Инкская церемония


[1]

На Меж­ду­на­род­ном фести­вале вику­ньи в Пампа-Галерасе паго Пача­маме, я думаю, совер­ша­ется как насто­я­щая рели­ги­оз­ная цере­мо­ния. К сожа­ле­нию, ни сло­вес­ного опи­са­ния, ни видео-, ни фото­ма­те­ри­а­лов этого паго мне найти не уда­лось. Известно лишь, что паго Пача­маме про­во­дится на горе Ила­ката[2] – наи­бо­лее высо­кой горе запо­вед­ника, где име­ются остатки камен­ного соору­же­ния – наблю­да­тель­ного пункта инков. В Пампа-Галерасе Пача­маме при­но­сят в дар листья коки, водку, и про­сят ее, чтобы стадо вику­ньи было пло­до­ви­тым, а отлов успеш­ным[3]. Но, по мне­нию одного из ста­рей­ших жите­лей Лука­наса Эсте­бана Эспиро (Esteban Espiro), там про­ис­хо­дит паго Сеньору де Лаката (Señor de Lacata): «Солнце могу­чее в этой мест­но­сти, и, ощу­щая на себя жест­кость сол­неч­ных лучей, сидит на склоне горы Сеньор де Лаката, счи­та­ю­щийся хра­ни­те­лем Пампа-Галераса, так что все при­но­ше­ния дела­ются в его честь»[4].  Однако ско­рее всего, по логике вещей, на горе Ила­ката про­хо­дит пага­пус и Пача­маме, и апу этой горы.

Что каса­ется «инк­ских цере­мо­ний»,  то это  – теат­раль­ные постановки.

В Пампа-Галерасе осу­ществ­ля­ются две инк­ские цере­мо­нии. Пер­вая про­хо­дит на руи­нах Пула­пуко до чаку, вто­рая – в серко с вику­ньями после чаку. Обе воз­глав­ляет «Инка». Что пред­став­ляет собой цере­мо­ния на руи­нах Пула­пуко, мне также неиз­вестно. Таким обра­зом, я соста­вила пред­став­ле­ние лишь о цере­мо­нии в серко послед­них лет. В про­граммке фести­валя 2007 г. она обо­зна­чена как «Посла­ние Инки к Тау­ан­т­ин­суйу. Цере­мо­ния пло­до­ви­то­сти (casaracuy) вику­ньи»[5]. Под цере­мо­нией пло­до­ви­то­сти вику­ньи обычно пони­мают цере­мо­нию сва­дьбы вику­ний. Однако в 2007 и 2009 гг. для цере­мо­нии пло­до­ви­то­сти бра­лась всего одна вику­нья. Цере­мо­ния пло­до­ви­то­сти явля­ется, оче­видно, частью пага­пуса богам Лука­наса и Инти. Она стала про­во­диться с тре­тьего года боль­шого чаку[6] – с 1995 г. Тогда ей руко­во­дил пре­зи­дент Перу Аль­берто Фухи­мори в тра­ди­ци­он­ном кечу­ан­ском костюме – пончо и чульо (на фото слева[7]), кото­рый высту­пил на этом зна­ко­вом для страны Наци­о­наль­ном чаку вику­ний в неко­то­ром роде как Сапа Инка.

[8]

Были ли костю­ми­ро­ван­ные инк­ские цере­мо­нии на пер­вых двух наци­о­наль­ных чаку в запо­вед­нике Пампа-Галерас, мне неиз­вестно. Но в 1995 г. они про­во­ди­лись. Об этом сви­де­тель­ствуют фото­гра­фии, сде­лан­ные Май­ком Сафли. Несмотря на то, что Фухи­мори, при­ле­тев­ший на вер­то­лете в раз­гар дей­ства, взял на себя в какой-то мере роль Сапы Инки, был и актер, играв­ший импе­ра­тора. Его можно узнать по голов­ной повязке с тремя перьями, в кото­рой обычно изоб­ра­жают Инку.

[9]

На фото мы видим также подан­ных Тау­ан­т­ин­суйу, и коро­лев­ские носилки, и шествие от Пула­пуко к серко с пой­ман­ными викуньями.

Инк­ская цере­мо­ния 2000 г.[10]

Впо­след­ствии спе­ци­ально для цере­мо­нии в серко был соору­жен двух­мет­ро­вый камен­ный помост – жерт­вен­ник, на кото­ром про­ис­хо­дит основ­ное дей­ствие. На фото чаку 2000 г. вику­нья нахо­дится на верх­нем ярусе помо­ста. В послед­нее время мани­пу­ля­ции с вику­ньей совер­ша­ются на ниж­нем ярусе, а на верх­нем рас­по­ла­га­ются Инка и его супруга – койя.

Пой­ман­ные вику­ньи в серко вокруг жерт­вен­ника, на кото­ром про­во­дится инк­ская цере­мо­ния. Фести­валь 2009 г.[11]

Инк­ская цере­мо­ния в серко про­хо­дит при­мерно по сле­ду­ю­щему сценарию.

[12]

Чаку начи­на­ется рано утром при­мерно в 11 км от серко. Почти три часа спу­стя появ­ля­ются пер­вые вику­ньи[13]. И вот уже тысячи вику­ний вхо­дят в серко.

При­бы­тие Инки и его супруги, фести­валь 2009 г.[14]

Мор­ская рако­вина путуто15

Между тем вне­зап­ное гуде­ние низ­ких голо­сов путуто (pututo), или мор­ских рако­вин объ­яв­ляет о при­бли­же­нии Инки – сына Солнца.

Индейцы вно­сят в серко золо­тые (сим­вол солнца) носилки с импе­ра­то­ром и сереб­ря­ные (сим­вол луны) – с койей. В сопро­вож­де­нии жре­цов и койи Инка направ­ля­ется к жерт­вен­нику. Здесь он на кечу­ан­ском языке обра­ща­ется к народу Тау­ан­т­ин­суйу с посла­нием, кото­рое завер­шает тремя анд­скими мак­си­мами: «Ama Lluya, Ama Sua, Ama Quella» («Не лги, не воруй, не ленись»).

[16]Посла­ние Инки народу Тау­ан­т­ин­суйу (2008)

Вику­ньи во время цере­мо­нии 2009 г.[17]

Десятки людей, оде­тых в инк­ские туники, сме­шав­шись с пой­ман­ными вику­ньями, тан­цуют и поют. К путуто добав­ля­ются анд­ские флейты и барабаны.

Сва­дьба вику­ний фести­валя 2006 г. На фото справа:  кровь из уха вику­ньи соби­рают в керо[18]

Фести­валь 2007 г.19

Затем выби­ра­ются две моло­дые вику­ньи для цере­мо­нии сва­дьбы. Во время цере­мо­нии в их ушах дела­ется неболь­шой раз­рез. Кровь из раз­реза соби­ра­ется в риту­аль­ный сосуд – керо (kero) и сме­ши­ва­ется с вином. Инка ждет, когда жрец подаст ему керо, чтобы начать пага­пус. Полу­чив кровь и листья коки, он про­из­но­сит обеты вер­но­сти богам и обра­ща­ется к ним с прось­бой о покро­ви­тель­стве. При этом Инка воз­де­вает руки с керо к солнцу – Инти, пред­ла­гая ему кровь вику­ний, выпи­вает кровь и мажет ею свое лицо. Далее Инка дает раз­ре­ше­ние на начало риту­аль­ной стрижки. Моло­дых вику­ний отпус­кают. Шерсть состри­гают со взрос­лой вику­ньи. Жрец делает шар из только что сня­того руна и тор­же­ственно пере­дает Инке, кото­рый под­ни­мает шар над голо­вой, посвя­щая его богу Солнца. Пение на кечу­ан­ском языке, кото­рым сопро­вож­да­ется цере­мо­ния, зву­чит громче. Снова начи­нают гудеть путуто и воз­об­нов­ля­ются танцы.

Цере­мо­ния завер­ша­ется выступ­ле­ни­ями пред­ста­ви­те­лей вла­сти (2009)[20]

Конечно, под­лин­ную инк­скую цере­мо­нию вос­ста­но­вить невоз­можно. Ведь испан­ские заво­е­ва­тели сде­лали все, чтобы похо­ро­нить куль­туру и тра­ди­ции инков, сте­реть даже память о них. А бук­вен­ной пись­мен­но­сти у инков не было.

Инк­ская цере­мо­ния 2009 г. [21]

Начало: с. 1, 2,

Про­дол­же­ние: с. 4, 5


[1] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I0000onS0kB45Rgo/4

[2] http://www.agroayacucho.gob.pe/conacs_ayacucho.shtml?AA_SL_Session=c0adc6463b90e73e53
f72a831cc8e90f&scrl=1&scr_scr_Mv=1

[3] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[4] http://www.expreso.com.pe/edicion/index.php?option=com_content&task=view&id=106045&Itemid=81

[5] http://takillakta.org/rcpal/article/85/la-kon-tiki-2-ahora-bautizada-como-tangaroa-zarpo-desde-el-puerto-el-callao-como-los-antiguos-navegantes-in; http://wiki.sumaqperu.com/es/Chaccu_de_Vicu%C3%B1as

[6] Cox A.E. Politics of Conservation and Consumption: the Vicuña Trade in Peru (http://etd.fcla.edu/UF/UFE0001367/cox_a.pdf).

[7] http://www.alpacas.com/Gallery/PopUp.aspx?galleryID=8&photoIndex=39

[9] http://www.alpacas.com/Gallery/PopUp.aspx?galleryID=8&photoIndex=14

[10] Dourojeanni M. Regreso a Pampa Galeras (http://web.rumbosdelperu.com/regreso_pampagaleras.htm).

[11] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4196333385/

[12] http://latinoamerica.leisa.info/index.php?url=getblob.php&o_id=242239&a_id=211&a_seq=0

[13] http://spanish.news.cn/entrevista/2010–06/22/c_13361920_2.htm

[14] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4196279297/sizes/o/

[15] andes.aymaraperu.com.pe/product.php?id=PU-1016

[16] http://carloslopez.photoshelter.com/gallery-image/Peru-El-Chaccu/G0000_lOlb5x6l50/I0000onS0kB45Rgo/4

[17] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4196285045/sizes/o/

[18] Lisung L. Peasant communities, the first link of the commodity chain of vicuña fiber. Iowa State University, 2008 (sanrem.cals.vt.edu/1300/GCCV_4-11–08.doc -).

[19] http://takillakta.org/rcpal/article/85/la-kon-tiki-2-ahora-bautizada-como-tangaroa-zarpo-desde-el-puerto-el-callao-como-los-antiguos-navegantes-in

[20] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197051738/sizes/o/

[21] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197044362/sizes/o/; http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197051310/sizes/o/; http://www.terra.com.pe/turismo/gal27021/3/fotos-de-ritual-milenario.html; http://www.terra.com.pe/turismo/gal27021/3/fotos-de-ritual-milenario.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>