Дубинка и ее символика на расписных и скульптурных сосудах

ВОИН МОЧЕ

Риту­аль­ная дубинка, про­дол­же­ние

image001

Дубинка и ее сим­во­лика на рас­пис­ных и скульп­тур­ных сосудах

image039Фото 1[i]. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи бутыли № ML001730 из Музея Ларко

Дубинка с кони­че­ским и бико­ни­че­ским навер­шием встре­ча­ется на мно­же­стве рос­пи­сей сосу­дов, посвя­щен­ных риту­аль­ным боям и жерт­во­при­но­ше­ниям плен­ных, в каче­стве сим­вола риту­а­лов крови. Она изоб­ра­жа­ется в руках у вои­нов, в составе стойки с ору­жием, а также как само­сто­я­тель­ный эле­мент ком­по­зи­ции. При этом навер­шие ино­гда при­ни­мает вид головы чело­века (фото 1), реже лиса, кото­рый сим­во­ли­че­ски свя­зан с миром мерт­вых (миром внизу).

image041Фото 2[ii]. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи бутыли, пред­став­ля­ю­щей цере­мо­нию жерт­во­при­но­ше­ния и вру­че­ния керо с кро­вью. Код ката­ло­ги­за­ции: ML010850. Раз­меры: 26,4×13,4×14,8 см. Вес: 640 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Виру (Viru). Место: Уан­како (Huancaco). Музей Ларко, Лима, Перу[iii]

На одном из сосу­дов (фото 2 справа), кото­рый пока­зы­вает цере­мо­нию жерт­во­при­но­ше­ния плен­ного воина и вру­че­ния керо с кро­вью, дубинка пред­стает в обли­чии чело­вечка, кото­рый вовле­чен в изоб­ра­жа­е­мое собы­тие. В руках он дер­жит нечто, похо­жее на дис­ко­об­раз­ный нож, кромку кото­рого тро­гает паль­чи­ком, про­ве­ряя, хорошо ли она зато­чена. Рядом с чело­веч­ком стоит Аяпаэк. Его фигуру окру­жает нечто вроде сия­ния, лучи кото­рого нари­со­ваны в виде малень­ких дуби­нок с круг­лыми щитами. Именно он высту­пает здесь в роли жреца, вру­ча­ю­щего керо Лучи­стому богу.

image043 image045Фото 3. Бутыль стремя-горлышко с изоб­ра­же­нием воина-совы. Инвен­тар­ный № 64.228.2. Раз­меры: 26,35×14,61 см. Мате­риал: кера­мика. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: V – VII вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]. Фото 4[v]. Про­ри­совка рос­писи бутыли

А у воина-совы, летя­щего в окру­же­нии уллючо, дубинки со щитами укра­шают налоб­ную пла­стину голов­ного убора (фото 3 и 4).

image047Фото 5[vi]. Сосуд с изоб­ра­же­нием антро­по­морф­ных дуби­нок. Код ката­ло­ги­за­ции: ML001818. Раз­меры: 26,8×136×20,8 см. Вес: 1329 г. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Место: Уака Царей (Huaca Reyes). Музей Ларко[vii]

Нередко дубинка бывает нари­со­вана в образе антро­по­морф­ного боже­ства, кото­рое обла­дает руками, ногами и лицом чело­века. Рос­пись сосуда, дан­ного на фото 5, изоб­ра­жает дубинку в виде бегу­щего воина в кони­че­ском шлеме, укра­шен­ном пла­сти­ной в форме туми, с круг­лыми оре­хе­рами, брас­ле­тами, чаль­чаль­чей. Он воору­жен ком­пье­ме­тал­кой с копьями и круг­лым щитом.

image011Фото 6[viii]. Захват и жерт­во­при­но­ше­ние плен­ника ани­ми­ро­ван­ными дубинками

Еще более пока­за­тельна рос­пись сосуда, про­ри­совка кото­рого пред­став­лена на фото 6. Здесь в пер­вой сцене дубинка-воин берет в плен про­тив­ника, а во вто­рой – дру­гая дубинка-воин, похоже, соби­ра­ется отсечь тому голову с помо­щью туми.

image049Фото 7[ix]. Бутыль стремя-горлышко с изоб­ра­же­нием дубинки, кото­рая исполь­зо­ва­лась в риту­аль­ном бою, и сцен боя. Код ката­ло­ги­за­ции: ML001853. Раз­меры: 22,4×18,9×15,5 см. Вес: 638 г. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко[x]

Дубинке посвя­щено боль­шое коли­че­ство кера­ми­че­ских сосу­дов, увен­чан­ных ее скульп­тур­ным изоб­ра­же­нием (фото 7).

image051Фото 8[xi]. Бутыль стремя-горлышко с изоб­ра­же­нием дубинки с голо­вой коша­чьего и эле­мен­тов сна­ря­же­ния воина. Код ката­ло­ги­за­ции: ML001837. Раз­меры: 23,3×20,8×16,4 см. Вес: 932 г. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко[xii]

У неко­то­рых скульп­тур­ных дуби­нок на выпук­лой части навер­шия можно видеть лицо чело­века или коша­чьего, лежа­щее гори­зон­тально (фото 8). Встре­ча­ются скульп­тур­ные дубинки с голо­вой чело­века или лиса (фото 9).

image053Фото 9. Бутыль стремя-горлышко. Инвен­тар­ный № 1983.546.4. Высота: 26,7 см. Мате­риал: кера­мика. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: IV – V вв. Метрополитен-музей искусств[xiii]

На тулове сосу­дов, посвя­щен­ных дубинке, обычно нари­со­ваны одежда и ору­жие воина.

image062               image064



[v] Sawyer, Alan R. Ancient Peruvian Ceramics: The Nathan Cummings Collection (1966) / The Metropolitan Museum of Art (http://www.metmuseum.org/art/metpublications/Ancient_Peruvian_Ceramics_The_Nathan_Cummings_Collection).

[vii] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=1818

[viii] Hocquenghem A.M. Iconografia Mochica / Universidad Católica del Perú. Fondo editorial, 1989 (http://www.academia.edu/2385037/Iconografia_Mochica).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>