Церемониальные дубинки Властительницы Као
Фото 1[1]. Реконструкция облика Властительницы Као. Снимок 2007 г. Музей Као, район Магдалена-де-Као (Magdalena de Cao), провинция Аскопе (Ascope), департамент Ла-Либертад (La Libertad), Перу
Гробница Властительницы Као (Señora de Cao) была открыта 15 мая 2006 г. группой перуанских археологов под руководством Регуло Франко Хордана (Régulo Franco Jordán) в промежуточной платформе пирамиды Уаки Као-Вьехо. Нетронутое уакеро погребальное фардо властительницы весило 100 кг и имело высоту 180 см. Ранее, в 2005 г. были найдены четыре сопутствующих захоронения[2].
Фото 2[3]. Гробницы Властительницы Као (на переднем плане) и ее спутников рядом с церемониальным помещением (слева). Пирамида Уаки Као-Вьехо
Уака Као-Вьехо находится на правом берегу реки Чикамы в 6 км от города Магдалена-де-Као (район Магдалена-де-Као, провинция Аскопе, департамент Ла-Либертад) и входит в археологический комплекс Эль-Брухо (El Brujo).
Фото 3[4]. Фронтальное головное украшение с орнаментом в чавинском стиле. В центре изображена голова дракона, снизу – его лапы. В развилке между выступами расположен фриз с двумя драконами-птеродактилями. Материал: позолоченная медь
Считается, что Властительница Као правила Долиной Чикамы в IV в. и умерла в возрасте 20 или 25 лет приблизительно в 400 г.[5] О ее статусе правительницы и жрицы свидетельствуют роскошные украшения и одежды, которые были найдены в гробнице. Мумия женщины ростом 1,45 м была покрыта 18 ожерельями из золота, серебра, лазурита, кварца, бирюзы, 30 наригерами из золота и серебра, 4 фронтальными украшениями головы в комплекте с узорными коронами цилиндрической формы из позолоченной меди.
Фото 4[6]. Наригеры
Руки, щиколотки и стопы властительницы были татуированы, что указывает на ее функции жрицы. Прическа властительницы была типичной для женщин Моче: две косы с челкой.
Фото 5[7]. Рисунок правой руки
Мумия властительницы и предметы, обнаруженные в ее гробнице, где она была похоронена вместе со сторожем гробницы (подростком), а также в соседних гробницах, принадлежавших трем ее спутникам-мужчинам, выставлены в Музее Као, который находится неподалеку от археологического сайта.
Фото 6[8]. Осмотр погребального фардо Властительницы Као
Фото 7[9]. Вскрытие фардо
При вскрытии погребального фардо властительницы (фото 6 и 7) под грубой хлопковой тканью внешнего слоя ученые обнаружили два церемониальных посоха в форме ритуальной дубинки, а также нечто вроде брони, состоящей из 1100 листов позолоченной меди весом 200 кг[10]. Эта «броня» покрывала внутреннее фардо (с мумией и погребальным приданым властительницы), которое также было зашито в грубую ткань.
Фото 8[11]. Копьеметалки и покровы из пластин посеребренной меди
Листы позолоченной меди были изначально прикреплены к тканям из хлопка и имели форму покровов. Причем один из них, состоящий из небольших прямоугольников на основном поле и треугольников по узким краям, схож с церемониальным облачением правителей-воинов, погребенных в Уаке Рахаде, и, в частности, молодого правителя Сипана. Оно соответствует образу божества-прародителя династии Сипана, Божеству уллючо, т.е. основному божеству Моче, которое известно также под именами Совиного бога и Аяпаэка. Исходя из этого, можно предположить, что при реставрации артефакта (фото 8) не была учтена вероятность того, что истлевшая ткань основы могла иметь прорезь для головы. То есть покров вполне мог быть предметом одежды властительницы.
Фото 9[12]. Одна из реконструкций облика властительницы. Музей Као
Впрочем, такая вероятность была учтена в некоторых театрализованных представлениях. Так, певица и артистка Магали Сольер (Magaly Solier) исполняла роль Властительницы Као в платье, покрытом «металлической» чешуей (фото 10).
Фото 10[13]. Магали Сольер в роли Властительницы Као. Сентябрь 2013 г.
Помимо металлизированного покрова/предмета одежды, в погребальное фардо властительницы входили и другие артефакты, которые ранее не были найдены ни в одном женском захоронении и характерны только для воинов-мужчин Моче. Прежде всего, это, как уже отмечалось, – два церемониальных посоха-дубинки из дерева высотой 1,7 м (фото 11). Изначально они были покрыты листами позолоченной меди, что отражено на полномасштабной реконструкции облика Властительницы Као (см. фото 1 и 9). Кроме того, поверх ее мумии лежали 23 копьеметалки.
Фото 11[14]. Дубинка. Материалы: дерево, позолоченная медь. Высота: 1,7 м
Копьеметалки также были ритуальным оружием Моче и использовались в церемониальной охоте на оленя с участием высокопоставленных персон (мужчин). Ученые считают, что охота имела примерно тот же символический смысл, что и ритуальные бои. Пойманный олень приносился в жертву богу (богам).
Фото 12[15]. Фигурные украшения компьеметалок
Копьеметалки, которые можно видеть на фото 8, сделаны из дерева и покрыты листами позолоченной меди. Их украшают фигурки антропоморфных персонажей и птиц (фото 12).
Реконструкция по черепу лица Властительницы Као[16]
Фото 1[17] и 2[18]. Бюст, представляющий реконструкцию лица Властительницы Као, и точная копия ее мумии на церемонии в Министерстве культуры Перу 4 июля 2017 г.
4 июля 2017 г. на церемонии в Министерстве культуры Перу были представлены реконструкция лица по черепу Властительницы Као и точная копия ее мумии (фото 1 и 2), которые явились результатом 10-месячной работы международной команды археологов, физических антропологов, судмедэкспертов, художников и инженеров – специалистов по 3D-технологии.
Фото 3[19]. Компьютерная реконструкция лица Властительницы Као
Вначале были сделаны цифровые изображения мумии с помощью сканера. Затем эксперты начали реконструировать лицо госпожи с использованием специализированного программного обеспечения. После того как лицо было выстроено на компьютере (фото 3 и 4), всю голову напечатали в 3D.
Фото 4[20]. Компьютерная реконструкция облика властительницы в головном уборе, с наригерой, пендиенте и ожерельями из ее фардо
Для музейной экспозиции модель создали из стекловолокна, раскрасили и нарядили, использовав копии предметов, содержавшихся в фардо (фото 5).
Фото 5[21]. Реконструкция по черепу лица Властительницы Као
[1] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:La_Señora_de_Cao.JPG
[2] La Señora de Cao, lideresa de otros tiempos. 13.02.2017 (https://www.elbrujo.pe/blog/la-senora-cao-lideresa-otros-tiempos/).
[3] http://travel.nationalgeographic.com/travel/countries/crypt-photos/#/crypt-elbrujo-peru_2948_600x450.jpg
[5] https://www.elbrujo.pe/blog/national-geographic-las-herramientas-csi-llevan-la-cara-una-momia-la-vida/
[6] La enigmatica gobernante Mochica… la Dama de Cao (http://aracelirldeloleoalcincel.blogspot.ru/2017/01/la-enigmatica-gobernanta-mochinala-dama.html).
[7] La enigmatica gobernante Mochica…
[9] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/grandes-reportajes/la-tumba-de-la-senora-de-cao-lider-del-pueblo-mochica_6322/3
[10] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/grandes-reportajes/la-tumba-de-la-senora-de-cao-lider-del-pueblo-mochica_6322/3
[14] La enigmatica gobernante Mochica…
[15] La enigmatica gobernante Mochica…
[16] http://www.cultura.gob.pe/en/node/7422; Las herramientas CSI llevan la cara de una momia a la vida (https://www.elbrujo.pe/blog/national-geographic-las-herramientas-csi-llevan-la-cara-una-momia-la-vida/).
[19] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/reconstruyen-rostro-senora-cao-una-aristocrata-cultura-mochica_11697/7
[20] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/reconstruyen-rostro-senora-cao-una-aristocrata-cultura-mochica_11697/7
[21] http://larepublica.pe/cultural/892178-ministerio-de-la-cultura-develo-el-rostro-de-la-senora-de-cao-fotos