тканья.
Фото 13. Манта из шерсти викуньи работы беленских мастеров. Фото 14. Крупный план фрагмента вышивки, сделанной шерстью викуньи[xxi]
Вес изделий измеряется в граммах, хотя их размеры могут быть очень большими, как, например, у манты (исп. manta – накидка), признанной во всем мире за ее высокое качество (фото 13 и 14).
Фото 15[xxii]. Ткачихи Белена за работой
Для основы манты на станок навивают от 1300 до 1500 нитей. Ее ткут два ткача с каждой стороны, потому что ее ширина составляет 1,3 м. Длина манты – 2,3 м. Весит она всего от 250 до 350 г[xxiii] и помещается в маленькую шкатулку (фото 16).
Фото 16[xxiv]. Манта, уложенная в деревянную шкатулку
Само тканье манты занимает до десяти дней. Но на весь процесс ее изготовления уходит несколько месяцев работы, которая требует много терпения и усердия[xxv].
← →
[vi] http://tinogastaesnoticias.com/2014/07/20/la-virgen-del-valle-patrona-nacional-del-turismo-y-la-pastoral-de-la-ninez-presentes-en-el-poncho/
[xv] http://backstrapweaving.wordpress.com/2012/10/17/backstrap-weaving-encuentro-de-tejedores-de-las-americas-part-two-the-cloth-and-the-looms/
[xvi] Los rebaños del sol (herencia textil andina) (http://www.abakab.es/index.php?las-artes-populares_141/los-reba%E3-os-del-sol-herencia-textil-andina-_143/).
[xix] Ponchos de vicuña (http://casaimanol.blogspot.com/2008_08_01_archive.html).
[xx] http://elfederal.com.ar/nota/revista/25362/asi-esquilan-a-las-vicunas-salvajes-en-catamarca-parte-i
[xxii] Artesanias de vicuña, 2011 (http://www.artesaniasdevicuña.com.ar/index.html).
[xxiii] Artesanias de vicuña, 2011 (http://www.artesaniasdevicuña.com.ar/index.html).
[xxv] Artesanias de vicuña, 2011 (http://www.artesaniasdevicuña.com.ar/index.html).