4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.2. Грибы в доиспанских пиктографических кодексах
Бурбонский кодекс
Бурбонский кодекс, по словам американского специалиста по доколумбовым культурам Месоамерики Карла Таубе, является «самой главной рукописной книгой ацтеков»[1]. Где он был изготовлен, к сожалению, неизвестно. Предполагается, что его создали ацтекские жрецы в 10 – 20-е гг. XVI в. (незадолго до или сразу после конкисты). Позднее к пиктографическому тексту были добавлены подписи на кастильском (испанском) языке. Кодекс содержит тоналаматль, описание 52-летнего цикла и церемоний, которые сопровождали конец 52-летнего цикла и начало нового. Формально Бурбонский кодекс не входит в Группу Борджиа. Однако на его страницах также встречаются изображения, похожие на грибы. И даже цветы древа Тамоанчана (на фото слева) как будто бы включают в себя абрис гриба, в отличие от глифа цветка в Кодексе Борджиа (на фото справа).
Фото 1[2]. Чальчиутликуэ – покровительница 5-й тресены тональпоуалли. Лист 5, фрагмент. Бурбонский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Манускрипт на листе аматной бумаги длиной 14,2 м. Язык: науатль и добавленные позднее глоссы на кастильском. Автор неизвестен. Культура ацтеков. Время и место создания: 10 – 20-е гг. XVI в. (незадолго до или сразу после конкисты); Мексика. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба. Место хранения оригинала: Библиотека Национального собрания, Париж, Франция
В Бурбонском кодексе небольшие фигуры, которые похожи на грибы, есть на миниатюре листа 5 (фото 1). Она посвящена покровительнице 5-й тресены тональпоуалли (священного календаря) – Чальчиутликуэ (Chalchiuhtlicue – «Она в одежде из нефрита»), Богине пресной воды, озер, морей и рек, жене Бога дождя и воды Тлалока. Глифы, напоминающие желтые грибы с конической шляпкой, помещены вместе с глифами драгоценных цветов в жаровню и куаушикалли, которые расположены перед богиней.
Фото 2[3]. Чантико – покровительница 18-й тресены тональпоуалли. Лист 18, фрагмент
Фигуры, похожие на гриб, также можно найти на миниатюре листа 18 (фото 2). Она посвящена покровительнице 18-й тресены тональпоуалли – Чантико (Chantico – «Та, кто пребывает в доме»), Богине огня домашнего очага и огня вулканов, супруге Бога огня Шиутекутли. На миниатюре представлена тема жертвоприношения крови. Она обозначена, в частности, глифами куаушикалли, пары окровавленных уицтли, изображенных в верхней части, а также цакатапайолли, помещенного в центре композиции. Слева от цакатапайолли изображен персонаж, совершающий ритуал кровопускания в храме, о чем свидетельствуют атрибуты этого ритуала – сумка с копалом и уицтли.
Фигура, возможно, представляющая собой гриб, входит в составе головного убора Чантико. По своему виду гриб отличается от того, что изображен на миниатюре, посвященной Чальчиутликуэ. Он желтый, имеет ножку и шляпку, у которой край закручивается внутрь, а в центре есть углубление. (Напоминает нашу войлочную свинушку.) Рисунок гриба составлен из двух слившихся зеркально отраженных завитков. Такая же фигура нарисована среди глифов горения, исходящих из жаровни в левом нижнем углу композиции (на фото слева). Примечательно, что орнаменты из похожих грибов украшают скульптуру Шочипилли, которая была найдена на склоне вулкана. (Подробнее см.: 4.3. Грибы на камнерезных изображениях ацтеков: Статуя Шочипилли.) Чантико же является Богиней огня вулканов, что позволят связать священные грибы этого вида с вулканами, которые, несомненно, были обожествлены в религии народов Месоамерики.
Фото 3[4]. На Горе Драгоценности и на Горе Плаща из Перьев Кецаля Господин 7 Движение, Рот Ягуара, принес в жертву Человека Камня, вырвав у него сердце. Страница 7, фрагмент. Кодекс Зуш-Наттолл (Codex Zouche-Nuttall). Музейный № Am1902,0308.1. Тип объекта: пиктографический документ. Материалы: оленья кожа, краска. Размеры страницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 см. Культура: миштекская. Дата: 1200 – 1521 гг. Факсимильное издание издательского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Место хранения оригинала: Британский музей, Лондон, Англия
Но действительно ли на миниатюре, посвященной Чантико, фигура в форме двух слившихся зеркально отраженных завитков символизирует гриб? Такие же фигуры размещены по абрису почти всех гор, изображенных в Кодексе Зуш-Наттолл и Венском мексиканском кодексе. Они создают иллюзию грибов, которые растут на склонах миштекских гор. Однако в обоих кодексах завитки разделены между собой, не имеют ножки и показаны как часть горы, будучи раскрашены одним с ней цветом (фото 3). То есть «грибы» не являются самостоятельной фигурой, поскольку изображены как элемент тонкой контурной линии, очерчивающей гору. Использование двойного завитка в некоторых других контекстах обоих миштекских кодексов также заставляет сомневаться в том, что он символизирует гриб, но не дает полной уверенности в обратном. Между тем в Бурбонском кодексе фигура в форме двух слившихся зеркально отраженных завитков гораздо более соответствует виду гриба, а значит, имеет больше оснований называться грибом.
Грибная фигура в Бурбонском кодексе изображена как самостоятельная в составе головного украшения богини, среди символов горения, исходящих из жаровни-вулкана, а главное – как составная часть цветов древа Тамоанчана. По аналогии с кодексами Группы Борджиа следовало бы ожидать, что златовласый персонаж, совершающий ритуал кровопускания в присутствии богини Чантико, будет держать в руке ветку (верхушку) древа Тамоанчана с цветами-грибами как символ жертвоприношения крови. Однако в Бурбонском кодексе ветку (верхушку) древа Тамоанчана заменяет лист пальмы с наколотыми на его «пальцы» головками цветов (на фото слева).
Лист пальмы – это символ Древа Рождения миштекских династий в Кодексе Зуш-Наттолл. Жезлы, изготовленные из листа пальмы, с цветочными головками или грибными шляпками на его «пальцах» в этом кодексе являются атрибутами миштекской знати и жрецов во время событий церемониального характера. Соответственно не только шаблон рисунка гриба – двойного завитка, но и пальмовый жезл в руке персонажа, совершающего ритуал кровопускания, обнаруживают в Бурбонском кодексе выраженное влияние миштекских религиозных и изобразительных традиций. Помимо пальмового листа в состав жезла персонажа входит некий рукотворный предмет удлиненной изогнутой формы, который выступает как портбукет. Он покрыт белыми колючками по краям и золотыми шариками по середине. Его навершие похоже и на цветочный бутон, и на красно-белый текпатль.
На странице, посвященной богине Чантико, внимания заслуживает также изображение цакатапайолли, в который воткнуты два уицтли, украшенные грибными цветами (на фото слева). Над цакатапайолли помещен глиф ночного солнца. По традиции цакатапайолли – олицетворение ритуала кровопускания – показан в разрезе. Его верхний слой изображен как красивое плетение из травы. В середине цакатапайолли нарисована красно-желтая арка. Под ней находится чальчиуатль, стекающая с воткнутых в цакатапайолли окровавленных уицтли. В центр арки помещена фигура, более всего напоминающая гриб. У него красная круглая шляпка и белая цилиндрическая ножка. (Похож на наш подосиновик-красноголовик.) Однако и в данном случае с уверенность ни утверждать, ни отрицать того, что это – гриб, нельзя. Подобная фигура нередко встречается в пиктографических кодексах. Так, например, в Кодексе Борджиа она изображена на белом прямоугольном октекоматле и представляет собой глиф чальчиуатль (фото 4).
Фото 4[5]. «Тламаналли, принесение жертвы, изобилие продуктов». Фрагмент страницы 8 «Четвертая часть тоналаматля». Кодекс Борджиа (Codex Borgia). Тип объекта: пиктографический документ. Материал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, вероятно, до конкисты. Место создания: предположительно штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
Вместе с тем глиф чальчиуатль (на фото слева) по рисунку соответствует изображению орехер, которые носят многие персонажи Кодекса Борджиа. В Бурбонском кодексе орехеры нескольких божеств также напоминают символ чальчиуатль, а некоторые из них очень похожи на гриб внутри цакатапайолли Чантико. В этом можно убедиться, посмотрев на изображения божеств в ячейках сетки тоналаматля листа 16 (фото 5). Они размещены рядом с большой миниатюрой, посвященной Шолотлю, покровителю 16-тресены тональпоуалли. Схожие с орехерами фигуры чальчиуатль входят также в состав композиции, врезанной сверху в голубую раму миниатюры, которая, видимо, символизирует воду.
Фото 5[6]. Шолотль – покровитель 16-тресены тональпоуалли. Лист 16
Шолотль (Xolotl) – в ацтекской и тольтекской мифологии бог грозы и смерти, «темный» брат-близнец Кецалькоатля, олицетворение Венеры в качестве Вечерней звезды, бог, связанный с небесным огнем. Обычно он изображается как человекоподобное чудовище с собачьей головой. Считалось, что Шолотль и собака ведут душу по Царству мертвых. Кроме того, он охраняет Закатное Солнце, когда то путешествует по Подземному миру каждую ночь[7]. Согласно представлениям месоамериканцев, для того чтобы Солнце снова вернулось на небо и продолжило свое движение, его необходимо «кормить» кровью людей и животных. В соответствии с этим на данной миниатюре Бурбонского кодекса присутствуют символы жертвоприношения крови и крови вместе с жизнью.
Так, Шолотль сжимает в своей когтистой лапе красно-белый текпатль – символ человеческого жертвоприношения. В пасти он держит второй текпатль и драгоценный цветок, которые вкупе обозначают цветочную (блаженную) смерть на жертвенном камне.
В центре миниатюры изображен глиф Закатного Солнца на фоне двух скрещенных уицтли, между которыми сверху находится драгоценный цветок. Снизу между ними нарисован бутон вьюнка с лепестками красного цвета, который указывает на то, какие именно священные растения соответствуют акту жертвоприношения крови. О том, что оно будет смертельным говорит изображение второго атрибута ритуала кровопускания – сумки с благовониями, которую обычно называют сумкой с копалом. Но судя по тому, что из нее высунулась голова змеи, можно предположить, что на сей раз дым благовоний будет содержать ядовитые вещества.
Ниже помещено куаушикалько со связкой дров, как символ смерти Бога Закатного Солнца и сожжения его фардо на погребальном костре. Фардо Бога Закатного Солнца нарисовано напротив Шолотля. Оно совмещено с большим стилизованным изображением самого светила, которое глотает чудовище. По мнению мексиканских ученых Эдуардо Матоса Моктесумы и Леонардо Лопеса Лухана, изображенное здесь чудовище – это Богиня Земли Тлальтекутли. Они характеризуют ее как «родителя и пожирателя жизни»: «Подобно богам смерти, Тлальтекутли принимает на себя двойную роль в космосе. С одной стороны, она имеет генеративные функции как в растительном цикле, так и в зачатии и рождении людей, с другой – она ненасытная пожирательница крови и трупов. Фактически, она не только съедает мирские существа, обитающие на поверхности земли, но каждый вечер поглощает Солнце, извергая его на рассвете»[8].
Фото 6. Крупный план миниатюры с изображением Шолотля, Бога Закатного Солнца, и Тлальтекутли, глотающей Солнце
Обычно в ипостаси монстра Тлальтекутли изображается как голова чудовищного крокодила. Однако на миниатюре Бурбонского кодекса показана голова Пернатого змея. Об этом говорят: 1) длинные ядовитые зубы в пасти чудовища, которую только змея способна так широко раскрыть, 2) характерные змеиные завитки бровей и 3) перья-волосы. На лбу Пернатого змея изображен разрезанный пополам гриб белого цвета, который отсылает нас к символической композиции, вырезанной на майянской каменной пальме (фото 7), изображающей человека в пасти Пернатого змея с таким же грибом на голове. (Подробнее см.: 1.3. Жертвоприношения и игра в мяч. 1.3.3.3. Свидетельства камнерезных изображений майя.)
Фото 7. Пальма, изображающая стоящую фигуру в глотке большого змея с образом лестницы как части верхнего нёба змея. Материал: камень. Культура: майя. Изображение № 3006. Доколумбовое портфолио Архива фотографий Джастина Керра (Justin Kerr)[9]
[1] Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005 (https://www.indiansworld.org/myth_taube1.html#.WdxyWjtx11A).
[2] http://www.famsi.org/research/loubat/Borbonicus/images/Borbonicus_05.jpg
[4] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50761001&objectid=662517
[8] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl // Arqueología Mexicana. № 83. 2007 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM083.pdf).