Текстиль ручной работы из Аргентины

ШЕРСТЬ ВИКУНЬИ, про­дол­же­ние

image009

Тек­стиль руч­ной работы из Аргентины

Ката­марка – сто­лица пончо

В Арген­тине так же, как и в дру­гих стра­нах Анд­ского реги­она, изго­тав­ли­вают пончо. Они имеют свой наци­о­наль­ный коло­рит, кото­рый несколько отли­чает их от пончо Перу и Боли­вии. Более дру­гих в Арген­тине сла­вится сво­ими пончо про­вин­ция Ката­марка, рас­по­ла­га­ю­ща­яся на северо-западе страны. Чтобы «оце­нить высо­кое каче­ство изго­тов­ле­ния тра­ди­ци­он­ной одежды про­вин­ции и ткац­кую куль­туру, в кото­рую оно вхо­дит», 11 июля 2012 г. в Арген­тине был при­нят Закон 26.757, кото­рым Наци­о­наль­ный кон­гресс объ­явил про­вин­цию Ката­марка «наци­о­наль­ной сто­ли­цей пончо»[i].

image001Фото 1[ii]. Пла­кат с сим­во­ли­кой Наци­о­наль­ной фие­сты пончо 2009 г.

В сто­лице Ката­марки городе Сан-Фернандо-дель-Валье-де-Катамарка еже­годно в июле в тече­ние 10 дней про­хо­дит Наци­о­наль­ная фие­ста пончо. Она ведет свое начало от Фести­валя ката­мар­кен­ских тка­ней, учре­жден­ного на зако­но­да­тель­ном уровне в 1954 г. В 1967 г. фести­валь полу­чил свое нынеш­нее назва­ние. Он про­во­дится под эги­дой пра­ви­тель­ства Ката­марки[iii].

image003Фото 2[iv]. Пла­кат с сим­во­ли­кой Наци­о­наль­ной фие­сты пончо 2010 г.

Местом про­ве­де­ния празд­ника явля­ется Ярма­роч­ный ком­плекс Ката­марки. Фольк­лор­ный фести­валь посе­щает мно­же­ство гостей из дру­гих про­вин­ций Арген­тины, а также из-за рубежа. Он сопро­вож­да­ется ярмар­кой ремес­лен­ной продукции.

image005 image007Фото 3 и 4. Пави­льон пончо 43-й Наци­о­наль­ной фие­сты пончо 2013 г.[v]

На время про­ве­де­ния фести­валя в пави­льоне туризма Ярма­роч­ного ком­плекса уста­нав­ли­ва­ется образ Девы Долины, покро­ви­тель­ницы Ката­марки (фото 5 и 6). Он пере­но­сится сюда из мест­ного Кафед­раль­ного собора Бого­ма­тери Долины и поме­ща­ется в спе­ци­аль­ный стек­лян­ный футляр.

image009Фото 5[vi]. На Наци­о­наль­ной фие­сте пончо 2014 г.

Появ­ле­ние почи­та­е­мого образа Бого­ма­тери Долины про­изо­шло между 1618 и 1620 г. в гроте неда­леко от селе­ния Чойя (Choya) сто­лич­ного депар­та­мента про­вин­ции Ката­марка. Одна­жды житель селе­ния дон Ману­эль Сала­зар услы­шал голоса. Индей­ские девушки шли осто­рожно, опа­са­ясь, что кто-то их уви­дит. Они несли све­тиль­ники и гор­ные цветы. Так как это было ночью, дон Сала­зар вер­нулся на свое ранчо в Чойю. На сле­ду­ю­щее утро он отпра­вился на то место и по сле­дам ног про­шел 5 км, под­ни­ма­ясь по уще­лью. Там на высоте около 7 м он обна­ру­жил хорошо спря­тан­ную камен­ный нишу. В ней были гру­бые сиде­нья, остатки костра и даже следы тан­цев. Он влез в нишу и нашел образ Девы Марии. Образ был малень­кий со смуг­лым лицом и сло­жен­ными руками. Спу­стя несколько меся­цев дон Сала­зар рас­ска­зал все сво­ему хозя­ину. По его сло­вам, Дева Мария, кото­рая нахо­ди­лась там, среди скал, была чер­но­во­ло­сой, как индейцы, и именно поэтому они ее полю­били. Спе­ци­ально для этого образа в Сан-Фернандо-дель-Валье-де-Катамарка в 1869 – 1875 гг. был соору­жен Кафед­раль­ный собор Бого­ма­тери Долины[vii].

image011Фото 6[viii]. Образ Девы Долины в пончо из шер­сти вику­ньи, кото­рое наде­ва­ется во время Наци­о­наль­ной фие­сты пончо

Празд­ник Девы Долины про­во­дится 8 декабря каж­дого года и через 15 дней после Пасхи. Оба празд­ника соби­рают тысячи веру­ю­щих, кото­рые совер­шают палом­ни­че­ство в сто­лицу  Ката­марки из дру­гих горо­дов и про­вин­ций, часто на лоша­дях или пеш­ком. Шествия в ее честь явля­ются самыми мас­со­выми на Севере Арген­тины, поэтому во время пре­зи­дент­ства Хуана-Доминго Перона Дева Долины была объ­яв­лена Наци­о­наль­ной Покро­ви­тель­ни­цей туризма[ix].

 image013Фото 7[x]. Посто­ян­ная экс­по­зи­ция Музея фие­сты пончо

В Ярма­роч­ном ком­плексе Ката­марки на посто­ян­ной основе дей­ствует Музей фие­сты пончо. Этот пер­вый музей в стране в честь народ­ной фие­сты был создан пра­ви­тель­ством про­вин­ции Ката­марка при под­держке мини­стер­ства куль­туры Арген­тины. В 2012 г. в музее про­шла выставка «Арген­тин­ские пончо, кото­рые укры­вают». На ней в рам­ках 42-й Наци­о­наль­ной фие­сты пончо Наци­о­наль­ным фон­дом искусств была пред­став­лена кол­лек­ция пончо, сде­лан­ных масте­рами раз­ных про­вин­ций (фото 8 и 9).

image015 image017Фото 8[xi] и 9[xii]. Часть кол­лек­ции пончо выставки «Арген­тин­ские пончо, кото­рые укрывают»

Ката­мар­кен­ское пончо

7 ноября 2012 г. в ходе 23-й сес­сии Сената был пред­ва­ри­тельно одоб­рен про­ект Закона «Инсти­ту­ци­а­ли­зи­ро­вать в каче­стве куль­тур­ного насле­дия про­вин­ции Ката­марка одежду ремес­лен­ную и тек­стиль­ную пончо как сим­вол нашей ката­мар­кен­ской идентичности»:

«Ста­тья 1. Уста­но­вить в каче­стве ката­мар­кен­ского пончо одежду, харак­те­ри­стики кото­рой при­ве­дены ниже:

а) Форма пря­мо­уголь­ная с про­доль­ным отвер­стием в цен­тре и бахро­мой по краям.
b) Ткань сде­лана из шер­сти вику­ньи и/или ламы, аутен­тич­ных живот­ных пуны Ката­марки и дру­гих про­вин­ций северо-западной Арген­тины.
c) Цвет – в оттен­ках корич­не­вого или беже­вого, в зави­си­мо­сти от тонов места про­ис­хож­де­ния животного.

Ста­тья 2. Будет учре­жден День ката­мар­кен­ского пончо 20 июля каж­дого года <…>
Ста­тья 3. Копия ката­мар­кен­ского пончо будет выстав­лена в Исто­ри­че­ском музее про­вин­ции Ката­марка, а под­лин­ник ста­нет частью насле­дия Зако­но­да­тель­ного собра­ния и дол­жен быть рас­по­ло­жен в месте, пред­на­зна­чен­ном для этой цели, для того чтобы посе­ти­тели этого учре­жде­ния могли его оце­нить»[xiii].

Сена­тор Рикардо Кастел­ла­нос, пред­став­ляв­ший этот зако­но­про­ект, ска­зал: «Пончо – это эле­мент, кото­рый состав­ляет иден­тич­ность народа, оно явля­ется закон­ной гор­до­стью всех ката­мар­кен­цев». Сена­тор оха­рак­те­ри­зо­вал ката­мар­кен­ское пончо как «сим­вол пред­ков, кото­рые сохра­нили его на про­тя­же­нии всей исто­рии», часть насле­дия арген­тин­цев[xiv].

image019Фото 10. Пончо из шер­сти вику­ньи, сде­лан­ное тка­чами Белена[xv]

На сним­ках из музея (фото 7 – 9) видно, какими раз­ными по дизайну и, в част­но­сти, по цве­то­вой ком­по­зи­ции бывают арген­тин­ские пончо. Однако в соот­вет­ствии с зако­ном, ката­мар­кен­ским пончо как куль­тур­ным насле­дием про­вин­ции Ката­марка счи­та­ется пончо в корич­не­вых тонах из некра­ше­ной шер­сти ламы или вику­ньи с бахро­мой по краям – такое, как пока­зано на фото 10. Пончо изго­тов­лено из шер­сти вику­ньи. При раз­ме­рах 2 м в длину и 1,3 м  в ширину оно весит всего 320 г. (Кстати ска­зать, арген­тин­ские пончо из шер­сти вику­ньи явля­ется самым лег­ким из извест­ных[xvi].) Это пончо было пред­став­лено на Встрече тка­чей Аме­рик в Цен­тре тра­ди­ци­он­ного тек­стиля Куско (Перу) в 2012 г.[xvii]. А изго­тов­лено оно в городе Белене, кото­рый в Арген­тине назы­вают «колы­бе­лью пончо».

 

Родина пончо – Белен

image021Фото 11. Пано­рама Белена (2010)[xviii]

Белен (Belén) – сто­лица депар­та­мента Белен про­вин­ции Ката­марка. Это неболь­шой город на одно­имен­ной реке, рас­по­ло­жен­ный среди гор на высоте 1255 м над уров­нем моря на краю огром­ной засуш­ли­вой обла­сти Белен. Его насе­ле­ние в 2010 г. состав­ляли 12 256 человек.

Белен счи­та­ется колы­бе­лью натив­ных тка­ней Ката­марки, кото­рые и про­сла­вили эту про­вин­цию. Ткани изго­тав­ли­ва­ются из шер­сти мест­ных живот­ных – вику­ньи, ламы и овцы на ста­рин­ных руч­ных стан­ках. Белен­ские ткачи явля­ются насто­я­щими звез­дами этого древ­него искус­ства, кото­рые сумели сохра­нить его живым до насто­я­щего вре­мени как куль­тур­ное насле­дие[xix].

image023Фото 12[xx]. Вику­ньи в Запо­вед­нике Лагуна-Бланка, про­вин­ция Катамарка

Среди ремес­лен­ной про­дук­ции Белена выде­ля­ются очень тон­кие и лег­кие ткани из шер­сти мест­ной вику­ньи. В Арген­тине зоной оби­та­ния этого живот­ного явля­ются именно высо­ко­гор­ные пуны (степи) Катамарки.

Кроме пончо, белен­ские ткачи изго­тав­ли­вают из шер­сти вику­ньи накидки, покры­вала, шарфы и др. Тра­ди­ци­онно их не выкра­и­вают из ткани, а при­дают им соот­вет­ству­ю­щую кон­фи­гу­ра­цию непо­сред­ственно во время тканья.

image025image027Фото 13. Манта из шер­сти вику­ньи работы белен­ских масте­ров. Фото 14. Круп­ный план фраг­мента вышивки, сде­лан­ной шер­стью вику­ньи[xxi]

Вес изде­лий изме­ря­ется в грам­мах, хотя их раз­меры могут быть очень боль­шими, как, напри­мер, у манты (исп. manta – накидка), при­знан­ной во всем мире за ее высо­кое каче­ство (фото 13 и 14).

image029Фото 15[xxii]. Тка­чихи Белена за работой

Для основы манты на ста­нок нави­вают от 1300 до 1500 нитей. Ее ткут два ткача с каж­дой сто­роны, потому что ее ширина состав­ляет 1,3 м. Длина манты – 2,3 м. Весит она всего от 250 до 350 г[xxiii] и поме­ща­ется в малень­кую шка­тулку (фото 16).

image030Фото 16[xxiv]. Манта, уло­жен­ная в дере­вян­ную шкатулку

Само тка­нье манты зани­мает до десяти дней. Но на весь про­цесс ее изго­тов­ле­ния ухо­дит несколько меся­цев работы, кото­рая тре­бует много тер­пе­ния и усер­дия[xxv].

image021

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>