Ритуальная дубинка, продолжение
Дубинка и ее символика на расписных и скульптурных сосудах
Фото 1[i]. Прорисовка развертки росписи бутыли № ML001730 из Музея Ларко
Дубинка с коническим и биконическим навершием встречается на множестве росписей сосудов, посвященных ритуальным боям и жертвоприношениям пленных, в качестве символа ритуалов крови. Она изображается в руках у воинов, в составе стойки с оружием, а также как самостоятельный элемент композиции. При этом навершие иногда принимает вид головы человека (фото 1), реже лиса, который символически связан с миром мертвых (миром внизу).
Фото 2[ii]. Прорисовка развертки росписи бутыли, представляющей церемонию жертвоприношения и вручения керо с кровью. Код каталогизации: ML010850. Размеры: 26,4×13,4×14,8 см. Вес: 640 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Долина: Виру (Viru). Место: Уанкако (Huancaco). Музей Ларко, Лима, Перу[iii]
На одном из сосудов (фото 2 справа), который показывает церемонию жертвоприношения пленного воина и вручения керо с кровью, дубинка предстает в обличии человечка, который вовлечен в изображаемое событие. В руках он держит нечто, похожее на дискообразный нож, кромку которого трогает пальчиком, проверяя, хорошо ли она заточена. Рядом с человечком стоит Аяпаэк. Его фигуру окружает нечто вроде сияния, лучи которого нарисованы в виде маленьких дубинок с круглыми щитами. Именно он выступает здесь в роли жреца, вручающего керо Лучистому богу.
Фото 3. Бутыль стремя-горлышко с изображением воина-совы. Инвентарный № 64.228.2. Размеры: 26,35×14,61 см. Материал: керамика. География: Перу. Культура: Моче. Дата: V – VII вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]. Фото 4[v]. Прорисовка росписи бутыли
А у воина-совы, летящего в окружении уллючо, дубинки со щитами украшают налобную пластину головного убора (фото 3 и 4).
Фото 5[vi]. Сосуд с изображением антропоморфных дубинок. Код каталогизации: ML001818. Размеры: 26,8×136×20,8 см. Вес: 1329 г. Материал: керамика. Культура: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Место: Уака Царей (Huaca Reyes). Музей Ларко[vii]
Нередко дубинка бывает нарисована в образе антропоморфного божества, которое обладает руками, ногами и лицом человека. Роспись сосуда, данного на фото 5, изображает дубинку в виде бегущего воина в коническом шлеме, украшенном пластиной в форме туми, с круглыми орехерами, браслетами, чальчальчей. Он вооружен компьеметалкой с копьями и круглым щитом.
Фото 6[viii]. Захват и жертвоприношение пленника анимированными дубинками
Еще более показательна роспись сосуда, прорисовка которого представлена на фото 6. Здесь в первой сцене дубинка-воин берет в плен противника, а во второй – другая дубинка-воин, похоже, собирается отсечь тому голову с помощью туми.
Фото 7[ix]. Бутыль стремя-горлышко с изображением дубинки, которая использовалась в ритуальном бою, и сцен боя. Код каталогизации: ML001853. Размеры: 22,4×18,9×15,5 см. Вес: 638 г. Материал: керамика. Культура: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[x]
Дубинке посвящено большое количество керамических сосудов, увенчанных ее скульптурным изображением (фото 7).
Фото 8[xi]. Бутыль стремя-горлышко с изображением дубинки с головой кошачьего и элементов снаряжения воина. Код каталогизации: ML001837. Размеры: 23,3×20,8×16,4 см. Вес: 932 г. Материал: керамика. Культура: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[xii]
У некоторых скульптурных дубинок на выпуклой части навершия можно видеть лицо человека или кошачьего, лежащее горизонтально (фото 8). Встречаются скульптурные дубинки с головой человека или лиса (фото 9).
Фото 9. Бутыль стремя-горлышко. Инвентарный № 1983.546.4. Высота: 26,7 см. Материал: керамика. География: Перу. Культура: Моче. Дата: IV – V вв. Метрополитен-музей искусств[xiii]
На тулове сосудов, посвященных дубинке, обычно нарисованы одежда и оружие воина.
[i] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/sculptural-ceramic-ceremonial-vessel-that-represents-a-war-club-ml001853-supplemental/8wE2cT6KA1AZ_w?hl=es
[ii] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/ceramic-ceremonial-vessel-that-represents-a-scene-of-presentation-of-the-cup-to-the-main-gods-ml010850-supplemental/6QGPby7OwW0vHg?hl=es
[iv] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/308508?sortBy=Relevance&ft=Gift+of+Nathan+Cummings&offset=520&rpp=20&pos=537
[v] Sawyer, Alan R. Ancient Peruvian Ceramics: The Nathan Cummings Collection (1966) / The Metropolitan Museum of Art (http://www.metmuseum.org/art/metpublications/Ancient_Peruvian_Ceramics_The_Nathan_Cummings_Collection).
[vii] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=1818
[viii] Hocquenghem A.M. Iconografia Mochica / Universidad Católica del Perú. Fondo editorial, 1989 (http://www.academia.edu/2385037/Iconografia_Mochica).