Археологические дубинки из гробниц Уаки Рахады

ВОИН МОЧЕ

Риту­аль­ная дубинка, про­дол­же­ние

image001

Архео­ло­ги­че­ские дубинки из гроб­ниц Уаки Рахады

image001Фото 1[i]. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая коле­но­пре­кло­нен­ного воина с дере­вян­ной дубин­кой. Куль­тура: Моче. Место находки: Уака Луны. Музей уак Моче, про­вин­ция Тру­хи­льо, регион Ла-Либертад, Перу

Риту­аль­ную дубинку выре­зали из куска дре­ве­сины, а затем поли­ро­вали. Ее могли снаб­жать ост­рым мед­ным нако­неч­ни­ком или пол­но­стью лами­ни­ро­вать медью. Дубинку делали нередко почти в рост чело­века, и тогда она более похо­дила на цере­мо­ни­аль­ный посох. (Замечу, что в эпоху Сипана муж­чины, по нашим мер­кам, были низ­ко­рос­лыми. Их рост коле­бался в пре­де­лах 1,59 – 16,5 м.) Суще­ство­вал также корот­кий вари­ант дубинки, кото­рый состав­лял пару длин­ной дубинке.

image007Фото 2[ii]. Пара дуби­нок для риту­аль­ного боя с бико­ни­че­ской голо­вой. Коды ката­ло­ги­за­ции: ML400027 и ML400028. Раз­меры: 1) высота 114 см, ширина 13 см. Вес: 1087 г.; 2) высота 65 см, ширина 11,5 см. Вес: 456 г. Мате­риал: дерево лукумы (lúcumo). Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Моче. Место: Уака Солнца. Музей Ларко, Лима, Перу[iii]

На фото 2 пока­зана такая пара дере­вян­ных дуби­нок, кото­рая была най­дена в Уаке Солнца (Долина Моче).

image005Фото 3. Худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Уаки Рахады пери­ода рас­цвета. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу[iv]

Наи­бо­лее пол­ное пред­став­ле­ние об архео­ло­ги­че­ских дубин­ках и их изоб­ра­же­ниях на куль­то­вых пред­ме­тах дают бога­тые находки, сде­лан­ные уче­ными в мав­зо­лее цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса, нося­щего назва­ние Уаки Рахады. На рекон­струк­ци­он­ном рисунке (фото 3) пира­мида мав­зо­лея нахо­дится слева. Она дати­ру­ется I/IIIV вв. н.э.

image007Фото 3а[iva]. Уака Рахада. Сни­мок 2005 г.

Уака Рахада рас­по­ла­га­ется в рай­оне Санья (Zaña) про­вин­ции Чиклайо (Chiclayo) депар­та­мента Лам­бай­еке (Lambayeque). Рядом с ней нахо­ди­лась деревня Сипан (Sipán), кото­рая и дала назва­ние архео­ло­ги­че­скому сайту, кото­рый впо­след­ствии стал запо­вед­ни­ком. Мав­зо­лей по боль­шей части ока­зался не тро­ну­тым уакеро, что поз­во­ляет изу­чить обна­ру­жен­ные в нем дубинки в ком­плексе с содер­жи­мым гроб­ниц, раз­ме­щен­ных на девяти уров­нях (фото 4). А это предо­став­ляет воз­мож­ность про­сле­дить исто­рию дубинки на про­тя­же­нии двух-трех сотен лет.

image003Фото 4[v]. Уровни мав­зо­лея Уаки Рахады (Huaca Rajada) и обна­ру­жен­ные на них гробницы

Рас­копки мав­зо­лея уаки перу­ан­ские архео­логи Валь­тер Альва (Walter Alva, род. в 1951 г.) и его супруга Сусана Мене­сес (Susana Meneses, 1943 – 2002 гг.) начали в 1987 г., и почти сразу им посчаст­ли­ви­лось открыть две его наи­бо­лее зна­чи­мые гроб­ницы – Вла­сти­теля Сипана, или моло­дого пра­ви­теля (1987), и Ста­рого вла­сти­теля Сипана, или ста­рого пра­ви­теля (1989). Согласно радио­угле­род­ному ана­лизу останки моло­дого пра­ви­теля дати­ру­ется 275 г.[va], по дру­гим дан­ным – 290 г.[vb]. О радио­угле­род­ном ана­лизе остан­ков ста­рого пра­ви­теля и дру­гих пер­сон, погре­бен­ных в мав­зо­лее Уаки Рахады, све­де­ния отсут­ствуют. Валь­тер Альва пред­по­ло­жил, что моло­дой пра­ви­тель был потом­ком ста­рого пра­ви­теля в чет­вер­том или пятом поко­ле­нии. К такому выводу он при­шел «на основе наблю­да­ю­ще­гося сход­ства в типе и стиле сопут­ство­вав­ших лич­ных укра­ше­ний»[vc].

В 2007 г. рас­копки были про­дол­жены под руко­вод­ством перу­ан­ского архео­лога, дирек­тора Музея архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана Луиса Черо Суриты (Luis Chero Zurita). Он открыл еще три гроб­ницы пра­ви­те­лей, но мень­шего масштаба.

Рас­смот­рим гроб­ницы в соот­вет­ствии с их воз­рас­том, начи­ная с девя­того уровня.

.

Гроб­ница Моло­дого нобля[vi]

Наи­бо­лее ран­нее из захо­ро­не­ний, кото­рому при­своен № 15 (Т15), было открыто Луи­сом Черо Сури­той в авгу­сте 2009 г. Оно нахо­дится на послед­нем, девя­том уровне мав­зо­лея уаки. Гроб­ница отно­сится к ран­нему пери­оду куль­туры Моче и началу окку­па­ции Сипана, т.е. к I или II в. н.э. и счи­та­ется осно­во­по­ла­га­ю­щей. Она условно назы­ва­ется гроб­ни­цей Знат­ного воина, или Моло­дого нобля, поскольку похо­ро­нен­ный в ней чело­век (рост 1,65 см) был самым юным пред­ста­ви­те­лем дина­стии. Его воз­раст оце­ни­ва­ется в 21 год. По мне­нию уче­ных, Моло­дой нобль являлся родо­на­чаль­ни­ком дина­стии. При нем были най­дены инсиг­нии, харак­те­ри­зу­ю­щие его как вла­сти­теля и жреца.

image005Фото 5[vii]. Полу­лун­ное фрон­таль­ное укра­ше­ние головы Моло­дого нобля. Мате­ри­алы: позо­ло­чен­ная медь, рако­вина. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана, район Санья, про­вин­ция Чиклайо, депар­та­мент Ламбайеке

image049Голов­ной убор нобля вклю­чает в себя фрон­таль­ную пла­стину полу­лун­ной формы, сде­лан­ную из позо­ло­чен­ной меди (фото 5). Ее орна­мен­таль­ная ком­по­зи­ция объ­еди­нила две основ­ные эмблемы дина­стии, кото­рые сим­во­ли­зи­руют полет – туми­об­раз­ную фигуру и изоб­ра­же­ние совы с рас­про­стер­тыми кры­льями, поме­щен­ное в цен­тре пла­стины. Изоб­ра­же­ние птицы как уни­вер­саль­ного обо­зна­че­ния спо­соб­но­сти боже­ства летать пояс­няло знак туми, кото­рый не был широко изве­стен. Сова – хищ­ная ноч­ная птица, обла­да­ю­щая ост­рым зре­нием и тон­ким слу­хом, к тому же свя­зы­вала пред­став­ля­е­мое ею боже­ство с миром ночи, миром внизу. Тема совы была под­дер­жана двумя ее скульп­тур­ными изоб­ра­же­ни­ями (фото 5а), кото­рые сопро­вож­дали Моло­дого нобля. Они ясно гово­рят о том, что своим дина­сти­че­ским живот­ным пра­ви­тели выбрали сову, кото­рая отно­сится к виду, назы­ва­е­мому на испан­ском языке búho. От дру­гих видов эти совы отли­ча­ются оран­же­вой радуж­кой глаз и тор­ча­щими перьями на голове, кото­рые вос­при­ни­ма­ются как сто­я­щие уши живот­ных из семей­ства коша­чьих или соба­чьих. Воз­можно, мочикцы дей­стви­тельно видели некую связь между совой и ягу­а­ром, о чем сви­де­тель­ствует пят­ни­стая оран­же­вая рас­краска кера­ми­че­ских сов.

image015Фото 5а[viia]. Скульп­тур­ные сосуды стремя-горлышко с изоб­ра­же­нием совы. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Сни­мок 2013 г.

Кроме того, в фардо Моло­дого нобля были обна­ру­жен круг­лые оре­херы, деко­ри­ро­ван­ные малень­кими круг­лыми под­вес­ками; две пря­мо­уголь­ные нари­геры, а также ком­плект из пек­то­рали и руч­ных брас­ле­тов. Мате­ри­а­лом для ком­плекта послу­жили бусины цилин­дри­че­ской формы, выто­чен­ные из рако­вин спондилуса.

image009Фото 6[viii]. Пара круг­лых оре­хер, две квад­рат­ные нари­геры и пек­то­раль из рако­вин. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Сни­мок 2015 г.

image007Гроб­ница также содер­жала пред­меты, гово­ря­щие о том, что Моло­дой нобль был вои­ном. Это: круг­лые пояс­ные сона­херы, круг­лый щит, покры­тый неболь­шими пря­мо­уголь­ными пла­сти­нами из позо­ло­чен­ной меди, и ост­рый метал­ли­че­ский нако­неч­ник, кото­рый мог при­над­ле­жать как дубинке, так и копью. Однако, судя по рекон­струк­ци­он­ному рисунку[ix] Моло­дого нобля, выстав­лен­ному в Музее архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана, уче­ные скло­ни­лись к тому, что нако­неч­ник был частью длин­ной дубинки. Это сви­де­тель­ствует о том, что риту­аль­ная дубинка сопро­вож­дала на землю пред­ков чле­нов дина­стии пра­ви­те­лей Сипана с момента ее осно­ва­ния – с I или II в. н.э., т.е. прак­ти­че­ски с начала суще­ство­ва­ния циви­ли­за­ции Моче.

По сло­вам Луиса Черо Суриты, важ­ными эле­мен­тами погре­баль­ного фардо Моло­дого нобля «явля­ются голова и лапы коша­чьего или соба­чьего, кото­рые, веро­ятно, были при­креп­лены к чему-то вроде накидки, обра­зу­ю­щей защиту спины»[x]. А зна­чит, защит­ник спины, как и риту­аль­ная дубинка, был частью сна­ря­же­ния знат­ного воина уже на ран­нем этапе раз­ви­тия куль­туры Моче.

 .

Гроб­ница ста­рого правителя

В бога­тей­шей гроб­нице ста­рого пра­ви­теля (уровень-6, Т3) по неиз­вест­ным при­чи­нам были най­дены только наме­ренно сло­ман­ные дубинки. Вот, что пишет об этом Валь­тер Альва: «Набор ору­жия (копья, дубинки и щиты) и метал­ли­че­ские воин­ские эмблемы, риту­ально погну­тые и раз­дроб­лен­ные, лежали у ног как сим­во­ли­че­ская дань, кото­рая сви­де­тель­ство­вала о воин­ском ранге пер­со­нажа, также под­твер­жден­ном связ­кой длин­ных метал­ли­че­ских копий, раз­ме­щен­ных на пра­вой сто­роне погре­баль­ного фардо»[xi]. Помимо копий, фардо содер­жало две копье­ме­талки из позо­ло­чен­ной меди с осно­вой из дерева.

image056Фото 7[xii]. Рекон­струк­ция обла­че­ния Ста­рого вла­сти­теля Сипана. Залы Ста­рого вла­сти­теля Сипана. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Поз­волю себе не согла­ситься с мне­нием перу­ан­ского архео­лога о том, что погну­тое и раз­би­тое ору­жие и, в част­но­сти, сло­ман­ные дубинки, могут сви­де­тель­ство­вать «о воин­ском ранге пер­со­нажа». Изу­че­ние фардо пер­сон, погре­бен­ных в мав­зо­лее Уаки Рахады, при­во­дит к про­ти­во­по­лож­ному выводу. Для обо­зна­че­ния воин­ского ста­туса каж­дый из погре­бен­ных сопро­вож­дался в его путе­ше­ствии на землю пред­ков дубин­кой, кото­рая слу­жила в неко­то­рых слу­чаях также цере­мо­ни­аль­ным жез­лом или посо­хом – сим­во­лом вла­сти и сви­де­тель­ством при­над­леж­но­сти к клану обо­жеств­лен­ного родо­на­чаль­ника. Поэтому вопрос, почему в ноги ста­рому пра­ви­телю поло­жили остатки уни­что­жен­ных воин­ских эмблем и ору­жия, оста­ется откры­тым для обсуж­де­ния. Ведь такой шаг мог быть рас­це­нен на земле пред­ков как раз­рыв род­ствен­ных свя­зей, выход из клана и обра­ще­ние к дру­гому божеству.

image017Фото 8. Копье­ме­талка из фардо Ста­рого вла­сти­теля Сипана (Alva 2007: fig. 273)[xiii]

Копье­ме­талки с копьями, кото­рые содер­жало фардо ста­рого пра­ви­теля, также имели ста­тус свя­щен­ных пред­ме­тов. Они обычно исполь­зо­ва­лись для риту­аль­ной охоты на оленя и в бою не применялись.

image021Фото 8a. Круп­ный план фигуры боже­ства на нари­гере ста­рого пра­ви­теля. Высота фигуры: 11,9 см. Мате­ри­алы: золото, серебро, бирюза. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана[xiiia]

Между тем обо­жеств­лен­ный родо­на­чаль­ник дина­стии на нари­гере ста­рого пра­ви­теля (фото 8a) пока­зан в образе Сови­ного бога, кото­рый здесь пред­стает в облике воина и воору­жен не копье­ме­тал­кой, а дубин­кой и щитом.

image023Фото 8b[xiiib]. Фигурка воина из фардо ста­рого пра­ви­теля, засня­тая в раскопе

В число дра­го­цен­ных пред­ме­тов, сопро­вож­дав­ших ста­рого пра­ви­теля, вхо­дила также фигурка воина (фото 8b). Он носит рубашку, покры­тую метал­ли­че­скими под­вес­ками, тапар­рабо и пояс, а также круг­лый шлем с навер­шием из двух лест­нич­ных эле­мен­тов с туми­об­раз­ной пла­сти­ной в цен­тре. Шлем допол­няет бар­би­кехо. Воин дер­жит дубинку обе­ими руками перед собой. А на его левую руку надет круг­лый щит.

Погре­баль­ное фардо ста­рого пра­ви­теля вклю­чало в себя две боль­шие чаль­чальчи (одну из золота, а дру­гую из серебра), укра­шен­ные сона­хе­рами с изоб­ра­же­нием Дека­пи­та­дора, к кото­рым при­ла­га­лись ком­плекты из 10 сереб­ря­ных и 10 золо­тых пояс­ных сона­хер. Пра­ви­теля сопро­вож­дало также два десятка неболь­ших чаль­чальч (10 из позо­ло­чен­ной меди и 10 из серебра), деко­ри­ро­ван­ных сона­хе­рами с фигу­рами игуан.

 .

Гроб­ница Воина с путуто[xiv]

image013Фото 9[xv]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок гроб­ницы № 16 Воина с путуто. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана

В элит­ной гроб­нице № 16 (Т16), кото­рая была открыта на уровне-4 в 2010 г., на дне трост­ни­ко­вого гроба было най­дено четыре дубинки из меди, основу кото­рых состав­ляло дерево. Из них было сде­лано нечто вроде кро­вати, на кото­рой нахо­ди­лось фардо глав­ной пер­соны этого захо­ро­не­ния – знат­ного воина, погре­бен­ного в сопро­вож­де­нии двух жен­щин, мла­денца и ламы. Такая «кро­вать» встре­ча­ется в немно­гих захоронениях.

image011 image012Фото 10[xvi]. Оре­херы в разо­бран­ном виде: круг­лые фрон­таль­ные эле­менты (отре­ста­ври­ро­ваны) и цилин­дры, встав­ляв­ши­еся в ухо. Фото 11. Пек­то­раль. Мате­риал: медь. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана[xvii]

На основе сход­ства укра­ше­ний уче­ные пред­по­ла­гают, что чело­век, похо­ро­нен­ный в гроб­нице № 16, был пря­мым потом­ком ста­рого пра­ви­теля Сипана. Напри­мер, в его гроб­нице были най­дены круг­лые оре­херы, укра­шен­ные круг­лыми под­вес­ками (фото 10), такие же, как у ста­рого пра­ви­теля, и похо­жая пек­то­раль, но выпол­нен­ная не из рако­вин, а из меди (фото 11).

image025 image027Фото 12[xviii] и 13[xix]. Остатки метал­ли­че­ских пла­стин с изоб­ра­же­нием вои­нов. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана. Сни­мок 2012 г.

image018Воин жил в III в. и был погре­бен в воз­расте 40 лет. В его фардо были обна­ру­жены пла­стины из меди и посе­реб­рен­ной меди (фото 12 и 13), кото­рые были при­креп­лены к тка­ной основе. Они состав­ляли изоб­ра­же­ние двух вои­нов с дубин­ками, сто­я­щих лицом друг к другу и дер­жа­щих круг­лый щит (на рисунке слева). Мне­ния уче­ных о назна­че­нии этого панно раз­де­ли­лись. Одни счи­тают, что оно было штан­дар­том, а дру­гие, – что оно пред­став­ляло собой одежду воина. Но, судя по рекон­струк­ци­он­ному рисунку гроб­ницы (см. фото 9) и рекон­струк­ции облика воина на мане­кене (фото 14), мне­ние пер­вых воз­об­ла­дало. На обеих рекон­струк­циях он пока­зан в тунике из ткани.

image031Фото 14[xx]. Рекон­струк­ция облика Воина с путуто и его спут­ниц. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана. Сни­мок 2013 г.

В фардо воина также вхо­дили три оди­на­ко­вых фрон­таль­ных укра­ше­ния головы полу­лун­ной формы с голо­вой Боже­ства уллючо в цен­тре и пря­мо­уголь­ными высту­пами сверху, кото­рые ино­гда уче­ными назы­ва­ются ушами совы. (Чет­вер­тое укра­ше­ние такого же дизайна при­над­ле­жало одной из спут­ниц воина.) Кроме того, погре­баль­ное при­да­ное содер­жало необыч­ную маску из меди, покры­тую малень­кими под­вес­ками круг­лой формы. Она была снаб­жена круг­лыми оре­хе­рами и бар­би­кехо. Ансамбль с мас­кой состав­ляла нари­гера, деко­ри­ро­ван­ной под­вес­ками тре­уголь­ной формы (фото 15 и 16).

image014 image016Фото 15 и 16. Маска и нари­гера из гроб­ницы № 16 и их рекон­струк­ци­он­ный рису­нок. Мате­риал: медь, рако­вина. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана[xxi]

В руке воина нахо­дился мед­ный жезл-нож (фото 17), кото­рый поз­во­ляет гово­рить о нем как о пра­ви­теле или, по мне­нию перу­ан­ских уче­ных, как о вое­на­чаль­нике высо­кого ранга. Сона­хера жезла сде­лана в форме бико­ни­че­ской головы дубинки. Это не един­ствен­ный при­мер соеди­не­ния дубинки и жезла. Вто­рой подоб­ный жезл куль­туры Моче хра­нится в Музей искусств округа Лос-Анджелес (фото 18). Еще двумя вла­деет Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу.

image005 image035Фото 17[xxii]. Жезл из меди Воина с путуто. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Фото 18. Жезл. Раз­меры: 27,94×9,53 см. Мате­ри­алы: медь, бирюза, рако­вины. Гео­гра­фия: Перу, Север­ное побе­ре­жье. Куль­тура: Моче. Дата: 200 – 500 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, США[xxiii]

image009Захо­ро­не­ние № 16 полу­чило услов­ное назва­ние гроб­ницы Воина с путуто, поскольку из всех 16 гроб­ниц мав­зо­лея Уаки Рахады только оно содер­жало рако­вину стром­буса, правда, выпол­нен­ную из кера­мики (фото 19). Из рако­вин этого мол­люска изго­тав­ли­вали свя­щен­ные трубы (путуто). Они исполь­зо­ва­лись в ходе цере­мо­ний и в том числе шествий с уча­стием пра­ви­те­лей, жре­цов, а также вое­на­чаль­ни­ков, неко­то­рые из кото­рых несли путуто.

image043Фото 19[xxiv]. Путуто из кера­мики, обна­ру­жен­ное в гроб­нице № 16. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана

Из четы­рех дуби­нок Воина с путуто (фото 20) только одна, самая тяже­лая, по мне­нию уче­ных, могла исполь­зо­ваться в бою. Осталь­ные дубинки более лег­кие. Голова одной из них пред­став­ляет собой сона­херу. Поэтому уче­ные пред­по­ло­жили, что дубинки «слу­жили для офи­ци­аль­ных меро­при­я­тий и при­но­ше­ния богам».

image011Фото 20[xxv]. Мед­ные дубинки Воина с путуто. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана

Помимо дуби­нок в погре­баль­ном фардо Воина с путуто были обна­ру­жены круг­лый мед­ный щит и две копье­ме­талки из дерева, одна из кото­рых была уси­лена мед­ными кольцами.

 

Гроб­ницы воинов

Дубинки также были най­дены в гроб­нице № 8 на уровне-4. Гроб­ница при­над­ле­жала члену элиты Моче, погре­баль­ное при­да­ное кото­рого харак­те­ри­зует его как вое­на­чаль­ника. Его похо­ро­нили в воз­расте 40 лет в сопро­вож­де­нии двух чело­век. Один из них (погре­бен­ный по пра­вую руку) был моло­дым вои­ном. Он тоже отно­сился к знати Сипана. Об этом гово­рит жезл-нож с навершием-сонахерой пира­ми­даль­ной формы, как у моло­дого пра­ви­теля Сипана. Каж­дому из двух вои­нов была при­дана пара дуби­нок: одна корот­кая, а дру­гая – дли­ной около 2 м[xxvi]. Вое­на­чаль­ник также был снаб­жен круг­лым щитом из листа меди.

image013Фото 21[xxvii]. Погре­баль­ная камера знат­ного воина, гроб­ница № 8. Рекон­струк­ция. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Сни­мок 2014 г.

image049Погре­баль­ное при­да­ное пер­сон из гроб­ницы № 8 сви­де­тель­ствует о том, что воен­ная элита Сипана отка­за­лась от голов­ного укра­ше­ния с пря­мо­уголь­ными высту­пами в стиле ста­рого пра­ви­теля и вер­ну­лась к фрон­таль­ной пла­стине в стиле родо­на­чаль­ника дина­стии Сипана – Моло­дого нобля (на рисунке слева). Она не имела пря­мо­уголь­ных высту­пов, а ее орна­мен­таль­ная ком­по­зи­ция была постро­ена вокруг туми­об­раз­ного эле­мента с фигу­рой совы, рас­про­стер­шей свои кры­лья, в цен­тре. В обнов­лен­ной ком­по­зи­ции фрон­таль­ной пла­стины место совы заняла голова Боже­ства уллючо, допол­нен­ная по бокам изоб­ра­же­ни­ями дра­ко­нов или щупа­лец ось­ми­нога. В фардо вое­на­чаль­ника из гроб­ницы № 8 вхо­дили оба вари­анта убора.

Помимо гроб­ницы № 8 к захо­ро­не­ниям вои­нов отно­сятся гроб­ницы № 5 и 11 на уровне-4, а также гроб­ница № 9 на уровне-6.

image001Фото 22[xxviii]. Воины Сипана. Зал с мане­ке­нами. Музей цар­ский гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу

Рекон­струк­ция сна­ря­же­ния вои­нов пред­став­лена на мане­ке­нах в Музее цар­ских гроб­ниц Сипана и пока­зана на фото 22. Воины дер­жат в руках дубинки, лами­ни­ро­ван­ные медью, длин­ные дере­вян­ные копья с нако­неч­ни­ками из меди и круг­лые мед­ные щиты. На них надеты под­по­я­сан­ные туники из ткани с гео­мет­ри­че­скими узо­рами, пекторали-оплечья из кро­шеч­ных бусин, выто­чен­ных из рако­вин, и вере­воч­ные сан­да­лии. Вое­на­чаль­ник, сто­я­щий в цен­тре группы на перед­нем плане, на голове носит фрон­таль­ную пла­стину обнов­лен­ного дизайна, на кото­рой выре­заны дра­коны. Она кре­пится к короне про­стой цилин­дри­че­ской формы, сде­лан­ной из листа меди.

image053Фото 23[xxix]. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая сидя­щего воина в кони­че­ском шлем с бар­би­кехо и круг­лыми оре­хе­рами. Код ката­ло­ги­за­ции: ML040401. Раз­меры: 24,5×19,5×15,5 см. Вес: 750 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Наска. Место: Ние­ве­рия (Nievería). Музей Ларко[xxx]

Осталь­ные воины носят широ­кий тка­ный наза­тыль­ник, на кото­рый надет узор­ный шлем кони­че­ской формы, спле­тен­ный из рас­ти­тель­ных воло­кон и укреп­лен­ный тка­нью. Шлемы двух вои­нов, сто­я­щих на перед­нем плане, сверху укра­шены пла­сти­ной в форме туми, а снизу допол­нены бар­би­кехо. Стоит отме­тить, что шлем и бар­би­кехо вхо­дят в состав укра­ше­ний головы Боже­ства уллючо, изоб­ра­жен­ного на штан­дар­тах ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана и пекторали/фронтальной пла­стине моло­дого пра­ви­теля. По всей веро­ят­но­сти, его образ явился осно­вой для сло­жив­ше­гося к этому вре­мени цере­мо­ни­аль­ного костюма вои­нов Сипана, кото­рые заняли в обще­стве Моче лиди­ру­ю­щее поло­же­ние. При этом знать выс­шего ранга могла поз­во­лить себе метал­ли­че­скую рубашку в стиле Боже­ства уллючо.

image062               image064



[v] Meneses S., Chero L. La Arquitectura de Sipán // Arqueología del Perú. Publicado 2012.02.01 (http://www.arqueologiadelperu.com/la-arquitectura-de-sipan/).

[va] Sandoval Damian, Virginia Maria. Los mochicas de Lambayeque y el Señor de Sipan. Universidad de Cajamarca. Chiclayo, 2010 (http://es.slideshare.net/virsandoval/monograf-los-mochicas-de-lambayeque-y-el-seor-de-sipan).

[vb] Face to face with Peru’s Lord of Sipan 1,900 years after his death. 28.09.2016 (http://www.euronews.com/2016/09/28/face-to-face-with-peru-s-lord-of-sipan-1900-years-after-his-death).

[vc] Shimada I., Shinoda K., Bourget S., Alva W., Uceda S. MtDNA Analysis of Mochica and Sicán Populations of Pre-Hispanic Peru. 2005 (http://www.academia.edu/400002/MtDNA_Analysis_of_Mochica_and_Sicán_Populations_of_Pre-Hispanic_Peru).

[vi] Youngest Moche noble yet at Sipán site. October 27th, 2009 (http://enperublog.com/2009/10/27/youngest-moche-noble-yet-at-sipan-site/); Exhiben en museo lambayecano ornamentos hallados en tumba de noble guerrero // Andina. Publicado: 1.29.2011 (http://www.andina.com.pe/ingles/noticia-exhiben-museo-lambayecano-ornamentos-hallados-tumba-noble-guerrero-340482.aspx); http://computacion1grupoduss.blogspot.ru/

[x] Exhiben en museo lambayecano ornamentos hallados en tumba de noble guerrero // Andina. Publicado: 1.29.2011 (http://www.andina.com.pe/ingles/noticia-exhiben-museo-lambayecano-ornamentos-hallados-tumba-noble-guerrero-340482.aspx).

[xi] Alva W. La excavación de las Tumbas Reales de Sipán (1987 – 2000) / Museo Tumbas Reales de Sipán // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 –137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato. Italia. 2008 (http://www.academia.edu/8549404/La_excavación_de_las_Tumbas_Reales_de_Sipán_1987_-_2000_1).

[xiii] Chamussy V. Empleo de las armas arrojadizas del área centro-andina: ¿armas de caza o de guerra? 2013 (http://arqueologia-diplomacia-ecuador.blogspot.ru/2013/05/empleo-de-las-armas-arrojadizas-del.html).

[xiiib] Hocquenghem A.M. Sacrifice et calendrier cérémoniel dans les sociétés des Andes centrales // Catalogue de l’exposition L’or des Incas origines et mystères: Livre VIII 289–303. Pinacothèque de Paris  (http://www.hocquenghem-anne-marie.com/20101204/a_rajouter_dans_mochica/126_sacrifice_et_calendier_ceremoniel28429.pdf).

[xiv] Exhibirán porras de cobre usadas por Guerrero del Pututo en museo Huaca Rajada-Sipán // Andina. Publicado: 13.7.2012 (http://www.andina.com.pe/agencia/noticia-exhibiran-porras-cobre-usadas-guerrero-del-pututo-museo-huaca-rajadasipan-420229.aspx); Guerrero del Pututo de Sipán… // Arqueología del Perú. Publicado: 2012.07.15 (http://www.arqueologiadelperu.com/guerrero-del-pututo-de-sipan-vistio-como-un-caballero-medieval/?undefined&undefined); En la tumba 16 de Huaca Rajada: arqueólogos hallaron eslabón que explica costumbres funerarias Moche (http://www.semanarioexpresion.com/Presentacion/noticia2.php?noticia=198&categoria=Culturales&edicionbuscada=774).

[xvi] Guerrero del Pututo de Sipán… // Arqueología del Perú. Publicado: 2012.07.15 (http://www.arqueologiadelperu.com/guerrero-del-pututo-de-sipan-vistio-como-un-caballero-medieval/?undefined&undefined).

[xvii] Guerrero del Pututo de Sipán… // Arqueología del Perú. Publicado: 2012.07.15 (http://www.arqueologiadelperu.com/guerrero-del-pututo-de-sipan-vistio-como-un-caballero-medieval/?undefined&undefined).

[xxii] Exhibirán porras de cobre…

[xxv] Exhibirán porras de cobre…

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>