Ритуальная дубинка, продолжение
Археологические дубинки из гробниц Уаки Рахады
Фото 1[i]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, представляющая коленопреклоненного воина с деревянной дубинкой. Культура: Моче. Место находки: Уака Луны. Музей уак Моче, провинция Трухильо, регион Ла-Либертад, Перу
Ритуальную дубинку вырезали из куска древесины, а затем полировали. Ее могли снабжать острым медным наконечником или полностью ламинировать медью. Дубинку делали нередко почти в рост человека, и тогда она более походила на церемониальный посох. (Замечу, что в эпоху Сипана мужчины, по нашим меркам, были низкорослыми. Их рост колебался в пределах 1,59 – 16,5 м.) Существовал также короткий вариант дубинки, который составлял пару длинной дубинке.
Фото 2[ii]. Пара дубинок для ритуального боя с биконической головой. Коды каталогизации: ML400027 и ML400028. Размеры: 1) высота 114 см, ширина 13 см. Вес: 1087 г.; 2) высота 65 см, ширина 11,5 см. Вес: 456 г. Материал: дерево лукумы (lúcumo). Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Регион: Северное побережье. Долина: Моче. Место: Уака Солнца. Музей Ларко, Лима, Перу[iii]
На фото 2 показана такая пара деревянных дубинок, которая была найдена в Уаке Солнца (Долина Моче).
Фото 3. Художественное представление церемониального комплекса Уаки Рахады периода расцвета. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу[iv]
Наиболее полное представление об археологических дубинках и их изображениях на культовых предметах дают богатые находки, сделанные учеными в мавзолее церемониального комплекса, носящего название Уаки Рахады. На реконструкционном рисунке (фото 3) пирамида мавзолея находится слева. Она датируется I/II – IV вв. н.э.
Фото 3а[iva]. Уака Рахада. Снимок 2005 г.
Уака Рахада располагается в районе Санья (Zaña) провинции Чиклайо (Chiclayo) департамента Ламбайеке (Lambayeque). Рядом с ней находилась деревня Сипан (Sipán), которая и дала название археологическому сайту, который впоследствии стал заповедником. Мавзолей по большей части оказался не тронутым уакеро, что позволяет изучить обнаруженные в нем дубинки в комплексе с содержимым гробниц, размещенных на девяти уровнях (фото 4). А это предоставляет возможность проследить историю дубинки на протяжении двух-трех сотен лет.
Фото 4[v]. Уровни мавзолея Уаки Рахады (Huaca Rajada) и обнаруженные на них гробницы
Раскопки мавзолея уаки перуанские археологи Вальтер Альва (Walter Alva, род. в 1951 г.) и его супруга Сусана Менесес (Susana Meneses, 1943 – 2002 гг.) начали в 1987 г., и почти сразу им посчастливилось открыть две его наиболее значимые гробницы – Властителя Сипана, или молодого правителя (1987), и Старого властителя Сипана, или старого правителя (1989). Согласно радиоуглеродному анализу останки молодого правителя датируется 275 г.[va], по другим данным – 290 г.[vb]. О радиоуглеродном анализе останков старого правителя и других персон, погребенных в мавзолее Уаки Рахады, сведения отсутствуют. Вальтер Альва предположил, что молодой правитель был потомком старого правителя в четвертом или пятом поколении. К такому выводу он пришел «на основе наблюдающегося сходства в типе и стиле сопутствовавших личных украшений»[vc].
В 2007 г. раскопки были продолжены под руководством перуанского археолога, директора Музея археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана Луиса Черо Суриты (Luis Chero Zurita). Он открыл еще три гробницы правителей, но меньшего масштаба.
Рассмотрим гробницы в соответствии с их возрастом, начиная с девятого уровня.
.
Гробница Молодого нобля[vi]
Наиболее раннее из захоронений, которому присвоен № 15 (Т15), было открыто Луисом Черо Суритой в августе 2009 г. Оно находится на последнем, девятом уровне мавзолея уаки. Гробница относится к раннему периоду культуры Моче и началу оккупации Сипана, т.е. к I или II в. н.э. и считается основополагающей. Она условно называется гробницей Знатного воина, или Молодого нобля, поскольку похороненный в ней человек (рост 1,65 см) был самым юным представителем династии. Его возраст оценивается в 21 год. По мнению ученых, Молодой нобль являлся родоначальником династии. При нем были найдены инсигнии, характеризующие его как властителя и жреца.
Фото 5[vii]. Полулунное фронтальное украшение головы Молодого нобля. Материалы: позолоченная медь, раковина. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана, район Санья, провинция Чиклайо, департамент Ламбайеке
Головной убор нобля включает в себя фронтальную пластину полулунной формы, сделанную из позолоченной меди (фото 5). Ее орнаментальная композиция объединила две основные эмблемы династии, которые символизируют полет – тумиобразную фигуру и изображение совы с распростертыми крыльями, помещенное в центре пластины. Изображение птицы как универсального обозначения способности божества летать поясняло знак туми, который не был широко известен. Сова – хищная ночная птица, обладающая острым зрением и тонким слухом, к тому же связывала представляемое ею божество с миром ночи, миром внизу. Тема совы была поддержана двумя ее скульптурными изображениями (фото 5а), которые сопровождали Молодого нобля. Они ясно говорят о том, что своим династическим животным правители выбрали сову, которая относится к виду, называемому на испанском языке búho. От других видов эти совы отличаются оранжевой радужкой глаз и торчащими перьями на голове, которые воспринимаются как стоящие уши животных из семейства кошачьих или собачьих. Возможно, мочикцы действительно видели некую связь между совой и ягуаром, о чем свидетельствует пятнистая оранжевая раскраска керамических сов.
Фото 5а[viia]. Скульптурные сосуды стремя-горлышко с изображением совы. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Снимок 2013 г.
Кроме того, в фардо Молодого нобля были обнаружен круглые орехеры, декорированные маленькими круглыми подвесками; две прямоугольные наригеры, а также комплект из пекторали и ручных браслетов. Материалом для комплекта послужили бусины цилиндрической формы, выточенные из раковин спондилуса.
Фото 6[viii]. Пара круглых орехер, две квадратные наригеры и пектораль из раковин. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Снимок 2015 г.
Гробница также содержала предметы, говорящие о том, что Молодой нобль был воином. Это: круглые поясные сонахеры, круглый щит, покрытый небольшими прямоугольными пластинами из позолоченной меди, и острый металлический наконечник, который мог принадлежать как дубинке, так и копью. Однако, судя по реконструкционному рисунку[ix] Молодого нобля, выставленному в Музее археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана, ученые склонились к тому, что наконечник был частью длинной дубинки. Это свидетельствует о том, что ритуальная дубинка сопровождала на землю предков членов династии правителей Сипана с момента ее основания – с I или II в. н.э., т.е. практически с начала существования цивилизации Моче.
По словам Луиса Черо Суриты, важными элементами погребального фардо Молодого нобля «являются голова и лапы кошачьего или собачьего, которые, вероятно, были прикреплены к чему-то вроде накидки, образующей защиту спины»[x]. А значит, защитник спины, как и ритуальная дубинка, был частью снаряжения знатного воина уже на раннем этапе развития культуры Моче.
.
Гробница старого правителя
В богатейшей гробнице старого правителя (уровень-6, Т3) по неизвестным причинам были найдены только намеренно сломанные дубинки. Вот, что пишет об этом Вальтер Альва: «Набор оружия (копья, дубинки и щиты) и металлические воинские эмблемы, ритуально погнутые и раздробленные, лежали у ног как символическая дань, которая свидетельствовала о воинском ранге персонажа, также подтвержденном связкой длинных металлических копий, размещенных на правой стороне погребального фардо»[xi]. Помимо копий, фардо содержало две копьеметалки из позолоченной меди с основой из дерева.
Фото 7[xii]. Реконструкция облачения Старого властителя Сипана. Залы Старого властителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана
Позволю себе не согласиться с мнением перуанского археолога о том, что погнутое и разбитое оружие и, в частности, сломанные дубинки, могут свидетельствовать «о воинском ранге персонажа». Изучение фардо персон, погребенных в мавзолее Уаки Рахады, приводит к противоположному выводу. Для обозначения воинского статуса каждый из погребенных сопровождался в его путешествии на землю предков дубинкой, которая служила в некоторых случаях также церемониальным жезлом или посохом – символом власти и свидетельством принадлежности к клану обожествленного родоначальника. Поэтому вопрос, почему в ноги старому правителю положили остатки уничтоженных воинских эмблем и оружия, остается открытым для обсуждения. Ведь такой шаг мог быть расценен на земле предков как разрыв родственных связей, выход из клана и обращение к другому божеству.
Фото 8. Копьеметалка из фардо Старого властителя Сипана (Alva 2007: fig. 273)[xiii]
Копьеметалки с копьями, которые содержало фардо старого правителя, также имели статус священных предметов. Они обычно использовались для ритуальной охоты на оленя и в бою не применялись.
Фото 8a. Крупный план фигуры божества на наригере старого правителя. Высота фигуры: 11,9 см. Материалы: золото, серебро, бирюза. Музей царских гробниц Сипана[xiiia]
Между тем обожествленный родоначальник династии на наригере старого правителя (фото 8a) показан в образе Совиного бога, который здесь предстает в облике воина и вооружен не копьеметалкой, а дубинкой и щитом.
Фото 8b[xiiib]. Фигурка воина из фардо старого правителя, заснятая в раскопе
В число драгоценных предметов, сопровождавших старого правителя, входила также фигурка воина (фото 8b). Он носит рубашку, покрытую металлическими подвесками, тапаррабо и пояс, а также круглый шлем с навершием из двух лестничных элементов с тумиобразной пластиной в центре. Шлем дополняет барбикехо. Воин держит дубинку обеими руками перед собой. А на его левую руку надет круглый щит.
Погребальное фардо старого правителя включало в себя две большие чальчальчи (одну из золота, а другую из серебра), украшенные сонахерами с изображением Декапитадора, к которым прилагались комплекты из 10 серебряных и 10 золотых поясных сонахер. Правителя сопровождало также два десятка небольших чальчальч (10 из позолоченной меди и 10 из серебра), декорированных сонахерами с фигурами игуан.
.
Гробница Воина с путуто[xiv]
Фото 9[xv]. Реконструкционный рисунок гробницы № 16 Воина с путуто. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана
В элитной гробнице № 16 (Т16), которая была открыта на уровне-4 в 2010 г., на дне тростникового гроба было найдено четыре дубинки из меди, основу которых составляло дерево. Из них было сделано нечто вроде кровати, на которой находилось фардо главной персоны этого захоронения – знатного воина, погребенного в сопровождении двух женщин, младенца и ламы. Такая «кровать» встречается в немногих захоронениях.
Фото 10[xvi]. Орехеры в разобранном виде: круглые фронтальные элементы (отреставрированы) и цилиндры, вставлявшиеся в ухо. Фото 11. Пектораль. Материал: медь. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана[xvii]
На основе сходства украшений ученые предполагают, что человек, похороненный в гробнице № 16, был прямым потомком старого правителя Сипана. Например, в его гробнице были найдены круглые орехеры, украшенные круглыми подвесками (фото 10), такие же, как у старого правителя, и похожая пектораль, но выполненная не из раковин, а из меди (фото 11).
Фото 12[xviii] и 13[xix]. Остатки металлических пластин с изображением воинов. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана. Снимок 2012 г.
Воин жил в III в. и был погребен в возрасте 40 лет. В его фардо были обнаружены пластины из меди и посеребренной меди (фото 12 и 13), которые были прикреплены к тканой основе. Они составляли изображение двух воинов с дубинками, стоящих лицом друг к другу и держащих круглый щит (на рисунке слева). Мнения ученых о назначении этого панно разделились. Одни считают, что оно было штандартом, а другие, – что оно представляло собой одежду воина. Но, судя по реконструкционному рисунку гробницы (см. фото 9) и реконструкции облика воина на манекене (фото 14), мнение первых возобладало. На обеих реконструкциях он показан в тунике из ткани.
Фото 14[xx]. Реконструкция облика Воина с путуто и его спутниц. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана. Снимок 2013 г.
В фардо воина также входили три одинаковых фронтальных украшения головы полулунной формы с головой Божества уллючо в центре и прямоугольными выступами сверху, которые иногда учеными называются ушами совы. (Четвертое украшение такого же дизайна принадлежало одной из спутниц воина.) Кроме того, погребальное приданое содержало необычную маску из меди, покрытую маленькими подвесками круглой формы. Она была снабжена круглыми орехерами и барбикехо. Ансамбль с маской составляла наригера, декорированной подвесками треугольной формы (фото 15 и 16).
Фото 15 и 16. Маска и наригера из гробницы № 16 и их реконструкционный рисунок. Материал: медь, раковина. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана[xxi]
В руке воина находился медный жезл-нож (фото 17), который позволяет говорить о нем как о правителе или, по мнению перуанских ученых, как о военачальнике высокого ранга. Сонахера жезла сделана в форме биконической головы дубинки. Это не единственный пример соединения дубинки и жезла. Второй подобный жезл культуры Моче хранится в Музей искусств округа Лос-Анджелес (фото 18). Еще двумя владеет Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу.
Фото 17[xxii]. Жезл из меди Воина с путуто. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Фото 18. Жезл. Размеры: 27,94×9,53 см. Материалы: медь, бирюза, раковины. География: Перу, Северное побережье. Культура: Моче. Дата: 200 – 500 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, США[xxiii]
Захоронение № 16 получило условное название гробницы Воина с путуто, поскольку из всех 16 гробниц мавзолея Уаки Рахады только оно содержало раковину стромбуса, правда, выполненную из керамики (фото 19). Из раковин этого моллюска изготавливали священные трубы (путуто). Они использовались в ходе церемоний и в том числе шествий с участием правителей, жрецов, а также военачальников, некоторые из которых несли путуто.
Фото 19[xxiv]. Путуто из керамики, обнаруженное в гробнице № 16. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана
Из четырех дубинок Воина с путуто (фото 20) только одна, самая тяжелая, по мнению ученых, могла использоваться в бою. Остальные дубинки более легкие. Голова одной из них представляет собой сонахеру. Поэтому ученые предположили, что дубинки «служили для официальных мероприятий и приношения богам».
Фото 20[xxv]. Медные дубинки Воина с путуто. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана
Помимо дубинок в погребальном фардо Воина с путуто были обнаружены круглый медный щит и две копьеметалки из дерева, одна из которых была усилена медными кольцами.
Гробницы воинов
Дубинки также были найдены в гробнице № 8 на уровне-4. Гробница принадлежала члену элиты Моче, погребальное приданое которого характеризует его как военачальника. Его похоронили в возрасте 40 лет в сопровождении двух человек. Один из них (погребенный по правую руку) был молодым воином. Он тоже относился к знати Сипана. Об этом говорит жезл-нож с навершием-сонахерой пирамидальной формы, как у молодого правителя Сипана. Каждому из двух воинов была придана пара дубинок: одна короткая, а другая – длиной около 2 м[xxvi]. Военачальник также был снабжен круглым щитом из листа меди.
Фото 21[xxvii]. Погребальная камера знатного воина, гробница № 8. Реконструкция. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Снимок 2014 г.
Погребальное приданое персон из гробницы № 8 свидетельствует о том, что военная элита Сипана отказалась от головного украшения с прямоугольными выступами в стиле старого правителя и вернулась к фронтальной пластине в стиле родоначальника династии Сипана – Молодого нобля (на рисунке слева). Она не имела прямоугольных выступов, а ее орнаментальная композиция была построена вокруг тумиобразного элемента с фигурой совы, распростершей свои крылья, в центре. В обновленной композиции фронтальной пластины место совы заняла голова Божества уллючо, дополненная по бокам изображениями драконов или щупалец осьминога. В фардо военачальника из гробницы № 8 входили оба варианта убора.
Помимо гробницы № 8 к захоронениям воинов относятся гробницы № 5 и 11 на уровне-4, а также гробница № 9 на уровне-6.
Фото 22[xxviii]. Воины Сипана. Зал с манекенами. Музей царский гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Реконструкция снаряжения воинов представлена на манекенах в Музее царских гробниц Сипана и показана на фото 22. Воины держат в руках дубинки, ламинированные медью, длинные деревянные копья с наконечниками из меди и круглые медные щиты. На них надеты подпоясанные туники из ткани с геометрическими узорами, пекторали-оплечья из крошечных бусин, выточенных из раковин, и веревочные сандалии. Военачальник, стоящий в центре группы на переднем плане, на голове носит фронтальную пластину обновленного дизайна, на которой вырезаны драконы. Она крепится к короне простой цилиндрической формы, сделанной из листа меди.
Фото 23[xxix]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, представляющая сидящего воина в коническом шлем с барбикехо и круглыми орехерами. Код каталогизации: ML040401. Размеры: 24,5×19,5×15,5 см. Вес: 750 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Долина: Наска. Место: Ниеверия (Nievería). Музей Ларко[xxx]
Остальные воины носят широкий тканый назатыльник, на который надет узорный шлем конической формы, сплетенный из растительных волокон и укрепленный тканью. Шлемы двух воинов, стоящих на переднем плане, сверху украшены пластиной в форме туми, а снизу дополнены барбикехо. Стоит отметить, что шлем и барбикехо входят в состав украшений головы Божества уллючо, изображенного на штандартах старого и молодого правителей Сипана и пекторали/фронтальной пластине молодого правителя. По всей вероятности, его образ явился основой для сложившегося к этому времени церемониального костюма воинов Сипана, которые заняли в обществе Моче лидирующее положение. При этом знать высшего ранга могла позволить себе металлическую рубашку в стиле Божества уллючо.
[iii] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=11970; http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=11971
[iv] https://www.flickr.com/photos/bob_cates/4620771080/in/photostream/
[iva] https://www.flickr.com/photos/brunogirin/66141194/in/photostream/
[v] Meneses S., Chero L. La Arquitectura de Sipán // Arqueología del Perú. Publicado 2012.02.01 (http://www.arqueologiadelperu.com/la-arquitectura-de-sipan/).
[va] Sandoval Damian, Virginia Maria. Los mochicas de Lambayeque y el Señor de Sipan. Universidad de Cajamarca. Chiclayo, 2010 (http://es.slideshare.net/virsandoval/monograf-los-mochicas-de-lambayeque-y-el-seor-de-sipan).
[vb] Face to face with Peru’s Lord of Sipan 1,900 years after his death. 28.09.2016 (http://www.euronews.com/2016/09/28/face-to-face-with-peru-s-lord-of-sipan-1900-years-after-his-death).
[vc] Shimada I., Shinoda K., Bourget S., Alva W., Uceda S. MtDNA Analysis of Mochica and Sicán Populations of Pre-Hispanic Peru. 2005 (http://www.academia.edu/400002/MtDNA_Analysis_of_Mochica_and_Sicán_Populations_of_Pre-Hispanic_Peru).
[vi] Youngest Moche noble yet at Sipán site. October 27th, 2009 (http://enperublog.com/2009/10/27/youngest-moche-noble-yet-at-sipan-site/); Exhiben en museo lambayecano ornamentos hallados en tumba de noble guerrero // Andina. Publicado: 1.29.2011 (http://www.andina.com.pe/ingles/noticia-exhiben-museo-lambayecano-ornamentos-hallados-tumba-noble-guerrero-340482.aspx); http://computacion1grupoduss.blogspot.ru/
[vii] http://sconzani.blogspot.ru/2012/09/chiclayo-day-one-pyramids-and-glorious.html
[viia] https://www.flickr.com/photos/santiagostucchi/8452479506/in/pool-1417298@N22/
[x] Exhiben en museo lambayecano ornamentos hallados en tumba de noble guerrero // Andina. Publicado: 1.29.2011 (http://www.andina.com.pe/ingles/noticia-exhiben-museo-lambayecano-ornamentos-hallados-tumba-noble-guerrero-340482.aspx).
[xi] Alva W. La excavación de las Tumbas Reales de Sipán (1987 – 2000) / Museo Tumbas Reales de Sipán // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 –137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato. Italia. 2008 (http://www.academia.edu/8549404/La_excavación_de_las_Tumbas_Reales_de_Sipán_1987_-_2000_1).
[xiii] Chamussy V. Empleo de las armas arrojadizas del área centro-andina: ¿armas de caza o de guerra? 2013 (http://arqueologia-diplomacia-ecuador.blogspot.ru/2013/05/empleo-de-las-armas-arrojadizas-del.html).
[xiiia] http://archi.pe/public/index.php/foto/index/9117; Alva W. Opus cit.
[xiiib] Hocquenghem A.M. Sacrifice et calendrier cérémoniel dans les sociétés des Andes centrales // Catalogue de l’exposition L’or des Incas origines et mystères: Livre VIII 289–303. Pinacothèque de Paris (http://www.hocquenghem-anne-marie.com/20101204/a_rajouter_dans_mochica/126_sacrifice_et_calendier_ceremoniel28429.pdf).
[xiv] Exhibirán porras de cobre usadas por Guerrero del Pututo en museo Huaca Rajada-Sipán // Andina. Publicado: 13.7.2012 (http://www.andina.com.pe/agencia/noticia-exhibiran-porras-cobre-usadas-guerrero-del-pututo-museo-huaca-rajadasipan-420229.aspx); Guerrero del Pututo de Sipán… // Arqueología del Perú. Publicado: 2012.07.15 (http://www.arqueologiadelperu.com/guerrero-del-pututo-de-sipan-vistio-como-un-caballero-medieval/?undefined&undefined); En la tumba 16 de Huaca Rajada: arqueólogos hallaron eslabón que explica costumbres funerarias Moche (http://www.semanarioexpresion.com/Presentacion/noticia2.php?noticia=198&categoria=Culturales&edicionbuscada=774).
[xvi] Guerrero del Pututo de Sipán… // Arqueología del Perú. Publicado: 2012.07.15 (http://www.arqueologiadelperu.com/guerrero-del-pututo-de-sipan-vistio-como-un-caballero-medieval/?undefined&undefined).
[xvii] Guerrero del Pututo de Sipán… // Arqueología del Perú. Publicado: 2012.07.15 (http://www.arqueologiadelperu.com/guerrero-del-pututo-de-sipan-vistio-como-un-caballero-medieval/?undefined&undefined).
[xxi] http://www.andina.com.pe/agencia/noticia-mascara-hallada-tumba-sipan-es-nueva-atraccion-museo-lambayecano-415185.aspx
[xxii] Exhibirán porras de cobre…
[xxv] Exhibirán porras de cobre…