Работа ткача в деталях

Работа ткача в деталях

image032Фото 1[i]. Непря­де­ная шерсть вику­ньи, состри­жен­ная с раз­ных частей ее тела

Каж­дое пончо или накидка явля­ется уни­каль­ным изде­лием. Начи­на­ется работа над ним с под­бора шер­сти по цвету. Ведь, как я уже гово­рила, шубка вику­ньи окра­шена в два основ­ных цвета – корич­не­вый и белый и имеет мно­же­ство оттен­ков. А у тка­чей кра­сить шерсть вику­ньи не стало при­нято еще с коло­ни­аль­ных времен.

Именно в резуль­тате испан­ского заво­е­ва­ния и появился тот набор изде­лий из шер­сти вику­ньи с их дизай­ном, кото­рый в прак­ти­че­ски неиз­мен­ном виде дошел до наших дней. Инк­ская импе­рия пала, а с ней ушли в про­шлое рос­кош­ные цар­ские одежды из шер­сти вику­ньи и запреты под стра­хом смерти носить их тем, у кого в жилах не течет инк­ская кровь. У испан­цев, кото­рые сами стали носить пончо, пончо из шер­сти вику­ньи счи­та­лось осо­бенно пре­стиж­ным и мод­ным. Поэтому ткачи ста­ра­лись пока­зать, что выра­ба­ты­ва­е­мая ими одежда сде­лана из шер­сти вику­ньи, цвет кото­рой легко узна­ваем, и не кра­сили ее.

Совре­мен­ным тка­чам тоже выгодно под­черк­нуть то, что их вещи, сотканы из шер­сти вику­ньи. Ведь ее слава спу­стя сто­ле­тия не померкла и изде­лия из ее шер­сти стоят очень дорого.

Для боль­шой вещи, такой, как пончо или манта, из име­ю­ще­гося запаса ткачу нужно подо­брать зна­чи­тель­ный объем шер­сти и про­ду­мать, как ее цвета и оттенки рас­по­ло­жить в изделии.

image034 image036Фото 2[ii]. Кора корич­ного дерева. Фото 3. Свет­лое пончо с широ­кими поло­сами в тех­нике деграде от корич­не­вого к беже­вому. Длина 2 м, ширина 1,3 м. Вес 320 г. Выпол­нено тка­чами Белена[iii]

Трудно опи­сать сло­вами цвет шер­сти вику­ньи. Он такой раз­ный: то в нем есть оттенки порошка какао, то желудя. В Перу и Арген­тине для опре­де­ле­ния цвета шер­сти вику­ньи в изде­лии из нее исполь­зу­ется слово «marrón», кото­рое с испан­ского пере­во­дится как «корич­не­вый». У меня этот цвет ассо­ци­и­ру­ется с шоко­ла­дом. Однако слово «корич­не­вый» явля­ется про­из­вод­ным от слова «корич­ный», что бук­вально озна­чает «цвéта коры корич­ного дерева». А эта кора (фото 2) так же, как и шерсть вику­ньи, имеет много оттен­ков в зави­си­мо­сти от сорта, места про­из­рас­та­ния, осве­ще­ния, настроек фото­ап­па­рата и пр. Поэтому, я думаю, слово «корич­не­вый», с уче­том дан­ных ого­во­рок, для пере­вода вполне подой­дет. В опи­са­ниях изде­лий из шер­сти вику­ньи при­сут­ствует также тер­мин «беже­вый», т.е. светло-коричневый цвет с оттен­ком жел­того, кото­рый также есть среди цве­тов шер­сти викуньи.

image038Фото 4[iv]. Южная раз­но­вид­ность викуньи

Для ката­мар­кен­ских изде­лий корич­не­вая шерсть берется со спины живот­ного, а белые полосы ткутся из шер­сти, состри­жен­ной с груди, живота и ног[v]. У южной раз­но­вид­но­сти вику­ньи (фото 4), кото­рая живет как раз в Арген­тине, на шубке гораздо больше шер­сти белого цвета, нежели у север­ной раз­но­вид­но­сти. Поэтому белен­ские пончо и накидки часто такие светлые.

image040 ??????????????????????Фото 5[vi]. Мастер-класс пря­де­ния шер­сти вику­ньи на Встрече тка­чей Аме­рик в Цен­тре тра­ди­ци­он­ного тек­стиля Куско в 2012 г. Фото 6[vii]. Выши­тая накидка и пончо из шер­сти вику­ньи белен­ских масте­ров, пред­став­лен­ные на этой кон­фе­рен­ции, а между ними – вере­тено (с неболь­шим коли­че­ством гото­вой нитки), с помо­щью кото­рого пря­дется шерсть викуньи

Затем шерсть пря­дут. Это также зани­мает много вре­мени, потому что нитки тре­бу­ются очень тон­кие. Тон­кость ниток и их харак­тер­ный лег­кий блеск можно оце­нить по фото 7.

image044Фото 7. Часть ниток, спря­ден­ных для одно­тон­ного пончо[viii]

Кроме того, прясть шерсть вику­ньи трудно, потому что шер­стинки этого вер­блю­до­вого очень корот­кие по срав­не­нию с шер­стин­ками дру­гих живот­ных (см. таб­лицу[ix]).

Тонина и длина шер­сти раз­лич­ных животныхimage046

Теперь можно при­сту­пать к тканью.

image048Фото 8. Пояс­ной станок, на кото­ром ткач из арген­тин­ской про­вин­ции Сальта изго­тав­ли­вает пончо (2010)[x]

С шер­стью ламы и овцы арген­тин­ские ткачи, как и ткачи Перу и Боли­вии, рабо­тают на тра­ди­ци­он­ных анд­ских стан­ках. Они не имеют жест­кой рамы и состоят из двух жер­дей, на кото­рые нави­ва­ются нити (подроб­нее см.: «Станки и их аксес­су­ары»). Для работы с шер­стью вику­ньи ткачи Белена исполь­зуют более про­дви­ну­тый ста­нок, кото­рый назы­ва­ется испан­ским, или кре­оль­ским. Он появился в Андах вме­сте с испан­цами (во вто­рой поло­вине XVI в.) и с тех пор не пре­тер­пел изме­не­ний. Его также можно счи­тать древним, но все же не таким древним, как пояс­ной ста­нок, кото­рый появился вме­сте с рож­де­нием тка­че­ства, т.е. задолго до нашей эры, и с тех пор не изме­нился. Испан­ский ста­нок имеет педали, с помо­щью кото­рых ткач управ­ляет ремиз­ками, и поз­во­ляет изго­тав­ли­вать ткани боль­шей ширины и длины, чем тра­ди­ци­он­ный станок.

 image050 image052Фото 9[xi] и 10[xii]. Тка­чихи Ката­марки рабо­тают на испан­ском станке

Лишь немно­гие ткачи имеют воз­мож­ность рабо­тать на станке, изго­тов­лен­ном про­фес­си­о­наль­ным сто­ля­ром из стру­ган­ного и шли­фо­ван­ного дерева (фото 9). В боль­шин­стве слу­чаев ткачи вынуж­дены доволь­ство­ваться стан­ком, кото­рый они сма­сте­рили сво­ими руками из жер­дей (фото 10), и, кстати ска­зать, весьма грубо сде­лан­ными вере­те­нами. Но посмот­рите, какую ров­ную и тон­кую нить они полу­чают с их помо­щью (фото 11).

image054Фото 11. Вере­тена и шерсть вику­ньи раз­ных оттен­ков как непря­де­ная, так и пря­де­ная[xiii]

Ткачи Белена рабо­тают на дому. К изго­тов­ле­нию тка­ней часто бывают под­клю­чены все члены семьи. Дети обу­ча­ются древ­нему реме­слу, наблю­дая, как рабо­тают взрос­лые, и помо­гая им. Так – на прак­тике – тка­че­ские навыки пере­да­ются из поко­ле­ния в поколение.

 

Про­дук­ция ассо­ци­а­ции «Родина пончо»

image056Фото 1. Стенд Ассо­ци­а­ции пря­диль­щи­ков и тка­чей из шер­сти вику­ньи Белена на 43-й Выставке-ярмарке тра­ди­ци­он­ных арген­тин­ских реме­сел (2013)[xiv]

В 2004 г. мастера Белена объ­еди­ни­лись в Ассо­ци­а­цию пря­диль­щи­ков и тка­чей из шер­сти вику­ньи «Родина пончо»[xv]. Про­дук­ция этой ассо­ци­а­ции пред­став­лена на несколь­ких сай­тах и сопро­вож­да­ется фото­гра­фи­ями, что поз­во­ляет нам ее оце­нить. Сто­и­мость изде­лий, к сожа­ле­нию, не указана.

image058Фото 2. Выши­тое покры­вало (cubrecama) из шер­сти вику­ньи[xvi]

По раз­ме­рам с ман­той, о кото­рой речь шла на преды­ду­щей стра­нице (см. фото 13 и 14), срав­нимо покры­вало, пока­зан­ное на фото 2. Как и манта, оно укра­шено ста­рин­ными узо­рами коло­ни­аль­ных вре­мен, выши­тыми шер­стью вику­ньи. По этому покры­валу можно про­сле­дить один из при­е­мов ком­би­ни­ро­ва­ния оттен­ков шер­сти вику­ньи в изде­лии. Нитки раз­лич­ных оттен­ков ткачи рас­по­ло­жили тон­кими про­доль­ными полос­ками сим­мет­рично отно­си­тельно сред­ней линии покры­вала, обра­зо­вав тем­ную зону по цен­тру и свет­лые по краям. На тем­ной зоне ткачи исполь­зо­вали эффект деградé – плав­ного пере­хода от тем­ных оттен­ков к свет­лым. Внутри свет­лой зоны чуть более тем­ные полоски сде­ланы очень тон­кими и рас­пре­де­лены рав­но­мерно по белому фону. В резуль­тате яркость белого цвета смяг­ча­ется и он при­об­ре­тает лег­кий тон какао. Бла­го­даря этому тем­ная и свет­лые зоны меньше кон­тра­сти­руют друг с дру­гом и их соче­та­ние полу­ча­ется более изысканным.

image059Фото 3[xvii]. Чалина с эффек­том деграде от тем­ного корич­не­вого цвета к очень светлому

Спо­со­бом деграде соче­та­ются цвета и на еще одном виде наки­док, выпус­ка­е­мых белен­скими тка­чами, кото­рые меньше манты и по раз­меру срав­нимы с палан­ти­ном. Такая накидка назы­ва­ется чали­ной (chalina) – фото 3.

image061Фото 4[xviii]. Пончо с эффек­том деграде от тем­ного корич­не­вого цвета к очень светлому

Спо­соб соче­та­ния раз­лич­ных цве­тов и оттен­ков шер­сти вику­ньи путем при­ме­не­ния деграде сей­час явля­ется одним из люби­мых у белен­ских тка­чей, хотя такая работа дей­стви­тельно тре­бует боль­шого вни­ма­ния и тер­пе­ния. Деграде исполь­зу­ется и при изго­тов­ле­нии пончо (фото 4 и 5).

image063Фото 5. Очень тон­кое пончо с эффек­том деграде от беже­вого цвета к белому. Длина 2 м, ширина 1,4 м. Вес 400 г[xix]

На фото 6 пока­зано моно­хром­ное корич­не­вое пончо, цвет кото­рого при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­зы­ва­ется неод­но­род­ным и состав­лен­ным из поло­сок. Полоски почти не раз­ли­ча­ются оттен­ками, но все равно ткач рас­по­ло­жил их в стро­гой сим­мет­рии отно­си­тельно сред­ней вер­ти­каль­ной линии пончо.

image065Фото 6[xx]. Корич­не­вое пончо

Таким же спо­со­бом ском­би­ни­ро­ваны оттенки пончо более свет­лого корич­не­вого цвета, кото­рое заснято на фото 7.

image067Фото 7. Корич­не­вое пончо из очень тон­ких ниток. Длина 2 м, ширина 1,4 м[xxi]

В то же время цве­то­вое реше­ние пончо, про­де­мон­стри­ро­ван­ного на фото 8, явля­ется гораздо более тра­ди­ци­он­ным. Оно выпол­нено без при­ме­не­ния деграде и имеет одно­тон­ный общий фон корич­не­вого цвета, по кото­рому в сере­дине и по краям про­хо­дят кон­траст­ные ему белые полосы.

image069Фото 8. Корич­не­вое пончо с белыми поло­сами по бокам и в цен­тре. Длина 2 м, ширина 1,4 м. Вес 500 г[xxii]

К тому же на сайте блога «CasaImanol» среди пред­ме­тов, выпол­нен­ных в тех­нике деграде, есть доста­точ­ного много вещей довольно одно­род­ного корич­не­вого цвета, кото­рый при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии содер­жит в себе несколько оттен­ков. Взять хотя бы чалину, пока­зан­ную на фото 9. Светло-коричневая ткань манты, засня­тая на фото 13 и 14 (см. преды­ду­щую стра­ницу) также содер­жит в себе нитки едва раз­ли­ча­ю­щихся, но все же раз­ли­ча­ю­щихся оттенков.

image071Фото 9. Чалина корич­не­вого цвета (2013)[xxiii]

Это застав­ляет пред­по­ло­жить, что тех­ники тка­нья из тон­ких ниток все же поз­во­ляют пере­пле­тать пряжу близ­ких оттен­ков так, чтобы на неко­то­ром отда­ле­нии цвет полу­чен­ной ткани казался доста­точно одно­род­ным. Поэтому, как мне кажется, при­ме­не­ние спо­соба деграде – это не столько тех­ни­че­ская необ­хо­ди­мость, сколько демон­стра­ция тка­че­ского искус­ства мастера, дань моде и про­яв­ле­ние стрем­ле­ния уго­дить бога­тым ино­стран­ным покупателям.

image021

 


[vii] Waddington L. Opus cit.

[ix] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>