КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков, продолжение
Фото 1[i]. Олицетворение войны: Кецалькоатль в образе орла вырывает зубами сердце из груди приносимого в жертву воина и открывает потоки чальчиуатль. Страница 45, фрагмент. Кодекс Борджиа (Codex Borgia). Тип документа: пиктографическая рукопись. Материал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, предположительно до конкисты. Место создания: штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
История ацтеков-мешиков была неразрывно связана с войнами, которые вначале велись за независимость, а затем – за создание и укрепление империи. Для легитимизации своих претензий на мировое господство им требовалось соответствующее идеологическое обоснование. С этой целью они использовали концепцию, связавшую войну и существовавшую с древности идею, которая утверждала необходимость людских жертвоприношений богам для сохранения космического равновесия и жизни человечества. Согласно доктрине мешиков, именно война является наиболее эффективным средством для поддержания стабильности Пятого Солнца, поскольку именно она кормит Солнце и Землю сердцами, кровью и жизнью воинов, погибших в бою и на жертвенном камне. В соответствии с этим мешики придали своим захватническим походам статус Священной войны. Себя они провозгласили богоизбранным народом, обязанным обеспечивать пищей Солнце и Землю путями Священной войны и жертвоприношений, по которым их ведет бог-покровитель Уицилопочтли.
Фото 2[ii]. Уицилопочтли («Колибри Юга»), идентифицируемый по шлему в виде головы этой птицы. В его образ включены атрибуты Тескатлипоки (подвеска анауатль с красным бантом, концы которого имеют форму ласточкиного хвоста) и Мишкоатля (красно-бело-полосатая раскраска кожи). Лист 5r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: манускрипт. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
Значимость мешиков в глазах союзников и врагов и законность их притязаний во многом зависели от статуса Уицилопочтли. Следовательно, его необходимо было возвысить от уровня племенного бога до уровня древних богов, которым поклонялись народы Месоамерики. Так Уицилопочтли был включен в четверку богов-творцов, сыновей изначальных богов Ометекутли и Омесиуатль, которым они дали одно имя – Тескатлипока – и вверили сотворение всех остальных богов, а также мира и населивших его народов. В этой четверке Уицилопочтли был ассоциирован с Синим Тескатлипокой. А в имперском пантеоне ему был присвоен статус не только Бога войны, но и Бога Солнца. Лучшим обоснованием для подобных утверждений могли быть только сказания, которые сложились в глубокой древности и передавались из поколения в поколение. Поэтому перед учеными жрецами Теночтитлана была поставлена задача переработать древние мифы с тем, чтобы главным героем в них выступал Уицилопочтли. Основополагающим для имперской идеологии стал миф о рождении Уицилопочтли в качестве Бога войны и Солнца на горе Коатепек. Один из его вариантов записал монах-францисканец, историк и лингвист Бернардино де Саагун в § 1 «О рождении Уицилопочтли». Им открывается глава I «О начале богов» Книги III «Всеобщей истории вещей Новой Испании»[iii]. Это сказание создано в жанре легенды, которая отличается от мифа тем, что повествует как будто бы не о боге, а о правителе или герое (земном воплощении бога), и описывает его жизнь и деяния в доступной для народа форме. По словам Бернардино де Саагуна, приведенное им повествование, основано на том, «что рассказывали и знали старые туземцы о рождении и начале» Уицилопочтли.
События, изложенные в легенде, разворачиваются «на некой горе, называемой Коатепек [Coatepec], возле селения Толла [Tulla]». Несомненно, создатели легенды имели в виду священную гору Коатепек («Змеиную гору») и Тулу – столицу тольтеков, приемниками которых ацтеки себя позиционировали. Именно в Туле (Тулане, Толлане), согласно мифу, записанному в Кодексе Риоса, родился бог Кецалькоатль и царствовал там в своем земном воплощении[iv].
Фото 3[v]. Отрубленная Уицилопочтли голова богини Койольшауки. Размеры: 850×725×645 см. Материал: диорит. Дата создания: 1325 – 1500 гг. Место находки: исторический центр Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика[vi]
«Из книги «История мексиканцев по их рисункам» известно, – пишет американский ученый Карл Таубе, – что ацтеки каждый год приходили на гору Коатепек, чтобы устроить торжества в честь Уицилопочтли. Все основные действующие лица этого мифа принадлежат к ацтекскому пантеону и не встречаются в мифологии позднего постклассического периода других народов Центральной Мексики. Мать Уицилопочтли Коатликуэ – «змеиное платье» – легко узнается по юбке из переплетенных змей. Единокровная сестра Уицилопочтли Койольшауки частично отождествляется с Чантико, богиней огня народов Центральной Мексики. Имя Койольшауки переводится как «которую рисуют с колокольчиками», и эта богиня обычно изображается с двумя металлическими колокольчиками на щеках. Ее сопровождают многочисленные братья, известные как Сенцон Уицнауа, или «400 южан-звезд» – по ацтекским поверьям 400 богов пульке»[vii].
Согласно тексту легенды в изложении Бернардино де Саагуна, на горе Коатепек жила одна женщина, которую звали Коатликуэ («Та, чья юбка – змеи»). Она была матерью неких индейцев, называвшихся сенцонуицнаоа и имевших сестру по имени Койольшауки («Та, чьи щеки украшены колокольчиками»). Коатликуэ зачала Уицилопочтли от упавшего на нее мячика из перьев, который она спрятала под юбкой. (Замечу, что юбка, как гласит имя ее владелицы, состояла из змей, что отражено на рисунке из книги Саагуна, – на фото слева. Думается, в легенде мячик из перьев символизирует семя, а змеи – утробу. А значит, Уицилопочтли фактически является порождением птицы и змеи. В этом есть явный намек на связь Уицилопочтли с Кецалькоатлем, имя которого означает «Пернатый змей». Следовательно, легенда отождествляет Уицилопочтли с Кецалькоатлем либо преподносит его как потомка Кецалькоатля или даже его сына.)
Дети Коатликуэ посчитали беременность матери позором и, подстрекаемые Койольшауки, сговорились ее убить. Они «вооружились для битвы, и заплели и уложили себе волосы как храбрецы», а затем во главе с Койольшауки отправились «в боевом порядке» на гору Коатепек, где находилась Коатликуэ. Далее Саагун пишет:
«И когда пришли упомянутые индейцы сенцонуицнаоа, тут же родился упомянутый Уицилопочтли, который держал круглый щит, называемый тевевелли [teueuelli], с дротиком и палицей лазоревого цвета, и с лицом, будто раскрашенным, и на голове он имел украшение из прикрепленных перьев, а левая нога у него была топкая и покрытая перьями, и оба бедра раскрашены в лазоревый цвет, так же как и руки.
И упомянутый Уицилопочтли сказал некоему Точанкальки [Tochancalqui], чтобы он поджег змею, составленную из факелов, и когда её подожгли, она ранила упомянутую Койольшау, отчего та погибла, разорванная на куски, и её голова осталась на этой горе, называемой Коатепек, а тело упало вниз и разбилось па куски. И упомянутый Уицилопочтли поднялся, и вооружился, и выступил против упомянутых сенцонуицнаоа, преследуя их и сбросив с той горы, называемой Коатепек, до самого подножья, сражаясь с ними и четырежды обогнув по кругу упомянутую гору. И упомянутые индейцы сенцонуицнаоа упрашивали и умоляли упомянутого Уицилопочтли, говоря ему, чтобы он не преследовал их и удержался от сражения. Но не захотел этого упомянутый Уицилопочтли и не имел к ним сострадания, пока почти всех их не убил, и очень немногие спаслись и ушли, ускользнув из его рук, и пришли в одну местность, называемую Уицтланпа [Uitztlanpa]. И он отобрал у них и взял много добычи, и оружие, которое они имели и которое называлось анекуйотль [anecuhyotl]».
Фото 4[viii]. Мексиканцы перед Уицилопочтли. Лист 205, фрагмент. Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de nueva España), или Флорентийский кодекс. Книга III. Тип документа: манускрипт. Языки: испанский, науатль. Автор: Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1575 – 1577 гг. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция, Италия
Завершает изложение легенды Саагун следующим абзацем:
«И упомянутые мексиканцы проявляли к нему великое почтение и служили ему многими способами, и считали его богом войны, ибо говорили, что упомянутый Уицилопочтли оказывал им великую милость в сражении. И в качестве порядка и обычая, каковые имели мексиканцы, чтобы служить и почитать упомянутого Уицилопочтли, они заимствовали тот, какой использовали и исполняли на той уже упомянутой горе под названием Коатепек».
Таким образом, легенда ацтеков утверждает, что Уицилопочтли, ставший их Богом войны, по рождению тождественен Кецалькоатлю. Он был зачат на священной горе Коатепек и стал великим воином уже в утробе матери. Ацтеки поклоняются ему согласно порядку, заведенному жрецами Тулы. Между тем известно, что тольтекские жрецы практиковали человеческие жертвоприношения, которые подтверждаются археологическими свидетельствами. По данным Уорвика Брэя, «в результате археологических раскопок в Туле были обнаружены целые пирамиды из черепов, а также сосуды, содержавшие сердца жертв». «Определенно, культура тольтеков была воинственна, – пишет он, – и в тольтекской каменной резьбе мы уже узнаем знаки различия воинов Орла и Ягуара, двух великих воинских братств ацтеков»[ix].
Фото 5[x]. Пятиметровые каменные колонные в виде воинов, поддерживавшие крышу пирамиды Храма Утренней Звезды, или Храма Кецалькоатля. Тула, штат Идальго, Мексика. У храма сохранились также статуи змей при входе и большой фриз, на которым изображены ягуары и орлы, пожирающие человеческие сердца[xi]
Легенду об Уицилопочтли широкие массы могли воспринимать как рассказ о земных женщинах и мужчинах. Однако для просвещенных людей было понятно, что в ней речь идет также о богах – персонификациях космических тел. По мнению современных ученых, сказание содержит в себе миф, который имеет космологический характер. Так его трактовал, в частности, отечественный специалист по доколумбовым цивилизациям Месоамерики Р.В. Кинжалов (1920 – 2006). Он полагал, что Койольшауки, сестра Уицилопочтли, является «олицетворением земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звезды»[xii].
В другом варианте мифа Уицилопочтли пылающим змеем Шиукоатлем отрубил Койольшауки голову, которая упала к подножью храма Коатепек, где скрывалась Коатликуэ. Затем он забросил голову высоко в небо, где та стала луной. Тело сестры Уицилопочтли расчленил и кинул в глубокое ущелье. Убитые Уицилопочтли 400 братьев (Сенцон Уицнауа – Centzon Huitznáhuac, «четыреста южан») превратились в звезды южного неба[xiii]. В начале XX в. выдающийся немецкий антрополог Эдуард-Георг Зейлер (1849 – 1922) выдвинул предположение о том, что рождение Уицилопочтли на горе Коатепек символизирует восход Солнца, побеждающего богов тьмы. Уицилопочтли вместе со своим огненным змеем Шиукоатлем – это олицетворение появляющегося из-за горизонта Солнца и его жарких лучей, а Сенцон Уицнауа – это исчезающие на утренней заре звезды[xiv].
Карл Таубе отмечает первостепенную важность мифа как идеологической составляющей внутренней и внешней политики Ацтекской империи. В своей книге «Мифы ацтеков и майя» он посвятил его разбору довольно большой текст, в котором он приводит также важную фактическую информацию.
«Рождение Уицилопочтли, – пишет К. Таубе, – не только имело космологическое значение, но и символизировало превосходство ацтеков над другими народами Центральной Мексики. Уицилопочтли был сверхъестественным воплощением и самих ацтеков, и их империи. Рождение этого бога служило мифическим основанием политической экспансии ацтеков и их права властвовать над побежденными врагами. <…>
Фото 6[xv]. Реконструкционный рисунок Великого храма Теночтитлана
Грандиозный Великий Храм, возвышавшийся над столицей ацтеков, напоминал ее жителям о Уицилопочтли и его чудесном происхождении. Северная часть этого двойного храма была посвящена богу дождя Тлалоку, а южная часть служила главным святилищем Уицилопочтли. По свидетельству туземных и испанских источников здесь часто приносили в жертву пленных воинов. У распростертых на жертвенном камне несчастных вырезали сердца, а их безжизненные тела сбрасывали к подножию ступеней храма. В документах XVI века также есть свидетельства, что южная половина Великого Храма символизировала легендарную гору Коатепек, место рождения Уицилопочтли.
Фото 7. Расчлененная Койольшауки. Жертвенный камень. Диаметр: 3,25 м. Вес: почти 8 т. Располагался у подножия лестницы пирамиды Великого храма Теночтитлана, ведущей к святилищу Уицилопочтли. Создан в правление императора Ашайякатля (1469 – 1481). Найден в 1978 г. при рытье траншеи для прокладки электрического кабеля в историческом центре Мехико. Музей Великого храма, Мехико. Снимок 2009 г.[xvi]
Материальное доказательство этого было обнаружено 21 февраля 1978 года, когда рабочие электрической компании при прокладке кабеля случайно наткнулись на огромный камень с изображением Койольшауки – в том месте, где находился центр древнего Теночтитлана. Унижение и поражение богини переданы с удивительным мастерством; тело Койольшауки обнажено и безжалостно разрублено на части. Руки и ноги богини отделены от истекающего кровью туловища, но ее поза необыкновенно динамична – как будто она катится к подножию горы. В результате последующих раскопок выяснилось, что камень с изображением Койольшауки был установлен у основания лестницы в южной части Великого Храма. Другими словами, каждая человеческая жертва, сброшенная со ступеней храма во время ацтекских ритуалов, повторяла судьбу Койольшауки на горе Коатепек.
При раскопках в Великом Храме было найдено еще одно каменное изображение Койольшауки. От него сохранились лишь фрагменты, однако на них отчетливо виден огненный змей Шиукоатль, пронзивший грудь богини. Возможно, это иллюстрация мифического происхождения обычая ацтеков приносить в жертву богам человеческие сердца. Точно так же, как огненный змей Шиукоатль пронзает Койольшауки, жертвенный нож вырезает сердце из груди приносимого в жертву пленника.
<…>
Разгром и уничтожение Койольшауки и Сенцон Уицнауа – это символическое описание побед ацтеков над своими врагами и мифическое обоснование массовых человеческих жертвоприношений с вырезанием сердец, которые проводились в Великом Храме.
Фото 8. Вид Великого храма Теночтитлана, соответствующий фазе III его строительства, которая, согласно дате, высеченной у основания храма, может соответствовать 1431 г. во время правления Ицкоатля. На переднем плане показаны три статуи Сенцон Уицнауа. Восемь таких статуй были обнаружены археологами вокруг основания лестницы, которая вела к святилищу Уицилопочтли[xvii]
Подобно эпизоду в Теотиуакане в мифе о пяти Солнцах, рассказ об уничтожении Койольшауки и ее братьев указывает на происхождение Солнца и обычая человеческих жертвоприношений. Однако величественный миф ацтеков связан не с Тонатиу, а с богом Солнца ацтеков Уицилопочтли. Возможно, мифы о создании пятого Солнца и о рождении Уицилопочтли соперничали друг с другом. Вполне вероятно, что если бы не появление испанцев, миф об Уицилопочтли вытеснил бы миф о Теотиуакане, по мере того как ацтеки расширяли свои владения в Месоамерике»[xviii].
Фото 9. Жертвенный нож (текпатль) с рукоятью в виде воина-орла. Музейный № Am,St.399. Длина: 32,3 см. Материалы: рукоять из дерева, покрытая мозаикой из бирюзы, малахита и трех видов раковин; лезвие из кремня. Культура/период: миштеки или ацтеки. Дата: 1400 – 1521 гг. Место находки: Мексика. Британский музей, Лондон, Англия[xix]. Фото 10. Рукоять ножа. Фрагмент акварельного рисунка. Музейный № Am2006,Drg.246. Автор: капитан Эван Непеан. Дата: 1840 – 1844 гг. Британский музей[xx]
Поставив существование своего государства в зависимость от непрекращающихся войн, императоры должны были находить поддержку своим действиям внутри страны. Поэтому была выстроена стройная система пропаганды Священной войны, культа ее бога Уицилопочтли и его наместника на земле – императора, прославления и поощрения доблестных воинов и обучения молодежи. Вся жизнь ацтеков была связана с войной, которая входила в нее с рождения. Испанские авторы XVI в. отмечали:
«У мешиков знахарка, беря в руки каждого новорожденного мальчика, говорила ему: «Узнай и пойми, что не здесь твой дом, ибо ты – воин и слуга. Твой долг и обязанность – это война, ты дашь Солнцу (Уицилопочтли) пищу (сердце) и питье (кровь)…» Она говорила о священном месте – поле боя, и о великом почете – смерти на жертвенном камне: «Может, ты заслужишь великую награду – смерть от обсидианового ножа». Война – йаойотль (науа yaoyotl) у мешиков считалась служением богам и имела магический смысл; выражение – атльтлачиноли (науа atltlachinoli), также обозначавшее войну, состоит из двух слов – вода и огонь (в сочетании вода и огонь, согласно представлениям мешиков, это кровь – напиток их богов; таким образом, война питает богов). Новорожденному вкладывали в руки стрелу – символ мужества. Мальчиков с самого детства учили сражаться… <…> В результате спартанского воспитания получались преданные своим богам, сильные, жестокие, дисциплинированные и выносливые воины. Простолюдина могла привести к богатству, почестям и знатности только военная служба. В престижности военной службы большую роль играла религия – воины добывали пищу и питье богам, поэты, весь народ мешиков выражал любовь к воинам: «Наши воины, цвет нашей молодежи, особенно любимы. Наши благородные храбрецы на поле боя превращаются в ягуаров. Наши воины-орлы налетают и крушат, захватывая пленников, чтобы затем накормить ими богов». Также поэты воспевали смерть на поле боя: «Ничто не сравнится со смертью в бою, никакая другая не является столь ценной для Подателя Жизни (Уицилопочтли)»»[xxi].
Фото 11[xxii]. Бог смерти на войне и смерти от жертвоприношения[xxiii], пронзающий себя текпатлем. Из его раны исходит поток чальчиуатль. Рядом нарисованы концы белой жертвенной веревки (ацтамекатль). В левой руке бога – йаойотль (знак войны). Страница 23, фрагмент. Кодекс Борджиа
Представления ацтеков о «загробной жизни» также побуждали их к воинским подвигам, смерти на войне и на жертвенном камне. Ведь только воины, погибшие в бою и на жертвенном камне, а также женщины, умершие во время родов, могли надеяться на попадание в рай[xxiv].
Согласно Флорентийскому кодексу, воины, погибшие на поле боя, направлялись прямиком в Восточный рай (Дом Солнца), где становились слугами Солнца. Они жили в садах, наполненных цветами, и проводили свое время в имитациях битв. Каждое утро воины собирались на открытой равнине, ожидая восхода Солнца. Когда оно появлялось на востоке, воины приветствовали его, звеня мечами и копьями. Распевая песни и танцуя, они сопровождали Солнце в первой части его путешествия по небу, провожая до зенита. Там Солнце встречали женщины, умершие при родах. Их души отправлялись в Западный рай (Дом зерна), где превращались в богинь сиуапипильтин. Женщины усаживали пылающий шар на носилки и сопровождали его до горизонта, где Солнце исчезало на закате, чтобы пройти через темные области подземного мира. После четырех лет служения Солнцу духи воинов возвращались на землю в виде прекрасных птиц колибри, иволг или в виде бабочек. Даже вражеские воины, захваченные в плен и принесенные в жертву, могли стать «спутниками Солнца» на равных началах с ацтеками[xxv]. Смерть на жертвенном камне считалась благородной и прекрасной, известны случаи, когда пленные воины, если их по какой-либо причине долго не приносили в жертву богам, требовали исполнения этого[xxvi].
В качестве примера Жак Сустель рассказывает известную историю о Тлауиколли, владыке Тлашкалы, захваченном мешиками. «Они так восхищались им, – пишет ученый, – что вместо того, чтобы принести его в жертву, они доверили ему командование отрядом воинов в войне с Мичоаканом. Но по своем возвращении, покрытый почестями, завоеванными в этой экспедиции, тлашкальтек отказался и дальше скрываться от своей судьбы. Он настоял на своей смерти и умер на жертвенном камне»[xxvii].
Этот рассказ приводится в «Истории Тлашкалы» Д. Муньоса Камарго, чьи предки были связаны с Тлашкалой. Он раскрывает несколько иные мотивы благородства Тлауиколли. Когда Монтесума II подарил ему свободу, воин отказался от нее, так как считал, что его жизнь кончена. Ведь он не мог больше воевать за ацтеков, потому что они были врагами Тлашкалы. Но и домой путь ему был закрыт, поскольку он воевал на стороне ацтеков. Поэтому он попросил императора, чтобы ему разрешили умереть достойной смертью, на что тот дал свое согласие. После нескольких дней отдыха храбрый Тлауиколли, борясь у ритуального камня практически безоружным с прекрасно вооруженными ацтекскими воинами, ранил и вывел из строя более двух десятков соперников, прежде чем сам был побежден и принесен в жертву богам[xxviii].
Души почти всех других людей, даже правителей, были вынуждены четыре года скитаться, терпя мучения, по Подземному миру – Миктлану (Месту мертвых), прежде чем достичь его низшего, девятого уровня. Здесь душу ждал конец, и она уничтожалась навсегда[xxix].
«…Одни лишь те, кто погибал на войне, уходили на небо; и несчастливы те, и злосчастны те души всех тех остальных, потому что у них не было средства избежать нисхождения в преисподнюю, и поэтому все желали умереть подобной смертью»[xxx], – так комментирует эти представления ацтеков в Кодексе Риоса его автор – монах-доминиканец Педро де лос Риос.
Фото 12[xxxi]. Теокалли (храм) Священной войны. Модель храма и икпалли (трон, царский стул) Монтесумы II. Размеры: высота 123 см, ширина 92 см, глубина 100 см. Материал и техника: известняк, резьба. Дата создания: 1507 г. Время и место находки: 1831 г., исторический центр Мехико, территория, на которой располагался дворец Монтесумы II. Национальный музей антропологии, Мехико[xxxii]
Одним из наиболее полных художественных выражений официальной идеологии Священной войны является символическая резьба на каменной модели храма (фото 12). Она была раскопана в центре Мехико – на том месте, где стоял дворец последнего доиспанского императора Монтесумы II, и, возможно, использовалась им как икпалли – царский стул, или трон на некоторых церемониях. (О символике композиций, вырезанных на поверхностях этого артефакта, получившего название Храма Священной войны, читайте в одноименном материале.)
[i] https://digi.vatlib.it/view/MSS_Borg.mess.1/0047
[iii] Бернардино де Саагун. Всеобщая история событий в Новой Испании. Отрывки. Кн. III. Гл. I. О начале богов // Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куприенко, В.Н. Талах. Киев: Издатель Куприенко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).
[iv] «Кодекс Риос». Отрывки // Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куприенко, В.Н. Талах. Киев: Издатель Куприенко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).
[vii] Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005 (https://www.indiansworld.org/myth_taube1.html#.WdxyWjtx11A).
[ix] Брэй У. Ацтеки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).
[xii] Цит. по: Бернардино де Саагун. Всеобщая история событий в Новой Испании. Отрывки. Кн. III. Гл. I. О начале богов // Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа.
[xiv] Таубе К. Указ. соч.
[xv] Основано на: https://www.indiansworld.org/sites/default/files/field/photo/templo_mayor_1200.jpg; http://photobucket.com/gallery/user/regiosfera/media/bWVkaWFJZDoxMDIzOTY3MQ==/?ref=
[xvi] https://www.flickr.com/photos/miguelalvarez/4095977415/; Museo del Templo Mayor: Coyolxauhqui (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/museo.pdf); Templo Mayor. Etapas constructivas (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/zona_arqueologica.pdf).
[xvii] Aguilar-Moreno M. Aztec Architecture (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Architecture_Part1.pdf).
[xviii] Таубе К. Указ. соч.
[xix] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?searchText=Mixtec%20sacrificial%20knife&ILINK|34484,|assetId=43407001&objectId=8871&partId=1
[xx] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=3194382&partId=1&searchText=Mixtec+sacrificial+knife&page=1
[xxi] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext1.phtml).
[xxiii] Согласно комментариям Э.-Г. Зейлера (http://samlib.ru/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia3.shtml).
[xxiv] Ацтеки: империя крови и величия // Исчезнувшие цивилизации. Энциклопедия. М.: Терра, 1997 (https://www.indiansworld.org/aztemp2.html#.W63OnfloRdi).
[xxv] Брэй У. Ацтеки. Указ. соч.; Ацтеки: империя крови и величия.
[xxvi] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[xxvii] Сустель Ж. Ацтеки: воинственные подданные Монтесумы / Пер. с англ. Л.А. Карпова. М.: Центрполиграф, 2003 (https://books.google.ru/).
[xxviii] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WfQeFnZx11C).
[xxix] Брэй У. Указ. соч.
[xxx] Одежда, обряды и одеяния индейцев Мексики (согласно «Кодекса Риос») // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Киев: Издатель Куприенко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[xxxi] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/teocalli-de-la-guerra-sagrada/wQEibbbI4U34AQ
[xxxii] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Teocalli_de_la_Guerra_Sagrada_-_1.jpg