КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков, продолжение
1.2.4. Динамика жертвоприношений в историческом контексте
1.2.4.1. Краткая история ацтеков
Считается, что ни у одного народа Месоамерики человеческие жертвоприношения не достигали такого размаха, как у ацтеков. Однако было бы большим заблуждением полагать, что они тысячами умерщвляли людей уже в те времена, когда их племя только появилось на исторической арене. Регулярные и часто чудовищные по своим масштабам жертвоприношения стали практиковаться ацтекскими правителями лишь с середины XV в., когда войны за расширение империи начали приносить много пленных.
История ацтеков[1] состоит из трех частей: 1) периода странствий, окончившегося основанием Теночтитлана, 2) периода упрочения положения ацтеков в Мексиканской долине и 2) периода расширения и завоеваний, который закончился, когда ацтеки сами были завоеваны испанцами в 1521 г.
Фото 1[2]. Мексиканская долина в 1519 г.
1. Период странствий, 1168 – 1325 гг.
Ацтеки впервые появились на исторической сцене в XIII в., когда проникли в Мексиканскую долину (Долину Мехико). Окруженная горами и вулканами, она была центром нескольких доколумбовых цивилизаций, включая теотиуаканскую, тольтекскую и собственно ацтекскую. Откуда пришли ацтеки, неизвестно, но, согласно ацтекской пиктографической рукописи, именуемой Кодексом Ботурини, они покинули родину в 1168 г. и скитались почти целое столетие, прежде чем осесть на берегах соленого озера Тескоко. Между тем 1168 г. – это одна из предполагаемых дат крушения империи тольтеков, столицей которой был город Тула. С северо-запада, со стороны Тулы, мешики-ацтеки и пришли в долину. В Кодексе Ботурини говорится о том, что какое-то время они останавливались там.
Фото 2[3]. Мешики покидают свой родной остров, на каноэ пересекают озеро в 1-й год Кремня (1168 г.) и прибывают в пещеру на склоне холма, где обнаруживают идола Уицилопочтли[4]. Лист 1. Полоса странствий (Tira de la Peregrinación), или Кодекс Ботурини (Codex Boturini). Тип документа: пиктографическая рукопись. Создана неизвестным ацтекским автором. Материалы: полоса аматной бумаги, сложенная гармошкой; черная и красная краски. Размеры полосы: 19,8×549 см. Время и место создания: 1520 – 1540 гг., Теночтитлан. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика
Легенды говорят, что предки ацтеков жили в мифической стране Ацтлан («Земле белизны или месте цапель»), от названия которой и пошло название их народа. Эта страна находилась на острове в середине озера. Собравшись в путь, ацтеки сели в каноэ и, переплыв озеро, пристали к берегу, где в пещере на склоне холма нашли говорящего идола Уицилопочтли, который повел их в странствиях (фото 2). Он велел ацтекам осесть там, где они узрят орла, сидящего на кактусе со змеей в когтях.
Ацтеки отправились в поход, сопровождаемые некоторыми другими племенами. Постепенно группа распалась, и ацтеки продолжили свое путешествие в одиночестве, прислушиваясь к советам своего бога и воздавая ему почести при каждой остановке. В конце странствий, когда ацтеки появились в Мексиканской долине, они обнаружили, что земли здесь уже заняты другими племенами.
Фото 3[5]. Место, где был основан город мешиков Теночтитлан. Лист 71v. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана
Мексиканская долина была поделена между крошечными городами-государствами, которые воевали друг с другом за территорию и ради дани. Некоторое время ацтеки самовольно селились на чужих территориях, откуда их постоянно выгоняли. Примерно с 1250 по 1298 г. ацтеки были вассалами Аскапоцалько, столицы царства тепанеков. Затем они жили под покровительством правителя города Колуакана (Кулуакана) и сражались за него на войне. В 1323 г. за военные успехи правитель Колуакана отдал в жены ацтекскому вождю свою дочь – принцессу Колуа. Но ацтеки совершили ужасную ошибку – принесли ее в жертву Уицилопочтли и вынуждены были бежать. Они нашли пристанище в болотах озера Тескоко, поселившись на нескольких необитаемых прежде островах, окруженных топями. Эта территория была ничейной землей, не представлявшей интереса для других племен. Поэтому ацтеков оставили в покое. В 1325 г. они основали свой город. В легенде сказано, что после долгих скитаний, ацтеки наконец увидели то, о чем говорил Уицилопочтли, – орла, сидящего на кактусе со змеей в когтях, – и основали город, назвав его Теночтитланом («Местом священной опунции»). (В испанских текстах его часто именуют Мешико, или Мешико-Теночтитланом.)
Фото 4[6]. Лист 14v, фрагмент. История Страны благоденствия Новой Испании и островов материка (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Тип объекта: манускрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Национальная библиотека Испании, Мадрид
2. Закрепление в Мексиканской долине, 1325 –1440 гг.
Теночтитлан начался с группки тростниковых хижин, окружавших храм Уицилопочтли на одном из топких островков. Легенды говорят, что второй город – Тлателолько («Место холмов») был основан примерно в это же время неподалеку на таком же островке. Вскоре оба города вошли в зависимость от Аскапоцалько – города-государства тепанеков, который в это время как раз начал расширяться под руководством Тесосомока. Мешики-ацтеки вынуждены были платить дань и принимать участие в войнах на стороне своего сюзерена.
Группы хижин постепенно сменились каменными городами, и к середине XIV в. и Теночтитлан, и Тлателолько стали городами достаточно крупными, чтобы обратиться к другим племенам с просьбой обеспечить их правителями. Первым монархом Теночтитлана стал Акамапичтли (1367 – 1387), принц династии Колуакан, а Тлателолько достался в удел сыну Тесосомока.
Во время царствования Уицилиуитля, второго властителя Теночтитлана, правившего с 1397 по 1415 г., ацтеки оставались под властью Аскапоцалько, который к тому времени уже одолел своего единственного серьезного противника, государство Тескоко на восточном берегу озера, и образовал самое могущественное государство в долине. Однако могущество тепанеков было недолгим. В 1426 г. престарелый Тесосомок умер, и трон Аскапоцалько перешел к Маштле, злейшему врагу Теночтитлана. Первым же делом Маштла организовал убийство правителя Тлателолько, а затем и третьего правителя Теночтитлана – Чимальпопоки. Наследником Чимальпопоки стал Ицкоатль (правил с 1427 по 1440 г.), создавший грандиозный союз с целью освободиться из-под власти Аскапоцалько. В этот союз вошли приозерные города Тлателолько и Тлакопан, а также от побежденных тескоканцев Нецауалькойотль, их правитель в изгнании. Союз попросил помощи у Тлашкалы и Уэшотцинко – двух государств, расположенных за пределами долины, и объединенные силы подготовили операцию, которая вернула Тескоко законному наследнику и захватила главные города тепанеков. К 1428 г. власть Аскапоцалько рухнула.
Эта победа стала поворотным пунктом в истории ацтеков. Союзники оказались наследниками империи тепанеков и поделили добытое между собой. Ацтеки же нашли свою первую прочную опору на берегу озера, где они захватили некоторые области к северу и югу, в которых говорили на языке науатль. Теперь победители могли диктовать свои условия другим государствам долины. Сложившееся положение было официально оформлено как Тройственный союз между Теночтитланом, Тескоко и Тлакопаном, которые договорились о военной взаимопомощи и дележе будущих военных трофеев. Этот Тройственный союз доминировал в Мексике на протяжении следующего столетия.
Победа превратила Теночтитлан из вассального островного государства в мощную силу, которая теперь могла сама требовать дань с других и имела свои интересы на материке. Ацтеки ощутили большую уверенность и чувство превосходства над прочими народами.
Подобное отношение намеренно культивировалось Ицкоатлем и его главным жрецом и советником Тлакаелелем (1397 – 1487). В это время были сожжены старые исторические манускрипты, поскольку они делали слишком сильный акцент на варварское происхождение ацтеков. Ицкоатль также предпринял попытку уничтожить записи древних царств, потому что в них либо вообще не было упоминания об ацтеках, либо они довольно откровенно повествовали об их прежнем положении. А они уже чувствовали себя избранным народом, чьей миссией было осуществлять завоевания во имя Уицилопочтли.
Именно при Ицкоатле и Тлакаелеле Бога войны Уицилопочтли ацтеки стали почитать как Бога Солнца, поставив его на один уровень с Кецалькоатлем, Тескатлипокой и Тлалоком, утверждая, что именно Уицилопочтли олицетворяет Пятое Солнце[7]. Одновременно были установлены постоянные человеческие жертвоприношения для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Они мотивировались тем, что Уицилопочтли непрерывно сражается с тьмой и требует непрерывного пополнения сил через жертвоприношения, которые позволят ему продержаться еще один 52-летний цикл. Таким образом будет задержан конец света[8]. При этом на ацтеков, как народ, избранный Уицилопочтли, была возложена священная обязанность обеспечивать пищей Солнце. Вместе с тем участившиеся военные операции приносили Теночтитлану все больше и больше пленных.
Скоро было покончено с крошечными государствами долины, и с капитуляцией Чалько и Шочимилько главенство Тройственного союза еще более упрочилось. Теперь вся Мексиканская долина находилась под властью союзников. Дальнейшие завоевания могли иметь место только за пределами долины.
Фото 5[9]. Карта Ацтекской империи в 1427 – 1520 гг. с указанием территориальных завоеваний отдельных правителей
3. Расширение и завоевания, 1440 – 1521 гг.
После смерти Ицкоатля Монтесума I (правил с 1440 по 1468⁄1469 г.) продолжил агрессивную политику своего предшественника. Он захватил территорию миштеков на юго-западе, и его армии прорвались через восточные земли до самого побережья залива в Уастеку и Вера-Крус. Впервые горное государство получило возможность требовать дань с этих областей. «Пленников, захваченных во время битв, приносили в жертву Уицилопочтли, и эти жертвы стали основой мексиканской религии, подобно тому как новое сырье легло в основу экономики», – пишет американский археолог Уорвик Брэй в своей книге «Ацтеки. Быт, религия, культура».
Фото 6. Император Ашайякатль (Axayacatl, «Маска из воды») и его завоевания. Лист 25. История мешиков, или Кодекс Ацкатитлана (Codex Azcatítlan). Тип объекта: пиктографический документ. Идентификационный № Mexicain 59–64. Материал: европейская бумага. Объем: 25 листов. Размеры листа: 21×28 см. Языки: классический науатль, испанский. Дата публикации: 1501 – 1600 гг., по другим данным – 1530 г. Национальная библиотека Франции[10]
Теночтитлан вырос из столицы в имперский город. В то же время его главный союзник, Тескоко, входил в свой золотой век под владычеством Нецауалькойотля. При Ашайякатле (1469 – 1481) ацтеки совершили дальнейшие завоевания, и во время его правления Тлателолько потерял свою независимость. В 1473 г. теночтитланцы напали на город. Тлателолько был побежден, его правитель убит и заменен теночтитланским военным наместником, а городской совет лишился своего голоса в политическом союзе ацтеков.
Фото 7[11]. Реконструкционный план Теночтитлана и входящего в него Тлателолько (1519)
После покорения Тлателолько болота, что разделяли два города, осушили и города стали единой агломерацией, хотя каждый из них сохранил свой коммерческий и религиозный центр. Ацтекскую столицу населяли более 350 тыс. человек. Она была самым крупным городом в Мексике и гораздо крупнее, чем любой европейский город того времени.
Фото 8[12]. Теночтитлан. Фрагмент фрески «Рынок в Тлателолько» в Национальном дворце Мехико. Автор: мексиканский живописец-муралист Диего Ривера (1886 – 1957)
Описание Теночтитлана, относящееся к ноябрю 1519 г., содержится в книге «Правдивая история завоевания Новой Испании» Берналя Диаса де Кастильо (1492⁄1496 – 1584), соратника завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Он сопровождал Кортеса, когда тот вместе с императором Монтесумой II и по его приглашению осматривал церемониальный комплекс Теночтитлана. Когда Кортес и его спутники поднялись на вершину Великого храма, Монтесума вышел из святилища, «взял Кортеса за руку и предложил обозреть свой огромный город и все большие города, расположенные на воде, и другие многочисленные поселения вокруг этого же озера на земле».
«И так мы стояли, все осматривая, поскольку этот громадный проклятый храм был столь высок, – пишет Диас, – что господствовал надо всем; и оттуда мы видели все три дороги [на дамбах], ведущие в Мешико… И мы видели акведук с пресной водой, проведенный из Чапультепека, снабжавший город, а на тех трех дорогах [на дамбах] промежутки с мостами, сделанные то тут, то там, чтобы таким путем въезжать и выезжать по озеру от одного места к другому; и мы видели на этом большом озере столь великое множество лодок, одни прибывали с продовольствием, другие возвращались нагруженные товарами; и мы видели каждый дом этого великого города и все дома большинства городов, что были расположены на воде; от дома к дому было не пройти иначе как только по подъемным мостам, сделанным из дерева, или на лодках. И мы видели в этих городах cues [(пирамиды храмов)] и святилища в виде башен и крепостей, и все сияющей белизны, это было изумительно, а при дорогах [на дамбах] – другие башенки и святилища, которые были как замки. И потом, основательно осмотрев все, что мы могли увидеть, вновь стали обозревать главную торговую площадь со множеством людей, толпившихся на ней, – одни покупали, другие продавали, и только гомон и гул от криков и разговоров оттуда был слышен более чем за одну легуа (1 легуа = 5,572 км – Ф.Ó.), и среди нас были солдаты, которые побывали во многих местах мира: и в Константинополе, и по всей Италии, и в Риме – и они говорили, что такой торговой площади, настолько благоустроенной и таких больших размеров, заполненной таким множеством людей, они никогда не видели»[13].
Фото 9[14]. Рынок в Тлателолько – главная торговая площадь Мешико. Фреска в Национальном дворце Мехико. Автор: Диего Ривера. Время создания: 1945 г.
Тисок, брат Ашайякатля, был слабым правителем. Он провел на троне всего шесть лет (с 1481 по 1486 г.) и умер, будучи, как говорят, отравленным военачальниками, которые желали заменить его более воинственным лидером. Таким человеком оказался Ауицотль, правивший с 1486 по 1502 г. Под его руководством армии Тройственного союза захватили еще больше территорий миштеков и уастеков и пробились к Тихоокеанскому побережью, где они утвердили ацтекское господство до сегодняшней границы с Гватемалой.
Фото 10. Монтесума II. Лист 117v. Кодекс Товара. Тип документа: манускрипт. Материалы: бумага, акварель. Языки: испанский, науатль. Автор: монах-иезуит Хуан де Товар (Juan de Tovar, около 1546 г. – около 1626 г.). Время и место создания: 1585 г., Мексика. Библиотека Джона Картера Брауна, Провиденс, США[15]
Последним из правителей перед испанским вторжением был Монтесума II, или Мотекусома II (находился у власти с 1502 по 1520 г.), сын Ашайякатля. Он присоединил к империи земли вокруг границы страны миштеков. В 1519 г. империя, все еще расширяющая свою территорию и находящаяся в самом зените своей славы, когда Кортес вступил на землю Мексики, была низвергнута.
По свидетельству Берналя Диаса де Кастильо[16], Монтесума вскоре оказался в плену у Кортеса, который им ловко манипулировал. Давая ложные обещания и угрожая жизни родных и близких, Кортес заставлял императора быть послушным его воле и отдавать подданным внушенные им приказы. Ему удалось заставить Монтесуму признать себя вассалом императора Священной римской империи Карла V и выплатить ему огромную дань. Она включала в себя не только золото, серебро и драгоценные камни, но и изделия из перьев, которые ацтеки также считали драгоценными.
Фото 11. Церемониальный головной убор из перьев (корона Монтесумы II). Инвентарный № 10402. Размеры: высота 116 см, диаметр 175 см. Материалы: перья, золотые пластинки, кожаный ремень, бумага, хлопок, дерево. Время создания: около 1515 г. География: Месоамерика, Мексика. Всемирный музей Вены, Австрия[17]
Среди тех даров Карлу V, которые остались после дележа дани между конкистадорами и прибыли в Германскую империю, оказалась так называемая корона Монтесумы (фото 11). Ныне она хранится во Всемирном музее Вены. Этот головной убор высотой 116 см и диаметром 175 см, сделанный из перьев священных птиц, не похож на небольшую треугольную диадему шиууицолли (xiuhuitzolli), украшавшуюся драгоценными камнями и в первую очередь бирюзой шиуитль (xihuitl). Ее носили только очень знатные мешики[18] и именно в ней обычно изображается Монтесума (см. фото 10). Поэтому долгое время «корону» считали накидкой. Между тем Уицилопочтли в Кодексе Мальябекки нарисован в очень похожем головном уборе (фото 12). Это позволяет, на мой взгляд, отнести «корону» к предметам культа Уицилопочтли и считать ее головным убором, который Монтесума в качестве верховного жреца Уицилопочтли мог надевать на соответствующих церемониях. Известно, что он стал императором в возрасте около 40 лет, уже будучи жрецом самого высокого ранга[19].
Фото 12. Бог войны и Солнца Уицилопочтли. Лист 89r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Идентификационный № Magl. XIII. 3. Тип документа: манускрипт. Время создания: XVI в. Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия[20]
[1] Основано на: Брэй У. Ацтеки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).
[4] Брэй У. Указ. соч.
[7] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[9] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Aztec_Empire_-_ru.svg
[10] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b84582686/f25.item
[13] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext3.htm).
[15] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Moctezuma_II,_the_Last_Aztec_King_(Reigned_1502–20)_WDL6724.png
[16] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext4.htm).
[18] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[19] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/zhrechestvo.html#.WhrE1Xlx11A).
[20] Кодекс Мальябекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куприенко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).