Посла­ние Врат Солнца: § 3. Конец эпохи Вира­кочи, окон­ча­ние

 

Неза­ви­си­мый курс дер­жавы Уари

В резуль­тате «зага­доч­ного обмена между Уари и Тиа­у­а­нако», кото­рый про­дол­жался при­бли­зи­тельно пять­де­сят лет, по У. Сал­ли­вану, Уари выра­бо­тало пол­но­стью неза­ви­си­мый курс. При этом Уари создало обшир­ную сеть укреп­ле­ний с воен­ными гарнизонами.

Воз­ве­де­ние полу­под­зем­ного храма в сто­лице было закон­чено к 650 г. «Одно­вре­менно Уари воз­двигло в том же стиле огром­ный ком­плекс соору­же­ний, покрыв­ший два­дцать пять гек­та­ров при­бли­зи­тельно в 150 милях к югу, на южной око­неч­но­сти долины Куско, – читаем в книге У. Сал­ли­вана, – В этом месте, назы­вав­шемся Пики­льякта, была создана сеть гар­ни­зо­нов и были укреп­лены все пять вхо­дов в долину со сто­роны плато к югу.

Уари создало еще один такой же вну­ши­тель­ный ком­плекс в 450 милях к северу, в Вира­ко­ча­пампе, гос­под­ство­вав­шей над всеми север­ными тор­го­выми путями вплоть до Эква­дора. В целом Уари создало по край­ней мере один­на­дцать ком­плек­сов соору­же­ний между доли­ной Куско и доли­ной Каха­марка, далеко на севере. Два самых южных ком­плекса – Пики­льякта и Серро Бауль – были надежно защи­щены от Тиа­у­а­нако, гар­ни­зоны на севере насчи­ты­вали меньше войск».

От эко­но­ми­че­ских прин­ци­пов Века Вира­кочи в Уари не оста­лось и следа.

«Адми­ни­стра­торы Уари пре­об­ра­зо­вали систему эко­но­мики вер­ти­каль­ных архи­пела­гов, осно­ван­ную на вза­им­ном обмене между рав­ными еди­ни­цами, в сбор дохо­дов госу­дар­ством, – читаем мы в книге У. Сал­ли­вана. – Сущ­ность новой системы состо­яла в полу­че­нии не столько про­дук­тов, сколько труда, и мас­ки­ровке при­ну­ди­тель­ного труда в пользу госу­дар­ства со всеми внеш­ними атри­бу­тами тра­ди­ци­он­ного, вза­им­ного обмена трудом.

Уари нало­жило на своих под­дан­ных ряд повин­но­стей. Напри­мер, для созда­ния госу­дар­ствен­ного земель­ного фонда исполь­зо­вался бес­плат­ный труд насе­ле­ния в стро­и­тель­стве тер­рас для про­из­вод­ства маиса. В ряде слу­чаев целые деревни отстра­и­ва­лись заново на более низ­ких высо­тах, спе­ци­ально для того, чтобы при­нуж­дать мест­ных жите­лей отве­чать при­ви­ле­ги­ро­ван­ной в Уари модели экс­плу­а­та­ции ресур­сов. Уари также исполь­зо­вало тру­до­вую повин­ность в воз­ве­де­нии цен­тров по про­из­вод­ству пред­ме­тов рос­коши из метал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней, тек­стиля, рако­вин и керамики».

Рис. 18[i]. Долина Куско, Пикильякта

В самом Уари и в отда­лен­ных обла­стях стро­и­лись в основ­ном обне­сен­ные сте­нами города-бараки типа Пики­льякты (Pikillacta). Судя по фото­гра­фии (рис. 18 и 19), здесь уже не при­ме­ня­лись тех­ника и тех­но­ло­гии богов: стены стро­е­ний города сло­жены из битого камня.

Рис. 19[ii]. Руины Пикильякты

У. Сал­ли­ван пишет:

«Со сто­роны нельзя было понять, что про­ис­хо­дило внутри. Доступ был огра­ни­чен чрез­вы­чайно узкими воро­тами, кото­рые сами соеди­ня­лись с обне­сен­ными сте­ной доро­гами. Внутри чело­век ока­зы­вался в строго гео­мет­ри­че­ском лаби­ринте пере­се­че­ния узких «про­хо­дов», состав­ля­е­мых стен­ками бес­чис­лен­ных внут­рен­них пере­го­ро­док. Через опре­де­лен­ные про­ме­жутки такие про­ходы пере­кры­ва­лись более узкие воро­тами, еще более огра­ни­чи­вав­шими дви­же­ние внутри. <…>

Для архео­ло­гов наи­бо­лее уди­ви­тель­ным аспек­том этих адми­ни­стра­тив­ных цен­тров было то, что их бес­ко­неч­ные внут­рен­ние поме­ще­ния исполь­зо­ва­лись не как склады. До недав­него вре­мени было при­нято счи­тать, что такие поме­ще­ния были обя­за­тельно нежи­лыми и исполь­зо­ва­лись для хра­не­ния това­ров, под­ле­жа­щих пере­возке в дру­гие места. Это пред­по­ло­же­ние каза­лось есте­ствен­ным, поскольку нам известно, что позже инки содер­жали круп­ные склады про­до­воль­ствия по всей своей импе­рии. Целью таких инк­ских скла­дов было сле­дить за тем, чтобы ни одной обла­сти импе­рии, неза­ви­симо от ее уда­лен­но­сти, нико­гда не угро­жал голод. Инки, иными сло­вами, пони­мали свои вза­им­ные обязательства.

Но не это было целью сото­по­доб­ных поме­ще­ний, внут­рен­них ого­ро­жен­ных тер­ри­то­рий в Уари. Помимо жилья выс­шего адми­ни­стра­тив­ного класса, поме­ще­ния в горо­дах зани­мали люди трех сор­тов: воины, чер­но­ра­бо­чие, при­вле­чен­ные для стро­и­тель­ства самих горо­дов, и ремес­лен­ники. Эти города были соче­та­нием гар­ни­зо­нов, фаб­рик, стро­и­тель­ных про­ек­тов и спаль­ных бара­ков для при­вле­чен­ных к отбы­ва­нию тру­до­вой повин­но­сти. Кош­мар­ные внут­рен­ние узкие про­ходы гово­рят о нали­чии у адми­ни­стра­то­ров Уари стрем­ле­ния кон­тро­ли­ро­вать дви­же­ние и рас­по­ло­же­ние бук­вально каж­дого чер­но­ра­бо­чего, рекру­ти­ро­ван­ного для отработок.

Сооб­ще­ния… о том, что часто повто­ря­ю­щи­еся ком­наты сото­по­доб­ной формы, най­ден­ные в город­ских пла­нах Уари, исполь­зо­ва­лись не под склады, про­из­во­дит некий шок. Все­мир­ная исто­рия чело­ве­че­ства не знает более такой неве­ро­ятно стро­гой регла­мен­та­ции пла­ни­ро­ва­ния и стро­и­тель­ства. Если эти про­стран­ства пред­на­зна­ча­лись не под склады, а ско­рее для людей, тогда нам важно вос­ста­но­вить не только планы горо­дов, но также, насколько это воз­можно, усло­вия суще­ство­ва­ния людей. Чтобы выявить эти усло­вия в наи­бо­лее плотно заня­тых сек­то­рах, мы должны рас­смот­реть (1) оче­вид­ное отсут­ствие адек­ват­ной кана­ли­за­ции, (2) отсут­ствие внут­ри­го­род­ских садов, (3) отсут­ствие внут­ри­го­род­ского водо­снаб­же­ния, (4) отсут­ствие вся­кой види­мой ком­му­ни­ка­ции между «сотами», (5) строго кон­тро­ли­ру­е­мый доступ и (6) неиз­беж­ное содер­жа­ние чело­ве­че­ских выделений».

Уче­ные нашли в стро­е­ниях Уари «мало сви­де­тельств о круп­ных граж­дан­ских риту­а­лах». Здесь пол­но­стью отсут­ство­вали выре­зан­ные из камня изоб­ра­же­ния или фрески, что «вполне можно было бы истол­ко­вать как некую форму запрета». Отме­ча­ется также отно­си­тельно «низ­кое идео­ло­ги­че­ское содер­жа­ние» кера­мики Уари.

Рис. 20[iii]. Сосуд из захо­ро­не­ния Вла­сти­теля Уари в Эспириту-Пампе

Дей­стви­тельно, среди рос­писи кера­ми­че­ских сосу­дов много неза­мыс­ло­ва­тых и довольно при­ми­тив­ных ком­по­зи­ций, таких, как у сосуда на рис. 20.

Рис. 21[iv]. Экс­по­нат Реги­о­наль­ного музея Ики

Есть более слож­ные сюжеты с сим­во­ли­кой пумы. При­ме­ром может слу­жить сосуд, пока­зы­ва­ю­щий воен­ное боже­ство в позе Бога с жез­лами (Бога Врат Солнца) с рельеф­ной голо­вой ска­ля­ще­гося человека-пумы (может быть, в маске пумы) и голо­вами ска­ля­щихся живот­ных на унку (рис. 24 – 23). Но в руках он дер­жит не жезлы, а ору­жие – в пра­вой топор с двумя лез­ви­ями (почему-то лез­ви­ями вниз), а в левой – стрелу и лук.  По обе сто­роны от лица боже­ства нахо­дятся две ска­ля­щи­еся чело­ве­че­ские головы без тела. Их лица, как и лицо цен­траль­ного пер­со­нажа, имеют бое­вую рас­краску, созда­ю­щую ощу­ще­ние зве­ри­ных морд, и стран­ные носы в виде шарика с боль­шой круг­лой дыр­кой. Их головы вен­чают шлемы, по декору даже более пре­стиж­ные, чем у глав­ного героя. Кто это: боже­ства или побеж­ден­ные враги?

Рис. 22[v]

Рис. 23[vi]

В Реги­о­наль­ном музее Ики этот сосуд поме­щен в отдель­ную вит­рину вме­сте с ору­жием тех вре­мен и оха­рак­те­ри­зо­ван как «изоб­ра­же­ние воен­ного пер­со­нажа». На зад­ней сто­роне сосуда (рис. 23) видна фигура боже­ства побе­ре­жья, кото­рое вме­сте с пти­чьими лап­ками цен­траль­ного пер­со­нажа свя­зы­вает сосуд с цар­ствами этого региона.

Среди кера­ми­че­ских изде­лий Уари встре­ча­ются и весьма изыс­кан­ные вещи, насто­я­щие про­из­ве­де­ния искус­ства, такие, напри­мер, как, сосуд, пока­зан­ный на рис. 24.

Рис. 24[vii]. Сосуд с шаро­об­раз­ным туло­вом. Куль­тура Уари пери­ода 800 – 1300 гг. н.э. Музей доко­лум­бо­вого искус­ства, Куско

На этом сосуде в круге света нахо­дится кап­сула (по-другому ска­зать не могу) с Най­лам­пом в сти­ли­зо­ван­ном шлеме с мас­кой. (Правда «круг света» можно про­честь и как кры­лья.) Лицо маски имеет очень спо­кой­ное выра­же­ние, слез нет. У пер­со­нажа – пти­чьи лапки и на поясе две лисьи (?) головы. Здесь, конечно, ощу­ща­ется силь­ное вли­я­ние искус­ства Месо­аме­рики. Среди кера­мики Уари похо­жих сосу­дов я не видела.

Для того чтобы судить более опре­де­ленно о кера­мике Уари, а она очень раз­ная, разу­ме­ется, сле­дует про­ве­сти отдель­ное серьез­ное иссле­до­ва­ние. Но и сей­час уже можно ска­зать, что в захо­ро­не­ниях Уари ядра импе­рии (в рай­оне Аякучо), в том числе и в гроб­нице Вла­сти­теля Уари, кера­мика довольно при­ми­тив­ная. Те же кера­ми­че­ские изде­лия, кото­рые сде­ланы в коло­ниях импе­рии, имеют более изощ­рен­ные ком­по­зи­ции и выпол­нены намного искуснее.

По мне­нию У. Сал­ли­вана, низ­кое рели­ги­оз­ное напол­не­ние обще­ствен­ной жизни дер­жавы Уари при­во­дит к выводу о том, что победа Уари в Мок­е­гуа «спо­соб­ство­вала пере­ори­ен­та­ции обще­ства Уари на более мили­та­рист­ские и свет­ские формы прав­ле­ния». На мой взгляд, это может сви­де­тель­ство­вать о заклю­че­нии союза с раз­де­ле­нием функ­ций между дер­жа­вами. Тиа­у­а­нако при этом была остав­лена роль рели­ги­оз­ного цен­тра, а Уари – воен­ной машины.

По дан­ным У. Сал­ли­вана, к 850 г. сто­лица Уари была забро­шена, во мно­гих горо­дах амби­ци­оз­ные стро­и­тель­ные про­екты так нико­гда и не были завер­шены. Импе­рия Уари рас­па­лась на несколько вою­ю­щих пле­мен­ных сою­зов. При­мерно к 1000 г. город Тиа­у­а­нако также был остав­лен. У. Сал­ли­ван свя­зы­вает это с дли­тель­ной засу­хой, ока­зав­шей воз­дей­ствие на всю Сьерру, а также новым скач­ком в при­ро­сте насе­ле­ния. С паде­нием Уари и зака­том Тиа­у­а­нако в гор­ной мест­но­сти не стро­и­лись города вплоть до осно­ва­ния Куско. К концу этого пери­ода, назы­ва­е­мого Позд­ним про­ме­жу­точ­ным (1000 – 1476) наблю­да­ется «кар­тина мно­го­чис­лен­ных мел­ких пле­мен­ных групп, вовле­чен­ных в посто­ян­ную меж­до­усо­бицу и меняв­ших союз­ни­ков в зави­си­мо­сти от кон­крет­ного случая».

Рис. 25[viii]

Однако есть и дру­гая пери­о­ди­за­ция импе­рий Уари и Тиа­у­а­нако. Нужно ска­зать, что в это вопросе у уче­ных нет един­ства. Неко­то­рые из них дати­руют время суще­ство­ва­ния Уари 500 – 1000 гг. н.э.[ix], а дру­гие 600 – 1200 гг., при этом утвер­ждая, что с 700 по 1200 г. Уари было импе­рией[x]. У Тиа­у­а­нако, кото­рое исто­рики назы­вают госу­дар­ством Пукина, в 700 г. только начался период рас­цвета, или импер­ский период (700 – 900 гг. н.э.)[xi]. По неко­то­рым дан­ным, с 700 по 1200 г. вли­я­ние Уари и Тиа­у­а­нако было велико. Оно рас­про­стра­ня­лось на тер­ри­то­рии совре­мен­ных Боли­вии, Арген­тины, Перу и Чили. А их вза­и­мо­от­но­ше­ния были столь необычны и непо­нятны – в основ­ном они явля­лись мир­ными и ком­мер­че­скими, что неко­то­рые иссле­до­ва­тели гово­рят о воз­мож­ном объ­еди­не­нии в 700 г. н.э. Уари и Тиа­у­а­нако в одну огром­ную импе­рию (см. карту, рис. 25), кото­рая про­су­ще­ство­вала до 1200 г.[xii]. Выска­зы­ва­ются пред­по­ло­же­ния о том, что Уари, имев­шее мощ­ную воен­ную машину, высту­пало в каче­стве поко­ри­теля новых земель, а Тиа­у­а­нако как тео­кра­ти­че­ское госу­дар­ство обес­пе­чи­вало идео­ло­ги­че­скую поддержку.

*     * *

В резуль­тате про­ве­ден­ного мною иссле­до­ва­ния я полу­чила больше вопро­сов, чем отве­тов. Но, тем не менее, оно поз­во­лило под­твер­дить мою гипо­тезу о смена боже­ствен­ных дина­стий в конце эпохи Вира­кочи на зем­лях Древ­него Перу. При этом все ука­зы­вает на то, что новые боги при­шли с побережья.

К сча­стью, белые пятна доин­ской исто­рии Анд стали запол­нятся бла­го­даря новым, ино­гда сен­са­ци­он­ным откры­тиям архео­ло­гов, сде­лан­ным бук­вально в послед­ние годы. И несколько из них непо­сред­ственно каса­ются импе­рии Уари и инте­ре­су­ю­щей меня тематики.

Про­дол­же­ние: § 4. Боги побе­ре­жья и импе­рия Уари, или Дер­жава Уари в свете архео­ло­ги­че­ских откры­тий конца XX – начала XXI в.

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 7 | 8 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>