Послание Врат Солнца: § 3. Конец эпохи Виракочи, окончание
Независимый курс державы Уари
В результате «загадочного обмена между Уари и Тиауанако», который продолжался приблизительно пятьдесят лет, по У. Салливану, Уари выработало полностью независимый курс. При этом Уари создало обширную сеть укреплений с военными гарнизонами.
Возведение полуподземного храма в столице было закончено к 650 г. «Одновременно Уари воздвигло в том же стиле огромный комплекс сооружений, покрывший двадцать пять гектаров приблизительно в 150 милях к югу, на южной оконечности долины Куско, – читаем в книге У. Салливана, – В этом месте, называвшемся Пикильякта, была создана сеть гарнизонов и были укреплены все пять входов в долину со стороны плато к югу.
Уари создало еще один такой же внушительный комплекс в 450 милях к северу, в Виракочапампе, господствовавшей над всеми северными торговыми путями вплоть до Эквадора. В целом Уари создало по крайней мере одиннадцать комплексов сооружений между долиной Куско и долиной Кахамарка, далеко на севере. Два самых южных комплекса – Пикильякта и Серро Бауль – были надежно защищены от Тиауанако, гарнизоны на севере насчитывали меньше войск».
От экономических принципов Века Виракочи в Уари не осталось и следа.
«Администраторы Уари преобразовали систему экономики вертикальных архипелагов, основанную на взаимном обмене между равными единицами, в сбор доходов государством, – читаем мы в книге У. Салливана. – Сущность новой системы состояла в получении не столько продуктов, сколько труда, и маскировке принудительного труда в пользу государства со всеми внешними атрибутами традиционного, взаимного обмена трудом.
Уари наложило на своих подданных ряд повинностей. Например, для создания государственного земельного фонда использовался бесплатный труд населения в строительстве террас для производства маиса. В ряде случаев целые деревни отстраивались заново на более низких высотах, специально для того, чтобы принуждать местных жителей отвечать привилегированной в Уари модели эксплуатации ресурсов. Уари также использовало трудовую повинность в возведении центров по производству предметов роскоши из металлов, драгоценных камней, текстиля, раковин и керамики».
Рис. 18[i]. Долина Куско, Пикильякта
В самом Уари и в отдаленных областях строились в основном обнесенные стенами города-бараки типа Пикильякты (Pikillacta). Судя по фотографии (рис. 18 и 19), здесь уже не применялись техника и технологии богов: стены строений города сложены из битого камня.
Рис. 19[ii]. Руины Пикильякты
У. Салливан пишет:
«Со стороны нельзя было понять, что происходило внутри. Доступ был ограничен чрезвычайно узкими воротами, которые сами соединялись с обнесенными стеной дорогами. Внутри человек оказывался в строго геометрическом лабиринте пересечения узких «проходов», составляемых стенками бесчисленных внутренних перегородок. Через определенные промежутки такие проходы перекрывались более узкие воротами, еще более ограничивавшими движение внутри. <…>
Для археологов наиболее удивительным аспектом этих административных центров было то, что их бесконечные внутренние помещения использовались не как склады. До недавнего времени было принято считать, что такие помещения были обязательно нежилыми и использовались для хранения товаров, подлежащих перевозке в другие места. Это предположение казалось естественным, поскольку нам известно, что позже инки содержали крупные склады продовольствия по всей своей империи. Целью таких инкских складов было следить за тем, чтобы ни одной области империи, независимо от ее удаленности, никогда не угрожал голод. Инки, иными словами, понимали свои взаимные обязательства.
Но не это было целью сотоподобных помещений, внутренних огороженных территорий в Уари. Помимо жилья высшего административного класса, помещения в городах занимали люди трех сортов: воины, чернорабочие, привлеченные для строительства самих городов, и ремесленники. Эти города были сочетанием гарнизонов, фабрик, строительных проектов и спальных бараков для привлеченных к отбыванию трудовой повинности. Кошмарные внутренние узкие проходы говорят о наличии у администраторов Уари стремления контролировать движение и расположение буквально каждого чернорабочего, рекрутированного для отработок.
Сообщения… о том, что часто повторяющиеся комнаты сотоподобной формы, найденные в городских планах Уари, использовались не под склады, производит некий шок. Всемирная история человечества не знает более такой невероятно строгой регламентации планирования и строительства. Если эти пространства предназначались не под склады, а скорее для людей, тогда нам важно восстановить не только планы городов, но также, насколько это возможно, условия существования людей. Чтобы выявить эти условия в наиболее плотно занятых секторах, мы должны рассмотреть (1) очевидное отсутствие адекватной канализации, (2) отсутствие внутригородских садов, (3) отсутствие внутригородского водоснабжения, (4) отсутствие всякой видимой коммуникации между «сотами», (5) строго контролируемый доступ и (6) неизбежное содержание человеческих выделений».
Ученые нашли в строениях Уари «мало свидетельств о крупных гражданских ритуалах». Здесь полностью отсутствовали вырезанные из камня изображения или фрески, что «вполне можно было бы истолковать как некую форму запрета». Отмечается также относительно «низкое идеологическое содержание» керамики Уари.
Рис. 20[iii]. Сосуд из захоронения Властителя Уари в Эспириту-Пампе
Действительно, среди росписи керамических сосудов много незамысловатых и довольно примитивных композиций, таких, как у сосуда на рис. 20.
Рис. 21[iv]. Экспонат Регионального музея Ики
Есть более сложные сюжеты с символикой пумы. Примером может служить сосуд, показывающий военное божество в позе Бога с жезлами (Бога Врат Солнца) с рельефной головой скалящегося человека-пумы (может быть, в маске пумы) и головами скалящихся животных на унку (рис. 24 – 23). Но в руках он держит не жезлы, а оружие – в правой топор с двумя лезвиями (почему-то лезвиями вниз), а в левой – стрелу и лук. По обе стороны от лица божества находятся две скалящиеся человеческие головы без тела. Их лица, как и лицо центрального персонажа, имеют боевую раскраску, создающую ощущение звериных морд, и странные носы в виде шарика с большой круглой дыркой. Их головы венчают шлемы, по декору даже более престижные, чем у главного героя. Кто это: божества или побежденные враги?
Рис. 22[v]
Рис. 23[vi]
В Региональном музее Ики этот сосуд помещен в отдельную витрину вместе с оружием тех времен и охарактеризован как «изображение военного персонажа». На задней стороне сосуда (рис. 23) видна фигура божества побережья, которое вместе с птичьими лапками центрального персонажа связывает сосуд с царствами этого региона.
Среди керамических изделий Уари встречаются и весьма изысканные вещи, настоящие произведения искусства, такие, например, как, сосуд, показанный на рис. 24.
Рис. 24[vii]. Сосуд с шарообразным туловом. Культура Уари периода 800 – 1300 гг. н.э. Музей доколумбового искусства, Куско
На этом сосуде в круге света находится капсула (по-другому сказать не могу) с Найлампом в стилизованном шлеме с маской. (Правда «круг света» можно прочесть и как крылья.) Лицо маски имеет очень спокойное выражение, слез нет. У персонажа – птичьи лапки и на поясе две лисьи (?) головы. Здесь, конечно, ощущается сильное влияние искусства Месоамерики. Среди керамики Уари похожих сосудов я не видела.
Для того чтобы судить более определенно о керамике Уари, а она очень разная, разумеется, следует провести отдельное серьезное исследование. Но и сейчас уже можно сказать, что в захоронениях Уари ядра империи (в районе Аякучо), в том числе и в гробнице Властителя Уари, керамика довольно примитивная. Те же керамические изделия, которые сделаны в колониях империи, имеют более изощренные композиции и выполнены намного искуснее.
По мнению У. Салливана, низкое религиозное наполнение общественной жизни державы Уари приводит к выводу о том, что победа Уари в Мокегуа «способствовала переориентации общества Уари на более милитаристские и светские формы правления». На мой взгляд, это может свидетельствовать о заключении союза с разделением функций между державами. Тиауанако при этом была оставлена роль религиозного центра, а Уари – военной машины.
По данным У. Салливана, к 850 г. столица Уари была заброшена, во многих городах амбициозные строительные проекты так никогда и не были завершены. Империя Уари распалась на несколько воюющих племенных союзов. Примерно к 1000 г. город Тиауанако также был оставлен. У. Салливан связывает это с длительной засухой, оказавшей воздействие на всю Сьерру, а также новым скачком в приросте населения. С падением Уари и закатом Тиауанако в горной местности не строились города вплоть до основания Куско. К концу этого периода, называемого Поздним промежуточным (1000 – 1476) наблюдается «картина многочисленных мелких племенных групп, вовлеченных в постоянную междоусобицу и менявших союзников в зависимости от конкретного случая».
Рис. 25[viii]
Однако есть и другая периодизация империй Уари и Тиауанако. Нужно сказать, что в это вопросе у ученых нет единства. Некоторые из них датируют время существования Уари 500 – 1000 гг. н.э.[ix], а другие 600 – 1200 гг., при этом утверждая, что с 700 по 1200 г. Уари было империей[x]. У Тиауанако, которое историки называют государством Пукина, в 700 г. только начался период расцвета, или имперский период (700 – 900 гг. н.э.)[xi]. По некоторым данным, с 700 по 1200 г. влияние Уари и Тиауанако было велико. Оно распространялось на территории современных Боливии, Аргентины, Перу и Чили. А их взаимоотношения были столь необычны и непонятны – в основном они являлись мирными и коммерческими, что некоторые исследователи говорят о возможном объединении в 700 г. н.э. Уари и Тиауанако в одну огромную империю (см. карту, рис. 25), которая просуществовала до 1200 г.[xii]. Высказываются предположения о том, что Уари, имевшее мощную военную машину, выступало в качестве покорителя новых земель, а Тиауанако как теократическое государство обеспечивало идеологическую поддержку.
* * *
В результате проведенного мною исследования я получила больше вопросов, чем ответов. Но, тем не менее, оно позволило подтвердить мою гипотезу о смена божественных династий в конце эпохи Виракочи на землях Древнего Перу. При этом все указывает на то, что новые боги пришли с побережья.
К счастью, белые пятна доинской истории Анд стали заполнятся благодаря новым, иногда сенсационным открытиям археологов, сделанным буквально в последние годы. И несколько из них непосредственно касаются империи Уари и интересующей меня тематики.
Продолжение: § 4. Боги побережья и империя Уари, или Держава Уари в свете археологических открытий конца XX – начала XXI в.