5. Церемония вручения в иконографии Моче

ВОИН МОЧЕ

Риту­аль­ная дубинка, про­дол­же­ние

5. Цере­мо­ния вру­че­ния в ико­но­гра­фии Моче

image034Фото 1. Цере­мо­ния вру­че­ния. Фраг­мент про­ри­совки рос­писи бутыли № ML010847

На рос­пи­сях сосу­дов, посвя­щен­ных риту­аль­ным боям и взя­тию плен­ных, худож­ники Моче, как пра­вило, изоб­ра­жают воинов-людей. В то же время дей­ству­ю­щих лиц после­ду­ю­щих риту­а­лов в рам­ках цере­мо­нии вру­че­ния они пока­зы­вают как божеств. Только в роли плен­ни­ков на рос­пи­сях высту­пают люди, а в роли жрецов-жертвоприносителей в мире сей­час и жре­цов выс­шего ранга в мире богов – муж­ские и жен­ские боже­ства, часто с чер­тами живот­ных и птиц. И вру­чают они керо с кро­вью также божествам.

image027Фото 2[1]. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи бутыли № ML010847 (фото 3)

Наи­бо­лее полно вся цере­мо­ния пока­зана на прак­ти­че­ски оди­на­ко­вых рос­пи­сях двух буты­лей стремя-горлышко, хра­ня­щихся в Музее Ларко (фото 1 – 4) и в Музее этно­ло­гии Мюн­хена (фото 5).

image038На ниж­ней поло­вине тулова этих буты­лей изоб­ра­жены сцены жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных вои­нов в мире сей­час и цар­ские носилки с тро­ном, на сту­пеньке кото­рого сидит живот­ное из семей­ства коша­чьих. (Носилки с коша­чьим хорошо видны на снимке бутыли – фото 3). Коша­чье пред­став­ляет собой ани­ми­ро­ван­ный сосуд соот­вет­ству­ю­щей формы, при­мер кото­рого дан на фото слева. В него нальют жерт­вен­ную кровь. А затем носилки с сосу­дом доста­вят в мир богов[2], отде­лен­ный от мира сей­час дву­гла­вой амару–дра­ко­ном. В своих ког­ти­стых лапах она дер­жит сердца при­не­сен­ных в жертву вои­нов[3], соби­ра­ясь их пожрать.

image029Фото 3[4]. Рас­пис­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая сцену цере­мо­нии жерт­во­при­но­ше­ния и вру­че­ния керо с кро­вью побеж­ден­ных вои­нов глав­ным богам Моче. Код ката­ло­ги­за­ции: ML010847. Раз­меры: 28,7×15,4×15,4 см. Вес: 754 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Чикама (Chicama). Место: Факала (Facalá). Музей Ларко[5]

В верх­ней части тулова бутыли нари­со­вана цере­мо­ния вру­че­ния. По мне­нию спе­ци­а­ли­стов Музея Ларко, в ходе цере­мо­нии воин-птица, сопро­вож­да­е­мый Боги­ней Луны и Сови­ным богом (по моей вер­сии – Аяпа­эком в обли­чии Сови­ного бога), вру­чает керо с кро­вью Лучи­стому богу (исп. Dios Radiante)[6]. Свое услов­ное имя бог полу­чил бла­го­даря окру­жа­ю­щему его «сия­нию» из длин­ных ост­ро­ко­неч­ных эле­мен­тов, кото­рые ино­гда при­ни­мают форму амару с голо­вой дра­кона. Обычно Лучи­стый бог изоб­ра­жа­ется оде­тый как воин (в кони­че­ском шлеме с наза­тыль­ни­ком и туми­об­раз­ным навер­шием, в тунике с метал­ли­че­скими бляш­ками и при чаль­чальче). Этим он отли­ча­ется от дру­гих богов пан­теона Моче. Перу­ан­ские уче­ные на основе сход­ства обли­ков свя­зы­вают с Лучи­стым богом Вла­сти­теля Сипана.

image042Фото 4[7]. Лучи­стый бог, воин-птица и собака между ними. Фраг­мент рос­писи сосуда из Музея Ларко

Суще­ствуют и дру­гие трак­товки этой сцены и ее пер­со­на­жей. Согласно одной из них, Лучи­стый бог вру­чает керо с кро­вью воину-птице, кото­рый дол­жен доста­вить его Солнцу. Видимо, такое про­чте­ние осно­вано на рос­писи сосуда из Музея этно­ло­гии Мюн­хена, где поза Лучи­стого бога немного изме­нена. На рос­писи сосуда из Музея Ларко (фото 1, 3 и 4) он дер­жит керо, стоя прямо и на неко­то­ром отда­ле­нии от воина-птицы. А на рос­писи сосуда из Музея этно­ло­гии Лучи­стый бог дер­жит керо, скло­нив­шись к воину-птице, кото­рый каса­ется керо рукой (фото 5), что, впро­чем, все равно не дает одно­знач­ного тол­ко­ва­ния этой сцены. Однако при этом стоит учесть, что у ацте­ков воин-орел являлся вопло­ще­нием вос­хо­дя­щего Солнца, а также Бога войны и Солнца Уицилопочтли.

image042Фото 5[8]. Фраг­мент про­ри­совки раз­вертки рос­писи бутыли из Музея этно­ло­гии, Мюн­хен, Гер­ма­ния. Опуб­ли­ко­вана в кн.: Donnan C. Moche Art of Peru / University of California, Museum of Culture History. Los Angeles, 1978

На рос­пи­сях, посвя­щен­ных цере­мо­нии вру­че­ния керо с кро­вью, как пра­вило, при­сут­ствует обыч­ная собака (кабель), зна­че­ние кото­рой в системе сим­во­лов Моче неясно. Однако вполне воз­можно, что оно сов­па­дает с сим­во­ли­кой этого живот­ного у куль­тур Месо­аме­рики. Там собака счи­та­ется спут­ни­ком умер­шего, кото­рый сопро­вож­дает его в Под­зем­ный мир – цар­ство мертвых.

Таким обра­зом, можно пред­по­ло­жить, что Лучи­стый бог явля­ется вопло­ще­нием ноч­ного Солнца, кото­рое после заката и до рас­света пре­бы­вает в Под­зем­ном мире, согласно месо­аме­ри­кан­ской тер­ми­но­ло­гии, или в мире внизу, согласно трак­товке, при­ня­той в Анд­ском мире. Бла­го­даря крови при­не­сен­ных в жертву вои­нов, ноч­ное Солнце обре­тает силы и снова вос­хо­дит на небо в рас­свет­ный час, чтобы про­дол­жить свое движение.

На про­ри­сов­ках рос­пи­сей обеих буты­лей фигура воина-птицы (воина-орла) имеет мень­шие раз­меры, нежели фигура Лучи­стого бога. Это дает осно­ва­ние счи­тать воина-птицу менее ста­тус­ным пер­со­на­жем, нежели Лучи­стый бог, и вос­при­ни­мать его только как послан­ника. Между тем на снимке сосуда (фото 4) хорошо видно, что обе фигуры имеют оди­на­ко­вый рост. Правда, фигура воина-птицы выгля­дит несколько суб­тильно по срав­не­нию с мас­сив­ной фигу­рой Лучи­стого бога, что ско­рее гово­рит не о раз­ли­чии в ста­тусе, а о раз­ном воз­расте пер­со­на­жей. Соот­вет­ственно воин-орел – это вос­хо­дя­щее Солнце и моло­дой бог, а Лучи­стый бог – это ноч­ное Солнце и бог в зре­лом воз­расте. Вме­сте с керо, напол­нен­ным кро­вью вои­нов, ноч­ное Солнце в ипо­стаси Лучи­стого бога пере­дает эста­фету утрен­нему Солнцу в ипо­стаси воина-орла, воз­рож­дая самого себя. На рос­писи дру­гого сосуда (фото 6) жрица вру­чает керо с кро­вью и вовсе сог­бен­ному ста­рику, в образе кото­рого здесь высту­пает, по-видимому, Аяпаэк.

image067Фото 6[9]. Жерт­во­при­но­ше­ние плен­ника и вру­че­ние керо с жерт­вен­ной кро­вью Аяпа­эку(?). Про­ри­совка раз­вертки рос­писи сосуда

Пере­ходя непо­сред­ственно к теме риту­аль­ной дубинки, стоит отме­тить, что стремя-горлышко обеих опи­сы­ва­е­мых буты­лей укра­шено изоб­ра­же­ни­ями стоек с ору­жием, в цен­тре кото­рых нахо­дится дубинка (см. фото 2 и 3). На трех из них дубинка пока­зана с чело­ве­че­ским лицом.

 

image062               image064



[1] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/ceramic-ceremonial-vessel-that-represents-a-scene-of-sacrifice-of-captive-warriors-and-presentation-of-the-cup-to-the-main-gods-ml010847-supplemental/NwEXD4l1Olp28A?hl=es

[8] http://rla.unc.edu/teaching/mocheicon/pages/prestheme.html#list

[9] Hocquenghem A.M. Iconografia Mochica / Universidad Católica del Perú. Fondo editorial, 1989 (http://www.academia.edu/2385037/Iconografia_Mochica).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>